Диагностические исследования исходного уровня УУД
статья на тему
Примеры исследований, которые можно проводить при подготовке проекта урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diagnosticheskiy_blok.docx | 27.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Диагностический блок
Описание диагностики исходного уровня универсальных учебных действий (УУД)
Диагностика универсальных учебных действий проводилась с использованием книги «Изучение универсальных учебных действий младших школьников» Еделева Е.Г., Еременко Н.А., Шилова О.В. НИРО, Н.Новгород, 2012г. и «Как проектировать универсальные учебные действие в начальной школе » под ред. А.Г. Асмолова.
Диагностическое исследование сформированности Личностных УУД:
- Методика «Беседа о школе» (модифицированный вариант Т.А. Нежновой, Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера)
Цель: выявление сформированности внутренней позиции школьника, его мотивации учения
Таблица 1.
Распределение учащихся по уровню сформированности внутренней позиции школьника
Уровень | Низкий | Средний | Высокий |
Количество учащихся (в %) | 29 % | 45 % | 26 % |
- Методика «Кто Я?» (М. Кун)
Цель: выявление сформированности Я - концепции и самоотношения
Таблица 2.
Распределение учащихся по уровню сформированности самооценки
Уровень | Низкий | Средний | Высокий |
Количество учащихся (в %) | 24 % | 52 % | 24 % |
- Проба на познавательную инициативу «Незавершенная сказка»
Цель: выявление развития познавательных интересов и инициативы школьника.
По результатам диагностических исследований, учащихся класса можно распределить на группы по уровням учебной мотивации
Таблица 3.
Распределение учащихся по уровням учебной мотивации
Уровень | Низкий (эмоциональный) | Средний (социальный) | Высокий (познавательный) |
Количество учащихся (в %) | 18 % | 54 % | 28 % |
Диагностическое исследование сформированности Регулятивных УУД:
- Кубики Kооса «Сложи узор»
Цель: выявление развития регулятивных действий.
- Проба на внимание (П.Я. Гальперин и С.Л. Кабыльницкая)
Цель: выявление уровня сформированности внимания и самоконтроля.
Диагностическое исследование сферы саморегуляции и особенностей принятия детьми учебной задачи проводилось учителем во время специально организованного списывания текста с дополнительным заданием. После чего дети проверяли и оценивали свою работу.
- Методика Д. Б. Эльконина «Графический диктант» (Рогов Е. И. «Настольная книга практического психолога»)
Данные, полученные в результате психодиагностического исследования позволили распределить детей по уровню с учетом саморегуляции и особенности принятия учебной задачи.
Таблица 4.
Распределение учащихся по уровню развития саморегуляции и особенностей принятия детьми учебной задачи
Уровень | Низкий | Средний | Высокий |
Количество учащихся (в %) | 12 % | 60 % | 28 % |
Диагностическое исследование сформированности Познавательных УУД:
- Построение числового эквивалента или взаимнооднозначного соответствия (Ж. Пиаже, А. Шеминьска)
Цель: выявление сформированности логических действий установления взаимно - однозначного соответствия и сохранения дискретного множества.
- Методика «Кодирование» ( субтест теста Д. Векслера в версии А.Ю. Панасюка)
Цель: выявление умения ребенка осуществлять кодирование с помощью символов.
- Диагностика универсального действия общего приема решения задач (А.Р. Лурия, Л.С. Цветкова)
Цель: выявление сформированности общего приема решения задач.
Таблица 5.
Распределение учащихся по уровню развития познавательного логического и, знаково – символического, регулятивного действия контроля
Уровень | Низкий | Средний | Высокий |
Количество учащихся (в %) | 21 % | 55 % | 24 % |
Диагностическое исследование сформированности Коммуникативных УУД:
- Задание «Левая и правая стороны» (Ж. Пиаже)
Цель: выявление уровня сформированности действий, направленных на учет позиции собеседника (партнера).
- Методика «Кто прав?» (Г.А. Цукерман и др.)
Цель: выявление сформированности действий, направленных на учет позиции собеседника (партнера).
- Методика «Рукавички» (Г.А. Цукерман)
Цель: выявление уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация).
Таблица 6.
