"Развитие и коррекция эмоциональной сферы младших школьников с ЗПР"
статья (1, 2, 3, 4 класс)
Данный материал можно использоать на выступлениях методического объединения узких специалистов. Для детей с ЗПР характерны черты психического и психофизического инфантилизма, который проявляется в слабой способности ребенка подчинять свое поведение требованиям ситуации; неумении сдерживать свои желания и эмоции; детской непосредственности; преобладании игровых интересов в школьном возрасте; в беспечности; повышенном фоне настроения; недоразвитии чувства долга; неспособности к волевому напряжению и преодолению трудностей; в повышенной подражаемости и внушаемости; дефицита познавательной активности при обучении; в отсутствии школьных интересов, несформированности «роли ученика»; быстрой пресыщаемости в любой деятельности и т.д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_i_korrektsiya_emotsionalnoy_sfery_mladshih_shkolnikov_s_zpr.docx | 22.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на методическом объединении узких специалистов.
«Развитие и коррекция эмоциональной сферы младших школьников с ЗПР».
Подготовила:
Газизова Лилия Ахатовна,
педагог-психолог
Эмоциональная сфера ЗПР – особенности развития
В раннем детском возрасте эмоциональная сфера определяется уровнем эмоционального комфорта и полным доверием к окружающим.
В школьном возрасте эмоциональное благополучие характеризуется высокой самооценкой, сформированным самоконтролем, эмоциональным контролем.
У младшего школьника, особенно первоклассника, в значительной мере сохраняется свойство бурно реагировать на отдельные, задевающие его явления.
Младший школьник начинает более сдержанно выражать свои эмоции - недовольство, раздражение, зависть, когда находится в коллективе класса. Он достаточно ярко проявляет страх, недовольство обиду, гнев, хотя и старается их подавить.
Развитие эмоциональной сферы ребёнка с задержкой психического развития проходит по тем же законам, что и развитие нормально развивающихся детей. В силу интеллектуальной неполноценности оно проходит в своеобразных условиях.
Коррекционная помощь детям с отклонениями в развитии является одним из приоритетных направлений в области образования.
Дети с задержкой психического развития обладают большой стойкостью и выраженностью нарушений как в эмоционально-волевой, так и в познавательной деятельности, оказывающее негативное влияние на школьную и социальную адаптацию ребенка.
Учебная деятельность детей с ЗПР отличается ослабленностью регуляции деятельности во всех звеньях процесса учения: отсутствием достаточно стойкого интереса к предложенному заданию; необдуманностью, импульсивностью и слабой ориентировкой в заданиях, приводящими к многочисленным ошибочным действиям; недостаточной целенаправленностью деятельности; малой активностью, безынициативностью, отсутствием стремления улучшить свои результаты, осмыслить работу в целом, понять причины ошибок.
Для детей с ЗПР характерны черты психического и психофизического инфантилизма, который проявляется в слабой способности ребенка подчинять свое поведение требованиям ситуации; неумении сдерживать свои желания и эмоции; детской непосредственности; преобладании игровых интересов в школьном возрасте; в беспечности; повышенном фоне настроения; недоразвитии чувства долга; неспособности к волевому напряжению и преодолению трудностей; в повышенной подражаемости и внушаемости; дефицита познавательной активности при обучении; в отсутствии школьных интересов, несформированности «роли ученика»; быстрой пресыщаемости в любой деятельности и т.д.
Особенности детей с задержкой психического развития, которые необходимо учитывать в учебном процессе:
- – незрелость эмоционально-волевой сферы, инфантилизм, нескоординированность эмоциональных процессов;
- – преобладание игровых мотивов, дезадаптивность побуждений и интересов;
- – низкий уровень активности во всех сферах психической деятельности;
- – ограниченный запас общих сведений и представлений об окружающем мире;
- – снижение работоспособности;
- – повышенная истощаемость;
- – неустойчивость внимания;
- – ограниченность словарного запаса, особенно активного, замедление овладения грамматическим строем речи, трудности овладения письменной речью;
- – расстройства регуляции, программирования и контроля деятельности, низкий навык самоконтроля.
Часто можно наблюдать у школьников с ЗПР чувство тревожности или беспокойства. Они замкнуты в себе и не любят контактировать с окружающими, редко заводят дружбу.
