Рабочая программа курса "Четыре путешествия"по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления 1 класс
рабочая программа (1 класс) на тему
Курс «Четыре путешествия» реализует духовно-нравственное направление во внеурочной деятельности в 1-6-х классах в рамках апробации федерального государственного образовательного стандарта общего образования. Главное назначение данного курса – формирование и профилактика нарушений психологического здоровья детей в соответствии с его трехкомпонентной структурой.
Принципами отбора содержания курса «Четыре путешествия» являются:
- обеспечение преемственности между ступенями образования;
- конфиденциальность;
- безоценочность;
Программа разработана на основе программы психопрофилактических развивающих занятий по психологии для младших школьников под редакцией О.В. Хухлаевой. – М., 2005.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа курса "Четыре путешествия" | 39.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Миллеровский район
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №5
«Утверждаю» Директор МОУ СОШ №5 приказ от 27.08.2015г. №147 ___________ Т.И. Филоненко |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу «Четыре путешествия»
Начальное общее образование – 1-а,б классы
Количество часов – 33
Педагог-психолог первой квалификационной категории С.В.Рыбалкина
Программа разработана на основе программы психопрофилактических развивающих занятий по психологии для младших школьников под редакцией О.В. Хухлаевой. – М., 2005.
Пояснительная записка
Нормативно-правовые документы:
Нормативно-правовой и документальной основой Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся являются:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 №273-Фз «Об образовании в Российской Федерации»
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утв. Приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 №373 (п.19.5)
- Конвенция ООН о правах ребенка
- Конституция Российской федерации (Ст.1,10,17,15,19,32,43,50,51,52)
- Семейный кодекс РФ. Раздел 4 « Права и обязанности родителей и детей»
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания российских школьников
- Устав МОУ СОШ №5
ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ:
- формирование культуры общения школьников с друзьями, родителями, учителями, взрослыми;
- ознакомление с социальными нормами поведения во всех сферах жизни человека;
- развитие способностей учащихся соотносить культурные и социальные нормы с собственным поведением во всех видах деятельности;
- создание благоприятного нравственно-психологического климата в коллективе, обеспечение защищенности каждого его члена;
- создание условий для самоуважения каждого воспитанника в формах общественно приемлемого поведения.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
1. Возрождение духовно-нравственных ценностей.
2. Обеспечение единства воспитательных и жизненно-практических задач, создание собственного отношения к жизни. Формирование нравственных основ личности.
3. Формирование гуманистического отношения к окружающему миру.
4. Изучение приоритетных жизненных ориентиров и нравственных ценностей учащихся. Формирование внутренней потребности к самосовершенствованию.
5. Расширение культурного кругозора, развитие культуры этического мышления, способности морального суждения и оценки, умения самостоятельно принимать решение в ситуации нравственного выбора.
Общая характеристика курса
Курс «Четыре путешествия» реализует духовно-нравственное направление во внеурочной деятельности в 1-6-х классах в рамках апробации федерального государственного образовательного стандарта общего образования. Главное назначение данного курса – формирование и профилактика нарушений психологического здоровья детей в соответствии с его трехкомпонентной структурой.
Принципами отбора содержания курса «Четыре путешествия» являются:
- обеспечение преемственности между ступенями образования;
- конфиденциальность;
- безоценочность;
Место учебного предмета в учебном плане
Программа «Четыре путешествия» во 1-а,б классах рассчитана на 33 недели, 33 часа из расчёта 1 час в неделю.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.
Программа духовно-нравственного воспитания «Школа – территория нравственной чистоты» опирается на традиционные источники нравственности такие как:
- патриотизм - любовь к Родине, своему краю, своему народу, служение Отечеству;
- социальная солидарность - свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство;
- гражданственность – долг перед Отечеством, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;
- семья - любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
- труд и творчество - уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;
- наука - ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
- традиционные религии – представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
- искусство и литература - красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие;
- природа - эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
- человечество - мир во всем мире, многообразие и уважение культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Путешествие в Школьную страну (9 часов)Формирование у учащихся осознания принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе.
Воспитание сознательного отношения к учебе.
Путешествие в Мир Дружбы (7 часов)Знакомство с нравственными законами и поступками предыдущих поколений. Формирование потребности в совершенствовании нравственных поступков. Воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности.
Путешествие во Внутренний Мир (9 часов)Создание условий для сохранения физического, психического, духовного и нравственного здоровья учащихся. Воспитание положительных эмоций.
