Мастер - класс для учителей "Создание проблемной ситуации на уроках в рамках проблемного обучения"
учебно-методический материал на тему
Представляю коллегам апробированную модель педагогической деятельности по созданию проблемных ситуаций на уроках в начальных классах (по технологии проблемного диалога Е.Л.Мельниковой).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_-_klass.docx | 25.84 КБ |
priyomy_sozdaniya_problemnoy_situatsii.docx | 15.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель проведения мастер-класса: представить коллегам апробированную модель педагогической деятельности по созданию проблемных ситуаций на уроках в начальных классах (по технологии проблемного диалога Е.Л.Мельниковой).
Задачи:
- Обозначить актуальность технологии проблемного диалога на современном этапе образования;
- Ознакомить участников мастер-класса с приёмами создания проблемных ситуаций;
- Представить участникам мастер-класса опыт использования приёмов создания проблемных ситуаций;
- Провести практическую часть мастер-класса по формированию умения распознавать приёмы создания проблемных ситуаций на уроках;
- Провести рефлексию продуктивности мастер-класса.
Структура мастер – класса:
1.Вступительная часть.
Объявление темы и цели мастер-класса. Содержание мастер-класса.
2. Представление опыта работы.
Ознакомление с постановкой проблемной ситуации с удивлением и затруднением.
3. Практическая часть.
Создание проблемных ситуаций в рабочих группах.
4. Рефлексия участников мастер-класса. Подведение итогов.
Введение.
Актуальность проблемы.
От современного учителя требуется формирование у обучающихся целого комплекса предметных и метапредметных умений. В таких условиях перед педагогом встает сразу несколько вопросов.
1.Какие образовательные технологии позволяют учителю эффективно формировать у школьников комплекс УУД?
2.Когда на уроках ребята больше думают, чаще говорят и, следовательно, у них активнее формируется мышление и речь?
3.Когда дети осуществляют творческую деятельность (а значит, развивают творческие способности), активно отстаивают собственную позицию, рискуют, проявляют инициативу?
Одной из таких технологий является технология проблемного обучения.
Ожидаемый результат:
Повышение профессиональной компетенции учителей по созданию проблемных ситуаций на уроках в рамках проблемного обучения.
Оборудование:
- презентация;
- раздаточный материал: приложения.
Форма проведения: беседа, работа в группах, межгрупповое взаимодействие.
Ход мастер - класса
Вступительная часть.
-Уважаемые коллеги! Тема моего мастер-класса : «Приёмы создания проблемных ситуаций на уроках в рамках проблемного обучения».
Каждый из Вас пришел на мастер-класс с определенной целью.
- Предлагаю Вам сформулировать и зафиксировать свои цели, которые Вы хотели бы реализовать в течение мастер-класса.
- Те, кто не знаком с этой темой…
Узнать приёмы создания проблемной ситуации.
-Если вы владеете информацией о проблемном обучении…
Расширить свои знания о технологии проблемного обучения
- Изучив приёмы создания проблемных ситуаций…
Применить на практике приёмы (создавать проблемную ситуацию).
- Я в свою очередь сформулирую свою цель так:
«Поделиться опытом создания проблемных ситуаций на уроках (по технологии проблемного диалога Е.Л.Мельниковой).
Что вызывает у детей проблемная ситуация?
Проблемная ситуация вызывает у детей удивление или затруднение.
Поэтому по реакции ПС делятся на 2 типа: с удивлением и с затруднением.
Представление опыта работы
Приемы создания ПС с удивлением:
Приём1. Самый простой. Учитель одновременно предъявляет детям противоречивые факты или теории, взаимоисключающие точки зрения.
Тема: "Склонение имен существительных"
Старая женщина волновалась о сестре и дочери.
Приём 2. Учитель сталкивает мнения детей вопросом или практическим заданием.
Урок математики по теме «Круг и окружность»
Детям предлагаются изображения различных предметов: обруч, ведро, медаль, олимпийские кольца, секундомер, велосипед, лупа, корзина для баскетбола, очки. –Как вы считаете : где круг, а где окружность?
Мнения расходятся.
Прием 3. Выполняется в два шага. Сначала учитель выявляет представление обучающихся с помощью вопроса или практического задания "на ошибку". Затем предъявляет научный факт в виде сообщения, эксперимента или наглядной информации.
Окружающий мир, 2 класс.
Учитель: Как вы думаете, много ли растений в пустыне? Ученики: Очень мало, почти нет. (Шаг 1.)
Учитель:
Посмотрите видеофрагмент о цветущей пустыне(смотрят фрагмент о цветении растений пустыни в апреле –( шаг 2). Обучающиеся испытывают удивление.)
Приемы создания ПС с затруднением:
Приём 4. Учитель дает задание, не выполнимое вообще
Урок математики во 2 классе по теме «Метр»
- Какие единицы измерения длины вы знаете? (сантиметр, дециметр)
Задание: Найти периметр школьного коридора, используя данные единицы измерения.
Приём 5: Практическое задание, не сходное с предыдущим
Тема: Письменный приём умножения трёхзначного числа.
