СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЭМПАТИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Франтц Елена Алексеевна

Объект исследования: сюжетно-ролевая игра как средство развития эмпатии у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи

Предмет исследования: развитие эмпатии у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи

Цель исследования: исследование возможности использования сюжетно-ролевой игры как средства развития эмпатии у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи

Задачи исследования:

1.       Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития эмпатии у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи

2.       Выявить особенности развития эмпатии у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи

3.       Рассмотреть возможности использования сюжетно-ролевой игры как средства развития эмпатии у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи

4.       Подобрать диагностические методики для выявления уровня эмпатии у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи

5.       Составить картотеку сюжетно-ролевых игр, способствующих развитию эмпатии у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи

6.       Выявить динамику развития уровня эмпатии у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи посредством использования сюжетно-ролевых игр

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЭМПАТИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Преобразования, происходящие в нашем обществе, требуют нового типа взаимоотношений между людьми, построенных на гуманистической основе, где выдвигается подход к Человеку как к индивидуальности. Перестройка человеческих отношений происходит в процессе утверждения новых ценностей, поэтому особую актуальность приобретает формирование эмоциональной стороны отношений в системе «человек-человек».

Проблема воспитания межличностных отношений является одной из актуальных тем современной педагогики и психологии. Стержнем и показателем нравственной воспитанности человека является его отношения к людям, к природе, к самому себе. С точки зрения гуманизма это отношение выражается в сочувствии, сопереживании, отзывчивости, доброте, одним словом – в эмпатии. Выделение эмпатии в качестве особого психологического феномена было длительным, сложным и до сих пор в современном научном мире термин «эмпатия» имеет множество определений, став многозначным понятием.

Согласно содержанию ФГОС, социально-коммуникативное развитие направлено на развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации.

Младший школьный возраст является наиболее благоприятным для позитивных эффективных изменений в развитии личности ребёнка. Современные научные данные убедительно показывают, что результатом положительно направленного эмоционального детского опыта является доверие к миру, открытость, готовность к взаимодействию с окружающими людьми, что обеспечивает основу для позитивной самореализации растущей личности.

В связи с тем, что категория детей с нарушениями речи имеет специфические особенности эмоциональной сферы, возникает ряд трудностей в понимании, интерпретации и вербальном выражении эмпатии детьми младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи. В свете этих устойчивых проблем возникает необходимость всестороннего изучения эмпатии у детей с общим недоразвитием речи с целью организации коррекционно-педагогической работы по их развитию.

Сюжетно-ролевая игра - наиболее доступный ребёнку младшего школьного возраста вид деятельности, своеобразный способ переработки полученных впечатлений. К игре детей побуждает стремление знакомиться с окружающим миром, активно действовать в общении со сверстниками, участвовать в жизни взрослых, осуществлять свои мечты. В игре все стороны личности ребенка формируются в единстве и взаимодействии, проявляются и развиваются все психологические свойства и процессы, формируются качества личности. Сюжетно-ролевая игра - самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяют общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания. С помощью сюжетно-ролевой игры дети учатся языку общения, взаимопомощи, взаимопониманию, учатся подчинять  свои действия действию других игроков. Участвуя в сюжетно-ролевых играх, школьник учится удерживать цель деятельности, действовать по инструкции взрослого, контролировать своё поведение и действия. Ребёнок проверяет свои возможности, гордится достигнутым результатом и в то же время учится радоваться удаче товарища, сопереживать трудностям, проявлять взаимопомощь. Т. Щербакова отмечает, что именно в сюжетно-ролевой игре создаются условия непосредственного предметно-практического сотрудничества, игрового партнерства, когда общение оптимально мотивировано. Однако ограниченные возможности школьника с общим недоразвитием речи в овладении коммуникативно-речевыми средствами оказывает деструктивное влияние на весь его социальный облик и приводит к возникновению негативных черт характера.

