коррекционно-развивающее занятие"поляна волшебных цветов"
методическая разработка (2 класс) на тему

Использование  методических приемов арттерапии и техники танцевальной терапии в коррекционно – развивающей работе практического  психолога

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word_2.doc599 КБ
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word.doc1.64 МБ

Предварительный просмотр:

Использование  методических приемов арттерапии и техники танцевальной терапии в коррекционно – развивающей работе практического  психолога

                                               «Танец - это та сфера человеческой жизни,  

                                                      в которой каждый может себя  

                                                                            чувствовать  специалистом»

                                                                                             Т. А. Шкурко

Арттерапия - это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, изобразительной и творческой деятельности. Первоначально арттерапия возникла в контексте теоретических идей З.Фрейда и К. Г.Юнга, а в дальнейшем приобрела более широкую концептуальную базу, включая гуманистические модели развития личности К.Роджерс. А. Мослоун.

Основная цель арттерапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способностей самовыражения и самопознания. С точки зрения представителя классического психоанализа, основным механизмом коррекционного воздействия в арттерапии является механизм сублимации. По мнению Юнга, искусство, в значительной степени облегчает процесс индивидуализации саморазвития личности на основе установления зрелого баланса между бессознательным и сознательным «Я». С точки зрения представителя гуманистического направления, коррекционные возможности связанны с предоставлением клиенту практически неограниченныx возможностей для самовыражения и реализации в продуктах творчества, утверждение и познания своего «Я». Танец – это спонтанная трансформация внутреннего мира в движении, в процессе которого будет пробужден  творческий  потенцал. Возникла танцевальная терапия 1940-х гг. в США как психиатрическоенаправление. Первые танцевальные психотерапевты М. Чеиз, Т. М. Уайтха,   Т. Шоуп., профессиональные танцоры, это явилось причиной того что, зачатки модели развития, теории танцевальной психотерапии стали появляться только в конце 1950-х гг.

Танцевальная терапия возникла из объединения современного танца с существующими теориями личности. Она, прежде всего, направлена на обучение элементам техники выразительных движений в воспитании эмоций  и высших чувств и на приобретение навыков в саморасслаблении.

Это эффективное средство оптимизации социально- перспективной сферы личности, так как позволяет обратить внимание на «язык тела» и пространственно временненные характеристики общения.

Занятия показаны детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, непоседливостью, вспыльчивым, замкнутым, нарушениями характера, легкими задержками психического развития. Не менее важно использовать  развивающую танцевальную терапию в психо – профилактической, коррекционно-развивающей, работе со здоровыми детьми с целью эмоционально энергетизирующей поддержки в период адаптации.

Эмоциональные факторы оказывают мощное воздействие на психическую работоспособность ребенка. Чаще всего эмоциональная напряженность сказывается на психо-моторике в первый год обучения. Поэтому для снятия эмоциональной напряженности, с целью обучения саморегуляции, эффективны занятия танцевальной терапией для детей с нормой в развитии. Чередование танцевальных   движений в сочетании со сказкой закладывает нравственные ориентиры, стимулирует способность к размышлению, развивает ребенка относительно самого себя , что рефлекторно влияет на гармонизацию психической деятельности мозга: упорядочивается психическая и двигательная активность ребенка, улучшается его настроение, исчезает его инертность.

На занятиях терапии дети, выполняя танцевальные движения по-своему, как могут, все равно  успешны, и этот успех положительно отражается на занятиях в классе.

Первоклассники еще не могут контролировать, свои действия. Поэтому главной задачей  коррекционно-развивающего занятия становится содействие развитию рефлексии учащихся, в помощь осознания ими своих эмоциональных состояний. В формирования учебных  установок в близких и доступных формах, прежде всего в форме сказки и  танцевальной терапии. Через протанцованные образы (растет зернышко цветка, и т. д.) и рассуждения о поступках сказочных героев, дети получают возможность осознавать собственные трудности, их причины и находить пути их преодоления. Ситуации, в которые попадают сказочные герои, проецируются на реальные школьные проблемы, ребенок получает возможность посмотреть на них со стороны и в тоже время идентифицировать проблемы героя с собственными. В результате дети быстрее привыкают, адекватно анализируют свои проблемы.

