Диагностические исследования исходного уровня УУД
статья на тему

Наталия Александровна Лаврентьева

Примеры исследований, которые можно проводить при подготовке проекта урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnosticheskiy_blok.docx27.75 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностический блок

Описание диагностики исходного уровня универсальных учебных действий (УУД)

Диагностика универсальных учебных действий  проводилась с использованием книги «Изучение универсальных учебных действий  младших школьников» Еделева Е.Г., Еременко Н.А., Шилова О.В. НИРО, Н.Новгород, 2012г. и «Как проектировать универсальные учебные действие в начальной школе » под ред. А.Г. Асмолова.

Диагностическое исследование сформированности Личностных УУД:  

  • Методика «Беседа о школе» (модифицированный вариант Т.А. Нежновой, Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера) 

Цель: выявление сформированности внутренней позиции школьника, его мотивации учения

Таблица 1.       

Распределение учащихся по уровню сформированности внутренней позиции школьника

Уровень

Низкий

Средний

Высокий

Количество учащихся

 (в %)

29 %

45 %

26 %

  • Методика «Кто Я?» (М. Кун)

Цель: выявление сформированности Я - концепции и самоотношения

Таблица 2.       

Распределение учащихся по уровню сформированности самооценки

Уровень

Низкий

Средний

Высокий

Количество учащихся

 (в %)

24 %

52 %

24 %

  • Проба на познавательную инициативу «Незавершенная сказка»

Цель: выявление развития познавательных интересов и инициативы школьника.

По результатам диагностических исследований, учащихся класса можно распределить на группы по уровням учебной мотивации 

Таблица 3.       

Распределение учащихся по уровням  учебной мотивации  

Уровень

Низкий (эмоциональный)

Средний (социальный)

Высокий (познавательный)

Количество учащихся

 (в %)

18 %

54 %

28 %

Диагностическое  исследование сформированности  Регулятивных  УУД:

  • Кубики Kооса  «Сложи узор»

Цель: выявление развития регулятивных действий.

  • Проба на внимание (П.Я. Гальперин и С.Л. Кабыльницкая)

Цель: выявление уровня сформированности внимания и самоконтроля.

Диагностическое  исследование сферы саморегуляции и особенностей принятия детьми учебной задачи проводилось учителем во время специально организованного списывания текста с дополнительным заданием. После чего дети проверяли и оценивали свою работу.

  • Методика Д. Б. Эльконина «Графический диктант» (Рогов Е. И. «Настольная книга практического психолога»)

Данные, полученные в результате психодиагностического исследования позволили  распределить детей по уровню с учетом саморегуляции и особенности принятия учебной задачи.

Таблица 4.

 Распределение учащихся по уровню развития саморегуляции и особенностей принятия детьми учебной задачи

Уровень

Низкий

Средний

Высокий

Количество учащихся

 (в %)

12 %

60 %

28 %

Диагностическое  исследование сформированности  Познавательных  УУД:

  • Построение числового эквивалента или взаимнооднозначного соответствия (Ж. Пиаже, А. Шеминьска)

Цель: выявление сформированности логических действий установления взаимно - однозначного соответствия и сохранения дискретного множества.

  • Методика «Кодирование» ( субтест теста Д. Векслера в версии А.Ю. Панасюка)

Цель: выявление умения ребенка осуществлять кодирование с помощью символов.

  • Диагностика универсального действия общего приема решения задач (А.Р. Лурия, Л.С. Цветкова)

Цель:  выявление сформированности общего приема решения задач.

Таблица 5.

 Распределение учащихся по уровню развития  познавательного логического и, знаково – символического, регулятивного действия контроля

Уровень

Низкий

Средний

Высокий

Количество учащихся

 (в %)

21 %

55 %

24 %

Диагностическое  исследование сформированности  Коммуникативных  УУД:

  • Задание «Левая и правая стороны» (Ж. Пиаже)

Цель: выявление уровня сформированности действий, направленных на учет позиции собеседника (партнера).

  • Методика «Кто прав?» (Г.А. Цукерман и др.)

Цель: выявление сформированности действий, направленных на учет позиции собеседника (партнера).

  • Методика «Рукавички» (Г.А. Цукерман) 

Цель: выявление уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация).

Таблица 6.

