Программа адаптации учащихся пятых классов.
методическая разработка
В основу данной программы положена работа Р. В. Овчаровой «Хочу, могу, умею» с некоторыми изменениями и дополнениями, продиктованными практикой. Программа состоит из трех блоков: развитие эмоциональной сферы ребенка, развитие ребенка как субъекта общения и формирования позитивной «Я-концепции». Каждый блок может быть использован автономно и в системе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptatsiya_.5_klass.doc | 168.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа адаптации учащихся пятых классов.
Создание данной программы обусловлено тем, что переход учащихся в пятый класс - один из кризисных передов развития ребенка. Новая ситуация требует от учащихся пятых классов развитых адаптивных возможностей коммуникативного и интеллектуального характера. Возрастные ограничения и индивидуальные особенности приводят к разной степени выраженности психологического дискомфорта у учащихся. Ситуация осложняется еще и тем, что осознание и переживание взросления в сочетании с недостаточной успешностью в учебе, с не удовлетворяющим статусом в среде сверстников, с затруднениями при регуляции поведения и деятельности в ответ на различающиеся требования сменяющихся педагогов неизбежно снижают эффективность образования.
В основу данной программы положена работа Р.В.Овчаровой «Хочу, могу, умею» с некоторыми изменениями и дополнениями продиктованными практикой.
Программа состоит из трех блоков: развитие эмоциональной сферы ребенка, развитие ребенка как субъекта общения и формирования позитивной «Я-концепции». Каждый блок может быть использован автономно и в системе.
Цель программы: устранить искажения эмоционального реагирования и стереотипов поведения; реконструировать полноценные контакты ребенка с окружающими.
Для достижения поставленной цели Программа решает следующие задачи:
- Снятие эмоциональной напряженности и создание ситуации успеха.
- Формирование адекватных форм поведения.
Предполагается, что в процессе работы по предложенной программе учащиеся научатся регулировать поведение в коллективе, уметь оценивать эмоциональное состояние своих сверстников, адекватно реагировать на него, описывать свои чувства и желания различными средствами.
Как уже отмечалось, программа может быть использована полностью или частично, в зависимости от результатов предварительной диагностики. Так, к применению первого блока, показаниями могут быть трудности осознания эмоциональных состояний, трудности обозначения чувств и переживаний в речи, неумение вести себя адекватно в обществе детей и взрослых, высокая ситуативная и личностная тревожность. Работа по коррекции нарушений в эмоциональной сфере предусмотрена занятиями с 1 по 9.
Если, по данным диагностики, у ребенка сниженный социальный статус, он страдает от собственных неудач или, наоборот эгоцентричен, в Программе предусмотрен блок по целенаправленному формированию позитивной Я-концепции. Во время этих занятий учащиеся должны научиться осознавать свои реальные возможности. Тема располагается с 10 по 12 занятие.
Последний блок Программы предназначен для отработки необходимых коммуникативных умений. Упражнения этого блока содержатся в занятиях с 13 по 20.
Закрывают программу несколько обобщающих занятий, на которых участники закрепляют полученные навыки.
Рекомендуемая литература:
- Азбука общения. Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. // СПб.-1996.
- Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. // М.-1986.
- Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком .Как? // М.-1995.
- Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка. // М -1997.
- Коротаева Е. Хочу, могу, умею! // М: КСП,-1997.
- Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей // Ярославль: Академия Развития,-1996.
- Лэнгрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений. // М.-1994.
- Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. // М.-1996.
- Чистякова М.Н. Психогимнастика. //М.-1990.
Занятие 1.
Первое занятие предваряется беседой в процессе которой учащимся объясняется цель работы и производится знакомство с такими эмоциональными состояниями как радость, горе, гнев, печаль.
- Вводятся правила работы в группе. Выбираются игровые имена.
- Упражнение «Радость».
Рассматривается сюжетная картина. После этого учащиеся отвечают на вопросы:
- Какое настроение у героя этой картины?
- По каким признакам вы это определили?
- В каких ситуациях у нас бывает радостное настроение? Какое при этом бывает лицо?
