Портфолио методов работы психолога в условиях организации отдыха детей и их оздоровления
статья
В последнее время произошло большое увеличение количества детских летних загородных лагерей. Родители с радостью пользуются этой возможностью, так как отдых в загородном лагере представляется им как целенаправленная программа на развитие коммуникативных навыков у ребенка, его самостоятельности, адаптации к новым жизненным ситуациям, а частое пребывание на свежем воздухе – укрепление здоровья. Такой взгляд подразумевает, что ребенок будет находиться в лагере с радостью и себе на пользу. Но на деле часто происходит обратное: дети начинают плакать по приезду в лагерь, ссориться со сверстниками, остаются непонятыми в новой среде, и сами не могут объяснить, что происходит с ними и вокруг.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
portfolio_metodov_raboty_psihologa_v_usloviyah.docx | 17.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Портфолио методов работы психолога в условиях
организации отдыха детей и их оздоровления
В последнее время произошло большое увеличение количества детских летних загородных лагерей. Родители с радостью пользуются этой возможностью, так как отдых в загородном лагере представляется им как целенаправленная программа на развитие коммуникативных навыков у ребенка, его самостоятельности, адаптации к новым жизненным ситуациям, а частое пребывание на свежем воздухе – укрепление здоровья. Такой взгляд подразумевает, что ребенок будет находиться в лагере с радостью и себе на пользу. Но на деле часто происходит обратное: дети начинают плакать по приезду в лагерь, ссориться со сверстниками, остаются непонятыми в новой среде, и сами не могут объяснить, что происходит с ними и вокруг.
Первый, к кому обращаются вожатые с проблемами – психолог. К должностным обязанностям психолога относятся умение консультировать детей и педагогический состав, проводить диагностику и коррекцию нормального и аномального развития ребенка, применять методы и методики с учетом разновозрастных детей в отряде, а также пользоваться методами оценки и коррекции психологического климата в отряде и др.
Цель психолога – помочь человеку исходя из особенностей личности и ситуаций.
Работа психолога в лагере связана с урегулированием конфликтных ситуаций, играми на сплоченность коллектива, на адаптацию детей к незнакомым условиям и коллективу и коррекции эмоциональных состояний в процессе адаптации и социализации.
Работа психолога не ограничивается детским коллективом. Важность положительного настроения воспитателей, вожатых и другого персонала так же осознается психологом. Поэтому следующей особенностью работы психолога в лагере является актуализация осознания воспитателями и вожатыми важности своего участия в жизни детей и повышение самооценки за счет успешного выполнения порученной работы.
Формы и методы работы:
-познавательно-развлекательные игры;
-развивающие игры;
-ролевые игры;
-беседы;
-психологический тренинг;
-конструирование, рисование;
-музотерапия, сказкотерапия.
Основные виды деятельности:
-индивидуальное и групповое консультирование;
-диагностическая деятельность;
-просветительская деятельность;
-групповые формы занятий с детьми.
п/п | Мероприятия | Цель мероприятий | Участники |
Диагностический блок | |||
1 | Диагностика интересов и способностей учащихся | Выявить интересы и способности ребенка для эффективной организации работы лагеря | Воспитанники |
2 | Выявление причин и уровня тревожности. | Определить причины тревожности детей в период пребывания В ДОЛ | Воспитанники |
3 | Социометрическая методика | Определение психологического климата в отряде | Воспитанники |
5 | Тест «Несуществующее животное» | Выявить личностные особенности детей | Воспитанники |
6 | Рисуночные, графические тесты «Архитектор», «Школа зверей», «Домики» | Определить отношение ребенка к пребыванию в ДОЛ | Воспитанники |
Групповые занятия | |||
1 | Игра «Остров» | Сплочение детского коллектива, обучение совместной деятельности, развитие умения распознавать и выражать чувства | 4-5 классы |
2 | Игра «ТУЗ»(талантливые, умные, задорные» | Развитие активности, творческих способностей, умения работать в команде. | 2-3 классы |
3 | «Комната друзей» психологический тренинг | Снизить у ребенка уровень тревожных переживаний, обусловленных возрастными особенностями и трудностями социальной адаптации. | 1-5 классы |
4 | «Символ отряда» | Сплочение коллектива, создание благоприятной атмосферы в отряде | 1-5 классы |
5 | Игра «Созвездие» | Развитие дружеских отношений в отряде, индивидуальности каждого ребенка | 1-3 классы |
6 | КВН « Кем быть» | Содействие в расширении общей осведомленности детей младшего школьного и младшего подросткового возраста в мире профессий. | 5-7 классы |
7 | «Девчонки+Мальчишки=?» психол. тренинг | Способствовать развитию дружеских отношений между мальчиками и девочками, профилактика конфликтных ситуаций | 4-6 классы |
8 | Познавательно- развлекательная игра «Крестики-нолики» | Развитие навыков общения, формирование навыков сотрудничества, развитие творчества снятие эмоционального напряжения | 3-6 классы |
9 | «Наполни смыслом каждое мгновенье…» | Тренинговое занятие по профилактике стрессовых ситуаций | Учащиеся, педагоги. |
10 | «Учимся говорить правду» | Воспитание честности, открытости, профилактика лжи среди детей и подростков. | 3-6 классы |
Просветительская деятельность | |||
1 | «Особенности физического и психологического развития ребенка младшего школьного возраста и подростка»; | Познакомить педагогов с возрастными особенностями детей, с целью грамотного организации режимных моментов и психолого-физических нагрузок | Педагоги, педагог-психолог |
2 | «Развитие и стимулирование интереса и творческих способностей детей»; | Познакомить со способами стимулирования интереса и приемами развития творческой инициативы. | Педагоги, педагог-психолог |
3 | «Методы и формы работы по сплочению детского коллектива». | Расширить представления педагогов о формах и методах по сплочению детского коллектива и поддержания положительного эмоционального климата. | Педагоги, педагог-психолог |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы учителя-дефектолога в организации помощи детям с РАС в условиях психолого-педагогического центра
Дети с РАС относятся к сложной категории детей, нуждающихся в коррекционной помощи. Как им помочь максимально, ничего не упустив?...
Рекомендации психолога учителям по организации обучения детей с ОВЗ
Рекомендации психолога учителям по организации обучения детей с ОВЗ...
Организация отдыха детей в осенний период 2020 года
Программа и отчёт о работе осеннего пришкольного лагеря "Здоровячок"...
Всероссийский конкурс программ и методических кейсов «Лучшая программа организации отдыха детей и их оздоровления»
Данная программа участвовала в Всероссийском конкурсе и была признана призером.Новизна программы заключается в комплексном подходе к организации досуга и оздоровления детей....
Дополнительная общеобразовательная программа "Логоритмика" для реализации в условиях организации отдыха и оздоровления детей
Аннотация к адаптированной общеобразовательной общеразвивающей программе дополнительного образования «Логоритмика».Для реализации в условиях организации отдыха и оздоровления детей.Цель пр...
ПРОГРАММА организации отдыха детей и их оздоровления оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «КОРАБЛИК ДЕТСТВА» Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Лицей № 20»
Данная програма по своей направленности является комплексной, т.е. включает в себя разноплановую деятельность,обьединяет различные напрвления отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лаге...
ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ ОТДЫХА ДЕТЕЙ И ИХ ОЗДОРОВЛЕНИЯ «ХРАНИТЕЛИ ТРАДИЦИЙ»
Программа является методическим документом, определяющим комплекс основных характеристик воспитательной работы, осуществляемой в детском лагере, разрабатывается с учетом государственной политики в обл...