Формирование позитивной коммуникации с семьей младших школьников.
статья по теме

Гордеева Элеонора Викторовна

В данной статье рассматриваются актуальность темы взаимодействия семьи и школы, а также условия необходимые для успешного взаимодействия учителя и родителей младших школьников. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx41.64 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование позитивной коммуникации

с семьей младшего школьника.

В соответствии с законом РФ «Об образовании» одним из приоритетных принципов государственной политики является развитие личности ребёнка. Его реализация возможна при условии объединения усилий всех заинтересованных сторон. Семья и школа – два общественных института, обеспечивающих наше будущее.  Актуальным сегодня является вопрос о сотрудничестве между семьёй и школой, т.к. ценность семейного воспитания претерпевает значительные изменения.

Перед образовательными учреждениями и педагогами встаёт задача – всеми доступными средствами достичь взаимодействия и согласия с родителями в воспитании и образовании ребенка. Учителя, воспитатели и родители выступают теперь партнёрами в социализации ребёнка. А это влечёт за собой равенство сторон, взаимное уважение, высокий уровень толерантности, доброжелательность и заинтересованность в успешном осуществлении сотрудничества. Изменения же в установках неизбежно влекут за собой поиск новых форм продуктивного взаимодействия институтов образования и семьи.

В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» выдвинуты главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. В ближайшем будущем современная школа должна стать центром взаимодействия с родителями обучающихся. «Школы как центры досуга будут открыты в будние и воскресные дни, а школьные праздники, концерты, спектакли, спортивные мероприятия будут местом семейного отдыха», говорится в национальной образовательной инициативе, выдвинутой президентом Д.А. Медведевым. С этими задачами смогут справиться только сообща семья и школа, так как для каждого из субъектов развитие и воспитание гражданина российского общества является первоочередной.

В рамках Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования вводимый Общественный договор поможет отрегулировать правовую культуру участников образовательного процесса. «Структура стандарта, ориентированная на достижение определенных результатов, позволяет родителям требовать от школы результатов в отношении своего ребенка, а школе – предъявлять требования к родителям. Родители должны оказывать содействие в достижении образовательных результатов, они, как и школа, несут ответственность перед государством за получение ребенком среднего полного общего образования». Существенно расширятся возможности родителей. В законе «Об образовании» зафиксировано право родителей на участие в управлении образовательным процессом, в удобной и доступной форме получать информацию о школьных мероприятиях, о документах, регламентирующих деятельность выбранного родителями (или выбираемого родителями) образовательного учреждения. Договор позволит родителям защищать интересы своих несовершеннолетних детей. Всё перечисленное позволяет сделать вывод, что государство заинтересовано в согласованных действиях школы и семьи в работе над нашим общим будущим.

По новым федеральным государственным стандартам родителям наравне с общественностью и образовательным учреждением доверяется «участие в разработке основной образовательной программы начального общего образования, проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, а также в формировании и реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся».

Изменение запросов семьи и общества должно привести к изменению форм взаимодействия семьи и школы на современном этапе.

В последнее время в нашей стране часто осуществлялась политика превращения воспитания семейного в общественное. Это привело к тому, что в школах и детских садах стало складываться снисходительное (а зачастую и негативное) отношение к домашнему воспитанию. И педагоги, и сами родители были убеждены, что именно образовательное учреждение призвано осуществить основной вклад в дело формирования личности. В связи с такой постановкой вопроса многие педагоги видели свою миссию в том, чтобы учить (даже поучать), контролировать действия родителей, указывать на их ошибки и недостатки в воспитании детей. Именно поэтому основной формой работы педагога с родителями оказались родительские собрания с обязательным монологом педагога, включающим в себя, как правило, оценку ребенка (к сожалению, чаще его негативного поведения и недостатков при обучении). При этом опыт родителей полностью игнорировался.

