Снижение тревожности с применением игротерапии
план-конспект занятия (4 класс)
конспект занятия по снижению тревожности у детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_snizheniyu_trevozhnosti_s_primeneniem_igroterapii.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Снижение тревожности с применением игротерапии.
Тревожность – весьма распространенное в настоящее время психологическое явление, частый симптом неврозов, а также других заболеваний, пусковой механизм расстройств эмоциональной сферы личности. В связи с этим в нашем образовательном учреждении проводится специальная работа по снижению детской тревожности.
Цели занятия:
- оптимизация социальной ситуации развития детей;
- обучение их способам взаимодействия с миром и самими собой.
Задачи:
- снизить тревожность, эмоциональное напряжение учащихся;
- сформировать у детей адекватную самооценку, развить представление о собственной уникальности;
- воспитать уверенность в себе;
- сформировать навыки саморегуляции.
Материал: Мяч, игрушки-животные, глина для лепки, ящик с песком, листы бумаги для каждого ребенка, цветные карандаши, ручки.
Ход занятия
1. Подготовительный этап
Ритуал приветствия.
Цель: создание позитивного настроения.
Педагог каждому ребенку бросает мячик и здоровается с ним. Ребёнок бросает мя обратно и здоровается со взрослым. Так взрослый здоровается с каждым ребёнком.
1. Игра «Встаньте те, кто …».
Цель: формирование рабочего настроя, установки на рефлексию.
Ведущий произносит фразу «Встаньте те, кто …» и называет те качества, которые свойственны уверенному в себе человеку. Все, кто считает, что у него есть это качество, встают и хором говорят: «Желаем всем хорошего настроения».
2. Упражнение «Угадай, кто я».
Цель: раскрепощение учащихся.
Участники по очереди показывают пантомимы, изображая какого-либо музыканта на сцене. Остальные должны догадаться, какой исполнитель загадан.
2. Основной этап
1. Игра «Прогулка по сказочному лесу».
Цель: снятие мышечных зажимов, активизация участников, развитие творческого воображения.
Ребятам предлагается представить, что они находятся в сказочном лесу и ходят там по различной почве: по зеленой мягкой травке, по горячему песку, по холодному снегу, по шуршащим осенним листьям, по болоту, по большим камням, по узкой тропинке над обрывом.
Номинация: коррекция тревожности у младших школьников.
Автор: Воскобойникова Ирина Алексеевна
2. Игра «Волшебный магазинчик страхов».
Цель: изменение отношения к собственным страхам.
Ведущий рассказывает сказку Д.Соколова «Дед, внучка и боюськи» (см. Приложение). Детям предлагается представить, что они приходят в волшебный магазинчик, где они могут выгодно продать свои страхи, обосновать их «полезность». Ведущий исполняет роль продавца.
3. Игра «Превращение в камень».
Цель: развитие навыков саморегуляции.
Дети могут бегать, прыгать, то есть активно двигаться. По сигналу ведущего они замирают, превращаясь в камень.
4. Игра «Что лежит в портфеле»
Цель: раскрепощение детей, тренировка гибкости поведения.
Водящий бросает учащимся мяч и называет какой-то предмет. Если, по мнению ребенка, он должен лежать в портфеле, мяч нужно ловить, если нет, мяч ловить не нужно.
5. Игра «Школа для животных»
Цель: развивать гибкость поведения в ситуациях урока.
Детям предлагается выбрать игрушки животных. Характер животных обсуждается. Затем моделируется ситуация урока и дети демонстрируют поведение разных животных на уроке.
6. Упражнение «Ладошка»
Цель: повышение самооценки через самоанализ достоинств.
Учащиеся прикладывают свои ладошки к листу бумаги и обводят ее, в центре пишут свое имя, а в каждом пальчике – по одному хорошему качеству, которое они могут найти в себе. Нарисованная ладошка раскрашивается.
7. Игра «За что меня любит учитель».
