Учебно-методическая разработка "Проблемная ситуация - одна из основных понятий проблемного обучения на уроках в начальной школе"
методическая разработка (2 класс)
Проблемная ситуация - это особый вид мыслительного взаимодействия субъекта и объекта, возникающий у учащихся при выполнении заданий, которые побуждают найти новые знания или способы действий
.Типы проблемных ситуаций.
Способы создания проблемных ситуаций.
Формы проблемных ситуаций.
Примеры проблемных ситуаций на уроках.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
problemnaya_situatsiya.docx | 80.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Учебно-методическая разработка
Проблемная ситуация – одна из основных понятий проблемного обучения на уроках в начальной школе.
Проблемная ситуация – это особый вид мыслительного взаимодействия субъекта и объекта, возникающий у учащихся при выполнении заданий, которые побуждают найти новые знания или способы действия.
Основная цель создания проблемных ситуаций заключается в осознании и
разрешении этих ситуаций в ходе совместной деятельности обучающихся и учителя, при оптимальной самостоятельности учеников и под общим направляющим руководством учителя, а также в овладении учащимися знаниями и общими принципами решения проблемных задач.
Типы проблемных ситуаций, общие для всех предметов:
1.Ситуация возникает при условии, если учащиеся не знают способы решения поставленной задачи.
2. Ситуации возникают при столкновении учащихся с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новых практических условиях.
3. Ситуация легко возникает в том случае, если имеется противоречие между теоретически возможным путём решения задачи и практической неосуществимости выбранного способа.
4. Ситуация возникает тогда, когда имеются противоречия между практически достигнутым результатом выполнения учебного задания и отсутствием у учащихся знаний для теоретического обоснования.
Учитель, внедряющий эту технологию, выполняет новую роль – роль организатора деятельности самих обучающихся на уроке в соответствии с требованиями ФГОС ООО.
Целью мотивации на уроке должно стать возникновение сомнения, неуверенности, вопроса или проблемы. На их разрешение должна быть направлена вся дальнейшая активность учащихся.
Три способа создания проблемных ситуаций:
Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения:
при объяснении, закреплении, контроле.
К основным понятиям проблемного обучения относятся:
«Учебная проблема»,
«Проблемная ситуация»,
«Проблемная задача».
Учебная проблема существует в двух формах:
1.Как тема урока.
Русский язык.
Тема : «Корень слова»
На доске написано слово лесоруб . Нужно выделить в слове корень. Возникают различные мнения. На основе словообразовательного анализа обучающиеся приходят к новому способу выделения корня (в сложных словах). Называется тема урока: «Сложные слова».
2.Как несовпадающий с темой урока вопрос, ответом на которое будет новое знание.
Обучение грамоте.
Тема: «Из чего сделаны слова?»
На доске записаны слова: береза тюльпан стул трава
- Какое слово лишнее?
Почему? ( Стул, т.к. все остальные слова – живая природа, а стул - неживая)
- Кто сделал стул? ( Человек)
- А из чего сделан стул? ( Из дерева)
- Как вы думаете, а из чего «сделаны» слова? ( Не знаем)
- Хотите узнать? Сегодня мы постараемся ответить на этот вопрос.
Основными элементами учебной проблемы являются «известное» и «неизвестное».
Проблемную ситуацию можно разделить на 2 типа:
- «С удивлением».
-«С затруднением».
1.Проблемные ситуации, возникшие с «удивлением»
Прием 1: Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения.
Русский язык.
Тема: «Непроизносимые согласные в корне слова»
По заданию учителя обучающиеся читают вслух слова: весть, известие, вестник, известный, известно. Тем самым учитель одновременно предъявляет два противоречивых факта (в одних словах "т" произносится, в других нет).
Учитель: Что вы можете сказать об этих словах?
Что интересного заметили? (Побуждение к осознанию противоречия.)
Какой возникает вопрос? (Побуждение к формулированию проблемы.)
Почему в некоторых словах "т" не произносится?
И тема урока сегодня? ("Непроизносимые согласные в корне слова".)
Математика.
Тема урока: « Вычитание многозначных чисел».
На доске запись: 749- 236, 485-164, 987-351, 800- 426.
-Что объединяет числовые выражения? (действие вычитание трехзначных чисел).
- Найдите значение каждого выражения. (Учащиеся выполняют вычисления кроме последнего.
- В чем возникла трудность?
Учитель подводит детей к объяснению новой темы: «Вычитание из круглых чисел».
Прием 2: « Столкнуть» разные мнения учеников с помощью вопроса или практического задания. Между житейским представлением обучающихся и научным фактом.
Русский язык.
Тема урока: « Правописание парных согласных на конце слова».
На доске две картинки: плод- плот
-Что изображено?