В настоящее время в связи с переходом на личностно-ориентированную модель взаимодействия с ребенком признается приоритет семейного воспитания над общественным. "Культура и богатство страны могут быть измерены простым критерием: в какой мере семья занимается воспитанием своих детей. Так, в Америке, Франции, Германии, в других развитых странах функции воспитания берет на себя семья. Она отвечает за ребенка перед законом и перед требованиями общественной морали, а школа решает те же проблемы лишь в учебном процессе..." (Возчиков В., 1995, с. 33). Поскольку индивидуальность ребенка изначально формируется в семье, воспитательная работа в образовательном учреждении не может строиться без учета этого фактора.

отношения между ними.

Поставленные задачи перед отечественным образованием базируются на положении о том, что современное общество нуждается в личностях способных к саморазвитию и самоопределению, обладающих духовными и творческими способностями. Такие изменения в обществе связаны с приоритетом интересов личности, с новым социальным запросом общества школе. Формированию социально-значимых и духовных качеств личности ребенка будет способствовать создание единого воспитательно-образовательного пространства «семья – образовательное учреждение». И чем теснее будет связь семьи и школы, тем больше будет отдача от проводимых реформ.

Проблема семьи и семейного воспитания в последние годы обострилась. Налицо глубокий системный кризис семьи, который требует решения. Различия во взаимодействии педагогов - родителей по отношению к воспитательному процессу определены  по характеру построения и отношения контроля и ответственности. Педагоги отчитываются перед государством, и, фактически, перед родителями. Родители же, практически, свободны от юридической и административной ответственности перед школой и государством. По-разному проявляется заинтересованность педагогов и родителей в вопросах успешности. Коллектив школы заинтересован в успешности образовательного процесса в целом, в рамках конкретного класса и школы. Родители заинтересованы в успешности, и в первую очередь, своих собственных детей.

Основой любого взаимодействия является реализация потребностей его участников. Основные интересы семьи и образовательных учреждений по развитию личности ребенка объективно совпадают. Издавна семья и школа почти всегда объединяли свои усилия именно в воспитании детей. Родители старались не касаться учебной стороны педагогического процесса, оставляя работу педагогам. На современном этапе картина меняется. Школа за последние годы оказалась в новых условиях. Прежде всего, школа раскрыта для творчества, перед ней открылась свобода выбора, в ней начались процессы гуманизации, определяемые новой парадигмой образования (личностно-ориентированным и индивидуально-ориентированным подходами). Однако, практическая реализация не всегда совпадает с провозглашенными целями, принципами, установками. Рыночные отношения в реальной жизни приводят к тому, что деформируются сами цели образования, педагогический процесс школы сводится к «накачке» школьников знаниями. Что касается воспитания, то можно в ряде случаев говорить об отказе от него как от целенаправленной педагогической деятельности. Понятие «воспитание» стало вытесняться из школьной практики, его реже употребляют в научно-методических публикациях. В ряде литературных источниках говорится о наметившейся тенденции непризнания воспитательных возможностей школы и восприятия ее только как учебного учреждения. Как следствие этого искусственного разъединения педагогического процесса сужается сфера соприкосновения интересов семьи и школы. Чаще всего школа берет на себя ответственность только за «обучение» детей, подменяя им «образование», которое определяется Законом РФ «Об образовании» как целенаправленный процесс воспитания и обучения. Невольное углубление подобной тенденции произошло и в результате проработки идеи о необходимости возвращения воспитания в семью, к родителям, признанию в них главных воспитателей. И родители сейчас в гораздо большей степени осознали свои права. По данным исследования 85,7 % родителей считают, что воспитание ребенка, привитие ему определенных ценностей и убеждений - дело в гораздо большей степени родителей, нежели учителей в школе. Соответственно, лишь 14,3 % от числа опрошенных родителей убеждены, что воспитание ребенка является совместным делом семьи и школы. Но, признавая за собою воспитательский авторитет, родители все же склонны переоценивать собственную значимость для своих детей. По данным социологических исследований последних лет 82 % родителей уверены, что дети видят в них своих основных советчиков, тогда как лишь 68 % детей согласны с этим утверждением, а 28 % предпочитают вообще ни к кому за советами не обращаться. Воспитательный потенциал семьи сегодня снижается в сравнении с недавним прошлым.

