Психолого-педагогическая диагностика обучающихся с РАС
статья на тему

Грачева Светлана Николаевна

В выступлении раскрыты особенности процедуры обследования детей с РАС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnostika_autizma_22.01.16.docx87.75 КБ
Файл gracheva_s.n._22.01_diagnostika_ras.pptx808.71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

«Центр психолого-педагогической,  медицинской и социальной помощи»

Чеховский муниципальный район

Выступление на региональном круглом столе

«Использование  эффективных методов

психолого-педагогической диагностики  детей

с расстройствами аутистического спектра»

Учитель-дефектолог, педагог-психолог: Грачева С.Н.

C:\Users\XPOM\Desktop\3-1.jpg

22 января 2016 года

ТИТУЛЬНЫЙ СЛАЙД

        Уважаемые коллеги!        В ближайшей перспективе, с  1 сентября 2016 года, нам предстоит работать в новых организационных и нормативно-правовых условиях, определенных приоритетными направлениями развития системы образования.  Для нас с вами новым стратегическим ориентиром станет Федеральный государственный стандарт образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Кроме того, мы помним, что Федеральный закон №273 от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации» отдает  предпочтение инклюзивному образованию для детей с ОВЗ, что, несомненно, приведет к переменам как в общеобразовательных учреждениях, так и в специальных (коррекционных) учреждениях. В данном контексте  сегодняшний круглый стол дает нам возможность обозначить острые проблемы и наметить пути их решения.

        В рамках своего выступления  я решила осветить вопросы организации психолого-педагогического сопровождения детей с аутистическим спектром, особый акцент постараюсь сделать на особенностях проведения процедуры психолого-педагогического обследования, поскольку уже на этом первом этапе сопровождения специалисты часто сталкиваются с определенными трудностями.

         Коллега, выступающая передо мной, подробно рассказала о феномене  аутизма, поэтому я не буду на этом останавливаться. Отмечу только, что степень         нарушения психического развития при аутизме может значительно различаться. У большинства детей наблюдается отставание в интеллектуальном и познавательном развитии, но некоторые дети  бывают парциально одаренными, но при этом не имеющими простейших бытовых и социальных навыков. Дети с РАС         включаются  в систему общего или коррекционного образования. Специалисты как общеобразовательных, так и специальных (коррекционных) учреждений сталкиваются с тем, что таких детей крайне сложно вписать в  традиционную систему.

СЛАЙД        В нашем Центре мы оказываем помощь детям-аутистам в возрасте от 3 до 18 лет. У нас есть четкое понимание, что коррекционная работа с аутичным ребенком будет более успешной, если ее проводить комплексно, группой специалистов.  У нас в Центре в системе комплексного сопровождения работают детский психиатр, учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог, социальный педагог.

                Цель оказания комплексной помощи  - интеграция ребенка с РАС в адекватную для него образовательную среду.

Задачи:

  • проведение комплексного диагностического обследования с целью определения уровня развития ребенка и построения дальнейшего оптимального образовательного маршрута;
  • формирование коммуникативных навыков и эмоционально-волевой сферы; содействие адаптации в детском коллективе;
  • формирование познавательной деятельности в рамках адаптированной образовательной программы;
  • оказание психолого-педагогической помощи ребенку с РАС  и его семье.

Зачастую уже на первом этапе сопровождения специалисты испытывают затруднения, так как в большинстве случаев  традиционную процедуру диагностики реализовать невозможно.

СЛАЙД.    

Знакомство с ребенком начинается с его родителей. Мы практикуем предварительную встречу с родителями, в ходе которой мы собираем и анализируем анамнез, изучаем их  жалобы, узнаем, как ведет себя ребенок в знакомой и незнакомой ситуации. Первая встреча с ребенком – это чаще всего наблюдение за его  спонтанным поведением.  Специфика аутистических нарушений такова, что в качестве основных начальных приемов диагностики используются методики требующие минимального контакта специалиста и ребенка.

СЛАЙД. На данном слайде представлены основные параметры наблюдения за спонтанным поведением ребенка.

