Рабочая программа курса "Четыре путешествия"по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления 1 класс
рабочая программа (1 класс) на тему

Рыбалкина Светлана Владимировна

Курс  «Четыре путешествия» реализует духовно-нравственное направление во внеурочной деятельности в 1-6-х классах в рамках апробации федерального государственного образовательного стандарта общего образования. Главное назначение данного курса – формирование и профилактика нарушений психологического здоровья детей в соответствии с его трехкомпонентной структурой.

Принципами отбора содержания курса «Четыре путешествия» являются: 
- обеспечение преемственности между ступенями образования;

- конфиденциальность;

- безоценочность;

Программа разработана на основе программы  психопрофилактических развивающих занятий по психологии для младших школьников под редакцией О.В. Хухлаевой. – М., 2005.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Миллеровский район

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №5

«Утверждаю»

Директор МОУ СОШ №5

приказ от 27.08.2015г.  №147

___________ Т.И. Филоненко

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу «Четыре путешествия»

Начальное общее образование – 1-а,б классы  

Количество часов – 33

Педагог-психолог  первой  квалификационной категории      С.В.Рыбалкина

Программа разработана на основе программы  психопрофилактических развивающих занятий по психологии для младших школьников под редакцией О.В. Хухлаевой. – М., 2005.

Пояснительная записка

Нормативно-правовые документы:

Нормативно-правовой и документальной основой Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся являются:

  • Федеральный Закон от 29.12.2012 №273-Фз «Об образовании в Российской Федерации»
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утв. Приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 №373 (п.19.5)
  • Конвенция ООН о правах ребенка
  • Конституция Российской федерации (Ст.1,10,17,15,19,32,43,50,51,52)
  • Семейный кодекс РФ. Раздел 4 « Права и обязанности родителей и детей»
  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания российских школьников
  • Устав МОУ СОШ №5

ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ:

- формирование культуры общения школьников с друзьями, родителями, учителями, взрослыми;

- ознакомление с социальными нормами поведения во всех сферах жизни человека;

- развитие способностей учащихся соотносить культурные и социальные нормы с собственным поведением во всех видах деятельности;

- создание благоприятного нравственно-психологического климата в коллективе, обеспечение защищенности каждого его члена;

- создание условий для самоуважения каждого воспитанника в формах общественно приемлемого поведения.

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

1. Возрождение духовно-нравственных ценностей.

2. Обеспечение единства воспитательных и жизненно-практических задач, создание собственного отношения к жизни. Формирование нравственных основ   личности.

3. Формирование гуманистического отношения к окружающему миру.

4. Изучение приоритетных жизненных ориентиров и нравственных ценностей учащихся. Формирование внутренней потребности к самосовершенствованию.

5. Расширение культурного кругозора, развитие культуры этического мышления, способности морального суждения и оценки, умения самостоятельно принимать решение в ситуации нравственного выбора.

Общая характеристика курса

Курс  «Четыре путешествия» реализует духовно-нравственное направление во внеурочной деятельности в 1-6-х классах в рамках апробации федерального государственного образовательного стандарта общего образования. Главное назначение данного курса – формирование и профилактика нарушений психологического здоровья детей в соответствии с его трехкомпонентной структурой.

Принципами отбора содержания курса «Четыре путешествия» являются: 
- обеспечение преемственности между ступенями образования;

- конфиденциальность;

- безоценочность;

Место учебного предмета в учебном плане

Программа «Четыре путешествия» во 1-а,б классах рассчитана на 33 недели, 33 часа из расчёта  1 час в неделю.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.

Программа духовно-нравственного воспитания «Школа – территория нравственной чистоты» опирается на традиционные источники нравственности такие как:

  • патриотизм - любовь к Родине, своему краю, своему народу, служение Отечеству;
  • социальная солидарность - свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство;
  • гражданственность – долг перед Отечеством, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;
  • семья - любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
  • труд и творчество - уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;
  • наука - ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
  • традиционные религии – представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
  • искусство и литература - красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие;
  • природа - эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
  • человечество - мир во всем мире, многообразие и уважение культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Путешествие в Школьную страну (9 часов)Формирование у учащихся осознания принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе.
Воспитание сознательного отношения к учебе.

Путешествие  в Мир Дружбы (7 часов)Знакомство с нравственными законами и поступками предыдущих поколений. Формирование потребности в совершенствовании нравственных поступков. Воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности.