В Законодательстве РФ говорится о роли семьи в воспитании детей: «Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей»

«При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей. Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке» (ст. 65).

Разрозненные и несистематические мероприятия, к сожалению, не помогут решить проблемы современной семьи. Поэтому встаёт вопрос о согласованности усилий и единства требований к учащимся семьи, школы, общественности, от общей педагогической культуры родителей и всего социума. Необходима разработка комплексных, системных подходов, изменений форм организации и управления работой по социальной поддержке и педагогическому сопровождению семьи в вопросах воспитания детей. Необходимо поднять педагогическую культуру населения, улучшить семейное воспитание через систему педагогического сопровождения семьи и всеобуча родителей с учётом уникальности роли семьи в социализации подрастающего поколения.

Для успешности процесса обучения и формирования личности необходимо создавать благоприятный микроклимат между педагогами и учениками, самими учениками, образовательным учреждением и семьей в целом, который поддерживает интерес ребенка к творческой активности и самореализации. Педагогов и родителей должна объединять забота о здоровье, социальное и культурное развитие ребенка, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности. Деятельность педагогов и родителей в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками. Поэтому сотрудничество семьи и школы есть главное условие развития современной школы, достижения образовательных и воспитательных целей.

В интересах развития и становления личности ребенка в школе должна постепенно сложиться определенная педагогическая система сотрудничества и взаимодействия с родителями, которая решает ряд задач:

  • укрепление связи между семьей и школой (привлечение родителей в школы для соотнесения приоритетов воспитания детей, поиска совместных решений в преодолении возможных трудностей);
  • создание ситуации успешности при непосредственном внимании родителей;
  • профилактика правонарушение среди детей и подростков;
  • сохранения и укрепления здоровья, приобщение к здоровому образу жизни.

Суть взаимодействия семьи и школы заключается в заинтересованности обеих сторон:

  • в изучении личности ребенка,
  • раскрытии и развитии скрытого в каждом ребёнке потенциала.

В основе такого взаимодействия лежат принципы:

  • взаимного доверия и уважения,
  • взаимной поддержки и помощи,
  • терпения и терпимости по отношению друг к другу.

В настоящее время большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов. В таких семьях нет прочных межличностных связей между родителями и детьми и, как следствие, «авторитетом» становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к «выходу» ребёнка из-под влияния семьи. Создавшееся положение наряду с другими объективными и субъективными причинами способствует росту детской безнадзорности, преступности, наркомании и других негативных явлений в детской, подростковой и молодёжной среде. Кроме того, далеко не все образовательные учреждения уделяют должное внимание совершенствованию воспитательного процесса, выстраиванию на должном уровне отношений с семьёй и другими социальными институтами. Вследствие этого происходит отчуждение семьи от образовательных учреждений, педагогов - от семьи, семьи - от интересов творческого и свободного развития личности ребёнка.

Семья в современных условиях - это очень часто источник самых разнообразных психолого-педагогических проблем. Всем известно, что не каждая семья может предложить своему ребенку грамотную и эффективную систему воспитания. А образовательное учреждение и призвано скорректировать все недостатки воспитания в семье. Детям необходима помощь в решении разнообразных проблемных ситуаций. Следовательно, педагогу необходимо владеть высоким уровнем психолого-педагогического знания в области семьи и организации бесконфликтных семейных отношений. Современный педагог-профессионал должен в совершенстве знать психологию и педагогику семьи, основы теории и методики работы с семьей. Он должен быть не только высоко квалифицированным специалистом-предметником, но и творчески работающим воспитателем, в совершенстве знающим своих детей, их проблемы, склонности, личностные ориентации, условия их жизни в семье.

