Социальные истории - как один из методов для формирования учебного поведения детей с РАС
консультация
Социальные истории (Social Stories™) — это запатентованный метод вмешательства при работе с детьми с аутизмом, введенный в обращение Кэрол Грей в 1991 году.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsialnye_istorii.docx | 19.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад: Метод «социальные истории» в работе учителя-дефектолога с детьми с РАС
Направление коррекционной работы с детьми с расстройствами аутистического спектра: коррекционно-развивающее
автор доклада: Комарова Марина Юрьевна ,
должность: учитель-дефектолог 1 кв.категории,
место работы: МБОУ «ООШ № 27»
Как возник метод «социальные истории»?
Социальные истории (Social Stories™) — это запатентованный метод вмешательства при работе с детьми с аутизмом, введенный в обращение Кэрол Грей в 1991 году.
На сегодняшний день, с 2014 года, действует уже третья редакция метода социальных историй — «10.2» (предыдущие редакции обозначались «10.0» (2004 год) и «10.1» (2010 год)). Метод совершенствуется по мере накопления данных о его применении и появления новых исследований о расстройствах аутистического спектра. Неизменной остается концептуальная основа метода – социальная философия, базирующаяся на признании значимости и уважении к разным типам восприятия мира – при типичном развитии и при аутизме.
Что такое «метод «социальная история»?
По своей форме социальные истории — это короткие рассказы, содержащие описание конкретных ситуаций и сопровождающиеся иллюстративным материалом. Они включают в себя специфическую информацию о предстоящих событиях: чего стоит ожидать и как следует себя вести. Каждая социальная история достоверно описывает ситуацию, навык, достижение или понятие и соответствует при этом всем десяти определяющим критериям, выделенным Кэрол Грей [2].
Это короткий иллюстрированный рассказ, который помогает человеку с ментальными особенностями сориентироваться в мире, почувствовать себя уверенно, включиться во взаимодействие с другими людьми. Специалисты и близкие людей с особенностями развития все шире применяют социальные истории и другие методы визуальной поддержки для обучения и социализации детей и взрослых.
ДЛЯ кого это метод не подходит?
При этом необходимо понимать, что метод социальных историй не универсален. Прежде всего он требует наличия определенных речевых навыков от читателей — они должны быть способны общаться предложениями, которые соединяют вместе различные идеи, т. е. уровень понимания обращенной речи или написанного текста должен присутствовать в достаточной степени, у ребенка должно быть сформировано понятие последовательности событий во времени. Важно отметить, что данный метод не учит ребенка навыкам сам по себе и не применяется для коррекции поведения. Социальные истории неэффективны для формирования новых навыков, для этого необходимо применять другие методы.
Однако есть определенные ограничения в их использовании. Самое главное из них: ребенок, для которого разрабатывается социальная история, должен хорошо понимать устную речь. В данном случае слово «хорошо» обозначает, что ребенок не просто выполняет инструкции взрослого в определенном контексте (принести ложку по просьбе мамы, когда та накрывает на стол), а может ответить на вопросы по содержанию прочитанного текста. В противном случае чтение социальной истории не будет достаточно эффективно работать в качестве метода развития функциональных навыков. Детям с ограничениями в понимании речи будет целесообразно подобрать другой инструментарий для формирования жизненных компетенций.
Главная цель — предоставить всю необходимую и доступную информацию, улучшить понимание определенных явлений, а не сформировать новое поведение.
Где может применяться «метод»?
Социальные истории могут применяться для обучения детей и подростков с нарушениями развития навыкам, относящимся к различным сферам жизни: самообслуживание и личная гигиена; − коммуникация и социальное взаимодействие; − поведение в общественных местах; − управление собственным поведением и регуляция эмоций; − понимание эмоций и причин поведения других людей и многое другое .
Как написать социальную историю?
Для начала важно помнить, что социальные истории должны учитывать особенности поведения и развития каждого ребенка. Поэтому чаще всего социальные истории пишутся для каждого ребенка специально.
Выбор темы. Выберите ситуацию или действие, которое вызывает у ребенка трудности. Темой социальной истории может быть конкретный навык (чистка зубов, уборка в комнате, мытье рук, оплата покупок на кассе) или социальная ситуация (поход в магазин, участие в детском празднике, приезд родственников). Социальная история может описывать только одну ситуацию.
Выбор названия. Название социальной истории должно быть кратким и отражать ее основное содержание. Оно может быть сформулировано как в форме вопроса, так и в форме утверждения. Например: «Как мыть руки?» − «В кинотеатре» − «Покупки в магазине» − «Как пользоваться туалетом?».
