Социально-психологическая игра «Сотвори свою планету»
методическая разработка (3, 4 класс) на тему

Данная методическая разработка предназначена для учащихся 4-6 классов. В данной разработке представлен комплекс упражнений на развитие творческого воображения и умения работать сообща в группе. Методическая разработка интересна тем, что создание условий для дружеской атмосферы взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения детей друг с другом в классе проходит в форме игрового захватывающего действия. Будет полезна в работе классного руководителя, педагога-психолога для проведения работы по сплочению коллектива, развитию творческих и коммуникативных способностей, нравственных качеств личности учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon сценарий82 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

Социально-психологическая игра «Сотвори свою планету»

Подготовили:

педагог-психолог

Зайцева Инна Александровна

МОУ  СШ №3 6 

учитель начальных классов

Вострикова Марина Ивановна

МОУ СШ № 36

 Волгоград, 2016


Аннотация

Данная методическая разработка  предназначена для учащихся 4-6 классов. В данной разработке представлен комплекс упражнений на развитие творческого воображения и умения работать сообща в группе. Методическая разработка интересна тем, что создание условий для дружеской атмосферы взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения детей друг с другом в классе проходит в форме игрового захватывающего действия.

Будет полезна в работе классного руководителя, педагога-психолога для проведения работы по сплочению коллектива, развитию творческих и коммуникативных способностей, нравственных качеств личности  учащихся.

Содержание

Введение………………………………………………………. 4

Основная часть………………………………………………... 5

Литература…………………………………………………… ..7

Приложение…………………………………………………….8

Введение

Нельзя отрицать, что творческое воображение важный психический процесс, присущий только человеку. Воображение является необходимым условием деятельности человека, поэтому развитие творческого воображения является актуальной задачей. Являясь необходимым элементом любой творческой деятельности, воображение играет особую роль в жизни ребенка. Именно благодаря воображению дети в процессе своего развития могут придумывать что-то оригинальное, совершенствовать и создавать различные образы и модели. Наиболее благоприятным для эффективного развития воображения является возраст от 5 до 12 лет.

Подробнее остановимся на развитии воображения в младшем подростковом возрасте (10–12 лет). В психолого-педагогической литературе часто младшим подросткам приписывают черты десятилетних детей или же двенадцатилетних подростков. Данный период перехода из младшей в среднюю школу относятся к числу критических, связанных с изменениями в сфере сознания, деятельности и системы взаимоотношений. Поведение младших подростков характеризуется повышенной активностью, стремление к деятельности, расширением сферы интересов. Дети данной возрастной категории обладают особой восприимчивостью и гибкостью поведения, они открыты для сотрудничества, имеют достаточную интеллектуальную зрелость, что позволяет взрослым строить отношения на принципах сотрудничества и партнерства. У детей активно проявляется интерес к своему внутреннему миру, возрастает значимость оценки самого себя, на первый план выходят такие потребности как самовыражение и взаимодействие. В этот период младшие подростки гибки, пластичны, готовы к переменам и открыты для сотрудничества, все познавательные процессы становятся более интеллектуализированы. То есть, к этому времени у ребенка происходят наиболее значительные изменения в сознании, характеризующиеся значительной подвижностью в психических процессах, поэтому в этом возрасте он уже владеет непроизвольным и произвольным воображением. Воображения сближается с процессом теоретического мышления, давая импульс к творчеству. В большинстве своем младшие подростки используют возможности творческого воображения, хотя не для всех достижение некоего творческого результата является ценным. Данный возрастной период также важен для становления мировоззрения ребенка, так как, то, чем занимается младший подросток в свободное от уроков время, откладывает отпечаток на его дальнейшую жизнь.

В процессе творческого развития детей значительную роль играет внеклассная деятельность, которая является уникальной с точки зрения создания творческой атмосферы общения по интересам, организации общественно полезной деятельности. Во внеклассной деятельности педагог может опираться на соответствующие склонности детей, создание ситуации успеха, которая обеспечивает творческую мотивацию, личностное общение, комфортную обстановку. Занятия на сплочение ученического коллектива, развития творческого воображения для подростка имеют большое значение, так происходит совершенствование качеств его личности, расширение и углубление кругозора, раскрытие способностей и талантов, а также его самоутверждение и самореализация. При этом следует заметить, что творческая деятельность и в дальнейшем становится эффективным средством образования и воспитания учащегося, а также выбора профессии.

