Формы и методы нравственного и гражданского воспитания в начальной школе в условиях модернизации образования.
статья (4 класс) по теме
Жизнь заставляет пересматривать подходы к образованию. По требованиям новых стандартов перед школой стоит задача подготовить такого человека, который не только наделен знаниями по определенным предметам, а человека, который способен применять эти знания в новых реалиях нашей жизни и хорошо ориентироваться в современных условиях. И обучать надо по-новому: вести с детьми проекты и исследования, разрабатывать творческие программы уроков, не "вбивать" знания, а развивать личность ученика.
Гражданское образование предполагает адаптацию человека к обществу с одной стороны, и его саморазвитие, активное взаимодействие с обществом, с другой. Сегодня у нас в стране остро стоит проблема становления личности как гражданина в условиях всеобщего кризиса духовности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nrav._i_grazh._vospitanie.doc | 76.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Формы и методы нравственного и гражданского воспитания в
начальной школе в условиях модернизации образования.
Бондаренко Галина Ксенофонтовна, учитель начальных классов 1 категории,
МБОУ СОШ № 5 г. Кстово Нижегородская область.
Жизнь заставляет пересматривать подходы к образованию. По требованиям новых стандартов перед школой стоит задача подготовить такого человека, который не только наделен знаниями по определенным предметам, а человека, который способен применять эти знания в новых реалиях нашей жизни и хорошо ориентироваться в современных условиях. И обучать надо по-новому: вести с детьми проекты и исследования, разрабатывать творческие программы уроков, не "вбивать" знания, а развивать личность ученика.
Гражданское образование предполагает адаптацию человека к обществу с одной стороны, и его саморазвитие, активное взаимодействие с обществом, с другой. Сегодня у нас в стране остро стоит проблема становления личности как гражданина в условиях всеобщего кризиса духовности.
Верный путь развития личности, человека, гражданина- это путь формирования нравственности, т.е. внутренних, духовных качеств, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами. И нравственность должна основываться на общечеловеческих ценностях.
Гражданское воспитание- главная задача государства. Следовательно, воспитание гражданина-это воспитание россиянина. Что во все времена являлось главными качествами и гордостью россиян? Во - первых, широта души. Во-вторых, бережное хранение своих корней, традиций, культуры. В-третьих, чувство семейственности. В-четвертых, бережное отношение к природе, к Земле.
В данной статье я представляю свой опыт исследовательской работы с младшими школьниками и родителями на уроках и во внеучебное время. Исследовательская деятельность учащихся подразумевает активное включение в образовательный процесс учеников. С целью активизации учащимся предложен спецкурс «Я- исследователь» Савенкова А.И. Проблема разработки системы занятий по исследовательской деятельности обучающихся по теме «Местные праздники Кстовского района. Троица в селе Безводное» возникла из целей и задач, стоящих в настоящее время перед школой по воспитанию духовно-нравственного становления личности : целостное восприятие духовно-эстетических ценностей, заключенных в культуру и быт своего народа; формирование исторической памяти, изучение искусств родного края; искусства своего народа.
Педагогическая цель данной работы – обучение основам проектно-исследовательской деятельности, формирование бережного отношения детей к историческому и культурному наследию прошлого на примере исследования местного праздника Троицы в селе Безводное Кстовского района. Задачи данного исследования: обучение исследовательскому поведению как одному из эффективных способов познания окружающего мира;
обращение детей к глубинным корням национальной культуры путем изучения различных источников; воспитание бережного отношения, любви и интереса к бесценному наследию прошлого родного края, его изучение не только сегодня, но и в будущем; формирование художественно-образного мышления и эмоционально-чувственного отношения к предметам и явлениям действительности, искусству, как основ развития творческой личности, ее эстетических вкусов и потребностей, морально-этического облика. Деятельность детей была направлена на формирование национального самосознания, уважения к историческому, религиозному и культурному наследию России, народов своего региона.
При обучении школьников элементам проектно-исследовательской деятельности я использую методику проведения спецкурса «Программа исследовательского обучения младших школьников» Савенкова А.И.., (Издательство «Учебная литература», 2007 г.) Работа проводилась в рамках учебных предметов: литературное чтение, гражданское образование, мы и окружающий мир, изобразительное искусство, музыка и во внеурочной деятельности класса (экскурсии в детскую библиотеку, Историко-краеведческий музей) с вовлечением в эту деятельность родителей. По результатам поисковой деятельности была составлена исследовательская работа. Она была представлена на классном часе в виде презентации с сопровождающими её выступлениями.
