Воспитательная программа "Сотвори свою судьбу"
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Воспитательная программа "Сотвори свою судьбу"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitatelna_programma.docx | 39.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитательная программа
«Сотвори свою судьбу»
Классный руководитель: |
Козлова Кристина Николаевна |
Челябинск, 2015
«Первоначальное воспитание должно видеть в детях
не чиновника, не поэта, не ремесленника, но человека,
который мог бы впоследствии быть тем или другим,
не переставая быть человеком».
В.Г. Белинский
Пояснительная записка
В словаре русского языка С.И. Ожегова понятия «воспитание», «воспитать» рассматриваются как навыки поведения привитые семьей, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни, путем систематического воздействия, влияния, сформировывать чей-нибудь характер, личность.
В современных условиях, когда происходит разностороннее воздействие общества на ребёнка , всё большее значение приобретает духовно- нравственное, патриотическое, эстетическое, спортивно оздоровительное воспитание и интеллектуальное развитие подрастающего поколения. Учитывая специфику возраста учеников, цели по развитию и воспитанию личности младшего школьника, каждый год можно корректировать.
В воспитательном процессе в начальной школе основными средствами воспитания являются: игра, познание, предметно-практическая и трудовая деятельность, развитие духовной культуры. Развитие этих качеств начинается с первого шага ребёнка, и непременным условием успешности этого процесса вначале является уверенность воспитателя, родителя, учителя, а затем и ребёнка в том, что всего можно добиться, если проявить настойчивость и упорство.
Поэтому важно объединить все усилия семьи и школы для воспитания личности, которая будет соответствовать современным требованиям общества.
Цель программы:
Всестороннее развитие человека, охватывающее интеллектуальный,
нравственный, культурный, эстетический, патриотический рост личности;
Задачи программы:
- способствовать развитию познавательных интересов учащихся;
- создать благоприятную воспитательную среду, способствующую осмыслению и усвоению нравственных норм, духовной культуры, закреплению этих норм в повседневном поведении детей и подростков;
- воспитывать политическую культуру, чувство ответственности и гордости за свою семью, свой класс, свою школу, республику, страну;
- способствовать развитию творческих способностей детей, формированию эстетического восприятия окружающей действительности;
- сформировать потребность в здоровом образе жизни как одном из условий успешности жизненного пути;
- формировать эстетическое отношение к труду как источнику радости и творчества людей.
Срок реализации программы 4 года. Возраст детей участвующих в реализации программы от 7 до 11 лет.
К концу начальной школы у детей должны быть сформированы для их возраста такие личностные качества как: патриотизм, любознательность, трудолюбие, доброта и отзывчивость, самодисциплина.
Условия реализации программы воспитания:
- взаимодействие всех участников воспитательного процесса;
- общешкольная деятельность;
- работа педагога и родителей с детским коллективом;
- индивидуальная работа с детьми и родителями;
- кружковая работа;
Содержание программы воспитания
Приоритетные направления воспитательной деятельности:
Патриотическое воспитание.
Цель: любовь к России, своему народу, своему краю, служению Отечеству, свобода личная и национальная.
Задачи:
- содействовать формированию гражданственной позиции школьников;
- воспитывать любовь к Отечеству через приобщение к истокам и традициям русской культуры;
- воспитывать любовь и уважение к родной семье;
- воспитывать уважение к личности независимо от национальной принадлежности;
- умение признавать права каждого человека на собственную точку зрения, мировоззрения и религиозные традиции;
- воспитывать любовь к родной школе, уважение к ее традициям;
приобщение ребят к миротворческой деятельности, воспитание чувства милосердия, сострадания
Практическая деятельность:
- организация и проведение круглых столов, конференций, посвященных добровольному служению обществу во имя мира;
- организация посильной помощи ветеранам Великой Отечественной войны, педагогического труда, пожилым людям (поход в магазин, уборка жилого помещения и т.д.)
