Календарно-тематическое планирование индивидуальных коррекционно-развивающих занятий.
календарно-тематическое планирование (4 класс) по теме

Успешное обучение детей в начальной школе зависит от уровня развития  мышления ребёнка, умения обобщать и систематизировать свои знания, творчески решать различные проблемы.
Дети  с ограниченными возможностями здоровья составляют особую категорию – это в основном дети, у которых по причине врожденной недостаточности  или приобретенного  органического  поражения сенсорных органов, опорно-двигательного аппарата или центральной нервной системы развитие психических функций отклоняется от нормы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrektsionnaya_programma_4_klassy.docx34.99 КБ

Предварительный просмотр:

                                                               

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ЮГО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1968

(ГБОУ СОШ  №1968)

ул. Верхние поля, д.30   Москва, 109451      e-mail: ofis1968@mail.ru     Тел./fax  (495) 658-52-67  

«Утверждаю»                        

 директор ГБОУ СОШ №1968

_______________    Е.В. Швец

 6 ноября 2014года

Календарно -тематическое планирование
индивидуальных

коррекционно- развивающих занятий
на 2014 -2015 учебный год

 Класс: 4кл Ю А.

Составитель:педагог-психолог    Елизарова      Татьяна Геннадьевна

Количество часов в учебном году   28

Количество часов в неделю             1

                                                     

                                               

                                                                Москва, 2014 год


                                           Пояснительная записка

Успешное обучение детей в начальной школе зависит от уровня развития  мышления ребёнка, умения обобщать и систематизировать свои знания, творчески решать различные проблемы.

В современной психологии наибольшее значение получила концепция Л.С. Выготского, в которой генезис мышления происходит от наглядно-действенного к наглядно-образному и далее к словесно-логическому.

        Логическое мышление дает ребенку возможность анализировать предметы и явления, выделять их основные существенные свойства и отношения, последовательно рассуждать  и делать самостоятельные выводы.

Дети  с ограниченными возможностями здоровья составляют особую категорию – это в основном дети, у которых по причине врожденной недостаточности  или приобретенного  органического  поражения сенсорных органов, опорно-двигательного аппарата или центральной нервной системы развитие психических функций отклоняется от нормы. В некоторых случаях  нарушения развития  могут  быть вызваны и микросоциальными, средовыми причинами: последствия социальной и эмоциональной депривации и т.п.

В связи с этим в рамках образовательного процесса необходимо создавать условия по развитию познавательных способностей, обеспечению эмоционального комфорта, волевого поведения ребенка.  

Успешное обучение детей в школе зависит от уровня развития познавательных процессов (мышление, память, внимание, воображение). Особое внимание при обучении детей с ОВЗ уделяется развитию  произвольного внимания, так как от уровня его развития зависит успешность и чёткость работы сознания, следовательно, и осознанного восприятия изучаемого  материала. Естественно, что все задания и их последовательность подчинены дидактическому требованию постепенного усложнения и в итоге подводят к успешному развитию произвольного внимания, которое служит основой развития других познавательных процессов. Ребёнок должен находить отличия между предметами, выполнять самостоятельно задания по предложенному образцу, находить несколько пар одинаковых предметов.

Среди заданий на развитие памяти предпочтение отдаётся зрительным и слуховым диктантам и упражнениям, в содержании которых используются математические символы, записи, термины, геометрические фигуры и их расположение на листе бумаги. Большое значение в развитии словесно-логической памяти имеют дидактические игры, предполагающие развитие у детей приёмов смысловой группировки представленных слов или словосочетаний. 

Отличительной особенностью программы  является организация разнообразной деятельности, в результате которой идёт активное развитие основных познавательных процессов у детей с ОВЗ, приоритетных  среди которых являются воображение и мышление. Именно поэтому большое внимание уделяется развитию таких мыслительных операций, как сравнение, анализ и синтез, обобщение, классификация, аналогия.

Анализ - это процесс, расчленения целого  не части, а также установление  связей, отношений между ними.

Синтез - это процесс мысленного соединения в единое целое частей предмета или его признаков, полученных в процессе анализа. Анализ и синтез неразрывно связаны друг с другом и являются одним из основных мыслительных операций.

Сравнение - мысленное установление сходства и различия предметов по существенным или несущественным признакам. Ребёнок старшего дошкольного возраста должен уметь сравнивать, выделяя сначала наиболее существенные признаки сходства и различия, а также видеть разницу между признаками сходства и признаками различия. Развитие умений проводить сравнение отрабатывается с помощью усложняющих заданий: сначала это задания, в которых предполагается сравнивать два предмета, при этом результат сравнения выражается графически; затем сравнивают группы предметов, их изображения, после чего переходят к сравнению несложных сюжетных картинок или композиций.

