Программа развития мелкой моторики рук для учащихся начальных классов.
учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Государственное казенное общеобразовательное учреждение Ростовской области
«Красносулинская специальная школа-интернат № 1»
Программа.
Развитие мелкой моторики рук
для начальных классов.
Автор:
педагог-психолог Соколовская Е.И.
2011 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Программа “Развитие мелкой моторики рук” предназначена для правильного развития мелкой моторики детей младшего школьного возраста и своевременная помощь в формировании последовательной координации движений пальцев рук.
Учеными доказано, что развитие руки (мелкая моторика и координация движений пальцев рук) находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению. Обычный ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
Многочисленные исследователи, занимающиеся изучением детей с проблемами в развитии, отмечают сложность и разнообразие картины дефекта, затронутость различных сторон психической деятельности. У детей этой категории, наряду с нарушениями различных психических функций, оказывается несформированной речевая система, а также ряд функций и процессов, имеющих непосредственное отношение к речи - слухоречевое восприятие и память, речевое внимание, языковой анализ и синтез, тонкая моторика, эмоционально – волевая сфера.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически мыслить, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьёзные трудности в овладении навыком письма. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки.
Актуальность:
Неподготовленность к письму, недостаточное развитие речи, мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания, может привести к возникновению негативного отношения к учёбе, тревожного состояния ребёнка в школе. Поэтому важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
Новизна программы:
- обучение детей проводится с 1 класса;
- подобран и систематизирован материал дидактических игр и упражнений по развитию мелкой моторики, в соответствии с лексической темой;
- разработан мониторинг определения уровня развития, предусматривающий следующие разделы:
- мелкая моторика;
- речевое развитие.
- занятия по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.
Психолого-педагогическая целесообразность заключается в том, что на занятиях дети работают с пластилином, бумагой, шаблонами, трафаретами и другими материалами. Интересны для детей и занятия с применением информационно-компьютерных технологий, где они работают - рисуют, раскрашивают, штрихуют с помощью компьютерных технологий.
Цель программы: создание условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук.
Задачи программы:
Обучающие:
- Научить детей владеть графическими навыками письма.
- Формировать навыки исполнительского мастерства.
- Формировать умение воплощать свои идеи в художественный образ.
Развивающие:
- Развивать умения производить точные движения кистью и пальцами рук.
- Развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием.
- Развивать творческую активность, пространственное мышление, фантазию.
Воспитывающие:
- Воспитывать в детях аккуратность, усидчивость.
- Воспитывать внимательность к выполнению заданий.
- Воспитание уважительного отношения к своему и чужому труду.
Отличительные особенности данной программы:
Дана программа направлена на всестороннее развитие ребёнка. Методика программы позволяет детям интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания. Программа отличается комплексным подходом к развитию мелкой моторики рук. Занятия так же направлены на развитие всех необходимых психологических компонентов для лёгкой адаптации ребёнка в школе: познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы и мелкой моторики.
Формы и режим занятий:
Программа рассчитана на 2 занятия в неделю. Занятия проводятся в группах по 30 минут и предполагают использование следующих форм:
- беседа
- экскурсия
- дидактическая игра
- ролевая игра
- физические упражнения
- коллективное творчество
- анкетирование
- индивидуальная корректировка действий.
Направленность программы:
Программа включает в себя следующие разделы:
- пальчиковая гимнастика
- оригами
- конструирование
- графические упражнения
- игры и действия с предметами.
В разделе “Пальчиковая гимнастика” дети знакомятся с комплексами упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают их ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают детям снять напряжение. На пальцах и на ладонях есть “активные точки”, массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга. Данные упражнения способствуют поддержанию хорошего тонуса.
В разделе “Оригами” дети знакомятся со свойствами бумаги, постигают начало плоскостной и пространственной геометрии.
В разделе “Конструирование” в процессе деятельности изображают предметы их действительности, создают элементарную скульптуру, что способствует развитию детского творчества, обогащению детей изобразительными и техническими умениями, созданию интереса к данному виду деятельности, дети развивают координацию кисти, логическое мышление и пространственное воображение, учатся пользоваться клеем и ножницами.
В разделе “Графические упражнения” игра поможет улучшить координацию движения пальцев и кистей рук, развить мускульную и тактильную память, кроме этого ребенок учится правильно держать ручку и карандаш, что очень важно в процессе деятельности.
В разделе “Игры и действия с предметами” для формирования тонких движений рук, совершенствования двигательных навыков, развития моторных координаций и оптико-пространственных представлений используются предметы различные по размеру, материалу, фактуре, структуре.
