Программа адаптации учащихся пятых классов.
методическая разработка

В основу данной программы положена работа Р. В. Овчаровой «Хочу, могу, умею» с некоторыми изменениями и дополнениями, продиктованными практикой. Программа состоит из трех блоков: развитие эмоциональной сферы ребенка, развитие ребенка как субъекта общения и формирования позитивной «Я-концепции». Каждый блок может быть использован автономно и в системе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon adaptatsiya_.5_klass.doc168.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа адаптации учащихся пятых классов.

Создание данной программы обусловлено тем, что переход учащихся в пятый класс  - один из кризисных передов развития ребенка. Новая ситуация требует от учащихся пятых классов развитых адаптивных возможностей коммуникативного и интеллектуального характера. Возрастные ограничения и индивидуальные особенности приводят к разной степени выраженности психологического дискомфорта у учащихся. Ситуация осложняется еще и тем, что осознание и переживание взросления в сочетании с недостаточной успешностью в учебе, с не удовлетворяющим статусом в среде сверстников, с затруднениями при регуляции поведения и деятельности в ответ на различающиеся требования сменяющихся педагогов неизбежно снижают эффективность образования.

В основу данной программы положена работа Р.В.Овчаровой «Хочу, могу, умею» с некоторыми изменениями и дополнениями продиктованными практикой.

Программа состоит из трех блоков: развитие эмоциональной сферы ребенка, развитие ребенка как субъекта общения и формирования позитивной «Я-концепции». Каждый блок может быть использован автономно и в системе.

Цель программы: устранить искажения эмоционального реагирования и стереотипов поведения; реконструировать полноценные контакты ребенка с окружающими.

Для достижения поставленной цели Программа решает следующие задачи:

  1. Снятие эмоциональной напряженности и создание ситуации успеха.
  2. Формирование адекватных форм поведения.

Предполагается, что в процессе работы по предложенной программе учащиеся научатся регулировать поведение в коллективе, уметь оценивать эмоциональное состояние своих сверстников, адекватно реагировать на него, описывать свои чувства и желания различными средствами.

Как уже отмечалось, программа может быть использована полностью или частично, в зависимости от результатов предварительной диагностики. Так, к применению первого блока, показаниями могут быть трудности осознания эмоциональных состояний, трудности обозначения чувств и переживаний в речи, неумение вести себя адекватно в обществе детей и взрослых, высокая ситуативная и личностная тревожность. Работа по коррекции нарушений в эмоциональной сфере предусмотрена занятиями с 1 по 9.

Если, по данным диагностики, у ребенка сниженный социальный статус, он страдает от собственных неудач или, наоборот эгоцентричен, в Программе предусмотрен блок по целенаправленному формированию позитивной Я-концепции. Во время этих занятий учащиеся должны научиться осознавать свои реальные возможности. Тема располагается с 10 по 12 занятие.

Последний блок Программы предназначен для отработки необходимых коммуникативных умений. Упражнения этого блока содержатся в занятиях с 13 по 20.

Закрывают программу несколько обобщающих занятий, на которых участники закрепляют полученные навыки.

Рекомендуемая литература:

  1. Азбука общения. Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. // СПб.-1996.
  2. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. // М.-1986.
  3. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком .Как? // М.-1995.
  4. Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка. // М -1997.
  5. Коротаева Е. Хочу, могу, умею! // М: КСП,-1997.
  6. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей // Ярославль: Академия Развития,-1996.
  7. Лэнгрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений. // М.-1994.
  8. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. // М.-1996.
  9. Чистякова М.Н. Психогимнастика. //М.-1990.

Занятие 1.

Первое занятие предваряется беседой в процессе которой учащимся объясняется цель работы и производится знакомство с такими эмоциональными состояниями как радость, горе, гнев, печаль.

  1. Вводятся правила работы в группе. Выбираются игровые имена.
  2. Упражнение «Радость». 

Рассматривается сюжетная картина. После этого учащиеся отвечают на вопросы:

  • Какое настроение у героя этой картины?
  • По каким признакам вы это определили?
  • В каких ситуациях у нас бывает радостное настроение? Какое при этом бывает лицо?

