Статья на тему: Формирование позитивной «Я - концепции» у младших школьников в дизайн – деятельности.
статья на тему
Статья "Формирование позитивной "Я - концепции" у младших школьников в дизайн-деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 188.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья
«Формирование позитивной «Я - концепции» у младших школьников в дизайн – деятельности»
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………….............. 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ПОЗИТИВНОЙ «Я - КОНЦЕПЦИИ»
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
- Понятие «Я - концепция» в науке ……………………………. 6
- Особенности развития позитивной «Я - концепции»
у младших школьников …………………………………………….. 13
Глава 2. ДИЗАЙН-ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ
«Я - КОНЦЕПЦИИ» ………………………………………………… 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………… 35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………. 36
ВВЕДЕНИЕ
Детство – это время, когда ускоряется темп приобретения детьми знаний о культурном и социальном мире, а так же их общее развитие. В идеале за этот период ребенок узнает «Что такое хорошо и что такое плохо», что такое плохое и хорошее поведение, как справляться со своими чувствами, желаниями и потребностями социально приемлемыми способами, а также о том, что ожидает от него семья и общество, в котором он живет. Дети начинают осваивать нормы, правила и обычаи своей культуры. Именно в это время формируется «Я-концепция», которая может сохраняться на протяжении всей дальнейшей жизни.
Современным детям приходится жить в эпоху, полную противоречий, насыщенную информацией. Их поведение часто повторяет увиденное на улице или телеэкране. Родителям часто не хватает времени поговорить с ребенком. Многим детям все труднее становится взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Часто живое общение заменяет виртуальный мир компьютера. Чтобы воспитать гармоничную личность необходимо развивать не только познавательные процессы, но и «эмоциональный интеллект», личностные качества ребенка.
Одной из важнейших задач воспитания является формирование и развитие положительной адекватной «Я-концепции» и, прежде всего, самосознания ребенка. Все больше на передний план выдвигаются различные внутриличностные образования, такие как самопонимание, рефлексия, «Я-концепция», образ «Я», доверие к себе.
Младший школьный возраст является сензитивным в формировании позитивной «Я-концепции», так как на данном этапе «Я-концепция» характеризуется наибольшей пластичностью, возможно, её качественное изменение в ходе значимой для ребёнка учебно-познавательной творческой деятельности, структура которой позволяет органично включить в её содержание педагогически управляемый процесс формирования у младшего школьника позитивной «Я-концепции».
В последние годы современный образовательный процесс ориентирован на развитие личности ребенка, способной к творческому, нетрадиционному решению возникающих проблемных ситуаций, умеющей прогнозировать свои действия, а также гибко менять стратегию и тактику своего поведения с учетом возникающих изменений. Поэтому многие отечественные ученые и педагоги считают принцип творчества - креативности одним из центральных принципов современного образования. Между тем представления о том, что стоит за этим понятием, неоднозначны и даже противоречивы. Но все исследователи пишут о том, что развитие креативности напрямую связано с формированием позитивной «Я-концепции», позволяющей человеку реализовывать имеющийся у него творческий потенциал.
Условием формирования положительной «Я-концепции» является осуществление творческой работы с эмоциональным содержанием, то есть необходимо, чтобы человек признал собственные эмоциональные реакции как ценность и научился их выражать социально приемлемым способом.
Актуальность решения задачи формирования у младших школьников позитивной «Я-концепции» в учебно-познавательной творческой деятельности подтверждается в новых стандартах второго поколения, в основе которых лежит деятельностный подход, то есть дети должны применять знания, умения и способности на практике. Через привитие навыков трудовой дизайн-деятельности можно научить ребенка заниматься исследовательской работой. Их трудолюбие будет способствовать этому.
В федеральных государственных образовательных стандартах особо выделен личностный фактор.
Личностные планируемые результаты в условиях современного общества предполагают адаптацию (в широком смысле этого слова) к изменениям окружающей среды. Для учащихся начальных классов – это:
- формирование положительной «Я-концепции», опыта самопознания и личностной самооценки;
- формирование основ гражданской идентичности;
- начальная ориентация в общечеловеческих ценностях добра, красоты, истины;
- адекватная реакция в проявлениях эмоционально-оценочного отношения к миру (интересы, склонности, предпочтения);
- выражение собственного мнения, позиции; овладение культурой общения и поведения.
Личностные результаты проявляются в сформированности универсальных учебных действий: иметь свою точку зрения, отстаивать ее при необходимости, активно сотрудничать со взрослыми, совместно с другими учащимися решать учебные и неучебные задачи, давать оценку своим поступкам и поведению других людей.
Среди планируемых личностных результатов выделяют группу результатов, связанную с формированием регулятивных учебных действий. Самоопределение, самопознание, самореализация обеспечивают способность обучающегося к непрерывному образованию и самообразованию на протяжении всей жизни. Овладение новым для первоклассника видом деятельности – учебной деятельностью – включает в себя осмысленное целеполагание (понять, принять, самому ставить цель); планирование (действий, объема работы, темпа ее выполнения), осуществление задуманного плана, самоконтроль (коррекцию), самооценку.
Способом оценки достигаемых личностных и метапредметных результатов становится уровень притязаний ученика в выполнении предметных заданий различных уровней сложности и успешность выполнения разных видов деятельности.
В данной работе мною были учтены и использованы данные и труды отечественных и зарубежных авторов, в области психологии развития личности ребенка и формирования его «Я-концепции»: У.Джеймс, К. Роджерс, Дж.Мид, Э.Эриксон, Р.Бернс, Л.И.Божович, Л.С.Выготский, Б.Г.Ананьев и др.
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗИТИВНОЙ
«Я - КОНЦЕПЦИИ» У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
- Понятие «Я - концепция» в науке.
Что же такое «Я-концепция»? Само понятие «Я - концепция» - достаточно молодое. Впервые термин «Концепция» был представлен в работах психолога Уильяма Джеймса. Глобальное, личное «Я» он рассматривал как двойственное образование, в котором соединяются «Я-сознающее» (чистый опыт) и «Я – как объект» (содержание этого опыта). Эти две стороны всегда существуют одновременно. Именно Джеймсу принадлежит первая и весьма глубокая концепция личностного «Я», рассматриваемого в контексте самопознания; он выдвинул гипотезу о двойственной природе «Я».
В первые десятилетия двадцатого века изучением «Я-концепции» занимались не только многие психологи, но и социологи. Главными теоретиками стали Чарльз Кули и Джордж Мид.
Чарлз Кули первым подчеркнул значение субъективно обратной связи, получаемой нами от других людей, как главного источника данных о собственном «Я». Так же он предложил теорию «зеркального-Я», утверждая, что представления индивида о том, как его оценивают другие существенно влияют на его «Я-концепцию». «Зеркальное-Я» возникает на основе символического воздействия индивида с разнообразными первичными группами, членом которых он является. Непосредственные отношения между членами группы предоставляют индивиду обратную связь для самооценки. Таким образом, «Я-концепция» формируется методом проб и ошибок, в ходе которого усваиваются ценности, установки и роли.
