Коррекционная программа по снижению тревожности
методическая разработка по теме
Данная программа, разработана на осонове снижения тревожности у младших школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrektsionnaya_programma_po_snizheniyu_trevozhnosti.doc | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Коррекционно- развивающие занятие.
Цель: снижение уровня школьной тревожности у младших школьников.
Задачи:
1) повышение уверенности в себе
2) снятие эмоционального напряжения
3) снижение тревожности
Методики: Методика диагностики уровня школьной тревожности Филипса, “Шкала явной тревожности для детей CMAS, Проективная методика для диагностики школьной тревожности.
Этапы реализации программы.
I этап - Подготовительный. Заключается в подборе диагностических методик и в комплексном изучение индивидуальных особенностей учащейся.
II этап - Проведение первичной диагностики, дальнейшее уточнение и анализ результатов обследования.
III этап - Коррекционный (проведение занятий). Занятия проходят индивидуально.
IV этап - Итоговая диагностика.
V этап - Анализ полученных данных и оформление результатов.
Тематический план:
Тематический план занятий
№ | Название упражнения |
1 | Занятие 1. “Здравствуйте, это я |
2 | « Занятие 2. “Настроение” |
3 | Занятие 3. “Наши страхи |
4 | Занятие 4. “Я больше не боюсь |
5 | Занятие 5. “Волшебный лес” |
6 | Занятие 6. “Сказочная шкатулка” |
7 | Занятие 7. “Ночные звуки” |
Занятие 1. “Здравствуйте, это я
Цель: научить внимательно относиться к себе, уважать и принимать себя, а также снять эмоциональное напряжение.
Знакомство:
Игра «Алфавит»
Предлагается команде выстроиться по алфавиту имени, после этого (естественно, выяснив, правильно ли они построились) можно предложить им быстро перестроиться по цвету глаз, волос, размеру обуви
Приветствие: Все участники садятся в круг. Ведущий просит положить правую ладонь на левую ладонь, сидящего справа. В результате окажется, что участники соединены между собой. Ведущий просит поздороваться друг с другом, называя соседа, полным, именем (в дальнейшем процедура усложняется, ребята дают положительную характеристику своему товарищу).
Разминка: Упражнение "Росточек под солнцем"
Дети превращаются в маленький росточек (сворачивается в клубочек и обхватывают колени руками) всё чаще пригревает солнышко и росточек
начинает расти и тянуться к солнышку. (Все движения выполняются под музыку.)
Основная часть
Упражнение "Что я люблю ?"
Дети в кругу, каждый говорит по очереди, что он любит из еды, одежды, во что любит играть и т.д.
Релаксация
«Забава»
(Выполняем подражательные движения в соответствии с текстом).
Головами покиваем,
Носиками помотаем,
А зубами постучим
И немножко помолчим.
(Прижимаем указательные пальцы к губам).
Плечиками мы покрутим
И про ручки не забудем.
Пальчиками потрясём
И немножко отдохнём.
(Наклонившись вниз, качаем расслабленными руками).
Мы ногами поболтаем
И чуть-чуть поприседаем,
Ножку ножкой подобьём
И сначала всё начнём.
(Подпрыгиваем на месте в ритме текста. Далее темп ускоряется.)
Прощание.
Все стают в круг, кладут руки на плечи друг другу и мысленно произносят добрые пожелания кому-либо из группы или группе в целом.
Занятие 2. “Настроение”
Цель: повышение самооценки.
Приветствие: Все участники садятся в круг. Ведущий просит положить правую ладонь на левую ладонь, сидящего справа. В результате окажется, что участники соединены между собой. Ведущий просит поздороваться друг с другом, называя соседа, полным, именем (в дальнейшем процедура усложняется, ребята дают положительную характеристику своему товарищу).
Разминка: Упражнение "Росточек под солнцем"
Основная часть
1. Игра "На что похоже моё настроение?"
Дети по кругу при помощи сравнения говорят, на что похоже настроение.
Начинает психолог: "Моё настроение похоже на белое пушистое облачко в спокойном голубом небе".