Таким образом, развитие творческого воображения в период младшего подросткового возраста имеет особенности, связанные с развитием психических процессов и изменении поведения, которые нужно учитывать. Наиболее благоприятные условия для развития творческого воображения могут быть созданы во внеклассной деятельности, которая обеспечивает активное включение ребенка в социальные отношения окружающей среды и возможность общения, создание ситуации успеха.

Основная часть

Социально-психологическая игра «Сотвори свою планету»

Из цикла: «Давайте помечтаем. Вообрази себе»

Цель: создание условий для дружеской атмосферы взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения детей друг с другом в классе.

Задачи:

  • Развивать коммуникативные навыки общения и навыки ведения диалога;
  • Развивать умения работать в парах, группе, находить компромисс;
  • Развивать творческое мышление и воображение учащихся;
  • Диагностика личностных отношений в классе.

Содержание этапов работы

Подготовка к путешествию

Условия:  

  • участвуют все ученики класса;
  • класс делится на 4 экипажа (по желанию), которые будут совершать полеты;
  • каждый экипаж выбирает себе название;
  • экипажи придумывают название планеты, на которую они полетят;
  • создается «Центр управления полетом» из учащихся старших классов и продумывается система оценивания (Приложение 1);
  • каждым экипажем продумываются знаки отличия (внешние);
  • заготавливаются вещи, необходимые для полета (ватман, гуашь, фломастеры, ручки, цветные карандаши)

 

Путешествие на свою планету

Форма: КТД, беседа, игра

Условия:

  • участвуют все ученики класса;
  • ведущий координирует прохождение экипажем каждого этапа путешествия;
  • «Центр управления полетом» оценивает работу, результат объявляется в конце игры.

Путешествие идет по следующим этапам:

        Ведущий знакомит всех с правилами игры. В частности говорит, что за полетом будет наблюдать «Центр управления полетом». По ходу вашего движения в космосе они будут снабжать вас волшебным горючим (звездочками),  у кого под конец полета будет больше таких звезд, тот экипаж быстрее вернется на Землю. Каждый экипаж выбирает командира.

1 этап. Запуск кораблей.

Для того, чтобы начинать полет, необходимо проверить насколько сплоченные команды собрались на нашей предстартовой площадке. Для этого вызывается от экипажа по 2 человека. Их задача за 1 минуту попробовать нарисовать вместе какую-нибудь картину. Условия: напарники работу должны выполнять молча, не договариваясь между собой и рисовать должны одновременно на одном листе. Затем Центр управления оценит ваши работы.

2 этап. Старт. Начало полета.

        Итак, мы в пути, каждый экипаж к своим планетам. Пока мы летим всем экипажам новое задание. Перед началом полета все кораблям был выдан лист-отчет о проделанной работе. Все дальнейшие задания будем выполнять на этом листе. А сейчас задание: пофантазируйте, как вы думаете, есть ли на вашей планете животные, растения, живые существа. Подумайте, как они могут выглядеть и нарисуйте у себя в отчетах. А также подумайте над ответами на такие вопросы:

- какие это существа: добрые или злые?

- где живут, как их зовут?

- чем питаются?

- когда спят?

- чем занимаются?    Время работы 5 минут.

Всю информацию сообщаем Центру управления полетом, там решают, сколько горючего вам прибавить, дозаправить.

3 этап. Прибытие на планеты.

Вот все благополучно долетели до места назначения и новое задание от Центра управления.

Придумайте, пожалуйста, и напишите в ваших отчетах, чем каждый из вас мог бы полезным заниматься на этой планете, если б остался там навсегда. Время работы 3 минуты. После один представитель от корабля доложит  нам отчет о всех членах экипажа.

4 этап. Отправление домой на Землю.

        Перед отправлением домой Центр управления полетом хочет проверить вас, насколько вы научились понимать друг друга и нашли ли вы контакт, установили ли вы дружеские отношения с жителями ваших планет. Для этого, просьба капитанам кораблей получить индивидуальное задание и выполнив его, передать в Центр управления. (Капитанам дается листок с написанным словом – дружба, космос, путешествие, планета, просят написать 5 ассоциаций к этому слову). После этого, команде выдается данное слово и они в течение 2 минут пишут свои ассоциации к этому слову в листах-отчетах, но без участия капитана. После докладывают информацию в Центр управления.

        Теперь можно отправляться в путь 5,4,3,2,1 пуск!

5 этап. Планета Земля.