Распределение учащихся по уровню развития саморегуляции и особенностей принятия детьми учебной задачи

Уровень

Низкий

Средний

Высокий

Количество учащихся

 (в %)

17 %

57 %

26 %

Диагностика уровня развития и обученности детей

Для диагностики уровня развития и обученности у детей были взяты тесты из книги «Практическая психология в тестах или как научиться понимать себя и других», составители: Римская Р, Римский С. (АСТ – ПРЕСС книга, Москва, 2003г.)

Диагностика уровня развития психических сфер детей проводилась с использованием различных методик.

Диагностическое исследование памяти проводилось учителем. Использовались следующие диагностические методики:

  • Методика 1. «Исследование кратковременной зрительной памяти»

Цель – определение объёма кратковременной зрительной памяти.

  • Методика 2. «Исследование кратковременной слуховой памяти»

Цель – определение объёма кратковременной слуховой памяти.

Средние данные, полученные в результате этих исследований позволили распределить учащихся по уровню развития памяти.

Таблица 1.

Распределение учащихся по уровню развития памяти.

Уровень

Низкий

Средний

Высокий

Количество учащихся (в %)

24 %

53 %

23 %

Диагностические исследования проводились психологом. Использовали следующие методики.

  • Методика 1. «Диагностика интеллекта» (тест Гудинаф-Харриса и по шкале умственного развития Бине-Симона).
  • Методика 2. «Оценка уровня продуктивности и устойчивости внимания» (при помощи матрицы с кольцами Ландольта).

Используя средние данные по обеим методикам, учащихся класса можно распределить по уровню интеллектуального развития.

Таблица 2.

Распределение учащихся по уровню интеллектуального развития

Уровень

Низкий

Средний

Высокий

Количество учащихся (в %)

23 %

48 %

29 %

Диагностика уровя обучаемости (способность к учению) проводилась с использованием методик из книги «Психологическая диагностика дошкольников и младших школьников» /Авт. – сост.: В.В. Кудряшова, И.А. Шувалова, В.И. Зеленкова и др. – Хабаровск: ХК ИППК ПК, 2008.

Обученность - это реально усвоенный уровень знаний, умений и навыков. Определяется тестовыми заданиями.

Тесты включают в себя 4 уровня.

1 уровень обученности – различение - характеризует низшую степень, когда учащийся отличает объект от его аналогов только по ярко выраженным признакам

2 уровень обученности – запоминание - может пересказать содержание текста, правила, но это не служит доказательством понимания.

3 уровень обученности – понимание – предполагае нахождение существенных признаков и связей явлений, предметов на основе анализа и синтеза

4 уровень - простейшие умения и навыки – показатель высокой степени обученности.

Умения – это закрепленные способы применения знаний в практической деятельности.

Навыки – это умения, доведенные до автоматизма

5 уровень – перенос - умеют обобщать, применять полученные знания в новой ситуации. Это самый высокий уровень.

Таблица 3.

Распределение учащихся по уровню обученности 

Уровень

Различение

Запоминание

Понимание

Умения и навыки

Перенос

Количество учащихся (в %)

7%

17%

25%

36%

15%

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностическое исследование. Агрессивность.

Диагностика направлена на  исследование того, насколько выражены ситуационно-личностные реакции агрессивности у ребенка. Выполнить данную диагностику может родитель, психолог, педагог....

Статья "Диагностическое исследование нравственной сферы младших школьников"

Статья содержит диагностики развития нравственной сферы младших школьников....

Диагностическое исследование уровня духовно -нравственного развития обучающихся на ступени начального общего образования

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся планируется с опорой на психо-педагогические исследования развития нравственных качеств личности младшего школьника. В данной статье предлагаются...

Психологический анализ исследования интеллектуального уровня развития обучающихся 4-х классов МБОУ СОШ №5

Психологический анализ исследования интеллектуального уровня развития обучающихся 4-х классов МБОУ СОШ №5...

Конспект урока ИЗО в 1 классе по теме "Дорисуй картину. Диагностическое исследование "Констатация уровня развития композиционного мышления"

Конспект урока ИЗО в 1 классе по теме "Дорисуй картину. Диагностическое исследование "Констатация уровня развития композиционного мышления"...

Диагностика исходного уровня развития воображения младших школьников

Диагностика исходного уровня развития воображения младших школьников...