-Запишите под картинкой слово в тетради, а затем на доске. (Дети начинают спор, кто правильно написал слово).
Кто из детей прав? Лексическое значение слов и название новой темы урока.
Математика.
Тема урока: «Решение выражений со скобками».
Учитель делает на доске запись: 8-3+4=9 8-3+4=1
- Вы удивлены? (реакция удивления).
- Почему?
- Примеры одинаковые, а ответы разные!
- Значит, над каким вопросом подумаем?
- Почему же в одинаковых примерах получились разные ответы?
Проблемная задача:
Длина аквариума 80 см, ширина 45 см, а высота 55 см. Сколько воды надо влить в этот аквариум, чтобы уровень воды был ниже верхнего края аквариума на 10 см?
Проблема: не знают понятие объема и формулу для нахождения объема параллелепипеда.
Учащиеся выбирают необходимую им информацию, используя текст учебника. Обсуждают решение задачи, делают вывод, записывают формулу в тетради.
Прием 3:
Окружающий мир.
Тема урока: « Тепловые пояса».
Шаг 1.
Выявить житейское представление “на ошибку”, предъявить научные факты (эксперимент, наглядность).
Беседа с учениками:
- Разнообразна и удивительна наша планета . Сегодня на уроке мы будем продолжать постигать тайны нашего общего дома – замечательной планеты Земля.
- Как вращается Земля?
- Как называются неподвижные точки Земли?(Южный и Северный полюс)
Создание проблемной ситуации:
Дима с папой собираются на Северный полюс, а Маша с мамой на Южный.
Помогите собрать вещи в дорогу (дети в парах работают по карточке , вещи: сандалии, шуба, шляпа, варежки, шапка, шорты, майка, валенки, зонтик от солнца)
-Что выбрали для поездки на Северный полюс? Почему? (На Северном полюсе холодно)
-Что выбрали для поездки на Южный полюс? (На Южном полюсе тепло).
Предъявление научного факта (слайды )
Побуждение к осознанию противоречия
-Что вы думали сначала?
Побуждение к проблеме
-А что оказывается на самом деле? Какой же возникает вопрос?
Фиксирует вопрос на доске– Какие еще есть пояса? А где же тепло?
- Как будем искать ответ на наши вопросы?
2.Проблемные ситуации, возникшие «с затруднением».
Прием 4: дать практическое задание, не выполнимое вообще.
Математика
Тема: «Смысл действия умножения»
Предлагается ряд заданий, решение которых сводится к вычислению одинаковых слагаемых, например: 2 + 2 + 2 + 2 = 8.
Затем дается задача: «На одну рубашку пришивают 9 пуговиц. Сколько пуговиц надо пришить на 970 рубашек?» - практическое задание, невыполнимое вообще.
Прием 5: Практическое задание, не сходное с предыдущими.
Русский язык
Тема урока: « Глаголы-исключения»
- Какую тему мы проходили на прошлом уроке? (Спряжение глаголов)
- Поупражняемся в определении спряжения глаголов (обучающиеся легко выполняют ряд заданий, применяя известное правило).
- А теперь определите спряжение глаголов «смотреть» и «стелить» (смотреть - глагол первого спряжения, стелить - глагол второго спряжения).
- Давайте проверим. Я проспрягала эти глаголы на доске.
- Что вы замечаете? (смотреть - глагол второго спряжения, а стелить – первого).
- Что вы хотели сделать? Какое правило применили? Получилось выполнить задание? (побуждение к осознанию противоречия). Значит, что это за глаголы?
- Какой будет тема урока? (побуждение к формулированию проблемы) Глаголы-исключения.
Прием 6: Русский язык.
Тема: «Слова – антонимы»
Шаг 1. Дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущими.
- Продолжите ряд слов: тоскливый, печальный… (грустный, невеселый, нерадостный…
- Что за слова вы назвали? (Синонимы)
- Повторим правило, что такое синонимы?
- А, сейчас, работаем в группах.
- Найдите все слова синонимы. (среди слов есть пара: жара-холод)
- Выполняя эту работу, всё ли вам было понятно?
- В чём возникли сомнения? (слова – жара-холод )
- По какому принципу подбирали группу слов? Если синонимы – слова близкие по значению, то, что можно сказать о словах: жара-холод?
- Это слова противоположные по значению.
Учебную проблему можно поставить тремя методами:
1 метод. Побуждающий от проблемной ситуации диалог.
- Что вас удивило в начале моего выступления?
- Что заинтересовало?
- Сколько возникло разных мнений?
2 метод. Подводящий к теме диалог.
- Какие вопросы решает каждый из нас накануне этого праздника?
- Для чего может пригодиться чистый лист бумаги, если вы слушаете доклад по теме «Создание проблемных ситуаций» и до нового года осталось 16 дней?
3 метод. Сообщение темы с мотивирующим приемом.
