Программа учебного предмета ЧТЕНИЕ для 1-4 класса в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
рабочая программа по чтению (1, 2, 3, 4 класс)
Программа учебного предмета ЧТЕНИЕ для 1-4 класса в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_fgos_chtenie.docx | 66.85 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ЧТЕНИЕ»
Образовательная область
«Язык и речевая практика»
1-4 классы
ЧТЕНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа учебного предмета «Чтение» разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами:
- Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);
- Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 года № 1599;
- Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15);
- Устав ГКОУКО «Троицкая школа-интернат»;
- Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГКОУКО «Троицкая школа-интернат».
1.ОБЩИЕ ЦЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ
Целями изучения учебного предмета «Чтение» в начальной школе являются:
- развитие речемыслительной деятельности учащихся в процессе овладения способами и приёмами работы с языковым материалом;
- формирование основ навыка полноценного чтения художественных текстов, доступных для понимания по структуре и содержанию;
- формирование положительных нравственных качеств и свойств личности.
Программа направлена на реализацию основных задач образовательной области «Язык и речевая практика» средствами предмета «Чтение». Она определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета.
В период обучения грамоте (1 класс):
- углубленное изучение детей, включение их в школьные занятия;
- выявление особенностей общего и речевого развития каждого ребёнка;
- исправление недостатков произношения, слухового, зрительного и двигательного анализаторов;
- уточнение и развитие словарного запаса;
- уточнение и обогащение представлений об окружающей действительности и овладение на этой основе языковыми средствами (слово, предложение, словосочетание);
- формирование первоначальных навыков повествовательной речи.
Во 2—4-м классах решаются такие задачи:
- воспитание интереса к чтению и формирование положительного отношения к нему как к одному из видов познавательной деятельности;
- коррекция недостатков познавательных процессов, деятельности, эмоциональной сферы и личности младших школьников с лёгкими нарушениями интеллекта;
- формирование технической стороны чтения: чтение знакомых и доступных по звуко-слоговой структуре слов без искажения этой структуры и с правильной постановкой ударения; постепенный переход от послогового чтения к чтению целыми словами;
- формирование навыка осознанного чтения несложных по структуре и содержанию художественных и научно-познавательных текстов;
- овладение практико-ориентированными навыками, прежде всего навыками общения, с помощью прочитанных и разобранных под руководством учителя произведений.
2.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В начальной школе чтение служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин, а в дальнейшем знания и умения, приобретенные при его изучении, и первоначальное овладение чтением и развитием речи станут необходимыми для подготовки умственно отсталых обучающихся к жизни, овладению доступными профессионально-трудовыми навыками и фундаментом обучения в 5-9 классах.
Процесс обучения чтению и развитию речи неразрывно связан с коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, воли, любознательности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.
Обучение чтению и развитию речи носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, является одним из средств социальной адаптации в условиях современного общества.
Предмет «Чтение» включает в себя два раздела: «Обучение грамоте», «Чтение и развитие речи».
Обучение грамоте обучающихся с умственной отсталостью осуществляется в 1 классе в течение всего года. Обучение ведется звуковым аналитико-синтетическим методом.
Программа состоит из двух разделов, соответствующих добукварному и букварному периодам.
Добукварный период составляет примерно пять недель (20 часов) первой четверти.
В этот период начинается работа по формированию у детей общеречевых навыков, по развитию слухового и зрительного восприятия, совершенствованию произношения и пространственной ориентировки, а также развитию мелких мышц рук. Обучение проходит в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности, организации дидактических игр и игровых упражнений.
На уроках обучения грамоте значительное место отводится развитию речи. Первоклассники учатся слушать и понимать собеседника, выполнять несложные инструкции (сядь, встань, подойди к доске и др.), отвечать на вопросы.
Развитие речи на уроках обучения грамоте предусматривает также формирование правильной артикуляции и дикции, соответствующего темпа и ритма речи. Основными видами работы в этом направлении являются беседы; заучивание с голоса учителя коротких стихотворений, загадок, скороговорок; небольшие инсценировки.
Совершенствованию произносительной стороны речи способствуют артикуляционные упражнения для губ, языка, нёба, щек и т. д. Дети, у которых обнаруживается грубое нарушение произношения, с первых дней обучения в школе занимаются с логопедом.
Развитие слухового восприятия и речевого слуха в добукварный период является основой для усвоения звуков речи. Первоклассники учатся различать звуки окружающей действительности, например: шуршание листьев, голоса животных (р-р-р, ш-ш-ш, з-з-з) и т. д. Учащиеся практически знакомятся с понятиями слово, часть слова (слог), звук. Они учатся составлять предложения по заданиям и вопросам учителя, с использованием рисунков, по предложенной теме: делить предложения на слова, слова на слоги: выделять отдельные звуки в начале слова.
Развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки в большей степени направлено на подготовку к осознанию образа буквы, ее пространственного расположения, к сочетанию с другими буквами. Эта работа способствует предупреждению неточного восприятия напечатанных или написанных слов.
К концу добукварного периода учащиеся учатся делить предложения (из двух-трех слов) на слова, двусложные слова на слоги, выделять звуки а, у, м в начале слов, владеть графическими навыками.
Букварный период. В этот период у учащихся формируется звукобуквенный анализ и синтез как основа овладения чтением и письмом. Материалом обучения грамоте являются звуки и буквы, слоговые структуры, предложения, короткие тексты.
Для умственно отсталых детей несколько изменен (по сравнению с общеобразовательной школой) порядок изучения звуков, букв и слоговых структур. Он является наиболее доступным умственно отсталым школьникам, так как учитывает особенности их аналитико-синтетической деятельности.
Усвоение звука предполагает выделение его из речи, правильное и отчетливое произношение, различение в сочетаниях с другими звуками, дифференциацию смешиваемых звуков. Буква изучается в следующей последовательности: восприятие общей ее формы, изучение состава буквы (элементов и их расположения), сравнение с другими, ранее изученными буквами. Важным моментом является соотнесение звука и буквы.
Слияние звуков в слоги и чтение слоговых структур осуществляется постепенно. Сначала читаются слоги-слова (ау, уа). затем обратные слоги (ам, ум), после этого прямые слоги (ма, му). требующие особого внимания при обучении слитному их чтению, и после них слоги со стечением согласных. Лучшему усвоению образа буквы, соотнесения звука и буквы составлению слогов и слов поможет использование кукольной азбуки и других игровых технологий.
Чтение слов осуществляется по мере изучения слоговых структур. Большое внимание уделяется чтению по букварю, использованию иллюстративного материала для улучшения понимания читаемого. Основным методом обучения чтению является чтение по следам анализа.
Раздел «Чтение и развитие речи»(2-4 классы)
Учебный предмет «Чтение» во 2-4 классах играет особую роль в развитии обучающихся с нарушением интеллекта. Формирование навыка чтения, с одной стороны, представляет собой важнейший результат изучения данного предмета. С другой – значимое средство освоения других учебных предметов. В процессе уроков чтения обучающиеся расширяют, систематизируют и обобщают знания об окружающей действительности, корректируется и развивается их аналитико-синтетическая деятельность, формируются коммуникативно-речевые навыки, необходимые для полноценной реализации диалогической и монологической форм речи. Чтение художественных произведений различных жанров способствует уточнению нравственных ориентиров, формированию основ нравственного сознания и поведения, развитию умения эмоционально сопереживать. Таким образом, уроки чтения в младших классах имеют большое значение не только для развития познавательной деятельности учеников с нарушением интеллекта, но и для становления их личности.
Как систематический курс уроки чтения начинаются со 2 класса, после завершения букварного периода. Однако в курс 2 класса включён материал послебукварного периода обучения грамоте. Это обусловлено необходимостью закрепит навык плавного послогового чтения ранее усвоенных слоговых структур, в частности со стечением двух согласных и с разделительными ь и ъ, и навык плавного чтения слов с усвоенными слогами. Кроме того, в ходе изучения этого материала совершенствуется навык звуко-слогового анализа слов; развивается чёткость произношения, усваиваются основы выразительной речи.
Содержание уроков чтения во 2-4 классах определяется разделом адаптированной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) «Чтение и развитие речи». Этот раздел входит в структуру программы учебного предмета «Русский язык». Таким образом, обучение чтению проводится параллельно урокам русского языка и речевой практики и в тесной взаимосвязи с ними, которая выражается в следующем.
- Формируется внимание к слову как к основной единице языка: не только к его значению, но и к уместности его использования в определённом контексте. Всё это создаёт основу для расширения словарного запаса.
- Развиваются навыки диалогического общения, связанные с умением не только отвечать, но и задавать вопросы, делиться впечатлениями, обмениваться элементарными суждениями и мнениями на основе ситуаций, как описанных в художественном тексте, так и специально смоделированных учителем.
3.МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Предмет «Чтение» входит в образовательную область «Язык и речевая практика» учебного плана ГКОУКО «Троицкая школа-интернат».
На изучение предмета «Чтение» отводится:
- в 1 классе 128 часов, 32 учебные недели,
- во 2 классе 132 часа, 33 учебные недели,
- в 3 классе 132 часа, 33 учебные недели,
- в 4 классе 132 часа, 33 учебные недели.
4.ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Освоение обучающимися учебного предмета предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты освоения учебного предмета включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов.
Личностные результаты:
- Способность инициировать и поддерживать коммуникацию со взрослыми и сверстниками; способность использовать разнообразные средства коммуникации согласно ситуации.
- Знание и уважительное отношение к Государственным символам России; понимание эмоций других людей, сочувствие, сопереживание; понимание ценности семьи, формирование чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким; любовь к своему краю, к своей малой родине, месту проживания.
- Способность идти на компромисс; проявление терпимости к людям иной национальности.
- Умение адекватно оценивать свои возможности и силы (различает «что я хочу» и «что я могу»); сознательное и ответственное отношение к личной безопасности (что можно – что нельзя); владение навыками самообслуживания.
- Принятие и следование общественным и групповым нормам жизнедеятельности; способность следовать усвоенным нормам при изменении условий жизнедеятельности (переход в другой класс, школу, переезд и т.д.).
- Умение вступить в контакт и общаться в соответствии с возрастом, близостью и социальным статусом собеседника; умение корректно привлечь к себе внимание.
- Наличие положительной учебной мотивации; ответственное отношение к учению (выполнение всех требований, предъявляемых к ученикам).
- Желание и умение выражать себя в доступных видах творчества; способность проявлять интерес к чтению, произведениям искусства; стремление к опрятному внешнему виду; способность ценить красоту природы, труда и творчества.
- Стремление к соблюдению морально-этических норм (соответственно возрасту), проявление добра, умение сопереживать и чувствовать боль других людей.
- Ценностное отношение к своему здоровью, безопасности и здоровью близких людей; наличие навыков безопасного экологически грамотного нравственного поведения в природе, в быту, в обществе; проявление дисциплинированности, последовательности и настойчивости в процессе трудовой деятельности.
Предметные результаты освоения АООП общего образования включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
ФГОС определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся.
Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе с тем, отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися по отдельным предметам не является препятствием к продолжению образования по варианту программы.
В том случае если обучающийся не достигает минимального уровня овладения предметными результатами по всем или большинству учебных предметов, то по рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии и с согласия родителей (законных представителей) образовательное учреждение может перевести обучающегося на обучение по индивидуальному плану или на вариант D общеобразовательной программы.
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой общеобразовательной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности.
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов
на конец обучения в младших классах:
Минимальный уровень:
- осознанно и правильно читать текст вслух по слогам и целыми словами;
- пересказывать содержание прочитанного текста по вопросам;
- участвовать в коллективной работе по оценке поступков героев и событий;
- выразительно читать наизусть 5-7 коротких стихотворений.
Достаточный уровень:
- читать текст после предварительного анализа вслух целыми словами (сложные по семантике и структуре слова ― по слогам) с соблюдением пауз, с соответствующим тоном голоса и темпом речи;
- отвечать на вопросы учителя по прочитанному тексту;
- определять основную мысль текста после предварительного его анализа;
- читать текст про себя, выполняя задание учителя;
- выделять главных действующих героев, давать элементарную оценку их поступкам;
- читать диалоги по ролям с использованием некоторых средств устной выразительности (после предварительного разбора);
- пересказывать текст по частям с опорой на вопросы учителя, картинный план или иллюстрацию;
- выразительно читать наизусть 7-8 стихотворений.
С целью выполнения требований Стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе всей образовательной деятельности на первом этапе обучения в начальных классах (1-4 классы) должны быть сформированы БУД:
Личностные учебные действия:
- осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями. Принятие социальной роли ученика;
- осознание себя как члена семьи, одноклассника, друга;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;
- самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
- понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
- готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Коммуникативные учебные действия:
- умение вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик –ученик, ученик – класс, учитель-класс);
- умение договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях;
- умение использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем.
Регулятивные учебные действия:
- ориентирование в пространстве школы и класса;
- знание и понимание ритуалов школьного поведения и учебной деятельности;
- владение школьным инструментарием;
- умение работать с учебной целью и задачей. Планирование;
- контроль и коррекция процесса и результатов деятельности;
- умение оценивать в процессе учебной и внеучебной деятельности.
Познавательные учебные действия:
- выделение некоторых существенных, общих и отличительных свойств хорошо знакомых предметов;
- установление видо-родовых отношений предметов;
- выполнение операций обобщения, сравнения, классификации на наглядном материале;
- умение пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;
- читать; писать;
- наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;
- работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях).
5.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Раздел «ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ»
Формирование элементарных навыков чтения
Звуки речи. Выделение звуки на фоне полного слова. Отчетливое произнесение. Определение места звука в слове. Определение последовательности звуков в несложных по структуре словах. Сравнение на слух слов, различающихся одним звуком.
Различение гласных и согласных звуков на слух и в собственном произношении.
Обозначение звука буквой. Соотнесение и различение звука и буквы. Звукобуквенный анализ несложных по структуре слов.
Образование и чтение слогов различной структуры (состоящих из одной гласной, закрытых и открытых двухбуквенных слогов, закрытых трёхбуквенных слогов с твердыми и мягкими согласными, со стечениями согласных в начале или в конце слова). Составление и чтение слов из усвоенных слоговых структур. Формирование навыков правильного, осознанного и выразительного чтения на материале предложений и небольших текстов (после предварительной отработки с учителем).
Разучивание с голоса коротких стихотворений, загадок, чистоговорок.
Речевое развитие
Использование усвоенных языковых средств (слов, словосочетаний и конструкций предложений) для выражения просьбы и собственного намерения (после проведения подготовительной работы); ответов на вопросы педагога и товарищей класса. Пересказ прослушанных и предварительно разобранных небольших по объему текстов с опорой на вопросы учителя и иллюстративный материал. Составление двух-трех предложений с опорой на серию сюжетных картин, организованные наблюдения, практические действия и т.д.
Раздел «ЧТЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ»
Содержание чтения (круг чтения). Произведения устного народного творчества (пословица, скороговорка, загадка, потешка, закличка, песня, сказка, былина). Небольшие рассказы и стихотворения русских и зарубежных писателей о природе родного края, о жизни детей и взрослых, о труде, о народных праздниках, о нравственных и этических нормах поведения. Статьи занимательного характера об интересном и необычном в окружающем мире, о культуре поведения, об искусстве, историческом прошлом и пр.
Примерная тематика произведений: произведения о Родине, родной природе, об отношении человека к природе, к животным, труду, друг другу; о жизни детей, их дружбе и товариществе; произведении о добре и зле.
Жанровое разнообразие: сказки, рассказы, стихотворения, басни, пословицы, поговорки, загадки, считалки, потешки.
Навык чтения: осознанное, правильное плавное чтение с переходом на чтение целыми словами вслух и про себя. Формирование умения самоконтроля и самооценки. Формирование навыков выразительного чтения (соблюдение пауз на знаках препинания, выбор соответствующего тона голоса, чтение по ролям и драматизация разобранных диалогов).
Работа с текстом. Понимание слов и выражений, употребляемых в тексте. Различение простейших случаев многозначности и сравнений. Деление текста на части, составление простейшего плана и определение основной мысли произведения под руководством учителя. Составление картинного плана. Пересказ текста или части текста по плану и опорным словам.
Внеклассное чтение. Чтение детских книг русских и зарубежных писателей. Знание заглавия и автора произведения. Ориентировка в книге по оглавлению. Ответы на вопросы о прочитанном, пересказ. Отчет о прочитанной книге.
6.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЧТЕНИЕ»
Раздел «ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ»
1 КЛАСС (128 часов)
Тема | Кол-во часов | Основные виды деятельности обучающихся |
Формирование элементарных навыков чтения 1) добукварный период 2) букварный период 1-й этап Изучение звуков и букв: а, у, м. о, х, с, н, ы, л, в, и. 2-й этап Повторение пройденных звуков и букв и изучение новых: ш, п, т, к, з, р, й, ж, б, д, г, ь. 3-й этап. Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: е, я, ю, ё, ч, ф, ц, э, щ, ъ Речевое развитие | 20 108 |
Называние слов по предметным картинкам, составление простых предложений по своим практическим действиям, по картинкам и по вопросам.
Различение звуков в окружающей действительности (стук, звон, гудение, жужжание и др.). Различение звуков и простых звукосочетаний в речи. Отчетливое повторение произносимых учителем слов и фраз. Различение слов, сходных по звуковому составу (жук — лук, стол — стул, палка — лапка). Деление простого предложения (из двух-трех слов) на слова. Деление простых по структуре слов на слоги. Выделение из слов некоторых гласных и согласных звуков (а, у, м и др.), различение их в словах (узнавание и называние слов, начинающихся с данных звуков).
-отчётливое произношение отдельного слова; -деление слова на слоги и отчётливое произношение слогов, входящих в него; -выделение ударного слога, произношение слова с усиленным, выделенным ударением.
-выделение согласного звука из закрытого слога; -выделение согласного звука из открытого слога; -выделение гласного, образующего целый слог: о-сы, у-сы (желательно, чтобы слог был ударным); -выделение йотированных звуков: ю-ла, я-ма, е-ду и т. п.; -перечисление слов с одним начальным звуком; -договаривание слова, произнесённого по картинке; -соотнесение звука с соответствующей буквой.
Участие в общей беседе. Составление простых нераспространенных предложений на основе демонстрируемого действия и действия, изображенного на картинке; добавление к ним одного пояснительного слова по вопросам чем? что? куда? где? Правильное употребление форм знакомых слов в разговорной речи. Использование предлогов в, на и некоторых наиболее употребительных наречий (хорошо — плохо, близко — далеко и др.). Построение связного высказывания в виде ответов на 2—3 вопроса. |
Раздел «ЧТЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ»
2 КЛАСС(132 часа)
Тема | Кол-во часов | Основные виды деятельности обучающихся |
Осень пришла – в школу пора | 19 | ПРАВИЛЬНОСТЬ ЧТЕНИЯ Чтение слов со сходными по звучанию и артикуляции звуками, со стечением согласных, с разделительными ь и ъ. Чтение простых по структуре слов без искажения их звукового состава и правильной постановкой ударения. БЕГЛОСТЬ ЧТЕНИЯ Чтение слов по слогам с постепенным переходом к плавному чтению целыми словами простых по структуре слов, состоящих из 2-3 слогов. ОСОЗНАННОСТЬ ЧТЕНИЯ Ответы на вопросы по содержанию прочитанного произведения. Выборочное чтение слов и предложений по заданию учителя. Соотнесение слов и предложений с иллюстративным материалом. Установление с помощью учителя несложных смысловых связей между событиями, поступками героев, описанными в произведении. Установление в несложных по содержанию произведениях основной мысли с помощью учителя. Коллективная работа по толкованию идеи произведения, прямо сформулированной в тексте или представленной в учебнике. ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ ЧТЕНИЯ Чтение с интонацией, соответствующей знакам препинания в конце предложения. Соблюдение пауз между предложениями. Передача голосом интонации, соответствующей характеру героя (после предварительного анализа). Чтение по ролям коротких диалогов (после предварительного анализа). РАБОТА С ТЕКСТОМ Пересказ прочитанного произведения с опорой на вопросы учителя или вопросы, представленные в учебнике (полный подробный пересказ). Пересказ прочитанного произведения с опорой на картинный план или одну сюжетную картинку и вопросы учителя. Выборочный пересказ с опорой на иллюстрацию к тексту. Соотнесение названия и содержания произведения. Объяснение значения непонятных слов с опорой на наглядный материал и вопросы учителя. Элементарная оценка поступков героев с опорой на вопросы и иллюстрацию. Разучивание небольших по объёму стихотворений.
ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ Знакомство с доступными детскими книгами. Чтение детских книг учителем с обязательным рассматриванием иллюстраций. Запоминание и называние автора и заглавия книги, прочитанной учителем; умение рассказать, о ком или о чём говорится в книге. |
Почитаем - поиграем | 9 | |
В гостях у сказки | 14 | |
Животные рядом с нами | 15 | |
Ой – ты, зимушка - зима | 17 | |
Что такое хорошо и что такое плохо | 17 | |
Весна идет | 20 | |
Чудесное рядом | 13 | |
Лето красное | 8 |
3 КЛАСС(132часа)
Тема | Кол-во часов | Основные виды деятельности обучающихся |
Здравствуй, школа | 10 | ПРАВИЛЬНОСТЬ ЧТЕНИЯ Чтение простых слов без искажения их звукового состава и с правильной постановкой ударения. Чтение многосложных слов и слов и слов со стечением согласных без искажения их звукового состава и правильной постановкой ударения после предварительной отработки. БЕГЛОСТЬ ЧТЕНИЯ Переход к чтению целым словом. Послоговое чтение слов, трудных по семантике и слоговой структуре, после предварительной отработки. Переход с орфографического на орфоэпическое чтение односложных и двусложных слов. Чтение текстов молча с выполнением заданий учителя после предварительного анализа текста и прочтения его вслух. ОСОЗНАННОСТЬ ЧТЕНИЯ Ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста. Выборочное чтение для ответа на вопрос или соотнесения прочитанного текста с иллюстрацией. Нахождение в тексте информации по заданию учителя или по заданию, представленному в учебнике. Объяснение поступков действующих лиц и их элементарная оценка с опорой на вопросы учителя, личный опыт. Выявление основной мысли прочитанного текста в процессе коллективной работы с помощью наводящих вопросов учителя. Толкование смысла пословиц с опорой на прочитанное произведение или личный опыт. Сравнение произведений, одинаковых по теме, поступкам героев, идее произведения с опорой на вопросы учителя. ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ ЧТЕНИЯ Чтение с интонацией и паузами, соответствующими знакам препинания в предложении. Чтение с интонацией, соответствующей характеру героя, после предварительной подготовки. Выразительное чтение по ролям небольших отрывков после предварительной подготовки. Выразительное чтение стихотворений наизусть с опорой на образец чтения, показанный учителем. РАБОТА С ТЕКСТОМ Объяснение значения слова с опорой на наглядный материал после предварительного разбора. Нахождение в тексте незнакомых слов и обращение за разъяснениями к учителю или одноклассникам. Установление последовательности событий или поступков, описанных в произведении. Сравнение поведения в схожих ситуациях персонажей разных произведений. Элементарная оценка поступков героев и их характеров. Обмен впечатлениями, элементарными суждениями по содержанию прочитанного и разобранного текста. Пересказ по частям близко к тексту с опорой на картинный план или без него. Нахождение в тексте произведения слов и выражений, характеризующих героев, и использование их в пересказе. Восстановление содержания прочитанного произведения по опорным словам и иллюстрации. Ориентировка в книге по оглавлению. ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ Выбор из классной библиотечки или школьной библиотеки книг, связанных с произведениями, читаемыми на уроке; самостоятельное их прочтение. Называние автора и заглавия самостоятельно прочитанной книги. Ознакомление с новыми книгами по иллюстрации на обложке и названию. Прогнозирование содержания книги по её основным элементам. Запись в школьную библиотеку. Знакомство с расстановкой книг в библиотеке по темам или авторам (систематический и алфавитный каталоги) |
Осень наступила | 12 | |
Учимся трудиться | 14 | |
Ребятам о зверятах | 14 | |
Чудесный мир сказок | 10 | |
Зимушка-зима | 19 | |
Так нельзя, а так можно | 10 | |
Весна в окно стучится | 18 | |
Весёлые истории | 8 | |
Родина любимая | 9 | |
Здравствуй, лето! | 8 |
4 КЛАСС (132 часа)
Тема | Кол-во часов | Основные виды деятельности обучающихся |
Школьная жизнь | 12 | ПРАВИЛЬНОСТЬ ЧТЕНИЯ Чтение без искажения звуко-слогового состава слов с правильной постановкой ударения. Орфоэпическое чтение двусложных и трёхсложных слов с усвоенными слоговыми структурами. Орфографическое чтение малознакомых слов, сложных по звуко-слоговой структуре ( со стечением более трёх согласных). БЕГЛОСТЬ ЧТЕНИЯ Чтение целыми словами после предварительной подготовки. Чтение про себя с выполнением заданий учителя. ОСОЗНАННОСТЬ ЧТЕНИЯ Установление причинно-следственных связей между событиями и поступками героев. Определение эмоционального состояния героев и выбор слов и предложений, характеризующих его. Определение отношения автора к героям и событиям. Элементарная оценка характера героев и их поступков с опорой на содержание текста, вопросы учителя, личный опыт. Объяснение нравственного смысла поступков героев. Коллективная работа по определению идеи произведения (основной мысли) с опорой на вопросы учителя. Толкование смысла пословиц и поговорок. Сравнение произведений, одинаковых по теме, поступкам героев, идее произведения. Подбор к иллюстрации подходящего отрывка из рассказа. ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ ЧТЕНИЯ Определение настроения автора, подтверждение вывода строчками из стихотворения. Определение собственного эмоционального отношения к художественным образам, воссозданным в лирических стихотворениях. Эмоциональная оценка содержания текста (с помощью ответов на вопрос: «Какое настроение возникает, когда читаешь стихотворение? Почему?) Чтение текста с интонацией и паузами, соответствующими знакам препинания. Определение подходящего тона голоса для передачи эмоционального содержания текста. Нахождение в тексте ремарок автора для выбора соответствующего тона голоса и темпа речи. Чтение по ролям. Драматизация текста. РАБОТА С ТЕКСТОМ Нахождение в тексте непонятных слов и выражений; объяснение их значения с опорой на материал учебника, на дополнительный иллюстративный материал; обращение за помощью в их толковании к учителю или одноклассникам. Нахождение в тексте ответов на вопросы учителя или на вопросы, представленные в учебнике. Элементарные рассуждения на материале прочитанных произведений. Определение эмоционального состояния героев произведения. Коллективное деление текста на части с помощью готового плана. Подбор заголовков, представленных в учебнике или данных учителем, к иллюстрациям или отдельным частям текста. Прогнозирование содержания рассказа по иллюстрациям и вопросам. Составление описаний с опорой на иллюстративный материал. Составление рассказа на тему, близкую теме прочитанного произведения. Подробный пересказ текста своими словами. Пересказ текста с опорой на картинный план. Работа с картинными и словесно-логическими планами. Выборочный пересказ с использованием слов и выражений авторского текста. Восстановление содержания прочитанного произведения по опорным словам. Составление рассказа по картинке. Продолжение рассказа по аналогии. Определение черт характера персонажа. Элементарная оценка нравственного смысла поступка персонажа. Ориентировка в книге по оглавлению.
ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ Чтение детских книг русских и зарубежных писателей на основе рекомендаций, представленных в учебнике, уголке внеклассного чтения и т. д. Регулярное посещение школьной библиотеки. Называние автора и заглавия прочитанной книги; ориентировка в книге по оглавлению. Ответы на вопросы по содержанию самостоятельно прочитанного произведения; пересказ отдельных эпизодов. Отчёт о прочитанной книге. |
Время листьям опадать | 17 | |
Делу - время, потехе - час! | 7 | |
В мире животных | 13 | |
Жизнь дана на добрые дела | 8 | |
Зима наступила | 23 | |
Весёлые истории | 8 | |
Полюбуйся, весна наступает… | 13 | |
В мире волшебной сказки | 10 | |
Родная земля | 10 | |
Лето пришло | 11 |
7.МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
учебного предмета «Чтение» включает:
Комплекты учебников:
- 1 класс – Аксёнова А.К., Комарова С.В., Шишкова М.И. Букварь. Учебник для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. В 2 частях – М.: Просвещение, 2017 г.
- 2 класс – Ильина С. Ю., Аксенова А. К., Головкина Т. М., Шишкова М. И. Чтение. 2 класс. Учебник для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. В 2 частях – М.: Просвещение, 2017 г.
- 3 класс – Ильина С. Ю., Богданова А.А. Чтение. 3 класс. Учебник для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. В 2 частях – М.: Просвещение, 2017 г.
- 4 класс – Ильина С. Ю. Чтение. 4 класс. Учебник для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. В 2 частях – М.: Просвещение, 2017 г.
Научно-популярные и художественные книги для чтения, в соответствии с основным содержанием обучения.
Детская справочная литература.
Наборы книг для внеклассного чтения.
Методические пособия для учителя:
- Аксёнова А.К., Комарова С.В., Шишкова М.И. Обучение грамоте: метод. рекомендации для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы – М.: Просвещение, 201 г.
- Воронкова В.В. «Обучение грамоте и правописанию в 1-4 классах вспомогательной школы»-М.: Просвещение, 1988.
- Волина В.В. «Занимательное азбуковедение» - М.: Просвещение, 1990.
- Обучение чтению в специальных коррекционных классах. 1 класс./ авт.-сост. Рудченко Л.И.-Волгоград: Учитель, 2007.
Печатные пособия:
- наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой изучаемых произведений, в том числе и в цифровой форме;
- словари по русскому языку;
- репродукции картин художников в соответствии с тематикой читаемых произведений;
- портреты поэтов и писателей; детские книги разного типа из круга детского чтения.
Технические средства обучения;
Экранно-звуковые пособия:
- аудиозаписи прочтения мастерами художественного слова произведений художественной литературы; слайды, соответствующие содержанию обучения;
- игры и игрушки, настольное литературное лото, настольные литературные игры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Требования к структуре и содержанию адаптированной основной общеобразовательной программы 1 варианта в условиях введения ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
АООП определяет содержание и организацию образовательной деятельности образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).Вариант 1 предполагает, что обучающийся с легкой ...
"Проектирование современного урока в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"
Диплом. Тема: "Проектирование современного урока в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"...
Рабочая программа по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» предметная область «Язык и речевая практика» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 1б класс/ 3 б класс
Паспорт рабочей программыТип программы: программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» для детей с тяжелой , умеренной , глубокой умственной отсталостью обуча...
Программа учебного предмета РУССКИЙ ЯЗЫК для 1-4 класса в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Программа учебного предмета РУССКИЙ ЯЗЫК для 1-4 класса в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...
Программа учебного предмета МАТЕМАТИКА для 1-4 класса в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Программа учебного предмета МАТЕМАТИКА для 1-4 класса в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...
ДОКЛАД «Современный урок в условиях реализации требований ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
Понятие «современный урок» в наше время является одной из самых обсуждаемых тем и является предметом многочисленных дискуссий. Находясь на новом этапе общественного развития, нельзя н...
Программа внеурочной деятельности для работы с учащимися 1 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью
Основными целями Программы внеурочной деятельности являются создание условий для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формировани...