Объект исследования: сюжетно-ролевая игра как средство развития эмпатии у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи

Предмет исследования: развитие эмпатии у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи

Цель исследования: исследование возможности использования сюжетно-ролевой игры как средства развития эмпатии у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи

Задачи исследования:

  1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития эмпатии у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи
  2. Выявить особенности развития эмпатии у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи
  3. Рассмотреть возможности использования сюжетно-ролевой игры как средства развития эмпатии у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи
  4. Подобрать диагностические методики для выявления уровня эмпатии у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи
  5. Составить картотеку сюжетно-ролевых игр, способствующих развитию эмпатии у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи
  6. Выявить динамику развития уровня эмпатии у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи посредством использования сюжетно-ролевых игр

 Младший школьный возраст - период интенсивного морально-нравственного развития школьника: развития морального сознания, саморегуляции, развития социальных и нравственных чувств. К младшему школьному возрасту поведение ребенка становится все более опосредованным моральными нормами. Его важнейшим мотивом становится стремление соответствовать моральным образцам. Этот возраст можно охарактеризовать и другой разновидностью морального поведения; поведения, основанного на нравственных чувствах, то есть на сопереживании и эмпатии. Мотивом такого поведения ребенка становятся переживания другого человека, которые воспринимаются им через непосредственное эмоциональное заражение и принятие чужих переживаний как своих. Подобное отношение к другому начинает обнаруживаться у него в просоциальном поведении: в способности помочь товарищу, уступить ему, поделиться с ним важными предметами. Именно в этом и проявляется подлинно нравственное отношение.

Эмоционально-нравственное воспитание детей с общим недоразвитием речи происходит во многом стихийно, несмотря на наличие разнообразных методик. В связи с этим, механизм воспитания детей остается во многом спрятанным от эффективного контроля и своевременной коррекции.

Развивать эмоциональную чувствительность ребенка, обучать его осознаванию своих и чужих эмоций, распознавать их обязаны не только специалисты-психологи, но также и педагоги, воспитатели и родители. Ознакомление детей с эмоциями реализовывается как в ходе общего учебно-воспитательного процесса, так и при проведении специальных занятий, где дети переживают эмоциональные состояния, вербализуют свои переживания, знакомятся с опытом сверстников, а также с литературой, живописью, музыкой. Такие мероприятия во многом помогают профилактике нарушений поведения детей, в частности, проявлению агрессивности. Ценность таких занятий состоит в том, что у детей расширяется круг осознаваемых эмоций, они начинают глубже понимать себя и других, у них чаще возникает эмпатия по отношению к взрослым и детям. С помощью сюжетно-ролевых игр, подвижных игр и игровых упражнений, элементов психогимнастики, техники выразительных движений, этюдов, тренингов, психомышечной тренировки, мимики и пантомимики, литературных произведений и сказок (игр-драматизаций) можно способствовать развитию эмоциональной сферы ребенка, развивать все стороны эмпатии.

Ряд авторов отмечают у детей с общим недоразвитием речи наличие вторичных нарушения эмоциональной сферы. Из-за нарушения речи ребенок попадает в условия социальной депривации, в результате чего усвоение социального опыта затрудняется, специфичным путем идет усвоение эмоционального словаря. Существует ряд указаний на то, что у детей с ОНР эмоциональная лексика формируется с нарушениями и с большим отставанием в сроках.

Дети с общим недоразвитием речи не умеют осознавать свои и чужие эмоции. Это приводит к тому, что ребёнок не дифференцирует сходные эмоции, затрудняется в осознании и выражении как своего, так и чужого эмоционального состояния. Наиболее страдает понимание эмоций героев художественных произведений. В целом при общем недоразвитии речи наблюдается незрелость социальных эмоций и примитивность эмоционального реагирования.

Более чем у половины детей с общим недоразвитием речи доминируют отрицательные эмоции и повышена склонность к стрессовым состояниям. По их собственной самооценке причиной снижения эмоционального состояния является сознание своей неполноценности. Дефект речи, несформированность отношений со сверстниками, дезадаптация не позволяют им быть более общительными и счастливыми.

В ходе анализа психолого-педагогической литературы по данной теме, был сделан вывод о том, что проблема исследования понимания чужих эмоций детьми младшего школьного возраста с общим нарушением речи рассматривается в крайне немногочисленных работах авторов. Например, данный вопрос поднимали О. Леханова, А. Моисеева, Е. Федосеева, И. Кондратенко, О. Павлова и др. Почти все исследователи данной темы, выделили качественные и количественные отличия эмпатии детей с общим недоразвитием речи. Они отмечают отставание в формировании вербальных и не вербальных коммуникативных навыков у детей данной категории в отличие от нормы.

