«Роль учебного исследования в развитии творческих и интеллектуальных способностей детей младшего школьного возраста средствами УМК «Начальная школа 21 века»
учебно-методический материал на тему
Аннотация
Данное занятие – практикум «Роль учебного исследования в развитии творческих и интеллектуальных способностей детей младшего школьного возраста средствами УМК «Начальная школа 21 века» было проведено 24.11.2011г. в рамках районного семинара «Формирование исследовательских умений дошкольников и младших школьников в рамках реализации ФГОС» с целью обмена опытом по развитию творческих и интеллектуальных способностей учащихся начальных классов. Рекомендации, предложенные в конспекте занятия могут быть использованы учителями для эффективной организации учебного исследования.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Междуреченская средняя общеобразовательная школа
Конспект занятия - практикума
«Роль учебного исследования в развитии творческих и интеллектуальных способностей детей младшего школьного возраста средствами УМК «Начальная школа 21 века»
(Районный семинар)
Составил: учитель 1 категории
В.В.Ворошилова
п.г.т. Междуреченский, 2011г.
Тема: «Роль учебного исследования в развитии творческихи интеллектуальных способностей детей младшего школьного возраста средствами УМК «Начальная школа 21 века»
Цель: показать важность учебного исследования для развития творческих и интеллектуальных способностей детей младшего школьного возраста средствами УМК «Начальная школа 21 века»
План занятия – практикума
- Теоретическая основа «Развитие творческих и интеллектуальных способностей детей младшего школьного возраста через учебное исследование»
- Практическая работа «Анализ требований, предъявляемых к выпускнику начальной школы в свете ФГОС по программе «Начальная школа 21 века»
- Практическая работа со средствами УМК «Начальная школа 21 века» с целью выявления роли учебного исследования в развитии
Интеллектуальных и творческих способностей младшего школьника
- Выводы и рекомендации
Ход занятия:
Учение без размышлений – тщетный труд;
Размышления без учения – пагубны.
Конфуций
В динамичном, быстро меняющемся мире, общество значительно чаще
переосмысливает социальный заказ школе, корректирует цели и задачи школьного образования.
Стратегия современного образования заключается в том, чтобы дать возможность всем учащимся проявить свои способности и свой творческий потенциал.
В «Концепции модернизации российского образования до 2010г.» одной из главных выдвинута задача достижения нового, современного качества образования, выражающегося в необходимости развития творческих созидательных способностей личности. Соответственно знания и умения являются не конечной целью, а инструментом, средством, полем для творческой деятельности, для самореализации каждого человека. Особого внимания требует обращение к этой проблеме в начальной школе, поскольку именно в младшем школьном возрасте закладываются личностные, предметные и метапредметные умения (компетенции: регулятивные, коммуникативные, познавательные), основы осознанно управляемой творческой деятельностью.
Поменялась и миссия начальной школы: из института, который бережет и переносит знания, превращается в институт, несущий гуманистические принципы, искусство жить в обществе, мотивирует самообразование.
Цель современного начального образования ( на слайде): освоение учащимися базовых образовательных компетенций, обеспечивающих формирование основных навыков учебной деятельности, а также развитие у них познавательных и коммуникативных способностей, приобретение основ культуры поведения. Сейчас необходимы люди, мыслящие не шаблонно, способные находить выход из проблемной ситуации, принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Научно-технический прогресс диктует определенные требования к человеку: он должен быть не просто создателем, а создателем творческим и интеллектуально развитым.
Проблему формирования творческих способностей исследуют зарубежные ученые (на слайде)Дж. Гилфорд, П.Торренс, С.А.Медник и др. В отечественной психологии и педагогике проблемой творческих способностей занимаются В.Н. Дружинин, А.М.Матюшкин, Б.П.Теплов, Ю.З.Гильбух, Д.Б.Богоявленская и др.