Результатом работы по данной программе должно стать:
- Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук детей до уровня соответствующего данному возрасту.
- Овладение разными видами трудовой деятельности.
- Умение создавать художественный образ своего изделия.
- Овладение приемами работы с разными инструментами.
- Умение соотносить форму, пропорцию и фактуру изделия.
- Овладение нормами этики поведения.
Срок реализации программы:
Программа рассчитана на 2 года обучения.
Ожидаемые результаты и способы определения из результативности:
Обучаясь по данной программе, к концу первого года обучения дети
должны знать:
- виды бумаги (цветная, неокрашенная, гофрированная, бархатная);
- свойства бумаги (тонкая, толстая, мягкая, жесткая);
- понятие “оригами”, “шаблон”;
- виды штриховки (вертикальная, горизонтальная, по диагонали);
- основные правила склеивания;
- понятие «конструктор», «мозаика», «пазл».
должны уметь:
- применять простейшие приемы складывания бумаги (пополам, вчетверо, гармошкой);
- пользоваться клеем, кисточкой, ножницами, стеком;
- работать с трафаретами;
- изготавливать детали по шаблону;
- застегивать, расстегивать пуговицы, кнопки, крючки;
- завязывать и развязывать ленты, шнурки, узелки.
К концу второго года обучения дети
должны знать:
- виды мозаики (контурная, сплошная, с просветами и без);
- виды штриховки (простая и комбинированная);
- виды шнуровки (крестообразная, через край, параллельная);
- понятия “диагональ”, “сторона”, “центр”, “раскрывающийся угол”, “нераскрывающийся угол”, “симметрия”, “трафарет”;
- понятия “шар”, “цилиндр”, “куб”, “диск”;
должны уметь:
- изготавливать поделки в технике “аппликация”, “оригами” по образцу;
- пользоваться ножницами, вырезать простейшие детали по контуру;
- плести косички из ниток;
- выполнять шнуровку.
- вырезать симметричные детали;
Формы подведения итогов реализации программы:
В течение всего периода обучения поэтапно проводится мониторинг уровня усвоения знаний и формирования навыков у детей на начальном, промежуточном, итоговом этапах. Для проведения мониторинга образовательного процесса используются разные формы:
- тестирование по индивидуальным карточкам,
- самостоятельные работы,
- беседа, выступления,
- выставки графических работ,
- участие в конкурсах.
Учебно-тематический план.
1год обучения – 72 часа
№ | Содержание | Кол-во часов | ||
всего | теория | практика | ||
1 | Диагностика | 1 ч | - | 1 ч |
2 | Пальчиковая гимнастика | 4 ч | - | 4 ч |
3 | Оригами | 10 ч | 1 ч | 9 ч |
4 | Конструирование | 13 ч | 3 ч | 10 ч |
5 | Графические упражнения | 24 ч | 3 ч | 21 ч |
6 | Игры и действия с предметами | 20 ч | 3 ч | 17 ч |
Итого: | 72 ч | 10 ч | 62 ч |
Учебно-тематический план.
2 год обучения – 72 часа
№ | Содержание | Кол-во часов | ||
всего | теория | практика | ||
1 | Диагностика | 1 ч | - | 1 ч |
2 | Пальчиковая гимнастика | 4 ч | - | 4 ч |
3 | Оригами | 8 ч | 1 ч | 7 ч |
4 | Конструирование | 13 ч | 2 ч | 11 ч |
5 | Графические упражнения | 27 ч | 4 ч | 23 ч |
6 | Игры и действия с предметами | 19 ч | 2 | 17 ч |
Итого: | 72 ч | 9 ч | 63 ч |
Содержание курса.
Первый год обучения.
- Диагностика 1ч.
Проведение тестирования детей для определения их развития, уровень умения работать ручкой, карандашом, манипулирование предметами, способность контролировать координацию движений пальцев рук.
- Пальчиковая гимнастика 4 ч.
Пальчиковые игры, сопровождающиеся стишками; сжимание – разжимание пальцев, кулачков; напряжение-расслабление пальцев; массаж кистей рук.
Практика: «Золотой петушок», «Заинька», «Вместе весело шагать»
- Оригами 10 ч.
Простейшее понятие “оригами”. Приемы складывания бумаги (пополам, вчетверо, наискосок, гармошкой). Точное соединение углов, сторон. Понятие “геометрическая фигура” (квадрат, треугольник, прямоугольник). Техника безопасности при работе с бумагой и ножницами.
Практика: «Корзиночка для мамочки», «Конверт», «Фоторамка для папы».
