Программа психолого-педагогического сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
рабочая программа на тему
Целью данной программы являются:
1.Оказание комплексной помощи в саморазвитии и самореализации восприятия мира детям -сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей обучающихся в МБОУ Новониколаевской ООШ Азовского района.
2.Сохранение естественных механизмов развития подростков.
3. Создание условий для актуализации потребности к саморазвитию, самоизменению и самосовершенствованию.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
ФГАОУ ВО «ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
АКАДЕМИЯ ПСИХОЛОГИИ и ПЕДАГОГИКИ
Программа
«Психолого-педагогического сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
по дисциплине «Психолого-педагогическое сопровождение детей и подростков «группы риска»
Исполнитель:
Студентка 4 курса ОЗО 43 группы
направление 050400
«Психология и социальная педагогика»
Погодина Светлана Васильевна
Преподаватель: к.п.н., доц.
Погорелова Елена Ивановна
г. Ростов-на-Дону
2016 г.
Программа
«Психолого-педагогического сопровождения
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Паспорт
Наименование программы | «Психолого -педагогическое сопровождение детей -сирот и детей , оставшихся без попечения родителей» |
Разработчики программы | Социальный педагог, педагог – психолог. |
Исполнители программы | Педагог — психолог, социальный педагог, обучающиеся, находящиеся под опекой или попечительством, а так же в приёмных семьях, законные представители , классные руководители, педагоги дополнительного образования |
Основание для разработки программы | 1.Конвенция «О правах ребенка» 2.Закон РФ « Об образовании» от 29 декабря 2012 г. № 273 - ФЗ 3.ФЗ от 24 июля 1998г. № 124 — ФЗ « Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» 4.ФЗ от 24 июля 1999 № 120 -ФЗ « Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» ( с изменениями от 13 января 2001г., 7 июля 2003 г., 29 июня, 22 августа, 1, 29 декабря 2004г., 22 апреля 2005 г., 5 января 2006 г.) 5. Закон о защите прав детей в Новосибирской области от 12 мая 2003 г. № 111ОЗ 6. Закон Новосибирской области « Об опеки и попечительстве в Новосибирской области. |
Цель программы | 1.Оказание комплексной помощи в саморазвитии и самореализации восприятия мира детям -сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей обучающихся в МБОУ Новониколаевской ООШ Азовского района. 2.Сохранение естественных механизмов развития подростков. 3. Создание условий для актуализации потребности к саморазвитию, самоизменению и самосовершенствованию. |
Задачи программы | 1. Охрана прав детей, оставшихся без попечения родителей. 2.Предупреждение безнадзорности и профилактика правонарушений несовершеннолетних. 3. Сопровождение каждого ученика (цы) в процессе обучения в решении его проблем с использованием реальных факторов социума. |
Сроки и этапы реализации программы | 1 этап 2015 -2016 2 этап 2016 -2017 3 этап 2017- 2018 |
Основные направления реализации программы | 1. Социально — педагогическая поддержка семьи и ребёнка в формировании личности ученика, находящегося под опекой или попечительством, а так же в приёмных семьях. 2. Психолого — педагогическое просвещение и повышение культурно — образовательного уровня опекунов и попечителей. 3. Взаимодействие школы с отделом опеки и попечительства Азовского района
|
Ожидаемые и конечные результаты реализации программы | 1. Улучшение микроклимата в семьях. 2. Повышение учебной мотивации учащихся, находящихся под опекой или попечительством, а так же в приёмной семье. 3. Активное участие законных представителей и детей в воспитательной жизни школы. 4. Усиление роли семьи в воспитании детей. 5. Успешная модель выпускника школы. |
Управление и контроль за выполнением программы | Управление программой осуществляется Директором школы и заместителей. Общий контроль осуществляется педагогической общественностью. |
Пояснительная записка
Может ли быть положение более горькое, более неправедное?
Ведь в основе основ человеческого общежития, в первооснове мироздания - любовь родительская к детям, забота старших о младших.