После этого вместе с учащимися рассматриваются пиктограммы с изображением эмоции радости. Проводится конкурс на "Самое радостное лицо".
- Упражнение «Гнев».
Рассматривается картина "Злой Карабас-Барабас" и пиктограммы эмоции гнева. Детям предлагается изобразить на своем лице эмоцию гнева, проводится конкурс на "Самого Злого Злюка".
- Упражнение «Удивление».
Рассматривается сюжетная картина "Буратино и Тортилла" и пиктограммы эмоции удивления. После изображения соответствующей эмоции на лицах детей выбрать "Самое удивленное лицо".
- Упражнение «Печаль».
Рассматривается сюжетная картина и пиктограммы с изображением печали. Детям предлагается изобразить печаль на их лицах, выбрать "Самое печальное лицо".
- Работа в малых группах.
Работа с сюжетными картинками. Детям предлагается оценить ситуацию, изображенную на картинках, и дорисовать лицо героя в стиле пиктограмм.
- Рефлексия.
- Чему я научился сегодня?
Занятие 2.
- Комплимент.
Дети здороваются друг с другом и при этом говорят что-нибудь приятное.
- Беседа о роли жестов и голоса в проявлении настроения.
- Можем ли мы узнать о настроении человека, не видя его лица? Как?
- Как меняются движения человека в разном настроении? Как меняется голос?
- Упражнение «Новая кукла».
Девочке подарили новую куклу Она рада, весело прыгает, кружится, играет с куклой.
Детям предлагается показать радостную девочку.
- Упражнение «Баба-Яга».
Баба-Яга поймала Аленушку, велела ей затопить печку, а сама уснула. Проснулась, а Аленушки и нет - сбежала. Рассердилась Баба-Яга, бегает по избе, ногами топает, кулаками размахивает, кричит.
Проводится конкурс на самую рассерженную Бабу-Ягу.
- Упражнение "Фокус"
Мальчик очень удивился: он увидел, как фокусник посадил в пустой чемодан кошку и закрыл его, а когда открыл чемодан, кошки там не было. .. Из чемодана выпрыгнула собака.
Детям предлагается показать удивленного мальчика.
- Упражнение «Золушка».
Золушка возвращается с бала очень печальной - она больше не увидит принца, к тому же она потеряла свою туфельку.
Все дети изображают печальную Золушку.
- Рефлексия.
- Какие эмоции было легко изобразить, какие трудно.
- Испытывали ли вы подобные эмоции в жизни и когда?
Занятие 3.
Цель: Дать понятие о различной степени интенсивности эмоций.
1. Комплимент.
- Упражнение «Угадай эмоцию».
На столе, картинкой вниз, выкладываются схематические изображения эмоций. Дети по очереди берут любую карточку, не показывая ее остальным. Задача ребенка: по схеме узнать эмоцию, настроение и изобразить ее с помощью мимики, пантомимики, голосовых интонаций. Зрители должны угадать, какую эмоцию изображает ребенок, что происходит в его мини-сценке.
- Беседа о различной степени интенсивности эмоций.
Эмоции могут быть выражены более или менее ярко.
- В чем это проявляется и как?
- С чем это связано?
- Каковы могут быть причины возникновения эмоций различной степени интенсивности?
- Работа в малых группах.
Дети самостоятельно придумывают сюжеты, в которых проявляются эмоции различной интенсивности. После того как сюжеты обсуждены по группам происходит проигрыш.
- Рефлексия.
- Что получилось?
Занятие 4.
1. Комплимент.
2. Беседа о способах выражения различных эмоций (повторение материала прошлых занятий).
- Как можно выразить свои эмоции, свое настроение?
- Может ли рисунок передать настроение автора?
- Какое настроение хотел передать автор на этом рисунке? Как вы это определили, по каким признакам?
В конце беседы вводятся понятия о положительных и отрицательных эмоциях. Рассматриваются абстрактные картины с изображением радости и печали.
3. Упражнение «Картина с настроением».
