Сотрудничество классного руководителя, тьютора, педагога-психолога с родителями (закоными представителями), как залог успешной социализации "особого" ребенка через проектную деятельность
опыты и эксперименты
Доклад на краевом методрческом объединении
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kgkou_shi_9_ivankova_trifonova.docx | 29.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение,
реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы
«Школа-интернат № 9»
Выступление:
«Сотрудничество классного руководителя, тьютора, педагога-психолога с родителями (законными представителями),
как залог успешной социализации «особого» ребенка через проектную деятельность».
Выполнили: Иванькова Ольга Юрьевна,
классный руководитель 3 класса;
Трифонова Валерия Владимировна,
тьютор 3 класса
2022 год.
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Сотрудничество группы специалистов учреждения и родителей – это залог успешной социализации обучающихся с ментальными нарушениями в развитии. Педагоги нашей школы, работающие с «особыми» детьми, составляют одну команду. Основными членами такой команды в начальной школе являются классный руководитель, тьютор, педагог-психолог, учитель-логопед, дефектолог, педагог дополнительного образования и родители (законные представители).
Главная задача нашей команды - это объединение разносторонних усилий, с целью успешного вовлечения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов не только в школьную, но и в общественную жизнь.
Мы считаем, что для реализации данной задачи наиболее подходящим является метод проекта. Проектная деятельность в рамках дополнительного образования в нашей школе, как нельзя лучше способствует развитию и раскрытию талантов детей, их творческого потенциала. Далеко не каждый обучающийся успешен в приобретении академических компетенций, но каждый ребенок может быть талантлив.
Дополнительное образование детей является одной из важнейших составляющих образовательного пространстве. Оно социально востребовано, требует постоянного внимания и поддержки не только со стороны общества, но и государства. Оно помогает в успешной реализации, коммуникации, социализации обучающихся с особыми потребностями. Дополнительное образование зачастую влияет на дальнейший выбор профессии наших детей. А значит, педагоги и родители, поддерживая и развивая творческие способности своих ребят, дают им возможность почувствовать себя успешными, значимыми, нужными, что создает комфортные условия для воспитания, роста, развития, и их дальнейшего самоопределения. Чтобы условия действительно были комфортными, начиная с начальной школы, для наших обучающихся перед педагогами и родителями стоят следующие задачи:
- развитие у обучающихся активной жизненной позиции, интереса к проектной и исследовательской деятельности разнообразных формах;
-приобретение знаний и навыков, необходимых для успешного участия и реализации социально-культурных проектов;
-развитие творческих способностей обучающихся через привлечение к проектной и исследовательской деятельности в разнообразных формах;
проектов, развивать творческие способности учащихся через привлечение к проектной и исследовательской деятельности в разнообразных формах;
-выполнения заданий и прохождения всех стадий «жизненного цикла проекта»;
-развитие внешних связей школы, социального партнерства на уровне поселка, района, края;
-вовлечение родителей в организацию и осуществление воспитательного процесса;
-вовлечение семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, в творческую и проектную деятельность на поселковом, районном, краевом, всероссийском уровнях.
Поставленная цель, задачи и достигнутые результаты обучающихся хорошо прослеживается через реализацию проектной деятельности в нашем учреждении.
Каждое учреждение стремится к совершенству и готово менять к лучшему свое образовательное пространство, поэтому хорошим подспорьем является сотрудничество с некоммерческими организациями. Такие организации становятся теми площадками, которые готовы разрабатывать и совершенствовать новые методы, приёмы и средства в организации образовательной, творческой, спортивной, досуговой деятельности детей. Это особенно актуально при работе с детьми с ОВЗ, инвалидностью, а так же при работе с родителями (законными представителями).
На базе нашей школы была открыта автономная некоммерческая организация «Окно к людям». За 5 лет сотрудничества данной организации и школы было реализовано шесть проектов, на сумму более полумиллиона рублей рассчитанных на детей с ОВЗ, инвалидностью и их родителей (законных представителей).
Я бы хотела подробнее остановиться на последнем реализованном проекте «Мобильный музей как ресурс формирования гражданского и патриотического самосознания у детей с ментальными нарушениями» в 2021 году был поддержан фондом президентских грантов в размере 203 тыс. рублей.
Я являюсь классным руководителем и основателем проектной деятельности, в рамках деятельности НКО, в нашей школе и хотела бы более подробно рассказать о последнем реализованном проекте, «Мобильный музей как ресурс формирования гражданского и патриотического самосознания у детей с ментальными нарушениями», который в 2021 году был поддержан фондом президентских грантов в размере 203 тыс. рублей.
Цель проекта — знакомство обучающихся КГКОУ ШИ 9 с историей Хабаровского края через создание реконструкции для школьного мобильного музея.
Итак, как же происходит сотрудничество между участниками образовательных отношений через проектную деятельность?
Написав и выиграв грант на реализацию проекта, я раздаю задания другим классным руководителям, чтобы они распределили их между детьми. Тут как раз и подключаются другие специалисты: педагог дополнительного образования проводит занятия и мастер-классы по рукоделию с обучающимися, привлекая к этим заданиям и родителей (законных представителей), что способствует их сближению. Тьютор сопровождает, помогает обучающимся и родителям в выполнении определенных заданий, информирует родителей об успехах или неудачах ребенка, а потом они совместно ищут пути и средства для решения поставленных задач в рамках проекта.