Особенности младших школьников в своих работах рассматривал Л.С.Выготский. Его идея о зоне ближайшего развития учащегося положена в основу многих современных развивающих программ (Л.В.Занкова, В.В.Давыдова – Д.Б.Эльконина, «Начальная школа 21 века»).
Теоретическое положение о возможности управления процессом творческого и интеллектуального мышления в процессе обучения базируется на результатах экспериментальных исследований отечественных педагогов и психологов (В.И.Андреева, А.В.Брушлинского, Л.И.Божовича, Л.С.Выготского и др.) В результате исследований была подтверждена гипотеза о возможности оптимизации учебного процесса творческого развития личности, совершенствования стиля умственной деятельности в процессе обучения. Было показано, что обучение достигает развивающего эффекта при опоре на определенные закономерности развития личности. Была обнаружена зависимость этого процесса от сформированности активного и глубокого интереса к умственной деятельности, от постоянно возрастающих интеллектуальных нагрузок, от тесного сочетания эмоционального и рационального познания явлений, от активной самостоятельной работы и осознания учащимися своей умственной деятельности. Данные закономерности нашли свое отражение в принципах развивающего обучения. (слайд «Слоеный пирог»)
Под понятием интеллектуальных и творческих способностей в их взаимосвязи ученые понимают все силы, ресурсы и внутренние возможности личности школьника (включая творческие и умственные), с помощью которых он сможет сформировать мотивационно - устойчивое поисково-преобразовательное отношение к действительности, которое будет проявляться в поисково-преобразовательной активности. Если у школьника развиты интеллектуальные и творческие способности, то это позволит ему выполнять не только традиционные задания, но выходить за пределы шаблонности не только в учебной деятельности, но и в общении, в повседневной жизни.
Выше указанные результаты научных исследований говорят о главной роли учебных исследований в развитии творческих и интеллектуальных способностей детей младшего школьного возраста. Сегодня мы рассмотрим, как происходит этот процесс в результате использования средств УМК «Начальная школа 21 века».
Предлагаю организовать практическую работу в парах ( 3 минуты) по анализу требований, предъявляемых к выпускнику начальной школы, обучающемуся по программе «Начальная школа 21 века». Укажу на особенность изложения требований. На базовом (опорном) уровне требования прописаны обычным шрифтом, на повышенном (продвинутом) уровне – курсивом.
Задания: Исследовать документ и выявить, какие творческие и интеллектуальные способности должны быть сформированы у обучающихся: (отметить «т» или «ин.»)
1 пара - по Содержательной линии «Развитие речи»;
2 пара – по разделу «Творческая деятельность»;
3 пара – по разделу «Работа с информацией» в рамках изучения
предмета «Математика»;
4 пара – по предмету «Окружающий мир»;
5 пара – по предмету «Музыка»;
6 пара – по разделу «Искусство и художественная деятельность»;
7 пара – по разделу «Общекультурные и общетрудовые компетенции»;
8 пара – по разделу «Оценка достижений. «Портфолио достижении».
Проверка практической аналитической работы в парах. Приходят к выводу, что все способности переплетаются, их трудно разграничить.
Творческие способности проявляются в интересе, стремлении и эмоциональном отношении к творчеству; в качестве знаний, уровне развития логического и творческого мышления, воображения, самостоятельности и настойчивости в творческом поиске.
Продуктами творчества можно назвать не только материальные продукты, но и новые мысли, идеи, решения. Творчество – это создание нового в разных планах и масштабах. Творчество характеризует не только социально значимые открытия, но и те, которые человек делает для себя.
Мы часто слышим: «Ребенок познает мир. Ребенок активно изучает мир» Что значит активно? (Предложить апельсин). Трогает, пробует на вкус, вдыхает запахи, ломает, строит, задает вопросы и т.д. Ребенок совершает разные действия, потому что ему интересно узнать, как все устроено. И разберется в этом он только тогда, когда все сделает САМ!