Детям предлагается выполнить рисунок на тему «Мое настроение сейчас». Рисунки могут быть как сюжетные, так и «абстрактные». После выполнения задания проводится подробный анализ
рисунков, их цветовое решение, характер линий и т.д. Выясняется, вызвали ли они то настроение, которое хотел передать автор.
- Рефлексия.
- Что узнал нового?
- Что чувствовал во время занятия?
Занятие 5.
- Комплимент.
- Беседа.
Рассматривается сюжетная картина с эмоцией страха, схематического ее изображения (пиктограммы). Отметить, как выражается ее проявление в мимике, пантомимике, голосе. Страх тоже имеет различную интенсивность (испуг - страх - ужас).
- Было ли вам когда-нибудь страшно?
- Когда вы переживали страх?
- Что произошло потом?
- Практическое задание.
Проигрываются психогимнастические этюды с переходом от отрицательных эмоций к положительным.
- Про Таню (испуг - радость).
Наша Таня громко плачет –
Уронила в речку мячик (испуг-горе).
«Тише Танечка, не плачь –
Не утонет в речке мяч!" (радость).
- В лесу (внимание - страх - радость).
«Друзья пошли прогуляться в лес. Один мальчик отстал, оглянулся - нет никого. Он стал прислушиваться: не слышно ли голосов (внимание). Вроде бы слышит он какой-то шорох, потрескивание веток - а вдруг это волк или медведь? (страх). Но ветки раздвинулись, и он увидел своих друзей - они тоже искали его. Мальчик обрадовался: теперь можно возвращаться домой». (радость)
- Один дома (этюд на выражение страха).
«Мама-енотиха ушла добывать еду, крошка-енот остался один в норе. Вокруг темно, слышны разные шорохи. Крошке-еноту страшно: вдруг на него кто-нибудь нападет, а мама не успеет прийти на помощь?»
- Рефлексия.
- Приходилось ли тебе в жизни испытывать подобные эмоции? В каких случаях?
Занятие 6.
Цель: Повторить 5 пройденных эмоций, учить распознавать и изображать эмоцию интереса.
- Комплимент.
- Упражнение «Назови похожее».
Ведущий называет основную эмоцию (или показывает ее схематическое изображение, или разыгрывает сам), а дети вспоминают те слова, которые обозначают эту эмоцию. Можно разделить детей на две команды. Представители каждой команды по очереди называют синонимы. Выигрывает та команда, которая последней назвала слово.
- Упражнение «Испорченный телефон».
Все участники игры, кроме двоих, закрывают глаза, «спят». Ведущий молча показывает первому
участнику (именно они не закрывают глаза) какую-либо эмоцию при помощи мимики и/или пантомимики. Первый участник, «разбудив» второго игрока, передает увиденную эмоцию, как он ее понял, тоже без слов. Далее второй участник «будит» третьего и передает ему свою версию увиденного. И так до последнего участника игры. После этого ведущий опрашивает всех участников игры, начиная с последнего и кончая первым, о том, какую эмоцию, по их мнению, им показывали. Так можно найти звено, где произошло искажение информации, или убедиться, что телефон был полностью исправен.
Возможные вопросы при обсуждении:
- По каким признакам ты определил именно эту эмоцию?
- Как ты думаешь, что помешало тебе правильно понять ее?
- Трудно ли было тебе понять другого участника?
- Что ты чувствовал, когда изображал эмоцию?
- Упражнение «Лисичка».
Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут котик с петушком, и подслушивает, о чем они говорят (исполняется по ролям с последующим обсуждением).
- Беседа.
Предлагается назвать несколько пословиц о любопытстве. После этого рассматривается сюжетная картина или пиктограмма выражающая эмоцию интереса. Обращается внимание на средства выражения эмоции.
- Работа в малых группах.
Учащиеся придумывают ситуации, в которых можно проявить интерес. После обсуждения ситуации проигрываются.
- Рефлексия.
Занятие 7.
- Комплимент.
- Упражнение «Что было бы, если бы...».
