Программа по адаптации учащихся начальной школы к 1 классу.
рабочая программа (1 класс) на тему
Помощь первоклассникам в адаптации к школьному обучению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_adaptatsii_uchashchihsya_nachalnoy_shkoly_k_1_klassu.docx | 30.44 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА КОРОЛЁВА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 20
141075, г. Королёв, Московская область, проспект Космонавтов, 5-а тел./ факс (495) 512-54-50
|
_______________________ № ______
ПРОГРАММА
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
ПО АДАПТАЦИИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
К 1 КЛАССУ
(ГРУППОВЫЕ ЗАНЯТИЯ)
В основе лежит программа:
Слободяник Н.П., Крюкова С.В. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программа эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста». – М.: Генезис, 2002
Составила:
педагог-психолог И.В.Стегонова
2014 год
Групповая коррекционно-развивающая программа
по адаптации учащихся к 1 классу
Цель: помощь первоклассникам в адаптации к школьному обучению.
Задачи:
- Создать условия для развития произвольной регуляции поведения младших школьников.
- Помочь первоклассникам в осознании и принятии правил школьной жизни и себя в роли учеников.
- Способствовать снижению уровня школьной тревожности и страхов, повышению уверенности в себе.
- Расширить коммуникативные способности как предпосылки формирования навыков учебного сотрудничества.
Первичная диагностика:
- наблюдение;
- экспериментальная беседа по определению «Внутренней позиции школьника» Н.И. Гудкина;
- диагностика умения действовать по правилу - методика «Да и Нет» Н.И. Гудкина;
- диагностика произвольной сферы - методика «Домик» Н.И. Гудкина;
- обследование коммуникативных навыков - тест К. Томаса, адаптированный Н.В. Гришиной;
- детский тест тревожности Р. Тэммл;
- тест «Страхи в домиках» М.А. Панфилова;
- обследование самооценки - методика «Лесенка» В. Г. Щур,
- рисунок несуществующего животного М.З. Дукаревич;
- анкетирование родителей.
Итоговая диагностика:
- наблюдение,
- рисунок на тему «Что мне нравится в школе» Н.Г. Лусканова,
- методика «Беседа о школе» М.Р. Гинзбург,
- анкета для определения школьной мотивации Н.Г. Лусканова,
- методика диагностики школьной тревожности А.М. Прихожан,
- методика «Графический диктант» Д.Б. Эльконин,
- методика «Два домика» Т. Д. Марцинковская,
- тест «Страхи в домиках» М.А. Панфилова,
- обследование самооценки методика «Лесенка» В. Г. Щур,
- методика «Автопортрет» К. Маховер,
- тест «Рука» по Н.Я. Семаго, М.М. Семаго,
- анкетирование родителей.
Тематическое планирование занятий на учебный год (1 раз в неделю)
№ п/п | Блок | Темы | Количество занятий | Количество часов | |
1 | Знакомство | «Давай знакомиться» | 1 | 1 | |
2 | Выработка правил группы | «Такие наши правила» | 1 | 1 | |
3 | Правила школьной жизни | «Я школьник» «Школьные правила» «Дорога в школу» | 1 1 1 | 1 1 1 | |
4 | Наше настроение | - «Такие разные настроения» - «Учимся различать эмоции» - «Взаимосвязь между мыслями и настроением» | 1 1 1 | 1 1 1 | |
5 | Как справиться с плохим настроением? | - «Учимся управлять своим настроением» - «Как справиться с плохим настроением?» - «Как справиться с плохим настроением, если ни чего изменить нельзя?» - «Знакомство со способом позитивного переформулирования» - «Учимся менять свое отношение к ситуациям, которые невозможно изменить» - «Отработка навыка позитивного переформулирования» - «Закрепление полученных навыков» | 1 1 1 1 1 1 1 | 1 1 1 1 1 1 1 | |
6 | «Как стать уверенным в себе?» | - «Взаимосвязь между мыслями и поведением» - «Способы саморегуляции» - «Закрепление навыков саморегуляции» | 1 1 1 | 1 1 1 | |
7 | «Как делать выбор?» | - «Что такое выбор?» - «Правила осуществления выбора» - «Ответственность за свой выбор» | 1 1 1 | 1 1 1 | |
8 | «Как добиваться успеха?» | - «Что такое успех?» - «Формула удачи» - «Закрепление полученных навыков по теме «Успех» (ролевая игра)» | 1 1 1 | 1 1 1 | |