После этого вместе с учащимися рассматриваются пиктограммы с изображением эмоции радости. Проводится конкурс на "Самое радостное лицо".

  1. Упражнение «Гнев». 

Рассматривается картина "Злой Карабас-Барабас" и пиктограммы эмоции гнева. Детям предлагается изобразить на своем лице эмоцию гнева, проводится конкурс на "Самого Злого Злюка".

  1. Упражнение «Удивление». 

Рассматривается сюжетная картина "Буратино и Тортилла" и пиктограммы эмоции удивления. После изображения соответствующей эмоции на лицах детей выбрать "Самое удивленное лицо".

  1. Упражнение «Печаль». 

Рассматривается сюжетная картина и пиктограммы с изображением печали. Детям предлагается изобразить печаль на их лицах, выбрать "Самое печальное лицо".

  1. Работа в малых группах. 

Работа с сюжетными картинками. Детям предлагается оценить ситуацию, изображенную на картинках, и дорисовать лицо героя в стиле пиктограмм.

  1. Рефлексия.
  • Чему я научился сегодня?

Занятие 2.

  1. Комплимент. 

Дети здороваются друг с другом и при этом говорят что-нибудь приятное.

  1. Беседа о роли жестов и голоса в проявлении настроения.
  • Можем ли мы узнать о настроении человека, не видя его лица? Как?
  • Как меняются движения человека в разном настроении? Как меняется голос?
  1. Упражнение «Новая кукла». 

Девочке подарили новую куклу Она рада, весело прыгает, кружится, играет с куклой.

Детям предлагается показать радостную девочку.

  1. Упражнение «Баба-Яга». 

Баба-Яга поймала Аленушку, велела ей затопить печку, а сама уснула. Проснулась, а Аленушки и нет - сбежала. Рассердилась Баба-Яга, бегает по избе, ногами топает, кулаками размахивает, кричит.

Проводится конкурс на самую рассерженную Бабу-Ягу.

  1. Упражнение "Фокус"

Мальчик очень удивился: он увидел, как фокусник посадил в пустой чемодан кошку и закрыл его, а когда открыл чемодан, кошки там не было. .. Из чемодана выпрыгнула собака.

Детям предлагается показать удивленного мальчика.

  1. Упражнение «Золушка».

Золушка возвращается с бала очень печальной - она больше не увидит принца, к тому же она потеряла свою туфельку.

Все дети изображают печальную Золушку.

  1. Рефлексия. 
  • Какие эмоции было легко изобразить, какие трудно.
  •       Испытывали ли вы подобные эмоции в жизни и когда?

Занятие 3.

Цель: Дать понятие о различной степени интенсивности эмоций.

1.   Комплимент.

  1. Упражнение «Угадай эмоцию». 

На столе, картинкой вниз, выкладываются схематические изображения эмоций. Дети по очереди берут любую карточку, не показывая ее остальным. Задача ребенка: по схеме узнать эмоцию, настроение и изобразить ее с помощью мимики, пантомимики, голосовых интонаций. Зрители должны угадать, какую эмоцию изображает ребенок, что происходит в его мини-сценке.

  1. Беседа о различной степени интенсивности эмоций.

Эмоции могут быть выражены более или менее ярко.

  • В чем это проявляется и как?
  • С чем это связано?
  • Каковы могут быть причины возникновения эмоций различной степени интенсивности?
  1.  Работа в малых группах. 

Дети самостоятельно придумывают сюжеты, в которых проявляются эмоции различной интенсивности. После того как сюжеты обсуждены по группам происходит проигрыш.

  1. Рефлексия. 
  • Что получилось?

Занятие 4.

1.   Комплимент.

2.   Беседа о способах выражения различных эмоций (повторение материала прошлых занятий).

  • Как можно выразить свои эмоции, свое настроение?
  • Может ли рисунок передать настроение автора?
  • Какое настроение хотел передать автор на этом рисунке? Как вы это определили, по каким признакам?

В конце беседы вводятся понятия о положительных и отрицательных эмоциях. Рассматриваются абстрактные картины с изображением радости и печали.

 3.   Упражнение «Картина с настроением». 

