Коррекционно-развивающая программа по преодолению дезадаптации
рабочая программа (1 класс) на тему
В данной программе представлены занятия по предолению деазаптации ребенка к школе. Для данной категории детей свойственны поведенческая активность, низкий уровень произвольности и низкая мотивационная готовность.
Мы сделали попытку предолеть дезадаптацию, повысить произвольность и мотивацию через коррекцию выявленных мишеней при формирование учебных навыков
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrektsionno-razvivayushchaya_programma_po_preodoleniyu_dezadaptatsii.doc | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
Коррекционно-развивающая программа по преодолению дезадаптации ребенка к школе
О сложности и значимости периода, связанного с адаптацией ребенка в школе, в отечественной психологии и педагогике написано достаточно убедительно (Дубровина И.В. Овчарова Р.В. и др.).
Именно в первые месяцы пребывания в школе начинают формироваться те системы отношений ребенка с окружающими и самим собой, которые в существенной мере определяют в дальнейшем успешность его школьного обучения, устойчивость форм взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, а также возможности личностной самореализации в школьной среде.
Адаптация, в психолого-педагогической системе вхождения ребенка в школу и школьную жизнь, понимается не только как приспособление к успешному функционированию в данной среде, но и способность к дальнейшему психологическому, личностному и социальному развитию.
Адаптационный ребенок – это ребенок, приспособленный к полноценному развитию своего личностного, физического, интеллектуального и других потенциалов в данной ему новой педагогической среде.
К середине первого класса большинство детей выходят на достаточно успешный уровень функционирования. Но на их фоне выделяется группа школьников, испытывающих выраженные трудности в обучении, общении в школьной среде, внутреннем и психосоматическом самочувствии. Это признаки проявления дезадаптационного синдрома.
Дезадаптационный ребенок это не только тот ребенок, кому трудно общаться, учиться в соответствии с принятыми нормами, но и тот, кому успешное обучение или общение дается за счет высоких психологических затрат, повышения тревоги, низкой самооценки, психологических заболеваний, невротических синдромов и других явлений.
В последнее время увеличилось количество детей, поступающих в школу с невысоким.
Данная программа является также коррекционно-развивающей и рассчитана на продолжение.
Цели, задачи, этапы программы.
Цель: создание психолого-педагогических и социальных условий, позволяющих ребенку успешно адаптироваться в школьной системе.
Задачи:
1.Выявление особенностей психолого-педагогического статуса каждого школьника с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих у них в обучении, общении и психическом состоянии.
2. Создание системы психолого- педагогической поддержки первоклассников в период их первичной адаптации.
3. Осуществлять развивающую, коррекционно- формирующую работу с детьми, испытывающими различные психолого-педагогические трудности.
Основные этапы работы.
1.Психолого-педагогическая диагностика, направленная на выявление особенностей статуса школьников.
2.Развивающая психолого-педагогическая, коррекционная работа, осуществляемая в течение всего года.
3. Консультативная работа с педагогами и родителями, связанная с обсуждением результатов проведенной диагностики, конкретным запросом педагога или родителя в связи с проблемами обучения, общения или психологического самочувствия.
Ожидаемые результаты.
1.Повышение интеллектуального уровня.
2.Развитие познавательных процессов и мотивации учения.
3.Формирование умения включаться в задание, игру, контролировать свои действия, планировать их, действовать по правилу.
4.Устранение дефектов произвольного поведения.
5.Развитие произвольности психологических процессов.
6.Развитие навыков рефлексии.
Содержание
Описание содержания развивающих занятий
на этапе адаптации.
Основное содержание индивидуальных занятий составляли игры и психотехнические упражнения, направленные на развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы, навыков адекватного социального поведения школьника.
Структура занятия.
Включает в себя следующие элементы:
- ритуал приветствия;
- разминка;
- рефлексия прошлого занятия;
- основное содержание прошлого занятия;
- рефлексия прошедшего занятия;
- ритуал прощания;
Частота занятий: 2 раза в неделю.Длительность занятий: 35-40 мин
Количество занятий: 20
Ход занятия №1.
Цель занятия: Познакомить с правилами поведения на занятии, научить работать концентрированно не отвлекаясь
1.Вступительное слово психолога.
Объяснение цели занятия, как будут проходить, знакомство с элементарными правилами поведения.
2.Разминка. Игра «Дождь».
3.Содержание занятия:
а) игра «Корректурный тест»
б) игра «Отыщи цифры»
в) игра «Будь внимателен»
4. Рефлексия занятия.