Из выступлений исследователей (Филатова Александра, Татевосян Аиды, Рябовой Анастасии, Еремина Тимофея, Лямина Евгения, Филатова Александра):
Тема нашего исследования - «Местные праздники Кстовского района. Троица в селе Безводное».Мы задали себе вопрос: что уже знаем по этой теме? На уроках гражданского образования мы изучали тему «Без праздника нет народа» и узнали, что праздники могут быть государственные, народные, религиозные, семейные. Праздники помогают познать историю, культуру народа. Праздник Троицы – это и народный, и религиозный праздник. На уроках литературного чтения в теме «Родная сторона» мы узнали историю создания Иконы «Троица» Андрея Рублева, а в картинной галерее учебника чтения мы смотрели репродукцию этой Иконы. Об этих же событиях говорили и на уроках предмета «Мы и окружающий мир» в теме «Путь от Руси к России». На уроках музыки мы слушали мелодии колоколов Храмов, говорили о хоровом пении в церкви, о ликах Святых на Иконах, знакомились с русскими народными инструментами, водили хороводы, пели русские народные песни. Узнали, чем отличается хороводная музыка от плясовой. На классном часе, который проходил в читальном зале детской библиотеки Юлия Александровна Иванова рассказала нам о праздниках Церкви Христовой и о Церквях и Храмах Кстовского района. В историко-краеведческом музее мы видели на фотографиях, каким было село Безводное раньше, и каким стало теперь. Узнали, почему оно так называется. Но этих знаний недостаточно для того, чтобы ответить на вопросы: Что такое праздник Троицы? Как он отмечался на Руси? Почему так называется? Есть ли традиции в нашей местности, связанные с этим праздником?
Поэтому мы поставили цель, задачи и план нашего исследования.
Цель: провести исследование о празднике ТРОИЦЫ на Руси и о праздновании Троицы в селе Безводное Кстовского района для того, чтобы узнать обычаи нашей местности, сравнить их с общими традициями на Руси. Задачи: -составить план исследования; -научиться работать по составленному плану; -изучить, как отмечался этот праздник на Руси; -узнать традиции проведения этого праздника в селе Безводное Кстовского района; -собрать материалы своей работы в «Папку исследователя»; -рассказать о празднике Троицы одноклассникам.
План исследования: -Подумать самостоятельно; -Посмотреть книги о том, что исследуешь; -Спросить у других людей; -Обратиться к компьютеру, посмотреть в компьютерной сети Интернет.
Вывод. Определить цель исследования – значит ответить на вопрос о том, зачем ты его проводишь. Нашей целью было провести исследование о празднике Троицы на Руси и о праздновании Троицы в селе Безводное Кстовского района для того, чтобы узнать обычаи нашей местности, сравнить их с общими традициями на Руси. Гипотеза – это предположение, рассуждение, догадка. Мы предположили, что праздник не случайно так называется и у него должны быть свои обычаи и традиции. Работали по составленному плану. Каждый из нас выбрал те пункты плана, которые его заинтересовали. Когда нам было трудно, советовались с учителем, родителями, бабушками и дедушками.
В своей работе мы рассказали о празднике Святой Троицы, как он отмечался на Руси, почему так называется. Троица в Безводном - престольный праздник. Сам по себе это праздник весны, узнали наши местные обычаи, сравнили их с общими традициями на Руси. Обычаев и традиций на Руси в этот праздник было много, многие прижились в нашей местности, некоторые нет.
Общие традиции на Руси в день Св. Троицы
Символ праздника – березка. Освящение зеленых веток.
Украшение ветвями домов и храмов. Духов день – запрет на работу с землей.
Русалочий обряд. Девичий праздник. Игры – горелки, уточка.
Обычай выбирать себе невесту. Плетение венков и гадание на них.
Украшение березы. Кумиться. Водить хороводы. Разыгрывать хороводы.
Хороводы водят только девушки. Хороводы водят все жители села.
Крашение яиц. Трапеза: яичница.
Традиции с. Безводное в день Св. Троицы (из Общих традиций на Руси )
Символ праздника – березка. Освящение зеленых веток.
Украшение ветвями домов и храмов. Духов день – запрет на работу с землей.
Игры – горелки, уточка. Украшение березы. Водить хороводы. Хороводы водят все жители села. Трапеза: яичница.
Традиции возникшие в с. Безводное. Трапеза: мороженое. Сочинять тексты к хороводным песням. Хороводы – троишные круги. БОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТУРГИЯ.
ВЕЧЕРНЯЯ СЛУЖБА.
Бабушка Жени Лямина Китова Алевтина Леонидовна живёт в селе Безводное. Она рассказала о празднике Святой Троицы, о Храме Пресвятой Живоначальной Троицы в селе Безводном, о том, что День Cвятой Троицы стал главным праздником села Безводное Кстовского района. Описание троицкого обряда получено от старожилов села Сидневой Г.Н., 1926 г.р., Хализовой Л.Ф., 1929 г.р., Ложкиной А.А., 1934 г.р., Ремениной В.А., 1928 г.р. (Информация из Интернета). На этом празднике особое внимание заслуживают «Троицкие круги» - хороводы, танцы, игры и развлечения перед Троицким Храмом в честь Пресвятой Живоначальной Троицы. Особенно интересно то, что некоторые хороводные Троицкие песни написаны жителями села Безводное очень давно и исполняются в настоящее время. Народные костюмы на хозяевах праздника подлинные, сохранившиеся в семьях жителей села Безводное. Народные гуляния проводятся в селе уже тринадцатый год. В празднике участвуют дети из Воскресной школы, которая организована при храме для воспитания детей.
