Статья на тему: «Формирование универсального действия прогнозирования у младших школьников на уроках математики»
статья на тему
Статья
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
школа № 59 Приморского района Санкт-Петербурга
Статья на тему: «Формирование универсального действия прогнозирования у младших школьников на уроках математики» 01.11. 2017
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) для детей с ОВЗ предполагает реализацию программы формирования универсальных учебных действий (УУД) ,
Основные виды универсальных учебных действий: личностные; регулятивные; познавательные; коммуникативные.
Регулятивные действия обеспечивают обучающимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.
В этой цепочке наиболее трудным для младших школьников, особенно для детей нашей школы, является действие прогнозирование.
Прогнозирование — это предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик.
На уроках математики прогнозирование чаще всего связано с предвосхищением
результата выполняемых действий, предварительной прикидкой ответа, который должен быть получен при решении задач, уравнений, выполнении измерений.
Возможности формирования универсального учебного действия прогнозирование в процессе освоения математических знаний
- В процессе работы над текстовыми арифметическими задачами используется
специальный прием прикидки результата — определение границ искомого числа.
На этапе восприятия и осмысления текста задачи обучающиеся определяют, больше или
меньше какого-либо из данных чисел должен получиться ответ. После того как задача решена, проводится сравнение прогноза с полученным результатом. В случае расхождения прогноза и ответа выявляется его причина, связанная, как правило, с
неверным решением задачи. Сопоставление ответа с прогнозом дает возможность обнаружить ошибку и своевременно ее исправить.
Это помогает обучающимся осуществлять самоконтроль и коррекцию ошибок. Особенно полезен такой прием при решении задач на нахождение неизвестного компонента
действия. Обучающиеся часто решают такие задачи способом подбора на основе знания
состава чисел: они называют правильный ответ, но неверно выбирают арифметическое действие. Прием прикидки ответа помогает увидеть важность правильного выбора действия.
Например, обучающимся дается задача: «В вазе лежало 7 яблок, из них 3 красных, а остальные — желтые. Сколько желтых яблок лежало в вазе?» Некоторые обучающиеся называют правильный ответ (4), но записывают неверное решение: 3 + 4 = 7.
Для предупреждения данной ошибки перед решением приведенной задачи полезно сделать прикидку ответа, спросив: «В ответе должно получиться число больше или меньше, чем 7?» В случае неверной записи решения нужно вернуться к сделанному прогнозу: «Мы определили, что должно было получиться меньше 7, а получилось 7. Следовательно, задача решена неправильно».
- Прикидка результата должна осуществляться обучающимися и при выполнении
письменных вычислений. Хорошо известным способом такой прикидки, служащим
для осуществления самоконтроля, является определение количества цифр в частном
при делении многозначных чисел на однозначные и двузначные. Первыми шагами
алгоритма является выделение первого неполного делимого и определение количества цифр в частном. Задание на прогнозирование может быть предложено в таком варианте: «Каким числом, двузначным, трехзначным или четырехзначным, является результат действия 1380 : 4?»
Такую прикидку можно выполнять не только при выполнении деления, но и при сложении, вычитании многозначных чисел, умножении чисел в столбик. Например, обучающиеся должны найти количество цифр в сумме чисел 329 и 803. Записав пример в столбик, они определяют, какие разряды при сложении будут переполняться (т.е. в каких разрядах при сложении получится число, которое больше 9). Это обозначается стрелками.
Далее можно определить количество цифр в результате (в данном случае в сумме должно быть 4 цифры). После выполнения вычислений школьники убеждаются, что действительно, получилось четырехзначное число. Если у кого-либо результатом является трехзначное число, то это свидетельствует о допущенной вычислительной ошибке и побуждает к коррекции.
- Выполнение несложного прогнозирования предполагают и задания, в которых
нужно поставить знаки >, < или = при сравнении величин или выражений. На основе
рассуждений обучающиеся предполагают, какой знак нужно поставить, говоря, например: «10 – 5 > 10 – 7, так как чем больше вычтем, тем меньше останется», — а затем
проверяют свой прогноз вычислениями.
В таких заданиях полезно высказывать и неверное предположение, например, от
имени сказочного героя: «Я считаю, что 8 дм > 7 м, так как 8 > 7». Проверяя ошибочный прогноз, обучающиеся лучше осознают способ сравнения величин.
- Полезно предлагать обучающимся выполнять прогнозирование при решении уравнений. Например, дается задание подумать над тем, в каком из уравнений
х – 5 = 7, х – 5 = 9 или х – 5 = 12 корень будет больше. После решения дети определяют, оправдался ли прогноз. Подобные задания способствуют развитию у обучающихся логического действия анализа и способности к самоконтролю.
А также выполнять прогнозирование при решении примеров с пустыми окошками. Например, дается задание подумать над тем, в каком из выражений + 4 = 7, + 5 = 9 или +5 = 10 первое слагаемое будет больше. После решения дети определяют, оправдался ли прогноз.