В 1983 году группа исследователей (В.Г. Петрова, Л.И. Солнцева, Т.В. Розанова, В.И. Лубовский) пришли к выводу, что основная коррекционная работа с детьми с ЗПР должна быть направлена на развитие:
- познавательной мотивации;
- произвольного регулирования поведения;
- моторики и речи;
- восприятия окружающего мира.
Диагностика эмоциональных нарушений часто проводится в возрасте 2 лет, когда начинают проявляться первые симптомы эмоционально-волевой нестабильности.
Эмоционально-волевая сфера ЗПР
Основной особенностью эмоционально-волевой сферы (ЭВС) ЗПР у детей нарушенное чувство восприятия окружающего пространства. На эффективность восприятия влияет повышенная эмоциональность и отсутствие мотивации.
В зависимости от причины происхождения, ЭВС при ЗПР развивается по-разному:
Соматогенное – вследствие заболеваний хронического типа. Развитие эмоциональной сферы у детей с ЗПР соматогенного генеза часто сопровождается гипоксией и астенией.
Психогенное – плохие условия жизни и воспитания ребенка. Основные признаки – это социальная и психическая депривация. Первые проявления есть уже в 2-3 года (неуверенность, робость, отсутствие речи, эмоциональная невыразительность, апатичность). Уже в дошкольном возрасте такие дети начинают проявлять интерес к общению со взрослыми. Подростковый возраст сопровождается сниженными мотивационными и учебными возможностями, повышенной конфликтностью и неадекватной самооценкой.
Церебрально-органический – поражение ЦНС на ранних этапах развития плода или в период родовой деятельности. Данная форма сопровождается: нарушениями эмоционального состояния, речи, ориентации в пространстве, внимания и памяти. Дети быстро нервно истощаются, проявляется вялость, нарушения настроения, психическая нестабильность.
Коррекция эмоциональной сферы
Впервые работу по коррекции эмоциональной сферы у младших школьников с ЗПР разработал в 1990 году В.В. Лебединский с соавторами. Исходя из их работы можно отметить, что регулировать эмоционально-волевую сферу можно с помощью 4 основных уровней:
- Полевой реактивности – цветовые и звуковые стимулы, подбор правильного места и времени для проведения занятий.
- Аффективных стереотипов – восприятие и произведение ритмических стимулов, развитие чувствительности (тактильной, вкусовой, мышечной и прочих).
- Аффективной экспансии – обучение ребенка взаимодействовать с окружающими миром за счет игры, обучение решать и сглаживать конфликтные ситуации.
- Эмоционального контроля – обучение работать в коллективе (понятия «партнерство» и «сотрудничество»), развитие самоконтроля в условиях групповых занятий.
Формирование эмоционально-волевой сферы является одним из важнейших условий развития личности ребенка, опыт которого постоянно пополняется. Развитию эмоциональной сферы способствуют школа, семья, та жизнь, которая воздействует на ребенка.
Развитие эмоционально-волевой сферы личности является довольно сложным процессом, который происходит под воздействием как внешних, так и внутренних факторов. К внешним факторам воздействия относятся условия социума, в котором находится сам ребенок, а факторами внутреннего воздействия являются наследственность, физическое развитие ребенка.
Один из важнейших итогов психологического развития в период дошкольного детства – психологическая готовность ребенка к школе. Заключается она в том, что у ребенка к моменту поступления в школу складываются психологические свойства, присущие собственно школьнику. Окончательно они могут сформироваться только в ходе обучения под влиянием присущих ему условий жизни и деятельности.
Каждый ребенок, пришедший в школу, проходит новый этап своей жизни. В школе появляется новый вид социально значимой деятельности, предъявляются новые требования, возникают новые обязанности, складываются новые отношения. Все это, безусловно, влияет на физическое и психологическое состояние ребенка. Дети в этот отличаются повышенной утомляемостью, ситуативность поведения, повышенной возбудимостью, неустойчивостью внимания. Повышенные нагрузки могут так же влиять на аппетит, сон. Первый год обучения в школе отводится на естественную адаптацию ребенка, его принятия новой роли.
Основными направлениями коррекционно-развивающей работы психолога с детьми, находящимися в условиях образовательной интеграции, является:
- развитие эмоционально – личностной сферы и коррекции ее недостатков;
- развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций;
- формирование произвольной регуляции деятельности и поведения.
Структура занятия включает в себя следующие компоненты:
- ритуалов приветствия и прощания;
- дыхательная гимнастика;
- самомассаж;
- упражнение на развитие координации движений, ловкости.