Путешествие во Внутренний  Мир (9 часов)Создание условий для сохранения физического, психического, духовного и нравственного здоровья учащихся. Воспитание положительных эмоций.

Путешествие к семейным истокам (8 часов)  Формирование представлений о семейных ценностях и традициях.Воспитание уважения к членам семьи, воспитание семьянина, любящего своих родителей.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

1.        Знание и понимание учащимися истоков отечественной духовной культуры, осознание духовных основ русской культуры, умение жить по законам гармонии и красоты.

2.        Духовно-нравственный потенциал подрастающего поколения. Высокий уровень самосознания, самодисциплины, способность сделать правильный нравственный выбор. Гуманность, уважение прав, свобод и достоинства других людей.

3.        Убежденность учащихся в том, что настоящий гражданин любит свою Родину, гордится ее славной историей, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.

4.        Ведение здорового образа жизни, физическое развитие и стремление к физическому самосовершенствованию, отсутствие вредных привычек, отношение к духовному и физическому здоровью как к важной личной и общественной ценности, экологической культуре.

5.        Взаимодействие семьи и школы в процессе духовно-нравственного воспитания, школа – территория нравственной чистоты.

У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:

Личностные универсальные учебные действия:

  • ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
  •  знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
  •  развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
  • эмпатия как понимание чувств  других людей и сопереживание им

Выпускник получит возможность для формирования:

  • морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
  • эмпатии как осознанного понимания чувств  других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Регулятивные универсальные учебные действия:

Выпускник научится:

  •  принимать и сохранять учебную задачу;
  •  учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
  •  планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
  •  адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
  •  вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках

Познавательные универсальные учебные действия:

Выпускник научится:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
  •  строить сообщения в устной и письменной форме;
  •  осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков

Коммуникативные универсальные учебные действия:

Выпускник научится:

  •  адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
  •  допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
  •  учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  •  формулировать собственное мнение и позицию;
  •  договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов

Учебно-тематическое планирование курса «Четыре путешествия»

(33 часа, 1 час в неделю)

Наименование разделов

Всего часов

Занятий

1.

Путешествие в Школьную страну

8

8

2.

Путешествие  в Мир Дружбы

7

7

3.

Путешествие во Внутренний  Мир

9

9

4

Путешествие к семейным истокам

8

8

Итого:

33

33


Календарно- тематическое планирование  1-а,б классы

п/п

Блок

Название темы урока

Кол-во часов

Дата проведения

Содержание учебной темы

Основное содержание

 по темам

Характеристика  основных видов деятельности ученика

план

факт

Путешествие в Школьную страну

Я – первоклассник!

1

03.09

Понятие школьник, правила поведения в школе, дисциплина, класс, школа.

Ознакомление с правилами поведения в школе, формирование единого коллектива.

Что значит быть  школьником?

1

10.09

Зачем надо ходить в школу?

1

17.09

Собираем свой портфель.

1

24.09

Что такое школьная дисциплина?

1

01.10

Правила поведения на уроке

1

08.10

Правила поведения на перемене.

1

15.10

Мой  класс.

1

22.10

Моя школа

1

29.10

Путешествие в мир Дружбы

Что такое «добро» и «зло».

1

12.11

нравственные понятия «добро» и «зло», дружеские отношениями с друзьями, уважительное отношение к старшим.

Ознакомление с нравственными понятиями «добро» и «зло», учатся дорожить дружескими отношениями с друзьями, уважительному отношению к старшим.

Добрые и не добрые дела.

1

19.11

Ты и твои друзья.

1

26.11

Помни о других - ты не один на свете.

1

03.12

Мои родители

1

10.12

Младшие и старшие.

17.12

Уважение к старшим

24.12

Путешествие во Внутренний мир

Мир человеческих чувств

1

14.01

Понятия «человеческие чувства»,  «эмоции», «радость и веселье», «страх», «гнев». Умение осознавать свои и чужие эмоции.

Ознакомление с  понятиями

 «человеческие чувства»,  «эмоции», «радость и веселье», «страх», «гнев». Осознание своих чувств и чувств окружающих.

Мы владеем разными эмоциями.

1

21.01

Город Радости и Веселья.

1

28.01

Гора злости. Пещера  гнева.

1

04.02

Море положительных Эмоций.

1

11.02

Остров страха и его обитатели

1

25.02

Мы умеем побеждать страх!

1

04.03

Прощение растворяет обиды.

1

11.03

Мимика жесты.

1

18.03

Путешествие к Семейным истокам

Мой дом - моя семья.