Специфика организации занятий:

1-каждое танцевальное движение  включает в деятельность фантазию (мысли образы). Чувства (эмоции) движения ребенка так, чтобы чрез механизмы их функционального единства ребенок учился  произвольно воздействовать на каждый из элементов этой триады;

2-все занятие строятся на сюжетно ролевом содержании;

3- все предметы,  воображаемые (поляна цветов, облачко и т. д.)

(это облегчает тренировку внутреннего мира детей).

Структура  коррекционо- развивающего занятия

Форма  проведения   танцевальной  терапии может быть как - групповая, так  и индивидуальная, можно проводить занятия со всем классом одновременно. Дети знакомятся с элементами выразительных движений, с выразительным отображением отдельных эмоциональных состояний.

 На занятиях дети изучают различные эмоции и учатся управлять ими, овладевают азбукой выражения эмоций. Танец-терапия помогает преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя, других. Снимать  психологическое напряжение, дает возможность самовыражения. Нарушение выразительности моторики пристального внимания, потому что неумение выражать свои чувства, скованность, неловкость, или неадекватность мимико-жестовой речи затрудняет общение детей. Не менее  важен язык движений, который обогащает явления эмоциональной жизни. Называние эмоций в танцевальной терапии ведет к эмоциональному осознанию ребенком себя. Помогает войти ребенку в нужное эмоциональное состояние, или быть фоном, усиливающим эмоции, образные представления детей, снимающем, психо - эмоциональное состояние. Танцевальная терапия - направлена  на обучение элементам самораслабления и умение выражать различные эмоциональные состояния.    Полная дифференциация и осознание всех своих ощущений,  переживаний не возможна, но в сочетании  со сказкой-терапией дает  эмоционально энергетизирующий эффект.

 Развивающее занятие, которое я хочу вам предложить, проводится для начальных классов, а в особенности рекомендуется первоклассникам. Для старших тоже можно использовать танцевальную терапию во время различных трененговых занятиях, как эмоционально-энергетицирующая поддержка.

 В первый год обучения ребенок делает огромные шаги не только в интеллектуальном развитии, но и в адаптации к незнакомому, первоначально чужому миру школы. Мир, в котором предстоит ему прожить 11 важнейших лет жизни.

Главная задача психолога в период адаптации: закрепление положительного эффекта стимулирующего, упорядочивающего психическую и физическую активность детей. Приведение в равновесие их эмоциона-

льного состояния, улучшение состояния настроение для выполнения этой задачи,проводить  эмоционально – энергетизирующие  занятия, каковыми являются танцевальная терапия в сочетании со сказкой.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект коррекционно-развивающего внеклассного занятия "Эта хрупкая планета"

Конспект коррекционно-развивающего занятия в форме устного журнала. Цель:формирование экологической культуры личности и граммотного поведения в природе....

Коррекционно – развивающая направленность занятий.

Целью работы является современное выявление и преодоление расстройств письменной речи, не допуская их перехода на последующие этапы обучения, осложняющих учебнопознавательную деятельность учащихся. Эт...

«Программа коррекционно- развивающих психологических занятий ребенка с ОНР в начальной школе в условиях интегрированного обучения»

Развитие любого ребенка – важная задача общества и требует поиска наиболее эффективных путей достижения этой цели. Утверждение приоритета общечеловеческих ценностей в общественном сознании, прежде все...

Коррекционно-развивающее дефектологическое занятие по теме "Овощи и фрукты"

Тема:   «Овощи и фрукты».Цель:  уточнение и закрепление знаний по теме: "Овощи и фрукты"Учебные задачи ·         Развивать связную речь  дет...

Методическая разработка коррекционно-развивающего воспитательского занятия «Сказка «Колобок» в 1 классе (для глухих детей со сложной структурой дефекта)

Данная разработка может быть полезна воспитателям при работе с глухими детьми со сложной структурой дефекта....

Коррекционно-развивающее интегрированное занятие во 2 речевом классе "Планета Дружба"

Интегрированное занятие логопед-психолог-учитель как вариант работы с детьми с ОВЗ в контексте ФГОС...