Путешествие к семейным истокам (8 часов) Формирование представлений о семейных ценностях и традициях.Воспитание уважения к членам семьи, воспитание семьянина, любящего своих родителей.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
1. Знание и понимание учащимися истоков отечественной духовной культуры, осознание духовных основ русской культуры, умение жить по законам гармонии и красоты.
2. Духовно-нравственный потенциал подрастающего поколения. Высокий уровень самосознания, самодисциплины, способность сделать правильный нравственный выбор. Гуманность, уважение прав, свобод и достоинства других людей.
3. Убежденность учащихся в том, что настоящий гражданин любит свою Родину, гордится ее славной историей, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.
4. Ведение здорового образа жизни, физическое развитие и стремление к физическому самосовершенствованию, отсутствие вредных привычек, отношение к духовному и физическому здоровью как к важной личной и общественной ценности, экологической культуре.
5. Взаимодействие семьи и школы в процессе духовно-нравственного воспитания, школа – территория нравственной чистоты.
У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:
Личностные универсальные учебные действия:
- ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им
Выпускник получит возможность для формирования:
- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия:
Выпускник научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках
Познавательные универсальные учебные действия:
Выпускник научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Выпускник научится:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов
Учебно-тематическое планирование курса «Четыре путешествия»
(33 часа, 1 час в неделю)
№ | Наименование разделов | Всего часов | Занятий |
1. | Путешествие в Школьную страну | 8 | 8 |
2. | Путешествие в Мир Дружбы | 7 | 7 |
3. | Путешествие во Внутренний Мир | 9 | 9 |
4 | Путешествие к семейным истокам | 8 | 8 |
Итого: | 33 | 33 |
Календарно- тематическое планирование 1-а,б классы
№ п/п | Блок | Название темы урока | Кол-во часов | Дата проведения | Содержание учебной темы | ||
Основное содержание по темам | Характеристика основных видов деятельности ученика | ||||||
план | факт | ||||||
Путешествие в Школьную страну | Я – первоклассник! | 1 | 03.09 | Понятие школьник, правила поведения в школе, дисциплина, класс, школа. | Ознакомление с правилами поведения в школе, формирование единого коллектива. | ||
Что значит быть школьником? | 1 | 10.09 | |||||
Зачем надо ходить в школу? | 1 | 17.09 | |||||
Собираем свой портфель. | 1 | 24.09 | |||||
Что такое школьная дисциплина? | 1 | 01.10 | |||||
Правила поведения на уроке | 1 | 08.10 | |||||
Правила поведения на перемене. | 1 | 15.10 | |||||
Мой класс. | 1 | 22.10 | |||||
Моя школа | 1 | 29.10 | |||||
Путешествие в мир Дружбы | Что такое «добро» и «зло». | 1 | 12.11 | нравственные понятия «добро» и «зло», дружеские отношениями с друзьями, уважительное отношение к старшим. | Ознакомление с нравственными понятиями «добро» и «зло», учатся дорожить дружескими отношениями с друзьями, уважительному отношению к старшим. | ||
Добрые и не добрые дела. | 1 | 19.11 | |||||
Ты и твои друзья. | 1 | 26.11 | |||||
Помни о других - ты не один на свете. | 1 | 03.12 | |||||
Мои родители | 1 | 10.12 | |||||
Младшие и старшие. | 17.12 | ||||||
Уважение к старшим | 24.12 | ||||||
Путешествие во Внутренний мир | Мир человеческих чувств | 1 | 14.01 | Понятия «человеческие чувства», «эмоции», «радость и веселье», «страх», «гнев». Умение осознавать свои и чужие эмоции. | Ознакомление с понятиями «человеческие чувства», «эмоции», «радость и веселье», «страх», «гнев». Осознание своих чувств и чувств окружающих. | ||
Мы владеем разными эмоциями. | 1 | 21.01 | |||||
Город Радости и Веселья. | 1 | 28.01 | |||||
Гора злости. Пещера гнева. | 1 | 04.02 | |||||
Море положительных Эмоций. | 1 | 11.02 | |||||
Остров страха и его обитатели | 1 | 25.02 | |||||
Мы умеем побеждать страх! | 1 | 04.03 | |||||
Прощение растворяет обиды. | 1 | 11.03 | |||||
Мимика жесты. | 1 | 18.03 | |||||
Путешествие к Семейным истокам | Мой дом - моя семья. | 1 | 01.04 | Первоначальные представления о нравственных взаимоотношениях в семье, история возникновения имен и фамилий. | Получение первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях в семье, об истории возникновения имен и фамилий (участие в беседах о семье, о родителях и прародителях). | ||
Традиции моей семьи. | 1 | 08.04 | |||||
Праздники в моей семье. | 1 | 15.04 | |||||
Путешествие в страну имен. | 1 | 22.04 | |||||
Путешествие в страну фамилий. | 1 | 29.04 | |||||
Профессии моих родителей. | 1 | 06.05 | |||||
Кем я буду в будущем. | 1 | 13.05 | |||||
Конкурс рисунков «Моя семья» | 1 | 20.05 |
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ДЛЯ УЧИТЕЛЯ:
- А.В.Агафонова «Классные часы на темы этики» Москва, 2009.