Джордж Мид считал, что становление человеческого «Я», как целостного психологического явления, в сущности, есть не что иное, как происходящий внутри «индивида» социальный процесс. Что через условия культуры (как сложной совокупности символов, обладающих общими значениями для всех членов общества) человек способен предсказывать как поведение другого человека, так и то, как этот другой человек предсказывает наше собственное поведение. Что самоопределение человека как носителя той или иной роли осуществляется путем осознания и принятия тех представлений, которые существуют у других людей относительно этого человека. Человек для Мида не одинокое существо, он доказывает, что именно общество обусловливает форму и содержание процесса формирования «Я-концепции».
Многие психологи и социологи изучали «Я-концепцию», но современное представление о «Я-концепции» в значимой мере было достигнуто благодаря работам Карла Роджерса и его клинической практике.
«Самость» или «Я-концепция» (Роджерс использовал эти термины взаимозаменяемо) определяется как организованный, последовательный концептуальный процесс, составленный из восприятий свойств «Я», или «меня» и восприятий взаимоотношений «Я», или «меня» с другими людьми и с различными аспектами жизни, а так же ценности, связанные с этим восприятием. Этот процесс доступен осознанию, хотя не обязательно осознаваемый.
По Роджерсу, «Я-концепция» включает не только наше восприятие того, какие мы есть, но и то, какими бы хотели быть, какими должны быть. Этот компонент «Я» называется «Я – идеальное» – это «Я», которое человек больше всего ценит и к которому больше всего стремиться. «Я-концепция» является продуктом социализации.
Рождерсом были выдвинуты условия, важные для развития «Я-концепции»:
- потребность в позитивном внимании – для любого человека важно чтоб его любили и понимали другие. Эта потребность универсальна, развивается как осознание «Я». Впервые она проявляется у младенца, как потребность в любви и заботе, а впоследствии она выражает себя в удовлетворении человека, когда его одобряют другие, когда им довольны.
- условия ценности – это то, как человек оценивает свою ценность. Фактически с годами приобретая опыт, дети запоминают, что если их действия одобряются родителями, то их будут хвалить и любить. И наоборот, если они будут действовать не правильно или неприемлемо, с точки зрения родителей, то их не будут любить и ценить. Такое обусловленное позитивное внимание со стороны других людей приводит к тому, что человек в одних отношениях чувствует свою ценность, а в других – нет.
- безусловное позитивное внимание – это означает, что человека принимают таким, какой он есть, а человек поступает так, как он хочет. То есть дать или получить позитивное внимание независимо от ценности конкретного поведения человека.
Роджерс утверждал, что по большей части поведение человека согласуется с его «Я-концепцией». Другими словами, человек стремиться сохранить состояние согласованности самовосприятия и переживания.
Рассмотрев «Я-концепцию» в исследованиях ученых можно вывести общее определение: «Я-концепция» – это относительно устойчивая, более или менее осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит взаимодействия с другими людьми, и относиться к себе. «Я-концепция» – это предпосылка и следствие социального воздействия, определяемая социальным опытом.
В современной психологии «Я-концепция» рассматривается как:
1. Один из компонентов личности, как отношение индивида к самому себе. Понятие « Я-концепция» выражает единство и целостность личности с ее субъективной внутренней стороной, то есть то, что известно индивиду о самом себе, каким он видит, чувствует и представляет себя сам. (Гримак Л. П.,1991, с. 197).
2. Как совокупность установок, направленных на самого себя. В основном установки подчеркивают три главных элемента
- «Образ Я» – представление индивида о самом себе.
- Самооценка – аффективная оценка этого представления, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа Я могут вызвать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением.
- Потенциальная поведенческая реакция, то есть те конкретные действия, которые могут быть вызваны «образом Я» и самооценкой.
Рассмотрим подробнее основные составляющие «Я-концепции» (Бернс Р., 1986, с.32).
- Когнитивная составляющая. Представления индивида о самом себе, как правило, кажутся ему убедительными независимо от того, основываются ли они на объективном знании или субъективном мнении, являются ли они истинными или ложными. Конкретные способы самовосприятия, ведущего к формированию «образа Я», могут быть самыми разнообразными. Абстрактные характеристики, которые мы употребляем, описывая какого-то человека, никак не связаны с конкретным событием или ситуацией. Как элементы обобщенного образа индивида они отражают, с одной стороны, устойчивые тенденции в его поведении, а с другой – избирательность нашего восприятия. То же самое происходит, когда мы описываем самих себя: мы в словах пытаемся выразить основные характеристики нашего привычного самовосприятия, к ним относятся любые ролевые, статусные, психологические характеристики индивида, описание имущества, жизненных целей и т.п. Все они входят в «образ Я», только одни представляются более значимыми индивиду, а другие – менее. Причем значимость элементов самоописания и, соответственно, их иерархия могут меняться в зависимости от контекста, жизненного опыта или, просто под влиянием момента. Такого рода самоописания – это способ охарактеризовать неповторимость каждой личности через сочетания ее отдельных черт (Бернс Р.,1986, с.33).
- Эмоционально – оценочная составляющая (самооценка).
Эмоциональная составляющая установки существует в силу того, что ее когнитивная составляющая не воспринимается человеком безразлично, а пробуждает в нем оценки и эмоции, интенсивность которых зависит от контекста и от самого когнитивного содержания (Бернс Р., 1986, с. 34). Самооценка не является постоянной, она может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа «Я» могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием образа или с осуждением. Эта оценка может быть обусловлена соответствующими стереотипами, бытующие в той или иной социальной среде. Источником оценочных знаний различных представлений индивида о себе является его социокультурное окружение, в котором оценочные знания нормативно фиксируются в языковых значениях. Источником оценочных представлений индивида могут быть также социальные реакции на какие-то его проявления и самонаблюдения. Самооценка отражает степень развития у индивида чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу его «Я», она проявляется в сознательных суждениях индивида, в которых он пытается сформулировать свою значимость, она скрыто или явно присутствует в любом самоописании.
Учеными были выделены факторы, влияющие на формирование самооценки: - сопоставление образа «реального Я» с образом «идеального Я», то есть с представлением о том, какой человек на самом деле и каким хотел бы быть. Те, кто достигает в реальности характеристик, определяющих образ «идеального Я», должны иметь высокую самооценку. Если же человек ощущает разрыв между этими характеристиками и реальностью своих достижений, его самооценка, по всей вероятности, будет довольно низкой (Бернс Р., 1986, с. 36).
- другой фактор, важный для формирования самооценки, связан с реакций социума на данного индивида. Иными словами, человек склонен оценивать себя так, как, по его мнению, его оценивают другие.
- индивид оценивает успешность своих действий и проявлений через призму идентичности. Индивид испытывает удовлетворение не от того, что он просто что-то делает хорошо, а от того, что он избрал определенное дело и именно его делает хорошо.
Следует отметить, что самооценка, независимо от того, лежат ли в ее основе собственные суждения индивида о себе или интерпретации суждений других людей, индивидуальные идеалы или культурно заданные стандарты, всегда носит субъективный характер.
Позитивную «Я-концепцию» можно приравнять к позитивному отношению к себе, к самоуважению, принятию себя, ощущению собственной ценности; синонимами негативной «Я-концепции» становятся в этом случае негативное отношение к себе, неприятие себя, ощущение своей неполноценности (Бернс Р., 1986, с.37).