- глазодвигательное упражнение (формирование способности управлять движением глаз и координировать их с движениями тела);
- коммуникативные игры и упражнения, арттерапевтические упражнения, сказкотерапию;
- упражнения для развития мелкой моторики рук (с использованием материалов Пертра и Монтесори);
- когнитивные упражнения (для развития познавательной сферы);
- релаксация.
Ниже представлены варианты упражнений, направленных на развитие и коррекцию эмоционально-волевой сферы детей младшего школьного возраста.
Сказкотерапия: «Путешествие в страну чувств».
Цель: Развитие и гармонизация эмоциональной сферы детей.
Задачи: Ознакомление детей с основами эмоциональными состояниями (или закрепление имеющихся знаний); разъяснение того, что чувства являются именно слугами Королевы, которая символизирует наше «Я», все слуги – чувства обладают мерой; обучение основам самоанализа, развитие саморегуляции.
Используемые методы и техники:
- Сказкотерапия;
- Драмотерапия;
- Релаксация.
Ритуал «входа» в сказку. Релаксационное упражнение «Полет над морем»
Цель: Создание мотивации на совместную работу. Вхождение в сказку.
Содержание этапа: «Представьте себе, что мы в аэропорту Тридевятого царства. Мы собрались здесь, чтобы лететь в сказочную странную страну чувств. И вдруг мы слышим, как диспетчер Бармалей объявляет, что рейс № 13 в страну чувств не состоится. Но черепаха Тортилла добавляет свое объявление: «Уважаемые пассажиры, выберите для себя удобный вариант объявления». Необходимо подвести детей к выбору 3 варианта. Когда условия задачи выпонены дети садятся в ступу и перелетают в сказочную страну. Глаза закрыты.
Хронометраж: 7 минут.
Рассказывание сказки «Путешествие в страну чувств»
Цель: ознакомление детей с содержанием сказки, последовательностью событий.
Материалы: текст сказки.
Хронометраж: 3-5 минут.
Анализ сказки.
Цель: Осознание причинно-следственных связей в развитии сюжета, понимание роли каждого персонажа в развивающихся событиях.
Содержание: детям задаются вопросы: «Кто герои этой сказки? Что произошло со слугами-чувствами? Почему это произошло? Зачем нужно было, что бы Королева вернулась? Чем закончилась история? Кто помог в этом?»
Хронометраж: 5 минут
Драматизация сказки
Цель: Расширение представлений детей об эмоциях; развитие умения передавать заданное эмоциональное состояние различными выразительными средствами.
Содержание: Путешествие по стране чувств, ребята посещают один дворец за другим. В каждом дворце становятся теми слугами-чувствами, которые там живут: Радость, злость и т.д. Таким образом, дети демонстрируют все вербальные, невербальные, поведенческие проявления слуг-чувств каждого дворца. По ходу сказки ведущий делает акцент на введение понятия Меры.
Хронометраж: 10-15 минут.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СБОРНИК ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ПО РАЗВИТИЮ И КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ
Данный сборник направлен на развитие и коррекцию эмоциональной сферы младших школьников с интеллектуальной недостаточностью, в рамках воспитательной работы...
Развитие эмоциональной сферы младших школьников. Опыт работы с детьми «группы риска»
Презентация на данную тему....
Развитие социально-эмоциональной сферы младших школьников (из опыта работы)
В данном материале представлены формы и методы работы по планомерной и целенаправленной деятельности по развитию эмоциональной сферы младших школьников. Положительные эмоции улучшают запоми...
Программа развития эмоциональной сферы младших школьников
Программа занятий позволяет ответить на вопросы: как научить ребёнка правильно выражать свои эмоции, управлять ими и адекватно реагировать на проявление эмоций другого человека....
Психолого-педагогические основы развития эмоциональной сферы младших школьников с задержкой психического развития
Представлено теоретическое обоснование развития эмоциональной сферы младших школьников с задержкой психического развития....
Мультипликация как средство коррекции и развития эмоциональной сферы младших школьников с задержкой психического развития
Представлено описание мультипликации как средства коррекции и развития эмоциональной сферы младших школьников с задержкой психического развития....
курсовая работа "Развитие эмоциональной сферы младших школьников на музыкальных занятиях в условиях дополнительного образования
Курсовая работа для учащихся выпускных курсов отделения Дополнительного образования...