Исследования А. Моисеевой показали, что у школьников с общим недоразвитием речи отмечаются неадекватные отношения к нравственным нормам, они затрудняются дать моральную оценку этим нормам, не всегда адекватно в эмоциональном плане реагируют на них, зачастую эмоциональные реакции отсутствуют, они не дифференцируют сходные эмоции, затрудняются в осознании и выражении как своего, так и чужого эмоционального состояния, недостаточно развита выразительность речи, имеются трудности восприятия графических изображений эмоций. Наблюдается инверсия эмоций, слабая сформированность эмоционального предвосхищения.

В работах И. Кондратенко, рассматриваются особенности овладения эмоциональной лексикой, отмечается незрелость социальных эмоций и примитивность эмпатийного реагирования у детей с общим недоразвитием речи.

Характеризуя эмоциональное развитие детей  младшего школьного возраста с нарушениями речи, Е. Дмитриева выделяет ряд существенных особенностей, типичных для общего недоразвития речи, так называемые эмоциональные комплексы: незрелость эмоционально-волевой сферы, органический инфантилизм, нескоординированность эмоциональных процессов, гиперактивность, импульсивность, склонность к аффективным вспышкам, страх, тревожность. Эмоционально-волевая незрелость детей обусловливает своеобразие формирования их поведения и личностные особенности, трудности в сфере эмпатии. Школьники с общим недоразвитием речи не могут обозначить словами свои эмоциональные состояния, внутренние переживания. У них возникают трудности при оценке событий, эмоциональных ситуаций, чувственных переживаний других людей, а также героев стихов, сказок, рассказов.

Было рассмотрено понимание чужих эмоций и чувств детьми, как важный момент в становлении личности растущего человека. Анализ литературных источников позволяет сделать вывод о том, что, переживая своё отношение к окружающей действительности, ребёнок тем или иным образом выражает эти переживания с помощью мимики, жестов, речи. От уровня развития вербальных и невербальных средств эмоциональной выразительности во многом зависит успешность социального становления личности, в особенности при речевой патологии. Эмоционально-нравственное воспитание детей с общим недоразвитием речи происходит во многом стихийно, несмотря на наличие разнообразных методик. В связи с этим, механизм воспитания детей остается во многом спрятанным от эффективного контроля и своевременной коррекции. Особенности эмоционально-личностной сферы ребёнка с общим недоразвитием речи связаны с нарушениями центральной нервной системы, являются результатом того, что речевая неполноценность выключает ребенка из детского коллектива, с возрастом все больше травмирует его психику и характеризуется несформированностью форм коммуникации, незаинтересованностью в контакте, неумением ориентироваться в ситуации общения, негативизмом.

Развивать эмоциональную чувствительность ребенка, обучать его осознаванию своих и чужих эмоций, распознавать их обязаны не только специалисты-психологи, но также и педагоги, воспитатели и родители. Ознакомление детей с эмоциями реализовывается как в ходе общего учебно-воспитательного процесса, так и при проведении специальных занятий, где дети переживают эмоциональные состояния, вербализуют свои переживания, знакомятся с опытом сверстников, а также с литературой, живописью, музыкой. Такие мероприятия во многом помогают профилактике нарушений поведения детей, в частности, проявлению агрессивности. Ценность таких занятий состоит в том, что у детей расширяется круг осознаваемых эмоций, они начинают глубже понимать себя и других, у них чаще возникает эмпатия по отношению к взрослым и детям. С помощью сюжетно-ролевых игр, подвижных игр и игровых упражнений, элементов психогимнастики, техники выразительных движений, этюдов, тренингов, психомышечной тренировки, мимики и пантомимики, литературных произведений и сказок (игр-драматизаций) можно способствовать развитию эмоциональной сферы ребенка, развивать все стороны эмпатии.

Из-за проблем в развитии речи дети с общим недоразвитием речи, как правило, не умеют правильно выразить свои чувства, скованны, неловки, у них бывает неадекватная мимико-жестовая речь. Всё это часто становятся причиной страха, отчуждённости, враждебности, непонимание другого, а в следствии затрудняет общение детей между собой и взрослым.

Для детей с общим недоразвитием речи характерны незрелость эмоционально-волевой сферы,  низкий уровень умственной работоспособности, двигательная расторможенность, повышенная аффективная возбудимость, нарушение познавательной деятельности, незрелость мотивационной сферы. Речевые проблемы разной степени сложности в сочетании с отставанием в развитии психических процессов, координации и моторики приводят к тому, что у детей изменяется характер коммуникации, возникает задержка в эмоциональном и социальном развитии, что отрицательно сказывается на формировании личности в целом.