Цель: повышение самооценки детей.
Дети перечисляют, за что их любят учителя, которые их обучают.
8. Скульптура из глины.
Цель: визуализация чувств
Дети по заданию педагога должны предстать в виде скульптуры:
Ребенка, который ничего не боится,
Ребенка, который всем доволен,
Ребенка, который выполнил сложное задание и т.п.
В конце обсуждение того, что чувствовали дети в роли той или иной скульптуры, какую фигуру приятно было изображать, какую – нет.
3. Заключительный этап
1. Игра «Чувствительные ладошки»
Цель: мышечное расслабление, снятие эмоционального напряжения.
(Звучит релаксационная музыка)
- Положите ладоши на песок, закройте глазки, почувствуйте, какой он.
- Откройте глазки, расскажите, что вы чувствовали (ответы детей).
- Сделайте то же самое, повернув ладошки другой стороной. Расскажите о своих ощущениях.
- Скользить по поверхности песка как змейка или как машина.
- Пройтись ладошками, как слон, как маленький слонёнок, как быстрый зайчик.
- Оставить отпечатки ладошек, кулачков, ребер ладоней.
- Создать узоры и рисунки — солнышко, бабочка, буква А или целое слово.
- «Пройтись» каждым пальчиком правой и левой руки поочередно.
- Просеять песок сквозь пальцы.
2. Медитация «Полет на ковре самолете».
Цель: обучение навыкам расслабления и саморегуляции психического состояния.
Участникам группы предлагается расслабиться, закрыть глаза и представлять себе то, о чем говорит ведущий: «Представьте себе, что у вас есть волшебный ковер-самолет. Какого он цвета? Он однотонный или с узорами? Это огромный ковер или маленький коврик? Какой он на ощупь? Мягкий, шелковистый, шершавый? Из какого материала он сделан? Вы садитесь на свой волшебный ковер самолет и поднимаетесь в воздух. Вам хорошо, тепло, безопасно. Ковер ласково поддерживает вас и несет туда, куда вам хочется. Вы поднимаетесь над городом, летите над полями, лесами, реками… Вдруг вы видите замечательное место, очень красивое, уютное и привлекающее вас. Вы опускаете ковер на это место. Что вы там видите? Что вас окружает? Там очень спокойно и безопасно. Побудьте в этом месте столько, сколько вы захотите. Затем вы снова садитесь на ковер-самолет и возвращаетесь обратно, в эту комнату, но ощущение покоя и безопасности найденного вами места остается с вами».
После завершения упражнения участники делятся своим опытом, можно предложить нарисовать найденное безопасное место.
Рефлексия занятия.
Цель: развитие умения выражать своё эмоциональное напряжение.
— Что больше всего запомнилось и понравилось?
— Что вы при этом чувствовали?
Ритуал прощания.
Педагог каждому ребенку бросает мячик и прощается с ним. Ребёнок бросает мяч обратно и прощается со взрослым. Так взрослый прощается с каждым ребёнком.
Приложение
«ДЕД, ВНУЧКА И БОЮСЬКИ»
Жили-были дед с внучкой. Хороша внучка, да всего боится. «Боюсь я, дед, на огород ходить: там червяки в земле ковыряются!» Лазает дед по огороду, от землицы борода чернеет. «Боюсь я коров: у них хвост да рога мотаются». Дед и коров доит, молоком ввечеру белеет. «Ох, и огня, дед, и огня! Печка — она искрами плюется!» Вот и ужин дед кашеварит, бороду задумчиво кочергой очесывает. От такого от хозяйства добра не жди; не успевал дед всего сделать. Корову продал, лошадь продал и от огорчения сам слег. Заболел. Ну, внучка попробовала поплакать и тихо, и в голос, да все не в помощь. Решила она тогда в город на базар сходить, купить лекарств и еды. Денег у нее, правда, не было, но она решила: «Продам чего-нибудь». И вот, хоть и было ей страшно, на базар далекий она с утречка и отправилась. Деда ведь своего все же любила!