Учитывая эти особенности детей младшего школьного возраста, авторы программы «Начальная школа 21 века» построили процесс обучения на деятельностной основе. Какие же средства УМК «Начальная школа 21 века» позволяют развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся, организуя учебное исследование? Это замечательные учебники нового поколения и рабочие тетради (удостоены премии Президента РФ в области образования), рассчитанные на детей с разными учебными возможностями и способностями. Рассмотрим подробнее на примере учебника «Русский язык» и рабочей тетради «Пишем грамотно» М.И. Кузнецовой.
Проведем практическую работу в группах (2 минуты).
Задания:
- группа. Выясните, что в структуре учебника указывает на возможность организации учебного исследования?
- группа. Выясните, что в структуре учебника указывает на возможность организации творческой деятельности?
- группа. Выясните, что в структуре рабочей тетради указывает на возможность организации учебного исследования?
- группа. Выясните, что в структуре рабочей тетради указывает на возможность организации творческой деятельности?
Проверка практической работы в группах.
В структуре учебника С.В.Иванова «Русский язык» и рабочей тетради «Пишем грамотно» М.И. Кузнецовой на организацию учебного наблюдения и развитие интеллектуальных и творческих способностей указывает система условных обозначений, справочный материал. Учебный материал структурирован по 3 блокам: «Как устроен наш язык», «Правописание», «Развитие речи». На уроках определенного блока реализуется только одна цель. Уроки блока «Как устроен наш язык» знакомят учащихся с основами лингвистических знаний. Уроки блока «Правописание» формируют навыки грамотного, безошибочного письма. Уроки блока «Развитие речи» призваны совершенствовать коммуникативные умения учащихся. Цель «развитие языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому творчеству» реализуется на уроках всех трех блоков. В результате того, что в рамках одного урока 3 основные цели блоков не смешиваются, происходит «погружение» в одну проблему – лингвистическую, орфографическую или речевую. Это очень важно для познавательной деятельности ученика. Ведь если ребенок чётко знает и понимает, над чем он работает, что он исследует, то и определит для себя способ работы.
Например, 2 класс, стр.113, урок 53 "Учимся писать суффиксы –енок- , -онок-". Учебник-помощник ведет разговор с ребенком: "Давай вместе определим, когда пишется –енок-, а когда – онок-". Весь урок ученик посвящает этой учебной задаче, включая воображение и мышление, а не память и восприятие. Блок "Как устроен наш язык" дает целостное представление о языке. Логично, последовательно знакомит с интересными фактами русского языка. Моим ученикам очень нравится этот блок. Они ждут, что интересного приготовил им учебник на этом уроке. Особенно увлеченно они работали по разделу "Состав слова и словообразование", начиная со 2 класса. Весь урок слышны фразы: "Как интересно!", "Как здорово". И это притом, что дети делают выводы о сложных языковых фактах, постоянно думают, размышляют, делают логические выводы. Учитель, который не работал по учебнику С.В.Иванова, и даже тот, который только начал работать, может запаниковать, увидев с какими понятиями знакомит учебник детей: качественные, относительные и притяжательные прилагательные; степени сравнения прилагательных; наклонение глагола; числительное; наречие. Но необходимо помнить о том, что требовать заучивания формулировок нельзя, ученика надо поставить в позицию исследователя, наблюдателя, который все замечает, примечает и делает сам выводы по тому или иному языковому материалу. Убедилась на практике, что те темы, которые учитель "боится" давать детям, думая, что они не поймут, не разберутся, дети берут на "Ура". При изучении тем "Степени сравнения качественных прилагательных", "Краткая форма качественных прилагательных" дети образовывают эти формы и степени относительных и притяжательных прилагательных и тут же поправляют себя и других, объясняя, почему не получилось слово.