Ведущий показывает детям сюжетную картинку, у героев (героя) которой отсутствуют(ет) ли- ца(о). Можно использовать одну из картинок первого занятия. Детям предлагается назвать, какую эмоцию они считают подходящей в данном случае и почему. После этого ведущий предлагает детям изменить эмоцию на лице героя: что было бы, если бы он стал веселым (загрустил, разозлился и т.д.)? Можно разделить детей на микро-группы по количеству эмоций, и каждой группе предложить разыграть данную ситуацию (т е. одна группа продумывает и разыгрывает ситуацию, если герой картинки злится, а другая - если веселится и т.д.).
- Упражнение «Снимается кино».
Среди детей выбирается Сценарист и Режиссер. Они ищут исполнителя главной роли. Всем претендентам дается задание: Сценарист называет какого-нибудь сказочного героя, а Режиссер называет любое настроение (эмоцию). Актер должен произнести какую-нибудь фразу от лица этого персонажа с заданной интонацией. Предлагаются картины и пиктограммы с эмоцией стыда.
- Было ли вам когда-нибудь стыдно?
- В какой ситуации это происходило? (Рассказы детей).
- Как проявляется стыд в мимике, пантомимике, голосе?)
- Упражнение «Кот Васька» (стыд).
«Хозяйка испекла сметанный пирог к празднику и пошла наряжаться. Кот Васька прокрался на кухню и съел пирог. Хозяйка прибежала на шум и стала ругать Ваську. Ваське стало стыдно».
- Упражнение «Кто съел варенье?» (удивление и стыд).
«Мама ушла на работу, а мальчик с кошкой остались дома. Мальчику очень захотелось попробовать вишневое варенье. Он не заметил, как съел все варенье в банке. Когда мама вернулась, она спросила: "Кто съел варенье?", - на что мальчик ответил: "Кошка". Мама очень удивилась: "Разве кошки едят варенье?" (удивление). Мальчику стало стыдно за свой обман (стыд).
- Рефлексия.
- Какую эмоцию было легче изображать?
Занятие 8.
- Комплимент
- Рисуем настроение.
Дети рисуют "Мое настроение сейчас". После выполнения задания проводится обсуждение рисунков.
- Беседа.
Рассматриваются сюжетные картинки и пиктограммы с изображением эмоции отвращения. Отметить, как выражается эта эмоция в мимике, пантомимике, голосе.
- Упражнение «Соленый чай» (отвращение).
«Мальчик вовремя еды смотрел телевизор. Он налил себе чай и, не глядя, по ошибке вместо сахара насыпал себе в чашку две ложки соли. Помешал и сделал первый глоток. "Какой противный чай!", - воскликнул мальчик».
- Упражнение «Дюймовочка и майский жук» (отвращение и гнев).
«Майский жук перенес Дюймовочку с листка кувшинки на ветку дерева. Она ему очень понравилась, и он решил жениться на ней. Но Дюймовочке совсем не понравился жук: он был таким толстым, блестящим и очень неприятным (неприязнь, отвращение). Она совсем не хотела быть его женой! Жук рассердился на нее за это, затопал всеми шестью лапами и, слетев с ней с дерева, опустил ее на ромашку» (гнев)
- Рефлексия.
- Как вы ощущали себя, когда изображали отвращение?
- Всегда ли в жизни стоит демонстрировать отвращение?
Занятие 9.
- Комплимент.
- Беседа.
Предлагаются к рассмотрению картины и пиктограммы изображающие презрения. Дать определение эмоции, отметить в чем проявляется.
- Упражнение «Новая девочка» (презрение).
«В группу пришла новая девочка. Она была в нарядном платье, в руках она держала красивую куклу, на голове у нее был завязан большой бант. Она считала себя самой красивой, а остальных детей - недостойными ее внимания. Она смотрела на всех свысока, презрительно поджав губы». Поскольку это задание усложненное, вопросы об ощущениях следует задавать сразу после выполнения.
- Упражнение «Гадкий утенок» (презрение и печаль).