- Поведенческая составляющая - это те конкретные действия, которые могут быть вызваны образом «Я» и самооценкой. Тот факт, что люди не всегда ведут себя в соответствии со своими убеждениями, хорошо известен. Нередко прямое, непосредственное выражение установки в поведении модифицируется или вовсе сдерживается в силу его социальной неприемлемости, нравственных сомнений индивида или его страха перед возможными последствиями. Всякая установка – это эмоционально окрашенное убеждение, связанное с определенным объектом. Особенность «Я-концепции» как комплекса установок заключается лишь в том, что объектом в данном случае является сам носитель установки. Благодаря этой самонаправленности все эмоции и оценки, связанные с «образом Я», являются очень сильными и устойчивыми. Не придавать значение отношению к тебе другого человека достаточно просто; для этого существует богатый арсенал средств психологической защиты. Но если речь идет об отношении к самому себе, то простые вербальные манипуляции здесь могут оказаться бессильными. Никто не может просто так изменить свое отношение к самому себе (Бернс Р., 1986, с.39).
Функции «Я-концепции»:
–достижение внутренней согласованности личности:
–интерпретация жизненного опыта;
–определение ожиданий человека в отношении своего будущего.
Столкновение противоречащих друг другу представлений, чувств, идей, относящихся к представлениям человека о себе, вызывает у него ощущение психологического дискомфорта. И человек всячески пытается этого избежать, предпринимая действия, способствующие достижению утраченного равновесия, стараясь избежать внутренней дисгармонии.
Поэтому, когда человек сталкивается с новым опытом, знанием о себе, он либо:
1. Принимает, ассимилирует этот опыт, когда он не противоречит представлениям индивида о себе, либо,
2. Отказывается видеть вещи такими как они есть, верить людям, сообщающим ему что–либо о себе и т.д.
3. Стремится изменить каким–либо образом себя или окружающих.
Таким образом, «Я-концепция» может выступать как некий защитный экран, охраняющий самосогласованный образ себя от влияний, которые могут его нарушить.
Сложившаяся «Я-концепция» обладает свойством самоподдержания. Благодаря этому у человека создается ощущение своей постоянной определенности.
Самосогласованность «Я-концепции» не является абсолютной. Поведение индивида бывает разным в зависимости от ситуации, в которой он находится, от принятой им психологической или социальной роли. Такая рассогласованность, как правило, соответствует неперекрывающимся контекстам, ситуациям в жизни человека. В каждой из таких ситуаций человек формирует несколько отличные образы «Я» и шаблоны поведения, соответствующие требованиям данной ситуации. Даже при относительной жесткости «Я-концепции» человек сохраняет возможности для адаптации к меняющимся внешним условиям, для самоизменения, развития, необходимого для решения стоящих перед ним задач. Неожиданное осознание неадекватности существующего «Я-образа», вызванное этим замешательство и последующее исследование, направленное на поиск новой идентичности, более соответствующей реальности, – это процесс самопознания и самостроительства, который идет всю жизнь.
Стабильность «Я-концепции» обеспечивает человеку чувство уверенности в направлении своего жизненного пути, в восприятии своих различных жизненных ситуаций как единого непрерывного в своей преемственности опыта. Еще одна функция «Я-концепции» – интерпретация жизненного опыта. Сталкиваясь с одним и тем же событием, разные люди поразному его понимают. Проходя через фильтр «Я-концепции», информация осмысливается, и ей присваивается значение, соответствующее уже сформировавшимся представлениям человека о себе и о мире.
Очень важно с раннего детства формировать у человека позитивное отношение к себе, уважение к себе, уверенность в себе и своих силах, способствующие более полной жизненной реализации. Сформировавшиеся представления о себе также определяют ожидания человека в отношении своего будущего. Если человек уверен в собственной значимости, он ждет соответствующего отношения от окружающих и наоборот.
- Особенности развития позитивной «Я - концепции»
у младших школьников.
В возрастной и педагогической психологии младший школьный возраст занимает особое место: в этом возрасте осваивается учебная деятельность, формируется произвольность психических функций, возникают рефлексия, самоконтроль, а действия начинают соотноситься с внутренним планом.
В современной психологии есть исследовательская позиция индивидуального развития личности, позиция наблюдателя, находящегося внутри исследуемого процесса. Это позиция Э.Эриксона, она представлена в периодизации жизненного цикла человека. По Э.Эриксону любой человек может пройти все стадии, к какой бы культуре он не принадлежал; всё зависит от того, какова продолжительность его жизни.
Свою концепцию психологического развития личности Эриксон рассматривает как вариант эпигенетического учения о развитии. Из биологического содержания термина «эпигенез», то есть эмбрионального развития, определяемого внешними факторами, Эриксон заимствует идею о последовательном формировании у человека психологических новообразований, каждое из которых в определенный момент становится центром психической жизни и поведения человека. Каждое из этих новообразований выражает отношение человека к обществу, к другим людям, к себе. ( Абрамова Г.С., 1999, с.328).
Согласно теории Э.Эриксона четвертая стадия развития личности охватывает школьные годы – 6 – 12 лет, когда ребенок включается в систематическую организованную деятельность и осуществляет ее самостоятельно или во взаимодействии с другими людьми. На протяжении этого периода ребенок пытается завоевать признание и заслужить одобрение, осуществляя разнообразную продуктивную деятельность. Он осваивает различные инструменты и схемы деятельности, которые, по существу, являются стандартными. В результате у него развивается чувство трудолюбия, способность к самовыражению в продуктивной работе.
Эриксон исчерпывающе характеризует последствия неправильного развития на этой стадии. Если у ребенка не формируется чувство трудолюбия, он не может овладевать навыками инструментальной деятельности. Неумение выполнять определенные действия, низкий статус в ситуациях совместной деятельности ведут к появлению чувства собственной неадекватности. Ребенок может вообще разувериться в своей способности участвовать в каком-либо труде. У него должна появиться способность воспринимать свою некомпетентность в новых ситуациях как повод научиться чему-то, а не как дефект личности или признак неминуемой неудачи. Поэтому, если ребенок чего-то не умеет, задача родителей и учителей – внушить ему, что успех обязательно придет к нему, только позже. (Бернс Р., 1986, с.76).
Сознание и чувство «Я» не возникают у человека сразу. Отдельные компоненты этой сложной установочной системы складываются постепенно и сосредоточены на детстве и юности – периоде формирования личности. Одним из самых ранних и ответственных в плане развития и формирования «Я – концепции» периодом является младший школьный возраст, так как для младшего школьника характерна тенденция к развитию и расширению сферы «Я». В данном возрасте появляются такие новообразования, как рефлексия и интроспекция (самонаблюдение). Это приводит к тому, что младший школьник меняет взгляд на окружающий мир, у него появляются свои собственные взгляды, собственное мнение и представление о ценностях. Говоря о ценностных характеристиках, имеется в виду психологическая категория, которая выражает избирательное отношение индивида, в том числе и ребенка, к материальным и духовным явлениям, к социальному окружению.