Мотивирующие приемы это
«Яркое пятно». (Суть приема в сообщении темы урока через интересный интригующий материал: притчи, сказки, легенды, отрывки из художественной литературы и т.д.)
Окружающий мир.
Тема: «Предшественники человека».
Отличие человека от животного ( прямохождение, речь, сознание, деятельность, творчество).»
Когда наш предок палку взял,
Рукою лапа стала.
Чужую шкуру повязал,
Клык сделал из металла...
И вот остался тигром тигр,
И слон слоном остался
А человек, меняя мир,
Сам в мире изменялся.
-Как вы понимаете данные строчки? Вам уже много известно о человеке.
И все же человек отличается от животных?.? (Ответы учащихся.)
Среди животных тоже немало сообразительных, например, дельфины, собаки и др.
-Какие у вас есть гипотезы ? Как их проверим? Будем исследовать деятельность человека. (Только человек обладает постоянным разумом, творчеством).
Притча:
Однажды осел упал в колодец и стал громко вопить, призывая на помощь. На его крики прибежал хозяин ослика и развел руками - ведь вытащить ослика из колодца было невозможно. Тогда хозяин рассудил так: "Осел мой уже стар, и ему недолго осталось, а я все равно хотел купить нового молодого осла. Этот колодец уже совсем высох, и я уже давно хотел его засыпать и вырыть новый. Так почему бы сразу не убить двух зайцев - засыплю-ка я старый колодец, да и ослика заодно закопаю". Недолго думая, он пригласил своих соседей - все дружно взялись за лопаты и стали бросать землю в колодец. Осел сразу же понял, что к чему и начал громко вопить, но люди не обращали внимания на его вопли Однако очень скоро ослик замолчал. Когда хозяин заглянули в колодец, он увидел следующую картину - каждый кусок земли, который падал на спину ослика, он стряхивал и приминал ногами. Через некоторое время, к всеобщему удивлению, ослик оказался наверху и выпрыгнул из колодца! и молча продолжали бросать землю в колодец.
В жизни каждого из нас бывают неприятности и проблемы и они конечно же ещё будут. Но относиться к ним надо мудро и спокойно "стряхивать" и "приминать" каждый кусочек, чтобы подняться выше.
Выводы:
1.Исследовательская атмосфера на уроках позволяет вовлечь учащихся в активный творческий познавательный интерес.
2.Ни учитель, ни книга не могут дать нового применения прежних знаний, оно ищется и находится самим учеником, поставленным в соответствующую ситуацию.
3.Проблемная ситуация является одним из наиболее эффективных средств активизации мышления.
4.Нельзя заставлять ребёнка слепо штудировать предмет в погоне за общей успеваемостью. Необходимо давать ему возможность экспериментировать и не бояться ошибок воспитывать у учащихся смелость быть не согласным с учителем.
«Три пути ведут к знанию. Путь размышлений- самый благородный, путь подражания- самый лёгкий, путь опыта- самый горький. – Конфуций».
Литература:
Бабинский Ю.К. Проблемное обучение как средство повышение эффективности школьников.- Ростов-на-Дону,2010.
Оконь В. Основы проблемного обучения. – М., 1968.
Выготский Л.С. Педагогическая психология- М.,1991.
Ильницкая И. А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроеке. М.: Знание, 1985.
Махмутов М. И. Организация проблемного обучения в школе. Книга для учителей.- М.: Просвещение 1997.
Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания вместе с учениками: Пособие для учителя. - М., пособие для учителя 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология проблемного обучения на уроках в начальной школе
Использование проблемного диалога на уроках изучения нового материала....
Проблемное обучение на уроках в начальной школе
Содержится методика постановки проблемных ситуаций на уроках в начальных классах....
Технология проблемного обучения на уроках в начальной школе.
В презентации на основе увлечения учеников моего класса был изложен материал "Технология проблемного обучения на уроках в начальной школе." ЭТАПЫ ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИ ЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ представлены в виде...
Презентация основного понятия здоровьесберегающих технологий на уроке в начальной школе
Презентация основного понятия здоровьесберегающих технологий на уроке в начальной школе...
Использование технологии проблемного обучения на уроках в начальной школе.
В настоящее время отмечается усиление внимания к совершенствованию организации и содержания развивающего обучения. Главная задача образовательного процесса в совреме...
Статья на тему "Проблемное обучение на уроках в начальной школе".
Проблемное обучение отличается организацией обучения путем самостоятельного добывания знаний учениками в процессе собственного решения ими учебных проблем. При этом существенно возрастаю...
Тема: "Использование технологии проблемного обучения на уроках в начальной школе".
Технология проблемного обучения привлекла меня новыми возможностями построения любого урока, где ученики не остаются пассивными слушателями и исполнителями, а ...