В младшем школьном возрасте дети с общим недоразвитием речи безынициативны, их эмоции недостаточно яркие, они не умеют выражать своё эмоциональное состояние, затрудняются в понимании состояний других людей. Ребёнок не может регулировать свое поведение на основе усвоенных норм и правил, не готов к волевой регуляции поведения.

Известно, что развитие ребёнка осуществляется во взаимосвязи со взрослым. Взрослый своим поведением может, как способствовать, так и препятствовать развитию умения осознавать свои эмоциональные реакции и состояния. Важным моментом в осознании ребёнком с общим недоразвитием речи собственных эмоциональных реакций и состояний является их называние взрослым; как известно, вербализация является важнейшим инструментом осознания. Однако называние может, как адекватно отражать состояние ребёнка - и тогда оно способствует осознанию ребёнком собственных эмоциональных переживаний, способствуя тем самым индивидуализации развития, так и неадекватно отражать его, тем самым препятствуя осознанию ребёнком своих эмоциональных переживаний и блокируя развитие индивидуальности.

Сопереживание сверстнику во многом зависит от ситуации и позиции ребёнка. В условиях острого личного соперничества эмоции захлёстывают школьника с общим недоразвитием речи, резко возрастает количество негативных экспрессий в адрес этого ребёнка.

Поведение окружающих по отношению к ребёнку постоянно вызывает у него разнообразные чувства: радость, гордость, обиду и т. д. Ребенок, с одной стороны, остро переживает ласку, похвалу, с другой - причиненное ему огорчение, проявленную к нему несправедливость. Они испытывают чувство любви, нежности к близким людям, прежде всего к родителям, братьям, сестрам, часто проявляют по отношению к ним заботу, сочувствие. Вместе с тем, когда другой ребенок (даже любимый им брат, сестра) пользуется, как кажется ему, большим вниманием, он испытывает чувство ревности.

Чувства, возникающие у ребенка по отношению к другим людям, переносятся им и на персонажей художественных произведений - сказок, рассказов; он сочувствует несчастью Красной Шапочки немногим меньше, чем реальному несчастью. Он может вновь и вновь слушать одну и ту же историю, но его чувства к персонажам от этого не ослабевают, а становятся даже сильнее: ребенок вживается в сказку, начинает воспринимать ее персонажей как знакомых и близких. Он идентифицируется с любимыми персонажами, сочувствует тем, кто попал в беду. Особое сочувствие ребенка вызывают положительные герои, но он может пожалеть и злодея, если тому приходится уж очень плохо. Чаще, однако, дети возмущаются поступками отрицательных персонажей, стремятся защитить от них любимого героя.

Чувства, испытываемые ребенком при слушании сказок, превращают его из пассивного слушателя в активного участника событий. Ужасаясь предстоящим событиям, он в испуге начинает требовать, чтобы закрыли книгу и не читали ее дальше, или сам придумывает более приемлемый, с его точки зрения, вариант той части, которая его пугает. При этом нередко ребенок берет на себя роль героя.

Симпатия и сочувствие побуждают ребёнка с общим недоразвитием речи к совершению первых нравственных поступков. Освоение новой социальной роли «Я - член социальной группы» сопровождается глубокими эмоциональными переживаниями в связи с новым положением в группе сверстников и отношениями со взрослыми.

Младший школьный возраст - очень важный период в развитии детей, когда происходит становление новых психических образований. Вместе с тем их дальнейшее развёртывание создаёт психологические условия для появления новых линий и направлений развития.

Эмоции сопровождают практически любые проявления деятельности человека. При всей кажущейся простоте распознание и передача эмоций – достаточно сложный процесс, требующий от ребенка определенных знаний, надлежащего уровня развития. Чем больше ребёнок узнает, какие бывают эмоции, тем точнее он поймёт состояние другого.

У детей с речевыми расстройствами в результате ограниченности в общении нередко страдает понимание смысла, причины и мотивов поступков других людей, а также последствий своих поступков, их влияние на окружающих. Нужно научить детей правильно оценивать свои поступки, принимать во внимание переживания других людей, считаться с ними.

Дети младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи в целом способны правильно воспринимать такое эмоциональное состояние человека, как радость, восхищение, веселье, но затрудняются в определении грусти, испуга, удивления, страха. При определении внутренних состояний человека дети, прежде всего обращают внимание на выражение лица, не придавая значение пантомимике позам, жестам, «вокальной мимике». Но все же они имеют недостаточные представления об эмоциональных, внутренних состояниях человека и их внешних проявлениях.