Работа с семьей - важное направление деятельности любого педагогического коллектива школы, которое обеспечивает рост качества воспитательно-образовательной деятельности. При организации взаимодействия необходим учет следующих факторов:

  • кто вступает во взаимодействие;
  • с какой целью осуществляется взаимодействие;
  • где, в каких условиях оно реализуется;
  • с помощью каких средств, методов и форм осуществляется взаимодействие.

Термин «взаимодействие» все чаще стал использоваться в психолого-педагогической литературе. В словаре «Азбука психолога» даётся следующее определение взаимодействию: «контакт двух или более субъектов активности, который может носить любую форму, но при этом приводит к изменению их поведения, системы смысловых образований, характера взаимоотношений, деятельностно-установочного личного настроя и т. п. Помимо этого, в социальной психологии термином «взаимодействие» описывают систему взаимовстречных действий, поступков, деяний, которые характеризуются причинно-следственным характером подобной активности двух сторон, участвующих в межличностном контакте: по сути дела, любое проявление активности одного из участников взаимодействия оказывается одновременно и стимулом очередного поведенческого акта другого и своего рода реакцией на предшествующие действия партнера или оппонента».

Установление межсубъектного, межличностного взаимосогласуемого общения можно определить содержание понятия. Психологический словарь под редакцией В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова определяет взаимодействие как «процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающее их взаимную обусловленность и связь». В таком взаимодействии все участники выступают как равноправные партнеры.

Цель такого взаимодействия - установление личностного взаимопонимания по определенному кругу проблем и задач. Взаимодействие начинается с общения, которое, в ходе своего развития выходит на деятельностный уровень. Таким образом, взаимодействие можно рассматривать как систему взаимосогласуемых действий всех субъектов общения, когда предпринимаемые действия одного обуславливают логику действий другого.

Понятие «взаимодействие» возможно рассматривать как категорию межличностную, особый вид общения, в котором активную позицию занимают все его участники: педагог, родитель, ребенок. Через систему специально выстраиваемых согласуемых всеми сторонами действий и обеспечивается взаимоприемлемый результат.

При организации общения с родителями обучающихся педагогу, по мнению многих авторов, следует учитывать этапы решения задач выстраиваемого взаимодействия:

  • достижение взаимопонимания на уровне взаимодействия между родителями и педагогами;
  • совместное выстраивание воспитательных действий, ориентированных на личность ребенка, в интересах его развития.

Отношения - это важнейший компонент взаимодействия. В качестве эталонного образца достигнутых взаимоотношений можно представить «сотрудническое взаимодействие». Параметры взаимодействия:

  • открытость характера общения, подтвержденное готовностью взаимодействующих сторон к открытому обсуждению проблем обучающихся;
  • стремление определять наиболее целесообразные пути жизненного, личностного и профессионального развития ребенка;
  • трехсторонняя субъектная позиция всех участников целостного педагогического процесса: педагог - родитель - обучающийся;
  • деятельностно-практическая направленность на своевременное разрешение возникающих проблем.

В сотруднической модели взаимодействия педагог-профессионал призван выполнять инициативно-стимулирующую функцию. Отсюда вытекает необходимость интенсивного наращивания профессиональной готовности педагога-профессионала к установлению эффективного взаимодействия со всеми субъектами педагогического процесса.

Одним из видов профессиональной компетентности считается готовность педагогов образовательных учреждений к работе с родителями обучающихся. Этот вид готовности особо актуален на сегодняшний день. Важность этой проблемы представлена в содержании стандартных государственных требований.

Готовность педагога к решению стоящих перед ним профессиональных задач выражается в:

  • мотивационной готовности педагога к решению возникающих на практике проблем;
  • готовности педагога к работе в малокомплектной школе;
  • готовности к различным видам воспитательной работы;
  • готовности к самообразованию;
  • готовности к педагогической деятельности;
  • готовности к конструированию ситуаций успеха для каждого обучающегося и др.