Педагог-психолог настраивает родителей и обучающихся на рабочий лад, успокаивает, если у кого-то что-то не получается, проводит различные тренинги, игры на сотрудничество и сближение. Объясняет, что такое взаимодействие между родителями, детьми и школой просто необходимо для них, ведь только так, видя заинтересованность родителей в их общем деле, дети чувствуют себя успешными.
В технике ковроткачества ребята, родители, бабушки, дедушки, педагоги изготовили историческое генеалогическое древо профессий первопроходцев района им. Лазо.
Кроме того, они представляли готовую реконструкцию в школьном музее, в других образовательных учреждениях района и в Краеведческом музее муниципального района им. Лазо.
Налаженная сетевая взаимосвязь с музеями района и Хабаровского края помогла детям с ментальными нарушениями, родителям и педагогам в поиске и сборе нужной информации. Проведение мастер-классов организаторами проекта, педагогами дополнительного образования по ковроткачеству не только приблизило обучающихся и их родителей, к пониманию своих исторических корней, но и помогло в освоении новых профессиональных компетенций. По окончанию реализации проекта дети выполнили коллективную работу «Древо профессий первопроходцев района им. Лазо» в технике ковроткачества, где разместили собранную информацию о своих прадедах.
В общей сложности участниками проекта стали порядка трехсот жителей района (т.е. дети, родители, бабушки и дедушки, педагоги и волонтеры).
Родители и дети, очень рады такому сотрудничеству с различными организациями, такими как школы района, музей, библиотека, дом культуры, художественная студия «Ариарт», молодежный центр. Им нравятся выходы в социум, то, что занятия проводятся за пределами школы. Смена обстановки мотивирует и стимулирует ребят и их родителей к творческому развитию, а значит и к успешной социализации в обществе.
Продукт, который получился в ходе реализации проекта — это ковровое полотно «Древо профессий первопроходцев Дальнего Востока» размером 2 м на 2 м, состоящее из 16 сшитых между собой кусочков размером 50 см на 50 см, и содержит собранную участниками информацию о своих предках. Края ковра обрамляют славянский и нанайский орнаменты. Эту коллективную работу выполняли дети, родители, жители района им. Лазо совместно с педагогами школы.
Подводя итог, хочется сказать, что родители (законные представители), участвуя в реализации проектной деятельности, становятся источником информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом. В ходе совместной деятельности участников образовательных отношений приходит чувство удовлетворения от успехов и достижений детей.
В рамках любого проекта мы предусмотреваем неформальное общение между родителями, детьми, педагогами посредством следующих мероприятий: экскурсий, образовательных квестов, чаепитий, круглых столов, мастер-классов, собраний, на которых каждый специалист преследует свою цель:
-классный руководитель ближе знакомится с семьей обучающегося, видит ребенка с другой стороны, его умение работать в команде, планировать, результативность. Новое видение помогает в дальнейшей организации образовательных отношений;
-тьютор наблюдает, как родитель взаимодействует с ребенком, находит общие точки соприкосновения, которые можно использовать в работе с тьюторантом во время образовательного процесса;
педагог-психолог видит детско-родительские отношения, при необходимости корректирует, поддерживает, направляет и оказывает психологическую поддержку.
Таким образом, максимальное раскрытие потенциала личности ребенка происходит благодаря сотрудничеству всех участников образовательных отношений. Безбарьерное вовлечение в процесс дополнительного образования и участие не только в жизни школы и класса, но и в мероприятиях районного, краевого, всероссийского уровней через проектную деятельность, что дает возможность нашим детям самореализовываться, а в перспективе определяет успех социализации, интеграции в общество.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на городском семинаре "Совместная работа классного руководителя и педагога-психолога"
В современной школе встают новые проблемы перед педагогическим коллективом и отдельно взятым специалистом. Эти проблемы, встающие ежедневно перед нами, носят как объективный, так и субъективный ...
Сотрудничество классного руководителя и родителей – залог успешного развития, социализации, интеграции детей с ОВЗ в социуме.
Практический материал по взаимодействию классных руководителей и родителей....
Теоретический семинар «Организация работы классного руководителя по педагогическому просвещению родителей (законных представителей) учащихся»
Выступление на МО классных руководителей...
Доклад "Интеграция деятельности классного руководителя и педагога-психолога для эффективности воспитательной работы в школе
Произошедшая модернизация системы образования, введение федеральных государственных образовательных стандартов, профессиональных стандартов привело к интеграции деятельности педагогов и специалистов. ...
ПРОГРАММА работы классного руководителя Таланцевой Светланы Борисовны с родителями (законными представителями) обучающихся 1 г класса
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫНазначение ПрограммыНастоящая Программа определяет цели, задачи и направления деятельности классного руководителя с...
Сотрудничество классного руководителя и родителей (законных представителей)
Общешкольное родительское собрание...
Конспект занятия педагога-психолога с детьми младшего школьного возраста на тему «Развитие мышления через игровую деятельность».
Цель: преодоление трудностей в развитии мышления и внимания при обучении в школе.Задачи:· воспитывать уважительное отношение к окружающим, и...