На базаре — толчея, гомон; она стала в сторонке, чистый плат расстелила. А что же дальше? Подходит народ: на сем месте что продается? Мнется бедная внучка, не знает, что и сказать. Тянет кого-то за рукав:
— Дядь, а что продавать здесь можно, чтоб подороже?
Он спрашивает:
— А что у тебя есть?
— Да ничего нет.
— А что умеешь делать?
Тут она заплакала:
— Да ничего не умею, я всего боюсь!
— Хм, — говорит дядька, — так ты боюськи и продавай.
— А возьмут? — не верит дивчина.
— А ты попробуй!
И вдруг как закричал дядька:
— Эй, народ! Товар исключительного назначения! Подходи за боюськами!
Народ стал осторожненько подходить, интересоваться: что за товар такой? Дядька говорит: боюськи на любой вкус. Для жен, детей, крупного и мелкого рогатого скота. А девчонка говорит:
— И кур с петухами.
— Что для кур? — подлезает бабка.
— А вот бегают твои куры далеко от дома? — спрашивает посредник.
— Ох, бегают, проклятые, — соглашается бабка.
— А ты купи для них боюську дальнего пространства. Есть у нас такая? — спрашивает у девчонки.
— Еще как, — солидно говорит она.
— Вам на целый птичий двор?
— Уж пожалуйста, — говорит бабка.
Вот торговля завертелась не на шутку! Купили боязнь огорода для гусей и коз, купили боюськи темноты для крыс и тараканов, ну все раскупили на корню! Один оригинал купил боязнь рек и моря, чтобы палить в облака и тучки: хотел, чтобы они проливались только над сухой землей. И только для малых ребятишек ни одной боюськи не продали, ни мамкам, ни нянькам. Вот как! На вырученные деньги купила внучка лекарства и еду, и для того дядьки, который ей помог, праздничную рубашку, и для себя леденец. Целый день провела на базаре. Только к вечеру вернулась домой. Там дед ее встретил, своим глазам не поверил. От радости он и без лекарств выздоровел. И потекла их жизнь весело и бойко, и работали они теперь оба, и на ярмарку вместе ездили. Найти бы и нам такое счастье.
Я собрал свои боюськи недавно. Старые они были, поломанные и запачканные. Кто такие возьмет? Эх, молодость! Плюнул, выбросил мешок с боюськами за крыльцо. Там и валяется. Кто интересуется — подходи, выбирай, мне не жалко. Только чур — не для малых ребятишек!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по снижению тревожности и агрессии среди учащихся ОУ
в этой статье я рассматриваю методы при помощи которых можно снизить тревожность и агрессию среди учащихся образовательных учреждений...
Родительский лекторий«Школьная тревожность: виды, причины, приемы снижения» по теме
Родительский лекторий по теме " Школьная тревожность : виды, причины,приёмы снижения"...
Коррекционная программа по снижению тревожности
Данная программа, разработана на осонове снижения тревожности у младших школьников....
Игротерапия - как средство снижения тревожности у детей младшего школьного возраста
Игротерапия как средство снижения тревожности у детей младшего школьного возраста.Нестабильность нашей жизни, многочисленные социальные проблемы, издержки воспитания детей в семье и ...
Упражнения для снижения тревожности
Упражнения для снижения тревожности...
«Снижение тревожности у младших школьников с признаками одарённости»
Дети, имеющие признаки одарённости, характеризуются более высоким, по сравнению с «обычными» школьниками, уровнем тревожности, обусловленным специфическим характером психологических трудно...
Коррекционно-развивающая программа детских страхов и снижения тревожности для детей дошкольного и младшего школьного возраста (5 –12 лет).
Ежегодная диагностика выявляет большое количество детей младшего школьного возраста с признаками тревожности и страхов. Цикл практических занятий рассчитан на 7 часов, т. е 10 занятий. Занятия проводя...