- А.А.Андреев Методика «Изучение удовлетворённости учащегося школьной жизнью», Москва,1991.
- Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие. М.: Ось-89, 2000.
- Возрастная психология \ Под ред. Немова Н.Р. .- М., Просвещение, 1993.Петерина С. В.
- Воспитание культуры поведения у детей. /Текст/: С. В. Петерина. – М.: «Просвещение», 1986, - 135 с..
- И.В.Персидская и др. «Классные часы 1-4 классы» Москва, 2007.
- Психогимнастика в тренинге /Под редакцией Н.Ю. Хрящевой. СПб., 2001.
- Самоукина Н. В. Игры в школе и дома: Психологические упражнения и коррекционные
программы. Н. В. Самоукина. - М.: «Просвещение», 1993, - 110 с..
- Стандарты второго поколения. Концепция под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова.
- М.И.Шилова Методика «Изучение воспитанности учащихся», Москва, 1990.
- Щуркова. Н.Е. «Программа воспитания школьника». – М., 1998.
ПЕРЕЧЕНЬ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ДЛЯ УЧЕНИКА:
- Волина В. В. Учимся играя. /Текст/ В. В.Волина. М.: «Просвещение», 1994, 120 с..
- Вачков И.В. В зеркале сказки //Школьный психолог, № 21, 2001.
- Ладынежская Т. А., Сорокина Г. И., Сафонова И. В., Никольская Р. И. Детская риторика в рассказах, стихах, рисунках. /Текст/: Т. А. Ладынежская. и др. - М.: «Просвещение», 2002, - 255 с., ил..
Интернет – ресурсы:
- www.nsportal.ru
- www.proshkolu.ru
- festival.1september.ru
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического совета МОУ СОШ №5 от 27.08.2015г. №1 Руководитель МС _________ Е.В. Буевич | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _______ Е. В. Буевич 27.08.2015г. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления по курсу «Юный патриот» 1 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления по курсу «Юный патриот» 1 класс...
Рабочая программа по курсу "Риторика" (внеурочная деятельность, эстетическое направление) 1 класс
Программа начального образования по учебным пособиям Т.А. Ладыженской , Н.В. Ладыженской...
Рабочая программа по внеурочной деятельности. Духовно -нравственного направление. Кружок «Умелые ручки» 1 класс Программа была мной опробирована в двух классах, результат - замечательный! Выступала с мастер-классом на школьном и зональном уровне, многие
Рабочая программа по внеурочной деятельностиДуховно -нравственного направлениеКружок «Умелые ручки»1 «А» классСоставитель программы:Алиева Елена Анатольевна, учитель начальных классовпервой...
Рабочая программа "Азбука безопасности" по внеурочной деятельности для 1-4 классов
Занятия по внеурочной деятельности «Уроки безопасности» для 1-4х классов посвящены одной из главных проблем - формированию у обучающихся сознательного и ответственного отношения к ли...
Рабочая программа "Растим патриотов" по внеурочной деятельности для 1-4 классов
Программа составлена на основе авторской программы по патриотическому воспитанию школьников с инновационным компонентом, разработанную на основе авторской дополнительной образовательной программы по о...
Программа дополнительного образования по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Россия – Родина моя!»
Рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления "Россия-Родина моя! реализуется на основе следующих принципов: принцип природосообразности, принцип целостности ...
Рабочая Программа воспитательной работы и внеурочной деятельности в _1_ «В» классе на 2018-2019 учебный год
Цель воспитательной работы Создание условий, способствующих адаптации в обществе на основе принципов самоуправления, развитию интеллектуальных, творческих, личностных качеств учащихся, их ...