Психокоррекционная работа с младшими школьниками с ограниченными возможностями здоровья
презентация к уроку по теме
Психокоррекционная работа с младшими школьниками с ОВЗ повышает свою значимость особенно в условиях инклюзивного образования. Выделены основные направления работы педагогов-психологов в начальной школе, обозначены основные причины дезадаптации и методы практической коррекции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_po_psihokorrektsii_tereshchenko_i.a.pptx | 77.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Младший школьный возраст - сензитивный период формирования познавательного отношения к миру, навыков учебной деятельности, организованности и саморегуляции . Социальная ситуация развития: внутренняя позиция ученика как человека, совершенствующего самого себя. Ведущая деятельность: учебная.
Психологические новообразования: «умение учиться»; понятийное мышление; внутренний план действий; рефлексия – интеллектуальная и личностная; новый уровень произвольности поведения; самоконтроль и самооценка; ориентация на группу сверстников; зависимость уровня достижений от содержания и организации учебной деятельности.
Классификация трудностей в обучении детей младшего школьного возраста: трудности содержательного характера; трудности операционального характера; трудности мотивационно-личностной .
Обязательные направления работы педагога психолога в начальной школе: 1. Выявление среди первоклассников групп риска возникновения школьной дезадаптации . 2. Разработка и реализация совместно с учителями начальных классов программы психолого-педагогической поддержки учащихся в период адаптации к школе. 3. Выступления на родительских собраниях по проблеме профилактики дезадаптации учащихся. 4. Психологическое консультирование родителей.
Психолого-педагогическая помощь в обучении учащихся с проблемами в обучении: 1. Определение готовности первоклассников к школьному обучению и прогноз трудностей обучения. 2. Проведение углублённой психологической диагностики детей с трудностями в обучении. 3. Участие в выработке индивидуальной программы психолого-медико-педагогического сопровождения учащихся.
4. Реализация психологической части программы сопровождения. 5. Проведение повторной психологической диагностики учащихся. 6. Подготовка материалов к представлению учащихся на ПМПК. 7. Проведение индивидуальных консультаций для родителей учащихся.
Психолого-педагогическое сопровождение учащихся групп социального риска: 1. Разработка и реализация индивидуальных программ профилактики отклонений в личностном развитии и поведении учащихся. 2. Проведение консультаций для родителей по проблемам воспитания. 3. Выступления на педагогических советах по проблемам преодоления социальной дезадаптации детей, установления контакта, коррекции поведения, психологическими методами дисциплинирования , работе с семьёй и др.
Психолого-педагогическое сопровождение учащихся группы риска развития кризисных состояний и группы суицидального риска: 1. Выявление выраженности факторов риска развития кризиса и суицида у учащихся. 2. Проведение индивидуальных консультаций для родителей и детей. 3. Проведение специальных родительских собраний по профилактике суицидов среди учащихся.
4. Выступление на педагогических советах по проблеме оказания своевременной поддержки учащихся, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в кризисном состоянии. 5. Обучение педагогов способам распознавания кризисных и предсуицидальных состояний ребёнка, отслеживания изменений в его поведении.
Психолого-педагогическая помощь семье: Психологическая поддержка принимающих семей (усыновители, опекунские, приёмные, патронатные и др.). Психологическое консультирование кровных семей группы риска социального сиротства. Проведение тематических родительских собраний по профилактике вредных привычек у учащихся.
Психолого-педагогическое сопровождение учащихся при переходе на среднюю ступень обучения: 1. Диагностика готовности к обучению в среднем звене школы. Прогноз дезадаптации . 2. Разработка и реализация программы профилактики дезадаптации к обучению в среднем звене школы. 3. Выступление на родительских собраниях по проблеме оказания поддержки учащимся в новой ситуации.
Содержание деятельности педагога-психолога с учащимися на этапе адаптации является: развивающая работа – развитие навыков общения и взаимодействия (со взрослыми и сверстниками); коррекционная работа – в зависимости от конкретных трудностей каждого учащегося, адаптация которого нарушена.
Основные причины дезадаптации : Школьная незрелость; Слабое или недостаточное развитие произвольной сферы; Школьная тревожность; «Школьный невроз» или дидактоскалогении .
Проявления дезадаптации : 1. Низкий уровень развития таких функций, как тонкая моторика, скоординированность «глаз-рука», следование образцу в деятельности и поведении. 2. Неумение слушать и точно выполнять указания взрослого, действовать в соответствии с правилами, развитие произвольного внимания, произвольной памяти.
3. Волнение, повышенное беспокойство в учебных ситуациях, в классе, в ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников. 4. Беспричинная агрессивность, боязнь идти в школу, отказ посещать уроки, отвечать у доски, т.е. отклоняющееся дезадаптивное поведение.
Методы коррекции: 1. Игры и упражнения на развитие мелкой и крупной моторики ребёнка. 2. Задания и упражнения направленные на развитие и совершенствование у ребёнка всех звеньев произвольной саморегуляции . 3. Поэтапная деятельность по развитию произвольности (конструирование) и т. д.
Коррекция межличностных взаимоотношений: формы коллективной деятельности детей : психологические тренинги, семейные игровые эстафеты, сеансы визуализации, обсуждения, викторины, игры и т. д. Метод поведенческой коррекции (метод систематической десенсибилизации и сенсибилизации).
Методы практической коррекции с младшими школьниками, ставшими жертвами жесткого обращения: Арт-терапия – это метод психотерапии, основанный на решении психологических проблем личности путём вовлечения человека в творчество. Игротерапия – метод воздействия на детей и взрослых, страдающих эмоциональными нарушениями, страхами, неврозами и т.п. Психодрама – метод групповой работы. Психогимнастика – метод, при котором участники проявляют себя и общаются без помощи слов.
Автор: п едагог-психолог Терещенко Ирина Александровна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приёмы предупреждения и коррекции оптической дисграфии у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья
При оптической форме дисграфии у обучающихся наблюдается нарушение зрительного восприятия, анализа и синтеза, а также моторных координаций, неточность представлений о форме и цвете, величине предмета...
Доклад "Повышение эффективности урока через применение дидактических игр для развития лексической стороны речи у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья".
В докладе коротко описывается как можно повысить эффективность урока, примененяя различные виды дидактических игр для развития лексической стороны речи у младших школьников с ограниченными ...
Обобщение педагогического опыта по теме: "Формирование навыка чтения у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья на основе использования игровых технологий"
В работе представлен ряд упражнений игрового характера, который позволяет развить правильность, беглость, сознательность и выразительность чтения в начальных классах в школе 8 вида....
Развитие коммуникативных функций речи у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья на уроках
Данный материал может быть использован на семинарах, педагогических советах, МО....
Развитие коммуникативной функции речи у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья во внеурочной деятельности.
Данный материал рассказывает о наиболее продуктивных и эффективных методах развития коммуникативной функции речи у младших школьников с ОВЗ во внеурочной деятельности....
Применение методов нейростимуляции в работе логопеда и дефектолога с младшими школьниками с ограниченными возможностями здоровья
В статье рассматриваются некоторые методы нейростимуляции, которые могут быть использованы логопедом и дефектологом в начальной школе. Воздействуя на разные каналы восприятия информации, эти мето...
Учебно-методическое пособие для коррекционно-педагогической работы по музыкальному воспитанию младших школьников с ограниченными возможностями здоровья (II вариант обучения).
Пособие посвящено вопросам применения музыкальной деятельности в коррекционно-педагогической работе и воспитанию детей с ОВЗ в коррекционной школе. ...