Воспитательная программа "Сотвори свою судьбу"
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Козлова Кристина Николаевна

Воспитательная программа "Сотвори свою судьбу"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitatelna_programma.docx39.78 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитательная программа

«Сотвори свою судьбу»

Классный руководитель:

Козлова Кристина Николаевна

Челябинск, 2015

«Первоначальное воспитание должно видеть в детях

 не чиновника, не поэта, не ремесленника, но человека,

 который мог бы впоследствии быть тем или другим,

 не переставая быть человеком».

В.Г. Белинский

Пояснительная записка

В словаре русского языка С.И. Ожегова понятия «воспитание», «воспитать» рассматриваются как навыки поведения привитые семьей, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни, путем систематического воздействия, влияния, сформировывать чей-нибудь характер, личность.

       В современных условиях, когда происходит разностороннее воздействие общества на ребёнка , всё большее значение приобретает духовно- нравственное, патриотическое, эстетическое, спортивно оздоровительное  воспитание  и интеллектуальное развитие подрастающего поколения. Учитывая специфику возраста  учеников, цели по развитию и воспитанию личности младшего школьника, каждый год можно корректировать. 

В воспитательном процессе в начальной школе основными средствами воспитания являются: игра, познание, предметно-практическая и трудовая деятельность, развитие духовной культуры. Развитие этих качеств начинается с первого шага ребёнка, и непременным условием успешности этого процесса вначале является уверенность воспитателя, родителя, учителя, а затем и ребёнка в том, что всего можно добиться, если проявить настойчивость и упорство.

Поэтому важно объединить все усилия семьи и школы для воспитания личности, которая будет соответствовать современным требованиям общества.

Цель программы:

Всестороннее развитие человека, охватывающее интеллектуальный,

нравственный, культурный, эстетический, патриотический рост личности;

Задачи программы:

  • способствовать развитию познавательных интересов учащихся;
  • создать благоприятную воспитательную среду, способствующую осмыслению и усвоению нравственных норм, духовной культуры, закреплению этих норм в повседневном поведении детей и подростков;
  • воспитывать политическую культуру, чувство ответственности и гордости за свою семью, свой класс, свою школу, республику, страну;
  • способствовать развитию творческих способностей детей, формированию эстетического восприятия окружающей действительности;
  • сформировать потребность в здоровом образе жизни как одном из условий успешности жизненного пути;
  • формировать эстетическое отношение к труду как источнику радости и творчества людей.

Срок реализации программы 4 года. Возраст детей участвующих в реализации программы от 7 до 11 лет.

К концу начальной школы у детей должны быть сформированы  для их возраста такие личностные качества как: патриотизм,  любознательность, трудолюбие, доброта и отзывчивость, самодисциплина.

Условия реализации программы воспитания:

  • взаимодействие всех участников воспитательного процесса;
  • общешкольная деятельность;
  • работа педагога и родителей с детским коллективом;
  • индивидуальная работа с детьми и родителями;
  • кружковая работа;

Содержание программы воспитания

Приоритетные направления воспитательной деятельности:

Патриотическое воспитание.

Цель: любовь к России, своему народу, своему краю, служению Отечеству, свобода личная и национальная.

Задачи: 

  • содействовать формированию гражданственной позиции школьников;
  • воспитывать любовь к Отечеству через приобщение к истокам и традициям русской культуры;
  • воспитывать любовь и уважение к родной семье;
  • воспитывать уважение к личности независимо от национальной принадлежности;
  • умение признавать права каждого человека на собственную точку зрения, мировоззрения и религиозные традиции;
  • воспитывать любовь к родной школе, уважение к ее традициям;

     приобщение ребят к миротворческой деятельности, воспитание чувства       милосердия, сострадания

Практическая деятельность:

  • организация и проведение круглых столов, конференций, посвященных добровольному служению обществу во имя мира;
  • организация посильной помощи ветеранам Великой Отечественной войны, педагогического труда, пожилым людям (поход в магазин, уборка жилого помещения и т.д.)
  • классные часы на тему: «Ни кто не забыт, ни что не забыто», «Первый полёт в космос» и т.д.

Духовно-нравственное воспитание.

