Формирование нравственности у школьников.Основные методы нравственного воспитания
статья на тему
Раскрывается проблема нравственного воспитания. Кратко рассматриваются основные методы нравственного воспитания: метод убеждения, метод коррекции поведения, метод игровых ситуаций, метод стимулирования, метод воздействия на эмоциональную сферу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_nravstvennosti_u_shkolnikov._osnovnye_metody_nravstvennogo_vospitaniya.doc | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Леденёва Оксана Юрьевна,
педагог-психолог,
МОУ СОШ №1 п. Пангоды,
Надымский район, ЯНАО
Формирование нравственности у школьников. Основные методы нравственного воспитания
В наше время перед любым педагогом, классным руководителем, воспитателем встаёт ряд проблем, касающиеся процесса воспитания. Нравственные ориентиры претерпевают многочисленные изменения, зачастую это выражается в бездуховности, безверии, агрессивности. Как и во всем мире, половая мораль стала в России достаточно свободной.
Поэтому проблемы нравственного воспитания школьников актуальны в наше время. Нельзя не согласиться с В. Г. Белинским «Есть много родов воспитания, но всех выше должно стоять образование нравственное».
Психолог А.З. Рахимов считает, что после школы все школьные науки, как правило, забудутся, оставив в памяти лишь общие представления. Другое дело этические нормы, законы и правила. Для дальнейшей жизни человек должен в совершенстве владеть законами нравственности.
Недостатки и упущения в нравственном воспитании наносят обществу такой невозвратимый и невосполнимый урон, что при недостатках другого характера (например, телесного или этического) большего вреда обществу нанести невозможно.
В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к понятию мораль. Мораль – это нормы, принципы, правила поведения людей, а так же само человеческое поведение.
В.И. Даль толковал слово мораль как «нравственное ученье, правила для воли, совести человека».
Очень высоко оценивал нравственное воспитание Л.Н. Толстой: «Из всех наук, которые должны знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра».
Специфической особенностью процесса нравственного воспитания следует считать то, что он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени.
Одна из задач нравственного воспитания школы – правильно организовать деятельность ребёнка.
Методы нравственного воспитания выступают как пути и способы формирования нравственного сознания, развития моральных чувств и выработки навыков и привычек поведения.
В воспитательной деятельности большое место занимают основные формы метода убеждения. Этические беседы обогащают моральными представлениями и понятиями, связанными с положительными поступками и действиями, знакомят с правилами поведения. В процессе бесед вырабатывается оценочное отношение учащихся к своему поведению и поведению других людей. Повышению эффективности этических бесед способствуют высокий нравственный и культурный уровень взрослого, его эмоциональность в подаче материала, умение вызвать учащихся на откровенность, заставить проникнуться доверием к воспитателям.
Наряду с систематическими беседами проводятся и эпизодические беседы, связанные с обсуждением поступков учащихся. Такой разговор следует проводить сразу после совершения поступка.
Однако убеждение не ограничивается лишь словесным разъяснением, беседами. Убеждают воспитанников и их собственный опыт, практика, конкретные дела, личный пример окружающих людей.
В целях убеждения используются книги, кинофильмы, теле- и радиопередачи.
Метод коррекции поведения направлен на то, чтобы создать условия, при которых ребенок внесет изменения в свое поведение, в отношения к людям.
В качестве модификации этого метода можно рассматривать пример. Его воздействие основывается на известной закономерности: явления, воспринимаемые зрением, быстро и без труда запечатлеваются в сознании, потому что не требуют ни раскодирования, ни перекодирования, в котором нуждается любое речевое воздействие. Поэтому пример - наиболее приемлемый путь к коррекции поведения учащихся.
Жизнь дает не только положительные, но и отрицательные примеры. Вовремя к месту приведенный негативный пример помогает удержать воспитанника от неправильного поступка, формирует понятие о безнравственном.
Необходимо использовать примеры из жизни и деятельности некоторых знаменитостей.
Процесс нравственного воспитания обязательно включает в себя приучение воспитанников к выполнению норм и правил общественной морали, выработку и закрепление у них устойчивых привычек поведения. Достигается это прежде всего упражнением.
Целесообразны упражнения в форме организации положительных поступков. Например, ученику поручается навести больного товарища, помочь отстающему в учении.