«На птичьем дворе появилась утка с утятами. Все утята были обычными, а один какой-то неуклюжий, с длинной шеей. Все птицы невзлюбили гадкого утенка, они надменно говорили: «Какой он гадкий» (презрение). Даже его мать-утка часто повторяла: «Глаза бы на тебя не глядели!». Утки щипали его, куры клевали, а девушка, которая давала птицам корм, толкала его ногою. А утенок очень переживал такое несправедливое отношение к себе, ему было очень грустно, что у него не было друзей». (печаль)
- Упражнение «Дуремар и Тортилла» (презрение и гнев).
«Пришел Дуремар к пруду и встретил там черепаху Тартилу. Захотел он ее поймать, а черепаха просит: «Отпусти меня!». Дуремар и отвечает: «Ах ты, плавучий чемодан, глупая тетка Тортилла, чем ты можешь от меня откупиться? Разве своей костяной крышкой, куда прячешь лапы и голову. Я бы продал ее на гребешки» (презрение). Рассердилась черепаха на такие грубые слова и говорит: «Клянусь - ни ты и ни кто другой не получит волшебного ключика! Его получит только тот, кто заставит все население пруда просить меня об этом» (гнев).
- Рефлексия.
Занятие 10.
- Приветствие.
На этом занятии дети знакомятся с «Я-высказыванием».
Комплимент должен быть изложен в форме «Я-высказывания».
- Упражнение «Мое имя».
Каждый участник говорит по кругу о том, какое звучание его имени ему больше нравится, и как не нравится.
3. Упражнение «Снежный ком».
Способствует запоминанию имен всех участников группы, продолжает знакомство. Дети по кругу называют свое имя и имена всех детей, уже назвавших свои имена.
4, Упражнение «Компот».
Ведущий дает задание: «Встаньте те, кто... (любит смеяться; у кого светлые волосы; у кого темные глаза; любит играть с малышами; радуется хорошей погоде)».
После завершения упражнения детям задаются вопросы, подводящие итоги игры:
- Что вы узнали друг о друге?
- Упражнение «В лесу».
Каждый ребенок по очереди становится водящим. Водящий выходит из комнаты. За это время в группе производится несколько изменений в одежде, прическе детей, можно пересесть на другое место (но не больше 2-3 изменений, все производимые изменения должны быть видимыми.) Задача водящего правильно подметить происшедшие изменения.
- Рефлексия:
- Чему я научился сегодня?
- Как я оцениваю себя?
- Прощание.
Детям предлагается выработать единый для всех дней ритуал прощания, который должен содержать в себе взаимодействие (всеобщее рукопожатие, похлопывание по плечу, встать в круг и т.д.)
ЗАНЯТИЕ 11.
- Давайте поздороваемся.
В начале упражнения говорится о разных способах приветствия, реально существующих и шуточных. Детям предлагается поздороваться плечами, спиной, рукой, носом, щекой, выдумать свой собственный необыкновенный способ приветствия для сегодняшнего занятия и поздороваться им.
2. Упражнение «Карусель».
Детям предлагается посмотреть друг на друга и дать позитивное описание внешности соседа. («У тебя ... красивые голубые глаза»)
- Упражнение «Как ты себя чувствуешь?»
Упражнение выполняется по кругу. Каждый ребенок внимательно смотрит на своего соседа слева и пытается догадаться, как тот себя чувствует, рассказывает об этом. Ребенок, состояние которого описывается, слушает и затем соглашается со сказанным или не соглашается, дополняет.
- Релаксация. "На берегу реки".
- Упражнение «Помоги».
Инструкция для активного игрока:
«Ты участвовал в соревновании и занял первое место, а твой друг был почти последним. Он очень расстроился. Помоги ему успокоится».
Ситуация проигрывается в парах со сменой ролей. После игры проводится обсуждение:
- Какая роль понравилась больше?
- Что ты чувствовал, когда был победителем, побежденным?
- Рефлексия.
- Нуждаются ли люди в сочувствии?
- Что лучше - помогать другим или принимать помощь?
- Прощание.