Детям предлагается выполнить рисунок на тему «Мое настроение сейчас». Рисунки могут быть как сюжетные, так и «абстрактные». После выполнения задания проводится подробный анализ

рисунков, их цветовое решение, характер линий и т.д. Выясняется, вызвали ли они то настроение, которое хотел передать автор.

  1. Рефлексия. 
  • Что узнал нового?
  • Что чувствовал во время занятия?

Занятие 5.

  1. Комплимент.
  2. Беседа. 

Рассматривается сюжетная картина с эмоцией страха, схематического ее изображения (пиктограммы). Отметить, как выражается ее проявление в мимике, пантомимике, голосе. Страх тоже имеет различную интенсивность (испуг - страх - ужас).

  •    Было ли вам когда-нибудь страшно?
  •    Когда вы переживали страх?
  •    Что произошло потом?
  1. Практическое задание. 

Проигрываются психогимнастические этюды с переходом от отрицательных эмоций к положительным.

  • Про Таню (испуг - радость).

Наша Таня громко плачет –

Уронила в речку мячик (испуг-горе).

«Тише Танечка, не плачь –

Не утонет в речке мяч!" (радость).

  • В лесу (внимание - страх - радость).

«Друзья пошли прогуляться в лес. Один мальчик отстал, оглянулся - нет никого. Он стал прислушиваться: не слышно ли голосов (внимание). Вроде бы слышит он какой-то шорох, потрескивание веток - а вдруг это волк или медведь? (страх). Но ветки раздвинулись, и он увидел своих друзей - они тоже искали его. Мальчик обрадовался: теперь можно возвращаться домой». (радость)

  • Один дома (этюд на выражение страха).

«Мама-енотиха ушла добывать еду, крошка-енот остался один в норе. Вокруг темно, слышны разные шорохи. Крошке-еноту страшно: вдруг на него кто-нибудь нападет, а мама не успеет прийти на помощь?»

  1. Рефлексия. 
  • Приходилось ли тебе в жизни испытывать подобные эмоции? В каких случаях?

Занятие 6.

Цель: Повторить 5 пройденных эмоций, учить распознавать и изображать эмоцию интереса.

  1. Комплимент.
  2. Упражнение «Назови похожее». 

Ведущий называет основную эмоцию (или показывает ее схематическое изображение, или разыгрывает сам), а дети вспоминают те слова, которые обозначают эту эмоцию. Можно разделить детей на две команды. Представители каждой команды по очереди называют синонимы. Выигрывает та команда, которая последней назвала слово.

  1. Упражнение «Испорченный телефон».

Все участники игры, кроме двоих, закрывают глаза, «спят». Ведущий молча показывает первому

участнику (именно они не закрывают глаза) какую-либо эмоцию при помощи мимики и/или пантомимики. Первый участник, «разбудив» второго игрока, передает увиденную эмоцию, как он ее понял, тоже без слов. Далее второй участник «будит» третьего и передает ему свою версию увиденного. И так до последнего участника игры. После этого ведущий опрашивает всех участников игры, начиная с последнего и кончая первым, о том, какую эмоцию, по их мнению, им показывали. Так можно найти звено, где произошло искажение информации, или убедиться, что телефон был полностью исправен.

Возможные вопросы при обсуждении:

  • По каким признакам ты определил именно эту эмоцию?
  • Как ты думаешь, что помешало тебе правильно понять ее?
  • Трудно ли было тебе понять другого участника?
  • Что ты чувствовал, когда изображал эмоцию?
  1. Упражнение «Лисичка». 

Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут котик с петушком, и подслушивает, о чем они говорят (исполняется по ролям с последующим обсуждением).

  1. Беседа.

Предлагается назвать несколько пословиц о любопытстве. После этого рассматривается сюжетная картина или пиктограмма выражающая эмоцию интереса. Обращается внимание на средства выражения эмоции.

  1. Работа в малых группах. 

Учащиеся придумывают ситуации, в которых можно проявить интерес. После обсуждения ситуации проигрываются.

  1. Рефлексия.

Занятие 7.

  1. Комплимент.
  2. Упражнение «Что было бы, если бы...». 

