Коррекционная программа по снижению тревожности
методическая разработка по теме

Данная программа, разработана на осонове снижения тревожности у младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon korrektsionnaya_programma_po_snizheniyu_trevozhnosti.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекционно- развивающие занятие.

Цель: снижение уровня школьной тревожности у младших школьников.

Задачи: 

1) повышение уверенности в себе

2) снятие эмоционального напряжения

3) снижение тревожности

Методики: Методика диагностики уровня школьной тревожности Филипса, “Шкала явной тревожности для детей CMAS, Проективная методика для диагностики школьной тревожности.

Этапы реализации программы.

I этап - Подготовительный. Заключается в подборе диагностических методик и в комплексном изучение индивидуальных особенностей учащейся.

II этап - Проведение первичной диагностики, дальнейшее уточнение и анализ результатов обследования.

III этап - Коррекционный (проведение занятий). Занятия проходят индивидуально.

IV этап - Итоговая диагностика.

V этап - Анализ полученных данных и оформление результатов.

Тематический план:

Тематический план занятий

Название упражнения

1

Занятие 1. “Здравствуйте, это я

2

« Занятие 2. “Настроение”

3

Занятие 3. “Наши страхи 

4

Занятие 4. “Я больше не боюсь 

5

Занятие 5. “Волшебный лес”

6

Занятие 6. “Сказочная шкатулка”

7

Занятие 7. “Ночные звуки”

Занятие 1. “Здравствуйте, это я

Цель: научить внимательно относиться к себе, уважать и принимать себя, а также снять эмоциональное напряжение.

Знакомство:

   Игра «Алфавит»

Предлагается команде выстроиться по алфавиту имени, после этого (естественно, выяснив, правильно ли они построились) можно предложить им быстро перестроиться по цвету глаз, волос, размеру обуви

Приветствие: Все участники садятся в круг. Ведущий просит положить правую ладонь на левую ладонь, сидящего справа. В результате окажется, что участники соединены между собой. Ведущий просит поздороваться друг с другом, называя соседа, полным, именем (в дальнейшем процедура усложняется, ребята дают положительную характеристику своему товарищу).

Разминка: Упражнение "Росточек под солнцем"

Дети превращаются в маленький росточек (сворачивается в клубочек и обхватывают колени руками) всё чаще пригревает солнышко и росточек

 начинает расти и тянуться к солнышку. (Все движения выполняются под музыку.)

Основная часть

Упражнение "Что я люблю ?"

Дети в кругу, каждый говорит по очереди, что он любит из еды, одежды, во что любит играть и т.д.

Релаксация

«Забава»

(Выполняем подражательные движения в соответствии с текстом).

Головами покиваем,

 Носиками помотаем,

 А зубами постучим

 И немножко помолчим.

(Прижимаем указательные пальцы к губам).

 Плечиками мы покрутим

 И про ручки не забудем.

 Пальчиками потрясём

 И немножко отдохнём.

(Наклонившись вниз, качаем расслабленными руками).

 Мы ногами поболтаем

 И чуть-чуть поприседаем,

 Ножку ножкой подобьём

 И сначала всё начнём.

(Подпрыгиваем на месте в ритме текста. Далее темп ускоряется.)

Прощание.

Все стают в круг, кладут руки на плечи друг другу и мысленно произносят добрые пожелания кому-либо из группы или группе в целом.

Занятие 2. “Настроение”

Цель: повышение самооценки.

Приветствие: Все участники садятся в круг. Ведущий просит положить правую ладонь на левую ладонь, сидящего справа. В результате окажется, что участники соединены между собой. Ведущий просит поздороваться друг с другом, называя соседа, полным, именем (в дальнейшем процедура усложняется, ребята дают положительную характеристику своему товарищу).

Разминка: Упражнение "Росточек под солнцем"

Основная часть

1. Игра "На что похоже моё настроение?"

Дети по кругу при помощи сравнения говорят, на что похоже настроение.

Начинает психолог: "Моё настроение похоже на белое пушистое облачко в спокойном голубом небе".