Современные авторы по данному вопросу предлагают варианты программ образовательно-воспитательного взаимодействия семьи и школы основанных на том, что каждый ребенок-личность. Эта модель взаимодействия школы и семьи способствует повышению эффективности учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения в целом:

  • определение основных направлений взаимодействия школы и семьи;
  • разработка прогностической модели выпускника школы, которая позволит существенно повысить научную аргументированность решения самых разнообразных вопросов, прежде всего, вопросов преемственности воспитания в семье и образовательном учреждении с целью эффективного развития и образования учащихся;
  • определение уровня, на котором будет реализовываться модель взаимодействия школы и семьи;
  • определение возможных составляющие;
  • разработка этапов внедрения модели взаимодействия в практику образовательного учреждения;
  • выявление и ранжировка проблемы процесса взаимодействия образовательного учреждения и семьи, определить профессиональные, а также личностные запросы педагогов школы, родителей, учащихся;
  • планирование методической и научно-исследовательской деятельности различных звеньев и структур школы, учреждений дополнительного образования по решению проблем и в соответствии с запросами школы и семьи;
  • разработка систем стимулов деятельности.

Образовательные учреждения используют в своей работе различные формы взаимодействия педагогов и семьи. Это нужно для того, чтобы оказать посильную помощь семьям в развитии личности ребёнка. Формы взаимодействия педагогов и родителей - это многообразие организации их совместной деятельности и общения.

Остановимся лишь на некоторых самых распространённых формах работы:

  1. Родительское собрание - одна из основных форм работы с родителями. На нём обсуждаются проблемы жизни классного и родительского коллективов. Классный руководитель направляет деятельность родителей в процессе его подготовки. Собрания не должны сводится к монологу учителя. Это - взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск. Тематика собраний может быть разнообразной: "Мы - одна семья"; "О доброте и милосердии"; "Учимся общению", "Психологический климат в коллективе" и др.
  2. Особую заботу у педагогов вызывает взаимодействие с отцами детей: как привлечь отцов к воспитательной деятельности в классе, повысить их роль в воспитании и развитии ребёнка. С этой целью классный руководитель организует специальные встречи с отцами детей, проводит конференции - размышления, собрание «Роль отца в воспитании детей» и др. Во многих школах страны организованы и успешно работают «Советы отцов».
  3. Многие образовательные учреждения с учётом современных требований существенно разнообразили саму форму проведения родительского собрания. Оно может проходить в форме:
  • «круглого стола»,
  • тематической дискуссии самих родителей,
  • тренинга,
  • собрания – лекции,
  • семинара- практикума.
  1. Родительский лекторий «Взаимодействие семьи и школы в интересах развития личности ребёнка», «Школа молодого родителя» и др. - способствуют повышению педагогической культуры родителей, их психолого-педагогической компетентности в семейном воспитании, выработке единых подходов семьи и школы к воспитанию детей.
  2. Тематические конференции по обмену опытом воспитания детей (на всех уровнях) «Отцы и дети»,» «Как воспитать настоящего гражданина», «Школа и семья в XXI веке». Такая форма вызывает заслуженный интерес, привлекает внимание родительской и педагогической общественности, деятелей науки и культуры, представителей общественных организаций.
  3. Презентации опыта семейного воспитания в средствах массовой информации.
  4. Вечера вопросов и ответов проводятся с привлечением психологов, юристов, врачей и других специалистов, на них приглашаются родители с учётом возрастных особенностей детей (например, родители первоклассников).
  5. Диспут, дискуссия - обмен мнениями по проблемам воспитания - одна из интересных для родителей форм повышения педагогической культуры. Она позволяет включить их в обсуждение важнейших проблем, способствует формированию умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на накопленный опыт, стимулирует активное педагогическое мышление. Результаты дискуссий воспринимаются с большим доверием.
  6. Встречи родительской общественности с администрацией школы, учителями целесообразно проводить ежегодно. Педагоги знакомят родителей с требованиями к организации работы по предмету, выслушивают пожелания родителей. В процессе совместного обсуждения возможно составление программ действий, перспективных планов совместной работы.
  7. Индивидуальная работа, групповые формы взаимодействия педагогов и родителей. Особенно важной формой является деятельность родительского комитета. Родительский актив - это опора педагогов и при умелом взаимодействии они успешно решают общие задачи. Родительский комитет стремится привлечь родителей и детей к организации классных, школьных дел, решению проблем жизни коллектива.
  8. Родительский клуб проводится в форме встреч. Цель клуба - вовлечь родителей в обсуждение вопросов воспитания и развития личности ребёнка. Главное условие успеха таких встреч, дискуссий - добровольность и взаимная заинтересованность. Организация совместной деятельности родителей и детей – КТД.
  9. Одна из главных задач образовательного учреждения - это сотрудничество и расширение поля позитивного общения в семье, реализация планов по организации совместных дел родителей и детей. Формы познавательной деятельности: общественные форумы знаний, творческие отчёты по предметам, дни открытых уроков, праздники знаний и творчества, турниры знатоков, совместные олимпиады, выпуск предметных газет, заседания, отчёты научных обществ учащихся и т.д. Родители могут помочь в оформлении, подготовке поощрительных призов, оценке результатов, непосредственно участвовать в мероприятиях, создавая собственные или смешные команды. Это могут быть конкурсы: «Семья – эрудит», «Семейное увлечение», «Семья XXI века» читательские конференции «Круг семейного чтения» и др.