1. С чем мы познакомились на нашем занятии?
2. Что вам понравилось на нем?
3. Что не понравилось?
4. Для чего мы играем в эти игры?
Занятие № 2
Задачи: развитие памяти, логического мышления, работа со словарным запасом.
Ход занятий
1. Рефлексия предыдущего занятия.
«Давайте вспомним, с какими играми мы познакомились на предыдущем занятии?» Если дети забывают назвать какую-нибудь игру, то нужно им напомнить. Вспоминаем и цель проводимого занятия.
2.Разминка. Игра «Дождь».
3. Содержание занятия
а) повторение игры «Корректурный тест»;
б) игра «Закончи слово»;
в) игра «Отыщи цифры»;
г) игра «Будь внимателен».
Занятие №3.
Задачи: развитие памяти, концентрации внимания, пополнение словарного запаса.
1. Рефлексия предыдущего занятия.
«Давайте вспомним, с какими играми мы познакомились на предыдущем занятии?» Если дети забывают назвать какую-нибудь игру, то нужно им напомнить. Вспоминаем и цель проводимого занятия.
2.Разминка. Игра «Дождь».
3. Содержание занятия:
а) повторение игры «Корректурный тест»;
б) игра «Закончи предложение»;
в) игра «Отыщи цифры»;
г) игра «Будь внимателен».
Занятие №4
Задачи: развитие общения, развитие наблюдательности, внимания, памяти, умения объединять слова в группы, определять к какой группе относится то или иное слово.
1. Рефлексия предыдущего занятия.
«Давайте вспомним, с какими играми мы познакомились на предыдущем занятии?» Если дети забывают назвать какую-нибудь игру, то нужно им напомнить. Вспоминаем и цель проводимого занятия.
2.Разминка. Игра «Дождь».
3. Содержание занятия:
а) повторение игры «Корректурный тест»;
б) игра «Закончи предложение»;
в) игра «Отыщи цифры»;
г) игра «Будь внимателен».
Занятие №5.
Задачи: развитие наблюдательности, внимания, памяти. Произвольности движений, умения объединять слова в группы по определенным признакам.
1. Рефлексия предыдущего занятия.
«Давайте вспомним, с какими играми мы познакомились на предыдущем занятии?» Если дети забывают назвать какую-нибудь игру, то нужно им напомнить. Вспоминаем и цель проводимого занятия.
2.Разминка. Игра «Дождь».
3. Содержание занятия:
а) Игра «Переходы» (повторение);
б) Игра «Кто есть кто? Что есть что?» (продолжение, взять следующие группы слов : овощи, фрукты, деревья ).
в) Игра «Запретное движение»;
г) Игра «Карлики-великаны».
Занятие №6
Задачи: развитие внимания, зрительной памяти, логического мышления (умения определять, к какой группе относится слово) произвольности движений, расширение словарного запаса.
1. Рефлексия предыдущего занятия.
«Давайте вспомним, с какими играми мы познакомились на предыдущем занятии?» Если дети забывают назвать какую-нибудь игру, то нужно им напомнить. Вспоминаем и цель проводимого занятия.
2.Разминка. Игра «Дождь».
3.Содержание занятия:
а) Игра «Запретное движение» (повторение);
б) Игра «Запомни порядок» (паровозик);
в) Игра «Угадай группу»;
г) Игра «Составим сказку».
Занятие №7
Задачи: расширение словарного запаса, развитие навыков логического и творческого мышления, произвольности внимания, памяти, воображения.
1. Рефлексия предыдущего занятия.
«Давайте вспомним, с какими играми мы познакомились на предыдущем занятии?» Если дети забывают назвать какую-нибудь игру, то нужно им напомнить. Вспоминаем и цель проводимого занятия.
2.Разминка. Игра «Дождь».
3. Содержание занятия:
а) повторение игры «Составим сказку» (усложнение правил игры).
б) игра «Слушай хлопки» (принятие соответствующей позы).
в) игра «Тактильный образ».
Занятие №8.
Задачи: развитие произвольного внимания, умения логически мыслить, развитие мыслительных ассоциативных связей, пространственной ориентировки, расширение словарного запаса.
1. Рефлексия предыдущего занятия.
«Давайте вспомним, с какими играми мы познакомились на предыдущем занятии?» Если дети забывают назвать какую-нибудь игру, то нужно им напомнить. Вспоминаем и цель проводимого занятия.
