Рабочая программа "Жизненные навыки"
рабочая программа по теме

Чубарова Татьяна Жановна

Рабочая программа "Жизненные навыки" 1-4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zhn_rabochaya_programma.doc280 КБ

Предварительный просмотр:

ФГБОУ «Средняя школа- интернат  МИД России»

_______________________________________________________

141142, Московская область. Щелковский район, поселок Юность

                                                                                  «Утверждаю» 

                                                                                       Директор ФГБОУ

«Средняя школа- интернат  МИД России»

                                                                              Кудряшова Ольга   Алексеевна

_____________________________              

                                                                            «___» _____________ 2013 г

 

Рабочая программа

«Жизненные навыки»

для учащихся 1-4 классов

Составитель:

Чубарова Т.Ж.

Педагог-психолог  

п.Юность

2013


Содержание

1. Пояснительная записка_________________________________3

2. Технологии проведения занятий__________________________5

3. Организационные условия реализации программы_________6

4. Учебно-тематический план ______________________________7

5. Содержание программы ________________________________ 11

6. Список используемой литературы ________________________13


1. Пояснительная записка

За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования, произошел переход к пониманию обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи.

Ребенок в школе не только читает, пишет и считает, но  чувствует, переживает, размышляет, оценивает себя, друзей, взрослых.  При игнорировании этой стороны жизни ребенка могут возникнуть как школьные трудности, так и проблемы вне школы (трудности обучения, страхи, обида, чувство собственной неполноценности, ущербности, нежелание учиться).

Помочь ребенку справиться с этими трудностями позволяют специальные групповые психологические занятия по развивающей  программе «Жизненные навыки».

Программа «Жизненные навыки» – сквозной курс, рассчитанный на обучение детей с первого по четвертый класс. Программа разработана творческим коллективом научно-методического центра «Генезис» под руководством С.В. Кривцовой как поддерживающая и обучающая программа по психологии для учащихся. Фактически уроки психологии в начальной школе являются первой ступенью систематической работы по предупреждению противоправного и асоциального поведения. Они призваны развить эмоциональный интеллект детей, помочь им в решении жизненно-важных вопросов.

Под руководством ведущего-психолога дети в течение всей начальной школы, опираясь на собственный опыт переживаний и размышлений, постигают логику человеческих чувств и учатся жизненным навыкам. Новизной данной работы является не только систематическое следование логике эмоций в содержании занятий, но также использование этой логики как основы для выбора тем и навыков.

Содержанием программы стали не высшие психические функции, а чувства, потребности, переживания и пристрастия, — то есть субъективный мир человеческой души. В основе программы лежит уважение к субъективному миру чувств и потребностей ребенка. Курс учит серьезно относиться к своим и чужим чувствам, понимать этот особый мир.

Данная программа ориентирована на социально-личностное развитие ребенка. Программный материал предусматривает переход от формирования у детей представления о мире человеческих эмоций и своих личностных особенностях - к развитию социальных и межличностных отношений, нравственно-этических норм. А для этого необходимо:

  • создать в рамках образовательного учреждения психологически безопасное место, где чувства и потребности ребенка будут иметь первостепенное значение;
  • дать возможность детям пережить опыт безусловного принятия со стороны взрослого ведущего и научить детей позитивно воспринимать сверстников и самих себя;
  • создать возможность получения детьми нетравматического опыта самопознания и познакомить их с некоторыми законами логики чувств и навыками, развивающими эмоциональный интеллект;
  • передать ценности уважительного и серьезного отношения к своим и чужим чувствам.

По существу это психологическая программа, в ее содержании и технологии ведения занятий много психотерапевтических приемов. Сами принципы ведения заимствованы из групповых тренинговых занятий, основывающихся на гуманистической психологической парадигме. Поскольку они отличаются от принятых в педагогике, необходимо психологическое образование ведущего.

Основная цель программы — развитие эмоционального интеллекта, формирование умения младших школьников адекватно взаимодействовать со сверстниками, учителями и родителями.

Для достижения цели в ходе реализации программы необходимо решить следующие задачи:

  • познакомить младших школьников с миром человеческих эмоций;
  • развивать эмпатию как понимание чувств других людей и сопереживание им;
  • формировать навыки самоанализа, адекватной самооценки;
  • формировать умение учитывать позицию другого человека, его точку зрения;
  • формировать понимание ценности отношений в жизни человека;
  • развивать навыки конструктивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми;
  • формировать умение работать в коллективе;
  • воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.

