Занятие курса «Мир человека» с учениками 3-го класса по теме: «Приемы успешного запоминания»
план-конспект занятия (3 класс) по теме
Обучение ребёнка в начальной школе – первая и очень значительная ступень в его школьной жизни. От степени освоения им новой – учебной деятельности, приобретения умения учиться во многом зависит дальнейшее обучение ребёнка, развитие его как субъекта учебного процесса и формирование его отношения к школе. К сожалению, не всегда опыт учебной деятельности на этапе обучения в начальной школе способствует позитивному восприятию ребёнком установок и правил школьной жизни. Особенно трудно приходится детям, чьё психическое развитие в силу различных причин отстаёт от нормы. При этом нельзя забывать, что часто дезадаптивные проявления у детей 10 – 11 лет сочетаются с явлениями предкризисного (кризисного) характера их взросления. Поэтому процесс вхождения в новую ситуацию обучения на второй ступени может стать и для школьников, и для педагогов довольно болезненным. Предлагаемое занятие является одним из психологических занятий курса "Мир человека" с младшими школьниками, который разработан мною и апробирован на ступени обучения детей в начальной школе. Особенностью предлагаемого курса является то, что основная тема – это человек и его внутренний мир, а данное занятие направлено на обучение учащихся приёмам логического, ассоциативного и образного запоминания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_priyomy_uspeshnogo_zapominaniya.docx | 22.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие курса «Мир человека» с учениками 3-го класса
по теме: «Приемы успешного запоминания»
Цель занятия:
- создать условия для усвоения учащимися умения запоминать, используя для этого специальные способы, которые помогают запомнить и вспомнить необходимую информацию.
Задачи:
- организовать работу по обучению учащихся приёмам логического, ассоциативного и образного запоминания;
- воспитывать мотивы учения;
- развивать различные виды памяти;
Оборудование для детей: тетрадь, ручка, карандаш.
Дидактический материал: вербальный материал для методик «Логическая память», «Пиктограмма», изображение мимики радости, оценочные листы по количеству учеников в классе
Содержание занятия
- Приветствие. Создание эмоционального настроя.
Психолог:
Ребята, давайте улыбнёмся друг другу, я рада видеть ваши улыбки, ваше хорошее настроение и думаю, что сегодняшнее занятие принесёт нам всем радость общения друг с другом.
Пусть хорошее настроение – вот такое (вывешивается на доску изображение мимики радости) не покидает нас сегодня.
- Упражнение «Напиши своё имя»
Психолог:
Пожалуйста, встаньте так, чтобы около вас было свободное пространство. Одну минуту постойте, полностью выпрямившись, и ощутите всё своё тело. Топните каждой ногой по полу. Теперь вы готовы.
Возьмите себя за локоть и напишите локтем в воздухе своё имя. Теперь другим локтем напишите в воздухе свою фамилию. Те, кто это сделал, подайте мне знак: поднимите руку высоко над головой и покажите пальцами букву V — «знак победы».
Следующая задача труднее. Сконцентрируйтесь на своём правом бедре и напишите им по воздуху имя вашего лучшего друга. Теперь переключите внимание на левое бедро и напишите им имя человека, которым вы восхищаетесь. Тот, кто выполнил это задание, должен снова подать мне знак, подняв руку и показав знак «V».
В заключение вы должны попробовать писать головой. Напишите головой в воздухе дату своего рождения. И тот, кто с этим справился, должен дать мне на этот раз двойной сигнал - поднимите обе руки над головой и продемонстрируйте мне двойной знак победы.
II. Настрой на занятие. Актуализация знаний.
Беседа-опрос по пройденному материалу:
Психолог:
Прежде чем мы начнём изучение новой темы, давайте вспомним, что мы уже с вами изучили на прошлых занятиях, и ответим на следующие вопросы:
- Что такое память?
- Какие виды памяти вы знаете?
III. Работа по теме «Виды запоминания»
- Практическая работа. Диагностика словесно – логической памяти.
Психолог:
Я предлагаю вам выполнить одну практическую работу. Сейчас я зачитаю 10 пар слов, которые вам необходимо постараться запомнить, а затем по названному первому слову из пары воспроизвести (вспомнить) второе, которое вы запишете.