Для защиты своих работ подготовили доклады и подобрали иллюстрации из книг и Интернета. Учитель и родители результаты исследования оформили в виде презентации. Результатами своей работы мы поделилась с одноклассниками на занятии «Я - исследователь». Все материалы собраны в «Папку исследователя». Другие ученики могут познакомиться с ними подробнее.
Рябова Настя провела эксперимент: сделала из соломы куклу – Семичиху.
После наших выступлений одноклассники заинтересовались вопросами о селе Безводном, о том, как создаются иконы, о других праздниках и традициях. На уроках труда делали куклу из соломы или из ниток.
Наша работа может быть продолжена. Для настоящих исследователей завершение одной работы - это начало работы следующей. Надо наметить, что и как в этом направлении можно и нужно расследовать.
На районном исследовательском конкурсе «Местные праздники Кстовского района» работе присудили 2 место.
Юные исследователи выступили на районной конференции, посвященной разным вопросам, в том числе и экологическим. Посещение этой конференции вызвало много вопросов к материалам своей работы. Особо встали вопросы экологии. А именно: обычай в день Троицы украшать дома и храмы зелёными веточками молодой берёзки, т.к. она - символ этого праздника. В селе Безводном несколько лет назад возродился и проводится праздник Пресвятой Троицы и обычаи надо соблюдать. Возникла коллизия: как, с одной стороны, сохранить природу, а с другой – не нарушить традиции христианского праздника. Своими сомнениями дети поделились с одноклассниками. Вставшими проблемами заинтересовались дети, которые не участвовали в первоначальном исследовании. Они сами выделили проблему, поставили для себя новые задачи. В дальнейшем нам помогла методика «продолжи исследование», которая позволяет каждому ребенку провести собственное исследование по тому направлению, которое ему интересно. Направления поиска могут быть очень разными. (см. Схему деятельности детей).
Результативность: Дети ответили на поставленные вопросы, поделились знаниями с другими, укрепили навыки общения друг с другом. В процессе работы формировалось бережное отношения к самому себе, к окружающим людям, к семье, к природе и исторической памяти.
Сформированное гражданское сознание дает человеку возможность оценивать социальные явления и процессы, свои поступки и действия с позиции интересов общества.
Гражданское образование имеет специальные методы, включающие детей в коллективный поиск; это создание проблемных ситуаций, ситуация учебного опроса, метод коллизий, метод решения межпредметных учебных задач, учебный диалог, выявления связей, беседы с элементами прогнозирования, использование краеведческого материала, проведение экскурсий, участие в конкурсах, викторинах, анализ и синтез изученного и собранного исследовательского материала, работа в группах и др. Эти методы как нельзя лучше сочетаются с проектно-исследовательской деятельностью детей.
Схема деятельности детей.
Исследовательская работа «Местные праздники Кстовского района. Троица в селе Безводное»
Результаты исследования оформлены в виде презентации.
Проблема: как сохранить природу не нарушая традиции христианского праздника.
Методика «продолжи исследование»
Изучение теоретического материала
(По темам краеведения, христианства, экологии ). Что такое праздник Троицы? Как он отмечался на Руси? Почему так называется? Есть ли традиции в нашей местности, связанные с этим праздником? как сохранить природу не нарушая традиции христианского праздника
Практический выход.
Доклады. Презентации.
Районный конкурс «Местные праздники Кстовского
района» 2 место.
Применение знаний
Экскурсии
Наблюдение за берёзой
Уход за берёзой
Анкетирование
(если бы берёза могла говорить
Применение знаний
Экскурсии
Наблюдения
Традиции на празднике
Анкетирование
Эксперимент
Распространение опыта
Публичные выступления. Привлечение других учащихся к выявленным проблемам. Все материалы собраны в «Папку исследователя» для подробного ознакомления другими детьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы и методы дифференцированной и индивидуальной работы в начальной школе
Методика осуществления дифференцированного подхода сводится к следующему: разным ученикам требуется разное время, разный объём, разные формы, методы и виды работы,...
Формы и методы работы с одаренными детьми в начальной школе
теоритические и практические аспекты работы с одаренными детьми в начальной школе (из опыта работы)...
Формы и методы работы с одаренными детьми в начальной школе
Сегодня для России чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для одарённого ребёнка как для отде...
Содержание, формы и методы работы с одаренными детьми в начальной школе
Правильно говорят, что, если человек талантлив,то талант у него многогранен. Однако он должен еще суметь развить в себе все эти дарования,отшлифовать свои способности и правильно воспользоваться ...
Гражданское воспитание обучающихся начальной школы
В докладе описывается механизм гражданского воспитания учеников начальной школы. Показана важность этого процесса, его направления....
Формы и методы работы с одаренными детьми в начальной школе
Формы и методы работы с одаренными детьми в начальной школе...
«Дистанционная и очная формы обучения в начальной школе в условиях инклюзивного образования»
Инклюзивное (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю) или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с о...