Ролевая игра как средство коррекции школьной тревожности.
статья (1 класс) на тему

Романова Мария Александровна

Вашему вниманию представлена статья на тему школьной тревожности и пути ее преодоления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ролевая игра средство коррекции школьной тревожности у первоклассников.

Тревожность является центральной проблемой современной цивилизации. В последнее десятилетие интерес российских психологов к изучению тревожности существенно усилился в связи с резкими изменениями в жизни общества, порождающими неопределенность и непредсказуемость будущего, и как следствие, переживания эмоциональной напряженности, тревогу и тревожность.

Детская тревожность на каждом этапе возрастного развития специфична и связана с решением той или иной возрастной задачей развития.

В настоящее время выделяется особый вид тревожности – школьная тревожность.

Тревожные дети сильно и долго переживают свои неудачи. Они не могут сразу активно включиться в работу после перемены, отдыха, различных игр. Теряются и не могут ответить на вопрос, если их вдруг спросили.

По мнению А.М.Прихожан «Тревожность рассматривается как переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, предчувствием грозящей опасности».

А.М.Прихожан выделяет следующие виды тревожности:

•устойчивая тревожность - ее принято обозначать как специфическую, частную, парциальную;

•общая, генерализованная - свободно меняющую объекты в зависимости от изменения их значимости для человека.

А.М. Прихожан описала два типа тревожности:

а) беспредметную тревожность, когда человек не может соотнести возникающие у него переживания с конкретными объектами;

б) тревожность как склонность к ожиданию неблагополучия в различных видах деятельности и общения.

Очень часто многие психологи употребляют слова «тревога» и «тревожность» как синонимы, а для науки «психология» они различны. В современной психологии принято различать «тревожность» и «тревогу».

В обобщенном смысле тревога определяется как эмоциональное состояние, возникающее в ситуации неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий.

Благодаря этому определению тревогу можно рассматривать как неблагоприятное состояние или внутреннее условие, которое характеризуется субъективными ощущениями напряжения, беспокойством мрачных предчувствий.

З.Фрейд ввел в психологию понятие тревоги, который разводил страх как таковой, конкретный страх и неопределенный, безотчетный страх – тревогу, носящую глубинный, иррациональный, внутренний характер. Многие современные исследователи считают, что, в отличие от страха как реакции на конкретную угрозу, тревога представляет собой генерализированный, диффузный или беспредметный страх.

На психологическом уровне тревога проявляется как беспокойство, нервозность и выражается в беспомощности, никак не принять какое либо решение.

На физиологическом уровне тревога проявляется в учащенном дыхании, возбужденности, покраснении, дрожи, сильном потоотделении, заикании, в грызении ногтей.

Тревога несет в себе несколько важных функций, это предупреждение об опасности и побуждение к поиску и конкретизации этой опасности.

Исследуя литературу, можно выделить основные факторы, которые провоцируют тревогу у первоклассников:

1) расставание с родителями;

2) внезапное изменение привычной обстановки (поступление в школу, переход в новый класс и др.);

3) негативное отношение сверстников;

4) частое оставление ребенка родителями одного дома, или поздно забирают его из школы;

5) различные стрессовые ситуации;

6) личностные особенности воспитателя-учителя;

7) разнообразные оценочные ситуации, особенно при оценке на глазах у всех (ответ у доски, самостоятельные работы, контрольные и др.)

Критерии определения тревожности у ребенка

1.        Постоянное беспокойство;  

2.        Трудность, иногда невозможность сконцентрироваться на чем-либо;

3.        Мышечное напряжение;

4.        Раздражительность;  

5.        Нарушение сна.

Как ведет себя тревожный ребенок? Приведем особенности его поведения. Тревожный ребенок не может долго работать, не уставая. В то время как обычные дети не испытывают трудностей в сосредоточении – тревожному ребенку трудно сосредоточиться на чём-то. Испытывает беспокойство при выполнении любого задания, скован, напряжен, в отличие от обычных детей. Тревожный ребенок смущается чаще других, краснеет в незнакомых ситуациях. В общении тревожный ребенок часто говорит об тревожных ситуациях, говорит о своих страшных снах, которые его беспокоят. В отличие от обычных детей у тревожного ребенка очень холодные и влажные руки, он сильно потеет, когда волнуется. Тревожные дети пугливы, часто беспокоится, легко расстраивается, может часто плакать. Такие дети не любят браться за новые дела, так как боятся сталкиваться с трудностями.

Школьная тревожность – это сравнительно мягкая форма проявления эмоционального неблагополучия ребенка. И проявляется тревожность во многом. Тревожный ребенок чаще других беспокоится в разных ситуациях школьной жизни, считает, что он делает, что-то не так, думает, что учительница любит его меньше чем других, относится к нему плохо.