2. Пантомима “Зайка-трусишка”

Ведущий спрашивает детей: “Чего боится зайка?”

Однажды зайка впервые увидел снег и захотел его потрогать, но он боялся. Как трусишка потрогает снег? Дети осторожно трогают “снег” (скомканную белую бумагу): вытянут руку, уберут.

Релаксация: «Забава»

Прощание.

Все стают в круг, кладут руки на плечи друг другу и мысленно произносят добрые пожелания кому-либо из группы или группе в целом.

Занятие 3. “Наши страхи”

Цель: преодоление барьеров, мешающих полноценному самовыражению.

Приветствие:

Разминка: Упражнение "Росточек под солнцем"

Основная часть

1. Упражнение "Расскажи свой страх"

Психолог рассказывает детям о своих собственных страхах, тем самым показывая, что страх - нормальное человеческое чувство и его не надо стыдиться. Затем дети сами рассказывают что они боялись  когда были маленькими.

2. Упражнение “Сказка о страхе”

Приготовить бумагу и карандаши. Психолог рассказывает сказку: “Жил-был Страх. Все его боялись, и никто не хотел с ним играть. Грустно и скучно стало страху одному, и решил он пойти поискать себе друзей, но никого не нашел, потому что все его боялись и прятались от него...”. Давайте нарисуем Страх. Какой он?

Дети рисуют Страх и показывают его друг другу.

3. Обсуждение

Релаксация:

«Кулачек»

Психолог читает текст:

Сожмите в своем кулачке нечто очень для вас дорогое и ценное. Сжимайте кулаки очень туго, еще сжимайте. Некто хочет отнять у вас дорогую вам вещь. Кисть напряжена, начинает дрожать…

Опасность миновала. Вы разжимаете кисти рук, пальчики расслабляются. Откройте глаза. Расскажите в кругу друзей, что вы скрывали в своей ладошке.

Прощание.

Все стают в круг, кладут руки на плечи друг другу и мысленно произносят добрые пожелания кому-либо из группы или группе в целом.

Занятие 4. “Я больше не боюсь”

Цель: осознание ситуация, вызывающих тревожность

Приветствие:

Разминка: Упражнение "Росточек под солнцем"

Основная часть

1. Упражнение "Дом ужасов"

Детям предлагается нарисовать обитателей дома ужасов Все страхи и ужасы остаются в кабинете у психолога.

2. Упражнение "Смелые ребята"

Дети выбирают ведущего - он страшный дракон. Ребёнок становиться на стул и говорит грозным голосом: "Бойтесь, меня бойтесь!"Дети отвечают: "Не боимся мы тебя!"Так повторяется 2–3 раза. От слов детей дракон постепенно уменьшается (ребёнок спрыгивает со стула), превращается в маленького воробушка. Начинает чирикать, летать по комнате.

3. Упражнение "Прогони Бабу-Ягу"

Ребёнка просят представить, что в подушку залезла Баба-Яга, её необходимо прогнать громкими криками. Можно громко стучать по подушке палкой

4. Обсуждение.

Релаксация:

«Кулачек»

Прощание.

Все стают в круг, кладут руки на плечи друг другу и мысленно произносят добрые пожелания кому-либо из группы или группе в целом.

Занятие 5. “Волшебный лес”

Цель: снижение тревожности.

Приветствие:

Разминка:«Ужасные гляделки»

Все сидят или стоят в круге, опустив голову и закрыв глаза. На счет три все смотрят либо на того, кто сидит справа, либо на человека слева, либо прямо напротив. Если они встречаются глазами, оба вскрикивают и выходят из круга. Это повторяется до тех пор, пока все не выйдут из круга.

Основная часть

1. Упражнение "Азбука страхов"

Детям предлагается нарисовать различных, страшных героев на отдельных листах и дать им имена . Далее дети рассказывают о том, что нарисовали. Далее каждому ребёнку предлагается превратить страшных героев в смешных, дорисовав их.

2. Упражнение "Я тебя не боюсь"

Один ребёнок стоит перед психологом, остальные дети начинают его пугать по очереди. Ребёнок громким уверенным голосом говорит: "Я тебя не боюсь!".

