Думай о последствиях своих поступков. Поступок и следствие
план-конспект урока (4 класс) по теме
Урок позволяет сформировать у учащихся понятие о поступках и их следствии; учить думать о последствиях своих поступков, соотносить свои действия с действиями других людей; развивать умение анализировать; воспитывать вежливость , деликатность, стремление к самосовершенствованию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
postupok_i_sledstvie_otkr_urok.doc | 65.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок
Тема: Думай о последствиях своих поступков. Поступок и следствие.
Цель: сформировать у учащихся понятие о поступках и их следствии; учить думать о последствиях своих поступков, соотносить свои действия с действиями других людей; развивать умение анализировать; воспитывать вежливость , деликатность, стремление к самосовершенствованию.
Оборудование: карточки с пословицами, конверты со словами «Поступок, действие, мысль, следствие»; улыбки.
Ход урока
- Оргмомент.
1.Создание эмоционального фона.
- У меня сегодня замечательное настроение ,и я бы хотела поделиться им с вами.
-А с кем вы бы хотели поделиться?
-Ув. гости ,ловите наше хорошее настроение.
2. Повторение основных правил при проведении урока.
Я ожидаю от вас активности
внимания
смелого высказывания собственных мыслей.
3. Блиц-опрос.
- Сегодня у нас необычный урок и, чтобы мы хорошо поработали, начнем его с небольшой разминки- блиц- опроса.
-Замените фразу – характеристику одним словом.
П | Человек, всегда говорящий правду, честный. | правдивый |
О | Серьезно относится к порученному делу, своей работе | ответственный |
С | Борец за правду, честность | справедливый |
Т | Любящий труд | трудолюбивый |
У | Человек, верящий в свои силы, | уверенный |
П | Никогда и никуда не опаздывающий человек. | пунктуальный |
О | Необычен в своих поступках, находящий особенные решения, не похожие на других. | оригинальный |
К | Человек, воплощающий в себе лучшие качества, соблюдающий правила поведения, общения. | культурный |
Итог: Молодцы, вы дали правильные ответы, это значит, вы хорошо знаете черты характера человека, и я уверена , что все эти качества есть в каждом из вас. А если чего-то нет, значит, нужно в себе вырабатывать эти качества.
-Составьте из первых букв слово. Что получилось?
- Определение темы и задач урока
-Вот мы и получили слово ПОСТУПОК.
На сегодняшнем уроке пойдет речь о поступках. Мы должны выяснить, что такое поступок, как он возникает и к чему приводит.
(поступок)
- Изучение нового материала.
- Работа над лексическим значением слов.
-Как вы понимаете значение слова поступок?
(дети дают предполагаемые ответы)
-Когда я готовилась к нашему уроку, двое моих помощников узнали значение этого слова в толковом словаре. Давайте прослушаем их ответы.
( _______________ читает сообщение о значении слова)
ПОСТУПОК: совершенное кем-нибудь действие.(Ожегов)
ПОСТУПОК: решительное, активное действие в сложных обстоятельствах.(Ожегов)
ПОСТУПОК- Действие, совершенное кем-нибудь.(Ушаков)
-У тебя такое же определение? (обращение ко 2 учащемуся)
Итог: Спасибо. Молодцы.
- Так что же такое поступок?
Очень важно уметь пользоваться словарями, ведь они могут дать ответ на любой вопрос.
- Вступительное слово учителя.
Поступок- это действие человека , направленное на кого-либо или что-либо
. В своей жизни человек совершает множество поступков: и хороших, и плохих, мудрых и необдуманных.
Важно помнить , что любой поступок приведет к какому- то результату.
Прежде , чем совершить поступок, следует хорошенько подумать.
Почему?
3.Работа в группах .
В моем конверте лежат слова :следствие, действие, мысль, поступок. Эти же слова есть у каждой группы на голубых листочках.
Ваше задание: Выстроить слова в такой последовательности, которая будет указывать , как должен действовать человек , совершающий поступок.
Время для работы-1 мин.
мысль |
действие |
поступок |
следствие |
-Проверим , как вы справились с заданием.
-Первыми была группа…. Прочитайте ваш ответ.
(одна из групп зачитывает)
Есть ли у кого-то другой вариант?
А давайте проверим правильность ответа на собственном примере из жизни.
- Кто готов рассказать о поступке, который вы совершили……
Итог: Не всегда у нас есть возможность и время всё обдумать, спланировать, взвесить… Иногда нужно действовать быстро, решительно, без промедления.
-Как вы думаете, когда?
( Зависит жизнь человека, срочно нужна помощь, ответ)
Но когда вы принимаете решение не спеша, вы, конечно, подумайте о результатах своего поступка.
4.Отсроченное задание.
У меня ещё остались 2 слова: подвиг и преступление.
Как вы думаете, где нужно разместить эти слова?
Да, именно поступки могут стать подвигом или преступлением. У вас есть возможность подготовить к следующему уроку примеры человеческого подвига и примеры поступка, который повлечёт за собой преступление. Вы можете готовиться как по одному, так и в паре, и в группе. Как вам удобно.
Понятно задание? Принимаете?