Формы трудовой деятельности: оформление кабинетов, благоустройство и озеленение школьного двора, создание классной библиотеки; ярмарка - распродажа семейных поделок, выставки "Увлечения моей семьи" и др.

Формы досуга: совместные праздники, подготовка концертов, спектаклей, соревнования, конкурсы, КВНы, экскурсионные поездки. В домашних клубах выходного дня родители организуют деятельность детских групп, сформированных с учётом интересов и симпатий. Широкое распространение получают семейные праздники и фестивали: День матери, День отца, День бабушек и дедушек, День моего ребёнка, День взаимного благодарения, День семьи; игровые семейные конкурсы: Спортивная семья, Музыкальная семья, конкурс семейных альбомов.

В настоящее время, когда полным ходом идет модернизация системы содержания и воспитания в начальной школе, одной из важнейших задач стала задача организации работы по поднятию престижа и ценности семьи, совершенствование форм семейного воспитания. Новая социально-экономическая, социокультурная ситуация предопределяет требование расширить просветительскую, воспитательную функции государства и общества. В условиях современного положения школы в обществе перед педагогами, а главное, перед администрацией школы встали новые цели и задачи в образовании, воспитании, развитии младших школьников. Школа становится все более открытой социально-педагогической системой, стремится к диалогу, общению, широкому социальному взаимодействию. Особое значение приобретает взаимодействие семьи и школы, которое должно быть направлено на координацию целеполагающих установок двух данных общественных институтов – формирование устойчивой положительной мотивации ребенка к будущей успешной деятельности в обществе. Мы знаем, что традиционно одним из наиболее трудных направлений в работе школы, по мнению педагогов и администрации, является взаимодействие с родителями. Родители и педагоги -  воспитатели одних и тех же детей, и, безусловно, результат воспитания будет успешным только тогда, когда учителя и родители станут союзниками и выработают общие цели и задачи воспитания и образования детей. Только тесное сотрудничество педагогов и родителей позволит лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных сторон, увидеть в разных ситуациях, следовательно, помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей ребенка.