Цель: ценностные ориентиры и нравственные нормы, основанные на культурно- исторических и духовно-нравственных принципах.

Задачи:

  • формирование основ морали;
  • принятие обучающимся базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
  • формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;
  • развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата.

Практическая деятельность:

  • коллективно творческие дела на тему: «Милосердие спасёт мир» и т.д.;
  • беседы на тему: «Что такое хорошо и что такое плохо» и т.д.;
  • классные часы на тему «Правда и ложь, какие они?»;
  • экскурсии;
  • встречи с интересными людьми.

Эстетическое воспитание.

Цель: формирование эстетической культуры личности.

Задачи:

  • формирование гармоничной личности;
  • развитие в человеке способности видеть и ценить прекрасное;
  • закладка идеалов прекрасного и выработка эстетических вкусов;
  • побуждение к развитию творческих способностей.

Практическая деятельность:

  • подготовка и проведение этических бесед;
  • личный пример;
  • беседы на тему: «Красота спасёт мир» и т.д.;
  • школьные уроки и занятия на кружках, студиях;
  • экскурсии;
  • посещение театра, выставок, музеев, фестивалей.

Спортивно-оздоровительное воспитание.

Цель: Формирование у учащихся понимания значимости здоровья для собственного самоутверждения.

Задачи:

  • наблюдать за физическим и психическим развитием учащихся;
  • сохранять и укреплять здоровье учащихся;
  • пропагандировать здоровый образ жизни;
  • организовывать спортивные соревнования, экскурсии.

Практическая деятельность:

  • день здоровья;
  • встречи с врачом;
  • организация режима дня;
  • соревнования;
  • прогулки;
  • походы;
  • спортивные секции.

Трудовое воспитание.

Цель: уважение к труду,  творчество и созидание, трудолюбие.

Задачи: 

  • воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду;
  • приобщение детей к общественно-полезному труду;
  • воспитание в детях чувства ответственности, бережливости, аккуратности, уважения к людям труда.

Практическая деятельность: 

  • дежурство по классу:
  • уборка школьной территории;
  • озеленение школьного двора;
  • помощь в озеленении двора по месту жительства;
  • экскурсии на предприятия.

Интеллектуальное развитие.

Цель: создать условия для интеллектуального развития учащихся через воспитательную среду

Задачи:

  • изучить индивидуальные способности учащихся;
  • контролировать успеваемость;
  • создать условия для развития познавательных интересов.

Практическая деятельность:

  • контроль за успеваемостью;
  • предметные олимпиады;
  • контакт с учителями – предметниками;
  • экскурсии;
  • встречи с интересными людьми;
  • интеллектуальные игры, викторины, конкурсы, турниры;
  • классные часы на тему: «Обмен знаниями», «Звёздный час» и т.д.;

Работа с родителями.

Цель: повышение педагогической культуры родителей, направленной на воспитание своего ребёнка.

Задачи:

  • поддерживать постоянный контроль за благополучием школьников в семье, характером их семейных отношений;
  • наблюдение за поведением ребят в неформальной обстановке умением их работать и общаться в домашнем кругу;
  • планировать совместные работы (учитель + ученики + родители).
  • вести индивидуальную работу с родителями;
  • привлечение родителей в грамотный процесс воспитания по развитию личности ребенка;
  • изучить образ жизни семьи, выяснить особенности семейного воспитания.
  • оказывать психологическую помощь и поддержку родителям в стрессовых ситуациях;
  • предупреждать и разрешать конфликтные ситуации.

Практическая деятельность: 

  • организация родительских собрания, родительских комитетов, творческих групп;
  • консультации, беседы на тему: «поощрение и наказание», «стили воспитания в семье» и т.д.;
  • организация летнего отдыха;
  • анкетирование, диагностирование, тестирование;
  • посещение семей на дому.

План реализации программы воспитания

I этап (1 класс)

На данном этапе необходимо изучить потребности, интересы и другие личностные характеристики детей, родителей; идет поиск новых видов деятельности; определение перспектив жизнедеятельности классного коллектива, т.е. зарождается социально-педагогическое взаимодействие учителей, детей, семьи, идет процесс познания друг друга.