        Наверно, улетая, вы оставили на своих планетах друзей. Вот сейчас всем экипажем вы будете писать письмо своим воображаемым друзьям. Писать письмо будем в листах-отчетах по очереди каждый по 2-3 предложения. Определите, кто начнет, кто продолжит, кто за кем и кто закончит. Время работы 3 минуты. Старайтесь, чтоб письмо получилось связное. После кто-нибудь из экипажа будет зачитывать свое письмо Центру управления.

        

6 этап. Завершение полета.

        Считаем количество горючего (звездочек) у каждого экипажа и определяем, кто вперед вернется на Землю.

Далее каждый экипаж на своих листах-отчетах определяет свою удовлетворенность полетом. После чего листы-отчета сдаются в Центр управления полетом.

        

Рефлексия занятия.

  • Какое настроение было у вас во время занятия?
  • Что понравилось больше всего?
  • Было ли что-то, что не понравилось?
  • Хотелось ли вам, чтобы у вас еще были подобные занятия?
  • Узнали ли для себя что-то новое на занятии?

Литература

  1. Вахромов Е. Построй свою Вселенную //«Школьный психолог», № 48, 2001
  2. Программа практикума по эмоциональному сплочению членов группы (класса) «Я + ты = мы»//«Школьный психолог» № 11, 2006
  3. Сидельникова М. А., Клочкова Г. М. Особенности развития творческого воображения младших подростков в системе дополнительного образования [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VIII междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.).  — Самара: Асгард, 2016. — С. 201-205.
  4. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? - М.: Генезис, 2001
  5. http://zaycev.net/pages/21676/2167628.shtml
  6. http://psy.1september.ru/
  7. http://www.sergilch.narod.ru/

Приложение 1

Центр управления полетом

(лист для оценивания результатов игры)

При оценивании  учитываются следующие параметры:

Организованность

Совместная деятельность

Взаимовыручка

Сплоченность экипажа

Быстрота и четкость выполнения задания

Воображение

Творчество

Оригинальность, новизна

Каждое задание оценивается по трехбальной шкале:

3 звездочки – отличное выполнение задания

2 звездочки – средний уровень выполнения задания

1 звездочка – небрежное выполнение задания

1 задание. Запуск кораблей.

        Особенное внимание уделяется четкому выполнению условий данного задания (одновременность работы и молчание партнеров) и общий результат рисования (должен быть общий сюжет рисунка).

2 задание. Старт. Начало полета.

        Внимание обращают на оригинальность, фантазию, воображение, быстроту и четкость выполнения задания, сплоченность экипажа.

3 задание. Прибытие на планеты.

        То же, что и во 2 задании + совместная деятельность, взаимовыручка.

4 задание. Отправление на Землю.

        Учитываются умение анализировать себя и других, организованность и сплоченность экипажа.

5 задание. Планет Земля.

        Внимание обращается на целостность написанного письма, воображение, фантазию, оригинальность, умение работать в коллективе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по окружающему миру 1 класс :"Что мы знаем о своей планете, своей стране, своей Родине?"

Данный материал предназначен для проведения урока по предмету "окружающий мир" по программе "Школа России" в 1 классе. Продолжительность- 1 урок 45 минут....

Что мы знаем о своем городе (селе), стране и своей планете? Презентация

Презентация урока окружающего мира в  1 классе...

Практико - ориентированный проект " Создание благоприятного социально - психологического климата в классе"

Что способствует созданию благоприятного социально - психологического климата в классе? Как добиться того,чтобы каждый ученик в коллективе чувствовал себя комфортно? ...

Воспитательная программа "Сотвори свою судьбу"

Воспитательная программа "Сотвори свою судьбу"...

экологическая игра для младших школьников "Защити свою планету!"

Цель данной игры: привлечь внимание детей к проблеме разрушения озонового слоя....

Тема: Индивидуальный маршрут психологического сопровождения учащихся с ограниченными возможностями здоровья, направленный на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребёнка.

Чтобы знать, чему обучать, и найти наилучшие методы и приемы воспитания и обучения, олигофренопедагогу необходимо знать особенности психики учеников вспомогательной школы, т е. знать психологию умстве...

Методическая разработка. Психологическое занятие во 2-м классе по теме «Активное и пассивное слушание». Из программы занятий по социально-психологической адаптации учащихся 1-4 классов «Солнышко».

Программа «Солнышко» — это 4-летний курс для детей начальной школы. Занятия данного курса помогают адаптироваться первоклассникам, вновь прибывшим ученикам и детям с повышенной трево...