- Конструирование - 13 ч.
Знакомство с различными видами конструкторов (лего, железные конструкторы, кубики). Приемы изготовления деталей по шаблону, по представлению. Техника безопасности при работе с конструкторами и мелкими деталями.
Практика: «Домик для любимых игрушек», «Стульчик», «Стол», «Санки».
- Графические упражнения 24 ч.
Ознакомление с различными видами штриховки, рисование по клеточкам (по образцу), графические игры (дорожки, дорисуй, обведи по контуру), работа с трафаретами, работа в прописях.
Практика: «Маша и медведь», «Колобок», «В гостях у кота Матроскина».
- Игры и действия с предметами 20 ч.
Игры с карандашом, бусами, орехами, счетными палочками; застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков; завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков; переборка круп; работа с мозаикой и строительными материалами.
Практика: «Праздничный наряд», «Любимые туфельки», «Бусы из узелочков».
Второй год обучения.
- Диагностика 1 ч
Проведение диагностических исследований, появление новых самостоятельных навыков развития пальчиковой моторики.
Практика: «Как я пишу и русую»
- Пальчиковая гимнастика 4 ч.
Пальчиковые игры, сопровождающиеся стишками и потешками; сжимание – разжимание пальцев, кулачков; упражнения для ладоней; упражнения для подушечек пальцев; растягивание пальцев; напряжение-расслабление пальцев; массаж кистей рук.
Практика: «Рыбки», «Морские свинки», «Буратино».
- Оригами 8 ч.
История искусства оригами, понятия “диагональ”, “сторона”, “центр”. Знакомство с различными видами углов (раскрывающиеся, нераскрывающиеся). Техника безопасности при работе с бумагой и ножницами.
Практика: «Цветы любимой мамочке», «Фуражка для папы», «В зоопарке»
- Конструирование 13 ч.
Работа с железными конструкторами, самостоятельное изготовление различных предметов по заданию педагога. Комбинирование различных форм в изделии. Алгоритм работы с конструктором. Техника безопасности при работе с колющими и режущими предметами.
Практика: «Город будущего», «Я соблюдаю ПДД», «Бумажные фрукты и овощи». Беседа о культуре общения «Я и мои друзья».
- Графические упражнения 27 ч.
Выполнение различных видов штриховки (простая, комбинированная); рисование по клеточкам (по образцу и под диктовку);
Практика: графические игры (дорисуй, обведи по контуру, построй фигуру, симметричную данной); работа с трафаретами; графические диктанты. «Тридцать три богатыря», «У лукоморья…», «День и ночь».
- Игры и действия с предметами 19 ч.
Практика: нанизывание бус и пуговиц; плетение косичек из ниток, венков из цветов; различные виды шнуровки; сортировка круп; работа с мозаикой и строительными материалами; игры с массажными мячами и предметами разной фактуры;
Практика: игры на развитие тактильной памяти “Кот в мешке”, «Туристы в горах», «Волшебные плащи», «Пластилиновый спектакль».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие учебно-логических умений у учащихся начальных классов
Опыт показывает, что именно на уроках математики может происходить целенаправленное, систематическое формирование логических понятий и действий, т. к. именно в ней, в силу ее специфических особенносте...
Способы, направленные на развитие орфографической зоркости и речи учащихся начальных классов
Упражнения, используемые на уроках русского языка и литературного чтения для развития орфографической зоркости и речи учащихся начальных классов....
Коррекционно-развивающая программа «Развитие мелкой моторики как основы формирования графических навыков письма у младших школьников с нарушением интеллекта »
Цель программы – подготовить руку и скорректировать ручные умения учащегося с ОВЗ для дальнейшего успешного овладения графическим навыком письма....
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ «Послушные пальчики»
Актуальность данной программы «Послушные пальчики»:Преемственность дошкольного и школьного образования.Цели:Необходимо выровнять возможности первоклассников.Задачи:• выявление и развитие у учени...
Развитие словесно – логического мышления у учащихся начальных классов
Для успешного обучения школьники должны владеть логическими действиями: устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать логические цепочки рассуждений, выбирать наиболее эффективные спос...
Применение технологии проектной деятельности как средство развития познавательной и творческой активности учащихся начальных классов
Выступление на районном семинаре на тему "Применение технологии проектной деятельности как средство развития познавательной и творческой активности учащихся начальных классов"...
Статья по теме "Развитие навыка быстрого чтения у учащихся начальных классов в условиях реализации ФГОС"
Статья по теме "Развитие навыка быстрого чтения у учащихся начальных классов в условиях реализации ФГОС"...