 Такое наблюдение позволяет нам  получить информацию о том, каковы особенности взаимодействия ребенка с окружающим миром, что он любит и умеет делать спонтанно, какая реакция на ограничения, запрет или похвалу, имеются ли стереотипии, аутостимуляции. На основании этих данных мы вырабатываем гипотезы о том, как строить дальнейшую диагностическую и коррекционную работу.

СЛАЙД

Только лишь на 3-4 встрече мы подходим к стандартному психолого-педагогическому обследованию. Обычно первых 3 встреч хватает ребенку –аутисту, чтобы привыкнуть к новой обстановке, к психологу, снизить коммуникативный барьер.

Выбор диагностического инструментария – право специалиста, осуществляющего психолого-педагогическую диагностику. Основным критерием выбора той или иной методики обследования – адекватность методики интеллектуальным и познавательным возможностям  обучающегося.

Для изучения особенностей познавательной деятельности дошкольника с РАС используется технология психолого-педагогического обследования  Е.А. Стребелевой, Е.А, Екжановой. Также на вооружении психологов, дефектологов технология обследования умственного развития С. Д. Забрамной. В работе с младшими школьниками использую технологию патопсихологического обследования И.Ю. Левченко. Также часто используется экспресс - диагностика интеллектуальных способностей МЭДИС, адаптированные модификации теста Векслера. Для исследования эмоционально-аффективной сферы, личностных особенностей мы часто используем  методику Рене Жиля, проективные рисунки и моделирование различных ситуаций в песочнице.

СЛАЙД    Результаты психолого-педагогического обследования ложатся в основу разработке СИПР. В этом учебном году мы апробируем работу с детьми с ОВЗ в соответствии с требованиями новых стандартов. И уже сейчас мы пришли к выводу, что специальная индивидуальная программа развития ребенка с ОВЗ – это эффективный инструмент образовательной, коррекционной и психолого-педагогической абилитации детей с особыми потребностями.

В заключении мне бы хотелось подлиться с вами цитатой, которая  очень точно иллюстрирует наш труд с аутичным ребенком.

«Работа с аутичными детьми – процесс сложный и длительный, он растягивается на много лет,  в течение которых эффекты дней, недель, месяцев могут казаться удручающе малыми или вообще отсутствующими. Но каждый  - пусть даже самый малый шаг –драгоценен: из этих  неуклюжих шажков и шагов складывается общий путь улучшения и приспособления к жизни. Далеко не у  каждого этот путь окажется   так велик, как хотелось бы, но обретенное на этом пути останется с ребенком и будет помогать ему жить более самостоятельно и уверенно.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное учреждение «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» ________________________________________________________________ «Использование эффективных методов психолого-педагогической диагностики детей с расстройствами аутистического спектра» Педагог-психолог, учитель-дефектолог: Грачева Светлана Николаевна 22 января 2016 года

Слайд 2

В МБУ «ЦППМС» получают комплексную коррекционную поддержку дети с расстройствами аутистического спектра в возрасте от 3 до 18 лет. Цель оказания комплексной помощи - максимально возможная интеграция ребенка с РАС в адекватную для него образовательную среду. Задачи: проведение комплексного диагностического обследования с целью определения уровня развития ребенка с РАС и построения дальнейшего оптимального образовательного маршрута (СИПР); развитие познавательной деятельности в рамках Адаптированной основной общеобразовательной программы; формирование социально-приемлемого поведения, содействие адаптации ребенка с РАС в детском коллективе; включение ребенка с РАС в индивидуальную и групповую психокоррекционную работу, формирование коммуникативных навыков и эмоционально-волевой сферы; оказание психологической и педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка с РАС. ___________________________________________________________________________________ Коррекционная работа с аутичным ребенком будет более успешной, если ее проводить комплексно, группой специалистов. В нашем Центре в системе комплексного сопровождения работают: детский психиатр, учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог, социальный педагог. Система психолого-педагогического сопровождения обучающегося с РАС В МБУ «ЦППМС»