И все-таки, дети - без родителей. Да, они остаются без родителей в силу стихийных бедствий, катастроф, несчастных случаев, всегда нежданных, беспощадных. Беда неотлучна от счастья и следом за радостями к нам приходят беды, не щадящие и малых сил...
Альберт Лиханов
Актуальность и перспективность программы
Особенности переходного возраста, а также сложные условия, в которых происходит взросление современной молодежи, диктуют необходимость использования специальных мер для развития и усиления "Я" подростка, формирования жизнеспособной личности, обладающей достаточными внутренними ресурсами для успешного взаимодействия в социуме.
В исследованиях отечественных и западных психологов (Г. Крайг, А. Райе, Н.М. Неупокоева, Е.И. Афанасенко, И.А. Капров, Л. Ярроу, Р. Заззо, Р. Спиц, Дж. Боулби, Г.М. Лямина, М.И. Попова, А.Л. Лихтарников и др.) дается сравнительная характеристика детей, оставшихся без родительского попечения.
Общее физическое, психическое развитие детей-сирот отличается от развития сверстников, растущих в семьях. У них отмечаются замедленный темп психического развития, ряд негативных особенностей: низкий уровень интеллектуального развития, бедные эмоциональная сфера и воображение, позднее формирование навыков саморегуляции и правильного поведения. Отмечается нарушение социального взаимодействия, отсутствие тенденции к сотрудничеству, неадекватная самооценка, неуверенность в себе, недостаточное развитие самостоятельности и ответственности, низкая мотивация к достижению успеха, чувствительность к жизненным трудностям и личностной неготовности к их решению. Подростки в этом возрасте негативно воспринимают собственное тело, внешность, у них отсутствует ценность здоровья, плохо развиты навыки самостоятельно принимать ответственные решения в социально опасных ситуациях. Их поведение характеризуется раздражительностью, вспышками гнева, агрессии, преувеличенным реагированием на события и взаимоотношения, обидчивостью, провоцированием конфликтов со сверстниками, неумением общаться с ними.
Особенностью детей, оставшихся без попечения родителей, является наличие в их жизненном опыте травмирующих ситуаций (жестокое обращение, потеря родителей и т.п.). Психотравма является событием, которое изменяет систему отношений детей и подростков, приводит к дезадаптации в сфере общения и поведения.
Научные, методологические, нормативно-правовые и методические основания программы
Семья является источником и опосредующим звеном передачи ребенку социально-исторического опыта, прежде всего опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми. Потеря семьи - тяжелейшая трагедия в жизни ребенка, которая оставляет глубокий след в его судьбе. За последние 40 лет государство пытается справиться с все возрастающей волной сиротства ("социального" сиротства), развивая разные формы опеки и попечительства. Тем не менее, модель помещения детей в интернатные учреждения (детские дома, школы-интернаты) все еще является доминирующей.
Особенно остры и тяжелы эти проблемы для выпускников сиротских учреждений. Сложно обеспечить полноценное развитие детей в системе общественного воспитания. Несмотря на усилия людей, посвятивших себя служению детям, лишенным попечения родителей, результат не всегда соответствует ожиданиям и затраченным силам и средствам. Существуют причины, которые трудно преодолеть в данной системе общественного воспитания. Опыт педагогов, работающих в детских домах, данные психологических, социологических исследований показывают, что при выходе из стен учреждения бывшие воспитанники часто оказываются плохо приспособленными к самостоятельной жизни в обществе.
Семейное жизнеустройство (в частности, приемная семья) положительно влияет на развитие детей-сирот. Тем не менее, не может полностью компенсировать последствий потери родителей, эмоциональной депривации, нарушений привязанности, мозаичности развития. Поэтому начало самостоятельной жизни и у подростков из приемных семей нередко носит осложненный характер.
Программа опирается на теории привязанности (Р. Шпиц, Дж. Боулби) и депривации развития (И. Лангмейер, З. Матейчек). Выделенные авторами формы психической депривации позволяют определить основные психологические причины тех трудностей, которые испытывает ребенок-сирота. Результаты отечественных исследований (В.С. Мухина, А.Н. Прихожан, Н.Н. Толстых) служат основанием для признания того факта, что институциональные условия неадекватны потребностям ребенка, тормозят психическое развитие, способствуют расстройствам привязанности, возникновению депривационной симптоматики.