ЗАНЯТИЕ 12.
- Давайте поздороваемся.
- Упражнение «Зеркало».
Группа – зеркало, в которое смотрится один из участников. «Зеркало» описывает его внешность. («Танечка, у тебя ....»)
- Упражнение «Мое настроение».
Детям предлагается рассказать о своем настроении: его можно сравнить с каким-либо цветом, животным, состоянием, можно показать его в движении - все зависит от фантазии и желания ребенка.
- Упражнение «Пошли письмо».
Играющие стоят в кругу и крепко держатся за руки. Водящий - почтальон - в центре круга. Он говорит: «Я посылаю письмо от Сережи к Лене». Сережа начинает передавать «письмо». Он пожимает руку своему соседу справа или слева, тот пожимает руку следующему и так дальше по кругу, пока «письмо» не дойдет до Лены. Цель почтальона «перехватить» письмо, т.е. увидеть, у кого из детей оно находится.
- Релаксация. "Волшебный сад".
- Работа в парах со сменой ролей.
«Твой друг попросил поиграть твою любимую игрушку, а отдал ее сломанной».
После выполнения упражнения участники обмениваются мнениями о том, что они чувствовали.
- Упражнение «Пузырьки».
Все участники - маленькие пузырьки, водящий - большой пузырь. Большой пузырь, двигаясь важно, неторопливо, старается дотронуться до маленьких пузырьков. Задача маленьких пузырьков, двигаясь легко и быстро, избегать столкновения, как с большим пузырем, так и с остальными маленькими пузырьками.
- Рефлексия.
- Прощание.
ЗАНЯТИЕ 13.
- Приветствие.
- Упражнение «Закончи предложение».
Каждый участник по очереди произносит фразу: « Я красивый, потому что у меня …»
- Упражнение «Зеркало».
Один из участников смотрится в «зеркало», которое повторяет все его движения и жесты. Роль зеркала выполняет другой участник. Работают не менее пяти пар.
- Упражнение «Сорви шапку».
В игре играют двое, примерно одного роста.
Левая рука у каждого из них привязана к туловищу. На головах детей шапки. Задача играющих - снять шапку со своего противника и не позволить снять свою.
- Релаксация. "Ручеек"
- Упражнение «Как себя вести».
Инструкция для участника:
«Тебя пригласили на день рождения. Ты опоздал. Твои действия?»
- Рефлексия.
- Прощание.
ЗАНЯТИЕ 14.
- Приветствие.
- Упражнение «Закончи предложение».
Каждый участник встает на стул и произносит: «Я самый хороший, потому что…»
- Упражнение «Прикосновение».
Один из участников садится в центре круга на стул, глаза его закрыты, ребята по очереди подходят к нему и дотрагиваются до руки сидящего. Тот должен определить, кто к нему прикоснулся (назвать по имени).
- Упражнение «Угадай, о ком говорим».
Участники дают позитивное описание одному из играющих, не называя его по имени и не
описывая одежду. Задача водящего узнать о ком идет речь.
- Релаксация «Колыбель ветров».
- Упражнение «Как себя вести». Работа ведется в парах со сменой ролей. Инструкция для активного участника: «Ты очень обидел своего друга. Попробуй помириться с ним»
- Игра "Ловишки с колокольчиком".
- Рефлексия.
- Прощание.
ЗАНЯТИЕ 15.
- Приветствие.
- Закончи предложение: «Я самый главный, потому что я …»
- Упражнение «Путанка».
Участники берутся за руки и становятся в круг. Не разжимая рук, они начинают запутываться, кто как может. Когда образовалась путанка, водящий заходит в комнату и пытается распутать то, что получилось, также не разнимая рук.
- Упражнение «На кого я похож?».
Участники сидят в кругу, один в центре. Все дети отвечают на вопросы ведущего:
- На какое животное он похож?
- На какую птицу?
- На какое дерево? и т.д.
- Релаксация. "Океан"
- Упражнение «Как сказать «нет»?»
- Познакомить детей с правилом:
- Выражай свою позицию сразу, уверенно, не допуская слов «посмотрим», «там видно будет».
- Говори спокойно.
- «Заигранная пластинка».
Ведущий объясняет правила применения эхо-техники. После этого одному из участников предлагается попросить карандаш, а второй, применяя эхо-технику, должен сделать все, чтобы его не дать.
- Игра «Жмурки с голосом».
Водящему завязывают глаза. Если он кого-то поймал, пойманный должен подать голосом сигнал, а водящий узнает его по голосу.
- Рефлексия.
- Прощание.
ЗАНЯТИЕ 16.
- Приветствие
- Закончи предложение: «Меня любят, потому что я ...»
- Арттерапия. Совместное рисование под музыку.
Тема: «Как много у нас друзей!». После выполнения задания, рисунки обсуждаются и каждому «художнику» делается доброе пожелание.
- Упражнение «Представь и услышишь».
- Можешь ли ты услышать, что говорит облако?
- Может быть оно поет или вздыхает?
- Упражнение с внутренней бесконечностью.
Рассказать известное стихотворение:
- шепотом,
- с пулеметной скоростью,
- как робот,
- как иностранец.
- Упражнение «Поводырь».
Упражнение в парах. Один из участников «слепой», «второй - его поводырь», который должен провести «слепого» через различные препятствия. Цель «поводыря» - провести его так, чтобы тот не споткнулся, не упал, не ушибся.
- Рефлексия.
Во время рефлексии особо оговорить проблему доверия к партнеру во время выполнения последнего упражнения.
- Прощание.
ЗАНЯТИЕ 17.
- Приветствие.
- Упражнение «Представь и увидишь».
Участникам предлагается обсудить «странные» проблемы:
- Какого цвета смех?
- Какого цвета острая боль?
- Упражнение с внутренней бесконечностью.
Участникам предлагается пройти по кругу как
- младенец,
- глубокий старик,
- лев.
- Закончи предложение: «У меня много друзей, потому что я ...»
- Релаксация. «Цветок в лесу»
- «Умение сказать нет». Техника ««Да», но «нет»».
Ведущий разъясняет правила применения эхо-техники. После этого один из участников становится «учителем», а другие должны отпроситься с урока. Обязательно несколько раз сменить роли.
- Игра "Поводырь".
- Рефлексия.
- Прощание.
ЗАНЯТИЕ 18.
- Приветствие.
- Упражнение «Представь и попробуешь».
Участникам предлагается сначала представить себе вкус , а затем вкус солнечного света.
- Упражнение с внутренней бесконечностью.
Участники должны улыбнуться как:
- кот на солнышке,
- как само солнышко.
- Закончи предложение: «Я самый …»
- Арттерапия. Рисунок «Подарок другу».
По окончании работы проводится обсуждения рисунков, описываются чувства, которые испытывали художники. После обсуждения, рисунки дарятся друг другу.
- Игра «Жмурки с колокольчиком».
- Рефлексия.
- Прощание.
ЗАНЯТИЕ 19.
- Приветствие.
- Упражнение «Представь и ощутишь запах».
Учащимся предлагается представить себе как пахнет:
- лунный свет,
- любимая ТВ-передача.
- Упражнение с внутренней бесконечностью.
Учащимся предлагается сесть как:
- пчела на цветке,
- наездник на лошади,
- Карабас – Барабас.
- Закончи предложение: «Я самый ...»
- Релаксация. «Волшебный лес».
- «Умение сказать нет». Техника наступления.
Объясняется правило применения техники.
Ситуация для работы в парах:
«Вы открыли дверь, а за дверью незнакомый человек. Вы не должны его пускать»
После выполнения упражнения проводится подробное обсуждение. Основное внимание следует уделить тому, что участники игры поняли: говорить нет надо твердо, уверенно, но без крика и скандала.
- Игра «Заколдованная тропинка».
Один из участников ведущий, он показывает остальным путь следования по тропинке через заколдованный лес. Все должны в точности повторить все его движения.
- Рефлексия.
- Прощание.
ЗАНЯТИЕ 20.
- Приветствие.
- «Представь и коснешься».
Участникам предлагается описать свои ощущения, когда они дотрагиваются до радуги, до
счастья.
- Упражнение с внутренней бесконечностью.
Участники должны нахмуриться как осенняя туча, как рассерженная мама, как разъяренный лев.
- Закончи предложения: «Я хочу..., я умею …, я смогу, добьюсь…».
- Релаксация. «Сон на берегу моря».
- «Умение сказать «Нет». Компромисс.
Участникам предлагается представить, что на улице к ним подошел незнакомый мужчина и пригласил к себе посмотреть котенка. Идти с ним нельзя, но оскорблять подозрениями тоже не хочется. Ситуация разыгрывается в парах.
- Игра "Пузырьки".
- Рефлексия.
- Прощание.
ЗАНЯТИЕ 21.
- Приветствие
- Упражнение «Волшебный цветок доброты».
Участники по кругу передают цветок, делая при этом комплимент своему соседу.
- Упражнение «Угадай о ком говорим».
- Арттерапия. Под музыку показать какой-то задуманный сказочный образ.
После исполнения по кругу беседа:
- Кого ты изображал?
- Какие чувства испытывал?
- Чем ты похож на выбранный образ?
- Упражнение «Угадай, кто тебя приласкал» (по аналогии с игрой "Прикосновение")
- Игра по выбору детей.
- Рефлексия.
- Прощание.
ЗАНЯТИЕ 22.
- Приветствие.
- Упражнение «Связующая нить».
Участники сидят, по кругу передавая друг другу клубок ниток так, чтобы все, кто уже держали клубок, взялись за нить. Передача клубка сопровождается высказываниями о том, что они сейчас чувствуют, что хотят для себя и что могут пожелать другим.
- Упражнение «Угадай о ком говорим».
- Игра «Цветик–семицветик».
Один лепесток срывают двое детей. Держась за руки, они «совершают полет», обдумывая и
согласуя друг с другом общее желание.
- Упражнение «Гордимся собой».
Стоя на стуле похвалить себя.
- Игра по выбору детей.
- Прощальный подарок - пожелание другу.
- Рефлексия. Общая беседа ведущего и участников о том:
- Чему научились друг у друга?
- Что думают?
- Что чувствуют?
9. Прощание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Предупреждение дезадаптации у учащихся пятых классов
Данная статья освещает проблему адаптации пятиклассников в среднем звене и предлагает программу предупреждения дезадаптации на основе развития произвольной регуляции младших подростков, испытыва...
программа психологической коррекции при адаптации учащихся 1 класса школы - интерната VIII вида «Первоклассник»
Первый класс – один из наиболее существенных критический периодов в жизни детей. Поступление в школу для многих из них – эмоционально-стрессовая ситуация: изменяется привычный стереотип, возраст...
Коррекция письменной речи учащихся пятых классов в условиях школьного логопункта.
Традиционно считается, что жизненный успех ребенка в основном зависит от его академических успехов, которые закладываются еще в младшем школьном возрасте. Поэтому коррекционная работа с детьми проводи...
ПРОГРАММА «Адаптация учащихся школы – интерната»
Цель программы:создание психолого-педагогических условий для успешной социально-психологической адаптации ребенка в школе-интернате, способствующей предупреждению и снижению негативных последств...
Аналитический отчет по результатам психолого-педагогической диагностики в рамках введения ФГОС и адаптации учащихся пятых классов 2014-2015 учебный год
Целью диагностического минимума в параллели 5-х классов явилось получение необходимой информации о социально-психологическом статусе школьников для преодаления трудногстей периода адаптации к новой со...
Направление работы учителя логопеда в рамках программы занятий по адаптации учащихся 1 класса
Направление работы учителя логопеда в рамках программы занятий по адаптации учащихся 1 класса «Школа почемучек»...
Проблемы адаптации учащихся начальных классов при переходе в 5 класс
Проблемы адаптации младших школьников при переходе в 5 класс и пути их решения...