9 | «Трудное слово «НЕТ»» | - «Почему трудно сказать «НЕТ»?» - «Когда нужно сказать «НЕТ»?» - «Я смогу сказать «НЕТ»» | 1 1 1 | 1 1 1 | |
10 | «Как победить свой страх?» | - «Чего боюсь я, чего боятся другие?» (актуализация страха) - «Как победить свой страх?» (способы преодоления страха) | 1 1 | 1 1 | |
11 | «Мир общения» | - «Чем мы отличаемся друг от друга?» - «Мостик дружбы» - «Зачем нужен тайм–аут?» - «Можно и не ссориться» - «Что такое сотрудничество?» | 1 1 1 1 1 | 1 1 1 1 1 | |
12 | «Доброта» | «Моя чашка доброты» | 1 | 1 | |
13 | «Подведение итогов» | «Я умею владеть собой!» (награждение дипломами-сертификатами) | 1 | 1 | |
Итого кол-во занятий/часов: | 36 | 36 |
Игры и упражнения к занятиям
№ п/п | Тема | Игры/упражнения Задания/работа с текстом | Источник |
1 | «Давай знакомиться» | Упр. «Прошепчи свое имя» Задания: «Представление себя» «Визитка», «Представление визиток» Игра «Я люблю, а вы?» Игра «Паровозик и вагончики» | Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х. Психологическая азбука. Начальная школа (Первый год обучения) -М.: «Ось-89», 2003 |
2 | «Такие наши правила» | Упр. «Давай знакомится» Задание: «Правила наших занятий» | Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х. Психологическая азбука. Начальная школа (Первый год обучения) -М.: «Ось-89», 2003 |
3 | «Я школьник» | Игра «Снежный ком» Беседа по теме: «Что значит быть школьником?» Задание: рис. «Я в школе» | Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х. Психологическая азбука. Начальная школа (Первый год обучения) -М.: «Ось-89», 2003 |
4 | «Школьные правила» | Задание: «Угадай визитку» Беседа по теме: «Правила школьной жизни», «Чем школа отличается от сада» Упр. «Урок или перемена?» Задание: «Что в портфеле?» | Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х. Психологическая азбука. Начальная школа (Первый год обучения) -М.: «Ось-89», 2003 Пилепко Н.В. Здравствуй школа! Адаптационные занятия с первоклассниками. – М.: УЦ «Перспектива», 2002 |
5 | «Дорога в школу» | Упр. «Приветствие в кругу» Работа с текстом: «Самый лучший первоклассник» Упр. «Для чего ходят в школу?» Настольная игра «Дорога в школу» | Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х. Психологическая азбука. Начальная школа (Первый год обучения) -М.: «Ось-89», 2003 |
6 | «Такие разные настроения» | Работа с текстом: «Памси грустит» (начало) «Правило-секрет» | Слободяник Н.П., Крюкова С.В. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программа эмоционального развития детей дошк. и мл. шк. возраста. – М.: Генезис, 2002 |
7 | «Взаимосвязь между мыслями и настроением» | Работа с текстом: «Памси грустит» (окончание) Упр. «Мысли и настроение» | Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х. Психологическая азбука. Начальная школа (Первый год обучения) -М.: «Ось-89», 2003 |
8 | «Учимся различать эмоции» | Работа с раскрасками: «Памси грустит», «Веселый Памси» Настольная игра «Зоопарк настроений» | Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х. Психологическая азбука. Начальная школа (Первый год обучения) -М.: «Ось-89», 2003 |
9 | «Учимся управлять своим настроением» | Работа с текстом: «Вот если бы все было не так…» (начало) Опыт «Сломалась игрушка» | Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х. Психологическая азбука. Начальная школа (Первый год обучения) -М.: «Ось-89», 2003 |
10 | «Как справиться с плохим настроением?» | Работа с текстом: «Вот если бы все было не так…» (окончание) Упр. «Даже если…» - «В любом случае…» «Правило-секрет» | Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х. Психологическая азбука. Начальная школа (Первый год обучения) -М.: «Ось-89», 2003 |
11 | «Как справиться с плохим настроением, если ни чего изменить нельзя?» | Работа с текстом: «Я не могу этого вынести!» (начало) Упр. « Я справился!» | Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х. Психологическая азбука. Начальная школа (Первый год обучения) -М.: «Ось-89», 2003 |
12 | «Знакомство со способом позитивного переформулирования»