Согласно общепринятому в отечественной психологии положению о ведущей у младшего школьника учебной деятельности, происходит индивидуальное и социальное развитие. Прежде всего, формируется позиция «Я» по отношению к обществу, формируются приемы умственной деятельности (развитие мышления, способности анализировать, обобщать, сравнивать), а также воспитываются определенные личностные качества. Таким образом, учение становится социально значимым видом деятельности и основным мотивом управления собой.
В социальной позиции «Я в обществе» реализуется потребность в приобщении себя к обществу, рассмотрения себя среди других, утверждения себя, самореализации. «Я и общество» – это некая социальная позиция, в которой реализуется определении своего места, в общественном признании, осознании своего «Я» в системе равноправных отношений с другими людьми.
Ставя себя в позицию «Я ученик», ребенок выходит за рамки детского образа жизни. Школьная жизнь наполнена оценочными отношениями. Их особенность в том, что они включены в различные виды деятельности, поведения. Особенно большое влияние на становление «Я –концепции» оказывает оценка результатов учебной деятельности. Именно от осознания успехов, достижений, возможностей в этом виде деятельности складывается вся система оценочных отношений к себе и другим людям. Таким образом, оценка учебной деятельности становится одним из важнейших источников для возникновения адекватных и неадекватных самооценок. Кроме того, от самооценки учебной деятельности зависит и самооценка других видов деятельности; самооценка может выступать в качестве доминирующего мотива своей деятельности и поведения.
Стремление «быть как все» возникает из-за многих условий, особенности которых можно проследить в групповом методе работы детей, где индивидуальность каждого теряется; желанием вписаться в общество «себе подобных»
Стремление «быть лучше чем все» проявляется в готовности быстрее и лучше выполнить задание, получить признание своих трудов, т.к. успехи становятся предметом постоянного интереса и обозрения со стороны окружающих, в первую очередь в классе среди сверстников. Проблема взаимоотношений в группе сверстников, как собственно и в других социальных группах ближайшего окружения определяет адекватность оценочных отношений между её членами. Попадая в школу и общаясь со сверстниками, ребёнок познает себя, задает планку для своего развития, утверждается, чувствует свою самостоятельность и уверенность в себе. Уверенность или неуверенность в себе складывается у ребенка под влиянием оценок окружающих результатов его деятельности, когда определенная самооценка поддерживается окружающими, у ребенка возникает потребность в её сохранении. Выражением этой потребности является некоторый устойчивый уровень притязаний. Учителю необходимо знать уровень притязания и самооценку, чтобы правильно воздействовать на ребенка. От того, как ребенок реагирует на оценку окружающих, он строит своё взаимодействие с ними.
От уровня самооценки, которую имеет младший школьник, зависят представления о будущем. Хоть младший школьник и живет сегодняшнем днем, но основы его нравственного и профессионального самоопределения закладываются именно в этом возрасте. Через свои интересы и увлечения, которые младший школьник воплощает в жизнь, он пытается выяснить, оценить, понять свои возможности, соотнести их требованиями, ребенок постепенно начинает ориентироваться на свою оценку, проявлять самостоятельность.
К концу младшего школьного возраста самооценка может выступать в качестве мотива деятельности, поведения и общения, а также становится показателем изменения его «Я – концепции». Но в тоже время оценка окружающих не утрачивает своего значения, т.к. младший школьник постоянно сверяет свою самооценку с мнением окружающих. Кроме этого, он сам является источником оценивания других, поэтому важно, чтобы между ними было взаимопонимание, обеспечивающее адекватность взаимооценивания.
В исследованиях многих ученых показано, что уже на ранних этапах онтогенеза человеку необходимо для его психологической жизни взаимодействие с другим человеком. На ранних этапах развития ребенка от общения со взрослым в семье закладывается его общий фундамент социальных отношений и отношения к собственному «Я». Формирование позитивной «Я – концепции» может рассматриваться как результат усвоения ребенком определенных отношений к нему родителей. Еще в работах Э.Эриксона стержнем концепции развития личности выступает «чувство Я» или идентичность. Важнейшим средством выработки «чувства Я» является родительская забота и любовь.
Другой фактор, влияющий на развития позитивной «Я- концепции» личности ребенка, является детская субкультура. Носителями детской субкультуры является детская группа, детское сообщество.
Подчиняясь основным социально-психологическим закономерностям, детская группа имеет собственную специфику, обусловленную не только возрастными ограничениями, но и содержанием детской субкультуры, специфической ролью сверстников. Сверстники – это сообщество детей одного возраста, приблизительно равных по физическим характеристикам, социальному положению в обществе. Дома все члены семьи занимают определенную ступень в возрастной и социальной лестнице, поэтому различия между ними очевидны для ребенка. В группе сверстников ребенку нужно доказывать, что он стоит наравне с другими. В семье ребенок всегда любим, а группе сверстников он должен заслужить уважение, проявить активность, не отставать от других. Поведение ребенка не всегда оценивается взрослыми достаточно полно, некоторые достижения могут быть даже и не замечены или неадекватно поняты ими так, как это расценивают сверстники.
Таким образом группа сверстников необходима ребенку для разрешения многих психологических проблем, связанных с социальным и индивидуальным развитием.
Общение со сверстниками – это «специфический вид деятельности и межличностных отношений». В ходе этого общения вырабатывается навыки социального взаимодействия, увеличивается набор его социальных ролей, расширяется представление о собственной личности. По мнению И.С. Кона, «включение в общество сверстников расширяет возможности самоутверждения ребенка, дает ему новые роли и критерии самооценок. По мере того, как расширяется и обогащается круг его «принадлежностей», выражающийся словом «мы», усложняется и «образ Я». Общение со сверстниками это ещё и «специфический вид эмоционального контакта», обеспечивающий ребенку чувство эмоционального благополучия и устойчивости. Оно также облегчает «автономизацию от взрослых».
Вся школьная жизнь – это набор оценочных ситуаций. Оценивается и результат ученических работ, поведение учащихся, оценивается и сама личность ученика (его отношение к учебе, своему внешнему виду, отношения со сверстниками). Результаты оценивания откладывают отпечаток на развитие самооценки ученика, на личностные взаимоотношения со сверстниками, на положение школьника среди сверстников или его социальный статус.
Мы выяснили, что многие условия способствуют развитию позитивной «Я- концепции» младшего школьника, под воздействием расширяющегося социального окружения и усложняющейся деятельности, развиваются адекватные самооценки, а значит и сама личность школьника в целом.
Глава 2. ДИЗАЙН-ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ
«Я - КОНЦЕПЦИИ»
Рассмотрим развитие «Я-концепции» в процессе дизайн-деятельности.
Термин дизайн-деятельность рассматривается через синтез термина «дизайн» (творческая деятельность, целью которой является определение формальных качеств изделий) и, родового по отношению к нему понятия «деятельность» характеризуется целенаправленностью, предметностью, осознанностью и тенденцией к преобразованию.