Слайд 3

Первичный прием родителей (сбор анамнестических сведений, анализ документации, беседа с родителями, определение основных трудностей, сильных и слабых сторон ребенка). Знакомство с обучающимся . Диагностическое наблюдение за спонтанным поведением (1-2 встречи). Собственно психолого-педагогическое обследование обучающегося с РАС: определение уровня психического, речевого развития, особенностей социального поведения и коммуникации. Диагностировать психическое расстройство (поставить диагноз – расстройство аутистического спектра) имеет право только врач-психиатр. Задача психологов и педагогов – как можно раньше выявить ребенка с отклоняющимися формами поведения , направить на консультацию к врачу, помочь адаптироваться такому ребенку в семье, детском коллективе , выявить потребность в дальнейшей углубленной диагностике для построения тактики необходимой коррекционной работы. Основные формы проведения процедуры психолого-педагогического обследования обучающихся с РАС

Слайд 4

1. Особенности коммуникации: привязанность к родителям; зрительный контакт; реакция на приближение другого человека; реакция на тактильный контакт; 2. Спонтанные формы взаимодействия. 3. О собенности перемещения в пространстве двигательная сфера, общая моторика; зрительно-моторная координация; функциональность движений; 4. Особенности эмоциональной сферы, аффекты. 5. Особенности речевого развития: спонтанные вокализации, слова, высказывания; понимание речи в спонтанной ситуации; 6. Проблемы поведения, стереотипии, аутостимуляция. Основные параметры наблюдения

Слайд 5

Психолого-педагогическое обследование обучающихся с РАС Технология психолого-педагогического обследования детей дошкольного возраста Е.А. Стребелевой , Е.А. Екжановой . Технология обследования умственного развития детей С.Д. Забрамной . Технология патопсихологического обследования детей школьного возраста И.Ю. Левченко. Итогом диагностического процесса являются структурированный анализ результатов диагностики, где отмечаются особенности функционирования: 1) регулятивных функций у ребенка (тонус, равновесие, двигательная активность согласованность движений, зрительно-моторная координация, проявления общей и мелкой моторики, двигательное подражание, стереотипии, истощаемость и т.д.); 2) его эмоциональных и социальных процессов (коммуникация, способность к взаимодействию, реакция на препятствия, эмоциональное заражение, эмоциональный спектр и т.д.) ; 3) познавательной сферы (функционирование разнообразных анализаторов, особенности сформированности психических процессов, спектра интересов и т.д.). Комплексная характеристика состояния развития ребенка позволяет сделать вывод о его психическом развитии, отметить ресурсы, потенциальные возможности ребенка, наметить первоочередные задания и разработать индивидуальную программу дальнейшего его эффективного обучения.

Слайд 6

Разработка специальной индивидуальной образовательной программы (СИПР) Результаты психолого-педагогического обследования ложатся в основу разработки СИПР. В 2015-2016 учебном году мы апробируем формы работы с детьми с ОВЗ в соответствии с требованиями новых стандартов. Дети с расстройствами аутистического спектра получают комплексную коррекционную помощь по специальной индивидуальной программе развития, включающей образовательный компонент , коррекционную работу специалистов и психологическое сопровождение ребенка и его семьи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система психолого-педагогической работы с обучающимися с тяжёлыми и множественными нарушениями в развитии

Представляю вашему вниманию статью "Система психолого-педагогической работы с обучающимися с тяжёлыми и множественными нарушениями в развитии"  В данной статье представлен опыт работы с детьми с ...

Психолого-педагогическая характеристика ученицы, обучающейся по специальной индивидуальной программе развития

Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушени...

Конспект психолого-педагогического занятия с обучающимися 10-12 лет с умеренной умственной отсталостью тема: «Капель сотрудничества».

Цель: Способствовать развитию навыков межличностных отношений и социального доверия.Задачи:1.Содействовать проявлению внимания к сверстникам, повышению уровня личной значимости в классе, умению сотруд...

Психолого-педагогическая карта для обучающихся, испытывающих затруднение в обучении 1 - 4 класс

Данная карта позволит педагогу увидеть динамику продвижения ребенка, испытывающего затруднение в обучении. можно использовать при подготовке документов на ПМПК....

Статья "Психолого-педагогическая характеристика слабослышащих обучающихся"

В статье представленна педагогическая классифиция обучающихся с нарушением слуха и особенности их психических процессов....