У школьников уже можно наблюдать проявления подлинной заботы о близких людях, поступки, которые направлены на то, чтобы оградить их от беспокойства, огорчения.

Происходящие изменения в эмоциональной сфере ребёнка меняют его взгляды на мир, отношения с окружающими, способствуют осознанию и контролированию эмоций.

Ребёнок с общим недоразвитием речи способен управлять своими собственными эмоциями, понимать эмоциональное состояние других людей, как детей, так и взрослых. Понимание своих эмоций и чувств – важный момент в становлении всех психических и речевых функций растущего ребёнка с речевыми патологиями.

Публикации О. Грибовой, Р. Левиной, Е. Мастюковой, Г. Чиркиной, Т. Филичевой и др. подтверждают наличие у детей с общим недоразвитием речи стойких нарушений коммуникативного акта, сопровождающихся незрелостью отдельных психических функций. Взрослые должны стремиться к установлению тесных эмоциональных контактов с ребенком, так как взаимоотношения с другими людьми, их поступки - важнейший источник формирования чувств ребёнка младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи: радости, нежности, сочувствия, гнева и других переживаний. От эмоций, которые чаще всего испытывает и проявляет ребёнок, зависит успешность его взаимодействия с окружающими его людьми, а значит, и успешность его социального развития.

На основе анализа психолого-педагогической литературы, был сделан вывод: эмпатия – это сложный многоуровневый процесс восприятия внутреннего мира другого человека, осознавания его переживаний, способность ему сочувствовать, состоящий из множества компонентов, различных по объему, но одинаково значимых для восприятия чужих чувств, эмоций и переживаний. Основу эмпатии составляет эмоциональная отзывчивость и интуиция, но при этом значительную роль играет разум, рациональное восприятие одушевленных объектов. В психолого-педагогической литературе эмпатия трактуется, как способность входить в состояния другого, как сопереживание и сочувствие.

Общенаучные подходы к процессу развития эмпатии позволили выделить ее специфику, виды и формы, особенности развития эмпатии в контексте эмоционально – нравственного развития в период младшего школьного возраста.

Сюжетно-ролевые игры, направленные на развитие эмпатии детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи, ориентированы на формирование осмысливания переживаний иного индивидуума, умения формулировать сострадание, сопереживание, с поддержкой расширения сферы осмысливания чувств; рвения посодействовать, выразить помощь иному индивидууму. При анализе сущности сюжетно-ролевой игры было отмечено, что она является ведущим видом деятельности детей. Кроме того, она служит своего рода школой чувств, обеспечивает условия для формирования многих личностных качеств.

Предложенный комплекс игр по развитию эмпатии у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи был разработан на основе этапов психолого-педагогической работы. Используя данные игры в совокупности, воспитатель раскрывает личность ребёнка и помогает ей приспособиться к внешнему миру. Комплекс предложенных мероприятий очень важен, и каждому воспитателю группы продленного дня следует использовать подобный комплекс упражнений в своей работе.

Именно поэтому, в исследовании была выделена именно сюжетно-ролевая игра в качестве основного педагогического средства, способствующего развитию эмпатии у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра -одно из условий успеха работы по коррекции письма и чтения у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи

материал актуален для учителей начальной школы , которые неравнодушны к проблемам здоровья  детей...

Развитие связной диалогической речи у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи

В данном материале представлены этапы работы с детьми имеющими ОНР...

Развитие связной речи по серии сюжетных картин у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи.

Психолого-педагогическая хариктеристика детей с общим недоразвитием речи.  Методика развития речи в процессе рассказывания по серии сюжетных картин....

Кинезиология как метод коррекции недостатков речевого развития у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи

Кинезиологические упражнения – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие. Они влияют не только на развитие умственных способностей и физического з...

Статья "Работа учителя-логопеда по коррекции полиморфных нарушений звукопроизношения у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи"

В статье автор рассматривает такое нарушение речи как общее недоразвитие речи. В работе описан экпериментальный опыт по коррекции полиморфных нарушений звукопроизношения у младших школьников с общим н...

Использование комплекса дидактических игр и упражнений в логопедической работе по формированию словаря признаков у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи

Дидактическая игра – это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, которые реализуют ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структур...