Обобщение - процесс мысленного объединения в одну группу предметов и явлений по их основным свойствам. Ребёнку старшего дошкольного возраста нужно уметь обобщать предметы, исходя из их существенных признаков, самостоятельно выделяя эти признаки.

Классификация - это распределение предметов по группам, обычно по существенным признакам. Очень важно правильно выбрать основание классификаций. Часто дети ориентируются на второстепенные признаки.

В предлагаемой программе основной целью является формирование такой предпосылки развития психологического качества будущего школьника, как овладение умениями учиться. Для обеспечения комплексного подхода задания подобраны так, чтобы решалось сразу несколько задач. В тоже время, зная проблемы конкретного ребенка, можно подобрать соответствующие упражнения, ориентируясь на целевую направленность заданий.

        

В предлагаемой программе основной целью является развитие познавательных способностей  у детей  старшего школьного возраста с ОВЗ. 

Данная цель реализуется через задачи:

  • Формирование мотиваций учебной деятельности, ориентированной на активизацию познавательных интересов.
  • Развития восприятия и представления  детей через накопление и расширение сенсорного опыта.
  • Увеличение объёма внимания и памяти.
  • Развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления за счёт обучения приёмам умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, группировка, установление причинно-следственных связей).
  • Развития речи, активное использование знаний и умений, полученных на занятиях.

Основные приемы обучения.

•        Образное описание объектов, явлений окружающего мира (загадки, пословицы, поговорки), беседа, многократное повторение;

•        Одушевление того, о чем сообщается на занятии;

•        Игровые упражнения с речевым сопровождением, направленные на развитие общей и мелкой моторики, закрепление математических понятий;

•        Пальчиковая гимнастика.

•        Графические работы и работы по образцу (конструирование по предложенной схеме, рисование по клеточкам).

•        Анализ литературных произведений.

•        Элементы сказкотерапии.

•        Упражнения для развития основных мыслительных операций: анализ – синтез, обобщение, классификация.

•        Упражнения для установления причинно-следственных связей.

(1 ч. в неделю)

В содержание каждого занятия входят:

Ритуал приветствия.
Упражнения мозговой гимнастики
: «Перекрестные движения», «Ленивые восьмерки»,
«Шапка для размышлений», « Четыре стихии»,
игры на развитие различных групп мышц «Кораблик»,  упражнения на мышечную релаксацию.

Основная часть

В которой  развивается активный словарь, культурная осведомленность, осмысленность и структурность восприятия, произвольность внимания, осознанность процессов запоминания и воспроизведения, освоение необходимых для мыслительной обработки приемов и средств установления логических отношений между понятиями и их признаками.

Итоги занятия. Ритуал прощания.

Обязательное упражнение - «Цветок настроения»

У ребенка есть лист с нарисованным цветком, один из его лепестков такой, какое сейчас у него настроение. Ребенка просят закрыть глаза и представить себе, какого цвета один из его лепестков сейчас расцветет. Откроет глаза и раскрасит его этим цветом.

Кол-во занятий

Тематика

1

развитие образных представлений, зрительного восприятия, наблюдательности, тактильной чувствительности, творческого воображения, коммуникативных способностей.

развитие восприятия, творческого воображения, умения запоминать многокомпонентную инструкцию, выполнять задание в соответствии с правилами, стимулирование мышечной системы рук, двигательной ловкости пальцев.

2

развитие творческого воображения, зрительного восприятия, моторной координации кисти руки, мелкой моторики пальцев.

3

развитие образных представлений, зрительного восприятия, наблюдательности, крупной и мелкой моторики, формирование комбинаторных способностей, стимулирование аналитико-синтетической деятельности.

4

Развитие  координации кисти руки, мелкой моторики пальцев, точность движения, дифференцированного восприятия, аналитико-синтетической деятельности

5

Развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления

развитие моторной координации, восприятия, наблюдательности, воображения, коммуникативных способностей.

6

развитие творческого воображения, дифференцированного восприятия, мелкой моторики пальцев, координации движений кисти руки, коммуникативных способностей

7

развитие устойчивости внимания, произвольного запоминания посредством приема группировки, наглядно-образного и словесно-логического мышления, сообразительности.

8

развитие идентификации, мыслительных операций (обобщение, классификация), аналитико-синтетической деятельности, умения устанавливать причинно-следственные связи, произвольного запоминания посредством приема группировки.

9

развитие сообразительности, наглядно-образного мышления, мыслительных операций (обобщение, группировка, классификация), внимания, памяти, речи.

развитие произвольного внимания и памяти, логического мышления, образных представлений, речи ,мелкой моторики

10

развитие логического мышления, любознательности, произвольной памяти и внимания, речи, способствовать расслаблению, восстановлению работоспособности.

