Формирование учебного поведения аутичного ребенка.
статья по теме

Макарова Алеся Андреевна

Формирование учебного поведения аутичного ребенка зависит от успешности работы по его эмоциональному развитию, по развитию его способности к контакту. Организация комфортной ситуации общения, чтобы она для ребенка подкреплялась приятными впечатлениями и не требовала недоступных для него форм взаимодействия. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_uchebnogo_povedeniya_autichnogo_rebenka.docx17.28 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование учебного поведения аутичного ребенка.

Формирование учебного поведения аутичного ребенка зависит от успешности работы по его эмоциональному развитию, по развитию его способности к контакту. Организация комфортной ситуации общения, чтобы она для ребенка подкреплялась приятными впечатлениями и не требовала недоступных для него форм взаимодействия.

Основное тут - не торопиться, не навязываться, но постараться увидеть встречное движение ребенка и адекватно на него ответить. Если взрослый или педагог сидит спокойно, занимается каким-то своим делом, и только иногда, коротко взглянув на ребенка, улыбается ему, ребенок обязательно подойдет первым. После этого можно откликнуться, но от слишком активной реакции лучше воздержаться: следует помнить, что нас не должно быть «слишком много». Можно продолжать улыбаться, но взгляд не должен быть слишком долгим и пристальным, - именно в подобной ситуации ребенок, скорее всего, начнет смотреть на взрослого, может даже попробовать дотронуться до него, произнести свою стереотипную фразу обращения. Таким образом, если мы передаем дозирование и контроль за комфортностью ситуации самому ребенку, он становится более активным в установлении контакта. 

Как мы уже отмечали, если педагог установил эмоциональный контакт с ребенком, если появились эмоционально насыщенные формы такого контакта в игре, рисовании, чтении, если усилия педагога поддерживают, родители- то можно приступать к развитию навыков взаимодействия ребенка и взрослого в более формальной учебной ситуации. Прежде всего необходимо, чтобы занятия проводились в определенном месте или отдельной комнате в специально отведенное время. Он постепенно привыкает к тому, что в комнате, где он играет, есть специальный стол, за которым не развлекаются, а занимаются.

Место для занятий должно быть организовано так, чтобы ничто не отвлекало ребенка, чтобы его зрительное поле было максимально организовано. Поэтому целесообразно, чтобы педагог и ребенок, садясь за учебный стол, оказывались лицом к стене, а не к комнате, заполненной игрушками и пособиями, и не к двери, которую кто-то может приоткрыть и этим помещать занятию. На самом столе должно находиться только то, что понадобится для выполнения одного задания, для проведения одного конкретного занятия. Остальные материалы педагог может держать под рукой на полке или в ящике, но вне зрительного поля ребенка, и доставать их по мере необходимости, а предыдущие убирать. Позже это может стать обязанностью самого ребенка: у него появятся отдельные коробки, где хранятся материалы для разных занятий; эти материалы он будет последовательно доставать, использовать, а затем убирать.

Ребенок должен привыкнуть к тому, что занятия всегда проводятся в одно и то же время.

По содержанию занятие на первых порах может быть продолжением игры. Усадив ребенка за стол, мы далеко не всегда можем рассчитывать на его произвольное сосредоточение; поэтому исходно мы предлагаем ему какие-либо заведомо приятные виды занятий: выкладывание мозаики, пазлов; кубики, которые можно группировать по цвету; краски или фломастеры, которыми можно рисовать, просто закрашивать определенную плоскость; глину или пластилин, которые можно размазать по дощечке .Требования к организованности, произвольному сосредоточению ребенка пока что совсем не предъявляются, так как мы преследуем следующие цели:

  • выработать положительную эмоциональную установку ребенка по отношению к занятиям. Если мы сразу же начнем задавать вопросы и требовать организованных произвольных действий, то, скорее всего, сформируем стойкий негативизм в отношении обучения;
  • зафиксировать, отметить время и место занятия, что служит основой стереотипа учебного поведения;
  • постепенно закрепить определенную последовательность действий по подготовке к занятию  и действий, связанных с завершением занятия (например, помыть кисточки, убрать карандаши в коробку).

Занятие может продолжаться недолго, причем в конце педагог обязательно говорит о том, что ребенок "хорошо позанимался" и "выполнил задание", что он вел себя как "хороший, умный ученик". Этим мы добиваемой постепенного освоения ребенком роли ученика, школьника.

Что касается содержательной стороны занятия, то начинаем мы, как уже упоминалось, с той деятельности, которую любит ребенок, которая доставляет ему приятный сенсорные ощущения, т. е. всегда исходно ориентируемся на его интересы и пристрастия.

На первоначальной стадии формирования стереотипа учебного поведения не надо пытаться делать занятия разнообразными по содержанию. Не стоит каждый раз предлагать ребенку что-то новое, и убеждаться вновь и вновь, что его внимание на новой деятельности удерживается очень недолго. Напротив, если ребенку понравилось какое-то занятие, то на последующих уроках надо опять начинать с привычного занятия, внося в него разнообразие за счет новых деталей.

Понравившиеся виды деятельности даются ребенку в качестве заданий, причем всегда в определенной последовательности, к которой он привыкает; например, сначала рисуем, потом подписываем все на рисунке, затем гимнастика для пальчиков и, напоследок, счет.

Для подготовки аутичного ребенка к обучению необходимы разные занятия: развитие крупной и мелкой моторики, произвольного внимания и памяти; особенно много приходится заниматься формированием речи. Но, независимо от конкретной учебной цели, всегда следует учитывать описанные в этой главе принципы организации занятий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальное занятие с безречевым аутичным ребенком."Посуда,мебель".

Для детей с нарушением аутистического спектра....

Особенности игр с аутичным ребенком.

P { margin-bottom: 0.21cm; } Зачем детям с аутизмом нужно научиться играть? Почему так важно обучить их играм? ...

Социальные истории - как один из методов для формирования учебного поведения детей с РАС

Социальные истории (Social Stories™) — это запатентованный метод вмешательства при работе с детьми с аутизмом, введенный в обращение Кэрол Грей в 1991 году....

буклет "Особенности родительского воспитания как провокационный фактор формирования расстройств поведения у ребенка

Вероятность возникновения проблемного поведения во многом зависит от того, какой тип отношений с ребенком сложился в семье....

Доклад "Формирование учебного поведения у аутичных детей"

Доклад разработан для выступления на школьно-методическом объединении начальных классов школы VIII вида...