2. Пантомима “Зайка-трусишка”
Ведущий спрашивает детей: “Чего боится зайка?”
Однажды зайка впервые увидел снег и захотел его потрогать, но он боялся. Как трусишка потрогает снег? Дети осторожно трогают “снег” (скомканную белую бумагу): вытянут руку, уберут.
Релаксация: «Забава»
Прощание.
Все стают в круг, кладут руки на плечи друг другу и мысленно произносят добрые пожелания кому-либо из группы или группе в целом.
Занятие 3. “Наши страхи”
Цель: преодоление барьеров, мешающих полноценному самовыражению.
Приветствие:
Разминка: Упражнение "Росточек под солнцем"
Основная часть
1. Упражнение "Расскажи свой страх"
Психолог рассказывает детям о своих собственных страхах, тем самым показывая, что страх - нормальное человеческое чувство и его не надо стыдиться. Затем дети сами рассказывают что они боялись когда были маленькими.
2. Упражнение “Сказка о страхе”
Приготовить бумагу и карандаши. Психолог рассказывает сказку: “Жил-был Страх. Все его боялись, и никто не хотел с ним играть. Грустно и скучно стало страху одному, и решил он пойти поискать себе друзей, но никого не нашел, потому что все его боялись и прятались от него...”. Давайте нарисуем Страх. Какой он?
Дети рисуют Страх и показывают его друг другу.
3. Обсуждение
Релаксация:
«Кулачек»
Психолог читает текст:
Сожмите в своем кулачке нечто очень для вас дорогое и ценное. Сжимайте кулаки очень туго, еще сжимайте. Некто хочет отнять у вас дорогую вам вещь. Кисть напряжена, начинает дрожать…
Опасность миновала. Вы разжимаете кисти рук, пальчики расслабляются. Откройте глаза. Расскажите в кругу друзей, что вы скрывали в своей ладошке.
Прощание.
Все стают в круг, кладут руки на плечи друг другу и мысленно произносят добрые пожелания кому-либо из группы или группе в целом.
Занятие 4. “Я больше не боюсь”
Цель: осознание ситуация, вызывающих тревожность
Приветствие:
Разминка: Упражнение "Росточек под солнцем"
Основная часть
1. Упражнение "Дом ужасов"
Детям предлагается нарисовать обитателей дома ужасов Все страхи и ужасы остаются в кабинете у психолога.
2. Упражнение "Смелые ребята"
Дети выбирают ведущего - он страшный дракон. Ребёнок становиться на стул и говорит грозным голосом: "Бойтесь, меня бойтесь!"Дети отвечают: "Не боимся мы тебя!"Так повторяется 2–3 раза. От слов детей дракон постепенно уменьшается (ребёнок спрыгивает со стула), превращается в маленького воробушка. Начинает чирикать, летать по комнате.
3. Упражнение "Прогони Бабу-Ягу"
Ребёнка просят представить, что в подушку залезла Баба-Яга, её необходимо прогнать громкими криками. Можно громко стучать по подушке палкой
4. Обсуждение.
Релаксация:
«Кулачек»
Прощание.
Все стают в круг, кладут руки на плечи друг другу и мысленно произносят добрые пожелания кому-либо из группы или группе в целом.
Занятие 5. “Волшебный лес”
Цель: снижение тревожности.
Приветствие:
Разминка:«Ужасные гляделки»
Все сидят или стоят в круге, опустив голову и закрыв глаза. На счет три все смотрят либо на того, кто сидит справа, либо на человека слева, либо прямо напротив. Если они встречаются глазами, оба вскрикивают и выходят из круга. Это повторяется до тех пор, пока все не выйдут из круга.
Основная часть
1. Упражнение "Азбука страхов"
Детям предлагается нарисовать различных, страшных героев на отдельных листах и дать им имена . Далее дети рассказывают о том, что нарисовали. Далее каждому ребёнку предлагается превратить страшных героев в смешных, дорисовав их.
2. Упражнение "Я тебя не боюсь"
Один ребёнок стоит перед психологом, остальные дети начинают его пугать по очереди. Ребёнок громким уверенным голосом говорит: "Я тебя не боюсь!".