Задачи:

  • помочь ребенку адаптироваться к новым социальным условиям;
  • раскрытие индивидуальных интересов и потребностей;
  • воспитывать самостоятельность деятельности;
  • закладывать основы охраны здоровья;
  • проектирование традиций классного сообщества.

Ожидаемый результат:

Итогом первого этапа является составление перспективного планирования воспитательной работы на весь курс начальной школы по результатам проведенных исследований, определение приоритетных направлений деятельности, становление взаимодействия всех участников классного сообщества: учитель - ребенок - родители.

Результат личностного развития - модель второклассника.

Ребенок:

  • адаптирован к новой социальной роли;
  • стремится осознать свои интересы и выбрать сферы творчества;
  • умеет организовать свое рабочее место;
  • готов выполнять правила по охране своего здоровья;
  • представляет себя членом классного сообщества.

II этап (2 класс)

Идет процесс образования коллектива, формирование органов самоуправления, рождение традиций классного сообщества, активизация учащихся на основе приобщения к жизненным ценностным ориентирам. Дети учатся участвовать в коллективно-творческой деятельности.

Задачи:

  • развивать познавательные и творческие способности, мотивационную сферу ребенка;
  • закладывать нормы нравственного поведения и гражданского сознания;
  • формировать потребности в ЗОЖ;
  • активизировать роль системы самоуправления в классе;
  • формировать умение высказывать своё мнение и относиться с уважением к мнению другого.

Ожидаемый результат:

На втором этапе дети понимают систему жизненных ценностей человека, знают правила сотрудничества и стремятся их выполнять. Наблюдаются признаки коллектива.

Результат личностного развития - модель третьеклассника

Ребенок:

  • стремится к познанию и активной творческой личностной позиции;
  • знает нормы нравственного поведения;
  • проявляет заботу о своём здоровье;
  • открывает отношения «я - коллектив»;
  • умеет обосновать своё мнение.

Ш этап  (3 класс)

Классный коллектив выступает как единое целое, как содружество детей и взрослых. На этом этапе возрастает эффективность самоуправления, усиливается рост социально-познавательной активности учащихся, определяются эффективные виды деятельности. Вся деятельность преломляется через творчество.

Задачи:

  • создать условия для реализации творческого потенциала личности; формировать положительное отношение к общечеловеческим ценностям, воспитывать любовь к Отечеству, семье, школе;
  • создать условия для творческого взаимодействия формирующихся личностей.

Ожидаемый результат:                                                                                                         В классе функционирует система самоуправления, дети самостоятельно организуют коллективную познавательно-творческую деятельность, это в то же время является основой для развития личности и её самореализации.

Результат личностного развития - модель четвероклассника.

Ребенок:

  • развивает свои индивидуальные познавательные и творческие способности;
  • представляет систему жизненных ценностей;
  • готов взаимодействовать с другими членами классного сообщества, учитывая интересы каждого.

IV этап (4 класс)

Характерна нацеленность сообществ детей, родителей, педагогов на творческий поиск, усложняется содержание деятельности, усиливается требовательность личности к себе. Создаются условия для преемственности традиций классного сообщества к традициям следующей ступени обучения.

Задачи:

  • приобщать к применению творчества в любой деятельности;
  • воспитывать познавательную социальную активность, гражданское самосознание;
  • повышать ценностный потенциал личности;
  • воспитывать чувство ответственности за свое здоровье;
  • обеспечить преемственность между ступенями обучения.

Ожидаемый результат:

Классный коллектив готов перейти на следующую ступень воспитания, стремится к поиску новых идей, новых способов жизнедеятельности. Ярко выражена индивидуальность коллектива. Дети оперируют системой жизненных ценностных ориентиров во взаимодействии с коллективом, семьей, обществом, природой.

Результата личностного развития - модель пятиклассника.

Ребенок:

  • стремится к позитивному самовыражению и совершенствованию своих творческих способностей;
  • приобщен к ЗОЖ;
  • знает основы нравственного поведения;
  • осознает свою социальную роль в семье, классе, обществе, государстве;
  • умеет отстаивать свою гражданскую позицию.