- Большие возможности для формирования универсального действия прогнозирования имеются при изучении величин (длины, площади, массы), если перед началом измерения школьники делают прикидку результата, например: «Какова длина класса в метрах?», «Можно ли сказать, что в пакете ровно килограмм крупы?». Высказанное предположение проверяется с помощью измерений.
Результат можно определять не только в абсолютном, но и в относительном значении, например: «Во сколько раз длина парты больше, чем длина учебника?» Для проверки полезно применять наложение, а также измерение с помощью произвольных мерок. Например, сопоставление ширины книги и альбома может выполняться
с помощью счетной палочки или полоски бумаги.
Такие задания способствуют развитию глазомера, зрительного восприятия и мускульных ощущений младших школьников.
Практическое умение делать прикидку расстояния «на глаз», а массы «на руку» необходимо в различных жизненных ситуациях.
Кроме того, такие задания, особенно проводимые в форме небольшого соревнования
(«Кто точнее определит длину предмета?», «Чей прогноз окажется правильным?»),
вызывают у обучающихся интерес к выполнению измерений, формируют положительную учебную мотивацию.
- Другим важнейшим аспектом прогнозирования является способность ученика
определять уровень сложности задания.
Необходимо предлагать им задания, в которых они должны оценить, какое из упражнений они смогут выполнить, а какое нет; достаточно ли у них знаний для работы над данным упражнением.
Очень полезными являются дифференцированные задания разного уровня. В ходе работы с ними младшие школьники сначала должны оценить уровень их сложности, а затем выбрать одно из них в соответствии со своими возможностями, т.е.
выполнить прогноз успешности выполнения задания.
Учителя начальных классов, как правило, применяют игровые приемы, с помощью
которых задается уровень сложности задания, например: к доске прикрепляют три
изображения кораблей разного размера, рядом с которыми написаны математические
задания. Рядом с изображением маленького корабля записано задание: «Расставьте порядок действий и вычислите значения выражений (24 + 46) : 5 и 27 + 2 _ 3», рядом с
рисунком среднего корабля: «Расставьте порядок действий и вычислите значения
выражений 27 : 3 + (21 – 3) и 48 : 3 + 5 _ 8 – 6, а рядом с большим кораблем: «Расставьте порядок действий в схеме_ : _ + (_ – _) _ _.
Подберите числа и вычислите значения выражений».
Перед началом работы учитель создает ситуацию выбора: нужно спасти один из кораблей, попавших в шторм, а для этого надо выполнить задание, написанное рядом с кораблем. Обучающимся предлагается выбрать, какой корабль каждый из них будет спасать. Если ученик выбрал слишком простое для себя задание, то ему дается возможность поработать и над более сложным. И наоборот, тот, кто не справился с выбранным заданием, может взять более простое задание. Такой подход способствует формированию у учащихся адекватной самооценки.
Игровая ситуация может изменяться, например, она может называться «Строим
дом», «Наряжаем новогоднюю елочку», «Тащим бегемота из болота» и т.п., но при
этом обязательно даются несколько рисунков разного размера (например, три дома
разной высоты) и соответствующие им по сложности математические упражнения.
Усложнением ситуации прогнозирования является отсутствие рисунка, подсказывающего уровень сложности задания.
Обучающимся даются 2 или 3 задания, из которых нужно выбрать посильное для себя.
- Также очень важными приемом прогнозирования является поиск «ошибкоопасных» мест в задании, когда обучающиеся должны предсказать, на каких этапах выполнения действия имеется опасность ошибок.
Например, школьники определяют, что при выполнении сложения двузначных чисел в столбик могут быть допущены следующие ошибки: неправильно подписано второе слагаемое (если оно однозначное); неверно выполнено сложение однозначных
чисел (незнание таблицы сложения); забыли прибавить десяток, который образовался при сложении единиц.
Предвосхищение возможных ошибок помогает младшим школьникам быть более внимательными в процессе вычислений и не допускать их.
Таким образом, формирование универсального учебного действия прогнозирования осуществляется в тесном единстве с формированием действий контроля, коррекции, оценки, анализа и других универсальных учебных действий. Это обеспечивает в конечном итоге становление у младших школьников умения учиться, способствует
практической направленности обучения математике в начальной школе.
Спасибо за внимание!
( См презентацию)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья по теме: " Формирование универсальных логических действий младших школьников через развитие познавательного интереса на уроках математики.
В статье рассмотрены практические аспекты формирования логических универсальных действий младших школьников....
ФОРМИРОВАНИЕ И КОРРЕКЦИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Отчет по методической теме на городском Методическом объединении учителей начальных классов г. Североморска....
Статья на тему: Формирование позитивной «Я - концепции» у младших школьников в дизайн – деятельности.
Статья "Формирование позитивной "Я - концепции" у младших школьников в дизайн-деятельности....
«Формирование универсального действия прогнозирования на уроках математики»
Выступление на заседании школьного методического объединения учителей начальных классов....
Тема по самообразованию: Развитие логического мышления младших школьников на уроках математики
Тема по самообразованию: Развитие логического мышления младших школьников на уроках математики...
Отчет по самообразованию на тему "Формирование и развитие функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка литературного чтения"
Что же такое «функциональная грамотность»? Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционирова...