Урок по курсу "Человек и мир" во 2 классе по теме "Лягушки и жабы"
методическая разработка по окружающему миру (2 класс) по теме
Научить ребенка наблюдать, искать ответы на вопросы, сопоставлять, анализировать, делать выводы - одна из задач данного урока. Опираясь на свой жизненный опыт, статьи учебника, используя презентацию дети исследуют мир земноводных с увлечением.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan-konspekt_uroka_lyagushki_i_zhaby._2_klass.doc | 49 КБ |
prezentaciya_k_uroku.ppt | 2.6 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема «Лягушки и жабы»
(урок с использованием мультимедийного проектора)
Цель:
- формировать представление о жабе и лягушке как особой группе животных,
- установить, как они приспособлены к условиям жизни, какую роль выполняют в
природе;
- в процессе формирования понятия «земноводные» развивать логическое
мышление учащихся,
- содействовать изменению отрицательного отношения детей к так называемым
нелюбимым животным на основе раскрытия особенностей их поведения,
питания и размножения, особенной роли в природе.
Оборудование: картины и таблицы с изображением жаб, лягушек, тритона, карточки с заданиями.
Ход урока
Слайд 2.Проверка знаний проводится в уплотненной форме
*Отгадайте загадки и назовите этих животных одним словом:
- Хвостом виляет, зубаста, а не лает. (Щука).
- На дне, где тихо и темно, лежит усатое бревно. (Сом).
*Где живут рыбы?
* Определите признаки рыб по содержанию загадок.
- У родителей и деток вся одежда из монеток. (Скользкая чешуя)
- Крылья есть, да не летает, ног нет, да не догонишь. (Плавники).
- В воде - жива, на суше - мертва. (Жабры)
Слайд 3. Постановка темы и целей урока.
*Сегодня на уроке мы познакомимся с очередной группой животных. Узнаем, где они обитают, в чем сходство, различие. Какую пользу человеку приносят. А также ответим на вопрос: нуждаются ли эти животные в нашей защите? Итак, урок - исследование начинаем у ручья.
- Та певунья у ручья распевала до утра.
Как замолкла - в воду скок, поплыла - и на песок.. (Лягушка)
Слайд 4. Понятие о земноводных.
*Лягушки, жабы, тритоны, саламандры относятся к земноводным. Они могут жить как в воде, так и на суше. Но для размножения им нужна вода.
Слайд 5. Развитие лягушки.
*Как и все земноводные, лягушки откладывают яйца в воду. Через 2 недели появляются головастики. Они дышат жабрами и заглатывают пищу роговыми губами и зубами, как рыбы. Позже около хвоста появляются два бугорка, которые превращаются в задние конечности. Через 10 недель отрастают передние конечности, хвост укорачивается. Теперь - это маленькие лягушата, которые могут выпрыгнуть из воды и подышать воздухом.
Слайд 6. Признаки земноводных.
*Чем покрыто тело земноводных? В отличие от всех остальных животных тело жабы и лягушки покрыто только голой кожей. Возникает вопрос: почему же так природа «обидела» жабу и лягушку? Всем «одежду» дала, а им нет. В ходе выяснения этой проблемы отмечается, что у земноводных плохо развиты легкие. И, чтобы обеспечить организм воздухом, животные дышат и через кожу. Очень трудно было бы это сделать, имея перьевой или меховой покров. Чтобы земноводным было легче дышать через кожу, она всегда влажная — покрыта слизью. Эта слизь одновременно защищает животных от микробов. Кроме того, жидкость, испаряясь, охлаждает поверхность тела и защищает его от перегрева. Кстати, человек использовал лягушек в старину как своеобразный «холодильник» — бросал их в жбан с молоком. И оно долго не скисало.
Значит, природа вовсе не обидела этих животных, а очень мудро все устроила.
Слайд 7. Тритоны.
*Кроме суши, значительную часть своей жизни тритон проводит в воде. Тело его, как и у лягушки, голое, но в отличие от нее, тритон имеет хвост. На основании установленных фактов ученики делают вывод: тритон — земноводное. Полезно выяснить, для чего же нужен тритону хвост. Помогаем детям провести аналогии. Как и рыбы, тритон живет в воде. Значит, хвост, как и у рыб, выполняет функцию руля. Тритон похож на ящерицу, а у нее, как известно, хвост выполняет защитную функцию. Оказывается, такую же функцию выполняет хвост и у три тона. Но и это еще не все. Через кожу хвоста тритон дышит, поэтому он у него такой длинный (размером с туловище), да еще с кожистым выростом. Вот какой, оказывается, удивительный у тритона хвост!
Далее организуется работа учащихся в микрогруппах.
Слайд 8. Чем похожи лягушка и жаба?
Задание для первой микрогруппы.
*Установите черты сходства лягушки и жабы. Работайте по плану:
- Чем покрыто тело?
- Назовите части тела.
- Величина глаз.
- Чем питаются?
- Сделайте вывод, чем похожи жаба и лягушка.
Для ответа используйте рисунки и тексты учебного пособия «Лягушки и жабы».
Слайд 9. Чем отличаются лягушка и жаба?
Задание для второй микрогруппы.
*Установите черты отличия жабы и лягушки по плану:
- Где живут жаба и лягушка?
- Размеры тела (крупнее, мельче).
3.Окраска тела.
4. Поверхность тела (гладкая, бугристая).
Для ответа используйте рисунки и тексты учебного пособия, а также слова- подсказки в скобках.
Слайд 10. Сравнение лягушки и жабы.
*Задание для третьей микрогруппы.
Сравните лягушку и жабу по плану:
- Форма головы (заостренная, более округлая).
- Размеры конечностей.
- Как передвигаются?
- Когда охотятся?
Для ответа используйте рисунки и тексты учебного пособия, слова-подсказки в скобках.
Слайд 11. Чье меню?
*Задание для четвертой микрогруппы.
1. Установите, чье это меню:
- комары, мухи, улитки, червяки, личинки стрекоз, мальки рыб;
- комары, гусеницы, слизни, жуки.
Сделайте вывод о том, какую пользу приносят жабы и лягушки человеку. Какую роль выполняют в природе? Ответ сравните с выводом учебного пособия. После выполнения работы ученики докладывают о ее результатах.
Для ознакомления с образом жизни лягушек и жаб учитель предлагает детям ряд вопросов (блиц-опрос):
- Какую роль выполняет окраска животных? (Защитную, маскировочную.)
- Если бы проводили соревнования по прыжкам, кто бы победил: лягушка или жаба?
- Что помогает лягушке ловко охотиться? (Язык и глаза.)
- Почему жабы и лягушки зимой спят? (У них нет теплой шерсти, зимой нет насекомых — их основного корма.)
По ходу обсуждения результатов работы учитель дополняет сообщения учащихся необходимыми сведениями. Акцентируется внимание детей на том, что лягушку можно назвать отличной спортсменкой, лягушку и жабу — помощницами человека, защитниками растений, ловкими охотницами и т. п.
Слайд 12. Цепи питания.
Дальше микрогруппы выполняют одинаковое задание.
* Прочитайте названия животных на карточках, установите, как они связаны друг с другом. Составьте возможные цепи питания.
1 Комар, лягушка, мальки рыб, личинка стрекозы, щука, аист, журавль, барсук, уж.
2Комар, жук, слизень, гусеница, уж, барсук, аист, жаба.
(Названия животных пишутся на отдельных маленьких карточках, чтобы учащимся было удобнее и быстрее составлять цепи питания.)
После выполнения и проверки задания второклассники по предложению учителя моделируют ситуацию: что будет, если исчезнут жабы и лягушки. Для этого в цепях питания убирают карточку с жабой и лягушкой. Затем дети убирают животных, которые питаются ими. Делаем вывод, каких животных станет больше. (Прежде всего — насекомых-вредителей.) Каких меньше? (Аистов, журавлей, барсуков, цапель.)
На основании моделирования подводим учащихся к выводу о том, что жабы и лягушки выполняют в природе роль хранительниц равновесия.
Слайд 13. Красная книга Республики Беларусь. Камышовая жаба.
Слайд 14. Домашнее задание.
Прочитать тексты «Озерная лягушка», «Жабы», ответить на вопросы к ним.
Слайд 15. Итог урока.
Учащиеся делают вывод о том, как надо относиться к жабам и лягушкам и почему. Самостоятельно оценивают свою работу на уроке, отмечают, что больше всего их удивило на уроке, благодарят друг друга за работу.
Слайд 16. Работа в микрогруппах на тему: «Скажи доброе слово».
- Каких добрых слов, на ваш взгляд, заслуживают жабы и лягушки? Запишите их.
- Какие из них самые главные?
Выполнив задания, школьники представляют свой список, объясняют свой выбор. Учитель при необходимости помогает детям.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Курс «Человек и мир» формировать представление о жабе и лягушке как особой группе животных; установить, как они приспособлены к условиям жизни, какую роль выполняют в природе; в процессе формирования понятия «земноводные» развивать логическое мышление учащихся; содействовать изменению отрицательного отношения детей к так называемым нелюбимым животным на основе раскрытия особенностей их поведения, питания и размножения, особенной роли в природе. Цель: 2 класс Лягушки и жабы
Проверка домашнего задания Животные Рыбы Плавники Скользкая чешуя Вода Жабры
Развитие лягушки
Животные Земноводные Голая влажная кожа Суша Вода
Тритон Карпатский
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Чем похожи лягушки и жабы? Чем покрыто тело? Части тела: Особенности глаз: Чем питаются? Голой влажной кожей. Голова, туловище, передние и задние конечности. Насекомыми, пауками, червяками. Видят добычу, которая находится ближе, проглатывают ее с помощью глаз.
Чем отличаются лягушки и жабы? Где живут? Размер тела Окраска тела Поверхность тела В прудах, реках, озерах и возле них. На огороде, на лугу, в поле, в лесу. Мельче, до 10 см Крупнее, до 20 см Зеленого цвета с темными пятнами и светлой полоской Зелено-серого и серо-коричневого цвета Гладкая Бугристая
Сравнение лягушки и жабы Форма головы Размеры конечностей Как передвигаются? Когда охотятся? Заостренная Округлая Мощные задние конечности Конечности довольно короткие и слабые Хорошо плавают и прыгают Медленно, прыгают тяжело Днем и ночью Ночью
Чье это меню? 1. Комары, мухи, улитки, червяки, личинки, стрекозы, мальки рыб. 2. Комары, гусеницы, слизни, жуки.
Лягушки и жабы – хранители равновесия в природе. Лягушки Уж Аист Гусеница Жаба Барсук Комары
Красная книга РБ
Домашнее задание Прочитать тексты «Озерная лягушка» и «Жабы» и ответить на вопросы к ним.
Итог урока Животные Земноводные Тритоны Жабы Лягушки Саламандры Холоднокровные Часть времени проводят на суше, но яйца (икру) откладывают в воде Молодь дышит жабрами, а взрослые пользуются легкими на земле, но могут дышать и через кожу и на воздухе.
Спасибо лягушкам и жабам, За то, что в природе нужны. В пупырышках все, некрасивы и рябы, Они в равновесии очень важны! Едят комаров, населивших болота, Для жаб и лягушек приятна охота! А аист и цапля лягушек едят, У них разрешенья совсем не спрося! Не может быть съедено много лягушек, Тогда комары закусают нас всех. В природе комарики, аисты, жабы – все дружат, В их отношениях нет сбоев, помех. И.Антоненко
СПАСИБО ЗА УРОК!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения в 4 классе по теме В.М. Гаршин "Жаба и Роза"
Урок помогает учащимся осмыслить мир как воплощение добра и зла, счастья и сострадания;Учить видеть прекрасное, сделать прекрасное частицей своей жизни....
Урок литературного чтения в 4 классе (УМК "Школа России").В.М.Гаршин "Сказка о жабе и розе" (2 урок)
Урок разработан с использованием элементов метода многопланового анализа текста, с использованием методического приёма – кластеры, приёмов ...
Урок литературного чтения в 4 классе (УМК «Школа России») Тема: В.М.Гаршин «Сказка о жабе и розе» (второй урок)
Урок и презентация к уроку....
Урок литературного чтения в 4 классе В.М. Гаршин "Сказка о жабе и розе"
На этом уроке учащиеся знакомятся со сказкой В.М. Гаршина. Сведения из жизни автора помогают понять тему сказки и основную мысль автора.Учащиеся узнают, что через характеристику героев в сказке раскры...
Конспект урока по литературному чтению по теме "Гаршин "Сказка о жабе и розе". 4 класс. УМК "Школа России"
Конспект урока политературному чтению по теме "Гаршин "Сказка о жабе и розе". 4 класс. УМК "Школа России" Материал может быть использован учителями начальных классов на уроках литературного чтен...
презентация к уроку литературного чтения в 4 классе по УМК Школа России В. М. Гаршин " Сказка о жабе и розе" учитель Фролова В.Г. МБОУ Сонская сош
Презентация к уроку литературного чтения в 4 классе на тему В.М. Гаршин " Сказка о жабе и розе". В презентации использованы приемы, направленные на развитие беглого чтения....
Урок литературного чтения в 4 классе (УМК «Школа России») Тема: В.М.Гаршин «Сказка о жабе и розе» (второй урок)
К моменту проведения урока по изучению произведения «Сказка о Жабе и Розе» ребята уже познакомились с творчеством Гаршина, читая и анализируя сказку ... -К...