В программе соединены элементы тренинга личностного роста, обучающего тренинга и различные психологические упражнения, используемые в тренинговых программах (С.В. Кривцова, К. Фопель, Г.А. Цукерман). При разработке программы принимались во внимание работы, где рассматриваются теоретические и практические аспекты групповой и индивидуальной работы с семьей (А.Я. Варга, Д.В. Винникот, К. Рудестам, В. Сатир, Э.Г. Эйдемиллер).
Содержание программы строится на идеях гуманистической психологии А. Маслоу, К. Роджерса, Б. Ананьева с учетом возрастных особенностей (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин) и базовых потребностей (В. Сухомлинский, Ш.А. Амонишвили) ребенка.
Согласно подходу гуманистической психологии ребенок не объект воздействий взрослого, не "сырье" для формирования чего бы то ни было, ребенок - субъект, автор, активно работающий над развитием самого себя, своей личности и сам несущий ответственность за это самостановление. Задача программы - не формировать человека по заданным образцам, а помочь в самореализации, в раскрытии личностного потенциала, в принятии и освоении собственной свободы и ответственности за жизненные выборы.
Для любого ребенка принятие себя начинается с безусловного позитивного принятия его взрослым. Формирование опыта "принятия" и "равноправия" является не менее важной задачей, чем освоение участниками содержательной части программы.
Практическая направленность
Занятия программы построены с учетом перечисленной проблематики детей, оставшихся без попечения родителей, детей-сирот и ориентированы на содействие их успешной социализации.
Программа относится к виду коррекционно-развивающих психолого-педагогических программ.
Цель программы
Обеспечение наиболее благоприятных условий для гармоничного развития, самореализации и социализации ребенка, пережившего смерть родителей, ребенка, оставшегося без попечения родителей в силу той или иной семейной ситуации.
Задачи программы
- Выявление группы детей, нуждающихся в сопровождении.
- Проведение комплекса мероприятий для выявления и устранения ряда проблем, возникающих в приемных семьях.
- Осуществление психолого-педагогической диагностики для раннего выявления различного рода проблем у учащихся, определения причин их возникновения и поиска наиболее эффективных способов их профилактики и преодоления.
- Осуществление в разнообразных формах индивидуального сопровождения развития ребенка, направленного на преодоление проблем, возникающих у него в процессе обучения, общения, на этапе выбора профиля обучения и профессионального самоопределения.
- Осуществление информационной поддержки учащихся, учителей, и родителей по проблемам в учебной, социальной и эмоциональной сферах; а также правовое консультирование.
- Обеспечение преемственности в процессе обучения и сопровождения ребенка.
- Предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявлений и устранение причин и условий, способствующих этому.
- Обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.
- Социально-педагогическая реабилитация опекаемых детей.
Принципы реализации программы:
1. Следование за естественным развитием ребёнка на разных возрастных и социокультурных этапах его жизни.
2. Принцип психолого-педагогической поддержки. Это процесс совместного определения с ребёнком его собственных интересов, возможностей, целей и путей преодоления - препятствий, мешающих ему сохранить его человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни.
3. Принцип повышение роли общественных организаций. В соответствии с законом "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21 декабря 1996 года 159 ФЗ для защиты законных прав и интересов детей во всех сферах жизни, в том числе права на адекватные с семейными условия воспитания и развития, охрану личных и имущественных прав, права на постоянное место жительства, на жильё, на защиту от посягательств различных лиц на личность ребёнка, от причинения вреда физическому, психическому здоровью, его нравственному и духовному развитию, особая ответственность возлагается на представителей органов государственной власти.