Сбор информации. При описании ситуации важно собрать информацию о том, как происходит то или иное действие. Например, если история описывает участие ребенка в детском празднике, стоит узнать, как будет проходить это мероприятие, сколько будет гостей, какие могут быть конкурсы, что может напугать ребенка (например, салют) и так далее. Для ребенка с аутизмом может быть важно знать, как долго продлится то или иное действие, сколько людей будут в нем участвовать, как часто будут происходить подобные ситуации и другие важные подробности.
Персонаж. Социальные истории чаще всего пишутся от первого лица. Таким образом, история становится более персонализированной, в ней учитываются особенности каждого ученика. Это делает историю более понятной для ребенка и отображает его точку зрения. Например: Мне нельзя пить молоко. От него у меня болит живот. − Иногда в метро мне становится страшно, и я начинаю кричать.
Социальная история впоследствии может стать для ребенка с РАС хорошей подсказкой для регулирования собственного поведения. Так, прочитанные много раз слова «Я выхожу из туалета и иду мыть руки», в дальнейшем могут стать для ребенка своего рода инструкцией, которую он сможет давать себе самостоятельно. Поэтому очень важно, чтобы в социальной истории использовались слова и фразы, которые говорящий ребенок сможет использовать в своей речи. В некоторых случаях может быть целесообразным сделать персонажем социальной истории другого, выдуманного ребенка. Это касается историй, в которых описываются ситуации, когда их персонаж демонстрирует нежелательное поведение. С одной стороны, сама по себе ситуация, вероятно, сложна или неприятна для ребенка. С другой стороны, скорее всего, в прошлом ребенка ругали или наказывали за нежелательное поведение. Таким образом, ситуация может ассоциироваться с чем-то неприятным. Описание другого ребенка в качестве персонажа социальной истории может помочь избежать раздражения и негативной реакции ребенка. При составлении социальной истории про другого персонажа важно сделать так, чтобы этот персонаж был похож на самого ребенка. Для этого история должна начинаться с краткой характеристики героя, в которой будут описаны черты, схожие с характером и увлечениями самого ребенка. Например: для 9-летней Маши может быть составлена социальная история с таким героем: «Это девочка Даша. Ей 9 лет. Она, как и ты, учится в третьем классе. Даша любит ездить на автобусе и смотреть мультфильмы». В таком случае ребенку будет проще понять смысл истории и самому применить описанные в истории модели поведения.
Список используемой литературы:
- Gray, C. & Garand, J. (1993). Social Stories: Improving Responses of Students with Autism with Accurate Social Information. Focus on Autistic Behavior.
- Манелис Н.Г., Аксенова Е.И., Богорад П.Л., Волгина Н.Н., Загуменная О.В., Калабухова А.А., Панцырь С.Н., Феррои Л.М. Формирование жизненных компетенций у обучающихся с расстройствами аутистического спектра. Методическое пособие / Под общ. ред. Хаустова А.В. М.: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2016. 57 с.
- Социальные истории и инструменты визуальной поддержки в музеях: методическое пособие. Москва, 2020. Методическое пособие разработано в рамках проекта «Инклюзивный музей» : https://in-museum.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование учебного поведения аутичного ребенка.
Формирование учебного поведения аутичного ребенка зависит от успешности работы по его эмоциональному развитию, по развитию его способности к контакту. Организация комфортной ситуации общения, чтобы он...
«Сказкотерапия – как один из методов в формировании коммуникативных навыков.»
Сказка для ребенка – это особая реальность, которая позволяет раздвигать рамки обычной жизни, столкнуться со сложными явлениями в доступной для понимания ребенка форме. Особую актуальность данны...
Формирование учебной мотивации детей младшего школьного возраста
Правильный выбор методов и приёмов обучения позволяет сформировать учебную мотивацию учащихся начальной школы....
Социальная история, как метод обучения правилам поведения ребенка с РАС
В данной статье речь пойдет о социальных историях, как стратегии поддержки ребенка с РАС....
Доклад "Формирование учебного поведения у аутичных детей"
Доклад разработан для выступления на школьно-методическом объединении начальных классов школы VIII вида...
Пути организации преемственности дошкольного и начального школьного образования по формированию учебных и трудовых навыков, а так же социально - приемлемого поведения у детей с расстройствами аутистического спектра.
Включение в образовательное пространство детей с ОВЗ, в частности с расстройствами аутистического спектра, является одним из основных направлений современного образования. Для данной катег...
Способы формирования учебной мотивации детей младшего школьного возраста»
Психологи отмечают, что на рубеже дошкольного и школьного детства происходит впервые осознаваемое самим ребенком расхождение между его объективным положением и его внутренней позицией. Эта широкая пот...