3,20,399
- Что это за числа?
- Умножьте их на 27.
Приём 6 Выполняется в два шага. Учитель даёт практическое задание, сходное с предыдущим . Затем учитель доказывает, что задание не выполнимо.
Урок русского языка в старших классах по теме «Правописание мягкого знака на конце наречий после шипящих. Слова-исключения»
-Среди данных слов найдите наречия и запишите их в тетрадь:
колюч…, плач.., настеж…, доч…, навзнич…, рож… , сплош…, вскач… .
- Прочитайте предложение, записанное на доске:
Нашей Маше замуж… невтерпёж… ..
–Найдите в нём наречия. Как бы вы их записали?
Существует предметная специфика в использовании представленных приемов постановки проблемы на уроке. Для русского языка наиболее характерны приемы 2, 3, 6, содержащие практическое задание "на ошибку", а приемы 1 и 4 используются реже. Для математики типичны проблемные ситуации с затруднением, создаваемые приемами 4, 5, 6, хотя прием 1 тоже встречается. На уроках литературного чтения часто обсуждаются позиции ученых (критиков) и разные мнения учеников с помощью приемов 1 и 2. При изучении окружающего мира, используется прием 3.
Практическая часть
-Сейчас я вам предлагаю в ваших группах создать проблемную ситуацию , которую можно использовать на вашем уроке.
Вывод
Без сомнения, технология проблемного обучения – результативная, поскольку обеспечивает высокое качество знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей, воспитание активной личности. Эта технология общепедагогическая, так как она может использоваться в любой образовательной системе, на занятиях по любому предмету.
Рефлексия
Закончен наш мастер-класс. Уважаемые коллеги! Благодарю вас за общение. Давайте вернёмся к началу нашей деятельности, когда вы определяли для себя цели:
если цели достигли
если частично
если не достигли
Список литературы:
1..Е.Л. Мельникова. Проблемный урок, или как открывать знания вместе с учениками. М: 2006
1. А. М. Матюшкин. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 2002
2. Электронные ресурсы: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola, http://www.myshared.ru/
3. Т.В.Кудрявцев Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. М.3нание, 2010.
4. И.Я.Лернер Вопросы проблемного обучения на Всесоюзных педагогических чтениях. Педагогика ,2000.-№ 7.
5. М.И.Махмутов . Организация проблемного обучения в школе. Книга для учителей.- М.: Просвещение, 2009
6. М.И.Махмутов . Проблемное обучение. Основные вопросы теории.- М.: Педагогика, 2012.
Городской фестиваль педагогических достижений в области образования
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 45 г. Пензы
Мастер – класс по теме:
«Приёмы создания проблемных ситуаций на уроках в рамках технологии проблемного обучения».
С. М. Таможняя
учитель начальных классов
высшей категории
г.Пенза
2017г.
Предварительный просмотр:
Приёмы создания проблемной ситуации | Побуждение к созданию противоречий | Побуждение к формулированию учебной проблемы. | Например (заполняется по мере проведения мастер - класса ) | Приведите свой пример (практическая часть) | |
1.Одновременно предъявить противоречивые факты | Что удивляет? Какие вы видите факты? Что интересного заметили? | . Выбрать подходящее: Какой возникает вопрос? Какова тема урока? | |||
2. Столкнуть разные мнения учеников практическим заданием. | Сколько в классе мнений? Почему? Чего мы не знаем? | ||||
3. ШАГ1. Обнажить житейское представление учащихся . ШАГ2. Предъявить научный факт сообщением. | Вы сначала как думали? | ||||
4. Дать практическое задание, не выполнимое вообще. | Вы смогли выполнить задание? | ||||
5. Дать практическое задание, не сходное с предыдущим. | Вы смогли выполнить задание? Почему не получается? Чем оно не похоже на предыдущее? | ||||
6. ШАГ1. Дать задание, сходное с предыдущим. ШАГ2. Доказать, что задание учениками не выполнено | Что вы хотели сделать? Какие знания применяли? Задание выполнено? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс по технологии. Изготовление поделки "Весёлая обезьянка". Мастер-класс предназначен для детей начальных классов
Мастер-класс по созданию поделки из разных материалов "Весёлая обезьянка" в форме презентации...
Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".
Одна из основных задач педагогов - разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...
Презентация мастер - класса "Стань мастером активного целеполагания"
Любая деятельностоь начитается с цели. Без четкого понимания цели невозможна любая деятельность....
Мастер класс "Формирование и развитие универсальных учебных действий младших школьников в учебной деятельности"Мастер
Мастер класс предназначен для учителей начальных классов. Цель мастер класса:продемонстрировать способы формирования универсальных учебных действий;научить определять и находить универсальные уче...
Конспект урока технологии на тему "Мастера и их профессии. Традиции и творчество мастеров"
Мастер — человек, достигший высокого искусства в своем деле, вкладывающий в свой труд смекалку, творчество, делающий предметы необычные и оригинальные, а также превосходно знающий своё реме...