Понимание дизайн-деятельности как художественно-проектной деятельности, включает в себя определенные этапы по созданию дизайн-объектов:
- подготовительный этап - связан с обогащением и накоплением запаса впечатлений и переживаний, знаний в области дизайна, расширением чувственного опыта детей за счет расширения системы сенсорных эталонов формы, цвета, развитием восприятия эстетической выразительности дизайн-форм),
- исследовательский этап - экспериментирование с дизайн-формами и способами (технологиями) формообразования,
- эвристический этап - поиск, созревание, возникновение идеи решения проблемы, конструкторский или технологический этап - реализация идеи,
- оценочный этап связан с оценкой и самооценкой результата, его анализом и обоснованием,
- корректировочный этап связан с совершенствованием результата.
Метод проектов - система обучения, ориентированная на творческую самореализацию развивающейся личности учащегося, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания новых товаров и услуг под контролем учителя, обладающих новизной, имеющих практическую значимость.
Под учебным творческим проектом следует понимать самостоятельно разработанное и изготовленное изделие от идеи до воплощения, обладающее новизной, выполненное под контролем и консультированием учителя. Творческий проект стимулирует интерес детей через организацию их самостоятельной деятельности, постановки перед ними целей и проблем, решение которых ведет к появлению новых знаний, умений и объектов (результатов деятельности).
Этот метод используется для развития творчества, познавательной активности, самостоятельности, построения индивидуальных образовательных планов. Проектная дизайн-деятельность - деятельность творческая, способствующая развитию творческих потенциалов личности.
Если с раннего возраста детей включать в творческую деятельность, то у них развиваются пытливость ума, гибкость мышления, память, способность к оценке, видение проблемы, способность предвидения, способность к глубокому пониманию причинно-следственных связей и другие качества, характерные для человека с развитым интеллектом .
Цель проектов в дизайн-деятельности младшего школьника - сформировать систему интеллектуальных, общетрудовых и специальных знаний, умений и навыков учащегося; содействовать развитию моторики, психических процессов личности; воспитывать коммуникативность и инициативность, самостоятельность и предприимчивость; тем самым способствовать формированию позитивной «Я-концепции» ребенка.
Один из аспектов формирования позитивной «Я – концепции» в дизайн-деятельности связан с учетом методов организации данной деятельности, в основе которых лежит ненавязчивость, непринужденность, стремление вызвать интерес, направленность на творческий поиск. Это комплекс развивающих методов и технологий, как традиционных, так и модифицированных, адаптированных к психологическим особенностям младших школьников: метод конструирования, метод эвристических вопросов, ассоциативный и вариативный методы, метод эмпатии, метод дизайн-проектов и др.
Преимущества дизайн-деятельности, как формы учебно-
познавательной активности школьников, заключаются в мотивационном
достижении сознательно поставленной цели при выполнении творческого
задания; это обеспечивает единство и преемственность различных сторон
процесса обучения и является средством развития личности школьника. Развитие позитивной «Я-концепции» у учащихся младших классов в процессе дизайн-деятельности на уроках трудового обучения обеспечивается прежде всего соблюдением следующих психолого-педагогических условий: творческий подход педагога при организации учебного процесса, формирование положительной мотивации, развитие способности к рефлексии, реализация свободы выбора позиции субъекта при выполнении творческого задания.
Творчество - это созидание. Оно порождает новые духовные и материальные ценности. Стремление к творчеству характерно для школы наших дней. «Это все же мир юности и надежд, где почва благоприятна для творчества и где не угасает одухотворяющий поиск разума и добра. Главное в педагогике творчества - не дать угаснуть Божьему дару, не помешать расцвести таинственному цветку поэзии в душе ребенка, школьника, начинающего мастера». (Л. Н. Толстой)
Согласно принципам деятельностного подхода в психолого-педагогической теории формирование «Я концепции» личности происходит, прежде всего, в ее деятельности. Наиболее значимым, с методологической точки зрения, представляется принцип "творческой самодеятельности", разработанный С.Л. Рубинштейном. С его точки зрения система образования, в основу которой положено пассивное восприятие готовых результатов, копирование данных образцов, должна быть заменена системой, основа и цель которой - развитие творческой самодеятельности. Ведь "субъект в своих деяниях не только обнаруживается и проявляется, но в них же созидается и определяется".
Творчество рождается не вопреки внешним требованиям и не из них, а как раскрытие глубинных потенций личности, как внутренне обусловленное действие. Это свойство целостной личности, отражающее взаимодействие познавательной и эмоциональной сфер в их единстве (Ф. Уильямс).
Современный образовательный процесс ориентирован на развитие личности ребенка, способной к творческому, нетрадиционному решению возникающих проблемных ситуаций, умеющей прогнозировать свои действия, а также гибко менять стратегию и тактику своего поведения с учетом возникающих изменений. Поэтому многие отечественные ученые и педагоги считают принцип творчества - креативности одним из центральных принципов современного образования и то, что развитие креативности напрямую связано с формированием позитивной «Я-концепции», позволяющей человеку реализовывать имеющийся у него творческий потенциал.
Креативность – инновация для творческого процесса, которая проявляется в неспецифическом эстетическом отношении к миру, это личностное творчество, развернутая гипотеза восприятия, опосредующая индивидуальный ментальный опыт (структуру сознания, образ мира).
Формирование креативного отношения к себе и миру возможно с помощью применения технологий художественно-творческой дизайн деятельности.
Креативное развитие личности связано с формированием у человека качеств, необходимых для творческого познания окружающей реальности. Такие качества могут быть сформированы только в процессе взаимодействия личности с окружающим социумом. В ситуациях, когда такой контакт искажается, личность нуждается в поддержке и коррекции. Творческие технологии способствуют формированию здоровой самооценки, усилению опоры на собственные ресурсы и проработке психологических затруднений,
мешающих адекватному контакту с реальностью.
Рассмотрим формирование креативного отношения детей к себе и миру: школьник чувствителен к художественно-творческой деятельности и может сочетать во время занятий различные виды искусства.
Образ «Я» формируется с помощью таких видов творческой деятельности, как изобразительная деятельность, лепка, декоративно-прикладные искусства, коллажи и аппликации, работа с куклами и игровые элементы художественного творчества.
В процессе развития креативности, в творчестве, школьник находит свою «нишу», свою роль в жизни, своё «Я». Единый подход в развитии образа «Я» и образа мира предполагает активное взаимодействие на одном занятии разных видов художественно-творческой деятельности, и позволяет наиболее целостно формировать отношение к себе и к миру. Так, Л. Г. Савенкова полагает, что интеграция искусства позволяет рассматривать любое явление с разных позиций, обучает детей самостоятельно проводить творческие исследования, развивает желание активно выражать себя в каком-либо творчестве [Савенкова Л .Г. Полихудожественное образование – №1, 2006].
В результате проведенных исследований было обнаружено, что формирование позитивной «Я-концепции» зависит от содержания всех этапов в процессе творческой деятельности, в которую вовлекается ребенок. Художественно-творческая деятельность влияет на различные сферы развития личности: так, М.С. Бережная выявила роль творчества в развитии самооценки, индивидуальности, положительной «Я-концепции», мотивации, эмпатии, внутренней свободы, снижения тревожности и др [Бережная М. С. Концепция социокультурной адаптации молодежи в процессе художественно-творческой деятельности.-№2, 2010].Она является тем фактором, который позволяет эффективно воздействовать на формирование, становление отношения к себе. Именно в процессе творчества ребенок учится понимать самого себя, и на основе самоидентификации, обособления и других механизмов выстраивать свое самоотношение.