Результатом реализации программы является формирование у учащихся следующих умений и навыков:

  • реалистично оценивать себя, адекватно оценивать ситуацию;
  • слушать и слышать собеседника;
  • понимать сверстников, взрослых и оказывать им поддержку;
  • понимать собственные чувства, выражать их адекватным образом;
  • отстаивать собственные права, свою точку зрения;
  • преодолевать трудности, решать проблемные ситуации, оказывать помощь другим и принимать помощь самому;
  • брать на себя ответственность;
  • навыков сотрудничества;
  • навыков саморегуляции;
  • навыков ведения дискуссии.

2. Технология проведения занятий

Для того, чтобы обеспечить пролонгированность программы, определенную последовательность и преемственность содержания занятия проводятся в форме уроков.

Если при этом мы будем проводить урок в культуре психологического тренинга, то обеспечим учеников особым местом, где можно надеяться быть услышанным, получить поддержку, понимание и подсказку, помогающую в выборе решения. Это будет известное им конкретное место в школе, место в душе ведущего, определенное место в жизни его группы, постепенно это станет особым местом в жизни каждого ученика.

На наш взгляд есть, по меньшей мере, три серьезные причины для выбора тренинговой культуры как основы занятий по программе «Жизненные навыки»:

1. Тренинговые формы позволяют включить в работу психолога в школе больше детей.

2. Тренинговые формы предполагают большую, по сравнению с консультативными, активность взрослого, который как бы задает направление движения, ориентирует ребят в том, «куда же им плыть». Уважая индивидуальные различия, психолог, работающий в рамках тренинговой культуры, может определить типичное и нетипичное в поведении ребенка и попросту понять, какую из нормативных жизненных задач он сейчас пытается решить. Через систематическое обучение жизненным навыкам тренер как бы транслирует и гуманистические ценности — уважение к другому, уважение к себе, человечность.

3. При правильной организации дела сама группа становится особым участником тренинга:

  • у детей развивается важнейшее социальное чувство принадлежности к группе;
  • дети учатся слушать друг друга и давать друг другу пространство в рамках занятия;
  • учатся поднимать руку и говорить о том, что они считают важным;
  • самое главное, они свыкаются с мыслью, что то, что их волнует, может быть важным и для остальных членов группы;
  • у них развивается ответственность за качество занятия, за свой вклад в общее дело, учатся поддерживать и понимать друг друга;
  • обычно в малых группах проще, чем на уроках, решаются проблемы дисциплины и внимания.

Таким образом, технология по месту, времени действия и даже по названию напоминает уроки. Приемы, большое количество упражнений роднят ее с тренинговой технологией. Но по глубине изучаемых вопросов и атмосфере занятия иногда напоминают работу в детской психотерапевтической группе.

Также программа предусматривает использование следующих приемов и методов:

  • экспрессивные методы (для отреагирования чувств);
  • арт-терапевтические приемы, работа с образами (чтение, рассказывание и разыгрывание историй и ситуаций; рисование, лепка, создание бумажных скульптур, коллажей);
  • работа с телом (движение, физические упражнения, танец, психогимнастика);
  • работа с текстами с элементами критического мышления;
  • совместные проекты;
  • групповые дискуссии;
  • релаксационные методы.

3. Организационные условия реализации программы

Программа рассчитана на учащихся 7–11 лет.  Состав группы – 10–15 человек. Занятия проводятся 1 раз в неделю,  продолжительность занятия – 40 минут. Длительность программы – 4 года.  

Программа разработана и структурирована таким образом, что одна тема занимает время одной учебной четверти.

Групповая работа должна проводиться в достаточно просторном, хорошо проветренном помещении, в интерьере комнаты  должны преобладать спокойные неяркие цвета.

Материальное обеспечение реализации программы можно разделить на две группы:

● Материалы и инструменты для самостоятельного творчества каждого ребенка.

● Все необходимое для создания совместных творческих проектов (например — ватман для общего рисунка), а также выполнения некоторых упражнений. Сюда же относятся аудио и видеозаписи, необходимые для просмотра на уроках. Очевидно, что предполагается наличие аудио и видеоаппаратуры. Крайне необходим фотоаппарат или услуги фотографа хотя бы дважды за год, чтобы сфотографировать крупным планом лица участников группы и позднее, во второй четверти, сделать крупным планом портреты учителей и сотрудников школы для «Олицетворенных часов». Качество проведения программы, ее технологичность зависят от наличия всех перечисленных технических средств, поэтому следует стремиться к их приобретению в полном объеме.


4. Учебно-тематический план

Наименование разделов, тем

Всего часов

Практические занятия

1 класс

1

«Я – особенный»

8

1.1

Знакомство.

1

1.2

Мои любимые игры.

1

1.3

Что такое чувства?

1

1.4

Делимся чувствами

1

1.5

Где живут чувства?

1

1.6

Я такой разный…

1

1.7

Я - особенный

1

1.8

Галерея портретов

1

2

«Нравится – не нравится»  каждый день»

7

2.1

Что мне нравится

1

2.2

Какое бывает время

1

2.3

Сколько «нравится» в моей неделе

1

2.4

Время – пространство для встреч

1

2.5

Ценности

1

2.6

Что мне не нравится

1

2.7

Нравится – не нравится

1

3

«Дружба»

11

3.1

О дружбе и друзьях

1

3.2

Такие разные друзья

1

3.3

Знакомство

1

3.4

Что мешает дружбе

1

3.5

Ссора

1

3.6

Просим прощения

1

3.7

Помогаем сами и принимаем помощь

1

3.8

Я – член команды.

1

3.9

Игры для друзей.

1

3.10

Командные игры.

1

3.11

Прощальное.

1

4

«Я и Другие. Мир начинается с меня»

7

4.1

Я и Другой, непохожий на меня.

1

4.2

Другой – не значит плохой.

1

4.3

Мы похожи!

1

4.4

Мы – миротворцы.

1

4.5

Мы разные, – и это здорово!

1

4.6

Разные игры для разных ребят.

1

4.7

Игротека.

1

4.8

Итоговое занятие.

1

Всего

34

34

2 класс

1

Вводное занятие. Мы снова вместе!

1

1

2

«Ответственность»

7

2.1

« Могу» и «делаю».

1

2.2

Зачем нужна ответственность?

1

2.3

Ответственность: шаг за шагом.

1

2.4

Ответственность в школе.

1

2.5

Я в ответе за свой выбор.

1

2.6

Делаем выбор

1

2.7

Как мы сами изменили жизнь вокруг.

1

3

« Гнев – это нормально»

7

3.1

Гнев – одно из наших чувств.

1

3.2

Мой гнев

1

3.3

Сколько у меня гнева?

1

3.4

Когда дразнят.

1

3.5  

Почему люди дразнятся?

1

3.6

Чтобы не обидеться.

1

3.7

Мы – укротители гнева.

1

4

«Страшно – не страшно»

10

4.1

Безопасное место.

1

4.2

Путешествие в страшную сказку.

1

4.3

Будем бояться вместе.

1

4.4

Для чего нужен страх?

1

4.5

Страшно – смешно – не страшно.

1

4.6

Фантазии и реальность

1

4.7

Школьные страхи.

1

4.8

Готовимся к настоящему испытанию.

1

4.9

Путешествие в пугающее место.

1

4.10

Игры для смельчаков

1

5

«Что такое толерантность»

9

5.1

Страны и границы.

1

5.2

Вражда и толерантность.

1

5.3

Мы – часть чего-то.

1

5.4

Наши национальные изюминки.

1

5.5

Игры разных народов.

1

5.6

Мы все любим поесть.

1

5.7

Кухня народов мира.

1

5.8

Толерантность – это…

1

5.9

Итоговое занятие

1

Всего

34

34

3 класс

1

«Дом моей души: забота о теле – забота о себе»

7

1.1

Вводное занятие.  Любимые игры.

1

1.2

Какой я?

1

1.3

Строим тело.

1

1.4

Как я воспринимаю мир. Изучаем руки.

1

1.5

Я умею двигаться.

1

1.6

Забота о теле – это забота о себе.

1

1.7

Портрет в полный рост.

1

2

« Праздники: ценности и радости»

8

2.1

Любимый праздник.

1

2.2

Как просто делать подарки!

1

2.3

Дорога к празднику.

1

2.4

Праздник ожидания праздника.

1

2.5

Бесконечный праздник.

1

2.6

Радости и ценности.

1

2.7

Я готовлюсь к празднику.

1

2.8

Праздничные игры.

1

3

«Отношения с другими»

11

3.1

Карта отношений

1

3.2

Отношения, которые мне нравятся.

1

3.3

Что я знаю о другом.

1

3.4

Планеты и орбиты.

1

3.5

Галактика.

1

3.6

Взаимодействие.

1

3.7

Игры на взаимодействие.

1

3.8

Готовимся к полету в космос.

1

3.9

Полет на космическом корабле.

1

3.10

Космические игры

1

3.11

Такие разные отношения.

1

4

« Отношения с самим собой. Мое достояние»

8

4.1

Мое достояние.

1

4.2

Кто я?

1

4.3

Мой стиль.

1

4.4

Я глазами других.

1

4.5

Уважение к чужому достоянию.

1

4.6

Самое ценное.

1

4.7

Игры друзей.

1

4.8

Итоговое занятие.

1

Всего

34

34

4 класс

1

«Собственность: я и мое»

8

1.1

 Я и мое.

1

1.2

Моя собственность.

1

1.3

Вещи мои и чужие.

1

1.4

Мое – чужое – общее.

1

1.5

Моя и чужая территория.

1

1.6

Играем: один и вместе.

1

1.7

Вещи в моей жизни.

1

1.8

Собственность – это не только вещи и деньги.

1

2

«Печальная сторона жизни»

8

2.1

Печальная история.

1

2.2

Цвет печали.

1

2.3

Как расстаются люди.

1

2.4

Лес печали.

1

2.5

Когда мне грустно.

1

2.6

Памятные вещи.

1

2.7

Печаль и радость.

1

2.8

Лекарство от грусти

1

3

« Мальчики и девочки»

11

3.1

Герои и идеалы.

1

3.2

Мальчики и девочки: как мы растем.

1

3.3

Мальчики и девочки: два мира.

1

3.4

Я – девочка. Я – мальчик.

1

3.5

Наши различия: правда и стереотипы.

1

3.6

Мы стилисты. Настоящий мужчина.

1

3.7

Мы стилисты. Прекрасная дама.

1

3.8

Непростые вопросы.

1

3.9

Секретный разговор.

1

3.10

Доверие.

1

3.11

Игры девочек и мальчиков.

1

4

« Жизненные навыки»

7

4.1

Жизненные навыки

1

4.2

О себе любимом.

1

4.3

Я – ты – мы – они.

1

4.4

Азбука чувств.

1

4.5

Игры для всех.

1

4.6

Взгляд в будущее.

1

4.7

Итоговое занятие.

1

Всего

34

34

5. Содержание программы

На протяжении всех четырех лет, переплетаясь, звучит несколько основных тем:

Принятие себя, теплые чувства и уважительное внимание к Собственному. Кто я и что отличает меня от других, что для меня важно? Эта тема ведет к формированию сильного Я, хорошему пониманию Собственного и готовности к внутреннему диалогу, дружественному отношению к себе самому.

Мир людей: праздники и ответственность, чувства, хорошее и плохое, ценное и не ценное, радостное, пугающее, вызывающее гнев. Эти темы позволяют лучше ориентироваться в мире человеческих проблем,в том числе собственных чувств. Позволяет эмоционально чувствовать и яснее понимать мир.

Мы: я и другие. Как жить с людьми? Как быть другом, как вести себя в конфликте? Эти темы ведут к пониманию ценности отношений в жизни человека, учат ухаживать за отношениями и получать от них больше радости.

  • Уважение к другим. Способность видеть то, что нас отличает друг от

друга, уважать эти отличия и принимать других как других. Эта тема не о любви и дружбе, а о разрешении другим быть другими, об уважении непонятного и признании права на инаковость,все эти способности у взрослого человека могут быть названы диалогическими установками личности.

Основные темы программы


I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

1 класс


«Я – особенный»

Поддерживающая,

подбадривающая

программа для тех, кто только что пришел в школу. Цель – не потерять себя, помнить о хорошем в себе.


«"Нравится – не нравится" каждый день»

Программа о  радостном и о том, что вызывает раздражение и злость. Kак находить  «нравится» в том, что делать нужно.


«Дружба»

О навыках общения и нормального общежития.


«Я и другой»

Мир начинается

с меня»

Первые шаги к пониманию толерантности. Другие люди могут

быть не похожими  на меня.

2 класс


«Ответственность»

Мы вновь разбираемся в том, что и почему делать

нужно, ведь жизнь

не сводится к удовольствиям.


«Гнев – это

нормально»

Учимся контролировать и укрощать гнев, снимать стресс и успокаиваться.


«Страшно–не

страшно»

Изучаем  свои

страхи и пытаемся их приручить.

Тренируем смелость.


«Толерантность»

Говорим о чужаках и «белых воронах», учимся принимать непонятное и пугающее в мире людей.

3 класс


«Дом моей души:

забота о теле –

забота о себе»

Предваряем актуальную в будущем тему взаимоотношения полов и учимся уважать тело и заботиться о нем, формируем

философское отношение к телу.


«Праздники.

Ценности и

радости»

Серьезный разговор о хорошем, о ценностях и о том, как ухаживать за ними.


«Отношения

с другими»

Многочисленные

конфликты и проблемы в отношениях с друзьями:

справедливость и дружелюбие как способ хорошо жить вместе.


«Отношения

с собой. Мое

достояние»

Вновь звучит тема индивидуальности: мое собственное, не похожее на других Я, мои ценности и то,

что для меня важно.

4 класс


«Собственность: Я и мое»

Показываем детям разнообразие проблем, связанных с собственностью, неоднозначность этой темы.


«Печальная сторона жизни»

Помогаем детям осознать смысл печали и ее ценность.


«Мальчики и девочки»

Прослеживаем возрастные изменения мальчиков и девочек. Расширяем представления о мужском и женском мире.


«Жизненные навыки»

Актуализируем знания, полученные за 4 года изучения курса

6. Список используемой литературы

  1. Жизненные навыки. Уроки психологии в 1 классе./Под ред. С.В.Кривцовой. – М.: Генезис, 2002.
  2. Жизненные навыки. Уроки психологии во 2 классе./Под ред. С.В.Кривцовой. – М.: Генезис, 2002.
  3. Жизненные навыки. Уроки психологии в 3 классе./Под ред. С.В.Кривцовой. – М.: Генезис, 2002.
  4. Жизненные навыки. Уроки психологии в 4 классе./Под ред. С.В.Кривцовой. – М.: Генезис, 2002
  5. Жизненные навыки. Уроки психологии в 1 классе. Рабочая тетрадь школьника /Под ред. С.В.Кривцовой. – М.: Генезис, 2009
  6. Жизненные навыки. Уроки психологии во 2 классе. Рабочая тетрадь школьника /Под ред. С.В.Кривцовой. – М.: Генезис, 2009
  7. Жизненные навыки. Уроки психологии в 3 классе. Рабочая тетрадь школьника /Под ред. С.В.Кривцовой. – М.: Генезис, 2009
  8. Жизненные навыки. Уроки психологии в 4 классе. Рабочая тетрадь школьника /Под ред. С.В.Кривцовой. – М.: Генезис, 2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу "Жизненные навыки" (внеурочная деятельность)

Работа по этой программе может быть организована во 2 классе по внеурочной деятельности...

Рабочие программы. Уроки психологии "Жизненные навыки" 1-4 класс.

   Программа "Жизненные навыки" - развитие эмоционального интеллекта детей. Это означает, что под руководством ведущего-психолога дети  в течение всего года, опираясь на соб...

Рабочая программ и КТП по курсу Жизненные навыки 1-4 класс

Рабочая программа по курсу Жизненные навыки Кривцовой С.В...

Психология. Рабочая программа по курсу "Жизненные навыки" для 2 класса

Рабочая программа по курсу "Жизненные навыки" для 2 класса...

Психология. Рабочая программа по курсу "Жизненные навыки" для 3 класса

Рабочая программа по курсу "Жизненные навыки" для 3 класса...

Психология. Рабочая программа по курсу "Жизненные навыки" для 4 класса

Рабочая программа по курсу "Жизненные навыки" для 4 класса...