3. Упражнение “За что меня любят близкие”
Детям предлагается сказать за что их любят взрослые и за что они любят взрослых.
4. Обсуждение
Релаксация: «Забава»
Прощание.
Занятие 6. “Сказочная шкатулка”
Цель: снятие школьной тревожности.
Приветствие:
Разминка: Упражнение "Росточек под солнцем"
Основная часть
1. Игра "Сказочная шкатулка"
Психолог сообщает детям, что Фея сказок принесла свою шкатулку - в ней спрятались герои сказок . Далее он говорит: "Вспомните своих любимых сказочных героев и скажите какие они, чем они вам нравятся, как они выглядят.
Далее с помощью волшебной полочки все дети превращаются в сказочныхгероев.
2. Упражнение "Конкурс боюсек"
Дети по кругу передают мяч . Получивший должен назвать тот или иной страх, произнося при этом громко и уверенно "Я этого не боюсь!"
3.Упражнение "Волшебные зеркала"
Психолог предлагает нарисовать себя в трёх зеркалах, но не простых, волшебных: в первом- маленьким и испуганным; во-втором - большим и весёлым; в третьем- небоящимся ничего и сильным. После задаются вопросы: какой человек симпатичнее? На кого ты сейчас похож? В какое зеркало ты чаще смотришься?
4. Обсуждение
Релаксация: «Кулачек»
Прощание.
Занятие 7. “Ночные звуки”
Цель: восстановление внутреннего равновесия.
Приветствие:
Разминка:«Ужасные гляделки»
Основная часть
1. Упражнение "Конкурс боюсек"
Дети по кругу передают мяч . Получивший должен назвать тот или иной страх, произнося при этом громко и уверенно "Я этого не боюсь!"
2. Игра "Разведчики"
Дети выстраиваются змейкой друг за другом . В зале расставляются стулья беспорядочно. Первый в колонне ведёт запутывая, а последний запоминает этот п Упражнение "Солнце в ладошке"
3. Упражнение "Солнце в ладошке"
Психолог зачитывает стихотворение, затем дети рисуют и дарят подарки (рисунки) друг другу.
Солнце в ладошке, тень на дорожке,
Крик петушиный, мурлыканье кошки,
Птица на ветке, цветок у тропинки,
Пчела на цветке, муравей на травинке,
И рядышком - жук, весь покрытый загаром.-
И всё это - мне, и всё это - даром !
Вот так - ни за что ! Лишь бы жил я и жил,
Любил этот мир и другим сохранил..
4. Обсуждение
Релаксация: «Забава»
Прощание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по снижению тревожности и агрессии среди учащихся ОУ
в этой статье я рассматриваю методы при помощи которых можно снизить тревожность и агрессию среди учащихся образовательных учреждений...
Коррекционные занятия по преодолению тревожности у детей младшего школьного возраста.
Тревожность – весьма распространенное в настоящее время психологическое явление, частый симптом неврозов, а также других заболеваний, пусковой механизм расстройств эмоциональной сферы личности. В связ...
Игротерапия - как средство снижения тревожности у детей младшего школьного возраста
Игротерапия как средство снижения тревожности у детей младшего школьного возраста.Нестабильность нашей жизни, многочисленные социальные проблемы, издержки воспитания детей в семье и ...
Снижение тревожности с применением игротерапии
конспект занятия по снижению тревожности у детей....
Упражнения для снижения тревожности
Упражнения для снижения тревожности...
«Снижение тревожности у младших школьников с признаками одарённости»
Дети, имеющие признаки одарённости, характеризуются более высоким, по сравнению с «обычными» школьниками, уровнем тревожности, обусловленным специфическим характером психологических трудно...
Коррекционно-развивающая программа детских страхов и снижения тревожности для детей дошкольного и младшего школьного возраста (5 –12 лет).
Ежегодная диагностика выявляет большое количество детей младшего школьного возраста с признаками тревожности и страхов. Цикл практических занятий рассчитан на 7 часов, т. е 10 занятий. Занятия проводя...