- классные часы на тему: «Ни кто не забыт, ни что не забыто», «Первый полёт в космос» и т.д.
Духовно-нравственное воспитание.
Цель: ценностные ориентиры и нравственные нормы, основанные на культурно- исторических и духовно-нравственных принципах.
Задачи:
- формирование основ морали;
- принятие обучающимся базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
- формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;
- развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата.
Практическая деятельность:
- коллективно творческие дела на тему: «Милосердие спасёт мир» и т.д.;
- беседы на тему: «Что такое хорошо и что такое плохо» и т.д.;
- классные часы на тему «Правда и ложь, какие они?»;
- экскурсии;
- встречи с интересными людьми.
Эстетическое воспитание.
Цель: формирование эстетической культуры личности.
Задачи:
- формирование гармоничной личности;
- развитие в человеке способности видеть и ценить прекрасное;
- закладка идеалов прекрасного и выработка эстетических вкусов;
- побуждение к развитию творческих способностей.
Практическая деятельность:
- подготовка и проведение этических бесед;
- личный пример;
- беседы на тему: «Красота спасёт мир» и т.д.;
- школьные уроки и занятия на кружках, студиях;
- экскурсии;
- посещение театра, выставок, музеев, фестивалей.
Спортивно-оздоровительное воспитание.
Цель: Формирование у учащихся понимания значимости здоровья для собственного самоутверждения.
Задачи:
- наблюдать за физическим и психическим развитием учащихся;
- сохранять и укреплять здоровье учащихся;
- пропагандировать здоровый образ жизни;
- организовывать спортивные соревнования, экскурсии.
Практическая деятельность:
- день здоровья;
- встречи с врачом;
- организация режима дня;
- соревнования;
- прогулки;
- походы;
- спортивные секции.
Трудовое воспитание.
Цель: уважение к труду, творчество и созидание, трудолюбие.
Задачи:
- воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду;
- приобщение детей к общественно-полезному труду;
- воспитание в детях чувства ответственности, бережливости, аккуратности, уважения к людям труда.
Практическая деятельность:
- дежурство по классу:
- уборка школьной территории;
- озеленение школьного двора;
- помощь в озеленении двора по месту жительства;
- экскурсии на предприятия.
Интеллектуальное развитие.
Цель: создать условия для интеллектуального развития учащихся через воспитательную среду
Задачи:
- изучить индивидуальные способности учащихся;
- контролировать успеваемость;
- создать условия для развития познавательных интересов.
Практическая деятельность:
- контроль за успеваемостью;
- предметные олимпиады;
- контакт с учителями – предметниками;
- экскурсии;
- встречи с интересными людьми;
- интеллектуальные игры, викторины, конкурсы, турниры;
- классные часы на тему: «Обмен знаниями», «Звёздный час» и т.д.;
Работа с родителями.
Цель: повышение педагогической культуры родителей, направленной на воспитание своего ребёнка.
Задачи:
- поддерживать постоянный контроль за благополучием школьников в семье, характером их семейных отношений;
- наблюдение за поведением ребят в неформальной обстановке умением их работать и общаться в домашнем кругу;
- планировать совместные работы (учитель + ученики + родители).
- вести индивидуальную работу с родителями;
- привлечение родителей в грамотный процесс воспитания по развитию личности ребенка;
- изучить образ жизни семьи, выяснить особенности семейного воспитания.
- оказывать психологическую помощь и поддержку родителям в стрессовых ситуациях;
- предупреждать и разрешать конфликтные ситуации.
Практическая деятельность:
- организация родительских собрания, родительских комитетов, творческих групп;
- консультации, беседы на тему: «поощрение и наказание», «стили воспитания в семье» и т.д.;
- организация летнего отдыха;
- анкетирование, диагностирование, тестирование;
- посещение семей на дому.