| Работа с текстом: «Я не могу этого вынести!» (окончание) Игра « Я справлюсь!» | Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х. Психологическая азбука. Начальная школа (Первый год обучения) -М.: «Ось-89», 2003 |
13 | «Учимся менять свое отношение к ситуациям, которые невозможно изменить» | Работа с текстом: «Мне плохо!» (начало) | Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х. Психологическая азбука. Начальная школа (Первый год обучения) -М.: «Ось-89», 2003 |
14 | «Отработка навыка позитивного переформулирования» | Работа с текстом: «Мне плохо!» (окончание) Игра - упр. «Мусорное ведро» | Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х. Психологическая азбука. Начальная школа (Первый год обучения) -М.: «Ось-89», 2003 |
15 | «Закрепление полученных навыков» | Упр. «Я справился!» | Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х. Психологическая азбука. Начальная школа (Первый год обучения) -М.: «Ось-89», 2003 |
16 | «Взаимосвязь между мыслями и поведением» | Работа с текстом: «Соревнования» (начало) | Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х. Психологическая азбука. Начальная школа (Первый год обучения) -М.: «Ось-89», 2003 |
17 | «Способы саморегуляции» | Работа с текстом: «Соревнования» (окончание) | Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х. Психологическая азбука. Начальная школа (Первый год обучения) -М.: «Ось-89», 2003 |
18 | «Закрепление навыков саморегуляции» | Упр. «Пройди по мостику» | Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х. Психологическая азбука. Начальная школа (Первый год обучения) -М.: «Ось-89», 2003 |
19 | «Что такое выбор?»
| Работа с текстом: «Памси выбирает» (начало) | Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х. Психологическая азбука. Начальная школа (Первый год обучения) -М.: «Ось-89», 2003 |
20 | «Правила осуществления выбора» | Работа с текстом: «Памси выбирает» (окончание) «Правило-секрет» | Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х. Психологическая азбука. Начальная школа (Первый год обучения) -М.: «Ось-89», 2003 |
21 | «Ознакомление с ответственностью за свой выбор» | Беседа по теме: «Ответственность за свой выбор» Упр. «Рисуем картинки в уме» Игра – упр. «Догадайся из какой коробки?» Игра – упр. «Догадайся о выборе, если…» | Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х. Психологическая азбука. Начальная школа (Первый год обучения) -М.: «Ось-89», 2003 |
22 | «Что такое успех?» | Работа с текстом: «Контрольная работа» (начало) | Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х. Психологическая азбука. Начальная школа (Первый год обучения) -М.: «Ось-89», 2003 |
23 | «Формула удачи» | Работа с текстом: «Контрольная работа» (окончание) | Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х. Психологическая азбука. Начальная школа (Первый год обучения) -М.: «Ось-89», 2003 |
24 | «Закрепление полученных навыков по теме: «Успех»» (ролевая игра) | Разыгрывание ситуаций: Ситуация «Знакомство» Ситуация « Подари подарок другу» Упр. «Рисуем картинки в уме» | Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х. Психологическая азбука. Начальная школа (Первый год обучения) -М.: «Ось-89», 2003 |
25 | «Почему трудно сказать «НЕТ»?» | Работа с текстом: «Когда трудно сказать «нет!»» (начало) | Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х. Психологическая азбука. Начальная школа (Первый год обучения) -М.: «Ось-89», 2003 |
26 | «Когда нужно сказать «НЕТ»?» | Работа с текстом: «Когда трудно сказать «нет!»» (окончание) | Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х. Психологическая азбука. Начальная школа (Первый год обучения) -М.: «Ось-89», 2003 |
27 | «Я смогу сказать «НЕТ»» | Беседа и рис. на тему: «Чему мы хотим сказать «нет!»» | Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х. Психологическая азбука. Начальная школа (Первый год обучения) -М.: «Ось-89», 2003 |