Механизм реализации программы:
Индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение приёмных и опекаемых детей – это система мер, которая включает в себя:
- проведение комплексной диагностики, направленной на выявление склонностей, способностей и особенностей развития опекаемых детей;
- выбор методов и приемов обучения, оптимальных для каждого воспитанника;
- организация индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей деятельности;
- информирование родителей по вопросам воспитания и развития опекаемых детей.
Ожидаемые результаты.
- реализация индивидуальной образовательной программы
- развитие активной жизненной позиции детей
- развитие педагогических компетенций у приёмных родителей и опекунов.
- адекватное реагирование на прошлое ребёнка и другие проблемы, включая вопросы расовой принадлежности, религию, культуру и язык;
- выработка стратегии распознавания и эффективного реагирования на стрессовые ситуации;
- налаживание эффективного взаимодействия с детьми и молодыми людьми с учетом их возрастных особенностей;
- помощь детям при потере или разлуки с родителями;
- увеличение участия в мероприятиях детей, обеспечив их поощрением и поддержкой;
- развитие у детей увлечений, интересов, дружеских отношений с людьми, проживающими в одной семье через участие в общешкольных мероприятиях;
- развитие умения выражения привязанности к приемной семье, опекуну;
- ведение совместных записей памятных событий через фотографии и работу с историей жизни в приемной семье;
Возраст детей, участвующих в реализации программы
Программа рассчитана для работы с детьми и подростками от 7 до 18 лет.
Этапы реализации программы.
Первый этап – диагностический, формирование банка данных
1.Проведение сверки списка опекаемых детей, учет вновь прибывших и оформление необходимого пакета документов на них.
2. Обследование условий проживания и воспитания семей опекаемых детей с целью выявления необходимой моральной и материальной помощи:
- изучение взаимоотношений между опекуном и подопечным;
- изучение личности подопечного;
- установление открытых доверительных отношений с членами семьи;
3.Контроль:
- за включением на дотацию бесплатного питания опекаемых;
- за обеспечением детей имеющимися в библиотеке учебниками;
- за оказанием материальной помощи семьям опекаемых детей через фонд всеобуча;
- за учебной деятельностью (обучение, посещаемость, наличие учебных принадлежностей, посещение консультативных занятий, внешний вид);
- за внеурочной занятостью (вовлечение во внеурочную деятельность, занятия в кружках и секциях, летний отдых);
- за здоровьем подопечного (прохождение ежегодного медицинского осмотра, наличие прививок), уровнем развития, предоставление путевок в санатории и ДОЛ через ЦСЗН города;
- за исполнением обязанностей опекунами.
4. Организация педагогической помощи подопечному:
- помощь в обучении (работа с учителями по установлению индивидуального подхода к опекаемым детям);
- помощь в решении конфликтных ситуаций;
- помощь в выборе (записи) кружка или секции;
5.Защита прав и законных интересов подопечных;
Второй этап - деятельностно-консультативный
Работа с обучающимися:
1. Помощь в преодолении учебных затруднений. Профилактика трудностей в учебе.
2.Сопровождение учащихся с социально-эмоциональными проблемами. Сопровождение социально-уязвимых семей, детей с ослабленным здоровьем; выявление и сопровождение учащихся «группы риска». Профилактика социально-эмоциональных проблем у учащихся.
3.«Здоровье и здоровый образ жизни». Пропаганда ЗОЖ (проекты).
Сопровождение учащихся с проблемами в развитии.
4.Правовое просвещение подопечных.
Работа с семьей:
1.Изучение взаимоотношений между опекуном и подопечным.
2.Установление открытых доверительных отношений с членами семьи подопечного.
3.Правовое просвещение опекуна.
4.Педагогическое просвещение опекуна.
5.Привлечение специалистов.
