Индивидуальная работа по развитию внимания в процессе социальной адаптации учащихся начальной школы VII вида.
статья на тему

Индивидуальная работа по развитию внимания в процессе социальной адаптации учащихся начальной школы VII вида.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальная работа по развитию внимания в процессе социальной адаптации учащихся начальной школы VII вида.

Бедова Н.А. педагог-психолог, воспитатель ГПД ГБОУ Фрунзенского района школа № 310 «Слово»

«…внимание есть именно та дверь, через которую проходит всё, что только входит в душу человека из внешнего мира»

К.Д.Ушинский

Важнейшим психическим процессом, от которого зависит продуктивность и успешность познавательной и учебной деятельности, является внимание. С развития внимания и начинается долгий, но необходимый путь гармоничного развития ребенка. Без развития внимания не стоит и пытаться научить ребенка писать, считать или, к примеру, кататься на коньках. Внимательный ребенок усвоит гораздо больше информации, нежели просто зазубривший её. Исследования показывают, что различные свойства внимания оказывают влияние на успешность обучения детей по тем, или иным предметам. Например, при овладении математикой ведущая роль принадлежит объёму внимания, успешность усвоения русского языка связана с точностью распределения внимания, обучение чтению - с его устойчивостью. Умение сконцентрироваться и направить внимание становится едва ли не главным для ребенка в первые годы обучения в школе. Особенно эта проблема актуальна у детей с задержкой психического развития.

Недоразвитие внимания наблюдается при всех формах ЗПР. В первую очередь это касается произвольных видов внимания, объема и способности к сознательному переключению. Детям с ЗПР очень трудно соблюдать школьный режим и подчинятся определенным правилам поведения. Во время уроков они не могут усидеть на месте: вертятся, встают, перебирают предметы на столе; очень рассеяны, чрезмерно отвлекаются на незначительные раздражители (на окружающие звуки, зрительные стимулы, детали собственной одежды), не могут длительно заниматься одной и той же деятельностью, сосредоточенно слушают и работают не более 10-15 минут. У детей наступает быстрая истощаемость и утомляемость. На переменах бесцельно бегают и кричат.

Так В.И. Лубовский в своей работе «Психологические проблемы диагностики аномального развития детей» (1989) отмечает недостаточную сформированность произвольного внимания детей с ЗПР, дефицитарность основных свойств внимания: объема, концентрации и распределения. У детей с ЗПР продуктивность непроизвольного запоминания значительно ниже, чем у их нормально развивающихся сверстников. Отставание характеризуется низким уровнем всех основных мыслительных операций: анализа, обобщения, абстракции, переноса. Также это отмечал и В. Г. Лутонян. Несомненно, фундаментальное значение имеют работы JI. C. Выготского, рассматривавшего внимание в рамках культурно-исторической теории, и Д. Н. Узнадзе, изучавшего внимание с позиций психологии установки.

Меня заинтересовало развитие внимания у детей с задержкой психического развития, так как ни одно психическое явление невозможно вне связи с вниманием. Внимание учащихся – одно из основных условий эффективности учебно-воспитательного процесса. В процессе обучения и воспитания, деятельности и общения у школьника развиваются свойства внимания, его виды, образуются устойчивые сочетания, на основе которых формируется внимательность как свойство личности. Недостаточный уровень развития внимания и как следствие возникновение отклонений развития внимания довольно часто выступает как один из ведущих признаков, который препятствует не только усвоению знаний, но и формированию личности, лежит в основе неуспешности школьников, особенно в младших классах.  Сложно оставить в стороне эту проблему, наблюдая за тем, как собственное бессилие, невозможность сосредоточиться на задании вызывает у одних детей раздражение, у других - категорический отказ от работы, особенно если требуется усвоить новый учебный материал. В результате, у детей ЗПР развивается крайняя неуверенность в своих силах, неудовлетворенность учебной деятельностью. А объем требуемых знаний с каждым годом увеличивается. И для того чтобы дети осмысленно усваивали знания с ними проводятся занятия по развитию внимания. Ведь нарушения произвольного внимания у детей с задержкой психического развития препятствуют реализации мыслительной деятельности, не активизируют сосредоточенность и избирательность познавательной деятельности, затрудняют реализацию процессов восприятия и памяти.

С этой целью раз в неделю в течение первого полугодия проводится психокоррекционное занятие по программе формирования развития внимания, которая ориентирована на групповую форму работы. Численность группы 6-10 человек. В группу включаются учащиеся, показавшие в результате проведения диагностики низкий уровень развития внимания, и испытывающие трудности в учёбе по причине невнимательности.  Многие упражнения проводятся в форме соревнования, но и в этом случае успехи каждого ребёнка важно сравнивать с его предыдущими достижениями, а не с результатами других детей. 

 На занятии необходимо исключить действие возможных раздражителей. Важным условием организации внимания учащихся на занятии является темп работы. При утомлении снижается уровень внимания. Поэтому занятие необходимо разнообразить. Но надо помнить, что разнообразие не должно быть чрезмерным. Слишком частая смена видов работы не приучает учащихся к устойчивости внимания и может вызвать затруднения с переключением.

Цель программы:

 а) научить вырабатывать концентрированное и устойчивое внимание, увеличить объём внимания, усилить способность к распределению и переключению внимания.

б) развить воображение, с целью привлечения его к решению задач учебной деятельности.