План реализации программы воспитания
I этап (1 класс)
На данном этапе необходимо изучить потребности, интересы и другие личностные характеристики детей, родителей; идет поиск новых видов деятельности; определение перспектив жизнедеятельности классного коллектива, т.е. зарождается социально-педагогическое взаимодействие учителей, детей, семьи, идет процесс познания друг друга.
Задачи:
- помочь ребенку адаптироваться к новым социальным условиям;
- раскрытие индивидуальных интересов и потребностей;
- воспитывать самостоятельность деятельности;
- закладывать основы охраны здоровья;
- проектирование традиций классного сообщества.
Ожидаемый результат:
Итогом первого этапа является составление перспективного планирования воспитательной работы на весь курс начальной школы по результатам проведенных исследований, определение приоритетных направлений деятельности, становление взаимодействия всех участников классного сообщества: учитель - ребенок - родители.
Результат личностного развития - модель второклассника.
Ребенок:
- адаптирован к новой социальной роли;
- стремится осознать свои интересы и выбрать сферы творчества;
- умеет организовать свое рабочее место;
- готов выполнять правила по охране своего здоровья;
- представляет себя членом классного сообщества.
II этап (2 класс)
Идет процесс образования коллектива, формирование органов самоуправления, рождение традиций классного сообщества, активизация учащихся на основе приобщения к жизненным ценностным ориентирам. Дети учатся участвовать в коллективно-творческой деятельности.
Задачи:
- развивать познавательные и творческие способности, мотивационную сферу ребенка;
- закладывать нормы нравственного поведения и гражданского сознания;
- формировать потребности в ЗОЖ;
- активизировать роль системы самоуправления в классе;
- формировать умение высказывать своё мнение и относиться с уважением к мнению другого.
Ожидаемый результат:
На втором этапе дети понимают систему жизненных ценностей человека, знают правила сотрудничества и стремятся их выполнять. Наблюдаются признаки коллектива.
Результат личностного развития - модель третьеклассника
Ребенок:
- стремится к познанию и активной творческой личностной позиции;
- знает нормы нравственного поведения;
- проявляет заботу о своём здоровье;
- открывает отношения «я - коллектив»;
- умеет обосновать своё мнение.
Ш этап (3 класс)
Классный коллектив выступает как единое целое, как содружество детей и взрослых. На этом этапе возрастает эффективность самоуправления, усиливается рост социально-познавательной активности учащихся, определяются эффективные виды деятельности. Вся деятельность преломляется через творчество.
Задачи:
- создать условия для реализации творческого потенциала личности; формировать положительное отношение к общечеловеческим ценностям, воспитывать любовь к Отечеству, семье, школе;
- создать условия для творческого взаимодействия формирующихся личностей.
Ожидаемый результат: В классе функционирует система самоуправления, дети самостоятельно организуют коллективную познавательно-творческую деятельность, это в то же время является основой для развития личности и её самореализации.
Результат личностного развития - модель четвероклассника.
Ребенок:
- развивает свои индивидуальные познавательные и творческие способности;
- представляет систему жизненных ценностей;
- готов взаимодействовать с другими членами классного сообщества, учитывая интересы каждого.
IV этап (4 класс)
Характерна нацеленность сообществ детей, родителей, педагогов на творческий поиск, усложняется содержание деятельности, усиливается требовательность личности к себе. Создаются условия для преемственности традиций классного сообщества к традициям следующей ступени обучения.
Задачи:
- приобщать к применению творчества в любой деятельности;
- воспитывать познавательную социальную активность, гражданское самосознание;
- повышать ценностный потенциал личности;
- воспитывать чувство ответственности за свое здоровье;
- обеспечить преемственность между ступенями обучения.
Ожидаемый результат:
Классный коллектив готов перейти на следующую ступень воспитания, стремится к поиску новых идей, новых способов жизнедеятельности. Ярко выражена индивидуальность коллектива. Дети оперируют системой жизненных ценностных ориентиров во взаимодействии с коллективом, семьей, обществом, природой.