В блоке "Правописание" представлены орфограммы, которые необходимы для грамотного, безошибочного письма. Автор учебника "Русский язык" по программе "Начальная школа ХХI века" заложил два важных условия для формировании навыков грамотного, безошибочного письма: осознанное применение орфографического правила и регулярного тренинга по его отработке. На уроках блока "Правописание" работа организуется с учетом того, что в учебнике рассматривается орфографическое правило, приводится алгоритм его применения и два-три тренировочных упражнения. Орфографическое правило учащиеся выводят сами.
Например, 3 класс, урок 27 (стр. 56), тема "Учимся писать приставки". Учебник предлагает: "Понаблюдай". Даны два столбика слов. Путем наблюдения, сравнения и сопоставления ребенок делает вывод: "Если корень начинается буквой глухого согласного или гласного, то в приставке пишем букву с. В остальных случаях – буква з". Но перед этим обязательно надо обратить внимание на то, почему это опасное место, в чем трудность написания. И учебник еще раз обращает внимание на то, что "Звук [с ] может обозначаться буквой с или з". Дети сами открывают "Тайны языка". После этого создается алгоритм действий, которые нужно совершить при решении учебной задачи. Лучше алгоритм выводить с помощью моделей, схем, так как при переводе информации из вербальной в графическую систему ( и наоборот), левое и правое полушария головного мозга включаются в совместную работу. Попеременное смещение активности из одного полушария в другое обеспечивает развитие мыслительных операций, обобщение и систематизацию знаний за счет их многократной переработки. Успех работы будет заключаться именно в том, насколько четко усвоили ученики последовательность действий. Эти действия усваиваются быстрее, если ребенок видит свои пошаговые действия. Например, дети создали такой алгоритм действий на уроке 27. А теперь самое главное – отработать каждый шаг в алгоритме, так как они все важны при написании. Для отработки алгоритма есть упражнения в тетрадях «Пишем грамотно» М.И. Кузнецовой», стр. 21, урок 27. Тренинг, основанный на сознательном применении правила – это, в первую очередь, регулярное подтверждение учеником собственной правоты в совершении действий, связанных с выбором правильного написания. Ценными являются уроки, где происходит обобщение изученных орфограмм, их классификация. Ученик тем самым еще раз возвращается к изученным орфограммам, но уже с другой позиции. Дети обобщают имеющиеся знания.
Еще одним важным средством в формировании учебно-познавательной деятельности является дифференциация обучения, рассматривающаяся как возможность индивидуализации обучения в условиях одного класса. УМК "Начальная школа ХХI века" обеспечивает два типа дифференциации обучения. Первый тип определяет разноуровневость всех предлагаемых детям заданий, которые подобраны не по принципу "больше-меньше", а по принципу "труднее – легче". Для уроков русского языка есть специальная рабочая тетрадь, которая обеспечивает педагогическую поддержку как сильным, так и неуспевающим учащимся. Существенной особенностью заданий, представленных в тетради, является то, что они устраняют причину возникшей у неуспевающих школьников трудности, а для сильных учащихся создают условия для совершенствования учебной деятельности и развития психических процессов. Такой способ дифференциации для массовой начальной школы разработан впервые. Очень важно организовать работу учителю таким образом, чтобы дети осознанно выбирали то или иное упражнение. Это будет происходить только в том случае, когда будет систематическая работа по организации самоконтроля и самооценки. Например, работая по алгоритму "Безударная гласная в корне слова" (рабочая тетрадь 3 класс, «Пишем грамотно» М.И. Кузнецовой», стр. 7, урок 9 , ребенок отмечает шаги, которые у него не получаются. Это могут быть: выделение корня, подбор однокоренных слов, постановка ударения. Исходя из этих трудностей, ребенок выбирает упражнение и работает именно над тем, что сложно и трудно.