2.Разминка. Игра «Дождь».
3. Содержание занятия:
а) повторение игры «Слушай хлопки!» (упражнение до 5-ти хлопков).
б) Игра «Рассказ наоборот»;
в) игра «Отгадай загадку»
г) игра «Определения» показ карточек, придумать слово- «переходной мостик»
Занятие №9
Задачи: дальнейшее развитие мыслительных ассоциативных связей, пространственной ориентации, развитие наблюдательности, восприятия, памяти.
1. Рефлексия предыдущего занятия.
«Давайте вспомним, с какими играми мы познакомились на предыдущем занятии?» Если дети забывают назвать какую-нибудь игру, то нужно им напомнить. Вспоминаем и цель проводимого занятия.
2.Разминка. Игра «Дождь».
3.Содержание занятия:
а) повторение игры «Рассказ наоборот».
б) повторение игры «Слушай хлопки!» (упражнение до 5-ти хлопков).
в) Игра «Невидимые слова»
Занятие №10.
Задачи: развитие зрительного восприятия, внимания, самоконтроля, воображения. Укрепление навыков счета, развитие различных видов памяти.
1. Рефлексия предыдущего занятия.
«Давайте вспомним, с какими играми мы познакомились на предыдущем занятии?» Если дети забывают назвать какую-нибудь игру, то нужно им напомнить. Вспоминаем и цель проводимого занятия.
2.Разминка. Игра «Дождь».
3. Содержание занятия:
а) повторение игры «Невидимые слова»;
б) Игра «Запомни свое место»;
г) Игра «Запретный номер».
Занятие №11.
Задачи: развитие произвольного внимания, памяти, волевой сферы, формирование выразительных движений.
1. Рефлексия предыдущего занятия.
«Давайте вспомним, с какими играми мы познакомились на предыдущем занятии?» Если дети забывают назвать какую-нибудь игру, то нужно им напомнить. Вспоминаем и цель проводимого занятия.
2.Разминка. Игра «Дождь».
3.Содержание занятия:
А) повторение игры «Запретный номер» (усложнять увеличением «запретных цифр»)
Б) игра «Заколдованные» (под музыку).
В) игра «Пасьянс» (использование азбуки настроения).
Г) игра «Да и Нет».
Занятие № 12.
Задачи: Развитие самоконтроля, внимания, умения распознавать и изображать чувства и настроение других людей.
1. Рефлексия предыдущего занятия.
«Давайте вспомним, с какими играми мы познакомились на предыдущем занятии?» Если дети забывают назвать какую-нибудь игру, то нужно им напомнить. Вспоминаем и цель проводимого занятия.
2.Разминка. Игра «Дождь».
3.Содержание занятия:
А) повторение игры «Пасьянс», «Заколдованные».
Б) игра «Штирлиц»;
В) игра «Имитация»;
Г) игра в мяч.
Занятие №13.
Задачи: Развитие восприятия, внимания, умения определять чувства и настроения других снятие агрессии и страхов.
1. Рефлексия предыдущего занятия.
«Давайте вспомним, с какими играми мы познакомились на предыдущем занятии?» Если дети забывают назвать какую-нибудь игру, то нужно им напомнить. Вспоминаем и цель проводимого занятия.
2.Разминка. Игра «Дождь».
3.Содержание занятия:
А) повторение игры «Имитация»;
Б) игра «Цвета»;
В) игра «Кто быстрей?»;
Г) игра «Кляксы» (повторение)
Занятие №14.
Задачи: развитие активного внимания, памяти, сообразительности, логического мышления, умения распознавать чувства и настроения других, изображать эти настроения и чувства, работа по снятию страхов перед школой.
1. Рефлексия предыдущего занятия.
«Давайте вспомним, с какими играми мы познакомились на предыдущем занятии?» Если дети забывают назвать какую-нибудь игру, то нужно им напомнить. Вспоминаем и цель проводимого занятия.
2.Разминка. Игра «Дождь».
3.Содержание занятия:
А) повторение игры «Кто быстрей?»;
Б) игра «Инсценировка»(10мин);
В) игра «Сочиним рассказ».
Занятие №15.
Задача: развитие воображения, памяти, внимания, способности к сосредоточению, умения изображать чувства и настроения других, снятие напряженности, страхов, боязни школы.
1. Рефлексия предыдущего занятия.
«Давайте вспомним, с какими играми мы познакомились на предыдущем занятии?» Если дети забывают назвать какую-нибудь игру, то нужно им напомнить. Вспоминаем и цель проводимого занятия.
