Сюжетно-ролевая игра как средство патриотического воспитания детей
материал

Таранова Наталья Митрофановна

Игра проводится для старшей группы.

Игра возникает, как разрешение противоречия между желанием ребенка быть «как взрослый» (участвовать в событиях взрослой жизни) и возрастной неспособностью реально в них участвовать

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Сюжетно-ролевая игра как средство патриотического воспитания детей

                                                                                                             

Игра – практическая форма размышления ребенка об окружающем мире.

Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном детстве.

Игра возникает, как разрешение противоречия между желанием ребенка быть «как взрослый» (участвовать в событиях взрослой жизни) и возрастной неспособностью реально в них участвовать.

Основные темы для старшего дошкольного возраста с последующим их обыгрыванием в сюжетно-ролевых играх:

Земля русская в старину далекую

Просторы и богатства земли русской, городища, города и крепости. Понятия «столица», столица Руси.

Князья-государи, купцы да бояре, да мужик-лапотник

Князья и богатыри – защитники русской земли. Геральдика.  Сословная принадлежность жителей Руси (использовать для объяснения произведения А.С.Пушкина «Сказка о попе и его работнике Балде», «Сказка о царе Салтане…»).

Одежда древних русичей

История древнего костюма. Русские народные промыслы - создание элементов одежды детьми.

Дома-терема тесовые, ставенки узорчатые

Деревянное зодчество на Руси. Мастерство плотников, столяров, резчиков по дереву - рисование, аппликация, конструирование из бумаги.

Русская изба углами красна

Убранство жилища россиян, утварь. Эстетика быта и ее истоки. Народные промыслы – принятие детьми участия в создании макета горницы.

Изба красна не только углами, но и пирогами

Отношение россиян к хлебу. Профессии людей, создающих хлеб. Традиции хлебопечения лепка, аппликация.

Книгопечатание на Руси

История  книгопечатания. Первопечатник Иван Федоров. Способы хранения книг. Культура чтения (сюж/рол игра «Библиотека»).

Древние церковные храмы

Архитектура, убранство. Величие церковных обрядов. Колокольный звон – музыка радости и беды.

Наши столицы красотой и историей славны

Достопримечательности и архитектурные памятники .

История транспорта («Сказки стали былью»)

Транспорт в старину. О каком транспорте мечтали люди много лет назад? Как эти мечты отражены в сказках? Виды современного транспорта – сюж/рол игра «Водители».

Русский человек здоровьем славился

Понятие «здоровый человек». Факторы здоровья. Ценность здоровья для человека. Былинный богатырь – символ несгибаемого духа. Народные средства сохранения здоровья. Физкультура и спорт. Народные виды спорта -  спортивные соревнования, развлечения.

Русский солдат славу Отечества  достойно защищал

Русские солдаты – славные защитники родной земли. Одежда и оружие русских воинов. Армия в наши дни сюж/рол игра «Мы – защитники».

Темы игр патриотического содержания

Строим город, крепость (ограда-городить-городище, город).

Объединить с сюжетом игры «Семья» - уклад, оказание помощи строителям (медицинской). Предполагаемое нападение врагов (сюжет сказки «Финист – ясный сокол»)

Злые враги сожгли крепость, город, но жители спаслись.

Строительство терема, дворца (плотники). Объединить с играми «Семья», «Ярмарка»

Богатыри защищают русскую землю от врагов.

Князь собирает дружину, освобождают плененного богатыря из царства злого волшебника (Кощея) -по мотивам русских народных сказок

Изготовление одежды для детей, взрослых, богатырей, воинов.

Мотив – одежда износилась  (на охоте, в работе, на поле, готовим к свадьбе старшую дочь, царевну). Постройка терема, подготовка к пиру.

Семья

Дети готовятся отмечать Рождество, шьют праздничную одежду, ухаживают за домашними животными, строят горку для уличных гуляний, снежную бабу,  играют в снежки, сказка «Снегурочка», «Маша и медведь», «Репка».

Богатыри в быту

Готовятся к посеву пшеницы, на мельницу везут ее запасы, чтобы смолоть муку, встречают на дороге медведя, который требует отдать урожай. Обращаются за помощью к русским богатырям. В итоге медведь переходит на сторону россиян, помогает в воспитании маленьких детей, приводит в семью медвежат.

Библиотека

Злой колдун забирает все книги, но выручают богатыри. Злые силы требуют выкуп в виде домашних животных, пищи, книг – но помогает  Александр Невский .

Враги злого Кощея планируют нападение на Русь

Организовать отражение врага. Строят корабли. Подвиг великих полководцев, русских солдат. В тылу помощь в обороне: готовят провизию, шьют одежду, помогают раненым.

Игры планируются в течении года, сюжет может продолжаться по желанию детей.

Можно переносить содержание игры на прогулку, способствовать придумыванию сюжета детьми, учитывая их пожелания, не исключая из режима дня игры по современным событиям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект «Средства патриотического воспитания младших школьников»

Реализация гражданско-патриотического воспитания только с помощью знаниевого подхода невозможна. Новое время требует от школы содержания, форм и методов гражданско-патриотического воспитан...

Краеведение как средство патриотического воспитания

Из опыта работы по программе "Краеведение"...

Статья "Создание Блокадной книги моей семьи как средство патриотического воспитания младших школьников"

Патриотическое воспитание учеников начальной школы через организацию проектной деятельности по созданию Блокадной книги моей семьи....

Подвижные игры как средство физического воспитания детей в условиях социально – реабилитационного центра для несовершеннолетних

Подвижные игры представляют одно из признанных средств физического воспитания детей и подростков, а также являются обязательным компонентом практически каждого занятия. Главным содержанием подвижных и...

Технологическая карта "Сюжетно-ролевые подвижные игры"

Технологическая карта "Сюжетно-ролевые подвижные игры"...

"Дымковская игрушка, как средство патриотического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста"

Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Выдающийся советский педагог В. А. Сухомлинский сказал: «Пусть ребенок чувствует кра...