Однако, многие родители не обращают внимание на слова учителей по поводу того, что их ребенок очень серьезно и близко к сердцу все воспринимает, всегда чего-то опасается, боится и всё это очень плохо, т.к. эта тревожность может перерасти в невроз и нужно обязательно уделить должное внимание этой проблеме.

Период адаптации в первом классе продолжается от одного до трех месяцев, после этого срока ребенок стабилизируется и активно вливается в процесс обучения без всяких последствий. Поэтому работу по выявлению тревожных детей нужно начинать не сразу, а после двух-трех месяцев адаптационного периода.

Микляева А.В. и Румянцева П.В. выделили следующие факторы, которые формируют и укрепляют тревожность:

1) учебные перегрузки, которые связаны со структурой школьного года. После нескольких недель обучения у детей резко снижается уровень работоспособности и поднимается уровень тревожности, поэтому младшему школьнику обязательно нужны каникулы; перегрузки могут быть вызваны получаемыми домашними заданиями на выходные; с длительностью урока (первые 30 минут ученики отвлекаются меньше, чем за последние 15 минут).

2) неспособность учащегося справиться со школьной программой, может быть вызвана сложностью учебных программ, неразвитыми психическими функциями учащихся, педагогической запущенностью.

3) неадекватные ожидания со стороны родителей – школьная успеваемость.

4) неблагоприятные отношения с педагогами – стиль взаимодействия с учениками, завышенные требования, избирательное отношение педагога.

5) Регулярно повторяющиеся оценочно-экзаменационные ситуации, любой ответ на уроке, контрольные и самостоятельные работы.

6) смена школьного коллектива или ситуация непринятия детским коллективом – установление новых взаимосвязей со сверстниками.

В терапевтической процедуре игра была использована впервые 3. Фрейдом (1913). Этот опыт вошел в историю психоанализа под названием «случай маленького Ганса». В игре терапевт понимает проблему ребенка и должен попытаться донести его проблему до ребенка путем собственный игры ребенка. По мнению Эльконина Д.Б. игра «…является источником развития и создает новые зоны ближайшего развития».

В младшем школьном возрасте игра не прекращает свое существование, хотя ее сменяет другая ведущая деятельность – учебная.

С помощью игры ребенок может справиться со стрессами, переживаниями, тревожностью, страхами. Игра является средством установления отношений со сверстниками.

В коррекции школьной тревожности можно использовать ролевую игру, где ребенок в ходе игры будет пытаться излечить свои проблемы, при этом, не осознавая этого. В игре ребенок может бороться со своими трудностями. При правильной работе, можно в игре создать те ситуации, которые травмируют ребенка, и пытаться преодолеть их.

Ролевую игру можно использовать на уроке при работе в коллективе, парах и тем самым помогать преодолеть свой страх в общении со своими сверстниками.

Методики для изучения тревожности у младших школьников:

  1. Опросник школьной тревожности Филлипса
  2. Шкала личностной тревожности для учащихся начальной школы Прихожан А.М.
  3.  Многомерная оценка детской тревожности 

Примеры ролевых игр для снятия тревожности у первоклассников:

«Школьный учитель» (целью данной игры является  поставить ребенка с повышенным или высоким уровнем тревожности в ситуацию смены ролей).

«Урок»

«Столовая»

«Библиотека»

«Перемена»

«Школа» (целью данной игры является преодоление страха опоздать в школу)

«Приготовление уроков»

«Сборы в школу».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическая коррекция школьной тревожности младших школьников в процессе лепки скульптуры

В статье представлен анализ особенностей школьной тревожно-сти младших школьников. Раскрыта модель психолого-педагогической коррек-ции школьной тревожности младших школьников в процессе лепки скульпту...

РЕФЕРАТ Сюжетно-ролевая игра как средство коррекции коммуникативных УУД у детей младшего школьного возраста

Большую роль в процессе становления личности занимает работа по развитию у учащихся коммуникативных умений и навыков. Готовность к сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности; то...

Дипломная работа - проект "Интеллектуальные игры как средство коррекции школьной дезадаптации младших школьников"

В образовательных учреждениях педагог часто сталкивается с проблемой школьной дезадаптации младших школьников, но высокие требования учебной программы не позволяют уделять достаточного внимания дезада...

Сюжетно-ролевая игра как средство патриотического воспитания детей

Игра проводится для старшей группы.Игра возникает, как разрешение противоречия между желанием ребенка быть «как взрослый» (участвовать в событиях взрослой жизни) и возрастной неспособность...

СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЭМПАТИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.

Объект исследования: сюжетно-ролевая игра как средство развития эмпатии у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речиПредмет исследования: развитие эмпатии у детей младшего школьного ...