Результата личностного развития - модель пятиклассника.
Ребенок:
- стремится к позитивному самовыражению и совершенствованию своих творческих способностей;
- приобщен к ЗОЖ;
- знает основы нравственного поведения;
- осознает свою социальную роль в семье, классе, обществе, государстве;
- умеет отстаивать свою гражданскую позицию.
Итоги реализации программы.
К концу начальной школы у детей должны быть сформированы личностные качества:
- патриотизм
(отношение к Родине, селу, школе, классу, гордость за страну, забота о классе, школе);
- любознательность
(познавательная активность, стремление реализовать интеллектуальные способности);
- трудолюбие
( инициативность и творчество в труде, самостоятельность и бережное отношение к результатам труда);
- доброта и отзывчивость
(уважительное отношение к старшим, дружелюбное отношение к сверстникам, милосердие, честность в отношениях с товарищами и взрослыми);
- самодисциплина
(развитая добрая воля, самоуважение, соблюдение правил культуры поведения, организованность и пунктуальность).
Анализ процесса и реализации программы
Критерии оценивания результатов реализации программы
- динамика развития творческих способностей учащихся, личностных качеств учащихся;
- личностные достижения учащихся, выраженные в новых знаниях, умениях, навыках;
- участие в различного рода конкурсах и соревнованиях;
- динамика в развитии умения конструктивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
- наличие законов, традиций класса;
- наличие фото, видеоматериала;
- продукты творческой деятельности (газеты, плакаты, сценарии);
- удовлетворенность детей, родителей организацией работы учителя.
Оценка эффективности реализации программы
- анкетирование;
- диагностику уровня воспитанности;
- собеседование;
- тестирование.
Методическое обеспечение
Формы:
- беседы;
- исследовательская деятельность;
- экскурсии походы;
- викторины;
- познавательные игры;
- соревнования;
- проектная деятельность;
- встречи с интересными людьми;
- просмотры видеофильмов;
- классные часы;
- родительские собрания.
Список литературы
Толковый словарь С.И. Ожегова
http://www.metod-kopilka.ru/vospitatelnaya_programma_dlya_nachalnoy_shkoly-46044.htm
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Судьба природы - наша судьба!"
Дети пириходят в школу с несформированным отношением к природе. Показать знакомый мир с новой, неожиданной для них стороны - сложный и длительный процесс. Его результатом должно быть не только овладен...
Внеклассное мероприятие "Судьба природы-наша судьба"
Внеклассное мероприятие по экологии в 3 классе на тему "Судьба природы-наша судьба". Цель мероприятия: расширить знания о экологии. Познакомить с заповедниками России и животными, находящимися та...
Классный час "Судьба семьи в судьбе страны"
Цель: помочь сориентироваться в ближайшей социокультурной среде, представляющей своеобразную микромодель окружающего...
Классный час "Судьба страны в судьбе семьи" (9 Мая)
Классный час, посвященный 67-летию Победы в ВОВ и знакомству с ветераном г.Троицка Челябинской области Саночкиным Василием Андреевичем...
Внеклассное мероприятие по экологии. «Своя игра» на тему «Судьба природы ─ наша судьба».
Данная разработка внеклассного мероприятия поможет учителю начальных классов о проведении мероприятия, целью которого является: формирование нравственного аспекта защиты экологии на основе воспитания ...
Беседа по ЗОЖ "Человек -творец своей судьбы"
Беседа по ЗОЖ "Человек -творец своей судьбы"...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА К ПРОВЕДЕНИЮ ОТКРЫТОГО ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ЧАСА ПОСВЯЩЁННОГО ДНЮ МАТЕРИ «МАМА – ГЛАВНОЕ СЛОВО В КАЖДОЙ СУДЬБЕ!»
Мама – первое слово, которое произносит ребёнок. Но как много в нём смысла. Мама – это не просто женщина, которая родила ребёнка. Это самый дорогой человек на свете. Она...