Сущность проблемных ситуаций в обучении
статья на тему

Тимошенкова Любовь Васильевна

Сущность проблемных ситуаций в обучении 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sushchnost_problemnyh_situatsiy_v_obuchenii.docx20.2 КБ

Предварительный просмотр:

[Введите текст]

          Сущность проблемных ситуаций в обучении .

Основными элементами проблемного обучения является создание проблемных ситуаций и решение проблем . Мышление возникает в проблемной ситуации и направлено на её разрешение . Проблемная ситуация означает , что в процессе деятельности человек натолкнулся на что-то непонятное , неизвестное .

М. И. Махмутов проблемную ситуацию понимает как психическое состояние интеллектуального затруднения, которое возникает у человека тогда , когда он в ситуации решаемой  проблемы не может объяснить новый факт при помощи имеющихся знаний или выполнить известное действие прежними знакомыми способами и должен найти новый способ действия .

Главный элемент проблемной ситуации- неизвестное , новое , то , что должно быть открыто для правильного выполнения нужного действия .

Для того чтобы создать проблемную ситуацию в обучении , нужно поставить учащегося перед необходимостью выполнить такое практическое или теоретическое задание , при котором подлежащее усвоению знание будет занимать место неизвестного .

В чём особенности организации процесса проблемного обучения ? В том , что основным элементом учения становится проблемная ситуация – главное средство активизации мыслительной деятельности учащихся .  

Проблемная ситуация – начальный момент мышления , вызывающий познавательную потребность ученика и создающий внутренние условия для активного усвоения новых знаний и способов деятельности .

В передовой опыт учителей Татарии по активизации учебного процесса была внесена идея систематического создания проблемных ситуаций . Результаты указали на необходимость специальной деятельности учителя по систематическому созданию проблемных ситуаций как эффективного средства активизации учебного процесса .

Проблемные ситуации возникают по логике учебного предмета , независимо от желания учителя , т. е. объективно .Они могут возникать и по логике учебного процесса в силу установленной правилами дидактики последовательности действий учителя и ученика . Как правило такие ситуации – следствие постановки учителем вопроса или задачи , которые оказываются проблемными .

Проблемные ситуации могут создаваться учителем преднамеренно , если он знает правила организации проблемного обучения .           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемная ситуация – основное звено проблемного обучения младших школьников.

В зависимости от цели, от задачи школы обучение может быть проблемным и не проблемным. Если перед школой ставится задача развития мышления учащихся, их творческих способностей, то педагогически ...

Мастер - класс для учителей "Создание проблемной ситуации на уроках в рамках проблемного обучения"

Представляю коллегам апробированную модель педагогической деятельности по  созданию проблемных ситуаций на уроках в начальных классах (по технологии  проблемного диалога Е.Л.Мельниковой)....

Учебно-методическая разработка "Проблемная ситуация - одна из основных понятий проблемного обучения на уроках в начальной школе"

Проблемная ситуация - это особый вид мыслительного взаимодействия субъекта и объекта, возникающий у учащихся при выполнении заданий, которые побуждают найти новые знания или способы действий.Типы проб...