В блоке "Развитие речи" автор постепенно вводит ребенка в мир текста. Тексты, предложенные авторами, интересны и познавательны. Дети ждут эти уроки. А какие тексты получаются у ребят! Как-то раз один ученик не удержался и сказал: "А давайте создадим сборник наших произведений!" Это действительно произведения, так как дети используют художественные средства. С самого первого урока этого блока ученик был исследователем, он понимал важность каждого элемента в тексте: заголовка, предложения, абзаца, основной мысли, темы. Активно ребята работают с черновиками, такая работа снимает психологическое напряжение. Ученики слушают сочинения товарищей, предлагают что-то изменить и объясняют почему,
обязательно говорят, что ценного было у него в произведении.
Таким образом, организация учебного исследования позволяет формировать и развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся.
Рубрики, которые предлагаются в учебнике, помогают учителю в этом. Рубрика "Вспомни" – ситуация успеха; рубрика "Давай подумаем" – ситуация успеха и проблемная ситуация. Рубрика "Тайны языка" представляет собой формулировки правил или решение проблемы, открытие способа. Логика работы с такой рубрикой:
– планирование деятельности – алгоритм – реализация плана – упражнения.
Учитель здесь – соучастник учебного процесса. Стиль общения демократический, иначе дети никогда не раскроют свои мысли, свои секреты.
Ученик – равноправный участник обучения, он в равной степени с учителем отвечает за свои успехи и недостатки.
Развитие речи учащихся и их творческих способностей осуществляется на уроках развития речи. Например, в 3 классе на уроки «Учимся писать письма» отводится 7 часов. На 3-м уроке, стр. 80 упр.1, учащиеся в результате учебного исследования вымышленного письма приходят к выводу, что в нём нарушена последовательность. Затем ученики исправляют текст и зачитывают правильные варианты. В ходе работы над письмом 2 обучающиеся выводят правило: Когда пишешь письмо, используй слова, значения которых поймет адресат. Далее составляют свои письма, рассказывая в них о занятиях по интересам.
УМК «Начальная школа 21 века» (учебник "Русский язык" С.В.Иванова и рабочая тетрадь «Пишем грамотно» М.И. Кузнецовой») позволяют развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся начальных классов в ходе учебного исследования, т.к. в них заложены важные средства для формирования учебно-познавательной деятельности учащихся:
-научность и логичность подачи материала на основе мышления и воображения;
-организация учебного процесса (ситуация успеха, проблемная ситуация, постановка учебной задачи, открытие способа действия, планирование своей работы, реализация плана, самоконтроль и самооценка);
-формы сотрудничества (работа в паре, группе, дискуссия);
-алгоритмизация и моделирование;
-принцип дифференциации.
Хорошие результаты обучения подтверждают и результаты педагогической диагностики, которая проводилась в конце каждого учебного в классе: 100% относительная успеваемость, качественная успеваемость – 74% по классу; 1 место – коллективный проект «Классный Букварик» в школьной НПК «Шаг в будущее (2010г.), 1,2, 3 место – рефераты в школьной НПК «Шаг в будущее (2011г.); 2 место в районе олимпиада «Старт» - Прокопьева Е. (2010г.); 3 место в районе олимпиада «Старт» - Терещенко Е. (2010г.); 3 место в районе «Письмо водителю» - Терещенко Е. (2010г.); учащиеся являются призерами школьных предметных олимпиад, призерами творческих конкурсов разного уровня.
Средства УМК «Начальная школа 21 века» имеют положительные отзывы родителей и детей. Об этом говорят результаты анкетирования:
62% учащихся сказали, что им на уроках русского языка интересно, познавательно, увлекательно. Приведу примеры дописанных фраз: «Я узнал, что в русском языке много интересного». « Я открыл для себя познавательную науку в этом учебнике». «Мне очень нравиться открывать тайны языка».
На вопрос: «Часто я слышу об уроках русского языка от ребенка» родители ответили следующее:
- было интересно – 31%;
- было трудно – 7%;
- было трудно, но интересно – 49%;
- я сам открыл способ – 4%;
- я сам нашел ошибку – 9%
Таким образом, из выше приведенных материалов можно сделать вывод, что средства УМК «Начальная школа 21 века» играют большую роль в эффективной организации учебного исследования в целях развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся, а учебно-познавательная деятельность становится увлекательным, интересным занятием для детей.