3. Упражнение “За что меня любят близкие”

Детям предлагается сказать за что их любят взрослые и за что они любят взрослых.

4. Обсуждение

Релаксация: «Забава»

Прощание.

Занятие 6. “Сказочная шкатулка”

Цель: снятие школьной тревожности.

Приветствие:

Разминка: Упражнение "Росточек под солнцем"

Основная часть

1. Игра "Сказочная шкатулка"

Психолог сообщает детям, что Фея сказок принесла свою шкатулку - в ней спрятались герои сказок . Далее он говорит: "Вспомните своих любимых сказочных героев и скажите какие они, чем они вам нравятся, как они выглядят.

Далее с помощью волшебной полочки все дети превращаются в сказочныхгероев.

2. Упражнение "Конкурс боюсек"

Дети по кругу передают мяч . Получивший должен назвать тот или иной страх, произнося при этом громко и уверенно "Я этого не боюсь!"

3.Упражнение "Волшебные зеркала"

Психолог предлагает нарисовать себя в трёх зеркалах, но не простых, волшебных: в первом- маленьким и испуганным; во-втором - большим и весёлым; в третьем- небоящимся ничего и сильным. После задаются вопросы: какой человек симпатичнее? На кого ты сейчас похож? В какое зеркало ты чаще смотришься?

4. Обсуждение

Релаксация: «Кулачек»

Прощание.

Занятие 7. “Ночные звуки”

Цель: восстановление внутреннего равновесия.

Приветствие:

Разминка:«Ужасные гляделки»

Основная часть

1. Упражнение "Конкурс боюсек"

Дети по кругу передают мяч . Получивший должен назвать тот или иной страх, произнося при этом громко и уверенно "Я этого не боюсь!"

2. Игра "Разведчики"

Дети выстраиваются змейкой друг за другом . В зале расставляются стулья беспорядочно. Первый в колонне ведёт запутывая, а последний запоминает этот п Упражнение "Солнце в ладошке"

3.  Упражнение "Солнце в ладошке"

Психолог зачитывает стихотворение, затем дети рисуют и дарят подарки (рисунки) друг другу.

Солнце в ладошке, тень на дорожке,

 Крик петушиный, мурлыканье кошки,

 Птица на ветке, цветок у тропинки,

 Пчела на цветке, муравей на травинке,

 И рядышком - жук, весь покрытый загаром.-

 И всё это - мне, и всё это - даром !

 Вот так - ни за что ! Лишь бы жил я и жил,

 Любил этот мир и другим сохранил..

4. Обсуждение

Релаксация: «Забава»

Прощание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по снижению тревожности и агрессии среди учащихся ОУ

в этой статье я рассматриваю методы при помощи которых можно снизить тревожность и агрессию среди учащихся образовательных учреждений...

Коррекционные занятия по преодолению тревожности у детей младшего школьного возраста.

Тревожность – весьма распространенное в настоящее время психологическое явление, частый симптом неврозов, а также других заболеваний, пусковой механизм расстройств эмоциональной сферы личности. В связ...

Игротерапия - как средство снижения тревожности у детей младшего школьного возраста

Игротерапия  как средство снижения тревожности у детей младшего школьного возраста.Нестабильность нашей жизни, многочисленные социальные проблемы, издержки воспитания детей в семье и ...

Снижение тревожности с применением игротерапии

конспект занятия по снижению тревожности у детей....

Упражнения для снижения тревожности

Упражнения для снижения тревожности...

«Снижение тревожности у младших школьников с признаками одарённости»

Дети, имеющие признаки одарённости, характеризуются более высоким, по сравнению с «обычными» школьниками, уровнем тревожности, обусловленным специфическим характером психологических трудно...

Коррекционно-развивающая программа детских страхов и снижения тревожности для детей дошкольного и младшего школьного возраста (5 –12 лет).

Ежегодная диагностика выявляет большое количество детей младшего школьного возраста с признаками тревожности и страхов. Цикл практических занятий рассчитан на 7 часов, т. е 10 занятий. Занятия проводя...