Итоги реализации программы.

К концу начальной школы у детей должны быть сформированы личностные качества:

  1. патриотизм

(отношение к Родине, селу, школе, классу, гордость за страну, забота о классе, школе);

  1. любознательность

(познавательная активность, стремление реализовать интеллектуальные способности);

  1. трудолюбие

( инициативность и творчество в труде, самостоятельность и бережное отношение к результатам труда);

  1. доброта и отзывчивость

(уважительное отношение к старшим, дружелюбное отношение к сверстникам, милосердие, честность в отношениях с товарищами и взрослыми);

  1. самодисциплина

(развитая добрая воля, самоуважение, соблюдение правил культуры поведения, организованность и пунктуальность).

Анализ процесса и реализации программы

Критерии оценивания результатов реализации программы

  • динамика развития творческих способностей учащихся, личностных качеств учащихся;
  • личностные достижения учащихся, выраженные в новых знаниях, умениях, навыках;
  • участие в различного рода конкурсах и соревнованиях;
  • динамика в развитии умения конструктивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
  • наличие законов, традиций класса;
  • наличие фото, видеоматериала;
  • продукты творческой деятельности (газеты, плакаты, сценарии);
  • удовлетворенность детей, родителей организацией работы учителя.

Оценка эффективности реализации программы

  • анкетирование;
  • диагностику уровня воспитанности;
  • собеседование;
  • тестирование.

Методическое обеспечение

Формы:

  • беседы;
  • исследовательская деятельность;
  • экскурсии походы;
  • викторины;
  • познавательные игры;
  • соревнования;
  • проектная деятельность;
  • встречи с интересными людьми;
  • просмотры видеофильмов;
  • классные часы;
  • родительские собрания.

Список литературы

Толковый словарь С.И. Ожегова

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2015/09/26/vospitatelnaya-rabota-1-4-klassov-po-fgos

http://www.metod-kopilka.ru/vospitatelnaya_programma_dlya_nachalnoy_shkoly-46044.htm

http://www.modernbiology.ru/klassruk/programma.html

http://school23-chita.ucoz.ru/publ/quot_rol_trudovogo_vospitanija_v_socializacii_podrostkov_quot/1-1-0-2

http://school4.divedu.ru/index.php/vospitanie/docs-vospitanie/606-rezultaty-realizatsii-programmy-vospitatelnoj-sistemy


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Судьба природы - наша судьба!"

Дети пириходят в школу с несформированным отношением к природе. Показать знакомый мир с новой, неожиданной для них стороны - сложный и длительный процесс. Его результатом должно быть не только овладен...

Внеклассное мероприятие "Судьба природы-наша судьба"

Внеклассное мероприятие по экологии в 3 классе на тему "Судьба природы-наша судьба". Цель мероприятия: расширить знания о экологии. Познакомить с заповедниками России и животными, находящимися та...

Классный час "Судьба семьи в судьбе страны"

Цель:   помочь  сориентироваться  в  ближайшей  социокультурной  среде,  представляющей  своеобразную  микромодель  окружающего...

Классный час "Судьба страны в судьбе семьи" (9 Мая)

Классный час, посвященный 67-летию Победы в ВОВ и знакомству с ветераном г.Троицка Челябинской области Саночкиным Василием Андреевичем...

Внеклассное мероприятие по экологии. «Своя игра» на тему «Судьба природы ─ наша судьба».

Данная разработка внеклассного мероприятия поможет учителю начальных классов о проведении мероприятия, целью которого является: формирование нравственного аспекта защиты экологии на основе воспитания ...

Беседа по ЗОЖ "Человек -творец своей судьбы"

Беседа по ЗОЖ "Человек -творец своей судьбы"...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА К ПРОВЕДЕНИЮ ОТКРЫТОГО ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ЧАСА ПОСВЯЩЁННОГО ДНЮ МАТЕРИ «МАМА – ГЛАВНОЕ СЛОВО В КАЖДОЙ СУДЬБЕ!»

Мама – первое слово, которое произносит ребёнок. Но как много в нём смысла.   Мама – это не просто женщина, которая родила ребёнка. Это самый дорогой человек на свете. Она...