Конспект психолого-педагогического занятия с обучающимися 10-12 лет с умеренной умственной отсталостью тема: «Капель сотрудничества».
план-конспект занятия (1 класс)
Цель: Способствовать развитию навыков межличностных отношений и социального доверия.
Задачи:
1.Содействовать проявлению внимания к сверстникам, повышению уровня личной значимости в классе, умению сотрудничать.
2.Создавать и поддерживать эмоционально-положительный фон настроения, устанавливать и укреплять позитивный контакт со сверстниками.
3.Развивать переключение и концентрацию слухового внимания, сенсорно-перцептивные процессы.
4.Снять мышечное и эмоциональное напряжение, регулировать процесс дыхания, концентрировать на нем внимание.
5.Профилактика психофизических и эмоциональных нагрузок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_kapel_sotrudnichestva.docx | 33.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное общеобразовательное казенное учреждение
Иркутской области
«Специальная (коррекционная) школа города Усть-Илимска»
Конспект психолого-педагогического занятия
с обучающимися 10-12 лет
с умеренной умственной отсталостью
тема: «Капель сотрудничества».
Автор-составитель педагог-психолог
Селищева Татьяна Викторовна
Высшая квалификационная категория
Цель: Способствовать развитию навыков межличностных отношений и социального доверия.
Задачи:
1.Содействовать проявлению внимания к сверстникам, повышению уровня личной значимости в классе, умению сотрудничать.
2.Создавать и поддерживать эмоционально-положительный фон настроения, устанавливать и укреплять позитивный контакт со сверстниками.
3.Развивать переключение и концентрацию слухового внимания, сенсорно-перцептивные процессы.
4.Снять мышечное и эмоциональное напряжение, регулировать процесс дыхания, концентрировать на нем внимание.
5.Профилактика психофизических и эмоциональных нагрузок.
Участники: обучающиеся 10-12 лет, педагог-психолог.
Направления психолого-педагогического занятия: психопрофилактическое и развивающее.
Дата, время и форма проведения: 30-35 минут, подгрупповая (5-6 детей).
Образовательная технология: игровая, здоровьесберегающая.
Методы работы:
1.Цветотерапия.
2.Игротерапия индивидуальные и групповые игровые задания.
3.Музыкотерапия.
4.Элементы телесно-ориентированной терапии.
Необходимые материалы: детский крем, фигурка Волшебника, барабан, маракасы по количеству детей, колокольчик, аудио запись «Песня Кота Леопольда», «Про красную шапочку», релаксационная музыка «Море», видеосюжеты «Звездное небо», «Ночные светлячки», «Цветные шары», атласные ленты разных цветов, домик мудрой Совы, тактильная дорожка, большие листочки, магнитофон, мультимедийная доска, проектор.
Ход занятия
1 этап. Организационный.
Вступление.
Звучит релаксационная музыка, психолог приглашает детей на сказочную полянку. Дети входят в комнату, оформленную в сказочном сюжете образуют, круг свободно располагаются на ковре.
Приветствие: «Доброе утро, друзья!».
Психолог предлагает детям поприветствовать друг друга. Размещает барабан и маракасы в круге на ковре и обращается к детям: «Сейчас каждый из вас поприветствует друг друга с помощью барабана и маракаса. Один из вас будет барабанить руками по барабану и говорит: «Доброе утро, друзья». А мы все будем вместе греметь своими маракасами и говорить: «Доброе утро, (имя)» и т.д.
2 этап. Мотивационный.
Психолог: (обращает внимание детей, на то, что в комнате размещено очень много сказочных предметов). «Для того чтобы увидеть звездочки, светлячки, походить по волшебной полянке и попасть в домик к Мудрой Сове мы поиграем с капелькой волшебного крема (показывает коробочку), который принес нам Волшебник Добрые дела (показывает фигурку).
Упражнение «Капелька»
Психолог просит детей показать свою ладошку, на которую наносит капельку детского крема и предлагает согреть её своим теплом, добротой, красотой, нежностью и лаской (дети дуют на капельку, затем соединяют ладошки и подносят их к уху).
Психолог: «Послушайте: «Что делает капелька?» (ответы детей). После того как каждый расскажет про свою капельку, дети дружно хлопают в ладоши и произносят «Хлоп», затем руки убирают за спину и закрывают глаза. Откройте глаза, медленно раскройте ладошки, нежно погладьте их. Ребята, а где наши капельки? (ответы детей) правильно, они убежали в наши ладошки, давайте скажем какими стали ладошки (ответы детей).
Волшебник говорит: «Ребята, хотите увидеть настоящие чудеса в сказочной комнате (ответы детей), тогда закройте глаза».
Включается видеосюжет «Звездное небо».
Психолог: «Посмотрите, сказочная комната превратилась в необычное место-это чудесный уголок дружбы, доброты и радости. Что вы почувствовали, когда увидели разные цветные огоньки? Какие они?» (ответы детей).
3 этап. Основной (практический).
Волшебник: «В моей комнате живут «звездочки», они очень рады, что мы пришли к ним в гости в сказочную комнату (дети встают, поднимают руки, кружатся на носочках на месте). Ребята, улыбнитесь им, весело их поприветствуйте, помашите рукой и скажите: «Здравствуйте, звездочки». Повторяют 3 раза.
Расслабляющая гимнастика «Отдых»
Психолог: «Теперь немного отдохнем. Ложитесь на спину, поднимите вверх ноги, и потрясите ими, сбросьте усталость и тяжесть. Замечательно! Опустите ноги, расслабьте все мышцы тела, дышим спокойно, легко и мягко, делаем вдох через нос, а выдох через рот, плечи не поднимаем. Слушайте, как тело расслабляется, появляется легкость в ногах, руках, спине, шеи. Повторяют 3 раза. Тихонько вставайте».
Волшебник: «Пойдем, ребята по тропинке дальше (дети идут по тактильной дорожке). Идти будем друг за другом, чтобы не сбиться с пути. Наш путь начинается с этой большой зеленой полянке (дети идут по мягкому мату), затем по дну лесного озера, по камешкам, и дальше по мостику (дети продолжают, идти по тактильной дорожке).
Психолог: «Что ощущают ваши ноги, ступая по тропинке?» (ответы детей).
Включается видеосюжет «Ночные светлячки», дети приближаются к мультимедийному экрану.
Волшебник: «Посмотрите, перед вами необычные светлячки, которые хотят с вами познакомиться».
Упражнение « Я пришел…».
Волшебник: «Чтобы светлячки нас услышали, мы вместе будем притопывать одной ногой отбивая ритм, хлопать в ладоши и вместе говорить с разной интонацией (удивленно, грустно, радостно): «Я пришел…», теперь вам нужно подойти к светлячкам и назвать свое имя».
Включается аудиозапись «Песня Кота Леопольда».
Упражнение «Похвалилки»
Волшебник: «Отправляемся в домик Мудрой Совы (дети идут по комнате останавливаются возле дома Мудрой Совы и встают в круг). Закройте глаза и представьте себе, что каждый из вас превратился в волшебника. Откройте глаза и по одному громко похвалите себя, так чтобы Мудрая Сова услышала каждого из вас.
Психолог: «Что вы почувствовали, когда себя хвалили?» (ответы детей).
В центре сказочной комнаты располагаются атласные ленты.
Игра «Карусель»
Волшебник: «Встаньте цепочкой, поставьте ноги на атласную ленту. Положите руки на плечи друг другу, начинайте двигаться вперед по атласной ленте. Будьте внимательными, как только услышите звон колокольчика, остановитесь (звенит колокольчик, дети останавливаются).
Волшебник говорит: «Раз, два, три оживи» (дети продолжают движения по ленте). Повторяют 3-5 раз.
Психолог: «Скажите, как вам шагалось вместе?» (ответы детей).
Расслабляющая гимнастика «Пальчики»
Психолог: «Ребята, выполним гимнастику для пальчиков, сделайте, вдох через нос, а выдох через рот, прикройте глазки. Поднимите руки вверх и с усилием сожмите в кулак и разожмите пальцы. Потрясите в воздухе расслабленными кистями рук, плавно отпустите руки, расслабьте плечи, спину. Откройте глаза». Повторяют 3 раза.
Упражнение «Шарики»
Включается видео сюжет «Цветные шары».
Волшебник: «Что это? Да это же добрый водопад с цветными шариками. Какого цвета шарики? (предлагает каждому понаблюдать за шариками определенного цвета). Обратите внимание, как изменяется цвет воды. Какой цвет воды вам нравиться больше? (ответы детей).
Психолог: «Какое у вас сейчас настроение?» (дети называют свое настроение).
Включается аудиозапись «Про Красную шапочку».
Упражнение «Любовь к себе»
Волшебник: «В моей комнате живут листочки, каждый из них неповторимый. Ребята, давайте хлопнем вместе в ладоши. Посмотрите, на сказочной полянке появились листочки. Давайте поиграем с ними (дети идут по листочкам друг за другом, находят одинаковые). Теперь выберите себе листок и встаньте на него»
Психолог: (шепотом обращает внимание детей на дыхание). «Медленно делаем вдох через нос, а выдох через рот. Повторяют 2-3 раза. Затем широко разведите руки в стороны, приподнимитесь на носочки, обнимите себя руками и произнесите слова: «Я люблю себя». Повторяют 3 раза.
Психолог: «Что вы почувствовали, когда обнимали себя?» (ответы детей).
4 этап. Заключительный (рефлексивный).
Релаксация «Пробуждение»
Волшебник: «Целый день мы путешествовали с вами по сказочной комнате.
Наступает ночь, пора отдохнуть. Отдыхать мы будем на этой большой полянке, или на мягких островах (дети располагаются, на мягком напольном мате). Ложитесь поудобней, расслабьтесь. Наступает чудесная летная ночь. На темном небе зажигаются яркие звездочки. Они медленно плывут по темному небу. Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Приятное ощущение тепла и спокойствия охватывает все ваше тело: лицо, спину, руки и ноги. Вы чувствуете, как тело становится легким, теплым, послушным. Дышим легко, ровно, глубоко (2 раза). Ласковый ветерок обдувает ваше тело легкой свежестью. Воздух чист и прозрачен. Дышим легко, ровно, глубоко (2 раза). Гаснут звезды.
Наступает утро. Настроение становится бодрым и жизнерадостным. Мы полны сил и энергии. Постарайтесь сохранить ощущение бодрости и радости на весь день».
Ритуал прощания «Прикосновения»
Волшебник: Я передам вам свою дружбу, и она переходит от меня к (имя ребенка), (ребенок дотрагивается до фигурки Волшебника). Я чувствую, что дружбы стало больше, так как каждый из нас добавил свою частичку. Пусть она вас не покидает и греет свои теплом! Вспоминайте наше занятие и улыбайтесь и тогда у вас всегда будет хорошее настроение. До свидания!»
Рефлексия.
1.Какой уголок в сказочной комнате вам понравился, запомнился, удивил? Почему?
2. Вам было интересно играть по одному, или всем вместе? (Имя ребенка) с кем тебе было интересно играть? Почему?
Дети идут по тактильной дорожке выходят из сказочной комнаты и возвращаются в свой класс.
Список литературы
1.Родник - программа социокультурного развития детей дошкольного и младшего школьного возраста / Л. Б. Баряева, Е. О. Герасимова, Г. С. Данилина, Н. А. Макарчук // Дошкольное воспитание. - 2002. - № 5.
2.Хухлаева О.В.,Хухлаев О.Е. «Волшебные капельки счастья: терапевтические сказки»- СПб.: ХОКА, 2007.
3.Мамайчук И.И. «Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии»ю - М.: АРКТИ, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по предмету окружающий мир для детей с умеренной умственной отсталостью в 4 классе на тему "Зимующие птицы".
Коррекционно-развивающий урок с целями:- коррегировать и развивать устную связную речи по темам «Зима», «Зимующие птицы»- Расширять активный словарь по теме «З...
Система психолого-педагогической работы с обучающимися с тяжёлыми и множественными нарушениями в развитии
Представляю вашему вниманию статью "Система психолого-педагогической работы с обучающимися с тяжёлыми и множественными нарушениями в развитии" В данной статье представлен опыт работы с детьми с ...
Психолого-педагогическая характеристика ученицы, обучающейся по специальной индивидуальной программе развития
Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушени...
Дополнительная общеразвивающая образовательная программа внеурочной деятельности «Край мой - Ульяновск» для обучающихся первого года обучения с умеренной умственной отсталостью
Основным двигателем общественных сил всегда был патриотизм - любовь к Родине, Отечеству, своему народу, к лучшим национальным традициям. В настоящее время отмечается возросший интерес к изучению истор...
Психолого-педагогическая карта для обучающихся, испытывающих затруднение в обучении 1 - 4 класс
Данная карта позволит педагогу увидеть динамику продвижения ребенка, испытывающего затруднение в обучении. можно использовать при подготовке документов на ПМПК....
Статья на тему "ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ БАЗОВЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 6–7 КЛАССОВ С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ"
В статье анализируются результаты реализации программы по формированию коммуникативных базовых учебных действий у обучающихся 6–7 классов с умеренной умственной отсталостью в контексте Федеральн...