1

01.04

Первоначальные  представления о нравственных взаимоотношениях в семье, история возникновения имен и фамилий.

Получение  первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях в семье, об истории возникновения имен и фамилий (участие в беседах о семье, о родителях и прародителях).

Традиции моей семьи.

1

08.04

Праздники в моей семье.

1

15.04

Путешествие в страну имен.

1

22.04

Путешествие в страну фамилий.

1

29.04

Профессии моих родителей.

1

06.05

Кем я буду в будущем.

1

13.05

Конкурс рисунков «Моя семья»

1

20.05


ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ДЛЯ УЧИТЕЛЯ:

  1. А.В.Агафонова «Классные часы на темы этики» Москва, 2009.
  2. А.А.Андреев Методика «Изучение удовлетворённости учащегося школьной жизнью», Москва,1991.
  3. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие. М.: Ось-89, 2000.
  4. Возрастная психология \ Под ред. Немова Н.Р. .- М., Просвещение, 1993.Петерина С. В.
  5. Воспитание культуры поведения у детей. /Текст/: С. В. Петерина. – М.:  «Просвещение», 1986, - 135 с..
  6. И.В.Персидская и др. «Классные часы 1-4 классы» Москва, 2007.
  7. Психогимнастика в тренинге /Под редакцией Н.Ю. Хрящевой. СПб., 2001.
  8. Самоукина Н. В. Игры в школе и дома: Психологические упражнения и коррекционные

программы. Н. В. Самоукина. - М.: «Просвещение», 1993, - 110 с..

  1. Стандарты второго поколения. Концепция под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова.
  2. М.И.Шилова Методика «Изучение воспитанности учащихся», Москва, 1990.
  3. Щуркова. Н.Е. «Программа воспитания школьника». – М., 1998.

ПЕРЕЧЕНЬ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ДЛЯ УЧЕНИКА:

  1. Волина В. В. Учимся играя. /Текст/ В. В.Волина. М.: «Просвещение», 1994, 120 с..
  2. Вачков И.В. В зеркале сказки //Школьный психолог, № 21, 2001.
  3. Ладынежская Т. А., Сорокина Г. И., Сафонова И. В., Никольская Р. И. Детская риторика в рассказах, стихах, рисунках. /Текст/: Т. А. Ладынежская. и др. - М.: «Просвещение», 2002, - 255 с., ил..

Интернет – ресурсы:

  1. www.nsportal.ru
  2. www.proshkolu.ru
  3. festival.1september.ru

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания

методического совета

МОУ СОШ №5

от 27.08.2015г.  №1

Руководитель МС

_________ Е.В. Буевич

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

_______ Е. В. Буевич

27.08.2015г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления по курсу «Юный патриот» 1 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного  направления по курсу «Юный патриот» 1 класс...

Рабочая программа по курсу "Риторика" (внеурочная деятельность, эстетическое направление) 1 класс

Программа начального образования по учебным пособиям Т.А. Ладыженской , Н.В. Ладыженской...

Рабочая программа по внеурочной деятельности. Духовно -нравственного направление. Кружок «Умелые ручки» 1 класс Программа была мной опробирована в двух классах, результат - замечательный! Выступала с мастер-классом на школьном и зональном уровне, многие

Рабочая программа по внеурочной деятельностиДуховно -нравственного направлениеКружок «Умелые ручки»1 «А» классСоставитель  программы:Алиева Елена Анатольевна, учитель начальных классовпервой...

Рабочая программа "Азбука безопасности" по внеурочной деятельности для 1-4 классов

Занятия по внеурочной деятельности «Уроки  безопасности» для 1-4х классов посвящены одной из главных проблем - формированию у обучающихся сознательного и ответственного отношения к ли...

Рабочая программа "Растим патриотов" по внеурочной деятельности для 1-4 классов

Программа составлена на основе авторской программы по патриотическому воспитанию школьников с инновационным компонентом, разработанную на основе авторской дополнительной образовательной программы по о...

Программа дополнительного образования по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Россия – Родина моя!»

Рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления "Россия-Родина моя! реализуется на основе следующих принципов: принцип природосообразности, принцип целостности ...

Рабочая Программа воспитательной работы и внеурочной деятельности в _1_ «В» классе на 2018-2019 учебный год

Цель воспитательной работы Создание условий, способствующих адаптации в обществе на основе принципов самоуправления, развитию интеллектуальных, творческих,  личностных  качеств учащихся, их ...