(Психолог медленно зачитывает 2 группы слов по очереди с подведением итогов после каждой группы)
Материал к методике
1 группа: пары слов, не связанных между собой по смыслу
книга – ложка сосна - мыло
кошка – свеча кресло - гора
ручка – туча яма - сарафан
танец – река радио - чеснок
карета – якорь сапоги – жираф
Психолог:
Давайте проверим, сколько слов вы смогли вспомнить. ( Психолог читает пары слов, а дети исправляют свои ошибки в тетради).
- Кому сколько слов удалось вспомнить?
Повторим это задание, но уже с другими словами.
2 группа: пары слов, связанные между собой по смыслу
ложка – вилка почта – письмо
ручка – бумага небо - звезда
стакан – квас театр – спектакль
дуб – берёза птица – гнездо
лето – зима поезд – вагон
- Анализ результатов изучения
Психолог:
- Много ли слов удалось правильно воспроизвести?
- Трудно ли было запоминать слова? Почему?
- Как вы думаете, почему вторую группу слов было легче запомнить, ведь количество слов одинаково в двух случаях?
Вывод: легче запоминается то, что связано друг с другом (есть «цепочка» воспоминаний – дёрнешь за одно звено – вытаскиваешь остальные). Чтобы больше и лучше запоминать, необходимо логически связывать запоминаемую информацию, нужно уметь самому создавать подобные цепочки, в том числе и фантастические.
- Тренинг
Психолог:
Так как меньше слов удалось вспомнить из первой группы, то давайте попробуем с некоторыми словами из этой группы составить ассоциативную цепочку, позволяющую «связать» их между собой.
Желательно, чтобы представлялась какая – нибудь «картинка», чтобы можно было закрыть глаза и увидеть.
Например:
ручка – туча (представим себе тучу, из которой во время грозы вместо капель дождя падают ручки)
сапоги - жираф (представим себе жирафа, обутого в сапоги)
кресло – гора (представим себе, как на вершине горы стоит кресло)
Психолог:
Давайте попробуем применить знания по созданию ассоциаций на группе слов для запоминания в таком же задании. Каждый придумывает свои ассоциативные связи молча, «про себя». После проверки можно будет поделиться кто какие «картинки» себе представлял.
Материал для запоминания:
аквариум - хобот лев - стекло
газета – удочка гусеница – мороженое
мост – пятёрка таблетки - мотоцикл
усы – картошка торт – гитара
танец – снег лампочка - градусник
4. Развитие образной памяти на основе ассоциаций
Методика «Пиктограмма»
Психолог:
Есть ещё один приём запоминания, когда, чтобы запомнить информацию (слово, предложение, текст), надо представить себе то, что запоминаешь, и обозначить это слово или предложение каким-либо значком.
- Каким значком вы бы обозначили слово «лето»?
Давайте попробуем потренироваться обозначать различные слова для того, чтобы лучше их запомнить. Только будем придерживаться некоторых правил:
- нельзя это слово записывать и долго рисовать значок;
- если вы затрудняетесь в обозначении слова символом, вы может поставить точку или крестик и продолжить обозначение далее;
Для запоминания предлагается 5 слов конкретного содержания и столько же слов отвлеченного содержания.
Диагностический материал: слон, тетрадь, зима, замок, радость, школа, наводнение, урок, краски, перемена.
Психолог читает слова с паузой 5-7 минут. В это время дети делают обозначение этого слова (зарисовку).
Психолог:
А сейчас вспомните и напишите те слова, которые вы обозначали.
После этого слова читаются снова, и дети проверяют правильность воспроизведения.
Психолог:
- Что было трудно: запоминать или обозначать?
- Как можно обозначить то или иное понятие?
5. Запоминание на основе логического объединения
Психолог:
Есть еще один интересный способ запоминания — объединять отдельные слова, которые надо запомнить, в предложения или словосочетания. Например, детям предлагается построить словосочетание или предложение со словами: яблоко, земля. Можно запомнить эти слова, связав их в словосочетание: яблоко на земле; или в предложение: Спелое яблоко упало на землю.
Предлагаю вам объединить в предложения или словосочетания пары слов: пуговица – зима, печка – доска, цветок – стул, дом – книга.