Могут использоваться разнообразные направления и критерии эффективности взаимодействия образовательного учреждения с родителями учащихся:

Направления:

  • изучение семейной атмосферы, окружающей ученика, его взаимоотношений с членами семьи (по результатам педагогического наблюдения);
  • психолого-педагогическое просвещение родителей и корректирование семейного воспитания (с привлечением школьного психолога, заключения договора с районным ПМС – центром);
  • формирование у родителей понимания принадлежности к школьному образовательно-воспитательному пространству и вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (через привлечение родителей ко всем школьным мероприятиям, проведение ежегодных традиционных открытых уроков «Аплодисменты»);
  • участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом (через создание совета школы, школьного родительского комитета);
  • работа с проблемными семьями и детьми;
  • составление характеристик семей обучающихся (состав родителей, сфера их занятости, образовательный и социальный уровень и др. в форме ежемесячного отчёта социальным педагогом школы);
  • организация диагностической работы по изучению семей (на примере работы школы-лаборатории городского типа по теме «Социально-педагогическое взаимодействие семьи и школы в процессе приобщения ребёнка к культуре чтения» по направлению «Воспитательной потенциал образовательной среды».)
  • использование оптимальных форм и методов в дифференцированной групповой и индивидуальной работе семьёй;
  • организация психолого-педагогического просвещения родителей (проведение мастер-классов, круглых столов, родительских конференций и т.д.);
  • создание системы массовых мероприятий с родителями, работа по организации совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и учащихся (воспитанников) по разным направлениям работы;
  • выявление и внедрение в практическую деятельность позитивного опыта семейного воспитания;
  • внедрение в семейное воспитание традиций народной педагогики;
  • оказание помощи родителям в формировании нравственного образа жизни семьи, в профилактике и диагностике наркомании, в предупреждении других негативных проявлений у детей и подростков (через активное привлечение к мероприятиям по формированию здорового образа жизни);
  • использование различных форм сотрудничества с родителями отцами, вовлечение их в совместную с деятельность, направленную на повышение их авторитета;
  • создание условий для обеспечения прав родителей на участие в управлении образовательным учреждением, организации учебно-воспитательного процесса: помощь в организации деятельности общественных родительских формирований (Совет учреждения, Попечительский совет, родительский комитет, Родительская общественность и др.);
  • объединений родителей по семейным проблемам (школа молодых родителей, семейные клубы, клубы выходного дня).

Инновационная, экспериментальная деятельность педагогического коллектива по взаимодействию с семьей будет способствовать формированию позитивной коммуникации с семьей младших школьников. Школе необходимо следовать по пути оптимизации совместной деятельности родителей и педагогов. Должны быть созданы благоприятные условия для  личностного роста учащихся, создана ситуация успешности при непосредственном  внимании родителей, расширяться сферы участия родителей в организации жизни школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ОРИЕНТИРОВ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА ОСНОВЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ.

Духовно- нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют огромное значение для человека в любом возрасте...

Интегрированный урок как средство формирования позитивной мотивации в обучении младших школьников

Интегрированный подход к обучению всё больше осознаётся как актуальная потребность современного образования, развивающегося по пути гуманизации...

"Формирование позитивного отношения к семье и браку у подростков"

Разработка занятий по Формированию позитивного отношения к семье и браку у подростков....

"Формирование позитивного отношения к семье и браку у подростков"

Разработка занятий по Формированию позитивного отношения к семье и браку у подростков....

Статья на тему: Формирование позитивной «Я - концепции» у младших школьников в дизайн – деятельности.

Статья "Формирование позитивной "Я - концепции" у младших школьников в дизайн-деятельности....

Методическая разработка. Формирование толерантного сознания и позитивных социокультурных установок у младших школьников.

Проблемы воспитания толерантности становятся особенно актуальными в наши дни, когда активизировался международный терроризм, и  резко возросла напряженность в человеческих отношениях. В повседнев...