Портфолио методов работы психолога в условиях организации отдыха детей и их оздоровления
статья

Петрова Татьяна Емельяновна

В последнее время произошло большое увеличение количества детских летних загородных лагерей. Родители с радостью пользуются этой возможностью, так как отдых в загородном лагере представляется им как целенаправленная программа на развитие коммуникативных навыков у ребенка, его самостоятельности, адаптации к новым жизненным ситуациям, а частое пребывание на свежем воздухе – укрепление здоровья. Такой взгляд подразумевает, что ребенок будет находиться в лагере с радостью и себе на пользу. Но на деле часто происходит обратное: дети начинают плакать по приезду в лагерь, ссориться со сверстниками, остаются непонятыми в новой среде, и сами не могут объяснить, что происходит с ними и вокруг.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл portfolio_metodov_raboty_psihologa_v_usloviyah.docx17.26 КБ

Предварительный просмотр:

Портфолио методов работы психолога в условиях

организации отдыха детей и их оздоровления

В последнее время произошло большое увеличение количества детских летних загородных лагерей. Родители с радостью пользуются этой возможностью, так как отдых в загородном лагере представляется им как целенаправленная программа на развитие коммуникативных навыков у ребенка, его самостоятельности, адаптации к новым жизненным ситуациям, а частое пребывание на свежем воздухе – укрепление здоровья. Такой взгляд подразумевает, что ребенок будет находиться в лагере с радостью и себе на пользу. Но на деле часто происходит обратное: дети начинают плакать по приезду в лагерь, ссориться со сверстниками, остаются непонятыми в новой среде, и сами не могут объяснить, что происходит с ними и вокруг.

Первый, к кому обращаются вожатые с проблемами – психолог. К должностным обязанностям психолога относятся умение консультировать детей и педагогический состав, проводить диагностику и коррекцию нормального и аномального развития ребенка, применять методы и методики с учетом разновозрастных детей в отряде, а также пользоваться методами оценки и коррекции психологического климата в отряде и др.

Цель психолога – помочь человеку исходя из особенностей личности и ситуаций.

Работа психолога в лагере связана с урегулированием конфликтных ситуаций, играми на сплоченность коллектива, на адаптацию детей к незнакомым условиям и коллективу и коррекции эмоциональных состояний в процессе адаптации и социализации.

Работа психолога не ограничивается детским коллективом. Важность положительного настроения воспитателей, вожатых и другого персонала так же осознается психологом. Поэтому следующей особенностью работы психолога в лагере является актуализация осознания воспитателями и вожатыми важности своего участия в жизни детей и повышение самооценки за счет успешного выполнения порученной работы.

Формы и методы работы:

-познавательно-развлекательные игры;

-развивающие игры;

-ролевые игры;

-беседы;

-психологический тренинг;

-конструирование, рисование;

-музотерапия, сказкотерапия.

        Основные виды деятельности:

-индивидуальное и групповое консультирование;

-диагностическая деятельность;

-просветительская деятельность;

-групповые формы занятий с детьми.

п/п

Мероприятия

Цель мероприятий

Участники

Диагностический блок

1

Диагностика интересов и способностей учащихся

Выявить интересы и способности ребенка для эффективной организации работы лагеря

Воспитанники

2

Выявление причин и уровня тревожности.

Определить причины тревожности детей в период пребывания В ДОЛ

Воспитанники

3

Социометрическая методика

Определение психологического климата в отряде

Воспитанники

5

Тест «Несуществующее животное»

Выявить личностные особенности детей

Воспитанники

6

Рисуночные, графические тесты «Архитектор», «Школа зверей», «Домики»

Определить отношение ребенка к пребыванию в ДОЛ

Воспитанники

Групповые занятия

1

Игра «Остров»

Сплочение детского коллектива, обучение совместной деятельности, развитие умения распознавать и выражать чувства

4-5 классы

2

Игра «ТУЗ»(талантливые, умные, задорные»

Развитие активности, творческих способностей, умения работать в команде.

2-3 классы

3

«Комната друзей» психологический тренинг

Снизить у ребенка уровень тревожных переживаний, обусловленных возрастными особенностями и трудностями социальной адаптации.

1-5 классы

4

«Символ отряда»

Сплочение коллектива, создание благоприятной атмосферы в отряде

1-5 классы

5

Игра «Созвездие»

Развитие дружеских отношений в отряде, индивидуальности каждого ребенка

1-3 классы

6

КВН « Кем быть»

Содействие в расширении общей осведомленности детей младшего школьного и младшего подросткового возраста в мире профессий.

5-7 классы

7

«Девчонки+Мальчишки=?»

психол. тренинг

Способствовать развитию дружеских отношений между мальчиками и девочками, профилактика конфликтных ситуаций

4-6 классы

8

Познавательно- развлекательная игра «Крестики-нолики»

Развитие навыков общения, формирование навыков сотрудничества, развитие творчества снятие эмоционального напряжения

3-6 классы

9

«Наполни смыслом каждое мгновенье…»

Тренинговое занятие по профилактике стрессовых ситуаций

Учащиеся,

педагоги.

10

«Учимся говорить правду»

Воспитание честности, открытости, профилактика лжи среди детей и подростков.

3-6 классы

Просветительская деятельность

1

«Особенности физического и психологического развития ребенка младшего школьного возраста и подростка»;

Познакомить педагогов с возрастными особенностями детей, с целью грамотного организации режимных моментов и психолого-физических нагрузок

Педагоги, педагог-психолог

2

«Развитие и стимулирование интереса и творческих способностей детей»;

Познакомить со способами стимулирования интереса и приемами развития творческой инициативы.

Педагоги, педагог-психолог

3

«Методы и формы работы по сплочению детского коллектива».

Расширить представления педагогов о формах и методах по сплочению детского коллектива и поддержания положительного эмоционального климата.

Педагоги, педагог-психолог


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы учителя-дефектолога в организации помощи детям с РАС в условиях психолого-педагогического центра

Дети с РАС относятся к сложной категории детей, нуждающихся в коррекционной помощи. Как им помочь максимально, ничего не упустив?...

Рекомендации психолога учителям по организации обучения детей с ОВЗ

Рекомендации психолога учителям по организации обучения детей с ОВЗ...

Организация отдыха детей в осенний период 2020 года

Программа и отчёт о работе осеннего пришкольного лагеря "Здоровячок"...

Всероссийский конкурс программ и методических кейсов «Лучшая программа организации отдыха детей и их оздоровления»

Данная программа участвовала в Всероссийском конкурсе и была признана призером.Новизна программы заключается в комплексном подходе к организации досуга и оздоровления детей....

Дополнительная общеобразовательная программа "Логоритмика" для реализации в условиях организации отдыха и оздоровления детей

Аннотация к адаптированной общеобразовательной общеразвивающей программе дополнительного образования «Логоритмика».Для реализации в условиях организации отдыха и оздоровления детей.Цель пр...

ПРОГРАММА организации отдыха детей и их оздоровления оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «КОРАБЛИК ДЕТСТВА» Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Лицей № 20»

Данная програма по своей направленности является комплексной, т.е. включает в себя разноплановую деятельность,обьединяет различные напрвления отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лаге...

ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ ОТДЫХА ДЕТЕЙ И ИХ ОЗДОРОВЛЕНИЯ «ХРАНИТЕЛИ ТРАДИЦИЙ»

Программа является методическим документом, определяющим комплекс основных характеристик воспитательной работы, осуществляемой в детском лагере, разрабатывается с учетом государственной политики в обл...