Методы нравственно-патриотическое воспитание обучающихся начальных классов.
статья на тему

Иванова Светлана Николаевна

В статье рассмотрены основные аспекты нравственно-патриотического воспитания в младших классах. Подчеркнута актуальность патриотического воспитания, основанного на истории родного края. Даны рекомендации по повышению интереса к освоению образовательного материала по данной тематике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metody_nrav-patr_vospitaniya_ivanova_s.n.docx18.76 КБ

Предварительный просмотр:

Методы нравственно-патриотическое воспитание обучающихся начальных классов.

 

В настоящее время остро стоит вопрос закладывания основ нравственно-патриотического воспитания младших школьников. Связано это с тем, что на сегодняшний день можно наблюдать отсутствие у подрастающего поколения заинтересованности в отечественной культуре, истории, истинных ценностях. Решение данной проблемы требует новых подходов в образовательной и воспитательной деятельности.

Осуществление процесса воспитания необходимо начинать уже в начальной школе. В данный период времени у ребенка начинается процесс осознания себя в окружающем мире, формирование взглядов на действительность, духовно-нравственных основ и механизмов взаимодействия с обществом. Нельзя не учитывать тот факт, что этот отрезок жизни ребенка отличается повышенной восприимчивостью того, чему его учат, и поэтому складываются благоприятные условия для эмоционально-психологического воздействия на него. Зачастую впечатления от этого откладываются в памяти на всю жизнь, что весьма важно в воспитании патриотических чувств и формирования гражданской позиции. Важность роли данного вида воспитания отмечена в трудах К.Д. Ушинского, который выделял патриотизм как могучее педагогическое средство. Его высказывание - «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь даёт воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями», как нельзя точно отражает актуальность данной проблематики [1].

На сегодняшний день актуальной задачей нравственно-патриотического воспитания обучающихся в начальной школе является привитие любви к родному краю, городу, в котором они живут. Для ее решения необходимо познакомить обучающихся с историческим прошлым, показать примеры героических поступков земляков, научить бережно относиться к окружающему миру. Знакомство с историческими местами, памятниками и связанными с ними историческими событиями, позволит сформировать у ребёнка чувство гордости за родную землю. Также не мало важно дать понять детям, что история города тесно связана с его жителями, их вкладом в его развитие и на примере жизни почетных земляков показать важность приверженности своему делу. Необходимо подчеркнуть, что даже небольшой вклад каждого человека может принести большие плоды. Это скажется на благополучии Родины и её народа.

Стоит иметь в виду, что любовь к Родине начинается – с любви к своей семье, к самым близким людям – родителям, бабушке, дедушке. Тесную взаимосвязь с родителями так же стоит считать важным фактором патриотического воспитания. Ребенок должен воспитываться на примере  того, как любили, защищали и берегли Родину его дедушки и бабушки.

Как показывает практика, бесценным источником для нравственно-патриотического воспитания младших школьников является история Великой Отечественной войны. Она дает возможность каждому ученику лично соприкоснуться с великим подвигом старших поколений, так как её история– это биография их прадедов.

Изучение героического прошлого Вязьмы стоит начать с взаимосвязи истории страны с семьей. Обучающимся через беседы в кругу семьи необходимо узнать о родственниках-участниках Великой Отечественной войны, их наградах и услышать воспоминания о жизни в этот трудный период времени. Все эти шаги приведут к сближению родителей с детьми, созданию доброжелательной атмосферы, позволят сформировать правильную гражданскую позицию и чувство гордости за семью, свою Родину. Посещение памятных мест, музеев и знакомство с памятниками Вязьмы поможет восприятию образовательного материала. Особый интерес у учащихся вызывают экскурсии к памятникам героям Отечественной войны 1812 года, к памятнику Героя Советского Союза генерал-лейтенанта М.Г. Ефремова, на Поле памяти, к Вечному огню, в знаменитую на всю страну церковь Одигитрии. А те знания, которые они приобрели в городском историко-краеведческом музее, останутся в памяти детей навсегда.

Патриотической направленностью в обучении также может послужить воспитание любви к природе, чувства восхищения ее богатствами и дарами природы. Пейзажи родной природы: лес, реки и озера, ромашковое поле - все это позволяет сформировать у детей симпатию к родной земле, а чудесные местные сказки, песни, исторические рассказы и памятники оставляют неизгладимый след в детской душе. Перед педагогом стоит задача наиболее полного информационного освещения данных аспектов. Необходимо дать понять ребенку, что немало важно оберегать природу окружающего мира и чувствовать ответственность за него. Обладая подобными знаниями о родном крае и лучших его людях, обучащиеся смогут в наибольшей степени проявлять интерес и любовь к родной земле, глубокое уважение к народному наследию. Важным итогом обучения станет способность учеников, основываясь на доступных примерах из окружающей жизни, осознать сущность и полноту  патриотизма,  как чувство долга перед своим народом и Родиной.

Посещение различных экскурсий, кружков, музеев, концертов, галерей, конкурсов декоративно-прикладного искусства обучающимися в полной мере позволит ощутить свою взаимосвязь с природой, народной культурой и историей родной земли и повысить свой культурный уровень.

Воспитание граждан и патриотов своей Родины является важнейшей задачей для педагога, требующей от него настойчивости, терпения и большой самоотдачи. Но в конечном итоге будет заложен фундамент для дальнейшего формирования достойных граждан и патриотов своего Отечества.

Список литературы:

1. Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе. – М.: Айрис-пресс, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Патриотическое воспитание обучающихся начальных классов"

Работа с родителями остаётся одной из важнейших в деятельности учителя, она требует разносторонней подготовки, знания психологии и педагогики. Такое важное направление как гражданско-патриотическое во...

"Духовно - нравственное воспитание обучающихся начальных классов в ходе выполнения программ внеурочной деятельности в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта общего образования"

В статье раскрыта тема формирования общей культуры обучающихся, их духовно - нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление...

Приемы и методы активизации познавательной деятельности обучающихся начальных классов

«Всякое знание остается мертвым, если в учащихся не развивается инициатива и самодеятельность: учащихся нужно приучать не только к мышлению, но и к хотению».     Н.А.УмовС помощью данного ма...

План-программа и отчет по реализации эколого-просветительской деятельности и экологического воспитания обучающихся начальных классов гимназии в рамках методического объединения учителей начального общего образования в 2020 году

Представлены программа и отчёт по реализации эколого-просветительской деятельности и экологического воспитания обучающихся начальных классов гимназии  в 2020 году...

План-программа и отчет по реализации эколого-просветительской деятельности и экологического воспитания обучающихся начальных классов гимназии в рамках методического объединения учителей начального общего образования в 2021 году

Представлены программа и отчёт по реализации эколого-просветительской деятельности и экологического воспитания обучающихся начальных классов гимназии  в 2021 году...

План-программа и отчет по реализации эколого-просветительской деятельности и экологического воспитания обучающихся начальных классов гимназии в рамках методического объединения учителей начального общего образования в 2021 году

Представлены программа и отчёт по реализации эколого-просветительской деятельности и экологического воспитания обучающихся начальных классов гимназии  в 2021 году...