2.Разминка. Игра «Дождь».
3.Содержание занятия:
А) игра «Инсценировка» (повторение);
Б) игра «Сочиним рассказ» (повторение); (изменение начала рассказа);
в) игра «редиска-Капуста»;
г) игра «Слушай команду».
Занятие №16.
Задачи: обучение детей расслаблению, раскованности, снятию страхов, агрессии, развитие воображения, восприятия, наблюдательности.
1. Рефлексия предыдущего занятия.
«Давайте вспомним, с какими играми мы познакомились на предыдущем занятии?» Если дети забывают назвать какую-нибудь игру, то нужно им напомнить. Вспоминаем и цель проводимого занятия.
2.Разминка. Игра «Дождь».
3.Содержание занятия:
А) повторение игры «Слушай команду»;
Б) игра «Кляксы» (повторение);
В) игра «Скучно, скучно так сидеть»;
Г) игра «Определим игрушку».
Занятие №17.
Задачи: развитие воображения, творческого мышления, наблюдательности, развитие произвольного внимания, самоорганизации.
1. Рефлексия предыдущего занятия.
«Давайте вспомним, с какими играми мы познакомились на предыдущем занятии?» Если дети забывают назвать какую-нибудь игру, то нужно им напомнить. Вспоминаем и цель проводимого занятия.
2.Разминка. Игра «Дождь».
3.Содержание занятия:
А) повторение игры «Скучно, скучно так сидеть»;
Б) «Определение игрушки»;
В) «Карлики-Великаны»;
Г) игра в мяч.
Занятия №18, 19, 20.
Задачи: развитие внимания, памяти, воображения, наблюдательности, формирование внутреннего плана действий, развитие координации, словарного запаса.
1. Рефлексия предыдущего занятия.
«Давайте вспомним, с какими играми мы познакомились на предыдущем занятии?» Если дети забывают назвать какую-нибудь игру, то нужно им напомнить. Вспоминаем и цель проводимого занятия.
2.Разминка. Игра «Дождь».
3.Содержание занятий:
А) игра «Слушай и выполняй»;
Б) игра «Возьми и передай»;
В) игра «Карлики-Великаны»;
Г) игра «Корректурный тест»;
Д) игра «Части тела»;
Е) игра «Поиск аналогий»;
ж) игра «Определи игрушку»;
З) игра «Повтори за мной».
Составила педагог-психолог
к.псх.н. С.В. Борисова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект развивающего занятия на тему «Радуга эмоций» (из программы коррекционно-развивающих занятий для первоклассников «Уроки психологического развития» по профилактике школьной дезадаптации).
Коррекционно-развивающее занятие посвящено теме эмоций и рассчитано на возраст 5-7 лет. В целом занятие направлено на развитие эмоциональной и коммуникативной сфер личности ребенка. На занятии дети зн...
Учебно-методическое пособие. Программа коррекционно-развивающих занятий по профилактике социальной дезадаптации у первоклассников с ослабленным здоровьем «Путь к успеху!»
Данная программа предполагает коррекцию имеющихся проявлений социальной дезадаптации, которые были выявлены в ходе констатирующего эксперимента, в индивидуальной и групповой форме у первоклассников с ...
Адаптированная коррекционно-развивающая логопедическая программа для обучающихся с ОВЗ 1 дополнительного класса Вариант 6.2
Адаптированная коррекционно-развивающая логопедическая программа для обучающихся с ОВЗ НОДА...
Адаптированная коррекционно-развивающая логопедическая программа для обучающихся с ОВЗ 1 класса Вариант 5.2
Адаптированная коррекционно-развивающая логопедическая программа для обучающихся с ОВЗ ТНР 1 класс...
Адаптированная коррекционно-развивающая логопедическая программа для обучающихся с ОВЗ 2 класса Вариант 1
Адаптированная коррекционно-развивающая логопедическая программа для обучающихся с ОВЗ с интеллектуальными нарушениями....
Адаптированная коррекционно-развивающая логопедическая программа для обучающихся с ОВЗ 3 класса Вариант 7.1
Программа коррекционной логопедической работы составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и направлена на ...
Адаптированная коррекционно-развивающая логопедическая программа для обучающихся с ОВЗ 2 класса Вариант 5.1
Рабочая программа учителя-логопеда является обязательным документом, обеспечивающим реализацию коррекционно-развивающей деятельности в рамках освоения адаптированной основной общеобразовательной прогр...