- У кого что получилось?
6. Игры на развитие логической памяти.
Игра – соревнование «Слова по теме»
Психолог:
За 5 минут вам необходимо как можно больше записать слов, относящихся к данной теме. (Примерные темы: школа, математика, книга, осень и т.п.)
- Какие слова вы записали?
- Сколько слов вы успели придумать и записать?
Игра «Снежный ком»
Психолог:
Вы цепочкой по рядам как сидите называете слова- существительные. Но перед тем, как назвать своё слово, каждый должен повторить те слова, которые были сказаны предыдущим учеником. Чтобы их не забыть, необходимо связать своё слово с предыдущим логической связкой. Первое слово говорю я.
(Например: лес; 1 ученик - дорожка в лесу; 2 ученик - камень лежит на дорожке в лесу; 3 ученик - белка увидела камень на дорожке в лесу; и т. д.)
IV. Рефлексия
Психолог:
- Что было интересного на занятии?
- Что нового вы узнали?
- Какой способ больше понравился? Почему?
- Какое настроение было сегодня у вас на занятии? Почему?
У каждого на парте лежат листы с видами выполняемых вами заданий на сегодняшнем занятии. Поставьте, пожалуйста, напротив каждого из заданий оценочный цветовой значок:
- очень интересно - очень трудно
- не очень интересно - не очень трудно
- не интересно - не трудно
V. Ритуал прощания
Упражнение «ДА!»
Все ученики класса становятся в круг лицом друг к другу. Они держат перед собой руки ладонями вверх.
Психолог:
Мысленно положите все знания, которые вы сегодня принесли с собой, в левую руку, а всё то, что вы сегодня узнали нового — в правую. И когда я скажу: «Готово, давай!», вы соедините руки одним громким хлопком, сказав при этом: «Да!»
(Важно, чтобы участники хлопнули в ладоши одновременно. Это создает у них ощущение принадлежности к группе и чувство душевного подъема от совместной деятельности.)
Литература:
- Гин С.И. Мир человека. Методическое пособие для учителей начальных классов. Гомель, 1995
- Князева Т.Н. Я учусь учиться. Психологический курс развивающих занятий для младших школьников. – М.: АРКТИ, 2004
- Фопель Клаус Энергия паузы: психологические игры и упражнения. М.: Генезис, 2005
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по курсу "Человек и мир" во 2 классе по теме "Лягушки и жабы"
Научить ребенка наблюдать, искать ответы на вопросы, сопоставлять, анализировать, делать выводы - одна из задач данного урока. Опираясь на свой жизненный опыт, статьи учебника, используя презентацию д...
Внеурочное занятие по курсу "Я - пешеход и пассажир" для 1 класса по теме: "Светофор и его сигналы".
Внеурочное занятие способствует воспитанию культуры поведения учащихся на дорогах и улицах города....
Конспект обобщающего занятия курса внеурочной деятельности «Физика для малышей» 2 класс по теме "Цвет"
Обобщающее занятие курса внеурочной деятельности "Физика для малышей" по теме "Цвет". Цель занятия - формирование критического мышления через осмысление понятий "цвет", "световой луч", "как получ...
Групповое коррекционно-развивающее занятие у педагога-психолога для учеников 2-3х классов.
Данное занятие предназначено для проведения педагогом-психологом группового коррекционно-развивающего занятия для учеников 2-3х классов. В занятии представлены задания,упражнения и игры на развитие вн...
Разработка занятия по курсу внеурочной деятельности «Моя Вообразилия» для 3 класса на тему: «Качества человека»
Тема занятия: «Качества человека»Цель: развитие управляемого творческого воображения на основе теории решения изобретательских задач, содействие формированию у детей стремления к самопозна...
Коррекционно-развивающее занятие для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи 2 класс на тему: «Светлые и темные качества человека»
В технологической карте представлены эффективные приемы, способствующие формированию у обучающихся с тяжелыми нарушениями речи стремления к самопознанию и умению адекватно оценивать себя....
Конспект группового занятия по курсу «логопедическая коррекция» в 3 специальном (коррекционном) классе, лексическая тема «Деревья»
Конспект группового логопедического занятия по лексической теме "Деревья" (3 специальный (коррекционный) класс)...