Рекомендации
- Учебные исследования следует проводить в системе согласно календарно - тематическому планированию.
- Стиль управления – демократический.
- Мотивируйте учащихся через вовлечение в разнообразную деятельность (исследовательскую, творческую).
- Создавайте «ситуацию успеха» для каждого учащегося.
- Ученик – соучастник учебного исследования.
- Используйте все возможности УМК «Начальная школа 21 века» (учебники, рабочие тетради, хрестоматии, рекомендации для учителя, цифровые образовательные ресурсы) для эффективной организации учебного исследования.
- Помните о взаимосвязи развития познавательных и творческих способностей учащихся: чем выше уровень развития интеллекта, тем выше уровень творчества.
Уважаемые коллеги! В заключении хочется Вам пожелать смело изучать и внедрять нововведения. Уверена, что это нужно, прежде всего, вашим ученикам. А когда их глаза светятся от радости открытия знания и успеха, - это высший пилотаж учительской работы.
Литература
- 1.Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа 21 века».- М.: Вентана - Граф, 2008
- 2. В.Ю. Романова Русский язык. Оценка знаний. Методическое пособие – М.: Вентана - Граф, 2008
- 3. В.А.Шукейло Русский язык. Сборник проверочных и контрольных работ. Методическое пособие – М.: Вентана - Граф, 2007
- С.В.Иванов Русский язык: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана - Граф, 2011
- С.В.Иванов Русский язык: 3 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана - Граф, 2010
- Козырева Е.А. Дидактические основы личностно-ориетированных технологий обучения младших школьников и их реализация. М.: Прометей 2002г.
- Краткая философская энциклопедия.- М., 1994.
- Полат Е.С. Как рождается проект.- М., 1995.
- Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. М.: Аркти 2003.
- Савенков А.И. учебное исследование в начальной школе. Начальная школа №12 2000г.
- Симановский А.Э. Развитие способности к интеллектуальному творчеству у младших школьников. М. МПСИ 2003. 268с.
- Яшнова О.А. Успешность младшего школьника. М.: Академический проект 2003г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Роль школы в развитии интеллектуальных способностей детей младшего школьного возраста"
Перед каждым из педагогов нашей школы стоит задача в том, чтобы создать условия, при которых любой ребёнок мог бы продвигаться по пути к собственному совершенству, умел мыслить самостоятельно, нестанд...
Развитие интеллектуального потенциала детей младшего школьного возраста средствами развивающего курса «Интеллектика».
Результаты эксперимента по введению курса А. Зака "Интеллектика" в учебный процесс в начальных классах...
Игра на уроках математики, как средство развития творческих способностей детей младшего школьного возраста.
Отчет по методической теме....
Игра на уроках математики и во внеклассной работе, как средство развития творческих способностей детей младшего школьного возраста.
Виды игр для детей очень разнообразны. Есть такие игры, которые предназначены специально для развития умственных способностей школьников, совершенствования и тренировки их памяти и мышления,которые по...
Дидактическая игра как средство развития творческих и интеллектуальных способностей детей младшего школьного возраста
"Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности"В.А. Сухомлинский...
Статья "Роль исследовательской деятельности в развитии творческих способностей детей младшего школьного возраста"
В настоящее время проблема исследовательской деятельности младших школьников является особенно актуальной. Подготовка ребёнка к такому виду деятельности, обучение его умениям и навыкам исследова...
Игра как средство развития творческих и интеллектуальных способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста
Важнейшая задача состоит в том, чтобы, формируя новые ценные для творчества качества, шлифуя навыки, не погубить прошлые приобретения: творческую активность, нешаблонность восприятия, ассоциатив...