Третий этап – анализ и подведение итогов, дальнейшее планирование работы с подростком с учетом выработанных рекомендаций
Содержание методической работы
№ п\п | Направление деятельности | Форма работы | Сроки | Ответственный |
1 | 1. Диагностика семей, где дети находятся под опекой или попечительством , а так же в приёмных семья | - наблюдение семей специалистами; - анкетирование детей; - опросы детей; - тестирование | Сентябрь октябрь | Социальный педагог и классные руководители психолог |
2 | Индивидуальная работа с семьей | -консультации; - индивидуальные беседы; - посещение семей; - помощь в оформлении документов | В течении учебного года октябрь апрель по мере необходимости | Социальный педагог и классные руководители психолог социальный педагог |
3 | Индивидуальная работа с учащимися | - контроль за посещаемостью и успеваемостью; - беседы; - встречи; - Совет по профилактике; - занятость детей во второй половине дня | Ежедневно В течении учебного года по мере необходимости В течении учебного года | Социальный педагог и классные руководители Социальный педагог и классные руководители психолог социальный педагог педагоги дополнительного образования |
4 | Профилактика семейного неблагополучия | -Изучение воспитательной педагогической литературы; - летний лагерь ; - беседы при посещении семьи | В течении учебного года | Социальный педагог и классные руководители |
5 | Профессиональная ориентация подопечных | - анкетирование; -тестирование; - консультации; - встречи с Центром занятости | В течении учебного года | психолог |
6 | Тесное взаимодействие с отделом опеки и попечительства Купинского района | - консультации ; - отчёты; - информации; - семинары; | В течении учебного года | Социальный педагог |
7 | Защита прав ребёнка | - участие в судебных и других разбирательствах | по мере необходимости | Социальный педагог |
ЛИТЕРАТУРА:
- Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребёнка. М., 1994.
- Доналдсон М. Мыслительная деятельность детей. М., 1985.
- Драгунский В.В. Цветовой личностный тест. Мн., 1999.
- Жутикова Н.В. Учителю о практике психологической помощи. М., 1988.
- Закон Парламента КБР "Об охране семьи, материнства, отцовства и детства" от 2 августа 1996г.
- Зимбардо Ф. Застенчивость. С-Пб, 1996.
- Игры: обучение, тренинг, досуг. Под ред. В.В. Петрусинского. М., 1994.
- Ковалёв СВ. Психология семейных отношений. М., 1987.
- Колесникова Т.И. Психологический мир личности и его безопасность. М., 2001,
- Колосов Д.В. Предупреждение вредных привычек у школьников. М., 1984.
- Конвенция ООН о правах ребёнка. И., 2001.
- Клюева Н.В. Технология работы психолога с учителем. М., 2000.
- Кулагина И.Ю. Личность школьника. От задержки психического развития до одарённости. М., 1999.
- Лизинский В.М. Практическое воспитание в школе. М., 2002. Натанзон Э.Ш.
- Психологический анализ поступков ученика. М., 1991.
- Никитин А.Ф. Что такое правовая культура. М., 1988.
- Овчарова Р..В. Справочная книга социального педагога. М.,2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Духовно-нравственное воспитание как фактор формирования социальной компетентности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
статья подготовлена для семинара...
Презентация на тему: " Психологическое сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Данная презентация представляет собй модель психологического сопровождения детей-сирот и детей , оставшихся без попечения родителей. Приемлима в работе соц педагогов и работников....
Целевая комплексная адаптированная программа воспитания для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, разновозрастной группы семейного типа №2 «Дружная семейка»
Пояснительная записка. Политика управления образования, адаптации и реабилитации несовершеннолетних, находящихся в учреждениях государственного воспитания определяется Программой развития образо...
Рабочая программа по семейному воспитанию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Программа по семейному воспитанию для детей 7 - 11 лет....
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ С ОВЗ В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА
Одной из важных проблем образования сегодня является развитие новых подходов к образованию лиц с особыми потребностями. Таким подходом может стать развитие инклюзивно...
Опыт участия в разработке и реализации программ сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
План работы с опекаемыми детьмиФормы работы с опекаемой семьёйПлан индивидуальной работы с ученицей 1 "А" класса Истоминой Н.Характеристика ученицы 1 "А" класса Истоминой Н....
Программа социально – психологического и педагогического сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Может ли быть положение более горькое, более неправедное? Ведь в основе основ человеческого общежития, в первооснове мироздания - любовь родительская к детям, забота старших о младших....