- Работа в группах
Вот я смотрю на вас, мы все с вами все такие разные: взрослые- дети, сероглазые -кареглазые, русские-украинцы- крымские татары----------у всех у нас есть много общего, что остается неизменным на протяжении многих столетий. Это наши традиции, культура, быт, народная мудрость и моральные принципы. Много столетий подряд человек наблюдал за повадками животных, за характером, привычками, результатом труда людей, за явлениями природы и по наблюдениям делал выводы, которые передавались из поколения в поколение как знание, как истина, как совет, к которому надо прислушаться. Эти давние советы известны и нам с вами, и называем мы их народной мудростью.
Так вот, народная мудрость, заключённая в пословицах, часто обращается к понятиям «поступок», «мысль» , «ответственность».
Вам хорошо знакома пословица
Что посеешь, то и пожнешь.?
Объясните ее смысл?
Предлагаю каждой группе из данных пословиц на цветных листочках выбрать именно ту, которая по смыслу повторяет пословицу на доске.
Время для работы -1 мин.
(ребята в группах выбирают необходимые пословицы)
1 группа 1.Быстро случается то, о чем потом долго сожалеем. (итальянская)
2Терпение и труд все перетрут. Русская пословица
3. Нет друга - ищи, а нашел - береги. (русская пословица
4Не желай другому, чего себе не желаешь ( китайская пословица)
5Где работа, там и густо, а в ленивом доме пусто. ( русская пословица)
-Какую пословицу вы выбрали?
Люди какой национальности используют в речи эту пословицу?
Молодцы!
2 группа 1. Все было бы хорошо, если бы каждый наш поступок мы могли совершать дважды.(болгарская)
2Скучен день до вечера, коли делать нечего. Русская пословица
3 . Друг в лицо смотрит, а враг - вослед. ( узбекская пословица)
4. Весна красна цветами, а осень плодами (русская пословица)
5.Кто имеет настоящего друга, имеет большое сокровище (греческая пословица)
-Какую пословицу вы выбрали?
- Люди какой национальности используют в речи эту пословицу?
Молодцы!
3 группа1. Кто не знает начала - не понимает и конца. ( Грузинская )
2Мастерства за плечами не носят. Русская пословица
3 Один в поле не воин. (русская пословица)
4 Не пеняй на соседа, коли спишь до обеда (русская пословица)
5 В своей стороне и зима милее. (литовская пословица)
-Какую пословицу вы выбрали?
Люди какой национальности используют в речи эту пословицу?
Молодцы!
4 группа1. Кто спешит с ответом, тот мало думает. (Арабская)
2Кто рано встает, тому Бог подает. Русская пословица
3 В тесноте, да не в обиде. (русская пословица)
4 Свой дом – золотое гнездо. (эстонская пословица)
5 Не красна изба углами, а красна пирогами. (русская пословица)
-Какую пословицу вы выбрали?
-Люди какой национальности используют в речи эту пословицу?
Молодцы!
Итог: Вот видите, у разных народов существуют пословицы, имеющие одинаковый смысл. Да, люди, живущие в других странах, выражают свои мысли разными словами, но содержание остаётся одинаковым. Так и наши поступки. Люди разных национальностей совершают хорошие поступки.
- Рефлексия. «Улыбка»
Мы много говорим о культуре и воспитанности, учимся быть честными и справедливыми, добрыми и терпимыми, и всё- таки, порой мы совершаем необдуманные поступки, которые могут привести к конфликтам, ссорам и даже войнам.
- Подумайте, что нужно делать людям разных народов, взглядов , верований, чтобы избежать этого?
(дети дают предполагаемые ответы)
-уважать других, говорить приятные слова, иногда промолчать, быть терпимым(толерантным)
- Иногда достаточно только улыбки, чтобы погасить конфликт, ссору.
- Представьте, с чем у вас ассоциируется улыбка.
Я предлагаю, выходя к доске, назвать эти слова и приклеить наши «условные» улыбки.
(ребята называют слова и приклеивают улыбки)
Итог: Мне бы хотелось , чтобы вы почаще вспоминали об улыбках, говорили друг другу только приятные слова, а совершая поступки думали об их последствиях.
На этом мы заканчиваем. Спасибо вам за работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Человек отражается в своих поступках"
Классный час. Презентация....
классный час "Мы в ответе за свои поступки"
классный час по профилактике правонарушений...
Классный час на тему "Человек отражается в своих поступках"
Классный час с использованием ИКТ технологий....
Основы безопасности жизнедеятельности."Некоторые секреты информационного поля, или что значит быть самостоятельным и отвечать за свои поступки в информационной деятельности?"
Тема урока: Некоторые секреты информационного поля, или что значит быть самостоятельным и отвечать за свои поступки в информационной деятельности?Цель урока: В ходе коллективного решения учебно-познав...
Родительское собрание «Воспитание у детей чувства ответственности за свои поступки. Взаимопомощь в семье».
Цель - обсуждить с родителями одну из задач воспитания детей - формирование ответственной личности, раскрыть понятие "ответственность", познакомить с треми уровнями ответственности. В конце родит...
Родительское собрание на тему: "Как научиться быть ответственным за свои поступки?"
Памятка для родителей по воспитанию культуры поведения у детей...
Классный час «Плохие и хорошие поступки. Последствия необдуманных поступков».
Классный час в коррекционной школе 8 вид...