Статья на тему: «Формирование универсального действия прогнозирования у младших школьников на уроках математики»
статья на тему

Тимофеева Любовь Юрьевна

Статья

Скачать:


Предварительный просмотр:

                     Государственное бюджетное образовательное учреждение

                       школа № 59 Приморского района Санкт-Петербурга

Статья на тему: «Формирование универсального действия прогнозирования у младших школьников на уроках математики»                                                    01.11. 2017

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) для детей с ОВЗ  предполагает реализацию программы формирования универсальных учебных действий (УУД) ,

Основные виды универсальных учебных действий: личностные; регулятивные; познавательные; коммуникативные.

Регулятивные действия обеспечивают обучающимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.

В этой цепочке наиболее трудным для младших школьников, особенно для детей нашей школы, является действие прогнозирование.

Прогнозирование — это предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик.

На уроках математики прогнозирование чаще всего связано с предвосхищением

результата выполняемых действий, предварительной прикидкой ответа, который должен быть получен при решении задач, уравнений, выполнении измерений.

Возможности формирования универсального учебного действия прогнозирование в процессе освоения математических знаний

  1. В процессе работы над текстовыми арифметическими задачами используется

специальный прием прикидки результата — определение границ искомого числа.

На этапе восприятия и осмысления текста задачи обучающиеся определяют, больше или

меньше какого-либо из данных чисел должен получиться ответ. После того как задача решена, проводится сравнение прогноза с полученным результатом. В случае расхождения прогноза и ответа выявляется его причина, связанная, как правило, с

неверным решением задачи. Сопоставление ответа с прогнозом дает возможность обнаружить ошибку и своевременно ее исправить.

Это помогает обучающимся осуществлять самоконтроль и коррекцию ошибок. Особенно полезен такой прием при решении задач на нахождение неизвестного компонента

действия. Обучающиеся часто решают такие задачи способом подбора на основе знания

состава чисел: они называют правильный ответ, но неверно выбирают арифметическое действие. Прием прикидки ответа помогает увидеть важность правильного выбора действия.

Например, обучающимся дается задача: «В вазе лежало 7 яблок, из них 3 красных, а остальные — желтые. Сколько желтых яблок лежало в вазе?» Некоторые обучающиеся называют правильный ответ (4), но записывают неверное решение: 3 + 4 = 7.

Для предупреждения данной ошибки перед решением приведенной задачи полезно сделать прикидку ответа, спросив: «В ответе должно получиться число больше или меньше, чем 7?» В случае неверной записи решения нужно вернуться к сделанному прогнозу: «Мы определили, что должно было получиться меньше 7, а получилось 7. Следовательно, задача решена неправильно».

  1. Прикидка результата должна осуществляться обучающимися и при выполнении

письменных вычислений. Хорошо известным способом такой прикидки, служащим

для осуществления самоконтроля, является определение количества цифр в частном

при делении многозначных чисел на однозначные и двузначные. Первыми шагами

алгоритма является выделение первого неполного делимого и определение количества цифр в частном. Задание на прогнозирование может быть предложено в таком варианте: «Каким числом, двузначным, трехзначным или четырехзначным, является результат действия 1380 : 4?»

Такую прикидку можно выполнять не только при выполнении деления, но и при сложении, вычитании многозначных чисел, умножении чисел в столбик. Например, обучающиеся должны найти количество цифр в сумме чисел 329 и 803. Записав пример в столбик, они определяют, какие разряды при сложении будут переполняться (т.е. в каких разрядах при сложении получится число, которое больше 9). Это обозначается стрелками.

Далее можно определить количество цифр в результате (в данном случае в сумме должно быть 4 цифры). После выполнения вычислений школьники убеждаются, что действительно, получилось четырехзначное число. Если у кого-либо  результатом является трехзначное число, то это свидетельствует о допущенной вычислительной ошибке и побуждает к коррекции.

  1. Выполнение несложного прогнозирования предполагают и задания, в которых

нужно поставить знаки >, < или = при сравнении величин или выражений. На основе

рассуждений обучающиеся предполагают, какой знак нужно поставить, говоря, например: «10 – 5 > 10 – 7, так как чем больше вычтем, тем меньше останется», — а затем

проверяют свой прогноз вычислениями.

В таких заданиях полезно высказывать и неверное предположение, например, от

имени сказочного героя: «Я считаю, что 8 дм > 7 м, так как 8 > 7». Проверяя ошибочный прогноз, обучающиеся лучше осознают способ сравнения величин.

  1. Полезно предлагать обучающимся выполнять прогнозирование при решении уравнений. Например, дается задание подумать над тем, в каком из уравнений

х – 5 = 7, х – 5 = 9 или х – 5 = 12 корень будет больше. После решения дети определяют, оправдался ли прогноз. Подобные задания способствуют развитию у обучающихся логического действия анализа и способности к самоконтролю.

А также выполнять прогнозирование при решении примеров с пустыми окошками. Например,  дается задание подумать над тем, в каком из выражений  + 4 = 7, + 5 = 9 или +5 = 10 первое слагаемое будет больше. После решения дети определяют, оправдался ли прогноз.