Распределение учащихся по уровню развития саморегуляции и особенностей принятия детьми учебной задачи
Уровень | Низкий | Средний | Высокий |
Количество учащихся (в %) | 17 % | 57 % | 26 % |
Диагностика уровня развития и обученности детей
Для диагностики уровня развития и обученности у детей были взяты тесты из книги «Практическая психология в тестах или как научиться понимать себя и других», составители: Римская Р, Римский С. (АСТ – ПРЕСС книга, Москва, 2003г.)
Диагностика уровня развития психических сфер детей проводилась с использованием различных методик.
Диагностическое исследование памяти проводилось учителем. Использовались следующие диагностические методики:
- Методика 1. «Исследование кратковременной зрительной памяти»
Цель – определение объёма кратковременной зрительной памяти.
- Методика 2. «Исследование кратковременной слуховой памяти»
Цель – определение объёма кратковременной слуховой памяти.
Средние данные, полученные в результате этих исследований позволили распределить учащихся по уровню развития памяти.
Таблица 1.
Распределение учащихся по уровню развития памяти.
Уровень | Низкий | Средний | Высокий |
Количество учащихся (в %) | 24 % | 53 % | 23 % |
Диагностические исследования проводились психологом. Использовали следующие методики.
- Методика 1. «Диагностика интеллекта» (тест Гудинаф-Харриса и по шкале умственного развития Бине-Симона).
- Методика 2. «Оценка уровня продуктивности и устойчивости внимания» (при помощи матрицы с кольцами Ландольта).
Используя средние данные по обеим методикам, учащихся класса можно распределить по уровню интеллектуального развития.
Таблица 2.
Распределение учащихся по уровню интеллектуального развития
Уровень | Низкий | Средний | Высокий |
Количество учащихся (в %) | 23 % | 48 % | 29 % |
Диагностика уровя обучаемости (способность к учению) проводилась с использованием методик из книги «Психологическая диагностика дошкольников и младших школьников» /Авт. – сост.: В.В. Кудряшова, И.А. Шувалова, В.И. Зеленкова и др. – Хабаровск: ХК ИППК ПК, 2008.
Обученность - это реально усвоенный уровень знаний, умений и навыков. Определяется тестовыми заданиями.
Тесты включают в себя 4 уровня.
1 уровень обученности – различение - характеризует низшую степень, когда учащийся отличает объект от его аналогов только по ярко выраженным признакам
2 уровень обученности – запоминание - может пересказать содержание текста, правила, но это не служит доказательством понимания.
3 уровень обученности – понимание – предполагае нахождение существенных признаков и связей явлений, предметов на основе анализа и синтеза
4 уровень - простейшие умения и навыки – показатель высокой степени обученности.
Умения – это закрепленные способы применения знаний в практической деятельности.
Навыки – это умения, доведенные до автоматизма
5 уровень – перенос - умеют обобщать, применять полученные знания в новой ситуации. Это самый высокий уровень.
Таблица 3.
Распределение учащихся по уровню обученности
Уровень | Различение | Запоминание | Понимание | Умения и навыки | Перенос |
Количество учащихся (в %) | 7% | 17% | 25% | 36% | 15% |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностическое исследование. Агрессивность.
Диагностика направлена на исследование того, насколько выражены ситуационно-личностные реакции агрессивности у ребенка. Выполнить данную диагностику может родитель, психолог, педагог....
Статья "Диагностическое исследование нравственной сферы младших школьников"
Статья содержит диагностики развития нравственной сферы младших школьников....
Диагностическое исследование уровня духовно -нравственного развития обучающихся на ступени начального общего образования
Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся планируется с опорой на психо-педагогические исследования развития нравственных качеств личности младшего школьника. В данной статье предлагаются...
Психологический анализ исследования интеллектуального уровня развития обучающихся 4-х классов МБОУ СОШ №5
Психологический анализ исследования интеллектуального уровня развития обучающихся 4-х классов МБОУ СОШ №5...
Отчет по результатам, проведенного диагностического исследования уровня сформированности УУД у учащихся 2-го класса
Отчет по диагностике во 2 классе по программе "Школа 2100"...
Конспект урока ИЗО в 1 классе по теме "Дорисуй картину. Диагностическое исследование "Констатация уровня развития композиционного мышления"
Конспект урока ИЗО в 1 классе по теме "Дорисуй картину. Диагностическое исследование "Констатация уровня развития композиционного мышления"...
Диагностика исходного уровня развития воображения младших школьников
Диагностика исходного уровня развития воображения младших школьников...