Художественно-творческая деятельность в школьном возрасте – основа построения позитивного и гармоничного отношения к себе. Наиболее эффективными для отношения к себе младших школьников являются методы творческого самовыражения. На сегодняшний день творческое самовыражение и саморазвитие является актуальной проблемой и основным направлением в развитии личности ребенка.
Самопознание в школьном возрасте формируется, начиная с 6-летнего возраста, закладывая основы для формирования самосознания и «Я-концепции» подростка. Самопознание включает формирование центрального образования- образа «Я», которое непосредственно связано с образом мира. В формировании самопознания младшего школьника большую роль играют внешние и внутренние условия. Например, младший школьник воспринимает себя как индивидуальность, все больше понимая, чем он отличается от других.
На уроках технологии школьники овладевают основами дизайн-деятельности . Этот вид деятельности создает возможность для познания и самовыражения, для развития и проявления ценностных ориентации детей как ядра их личностного потенциала и, соответственно, для развития «Я-концепции».
Исследуя особенности организации дизайн - деятельности учащихся младшего школьного возраста, следует выделить следующие этапы:
- выделение и постановка проблемы (выбор темы творческого дизайн-проекта);
- поиск возможных вариантов решения, сбор материала, обобщение полученных данных; (дать возможность ребёнку самому выбрать вид деятельности, способ выполнения проекта)
- подготовка проекта (пропедевтика предстоящей деятельности, сообщение, доклад, книга и т.д.);
- защита проекта, включающая в себя анализ и самоанализ выполненного.
- оценка и самооценка сделанного.
Анализ собственной педагогической деятельности позволяет сделать выводы о том, что проектная дизайн-деятельность так же является эффективным методом обучения и развития детей. Как и любая творческая деятельность, дизайн-деятельность позволяет выявить творческий потенциал ребёнка. Его интересы и способности.
Создание проектов различной сложности ориентировано на организацию самостоятельной деятельности исполнителей (индивидуальной, групповой) в течение определенного отрезка времени. Дизайн-деятельность всегда предполагает решение какой-либо проблемы и предусматривает получение результата – продукта деятельности, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой - умение применять знания из различных областей науки.
При работе с учащимися начальных классов значительное место уделяется организации самостоятельной проектной деятельности, направленной на создание ими собственных творческих, исследовательских работ, который можно назвать учебными исследованиями потому, что дети младшего школьного возраста, как отмечали многие ученые, уже по природе своей исследователи.
В результате проведенных экспериментов и опросов учащихся было установлено, что общественная мотивация дизайн-деятельности усиливает интерес детей к труду.
Очень интересные результаты показала методики самооценивания, через сравнение себя с другими. Результаты этого сравнения человеку не безразличны: он ими доволен или не доволен, успокаивается или начинает беспокоиться; тем самым показывая уровень самооценки.
При определении самооценки младших школьников наиболее интересные результаты показала методика «Лесенка» В.Г.Щур.
Цель данной методики - определить особенности самооценки ребёнка (как общего отношения к себе); представлений ребёнка о том, как его оценивают другие люди. Данную методику можно провести и с результатами творческой деятельности ребёнка (его поделками и др.)
В процессе исследования необходимо учитывать, как ребенок выполняет задание: испытывает колебания, раздумывает, аргументирует свой выбор. Если ребенок не дает никаких объяснений, ему следует задать уточняющие вопросы: «Почему ты себя сюда поставил? Ты всегда такой? Мог ли ты сделать изделие лучше?» и т.д.
Интерпретация результатов:
Способ выполнения задания | Тип самооценки | |
1 | Не раздумывая, ставит себя на самую высокую ступеньку; считает, что мама оценивает его также; аргументируя свой выбор, ссылается на мнение взрослого: «Я хороший. Хороший и больше никакой, это мама так сказала». | Неадекватно завышенная самооценка |
2 | После некоторых раздумий и колебаний ставит себя на самую высокую ступеньку, объясняя свои действия, называет какие-то свои недостатки и промахи, но объясняет их внешними, независящими от него, причинами, считает, что оценка взрослых в некоторых случаях может быть несколько ниже его собственной: «Я, конечно, хороший, но иногда ленюсь. Мама говорит, что я неаккуратный». | Завышенная самооценка |
3 | Обдумав задание, ставит себя на 2-ю или 3-ю ступеньку, объясняет свои действия, ссылаясь на реальные ситуации и достижения, считает, что оценка взрослого такая же либо несколько ниже. | Адекватная самооценка |
4 | Ставит себя на нижние ступеньки, свой выбор не объясняет либо ссылается на мнение взрослого: «Мама так сказала». | Заниженная самооценка |
Ступенька 1 – завышенная самооценка - она чаще всего характерна для первоклассников и является для них возрастной нормой. В беседе дети объясняют свой выбор так: «Я поставлю себя на первую ступеньку, потому что она высокая», «Я самый лучший», «Я себя очень люблю», «Тут стоят самые хорошие ребята, и я тоже хочу быть с ними». Нередко бывает так, что ребенок не может объяснить свой выбор, молчит, улыбается или напряженно думает. Это связано со слабо развитой рефлексией (способностью анализировать свою деятельность и соотносить мнения, переживания и действия с мнениями и оценками окружающих). Именно поэтому в первом классе не используется балльная (отметочная) оценка. Ведь первоклассник (да и нередко ребята второго класса) в подавляющем своем большинстве принимает отметку учителя как отношение к себе: «Я хорошая, потому что у меня пятерка («звездочка», «бабочка», «солнышко», «красный кирпичик»)»; «Я плохая, потому что у меня тройка («дождик», «синий кирпичик», «черточка», «см.»).
Ступеньки 2, 3 – адекватная самооценка - у ребенка сформировано положительное отношение к себе, он умеет оценивать себя и свою деятельность: «Я хороший, потому что я помогаю маме», «Я хороший, потому что учусь на одни пятерки, книжки люблю читать», «Я друзьям помогаю, хорошо с ними играю», – и т.д. Это нормальный вариант развития самооценки.
Ступенька 4 – заниженная самооценка - дети, ставящие себя на четвертую ступеньку, имеют несколько заниженную самооценку. Как правило, это связано с определенной психологической проблемой ученика. В беседе ребенок может о ней рассказать. Например: «Я и ни хороший и ни плохой, потому что я бываю добрым (когда помогаю папе), бываю злым (когда на братика своего кричу)». Здесь налицо проблемы во взаимоотношениях в семье. «Я ни хорошая и ни плохая, потому что пишу плохо буквы, а мама и учительница меня ругают за это». В данном случае разрушены ситуация успеха и положительное отношение школьницы, по меньшей мере к урокам письма; нарушены межличностные отношения со значимыми взрослыми».