Ведущий показывает детям сюжетную картинку, у героев (героя) которой отсутствуют(ет) ли- ца(о). Можно использовать одну из картинок первого занятия. Детям предлагается назвать, какую эмоцию они считают подходящей в данном случае и почему. После этого ведущий предлагает детям изменить эмоцию на лице героя: что было бы, если бы он стал веселым (загрустил, разозлился и т.д.)? Можно разделить детей на микро-группы по количеству эмоций, и каждой группе предложить разыграть данную ситуацию (т е. одна группа продумывает и разыгрывает ситуацию, если герой картинки злится, а другая - если веселится и т.д.).

  1. Упражнение «Снимается кино». 

Среди детей выбирается Сценарист и Режиссер. Они ищут исполнителя главной роли. Всем претендентам дается задание: Сценарист называет какого-нибудь сказочного героя, а Режиссер называет любое настроение (эмоцию). Актер должен произнести какую-нибудь фразу от лица этого персонажа с заданной интонацией. Предлагаются картины и пиктограммы с эмоцией стыда.

  • Было ли вам когда-нибудь стыдно?
  • В какой ситуации это происходило? (Рассказы детей).
  • Как проявляется стыд в мимике, пантомимике, голосе?)
  1. Упражнение «Кот Васька» (стыд).

«Хозяйка испекла сметанный пирог к празднику и пошла наряжаться. Кот Васька прокрался на кухню и съел пирог. Хозяйка прибежала на шум  и стала ругать Ваську. Ваське стало стыдно».

  1. Упражнение «Кто съел варенье?» (удивление и стыд).

«Мама ушла на работу, а мальчик с кошкой остались дома. Мальчику очень захотелось попробовать вишневое варенье. Он не заметил, как съел все варенье в банке. Когда мама вернулась, она спросила: "Кто съел варенье?", - на что мальчик ответил: "Кошка". Мама очень удивилась: "Разве кошки едят варенье?" (удивление). Мальчику стало стыдно за свой обман (стыд).

  1. Рефлексия. 
  • Какую эмоцию было легче изображать?

Занятие 8.

  1. Комплимент
  2. Рисуем настроение.

Дети рисуют "Мое настроение сейчас". После выполнения задания проводится обсуждение рисунков.

  1. Беседа.

Рассматриваются сюжетные картинки и пиктограммы с изображением эмоции отвращения. Отметить, как выражается эта эмоция в мимике, пантомимике, голосе.

  1. Упражнение «Соленый чай» (отвращение).

«Мальчик вовремя еды смотрел телевизор. Он налил себе чай и, не глядя, по ошибке вместо сахара насыпал себе в чашку две ложки соли. Помешал и сделал первый глоток. "Какой противный чай!", - воскликнул мальчик».

  1. Упражнение «Дюймовочка и майский жук» (отвращение и гнев).

«Майский жук перенес Дюймовочку с листка кувшинки на ветку дерева. Она ему очень понравилась, и он решил жениться на ней. Но Дюймовочке совсем не понравился жук: он был таким толстым, блестящим и очень неприятным (неприязнь, отвращение). Она совсем не хотела быть его женой! Жук рассердился на нее за это, затопал всеми шестью лапами и, слетев с ней с дерева, опустил ее на ромашку» (гнев)

  1. Рефлексия. 
  • Как вы ощущали себя, когда изображали отвращение?
  • Всегда ли в жизни стоит демонстрировать отвращение?

Занятие 9.

  1. Комплимент.
  2. Беседа. 

Предлагаются к рассмотрению картины и пиктограммы изображающие презрения. Дать определение эмоции, отметить в чем проявляется.

  1. Упражнение «Новая девочка» (презрение).

«В группу пришла новая девочка. Она была в нарядном платье, в руках она держала красивую куклу, на голове у нее был завязан большой бант. Она считала себя самой красивой, а остальных детей - недостойными ее внимания. Она смотрела на всех свысока, презрительно поджав губы». Поскольку это задание усложненное, вопросы об ощущениях следует задавать сразу после выполнения.

  1. Упражнение «Гадкий утенок» (презрение и печаль).