Предварительный этап включает фронтальную диагностику учащихся с помощью методики «Корректурная проба», а также для индивидуальной диагностики используется методика «красно-черная таблица Шульте». По результатам диагностики формируется группа для предстоящей развивающей работы.

От того, насколько правильно, а потому и успешно начато занятие, зависит нередко весь его дальнейший ход.

Настроить детей на серьезную спокойную и обдуманную работу поможет приветствие: психотехнические игры на установление контакта, развитие внимания,  позволяющие сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия, что в свою очередь важно для плодотворной работы.

После приветствия на каждом занятии проводится корректурное задание. Ребенку предлагают находить и вычеркивать определенные буквы в печатном тексте. Это основной тип упражнений, в которых ребенок имеет возможность почувствовать, что значит «быть внимательным» и развивать состояние внутреннего сосредоточения. После выполнения задания дети меняются работами и проверяют их. Выполнение корректурных заданий способствует развитию концентрации внимания и самоконтроля при выполнении школьниками письменных работ.

Основное содержание занятий представляет собой совокупность психотехнических упражнений и приёмов, направленных не только на решение задач данного коррекционно-развивающего комплекса, но и на формирование социальных навыков, динамическое развитие группы. В основную часть занятий также включены психогимнастические упражнения, способствующие снятию мышечных зажимов, эмоционального напряжения, переключению внимания, повышению работоспособности.

Дальше на каждом занятии дети выполняют графический диктант. Он способствует развитию мелких мышц руки, слухового и зрительного анализаторов, пространственной и количественной ориентации, и конечно внимания. С каждым занятием задание усложняется, но несмотря на это, дети с удовольствием и интересом выполняют диктант, так как они не знают что должно получится. Во время выполнения задания дети пытаются отгадать, кто же у них получиться при правильно выполненном задании.

В заключении проводится рефлексия: что детям на занятии понравилось – не понравилось, было хорошо – было плохо и почему. Дети рассказывают, чему они научились на этом занятии. Дети с удовольствием приходят на занятия.

Ребенок, который не пропускает занятий по развитию внимания - в эмоциональном плане спокойно принимает постепенное усложнение инструкций, удерживает инструкцию во внимании на протяжении всего занятия и учится действовать в соответствии с намеченным планом. Детям стало легче выполнять задания, в которых требуется переключение и распределение внимания, и тратить меньше времени на их выполнение, допускают меньше ошибок, стали использовать приемы самоконтроля - это и проговаривание шепотом инструкции, и проверка работы, и ориентировка на образец, и многие другие.

Для повышения уровня развития произвольного внимания младших школьников необходимо проводить систематическую работу по активизации их индивидуальных возможностей. В результате реализации программы формирования и развития произвольного внимания видна положительная динамика в его развитии. Точные результаты можно получить в конце первого полугодия, проведя повторную диагностику.

Таким образом, работа над формированием внимания пронизывающая все этапы развития личности ребенка, способствует формированию интеллектуальной деятельности, постепенно дети учатся работать целенаправленно, руководствуясь самостоятельно поставленными целями. Уже на данном этапе можно сказать об эффективности проводимой работы по формированию и развитию внимания детей с ЗПР.

Литература:

1. Панферов В.Н., Микляева А.В., Румянцева П.В. Основы психологии человека. Учебное пособие.- СПБ.: Речь, 2009.- 432 с.

2. Соколова Е.В. Психология детей с задержкой психического развития. Учебное пособие.- М.: ТЦ Сфера, 2009-320 с.

3. Е.В. Загорная. Справочник школьного психолога. Тесты, упражнения, задания на CD.-СПб: Наука и Техника, 2012.-288с., ил.+CD

4. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. Науч.-исслед. ин-т дефектологии Акад. пед. наук СССР. — М.: Педагогика, 1989. — 104 с.

5. Кузнецова И.В. Развитие внимания и навыков младших школьников с ОВЗ. Справочник педагога-психолога.- Ноябрь, 2013 – 35 - 37с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность обучающихся, как средство развития познавательного интереса и социальной адаптации учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Многочисленные наблюдения показывают, что учащиеся специальных (коррекционных) школ не всегда могут применить свои знания и умения, полученные в школе, в самостоятельной жизни. Исходя из этого, перед ...

Развитие внимания на уроках русского языка в начальной школе.

Аналитический отчёт за межаттестационный период. Развитие внимания на уроках русского языка в начальной школе....

Диагностика формирования социальной компетентности учащихся начальной школы.

Материал является результатом работы опытно-экспериментальной площадки по уровню сформированности социальной компетентности и содержит практические рекомендации....

Программа по адаптации учащихся начальной школы к 1 классу.

Помощь первоклассникам в адаптации к школьному обучению....

Формирование социальной компетентности учащихся начальной школы, через внеурочную деятельность.

Современное образование  ответственно не только за сдачу школьниками предметных экзаменов, но и за развитие качеств личности, обеспечивающих возможность успешно адаптироваться в обществе. П...

Организация процесса социального воспитания в начальной школе (из опыта работы)

Под социальным воспитанием принято понимать процесс целенаправленного создания определенных условий для дальнейшего развития и совершенствования человека. Многие ученые при характеристике воспита...

Разнообразие видов работ при ведении и оформлении «Портфолио» учебных достижений учащихся начальной школы.

Выступление на ШМО по теме "Разнообразие видов работ при ведении и оформлении "Портфолио" учебных достижений учащихся начальной школы...