Ступеньки 5, 6 – низкая самооценка - следует сразу оговориться, что иногда у ребенка ситуативно занижается самооценка. На момент опроса что-то могло произойти: ссора с товарищем, плохая отметка, неудачно наклеенный домик на уроке труда и т.д. И в беседе ученик расскажет об этом. Например: «Я плохой, потому что подрался с Сережей на перемене», «Я плохая, потому что написала диктант на три», – и т.д. В таких случаях, как правило, через день-другой Вы получите от ребенка другой ответ (с положительной самооценкой). Гораздо серьезнее являются стойкие мотивированные ответы ребят, где красной линией проходит мысль: «Я плохой!» Опасность этой ситуации в том, что низкая самооценка может остаться у ребенка на всю его жизнь, вследствие чего он не только не раскроет своих возможностей, способностей, задатков, но и превратит свою жизнь в череду проблем и неурядиц, следуя своей логике: «Я плохой, значит, я не достоин ничего хорошего».Учителю очень важно знать причину низкой самооценки школьника – без этого нельзя помочь ребенку.
Ступенька 7 – резко заниженная самооценка - ребенок, который выбирает самую нижнюю ступеньку, находится в ситуации школьной дезадаптации, личностного и эмоционального неблагополучия. Чтобы отнести себя к «самым плохим ребятам», нужен комплекс негативных, постоянно влияющих на школьника факторов.
По результатам методик на диагностику уровня самооценки младших школьников учителю чрезвычайно важно обратить внимание на группу детей с высоким и низким уровнем самооценки. При работе на уроках с данными детьми необходимо выполнять следующие рекомендации:
Для детей с низким уровнем самооценки:
- не предъявлять к ребенку завышенных требований;
- оценивать результат творческой деятельности, а не личность (очень часто дети с заниженной самооценкой показывают высокие результаты в творческой и дизайн-деятельности, но стесняются этого);
- вовлекать учащихся в коллективную работу;
- при организации внеклассных мероприятий и групповых формах работы назначать учащихся на ответственные должности;
- предлагать в учебной деятельности задания творческого характера.
Сложнее найти правильный путь воздействия на детей с завышенным уровнем самооценки, поскольку он возникает чаще всего под влиянием оценки родителей, за счет более высокого уровня готовности к обучению до школы или в результате дополнительных занятий, проводимых в домашних условиях. Поэтому надо стараться избегать публичного осуждения таких учеников, подчеркивания их недостатков, следить за тем, чтобы не подорвать авторитет родителей. Работа с такими детьми ведется индивидуально.
Для организации индивидуальной работы на уроке используется вариант децентрализации класса. При формировании групп дети с завышенной самооценкой попадают в одну группу, то есть создаются условия, дающие каждому ребенку возможность увидеть себя в сравнении с детьми, имеющими равноценный или даже более высокий уровень реальных возможностей. В ходе урока таким детям предлагаются задания повышенной трудности. Например, если ребятам с низкой самооценкой предлагается создать работу, пользуясь образцом, то ребятам с завышенной самооценкой надо добавить в задание элемент творчества, фантазии и т.п.
При работе с детьми с высоким уровнем самооценки:
- при организации внеклассных мероприятий включать учащихся в групповую работу;
- учить слушать других;
- воспитывать чувство сопереживания;
- оценивая работы, показывать как положительные, так и отрицательные моменты;
- детально аргументировать оценки.
Данные методики, возможно применять так же для изучения отношения испытуемого к своим достижениям в дизайн-деятельности, к достижениям сверстников. Для этого испытуемым предлагается сравнивать свои успехи с успехами других учащихся.
Таким образом, каждый оценивал не только других, но и самого себя, так как одних учащихся он располагал впереди (выше) себя, а других позади (ниже) себя. Но это самооценивание проводится не прямо, а косвенно. На основе ответов испытуемых затем определяются ранговые места испытуемого по самооценке.
Для психологического изучения личности школьника широко применяется метод обобщения независимых характеристик, предложенный психологом К. К. Платоновым. Он предусматривает сбор и обобщение сведений о личности, получаемых различными лицами при наблюдении за ней в различных видах деятельности. В различных условиях общие свойства и качества личности (моральные качества, черты характера, темперамент) проявляются по-разному, поэтому сведения собираются от различных лиц. Оценки этих людей будут различны. Это является достоинством данного метода, позволяющим более полно охарактеризовать личность, определить ей зону ближайшего развития, спроектировать ей дальнейшие пути развития.
Для изучения направленности личности, ее мотивов, интересов, склонностей иногда применяют проективный метод (тест на завершение незаконченных предложений, изображений и др.).
В основе этих методик лежит несознательная склонность человека к проекции, то есть к приписыванию другим людям черт, стремлений, интересов волнующих его самого. Так испытуемому предлагается картинка с изображенными на ней предметами, действующими лицами. Ситуация не определена. Испытуемому предлагается рассказать, что, по его мнению, было до этого, происходит сейчас, что будет в дальнейшем. По его высказываниям можно судить о мотивах.
Преимущество этих методик заключается в том, что во время их применения снижается смущение, настороженность испытуемого, благодаря чему он максимально вовлекается в эксперимент. Недостаток - трудность в истолковании результатов.
Все перечисленные выше методики возможно применять в процессе дизайн-деятельности, т.к. можно оценивать не только самого ребёнка, но и результат его творчества, его собственное отношение к продукту его творчества, его отношение к результатам творчества других; его адекватную или неадекватную оценку и самооценку.
Для успешного осуществления дизайн-деятельности требуется участие всей личности индивидуума: его психических процессов, состояний и свойств. С помощью психических процессов, например, человек ориентируется в условиях труда, формирует цель, контролирует ход деятельности. Высокие требования к человеку предъявляют социальные условия труда. В различных детских трудовых объединениях труд носит коллективный характер и его осуществление связано с включением школьника в широкую и сложную систему производственных, нравственных и других отношений.
Включение учащегося в коллективный труд способствует усвоению им названных отношений, превращению их из внешних во внутренние. Это происходит под влиянием господствующих норм поведения, общественного мнения, организации взаимопомощи и взаимной требовательности и действия таких социально-психологических феноменов, как внутригрупповая внушаемость, соревновательность.
Важной производной этих социально-психологических факторов является формирование ответственности за результаты труда коллектива.
Вторым условием развития «Я-концепции» личности под влиянием дизайн-деятельности является целесообразная деятельность самого субъекта. Преобразуя предмет труда, создавая общественно ценные продукты, он преобразует себя. Для более полного использования развивающих возможностей проектной деятельности они должны быть дополнены деятельностью старших, изучением опыта и традиций старшего поколения - обучением и воспитанием.
Деятельность учителя является третьим условием развития позитивной «Я-концепции» в процессе дизайн-деятельности.
Во все видах деятельности формируется важное качество личности - практичность. Человек с этим качеством свободно ориентируется и в учебной деятельности и в быту. Участвуя в коллективном труде, индивид познает не только других, но и себя: кто он есть, какую ценность представляет для других, что он может, тесть в процессе деятельности формируется «Я-концепция» ребёнка.
Дети, как показали психологические исследования, плохо знают себя, свои возможности, свое положение среди сверстников. И в результате дизайн-деятельности происходят существенные изменения личностных качеств. Прежде всего, изменяется его отношение к самому себе. Задача педагога на данной ступени развития личности ребёнка показать особенности, присущие только ему, объяснить, что человек индивидуален, не дать начало развитию завышенной или заниженной самооценке.