11

развитие произвольной памяти и внимания, логического мышления, речи, волевых процессов, мелкой моторики

12

развитие произвольной памяти и внимания, логического мышления, воли, умения действовать согласно правилу.

13

развитие наблюдательности, логического мышления, произвольной памяти к внимания, речи,  мелкой моторики

развитие наблюдательности, логического мышления, речи, произвольной памяти и внимания.

14

развитие произвольной памяти и внимания, логического мышления, речи, волевых процессов,  мелкой моторики

14

формирование графических умений и комбинаторных способностей, стимулирование аналитико-синтетической деятельности.

16

Развитие мыслительных операций (обобщение, группировка, классификация), внимания, памяти, речи,  мелкой моторики

17

развитие устойчивости внимания, произвольного запоминания посредством приема группировки

18

развитие мыслительных процессов: отождествления, сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации и абстрагирования

19

развитие слухового внимания ребенка, свойств внимания, наблюдательности.

развитие образных представлений, зрительного восприятия, наблюдательности, зрительно-моторной координации, пространственной ориентации

20

Развитие памяти (овладение мнемическими приемами запоминания) , мелкой моторики

21

Развитие воображения (решение задач поискового характера), мелкой моторики

22

Развитие личностно-мотивационной сферы (развитие познавательного интереса, уверенности в своих силах)

23

Развитие памяти (тренировка произвольного компонента слуховой, зрительной и моторной памяти)

Развитие воображения (развитие творческого воображения и  конструкторского мышления)

24

Развитие мышления (владение навыками применения логических операций)

25

Коррекция речевого развития; мелкой моторики.

26

Развитие слухового внимания ребенка, свойств внимания, наблюдательности, речевого развития

27

Расширение словарного запаса, развитие внимания, воображения, мышления, формирование приемов учебной деятельности

28

Развитие мыслительных операций:  сравнение, анализ и синтез, обобщение, классификация, аналогия.

Список литературы:

1. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. – 4-е изд., стер. – М.: Издательство «Ось89», 2006. – 272 с.
2.
Ильина М.В. Тренируем внимание и память. Тесты и упражнения для детей 5 – 10 лет: Пособие для психологов, воспитателей ДОУ, учителей. – М.: АРКТИ, 2005. – 136 с. (Развитие и воспитание)
3.
Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников (психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся 1– 4 классов). Часть 1. Книга для учителя. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: «Ось-89», 2006. – 272 с.
4.
Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников (психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся 1– 4 классов). Часть 2. Материалы к урокам психологического развития. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: «Ось-89», 2006. – 160 с.
5.
Осипова А.А., Малашинская Л.И. Диагностика и коррекция внимания.: программа для детей 5– 9 лет. – М.: ТЦ Сфера 2004 – 104 с.
6.
Шевердина Н,А., Сушинкас Л.Л. Тестирование будущих первоклашек / Серия «Психологический практикум». – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 288 с.
7.
Шевлякова И.Н. Посмотри внимательно на мир. – М.: Генезис, 2003. – 96 с
8.
Языканова Е.В.  Программа «Учись учиться», развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 4 класс- 7-е изд., перераб. и доп.- М. : Издательство «Экзамен»,2014-126,(2)с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие с агрессивным ребёнком младшего школьного возраста "Путешествие в мой внутренний мир"(с элементами арт- и сказкотерапии).

Сегодня мы вместе с вами отправимся в увлекательное и удивительное путешествие, где предстоит нам выполнить и пройти разные задания. Узнаем, как нам помогают наши положи...

Технологическая карта индивидуального коррекционно-развивающего занятия "Развитие свойств мышления, через выявление последовательности по серии картин".

Предмет: Развитие психических процессов.  Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие. Класс 1 Тема занятия: Выявление последовательности по серии картин. Этап: развитие свойств мышления...

Календарно-тематическое планирование комплексных коррекционно-развивающих занятий для детей (возраст 3-4 года).

Календарно-тематическое планирование комплексных коррекционно-развивающих занятий для детей (возраст 3-4 года)....

Календарно-тематическое планирование комплексных коррекционно-развивающих занятий для детей (возраст 6-7 лет).

Календарно-тематическое планирование комплексных коррекционно-развивающих занятий для детей (возраст 6-7 лет)....

Тематическое планирование индивидуальных коррекционно-развивающих занятий по математике (ЗПР 7.2)

Тематическое планирование коррекционно - развивающих занятий по математике для детей с ОВЗ (ЗПР 7.2), 3 класс....

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия по обучению грамоте с детьми с ЗПР в 1 классе (первый год обучения)."Звук и буква М"

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия по обучению грамоте с детьми с ЗПР в 1 классе (первый год обучения) "Звук и буква М"...