28 | «Чего боюсь я, и чего боятся другие?» (актуализация страха) | Беседа на тему: «Чего боятся дети, взрослые», «Чего боюсь я», «Нужен ли страх?» Рис. «нарисуй свой страх» | Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х. Психологическая азбука. Начальная школа (Первый год обучения) -М.: «Ось-89», 2003Арефьева Т.А., Галкина Н.И. Преодоление страхов у детей (тренинг). Изд-во Института Психотерапии, – М.: 2005 |
29 | «Как победить свой страх?» (способы преодоления страха) | Работа с текстом: «Ночные страхи» Работа с рисунками детей | Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х. Психологическая азбука. Начальная школа (Первый год обучения) -М.: «Ось-89», 2003 |
30 | «Чем мы отличаемся друг от друга?» | Работа с текстом: «Разноцветные камешки» | Слободяник Н.П., Крюкова С.В. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программа эмоционального развития детей дошк. и мл. шк. возраста. – М.: Генезис, 2002 |
31 | «Мостик дружбы» | Упр. «Подари камешек» Упр. «Мостик дружбы» Игра «Если нравиться тебе, то делай так!» | Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х. Психологическая азбука. Начальная школа (Первый год обучения) -М.: «Ось-89», 2003 |
32 | «Зачем нужен тайм–аут?» | Работа с текстом: «Кто хозяин в песочнице?» | Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х. Психологическая азбука. Начальная школа (Первый год обучения) -М.: «Ось-89», 2003 |
33 | «Можно и не ссориться» | Разыгрывание конфликтных ситуаций. | Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х. Психологическая азбука. Начальная школа (Первый год обучения) -М.: «Ось-89», 2003 |
34 | «Что такое сотрудничество?» | Игра «Разноцветные варежки» Игра «Эхо» Задание «Рисуем вместе» Упр. «Чуткие руки» | Пилепко Н.В. Здравствуй школа! Адаптационные занятия с первоклассниками. – М.: УЦ «Перспектива», 2002 |
35 | «Моя чашка доброты» | Упр. «Волшебная чашка» | Слободяник Н.П., Крюкова С.В. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программа эмоционального развития детей дошк. и мл. шк. возраста. – М.: Генезис, 2002 |
36 | «Я умею владеть собой!» (награждение дипломами-сертификатами) | Упр. «Подари улыбку» Задание «Чему я научился на занятиях» (повторение) Награждение | Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х. Психологическая азбука. Начальная школа (Первый год обучения) -М.: «Ось-89», 2003 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа формирования здоровья учащихся начальной школы "Путешествие в страну здоровья".
Программа формирования здоровья учащихся начальной школы «Путешествие в страну Здоровья» направлена на расширение границ осознания себя и других людей, развитие у младших школ...
Программа внеурочной деятельности учащихся начальной школы «Игры народов России»
Модифицированная программа внеурочной деятельности. Программа содержит приложения: бессюжетные игры; игры - забавы; народные игры; любимые игры детей; считалки....
Программа физического воспитания учащихся начальной школы
Программа авторская.Разработана на материале рекомендаций А.П.Матвеева(2011), В.И.Ляха(2012) и В.А.Родионова(2004)...
рабочая программа внеурочной деятельности учащихся начальной школы "Здоровей-ка"
Программа разработана для учащихся начальной школы и расчитана на четыре года. Программа включает вопросы не только физического, но и духовного здоровья. Мало научить ребенка чистить зубы утром и вече...
Рабочая программа внеурочной деятельности учащихся начальной школы "Поиграем вместе"
оптимизировать двигательную активность младших школьников на переменах и во внеурочное время; познакомить детей с разнообразием подвижных игр и возможностью использовать их при организации досуга....
Индивидуальная работа по развитию внимания в процессе социальной адаптации учащихся начальной школы VII вида.
Индивидуальная работа по развитию внимания в процессе социальной адаптации учащихся начальной школы VII вида....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Этикет для младших школьников» Культурно – спортивное НАПРАВЛЕННОСТЬ В РАМКАХ ФГОС НОО для учащихся начальной школы 3 классов
Программа по внеурочной деятельности «Этикет для младших школьников»...