Изменение и развитие «Я-концепции» происходит непосредственно через деятельность. В условия школьного обучения этому способствуют интегрированные уроки изобразительного искусства и трудового обучения. Интересные и необычные поделки, разнообразные виды работ, смена видов деятельности привлекают учащихся, способствуют развитию творческого воображения, коррекции психических процессов. Творчество самого учителя выходит на первое место.
Использование разных видов искусства в целях коррекции личности наблюдалось ещё в Древней Греции, Китае, Индии. Л.С. Выготский в своих исследованиях отмечал особую роль художественной деятельности в развитии психических функций и активации творческих проявлений детей. Роль искусства в развитии личности ребенка доказана наукой и подтверждена практикой.
Уроки трудового обучения в начальных классах являются пропедевтикой к профессиональному обучению в старших классах. Поэтому задача учителя начальных классов:
- создавать условия для формирования интереса к урокам трудового обучения,
-способствовать формированию элементарных трудовых и художественных навыков,
- создавать условия для формирования «Я-концепции», самооценки, самоанализа.
Доказано, что уровень интеллектуального развития детей находится в прямой зависимости от степени сформированности мелкой моторики рук. В.А.Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». Низкое развитие моторики часто вызывает негативное отношение к урокам трудового обучения и изобразительного искусства, проявляется в неуверенности в себе: «Я не умею», «У меня не получится», «Я не смогу», неспособности справиться с трудностями, подавляет стремление к творчеству, занижает самооценку.
Поэтому, перед учителем стоит задача создавать такие условия, при которых дети будут заниматься дизайн-деятельностью с желанием и интересом. Для этого:
- во-первых, изделия должны быть яркими, интересными, доступными, иметь практическую направленность;
- во-вторых, учителю необходимо сформировать положительную мотивацию к новой деятельности. Этому способствуют показ готовых работ, наблюдение за работой учителя, когда на глазах детей обычный материал, например лист бумаги, превращается в птичку или зайчика, цветное пятно становится львом.
Итогом дизайн-деятельности на уроках технологии является выставка работ – результатов деятельности. Лучшие работы (или их фото) можно разместить в портфолио личных достижений учащегося. Это полезно для проведения рефлексии. Например, в конце года. Сравнивая свои работы ребёнок может сделать вывод о том, чему он научился, что стало получаться лучше. Этот приём положительно влияет на развитие позитивной «Я – концепции».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время все более очевидным становится тот факт, что формирование позитивной «Я-концепции» в детстве накладывает неизгладимый отпечаток на жизненные проявления человека в течении всей его жизни. Самооценка ребенка, его отношение к себе и восприятие себя во многом определяют его поведение и успеваемость. Становится актуальным, что у некоторых детей формируется неблагоприятное развитие «Я-концепции», исправить это и помочь ребенку задача взрослых – родителей и педагогов. Они предоставляют ребенку необходимую обратную связь, убеждающую его в том, что он нужен, что он и его работы нравятся и полезны окружающим, что он способен добиться успеха в том или ином деле и вообще, что он обладает значимостью в глазах окружающих. Это касается всех сторон жизни ребенка – его физического развития, социальных, творческих навыков, успеваемости, эмоционального тонуса и т.д.
Главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития личности. Это значит, что на уроках необходимо изучать не только достижения прошлого, но и инновационные технологии, которые могут пригодиться в будущем. Дети должны вовлекаться в исследовательские дизайн-проекты, творческие мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, применять, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, формировать интересы и осознавать свои возможности.
Важно с детства формировать позитивное отношение к себе, уважение, уверенность в своих силах и возможностях. Невозможно указать точный момент возникновения «Я-концепции». Она формируется постепенно, но чтобы «Я-концепция» стала реальным фактором организации поведения, ребенок должен научиться воспринимать себя и результаты своей деятельности, как особый объект, выделяющийся среди других. Но так же он должен учитывать точки зрения других людей, лишь таким образом можно получать и осмысливать обратную связь, необходимую для развития самосознания, а следовательно и позитивной «Я-концепции».
Список литературы.
- Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М.: Академический проект: Альма Матер, 2005г.
- Бережная М. С. Концепция социокультурной адаптации молодежи в процессе художественно-творческой деятельности. Педагогика искусства. Электронный научный журнал учреждения РАО «Институт художественного образования» http://www.art-education.ru/AE-magazine/ №2, 2011
- Бернс Р. Развитие «Я- концепции» и воспитание. М.: Прогресс,2002.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.,1998.
- Большой психологический словарь/ Сост и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. СПб: ЕВРОЗНАК, 2004
- Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. – СПб.: Питер, 2006.
- Воробьева Д.И. Гармония развития. – СПб.: Детство-пресс, 2003.
- «Стандарты второго поколения»: Д.В. Григорьева Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2010
- Иващенко Ф. И. Труд и развитие личности школьника. – Университетское, 1999
- Ковалев А.Г. Психология личности. М., Просвещение, 1999
- Матюхина М.В. «Психология младшего школьника». – М.: Просвещение, 2000
- Николаева Е. И. Психология детского творчества. СПб., 2010
- Олейник С.А. Особенности взаимодействия учителя и ученика в зависимости от типа учебной ситуации. Взрослые и дети в образовательном пространстве. - М.: Академия, 2002
- Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Изд. Группа «Прогресс», 1994
- Савенкова Л .Г. Полихудожественное образование как фактор формирования современного типа мышления и сохранения здоровья детей и юношества. – №1, 2006, URL: http://www.art-education.ru/AE-magazine/new-magazine
- Слободчиков В.И. Формирование Я-концепции, журнал «Начальная школа» №3, 2002.
- современные стратегии образования. Под редакцией Маклакова А.Г. ЛГУ им. А.С Пушкина, СПб., 2010
- Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М., 1972
- Фрейд З. Психология бессознательного: Сб. произв. М.: Просвещение, 1989.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок как средство формирования позитивной мотивации в обучении младших школьников
доклад с презентацией...
Формирование позитивной коммуникации с семьей младших школьников.
В данной статье рассматриваются актуальность темы взаимодействия семьи и школы, а также условия необходимые для успешного взаимодействия учителя и родителей младших школьников....
Интегрированный урок как средство формирования позитивной мотивации в обучении младших школьников
Интегрированный подход к обучению всё больше осознаётся как актуальная потребность современного образования, развивающегося по пути гуманизации...
Статья на тему: "ФГОС Сохранение и укрепление здоровья младших школьников как приоритетная задача деятельности учителя ."
В данной статье освещается вопрос здоровьесбережения младших школьников в учебное время.....
СТАТЬЯ на тему: «Формирование позитивного поведения через развитие навыков общения и взаимодействия с социальным окружением».
Проблема ранней коррекции аномальных детей чрезвычайно важна.Работа с детьми с умеренной и глубокой умственной отсталостью должна быть направлена на развитие речи, предметной деятельности, игры, навык...
Статья "Формирование основ тестовой культуры у младших школьников во внеурочной деятельности по хакасскому языку"
В данной статье информация о формировании основ тестовой культуры у младших школьников во внеурочной деятельности по хакасскому языку....