«На птичьем дворе появилась утка с утятами. Все утята были обычными, а один какой-то неуклюжий, с длинной шеей. Все птицы невзлюбили гадкого утенка, они надменно говорили: «Какой он гадкий» (презрение). Даже его мать-утка часто повторяла: «Глаза бы на тебя не глядели!». Утки щипали его, куры клевали, а девушка, которая давала птицам корм, толкала его ногою. А утенок очень переживал такое несправедливое отношение к себе, ему было очень грустно, что у него не было друзей». (печаль)

  1. Упражнение «Дуремар и Тортилла» (презрение и гнев).

«Пришел Дуремар к пруду и встретил там черепаху Тартилу. Захотел он ее поймать, а черепаха просит: «Отпусти меня!». Дуремар и отвечает: «Ах ты, плавучий чемодан, глупая тетка Тортилла, чем ты можешь от меня откупиться? Разве своей костяной крышкой, куда прячешь лапы и голову. Я бы продал ее на гребешки» (презрение). Рассердилась черепаха на такие грубые слова и говорит: «Клянусь - ни ты и ни кто другой не получит волшебного ключика! Его получит только тот, кто заставит все население пруда просить меня об этом» (гнев).

  1. Рефлексия.

Занятие 10.

  1. Приветствие. 

На этом занятии дети знакомятся с «Я-высказыванием».

Комплимент должен быть изложен в форме «Я-высказывания».

  1. Упражнение «Мое имя». 

Каждый участник говорит по кругу о том, какое звучание его имени ему больше нравится, и как не нравится.

3.   Упражнение «Снежный ком». 

Способствует запоминанию имен всех участников группы, продолжает знакомство. Дети по кругу называют свое имя и имена всех детей, уже назвавших свои имена.

4,        Упражнение «Компот». 

Ведущий дает задание: «Встаньте те, кто... (любит смеяться; у кого светлые        волосы; у кого темные глаза; любит играть с малышами; радуется хорошей погоде)».

После завершения упражнения детям задаются вопросы, подводящие итоги игры:

  • Что вы узнали друг о друге?
  1.  Упражнение «В лесу».

 Каждый ребенок по очереди становится водящим. Водящий выходит из комнаты. За это время в группе производится несколько изменений в одежде, прическе детей, можно пересесть на другое место (но не больше 2-3 изменений, все производимые изменения должны быть видимыми.) Задача водящего правильно подметить происшедшие изменения.

  1. Рефлексия:
  • Чему я научился сегодня?
  • Как я оцениваю себя?
  1. Прощание. 

Детям предлагается выработать единый для всех дней ритуал прощания, который должен содержать в себе взаимодействие (всеобщее рукопожатие, похлопывание по плечу, встать в круг и т.д.)

ЗАНЯТИЕ 11.

  1. Давайте поздороваемся. 

В начале упражнения говорится о разных способах приветствия, реально существующих и шуточных. Детям предлагается поздороваться плечами, спиной, рукой, носом, щекой, выдумать свой собственный необыкновенный способ приветствия для сегодняшнего занятия и поздороваться им.

2.   Упражнение «Карусель». 

Детям предлагается посмотреть друг на друга и дать позитивное описание внешности соседа. («У тебя ... красивые голубые глаза»)

  1. Упражнение «Как ты себя чувствуешь?» 

Упражнение выполняется по кругу. Каждый ребенок внимательно смотрит на своего соседа слева и пытается догадаться, как тот себя чувствует, рассказывает об этом. Ребенок, состояние которого описывается, слушает и затем соглашается со сказанным или не соглашается, дополняет.

  1. Релаксация. "На берегу реки".
  2. Упражнение «Помоги». 

Инструкция для активного игрока:

«Ты участвовал в соревновании и занял первое место, а твой друг был почти последним. Он очень расстроился. Помоги ему успокоится».

Ситуация проигрывается в парах со сменой ролей. После игры проводится обсуждение:

  • Какая роль понравилась больше?
  • Что ты чувствовал, когда был победителем, побежденным?
  1. Рефлексия. 
  • Нуждаются ли люди в сочувствии?
  • Что лучше - помогать другим или принимать помощь?
  1. Прощание.

ЗАНЯТИЕ 12.

  1. Давайте поздороваемся.
  2. Упражнение «Зеркало». 

Группа – зеркало, в которое смотрится один из участников. «Зеркало» описывает его внешность. («Танечка, у тебя ....»)

  1. Упражнение «Мое настроение».

Детям предлагается рассказать о своем настроении: его можно сравнить с каким-либо цветом, животным, состоянием, можно показать его в движении - все зависит от фантазии и желания ребенка.

  1. Упражнение «Пошли письмо». 

Играющие стоят в кругу и крепко держатся за руки. Водящий - почтальон - в центре круга. Он говорит: «Я посылаю письмо от Сережи к Лене». Сережа начинает передавать «письмо». Он пожимает руку своему соседу справа или слева, тот пожимает руку следующему и так дальше по кругу, пока «письмо» не дойдет до Лены. Цель почтальона «перехватить» письмо, т.е. увидеть, у кого из детей оно находится.

  1. Релаксация. "Волшебный сад".
  2. Работа в парах со сменой ролей.

«Твой друг попросил поиграть твою любимую игрушку, а отдал ее сломанной». 

После выполнения упражнения участники обмениваются мнениями о том, что они чувствовали.

  1. Упражнение «Пузырьки». 

Все участники - маленькие пузырьки, водящий - большой пузырь. Большой пузырь, двигаясь важно, неторопливо, старается дотронуться до маленьких пузырьков. Задача маленьких пузырьков, двигаясь легко и быстро, избегать столкновения, как с большим пузырем, так и с остальными маленькими пузырьками.

  1. Рефлексия.
  2. Прощание.

ЗАНЯТИЕ 13.

  1. Приветствие.
  2. Упражнение «Закончи предложение». 

Каждый участник по очереди произносит фразу: « Я красивый, потому что у меня …»

  1. Упражнение «Зеркало». 

Один из участников смотрится в «зеркало», которое повторяет все его движения и жесты. Роль зеркала выполняет другой участник. Работают не менее пяти пар.

  1. Упражнение «Сорви шапку». 

В игре играют двое, примерно одного роста.

Левая рука у каждого из них привязана к туловищу. На головах детей шапки. Задача играющих - снять шапку со своего противника и не позволить снять свою.

  1. Релаксация. "Ручеек"
  2. Упражнение «Как себя вести». 

Инструкция для участника:

«Тебя пригласили на день рождения. Ты опоздал. Твои действия?»

  1. Рефлексия.
  2. Прощание.

ЗАНЯТИЕ 14.

  1. Приветствие.
  2. Упражнение «Закончи предложение». 

Каждый участник встает на стул и произносит: «Я самый хороший, потому что…»

  1. Упражнение «Прикосновение».

        Один из участников садится в центре круга на стул, глаза его закрыты, ребята по очереди подходят к нему и дотрагиваются до руки сидящего. Тот должен определить, кто к нему прикоснулся (назвать по имени).

  1. Упражнение «Угадай, о ком говорим». 

Участники дают позитивное описание одному из играющих, не называя его по имени и не

описывая одежду. Задача водящего узнать о ком идет речь.

  1. Релаксация «Колыбель ветров».
  2. Упражнение «Как себя вести». Работа ведется в парах со сменой ролей. Инструкция для активного участника: «Ты очень обидел своего друга. Попробуй помириться с ним»
  3. Игра "Ловишки с колокольчиком".
  4. Рефлексия.
  5. Прощание.

ЗАНЯТИЕ 15.

  1. Приветствие.
  2. Закончи предложение: «Я самый главный, потому что я …»
  3. Упражнение «Путанка». 

Участники берутся за руки и становятся в круг. Не разжимая рук, они начинают запутываться, кто как может. Когда образовалась путанка, водящий заходит в комнату и пытается распутать то, что получилось, также не разнимая рук.

  1. Упражнение «На кого я похож?». 

Участники сидят в кругу, один в центре. Все дети отвечают на вопросы ведущего:

  • На какое животное он похож?
  • На какую птицу?
  • На какое дерево? и т.д.
  1. Релаксация. "Океан"
  2. Упражнение «Как сказать «нет»?» 
  1. Познакомить детей с правилом:
  • Выражай свою позицию сразу, уверенно, не допуская слов «посмотрим», «там видно будет».
  • Говори спокойно.
  1. «Заигранная пластинка». 

Ведущий объясняет правила применения эхо-техники. После этого одному из участников предлагается попросить карандаш, а второй, применяя эхо-технику, должен сделать все, чтобы его не дать.

  1. Игра «Жмурки с голосом». 

Водящему завязывают глаза. Если он кого-то поймал, пойманный должен подать голосом сигнал, а водящий узнает его по голосу.

  1. Рефлексия.
  2. Прощание.

ЗАНЯТИЕ 16.

  1. Приветствие
  2. Закончи предложение: «Меня любят, потому что я ...»
  3. Арттерапия. Совместное рисование под музыку.

Тема: «Как много у нас друзей!». После выполнения задания, рисунки обсуждаются и каждому «художнику» делается доброе пожелание.

  1. Упражнение «Представь и услышишь». 
  • Можешь ли ты услышать, что говорит облако?
  • Может быть оно поет или вздыхает?
  1. Упражнение с внутренней бесконечностью. 

Рассказать известное стихотворение:

  • шепотом,
  • с пулеметной скоростью,
  • как робот,
  • как иностранец.
  1. Упражнение «Поводырь». 

Упражнение в парах. Один из участников «слепой», «второй - его поводырь», который должен провести «слепого» через различные препятствия. Цель «поводыря» - провести его так, чтобы тот не споткнулся, не упал, не ушибся.

  1. Рефлексия. 

Во время рефлексии особо оговорить проблему доверия к партнеру во время выполнения последнего упражнения.

  1. Прощание.

ЗАНЯТИЕ 17.

  1. Приветствие.
  1. Упражнение «Представь и увидишь». 

Участникам предлагается обсудить «странные» проблемы:

  • Какого цвета смех?
  • Какого цвета острая боль?
  1. Упражнение с внутренней бесконечностью. 

        Участникам предлагается пройти по кругу как

  • младенец,
  • глубокий старик,
  • лев.
  1. Закончи предложение: «У меня много друзей, потому что я ...»
  2. Релаксация. «Цветок в лесу»
  3. «Умение сказать нет». Техника ««Да», но «нет»». 

Ведущий разъясняет правила применения эхо-техники. После этого один из участников становится «учителем», а другие должны отпроситься с урока. Обязательно несколько раз сменить роли.

  1. Игра "Поводырь".
  2. Рефлексия.
  3. Прощание.

ЗАНЯТИЕ 18.

  1. Приветствие.
  2. Упражнение «Представь и попробуешь». 

Участникам предлагается сначала представить себе вкус , а затем вкус солнечного света.

  1. Упражнение с внутренней бесконечностью. 

Участники должны улыбнуться как:

  • кот на солнышке,
  • как само солнышко.
  1. Закончи предложение: «Я самый …»
  2. Арттерапия. Рисунок «Подарок другу».

По окончании работы проводится обсуждения рисунков, описываются чувства, которые испытывали художники. После обсуждения, рисунки дарятся друг другу.

  1. Игра «Жмурки с колокольчиком».
  2. Рефлексия.
  3. Прощание.

ЗАНЯТИЕ 19.

  1. Приветствие.
  2. Упражнение «Представь и ощутишь запах». 

Учащимся предлагается представить себе как пахнет:

  • лунный свет,
  • любимая ТВ-передача.
  1. Упражнение с внутренней бесконечностью. 

Учащимся предлагается сесть как:

  • пчела на цветке,
  • наездник на лошади,
  • Карабас – Барабас.
  1. Закончи предложение: «Я самый ...»
  2. Релаксация. «Волшебный лес».
  3. «Умение сказать нет». Техника наступления. 

Объясняется правило применения техники.

Ситуация для работы в парах:

«Вы открыли дверь, а за дверью незнакомый человек. Вы не должны его пускать»

После выполнения упражнения проводится подробное обсуждение. Основное внимание следует уделить тому, что участники игры поняли: говорить нет надо твердо, уверенно, но без крика и скандала.

  1. Игра «Заколдованная тропинка». 

Один из участников ведущий, он показывает остальным путь следования по тропинке через заколдованный лес. Все должны в точности повторить все его движения.

  1. Рефлексия.
  2. Прощание.

ЗАНЯТИЕ 20.

  1. Приветствие.
  2. «Представь и коснешься». 

Участникам предлагается описать свои ощущения, когда они дотрагиваются до радуги, до

счастья.

  1. Упражнение с внутренней бесконечностью. 

Участники должны нахмуриться как осенняя туча, как рассерженная мама, как разъяренный лев.

  1. Закончи предложения: «Я хочу..., я умею …, я смогу, добьюсь…».
  2. Релаксация. «Сон на берегу моря».
  3. «Умение сказать «Нет». Компромисс.

Участникам предлагается представить, что на улице к ним подошел незнакомый мужчина и пригласил к себе посмотреть котенка. Идти с ним нельзя, но оскорблять подозрениями тоже не хочется. Ситуация разыгрывается в парах.

  1. Игра "Пузырьки".
  2. Рефлексия.
  3. Прощание.

ЗАНЯТИЕ 21.

  1. Приветствие
  2. Упражнение «Волшебный цветок доброты». 

Участники по кругу передают цветок, делая при этом комплимент своему соседу.

  1. Упражнение «Угадай о ком говорим».
  2. Арттерапия. Под музыку показать какой-то задуманный сказочный образ.

После исполнения по кругу беседа:

  • Кого ты изображал?
  • Какие чувства испытывал?
  • Чем ты похож на выбранный образ?
  1. Упражнение «Угадай, кто тебя приласкал» (по аналогии с игрой "Прикосновение")
  2. Игра по выбору детей.
  3. Рефлексия.
  4. Прощание.

ЗАНЯТИЕ 22.

  1. Приветствие.
  2. Упражнение «Связующая нить». 

Участники сидят, по кругу передавая друг другу клубок ниток так, чтобы все, кто уже держали клубок, взялись за нить. Передача клубка сопровождается высказываниями о том, что они сейчас чувствуют, что хотят для себя и что могут пожелать другим.

  1. Упражнение «Угадай о ком говорим».
  2. Игра «Цветик–семицветик». 

Один лепесток срывают двое детей. Держась за руки, они «совершают полет», обдумывая и

согласуя друг с другом общее желание.

  1. Упражнение «Гордимся собой». 

        Стоя на стуле похвалить себя.

  1. Игра по выбору детей.
  2. Прощальный подарок - пожелание другу.
  3. Рефлексия. Общая беседа ведущего и участников о том:
  • Чему научились друг у друга?
  • Что думают?
  • Что чувствуют?

9.        Прощание.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предупреждение дезадаптации у учащихся пятых классов

Данная статья освещает проблему адаптации пятиклассников в среднем звене и предлагает программу предупреждения дезадаптации  на основе развития произвольной регуляции младших подростков, испытыва...

программа психологической коррекции при адаптации учащихся 1 класса школы - интерната VIII вида «Первоклассник»

Первый класс  – один из наиболее существенных критический периодов в жизни детей. Поступление в школу для многих из них – эмоционально-стрессовая ситуация: изменяется привычный стереотип, возраст...

Коррекция письменной речи учащихся пятых классов в условиях школьного логопункта.

Традиционно считается, что жизненный успех ребенка в основном зависит от его академических успехов, которые закладываются еще в младшем школьном возрасте. Поэтому коррекционная работа с детьми проводи...

ПРОГРАММА «Адаптация учащихся школы – интерната»

Цель программы:создание психолого-педагогических условий для успешной социально-психологической адаптации ребенка в школе-интернате, способствующей предупреждению и снижению негативных последств...

Аналитический отчет по результатам психолого-педагогической диагностики в рамках введения ФГОС и адаптации учащихся пятых классов 2014-2015 учебный год

Целью диагностического минимума в параллели 5-х классов явилось получение необходимой информации о социально-психологическом статусе школьников для преодаления трудногстей периода адаптации к новой со...

Направление работы учителя логопеда в рамках программы занятий по адаптации учащихся 1 класса

Направление работы учителя логопеда в рамках программы занятий по адаптации учащихся 1 класса  «Школа почемучек»...

Проблемы адаптации учащихся начальных классов при переходе в 5 класс

Проблемы адаптации младших школьников при переходе в 5 класс и пути их решения...