Серьёзное влияние на формирование поведения оказывает выполнение различных общественных поручений. Ещё Н.Г. Чернышевский утверждал, что «…занятия важными общественными делами есть наилучшая школа для развития в человеке всех истинно человеческих достоинств».
Метод игровых ситуаций
Игровые ситуации позволяют легко, увлекательно, без назойливого дидактизма взрослых усваивать на практике правила поведения. «Игра, - говорил А.С. Макаренко, - имеет важное значение в жизни ребёнка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре». Игра учит проявлять инициативу, действовать в интересах коллектива, подчиняться и руководить.
Методы стимулирования
В основе этих методов лежит формирование у учащихся осознанных побуждений их жизнедеятельности. В педагогике в качестве стимулирования распространены поощрение и наказание. Поощрение применяется в различных вариантах: одобрение, похвала, благодарность, предоставление почетных прав, награждение. Наказание состоит в наложении дополнительных обязанностей; лишении или ограничении определенных прав; в выражении морального порицания, осуждения. Наказание должно предупреждать нежелательные поступки, тормозить их.
Методы воздействия на эмоциональную сферу
Предполагают формирование необходимых навыков в управлении своими эмоциями, обучение управлению конкретными чувствами, пониманию своих эмоциональных состояний и причин их порождающих. Методом, оказывающим влияние на эмоциональную сферу ребенка, является внушение. Внушение может осуществляться как вербальными, так и невербальными средствами. Внушать - это, значит воздействовать на чувства, а через них на ум и волю человека.
В своей работе с целью развития нравственности у младших школьников традиционно использую технику коллажа. Перед Днём Победы учащиеся 4-х классов в группах делают коллажи на тему «Миру Мир!!!». Технология «коллажирование» является эффективным методом работы с личностью. Данная технология выявляет актуальное содержание самосознания, личностные переживания и позволяет решать большой круг задач, а именно: выразить свое понимание темы, свои мысли, свои взгляды; развить художественные способности и повысить самооценку; проработать мысли и чувства.
Нужно отметить, что в реальных условиях педагогического процесса методы воспитания выступают в сложном и противоречивом единстве. Решающее значение здесь имеет гармонично организованная их система. Методы нравственного воспитания должны быть взаимосвязаны с жизнью.
Воспитывать надо постоянно, требовательно, настойчиво, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей.
Список литературы:
- Бабаян А.В. О нравственности и нравственном воспитании // Педагогика, 2005, №2. - С. 67-68.
- Жарковская Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях // Стандарты и мониторинг в образовании, 2003, №3. - С. 9-12.
- Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Питер, 2000. – 992 с.
- Леднев В.С. Духовно-нравственная культура в образовании человека // Стандарты и мониторинг в образовании, 2002, №6. - С. 3-6.
- Хаткевич О.А., Минич О.А. Поговорим о нравственности. - Минск: ООО «Красико-Принт», 2004. - 128 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование у младших школьников основных компонентов учебной деятельности в условиях реализации УМК " Начальная школа XXI"
Научить учиться – это значит научить ребёнка «учить себя»...
Система формирования духовно- нравственных качеств личности младшего школьника через воспитание чуткости, доброты, милосердия.
духовно-нравственное воспитание...
Формы и методы нравственного и гражданского воспитания в начальной школе в условиях модернизации образования.
Жизнь заставляет пересматривать подходы к образованию. По требованиям новых стандартов перед школой стоит задача подготовить такого человека, который не только над...
Из опыта формирования нравственного поведения младших школьников методом игры
Игра - личностно ориентированный метод воспитания. Косвенность воздействия этого метода позволяет ребенку чувствовать себя не объектом воздействия взрослого, а полноправным субъектом деятельности. Нек...
Духовно-нравственное воспитание младших школьников. Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
Программа духовно - нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования должна быть направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве ...
Методы нравственно-патриотическое воспитание обучающихся начальных классов.
В статье рассмотрены основные аспекты нравственно-патриотического воспитания в младших классах. Подчеркнута актуальность патриотического воспитания, основанного на истории родного края. Даны рекоменда...
Эффективные методы нравственного воспитания детей
Статья "Эффективные методы нравственного воспитания детей"...