Психолого-педагогическая компетенция учителя начальных классов как условие повышения качества образовательного процесса
статья на тему

В статье рассказывается о психолого-педагогической компетенции учителя начальных классов. Основными компонетами являются: грамотность (профессиональные знания), способность использовать эти знания в организации взаимодействия с учащимися, профессионально значимые личные качества учителя.Более десяти лет я работаю по программе "Школа 2100" и убедилась, что именно эта система помогает учащимся стать активными, проявить свои творческие способности, развивает самостоятельность мышления. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_skok_o.v.docx19.68 КБ

Предварительный просмотр:

Скок Ольга Владимировна

учитель начальных классов

 МБОУ «СОШ №20 с углубленным

изучением отдельных предметов»

города Бийска Алтайского края

Психолого-педагогическая компетенция учителя начальных классов как условие повышения качества образовательного процесса (из опыта работы)

     В настоящее время на первый план у меня выходит вопрос: как нужно учить и воспитывать школьника, чтобы из него, впоследствии, получился эффективный, конкурентно-способный работник. Он должен быть самостоятельным, ответственным, творческим, коммуникабельным человеком, способным решать проблемы свои и коллектива. В связи с этим в современном мире в развитии и становлении личности школьника велика роль и учителя начальных классов. Действительно, все, что учитель заложит в ребенка как можно раньше (умение ориентироваться в потоке информации, добывать знания, применять их на практике, в жизни) зависит дальнейшая его судьба.

     Традиционная педагогика формировалась в те времена, когда успешность учебно-воспитательной работы оценивалась главным образом по тому, насколько взрослым удалось передать детям накопленные знания, умения, навыки и ценности. При этом детей готовили к жизни в обществе, которое в главных своих чертах будет похоже на тот мир, в котором жили их родители.

     В нынешнее время социальные изменения – научно-технические, культурные, бытовые – настолько значительны и происходят так быстро, что никто уже не сомневается: сегодняшним детям предстоит жить в мире, отличном от того, в котором жили их родители и учителя. Поэтому и свои воспитательные успехи взрослым нужно оценивать не столько по тому, как им удалось передать свои знания и умения, сколько по тому, сумели ли они подготовить детей самостоятельно действовать и принимать решения в условиях, которых заведомо не было и не могло быть в жизни старшего поколения.

     Из профессиональных компетенций я хочу выделить психолого-педагогическую компетенцию. Основными компонентами являются:

  • грамотность (знания, которые принято называть общепрофессиональными)
  • умения как способность учителя использовать имеющиеся у него знания педагогической деятельности, в организации взаимодействия
  • профессионально значимые личностные качества, наличие которых неотделимо от самого процесса педагогической деятельности.

          Более десяти лет я работаю по программе «Школа 2100» и за это время имела возможность убедиться, что именно эта система помогает учащимся стать активными, проявить свои творческие способности, каждому позволяет продвигаться при изучении материала в удобном для него темпе, развивает самостоятельность мышления и умение самим открывать новые знания.

          В самом начале урока я стараюсь создать положительный эмоциональный настрой. На уроках дети активно работают, сопоставляют, делают открытия, выводы. Дидактическим стержнем моих уроков является деятельность самих учащихся.

          Например, прочитав на доске слова тетрадь, вьюга, дочь, дети видят, что во всех этих словах есть мягкий знак, но роль у него различная.

          Чтобы активизировать мыслительную деятельность и работу детей на уроке, организовать работу в группах и парах, я использую различные виды обратной связи:

  • магнитные индивидуальные экраны
  • сигнальные карточки
  • световые круги.

 Эти средства дают мне возможность видеть индивидуальную деятельность каждого ученика.

  Для развития логического мышления в учебнике Л.Г. Петерсон «Математика» (в основе которого лежит деятельностный подход к обучению) очень много заданий.

     На уроках русского языка предлагаю такие задания: выявить лишнее по нескольким признакам и сделать обобщения.

     Для урока подбор материала осуществляю таким образом, чтобы создать проблемную ситуацию.

     40+20

     50+10

     76+18

     Какое выражение лишнее? Какую проблему  будем решать?

     Самостоятельную работу на уроке организую так, чтобы ученики выполняли задание дифференцированно: на зеленых листах – определить падеж, род; на красных – определить род имен существительных с предлогом; на желтых – выписать существительные с прилагательными. Выполняя задание по силам, ребенок не чувствует, что его относят к «слабым ученикам».

     Настоящей находкой я считаю индивидуальные тетради для самостоятельных работ по русскому языку и математике. Эти тетради помогают увеличить темп урока, осуществить индивидуальную проверку на уроке («Найди ошибку», «Вставь букву», «Продолжи ряд»).

     Итогом уроков для детей является обобщение своей теоретической и практической работы. Для этого я использую магнитные экраны, на которых дети рисуют свое настроение, чаще всего радостные рожицы, большинство с ушками, т. к. слушали внимательно.

     Каждый урок я стараюсь провести так, чтобы он был направлен на развитие познавательных, эмоциональных и волевых качеств ученика.

    Вся эта работа способствует повышению качества знаний у детей, развивает интерес к учебе. Я считаю, что самое главное приобретение, которое необходимо сделать ребенку в период ученичества – это чувство собственного достоинства, вера в то, что он многое умеет и может.

     

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Критерии оценки ИКТ - компетенции учителя начальной школы по организации и реализации образовательного процесса в информационной образовательной среде

   В статье описаны критерии оценки ИКТ - компетенции учителя начальной школы, дана характеристика уровня сформированности у педагога данной компетенции....

Системно-деятельностный подход как условие повышения качества образовательного процесса в начальной школе

Системно-деятельностный подход как условие повышения качества образовательного процесса в начальной школе....

Организация инновационной деятельности кафедры учителей начальных классов как средство повышения качества образования

В настоящее время в условиях введения ФГОС НОО, постоянной модернизации системы образования, усложнения выполняемых задач, развития профилизации и вариативности, возрастает роль методической деятельно...

Системно-деятельностный подход как условие повышения качества образовательного процесса в начальной школе.

Системно-деятельностный подход как условие повышения качества образовательного процесса в начальной школе....

Тема: «Современные образовательные технологии, как условие повышения качества образовательного процесса в реализации ФГОС»

Под качеством образования понимается совокупность существенных свойств и характеристик результатов образования, способных удовлетворить потребности школьников, общества и заказчиков образования....

Педагогический мониторинг учителя начальных классов как инструмент повышения качества образования

Сегодня  мы поведём разговор о мониторинге, осуществляемом учителем начальных классов, так как именно мониторинг   обеспечивает развитие или коррекцию индивидуальных особенностей каждог...

Организация инновационной деятельности методического объединения учителей начальных классов как средство повышения качества образования

Возникает проблема: как организовать инновационную деятельность МО, чтобы повыситькачество образования младших школьников.Качество в этом случае трактуется как нормативная результативность образовател...