  1. Большие возможности для формирования универсального действия прогнозирования имеются при изучении величин (длины, площади, массы), если перед началом измерения школьники делают прикидку результата, например: «Какова длина класса в метрах?», «Можно ли сказать, что в пакете ровно килограмм крупы?». Высказанное предположение проверяется с помощью измерений.

Результат можно определять не только в абсолютном, но и в относительном значении, например: «Во сколько раз длина парты больше, чем длина учебника?» Для проверки полезно применять наложение, а также измерение с помощью произвольных мерок. Например, сопоставление ширины книги и альбома может выполняться

с помощью счетной палочки или полоски бумаги.

Такие задания способствуют развитию глазомера, зрительного восприятия и мускульных ощущений младших школьников.

Практическое умение делать прикидку расстояния «на глаз», а массы «на руку» необходимо в различных жизненных ситуациях.

Кроме того, такие задания, особенно проводимые в форме небольшого соревнования

(«Кто точнее определит длину предмета?», «Чей прогноз окажется правильным?»),

вызывают у обучающихся интерес к выполнению измерений, формируют положительную учебную мотивацию.

  1. Другим важнейшим аспектом прогнозирования является способность ученика

определять уровень сложности задания.

  Необходимо предлагать им задания, в которых они должны оценить, какое из упражнений они смогут выполнить, а какое нет; достаточно ли у них знаний для работы над данным упражнением.

Очень полезными являются  дифференцированные задания разного уровня. В ходе работы с ними младшие школьники сначала должны оценить уровень их сложности, а затем выбрать одно из них в соответствии со своими возможностями, т.е.

выполнить прогноз успешности выполнения задания.

Учителя начальных классов, как правило, применяют игровые приемы, с помощью

которых задается уровень сложности задания, например: к доске прикрепляют три

изображения кораблей разного размера, рядом с которыми написаны математические

задания. Рядом с изображением маленького корабля записано задание: «Расставьте порядок действий и вычислите значения выражений (24 + 46) : 5 и 27 + 2 _ 3», рядом с

рисунком среднего корабля: «Расставьте порядок действий и вычислите значения

выражений  27 : 3 + (21 – 3) и 48 : 3 + 5 _ 8 – 6, а рядом с большим кораблем: «Расставьте порядок действий в схеме_ : _ + (_ – _) _ _.

Подберите числа и вычислите значения выражений».

Перед началом работы учитель создает ситуацию выбора: нужно спасти один из кораблей, попавших в шторм, а для этого надо выполнить задание, написанное рядом с кораблем. Обучающимся  предлагается выбрать, какой корабль каждый из них будет спасать. Если ученик выбрал слишком простое для себя задание, то ему дается возможность поработать и над более сложным. И наоборот, тот, кто не справился с выбранным заданием, может взять более простое задание. Такой подход способствует формированию у учащихся адекватной самооценки.

Игровая ситуация может изменяться, например, она может называться «Строим

дом», «Наряжаем новогоднюю елочку», «Тащим бегемота из болота» и т.п., но при

этом обязательно даются несколько рисунков разного размера (например, три дома

разной высоты) и соответствующие им по сложности математические упражнения.

Усложнением ситуации прогнозирования является отсутствие рисунка, подсказывающего уровень сложности задания.

Обучающимся  даются 2 или 3 задания, из которых нужно выбрать посильное для себя.

  1. Также очень важными приемом прогнозирования является поиск «ошибкоопасных» мест в задании, когда обучающиеся должны предсказать, на каких этапах выполнения действия имеется опасность ошибок.

Например, школьники определяют, что при выполнении сложения двузначных чисел в столбик могут быть допущены следующие ошибки: неправильно подписано второе слагаемое (если оно однозначное); неверно выполнено сложение однозначных

чисел (незнание таблицы сложения); забыли прибавить десяток, который образовался при сложении единиц.

Предвосхищение возможных ошибок помогает младшим школьникам быть более внимательными в процессе вычислений и не допускать их.

Таким образом, формирование универсального учебного действия прогнозирования осуществляется в тесном единстве с формированием действий контроля, коррекции, оценки, анализа и других универсальных учебных действий. Это обеспечивает в конечном итоге становление у младших школьников умения учиться, способствует

практической направленности обучения математике в начальной школе.

Спасибо за внимание!

( См презентацию)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья по теме: " Формирование универсальных логических действий младших школьников через развитие познавательного интереса на уроках математики.

В статье рассмотрены практические аспекты формирования логических универсальных действий младших школьников....

ФОРМИРОВАНИЕ И КОРРЕКЦИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Отчет по методической теме на городском Методическом объединении учителей начальных классов г. Североморска....

Статья на тему: Формирование позитивной «Я - концепции» у младших школьников в дизайн – деятельности.

Статья "Формирование позитивной "Я - концепции" у младших школьников в дизайн-деятельности....

«Формирование универсального действия прогнозирования на уроках математики»

Выступление на заседании школьного методического объединения учителей начальных классов....

Тема по самообразованию: Развитие логического мышления младших школьников на уроках математики

Тема по самообразованию: Развитие логического мышления младших школьников на уроках математики...

Отчет по самообразованию на тему "Формирование и развитие функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка литературного чтения"

Что же такое «функциональная грамотность»? Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционирова...