Психологическое сопровождение детей с ЗПР в процессе инклюзивного образования.
статья на тему
Проблема помощи детям с задержкой психического развития (ЗПР) приобрела в последние годы особую актуальность. В последние десятилетия особенно остро обозначилась проблема существенного роста числа детей с нарушениями в психическом и соматическом развитии. Значительное место среди этих детей занимают именно дети с ЗПР, причем год от года наблюдается тенденция роста их численности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologicheskoe_soprovozhdenie_detey_s_zpr_v_protsesse_inklyuzivnogo_obrazovaniya.docx | 37.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологическое сопровождение детей с ЗПР в процессе инклюзивного образования.
Содержание
Введение…………………………………………………………………….. | 3 |
Глава 1 Теоретическое обоснование проблемы индивидуального сопровождение детей с ЗПР. | 5 |
1.1 Инклюзивное образование. ……………………………………… | 5 |
1.2 Психолого-физиологическая характеристика детей с задержкой психического развития …………………………………………………… | 9 |
Глава 2 Разработка и реализация программы индивидуального сопровождение для детей с ЗПР. | 13 |
2.1 Психологическое сопровождение, как вид комплексной помощи детей с ОВЗ…………………………………………………………… |
13 |
2.2 Реализация программы индивидуального сопровождение для детей с ЗПР…………………………………………………………………………. | 17 |
Заключение …………………………………………………………….. | 19 |
Список использованной литературы…………………………………….. | 21 |
Приложение ……………………………………………………………….. | 23 |
|
Введение
Проблема помощи детям с задержкой психического развития (ЗПР) приобрела в последние годы особую актуальность. В последние десятилетия особенно остро обозначилась проблема существенного роста числа детей с нарушениями в психическом и соматическом развитии. Значительное место среди этих детей занимают именно дети с ЗПР, причем год от года наблюдается тенденция роста их численности.
Задержка психического развития (ЗПР) - одна из наиболее распространенных форм психических нарушений. ЗПР - это особый тип психического развития ребенка, характеризующийся незрелостью отдельных психических и психомоторных функций или психики в целом, формирующийся под влиянием наследственных, социально-средовых и психологических факторов.
В системе психологической помощи детям с задержкой психического развития на первое место ставят не дефект, а формирование и развитие целостной личности ребенка, способной направить свои усилия под руководством взрослых на компенсацию нарушений и реализацию своих потенциальных возможностей успешного вхождения в социальную среду.
Объект: дети дошкольного возраста с ЗПР
Предмет: психологическое сопровождение детей с ЗПР.
Цель работы: изучить особенности психологического сопровождения детей с ЗПР
Задачи:
- дать психолого-физиологическую характеристику детей с ЗПР;
- раскрыть классификацию типов ЗПР;
- рассмотреть коррекционно-педагогическое и социально-психологические аспекты сопровождения детей сЗПР;
- разработать и реализовать коррекционно-развивающую программу для детей с ЗПР;
Методы исследования: анализ, синтез.
Теоретическая значимость исследования: выявлены и описаны психолого-физиологические особенности детей с ЗПР. Теоретически обоснована необходимость помощи детям с ЗПР.
Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы студентами вузов соответствующих специальностей, а также в работе психологов с детьми с ЗПР в дошкольных учреждениях, школах, в психологических центрах.
Инклюзивное образование.
Инклюзивное (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю) или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах.
В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.
Совместное (инклюзивное) обучение признано всем мировым сообществом как наиболее гуманное и наиболее эффективное. Направление на развитие инклюзивного образования так же становится одним из главных в российской образовательной политике. Положения об инклюзивном образовании закреплены в российских государственных документах (Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 года, Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года и т. д.).
Инклюзивное образование – это такой процесс обучения и воспитания, при котором ВСЕ дети, в независимости от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают необходимую специальную поддержку.
Инклюзивное обучение детей с особенностями развития совместно с их сверстниками – это обучение разных детей в одном классе, а не в специально выделенной группе (классе) при общеобразовательной школе.
Восемь принципов инклюзивного образования:
Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
Каждый человек способен чувствовать и думать;
Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
Все люди нуждаются друг в друге;
Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Система инклюзивного образования включает в себя учебные заведения среднего, профессионального и высшего образования. Ее целью является создание безбарьерной среды в обучении и профессиональной подготовке людей с ограниченными возможностями. Данный комплекс мер подразумевает как техническое оснащение образовательных учреждений, так и разработку специальных учебных курсов для педагогов и других учащихся, направленных на развитие их взаимодействия с инвалидами. Кроме этого необходимы специальные программы, направленные на облегчение процесса адаптации детей с ограниченными возможностями в общеобразовательном учреждении.
Текущее российское законодательство в области инклюзивного образования.
На сегодняшний день инклюзивное образование на территории РФ регулируется Конституцией РФ, федеральным законом «Об образовании», федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенцией о правах ребенка и Протоколом №1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
В 2008 году Россия подписала Конвенцию ООН «О правах инвалидов». В статье двадцать четвертой Конвенции говорится том, что в целях реализации права на образование государства-участники должны обеспечить инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни человека.
Актуальность введения инклюзивного образования обусловлена профессиональными потребностями педагогов, работающих с детьми с особыми образовательными потребностями. На сегодняшний день наблюдается увеличение количества таких детей. В 2008 - 2009 учебном году в нашем образовательном учреждении инклюзивно обучается 18% учащихся начальной школы.
Цель - создание в общеобразовательном учреждении целостной системы, обеспечивающей оптимальные условия для воспитания и развития детей нормы и с ограниченными возможностями здоровья, для социально-психологической реабилитации и интеграции.
Задачи:
- разработка нормативно-правовой, программно-методической базы организации инклюзивного образования; ·
- совершенствование нормативно-правовой базы по реализации коррекционно-развивающего образования;
- определение оптимальных психолого-педагогических условий, создаваемых в общеобразовательном учреждении для развития каждого ребенка;
- совершенствование профессиональной компетентности педагогов– участников инклюзивного образования;
- внедрение в образовательную практику технологии психолого-педагогического сопровождения обучающихся;
- формирование системы мониторинга учебных достижений и личностного роста детей с особыми образовательными потребностями;
- создание на основе модели инклюзивного образования образцов педагогической практики, которые могут быть применены в других общеобразовательных учреждениях.
Основной принцип инклюзивного образования – это обучение детей с особыми образовательными потребностями в обычных образовательных учреждениях, при условии, что этим образовательным учреждениям создаются все условия для удовлетворения специальных образовательных потребностей таких лиц.
Необходимость создания классов для детей с ЗПР
Главной целью организации классов коррекции в нашем общеобразовательном учреждении мы считаем создание целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для детей с ЗПР в соответствии с их возрастными и индивидуально-психологическими особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья.
Цели коррекционной работы.
В системе функций, выполняемых школой, наиболее важная роль принадлежит коррекционной, которая предполагает уделить особое внимание работе по преодолению отставания учащихся, неуспеваемости, а также отклонения в поведении и устранению дефектов, аномалий.
Целью такой работы является создание оптимальных психолого-педагогических условий для развития и самореализации индивидуальных способностей каждого ученика.
Результатом такой работы должна явиться полная ликвидация обнаруженных затруднений.
Цели воспитательно-коррекционной работы:
- Оптимизация эмоционально-личностной сферы ребёнка.
- Развитие познавательной сферы, формирование высших психических функций.
- Адаптация ребёнка к окружающему миру и интеграция его в школьный социум.
1.2 Психолого-физиологическая характеристика детей с задержкой психического развития
Задержка психического развития (ЗПР) - это нарушение нормального темпа психического развития, в результате чего ребенок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных, игровых интересов [7 ]. При ЗПР дети не могут включиться в школьную деятельность, воспринимать школьные задания и выполнять их. Они ведут себя в классе так же, как в обстановке игры в группе детского сада или в семье. Детей с временной задержкой психического развития нередко ошибочно считают умственно отсталыми. Отличия этих групп детей определяются двумя особенностями. У детей с ЗПР трудности в овладении элементарной грамотой, счетом сочетаются с относительно хорошо развитой речью, значительно более высокой способностью к запоминанию стихов и сказок и с более высоким уровнем развития познавательной деятельности.
Такое сочетание для умственно отсталых детей нехарактерно. Дети с временной ЗПР всегда способны использовать оказанную им в процессе работы помощь, усваивают принцип решения задания и переносят этот принцип на выполнение других сходных заданий. Это показывает, что они обладают полноценными возможностями дальнейшего развития, т.е. будут способны впоследствии выполнить самостоятельно то, что в данный момент в условиях специального обучения могут выполнить с помощью педагога.
Длительное наблюдение за детьми с временной задержкой показало, что именно умение использовать оказанную помощь и осмысленно принимать усвоенные в процессе дальнейшего обучения знания приводят к тому, что через некоторое время эти дети могут успешно обучаться в массовых школах[7 ].
Проблема неуспеваемости определенной части учащихся начальной массовой общеобразовательной школы давно привлекала к себе внимание педагогов, психологов, медиков.
Комплексное изучение ЗПР как специфического отклонения детского развития развернулось в отечественной дефектологии в 60-е годы. Острейшая необходимость разработки теории развития детей с ЗПР в сравнении с детьми с другими отклонениями развития, а также с полноценно развивающимися детьми была обусловлена главным образом нуждами педагогической практики. Переход школы на новые усложненные программы усугубил тяжелое положение в школе стойко неуспевающих учащихся. В то же время развертыванию комплексного клинико-психолого-педагогического изучения данной категории детей способствовал накопленный к этому времени опыт углубленной разработки проблем дифференциальной диагностики [7 ].
Дети с ЗПР, несмотря на значительную вариативность, характеризуются рядом признаков, позволяющих отграничить это состояние как от педагогической запущенности, так и от умственной отсталости, они не имеют нарушений отдельных анализаторов, у них нет интеллектуальной недостаточности, но в то же время они стойко не успевают в массовой школе вследствие полиморфной клинической симптоматики - незрелости сложных форм поведения, целенаправленной деятельности на фоне быстрой истощаемости, утомляемости, нарушений работоспособности. Патогенетической основой этих симптомов, как показывают исследования многих ученых, клиницистов и психологов, является перенесенное органическое заболевание центральной нервной системы [2].
Перенесенное ребенком органическое заболевание центральной нервной системы и остаточные явления (резидуальная органическая недостаточность ЦНС) служат патогенетической основой нарушения созревания тех или иных систем мозга, и в первую очередь лобных отделов. Недостаточность отдельных корковых функций приводит к парциальному нарушению психологического развития, формирования деятельности ребенка. При парциальной дефективности мозга, однако, потенциальные возможности психического развития, в частности развития абстрагирующей и обобщающей функции интеллекта, могут быть более значительными, чем у умственно отсталых детей.
Наряду с затрудненным развитием познавательной деятельности у детей с ЗПР могут проявляться энцефалопатические синдромы - гиперактивности, тревоги, агрессии и т. п., что также свидетельствует об органической недостаточности центральной нервной системы [2 ].
Задержка психического развития, обусловленная выраженным: церебрально-органическими причинами, обязательно предполагает нарушение интеллектуальных функций, ущербность эмоционально- волевой сферы, а также очень часто и физическую незрелость, что, в свою очередь, еще больше осложняет тяжелое состояние ребенка. Эти дети нуждаются в более сложном лечении, нежели при невроподобных состояниях или соматогенных астениях, а также в более сложной педагогической коррекции.
Располагая определенными научными сведениями о клинических особенностях детей с ЗПР, исследователи выделяют ряд вариаций этого состояния (Т. А. Власова, К.С.Лебединская, В. И. Лубовский, М.С. Певзнер) [2 ]. Психологический инфантилизм (эмоционально незрелые дети длительно текущие астенические состояния представляют собой наиболее легкие формы. Дети с ЗПР этих форм могут иметь первичное нарушение, прежде всего темпа формирования эмоционально-волевой регуляции, а на этой основе малую работоспособность, быструю истощаемость, аритмию памяти, внимания. Эти особенности психики не могут не влиять негативным образом на обучаемость детей [2 ].
ЗПР, характеризующаяся первичным нарушением познавательной деятельности, связанным с дефицитностью отдельных корковых функций (эти дети, как правило, имеют дефектную первооснову для развития и интеллектуальной, и эмоционально-волевой сферы, а также для нейрофизиологического и частно соматического развития), представляет наиболее тяжелую ее форму. По сути своей эта форма нередко выражает состояние, соотносимое с дебильностью (разумеется, и здесь возможна вариативность состояния по снижению его тяжести). Обучаемость этих детей, безусловно, в значительной степени снижена.
Итак, задержка психологического развития ( ЗПР) – это синдром временного отставания развития психики в целом или отдельных её функций – моторных, сенсорных, речевых, который затрудняет процесс обучения ребенка в школе по общеобразовательной программе и требует специально организованной комплексной помощи соответствующих специалистов.
Глава 2 Разработка и реализация программы индивидуального сопровождение для детей с ЗПР
2.1 Психологическое сопровождение, как вид комплексной помощи детей с ОВЗ
На современном этапе развития системы образования на первый план выдвигаются задачи создания условий для становления личности каждого ребенка в соответствии с особенностями его психического и физического развития, возможностями и способностями Особое внимание уделяется организации комплексного психолого-педагогического сопровождения детей младшего школьного возраста, с целью раннего выявления недостатков развития и оказания комплексной лечебно-оздоровительной и коррекционно-психологической помощи в условиях образовательного учреждения [1 ].
Система комплексного сопровождения детей позволяет выявить отклонения в развитии, либо способности на ранних этапах и выбрать образовательный маршрут, позволяющий скорректировать развитие ребенка, либо наиболее полно развить его способности. [Приложение 1]
При организации работы появляется ряд проблем, которые требуют своего решения:
- Недостаточное осознание педагогами сущности проблемы и перспективности ее решения.
- Обособленность в действиях специалистов разных систем (здравоохранения, образования, соцзащиты), осуществляющих сопровождение; недостаточная связь между компонентами сопровождения.
- Разрозненность информации.
- Отсутствие необходимых специалистов в штатном расписании.
- Непринятие проблем ребенка со стороны родителей. [1 ]
Основной целью работы стало выявление отклонений в развитии, склонностей и способностей ребенка, определение их характера и выбор оптимального образовательного маршрута. [2 ]
Задачи:
- защита прав и интересов ребенка;
- массовая диагностика по проблемам развития;
- выявление групп детей, требующих внимания специалистов;
- консультирование по возможным путям решения всех участников образовательного процесса;
- групповые занятия, семинары и тренинги с педагогами и детьми по изменению стереотипов поведения, коммуникативным навыкам [2 ]
Основными направлениями деятельности службы сопровождения в учреждении являются:
- оказание помощи в решении проблем:
- формирования здорового образа жизни;
- личностных проблем развития ребенка;
- выбора образовательного маршрута
- преодоления затруднений в обучении;
- разработка, уточнение с учетом данных динамического обследования и реализация схем и программ сопровождения
- гигиеническое нормирование нагрузок;
- обеспечение преемственности и последовательности в работе с ребенком;
- организация и проведение медико-психолого-педагогических консилиумов. [14 ]
Деятельность службы сопровождения направлена на обеспечение двух согласованных процессов:
- индивидуальное сопровождение детей;
- системное сопровождение, направленное на профилактику или коррекцию проблемы, характерной не для одного ребенка, а для системы в целом.
Основные этапы индивидуального сопровождения:
1)сбор информации о ребенке;
2)анализ полученной информации;
3)совместная выработка рекомендаций;
4)консультирование всех участников сопровождения;
5)решение проблем;
6)анализ выполненных рекомендаций;
7)дальнейший прогноз развития ребенка [3 ]
Первые два этапа индивидуального сопровождения проходят все дети учреждения, дальнейшая работа ведется в случае выявления проблем в развитии ребенка или способностей [3 ].
Основные этапы системного сопровождения:
- диагностический этап;
- поисковый этап;
- консультативно-проективный (или договорной) этап;
- деятельностный этап;
- рефлексивный этап [3 ].
Служба сопровождения начинает работу с ребенком в следующих случаях:
- выявление проблем в ходе массовой диагностики;
- обращение родителей за консультациями;
- обращения педагогов, администрации;
- обращение специалистов других социальных служб. [3 ]
Реально «сопровождение» заложено в организации взаимодействия между участниками сопровождения в совместно организованной деятельности по созданию благоприятных условий воспитания, коррекции и развития детей в системе дошкольного образовательного учреждения. В системе этого взаимодействия были четко определены функции и содержание работы каждого субъекта сопровождения
Консилиумы проводятся систематически 1 раз в квартал. Работа службы сопровождения планируется на месяц. Заранее определяется списочный состав детей, проблемы которых планируется обсуждать, извещаются специалисты, которые будут участвовать и должны подготовить материалы
По результатам докладов и обсуждений выносится заключение, контроль за реализацией которого возлагается на администрацию учреждения. Эффективность сопровождения определяется не только по частным данным психологической, педагогической, медицинской диагностики, но и по более общим показателям:
- удовлетворенность ребенка и родителей пребыванием в учреждении;
- уверенность ребенка (тенденция к формированию позитивной, адекватной Я-концепции);
- способность ребенка к сотрудничеству с другими детьми и со взрослыми;
- успешность в овладении адекватными возрастному этапу и особенностям ребенка видам деятельности [2 ].
Таким образом, психологическое сопровождение ребенка с ОВЗ можно рассматривать как комплексную технологию психологической поддержки и помощи ребёнку, родителям и педагогам в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны педагога-психолога.
2.1 Реализация программы индивидуального сопровождение для детей с ЗПР
Программа индивидуального сопровождение в дошкольной группе при МБОУ «Добросельская ООШ». Данная программы индивидуального сопровождение детей с проблемами в развитии с учетом индивидуальных особенностей детей, их личностных качеств.
Программа рассчитана на детей подготовительной группы с диагнозом ЗПР.
Цель: коррекция познавательных процессов, общей осведомленности, развитие моторики, релаксацию и снятие напряжения. Коррекционные воздействия направлены на преодоление и предупреждение вторичных нарушений развития, а также на формирование определенного круга знаний и умений, необходимых для успешной подготовки к обучению в общеобразовательной школе [3 ].
Количество занятий: 9
Занятия проводятся 1 раз в неделю с обязательным домашним заданием для ребенка. Все занятия построены следующим образом:
1. Приветствие, проверка домашнего задания (2-3 мин).
2. Упражнение на развитие моторики (пальчиковые игры) (3-4 мин).
3. Познавательные упражнения (коррекционно-развивающий блок) (20-25 мин).
4. Релаксация, психогимнастика (2-3 мин).
5. Прощание. Домашнее задание (1 мин.) [3 ].
Упражнения коррекционно-развивающего блока построены так чтобы обеспечить постоянное переключение видов деятельности ребенка, с тем, чтобы уменьшить утомляемость во время занятия.
Цель данной программы: формирование психологического базиса для полноценного развития личности ребенка, создание зоны ближайшего развития для преодоления недостатков интеллектуальной деятельности детей с задержкой психического развития
Задачи:
-пробудить познавательную и творческую активность ребенка;
-развивать непроизвольные внимание и память,различные виды восприятия; , наблюдательность, воображение;
-совершенствовать моторные функции;
-формировать навыки произвольного поведения.
Результате реализации программы индивидуального сопровождение у детей улучшились:
-показатели познавательных процессов;
-стали более совершенны мелкие движения;
-снизились показатели мышечного напряжения;
-снизился уровень тревожности;
-сформировалось эмоционально-позитивное настроение;
-совершенствовались способности к переключению и распределению внимания, наглядных форм мышления;
-накоплены языковые представления в развитии фонетико-фонематических процессов;
-повысился уровень подготовки к обучению грамоте;
-сформированы соответствующие возрасту навыки игровой деятельности, а также элементы учебной деятельности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Своевременная организация коррекционного воздействия является основным фактором, обуславливающим социальную адаптацию и реабилитацию проблемного ребенка. Дети с задержкой психического развития – многочисленная категория, разнородная по своему составу. В структуре отклоняющегося развития отмечаются как признаки органического нарушения центральной нервной системы, так и признаки ее функциональной незрелости.
Дети с ЗПР являются одной из наиболее проблемных и многочисленных групп. В связи с этим проблема подготовки данной категории детей к школе, выбор адекватных программ обучения и воспитания стала одной и самых актуальных. В последние годы значительно возросло число детей, у которых уже на ранних этапах онтогенеза выявляются недостатки психомоторного и речевого развития, что чаще всего обусловлено ранним органическим поражением центральной нервной системы или её функциональной незрелостью. В соответствии с утвердившимся в современной коррекционной педагогике положением о необходимости раннего выявления и преодоления отклонений в развитии, дети с симптомами задержки психического развития направляются в коррекционные группы, начиная с четырех летнего возраста.
Коррекционно-педагогическое воздействие направлено на преодоление и предупреждение вторичных нарушений развития, а также на формирование определенного круга знаний и умений, необходимых для успешной подготовки детей к обучению в общеобразовательной школе. Это достигается за счет модификации общеразвивающих программ и всего комплекса коррекционно-развивающей работы с учетом особенностей психофизического развития детей данного контингента, а также реализации общеобразовательных задач дошкольного образования с включением синхронного выравнивания психического и речевого развития детей.
В результате реализации программы- у детей улучшились:
-показатели познавательных процессов;
-стали более совершенны мелкие движения;
-снизились показатели мышечного напряжения;
-снизился уровень тревожности;
-сформировалось эмоционально-позитивное настроение
-совершенствовались способности к переключению и распределению внимания, наглядных форм мышления;
-накоплены языковые представления в развитии фонетико-фонематических процессов;
-повысился уровень подготовки к обучению грамоте;
-сформированы соответствующие возрасту навыки игровой деятельности, а также элементы учебной деятельности.
Список использованной литературы
- Бабкина, Н. В. Психологическое сопровождение детей с ЗПР в общеобразовательной школе // Дефектология. - 2006. - № 4. - С. 38-45.
- Балуева, Е.Б. Развитие психологических основ учебной деятельности у младших школьников с ЗПР. - Ярославль, 2007.- 315 с.
- Борякова, Н.Ю., Касицына, М.А. Коррекционно-педагогическая работа в детском саду для детей с ЗПР. - М., 2007.-275 с.
- Бутко, Г.А. Физическое воспитание детей с задержкой психического развития. - М., 2006.- 212 с.
- Буторина, Т. С. Интегративное педагогическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями// Экология человека. - 2006. - № 1. - С. 55-59.
- Вильшанская, А. Д. Дефектологическое сопровождение учащихся с задержкой психического развития в условиях системы коррекционно-развивающего обучения // Дефектология. - 2007. - № 2. - С. 50-57.
- Гонеев, А.Д. Основы коррекционной педагогики: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева.- 5-е изд., стер.- М.: Издательский центр « Академия», 2009.- 272 с.
- Дети с ЗПР: особенности речи, письма, чтения / Под ред. В.И. Лубовского. - M., 2006.- 180 с.
- Еникеев, M.И. Психологический энциклопедический словарь. - М.: Проспект, 2010.-594 с.
10. Конвенция о правах ребенка ( Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.) // Ведомости Съезда народных де6путатов СССР и Верховного Совета СССР.- 1990.- №45.- Ст.955.
11. Максименко, М. Ю. Психологическое сопровождение детей с трудностями обучения в общеобразовательной школе (на модели интеграционной школы) // Аутизм и нарушения развития. - 2011. - № 3. - С. 40-46.
12. Мамайчук, И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. - СПб.: Речь, 2010.- 310 с.
13. Мустаева, Л.Г. Коррекционно-педагогические и социально-психологические аспекты сопровождения детей с ЗПР. - М., 2008.- 377 с.
14. Никишина, В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития. - М.: Владос, 2010.- 520 с.
15. Нодельман, В. И. Психолого-педагогические условия формирования элементов самосознания дошкольников с задержкой психического развития// Дефектология. - 2007. - № 3. - С. 31-39.
16. Психология детей с задержкой психического развития / Под ред. Защиринской О.В. - СПб.: Речь, 2007. -402 с.
17. Самуйленко, С.В. О некоторых подходах к проведению коррекционно-развивающей работы // Актуальные проблемы специальной психологии в образовании под ред. Н.В. Дмитриевой и др. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2008. - С. 234-237.
18.Серова, В. В. Формирование навыков социального поведения у старших дошкольников с ЗПР - воспитанников детского дома // Дефектология. - 2010. - № 3. - С. 64-70.
19.Триггер, Р.Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития. - СПб., 2008.-124 с.
20.Ульенкова, У.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии - М.: Академия, 2007.- 314 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования.
Процесс психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ в условиях инклюзии – это сложный многоуровневый динамический процесс, основанный на тесном мотивированном взаимодействии специалистов раз...
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА "Психологическое сопровождение детей с ограниченными видами здоровья в инклюзивном образовании".
Трудно не согласиться с тем, что каждый ребенок с ограниченными возможностями здоровья должен иметь право обучаться совместно со своими здоровыми сверстниками. Но не надо забывать и о том, что такое и...
Сборник "Организация деятельности консилиума и сопровождение обучающихся с ОВЗ и детей – инвалидов в условиях развития инклюзивного образования"
В данной сборнике представлены методические материалы теоретического и практического содержания из опыта работы председателя ТПМПК Нижневартовского района, председателей консилиумов, профильных ...
Организация деятельности консилиума и сопровождение обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов в условиях развития инклюзивного образования
Статья: Комплексное сопровождение детей с ОВЗ в рамках ПМП консилиума (из опыта работы), А.Т. Михайлова (стр.73)Методические материалы логопедов (дефектологов) г. Нижневартовска и Нижневартовско...
ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ ПОСЛЕ КОХЛЕАРНОЙ ИМПЛАНТАЦИИ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В данной статье рассматривается опыт организации психологического сопровождения детей с нарушениями слуха после кохлеарной имплантации на базе государственного бюджетного образовательного учреждения ...
Взаимодействие семьи и школы при обучении детей с ОВЗ в процессе инклюзивного образования
Взаимодействие семьи и школы при обучении детей с ОВЗ в процессе инклюзивного образования.Категории детей с ограниченными возможностями .К категории детей с ограниченными возможностями ....
Сопровождение детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования
Практическое занятие на курсе аовышения квалификации по направлению: Сопровождение детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования...