Рабочая программа "Жизненные навыки"
рабочая программа по теме
Рабочая программа "Жизненные навыки" 1-4 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhn_rabochaya_programma.doc | 280 КБ |
Предварительный просмотр:
ФГБОУ «Средняя школа- интернат МИД России»
_______________________________________________________
141142, Московская область. Щелковский район, поселок Юность
«Утверждаю»
Директор ФГБОУ
«Средняя школа- интернат МИД России»
Кудряшова Ольга Алексеевна
_____________________________
«___» _____________ 2013 г
Рабочая программа
«Жизненные навыки»
для учащихся 1-4 классов
Составитель:
Чубарова Т.Ж.
Педагог-психолог
п.Юность
2013
Содержание
1. Пояснительная записка_________________________________3
2. Технологии проведения занятий__________________________5
3. Организационные условия реализации программы_________6
4. Учебно-тематический план ______________________________7
5. Содержание программы ________________________________ 11
6. Список используемой литературы ________________________13
1. Пояснительная записка
За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования, произошел переход к пониманию обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи.
Ребенок в школе не только читает, пишет и считает, но чувствует, переживает, размышляет, оценивает себя, друзей, взрослых. При игнорировании этой стороны жизни ребенка могут возникнуть как школьные трудности, так и проблемы вне школы (трудности обучения, страхи, обида, чувство собственной неполноценности, ущербности, нежелание учиться).
Помочь ребенку справиться с этими трудностями позволяют специальные групповые психологические занятия по развивающей программе «Жизненные навыки».
Программа «Жизненные навыки» – сквозной курс, рассчитанный на обучение детей с первого по четвертый класс. Программа разработана творческим коллективом научно-методического центра «Генезис» под руководством С.В. Кривцовой как поддерживающая и обучающая программа по психологии для учащихся. Фактически уроки психологии в начальной школе являются первой ступенью систематической работы по предупреждению противоправного и асоциального поведения. Они призваны развить эмоциональный интеллект детей, помочь им в решении жизненно-важных вопросов.
Под руководством ведущего-психолога дети в течение всей начальной школы, опираясь на собственный опыт переживаний и размышлений, постигают логику человеческих чувств и учатся жизненным навыкам. Новизной данной работы является не только систематическое следование логике эмоций в содержании занятий, но также использование этой логики как основы для выбора тем и навыков.
Содержанием программы стали не высшие психические функции, а чувства, потребности, переживания и пристрастия, — то есть субъективный мир человеческой души. В основе программы лежит уважение к субъективному миру чувств и потребностей ребенка. Курс учит серьезно относиться к своим и чужим чувствам, понимать этот особый мир.
Данная программа ориентирована на социально-личностное развитие ребенка. Программный материал предусматривает переход от формирования у детей представления о мире человеческих эмоций и своих личностных особенностях - к развитию социальных и межличностных отношений, нравственно-этических норм. А для этого необходимо:
- создать в рамках образовательного учреждения психологически безопасное место, где чувства и потребности ребенка будут иметь первостепенное значение;
- дать возможность детям пережить опыт безусловного принятия со стороны взрослого ведущего и научить детей позитивно воспринимать сверстников и самих себя;
- создать возможность получения детьми нетравматического опыта самопознания и познакомить их с некоторыми законами логики чувств и навыками, развивающими эмоциональный интеллект;
- передать ценности уважительного и серьезного отношения к своим и чужим чувствам.
По существу это психологическая программа, в ее содержании и технологии ведения занятий много психотерапевтических приемов. Сами принципы ведения заимствованы из групповых тренинговых занятий, основывающихся на гуманистической психологической парадигме. Поскольку они отличаются от принятых в педагогике, необходимо психологическое образование ведущего.
Основная цель программы — развитие эмоционального интеллекта, формирование умения младших школьников адекватно взаимодействовать со сверстниками, учителями и родителями.
Для достижения цели в ходе реализации программы необходимо решить следующие задачи:
- познакомить младших школьников с миром человеческих эмоций;
- развивать эмпатию как понимание чувств других людей и сопереживание им;
- формировать навыки самоанализа, адекватной самооценки;
- формировать умение учитывать позицию другого человека, его точку зрения;
- формировать понимание ценности отношений в жизни человека;
- развивать навыки конструктивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми;
- формировать умение работать в коллективе;
- воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.
Результатом реализации программы является формирование у учащихся следующих умений и навыков:
- реалистично оценивать себя, адекватно оценивать ситуацию;
- слушать и слышать собеседника;
- понимать сверстников, взрослых и оказывать им поддержку;
- понимать собственные чувства, выражать их адекватным образом;
- отстаивать собственные права, свою точку зрения;
- преодолевать трудности, решать проблемные ситуации, оказывать помощь другим и принимать помощь самому;
- брать на себя ответственность;
- навыков сотрудничества;
- навыков саморегуляции;
- навыков ведения дискуссии.
2. Технология проведения занятий
Для того, чтобы обеспечить пролонгированность программы, определенную последовательность и преемственность содержания занятия проводятся в форме уроков.
Если при этом мы будем проводить урок в культуре психологического тренинга, то обеспечим учеников особым местом, где можно надеяться быть услышанным, получить поддержку, понимание и подсказку, помогающую в выборе решения. Это будет известное им конкретное место в школе, место в душе ведущего, определенное место в жизни его группы, постепенно это станет особым местом в жизни каждого ученика.
На наш взгляд есть, по меньшей мере, три серьезные причины для выбора тренинговой культуры как основы занятий по программе «Жизненные навыки»:
1. Тренинговые формы позволяют включить в работу психолога в школе больше детей.
2. Тренинговые формы предполагают большую, по сравнению с консультативными, активность взрослого, который как бы задает направление движения, ориентирует ребят в том, «куда же им плыть». Уважая индивидуальные различия, психолог, работающий в рамках тренинговой культуры, может определить типичное и нетипичное в поведении ребенка и попросту понять, какую из нормативных жизненных задач он сейчас пытается решить. Через систематическое обучение жизненным навыкам тренер как бы транслирует и гуманистические ценности — уважение к другому, уважение к себе, человечность.
3. При правильной организации дела сама группа становится особым участником тренинга:
- у детей развивается важнейшее социальное чувство принадлежности к группе;
- дети учатся слушать друг друга и давать друг другу пространство в рамках занятия;
- учатся поднимать руку и говорить о том, что они считают важным;
- самое главное, они свыкаются с мыслью, что то, что их волнует, может быть важным и для остальных членов группы;
- у них развивается ответственность за качество занятия, за свой вклад в общее дело, учатся поддерживать и понимать друг друга;
- обычно в малых группах проще, чем на уроках, решаются проблемы дисциплины и внимания.
Таким образом, технология по месту, времени действия и даже по названию напоминает уроки. Приемы, большое количество упражнений роднят ее с тренинговой технологией. Но по глубине изучаемых вопросов и атмосфере занятия иногда напоминают работу в детской психотерапевтической группе.
Также программа предусматривает использование следующих приемов и методов:
- экспрессивные методы (для отреагирования чувств);
- арт-терапевтические приемы, работа с образами (чтение, рассказывание и разыгрывание историй и ситуаций; рисование, лепка, создание бумажных скульптур, коллажей);
- работа с телом (движение, физические упражнения, танец, психогимнастика);
- работа с текстами с элементами критического мышления;
- совместные проекты;
- групповые дискуссии;
- релаксационные методы.
3. Организационные условия реализации программы
Программа рассчитана на учащихся 7–11 лет. Состав группы – 10–15 человек. Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительность занятия – 40 минут. Длительность программы – 4 года.
Программа разработана и структурирована таким образом, что одна тема занимает время одной учебной четверти.
Групповая работа должна проводиться в достаточно просторном, хорошо проветренном помещении, в интерьере комнаты должны преобладать спокойные неяркие цвета.
Материальное обеспечение реализации программы можно разделить на две группы:
● Материалы и инструменты для самостоятельного творчества каждого ребенка.
● Все необходимое для создания совместных творческих проектов (например — ватман для общего рисунка), а также выполнения некоторых упражнений. Сюда же относятся аудио и видеозаписи, необходимые для просмотра на уроках. Очевидно, что предполагается наличие аудио и видеоаппаратуры. Крайне необходим фотоаппарат или услуги фотографа хотя бы дважды за год, чтобы сфотографировать крупным планом лица участников группы и позднее, во второй четверти, сделать крупным планом портреты учителей и сотрудников школы для «Олицетворенных часов». Качество проведения программы, ее технологичность зависят от наличия всех перечисленных технических средств, поэтому следует стремиться к их приобретению в полном объеме.
4. Учебно-тематический план
№ | Наименование разделов, тем | Всего часов | Практические занятия |
1 класс | |||
1 | «Я – особенный» | 8 | |
1.1 | Знакомство. | 1 | |
1.2 | Мои любимые игры. | 1 | |
1.3 | Что такое чувства? | 1 | |
1.4 | Делимся чувствами | 1 | |
1.5 | Где живут чувства? | 1 | |
1.6 | Я такой разный… | 1 | |
1.7 | Я - особенный | 1 | |
1.8 | Галерея портретов | 1 | |
2 | «Нравится – не нравится» каждый день» | 7 | |
2.1 | Что мне нравится | 1 | |
2.2 | Какое бывает время | 1 | |
2.3 | Сколько «нравится» в моей неделе | 1 | |
2.4 | Время – пространство для встреч | 1 | |
2.5 | Ценности | 1 | |
2.6 | Что мне не нравится | 1 | |
2.7 | Нравится – не нравится | 1 | |
3 | «Дружба» | 11 | |
3.1 | О дружбе и друзьях | 1 | |
3.2 | Такие разные друзья | 1 | |
3.3 | Знакомство | 1 | |
3.4 | Что мешает дружбе | 1 | |
3.5 | Ссора | 1 | |
3.6 | Просим прощения | 1 | |
3.7 | Помогаем сами и принимаем помощь | 1 | |
3.8 | Я – член команды. | 1 | |
3.9 | Игры для друзей. | 1 | |
3.10 | Командные игры. | 1 | |
3.11 | Прощальное. | 1 | |
4 | «Я и Другие. Мир начинается с меня» | 7 | |
4.1 | Я и Другой, непохожий на меня. | 1 | |
4.2 | Другой – не значит плохой. | 1 | |
4.3 | Мы похожи! | 1 | |
4.4 | Мы – миротворцы. | 1 | |
4.5 | Мы разные, – и это здорово! | 1 | |
4.6 | Разные игры для разных ребят. | 1 | |
4.7 | Игротека. | 1 | |
4.8 | Итоговое занятие. | 1 | |
Всего | 34 | 34 | |
2 класс | |||
1 | Вводное занятие. Мы снова вместе! | 1 | 1 |
2 | «Ответственность» | 7 | |
2.1 | « Могу» и «делаю». | 1 | |
2.2 | Зачем нужна ответственность? | 1 | |
2.3 | Ответственность: шаг за шагом. | 1 | |
2.4 | Ответственность в школе. | 1 | |
2.5 | Я в ответе за свой выбор. | 1 | |
2.6 | Делаем выбор | 1 | |
2.7 | Как мы сами изменили жизнь вокруг. | 1 | |
3 | « Гнев – это нормально» | 7 | |
3.1 | Гнев – одно из наших чувств. | 1 | |
3.2 | Мой гнев | 1 | |
3.3 | Сколько у меня гнева? | 1 | |
3.4 | Когда дразнят. | 1 | |
3.5 | Почему люди дразнятся? | 1 | |
3.6 | Чтобы не обидеться. | 1 | |
3.7 | Мы – укротители гнева. | 1 | |
4 | «Страшно – не страшно» | 10 | |
4.1 | Безопасное место. | 1 | |
4.2 | Путешествие в страшную сказку. | 1 | |
4.3 | Будем бояться вместе. | 1 | |
4.4 | Для чего нужен страх? | 1 | |
4.5 | Страшно – смешно – не страшно. | 1 | |
4.6 | Фантазии и реальность | 1 | |
4.7 | Школьные страхи. | 1 | |
4.8 | Готовимся к настоящему испытанию. | 1 | |
4.9 | Путешествие в пугающее место. | 1 | |
4.10 | Игры для смельчаков | 1 | |
5 | «Что такое толерантность» | 9 | |
5.1 | Страны и границы. | 1 | |
5.2 | Вражда и толерантность. | 1 | |
5.3 | Мы – часть чего-то. | 1 | |
5.4 | Наши национальные изюминки. | 1 | |
5.5 | Игры разных народов. | 1 | |
5.6 | Мы все любим поесть. | 1 | |
5.7 | Кухня народов мира. | 1 | |
5.8 | Толерантность – это… | 1 | |
5.9 | Итоговое занятие | 1 | |
Всего | 34 | 34 | |
3 класс | |||
1 | «Дом моей души: забота о теле – забота о себе» | 7 | |
1.1 | Вводное занятие. Любимые игры. | 1 | |
1.2 | Какой я? | 1 | |
1.3 | Строим тело. | 1 | |
1.4 | Как я воспринимаю мир. Изучаем руки. | 1 | |
1.5 | Я умею двигаться. | 1 | |
1.6 | Забота о теле – это забота о себе. | 1 | |
1.7 | Портрет в полный рост. | 1 | |
2 | « Праздники: ценности и радости» | 8 | |
2.1 | Любимый праздник. | 1 | |
2.2 | Как просто делать подарки! | 1 | |
2.3 | Дорога к празднику. | 1 | |
2.4 | Праздник ожидания праздника. | 1 | |
2.5 | Бесконечный праздник. | 1 | |
2.6 | Радости и ценности. | 1 | |
2.7 | Я готовлюсь к празднику. | 1 | |
2.8 | Праздничные игры. | 1 | |
3 | «Отношения с другими» | 11 | |
3.1 | Карта отношений | 1 | |
3.2 | Отношения, которые мне нравятся. | 1 | |
3.3 | Что я знаю о другом. | 1 | |
3.4 | Планеты и орбиты. | 1 | |
3.5 | Галактика. | 1 | |
3.6 | Взаимодействие. | 1 | |
3.7 | Игры на взаимодействие. | 1 | |
3.8 | Готовимся к полету в космос. | 1 | |
3.9 | Полет на космическом корабле. | 1 | |
3.10 | Космические игры | 1 | |
3.11 | Такие разные отношения. | 1 | |
4 | « Отношения с самим собой. Мое достояние» | 8 | |
4.1 | Мое достояние. | 1 | |
4.2 | Кто я? | 1 | |
4.3 | Мой стиль. | 1 | |
4.4 | Я глазами других. | 1 | |
4.5 | Уважение к чужому достоянию. | 1 | |
4.6 | Самое ценное. | 1 | |
4.7 | Игры друзей. | 1 | |
4.8 | Итоговое занятие. | 1 | |
Всего | 34 | 34 | |
4 класс | |||
1 | «Собственность: я и мое» | 8 | |
1.1 | Я и мое. | 1 | |
1.2 | Моя собственность. | 1 | |
1.3 | Вещи мои и чужие. | 1 | |
1.4 | Мое – чужое – общее. | 1 | |
1.5 | Моя и чужая территория. | 1 | |
1.6 | Играем: один и вместе. | 1 | |
1.7 | Вещи в моей жизни. | 1 | |
1.8 | Собственность – это не только вещи и деньги. | 1 | |
2 | «Печальная сторона жизни» | 8 | |
2.1 | Печальная история. | 1 | |
2.2 | Цвет печали. | 1 | |
2.3 | Как расстаются люди. | 1 | |
2.4 | Лес печали. | 1 | |
2.5 | Когда мне грустно. | 1 | |
2.6 | Памятные вещи. | 1 | |
2.7 | Печаль и радость. | 1 | |
2.8 | Лекарство от грусти | 1 | |
3 | « Мальчики и девочки» | 11 | |
3.1 | Герои и идеалы. | 1 | |
3.2 | Мальчики и девочки: как мы растем. | 1 | |
3.3 | Мальчики и девочки: два мира. | 1 | |
3.4 | Я – девочка. Я – мальчик. | 1 | |
3.5 | Наши различия: правда и стереотипы. | 1 | |
3.6 | Мы стилисты. Настоящий мужчина. | 1 | |
3.7 | Мы стилисты. Прекрасная дама. | 1 | |
3.8 | Непростые вопросы. | 1 | |
3.9 | Секретный разговор. | 1 | |
3.10 | Доверие. | 1 | |
3.11 | Игры девочек и мальчиков. | 1 | |
4 | « Жизненные навыки» | 7 | |
4.1 | Жизненные навыки | 1 | |
4.2 | О себе любимом. | 1 | |
4.3 | Я – ты – мы – они. | 1 | |
4.4 | Азбука чувств. | 1 | |
4.5 | Игры для всех. | 1 | |
4.6 | Взгляд в будущее. | 1 | |
4.7 | Итоговое занятие. | 1 | |
Всего | 34 | 34 |
5. Содержание программы
На протяжении всех четырех лет, переплетаясь, звучит несколько основных тем:
● Принятие себя, теплые чувства и уважительное внимание к Собственному. Кто я и что отличает меня от других, что для меня важно? Эта тема ведет к формированию сильного Я, хорошему пониманию Собственного и готовности к внутреннему диалогу, дружественному отношению к себе самому.
● Мир людей: праздники и ответственность, чувства, хорошее и плохое, ценное и не ценное, радостное, пугающее, вызывающее гнев. Эти темы позволяют лучше ориентироваться в мире человеческих проблем,в том числе собственных чувств. Позволяет эмоционально чувствовать и яснее понимать мир.
● Мы: я и другие. Как жить с людьми? Как быть другом, как вести себя в конфликте? Эти темы ведут к пониманию ценности отношений в жизни человека, учат ухаживать за отношениями и получать от них больше радости.
- Уважение к другим. Способность видеть то, что нас отличает друг от
друга, уважать эти отличия и принимать других как других. Эта тема не о любви и дружбе, а о разрешении другим быть другими, об уважении непонятного и признании права на инаковость,— все эти способности у взрослого человека могут быть названы диалогическими установками личности.
Основные темы программы
I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть | |
1 класс | «Я – особенный» Поддерживающая, подбадривающая программа для тех, кто только что пришел в школу. Цель – не потерять себя, помнить о хорошем в себе. | «"Нравится – не нравится" каждый день» Программа о радостном и о том, что вызывает раздражение и злость. Kак находить «нравится» в том, что делать нужно. | «Дружба» О навыках общения и нормального общежития. | «Я и другой» Мир начинается с меня» Первые шаги к пониманию толерантности. Другие люди могут быть не похожими на меня. |
2 класс | «Ответственность» Мы вновь разбираемся в том, что и почему делать нужно, ведь жизнь не сводится к удовольствиям. | «Гнев – это нормально» Учимся контролировать и укрощать гнев, снимать стресс и успокаиваться. | «Страшно–не страшно» Изучаем свои страхи и пытаемся их приручить. Тренируем смелость. | «Толерантность» Говорим о чужаках и «белых воронах», учимся принимать непонятное и пугающее в мире людей. |
3 класс | «Дом моей души: забота о теле – забота о себе» Предваряем актуальную в будущем тему взаимоотношения полов и учимся уважать тело и заботиться о нем, формируем философское отношение к телу. | «Праздники. Ценности и радости» Серьезный разговор о хорошем, о ценностях и о том, как ухаживать за ними. | «Отношения с другими» Многочисленные конфликты и проблемы в отношениях с друзьями: справедливость и дружелюбие как способ хорошо жить вместе. | «Отношения с собой. Мое достояние» Вновь звучит тема индивидуальности: мое собственное, не похожее на других Я, мои ценности и то, что для меня важно. |
4 класс | «Собственность: Я и мое» Показываем детям разнообразие проблем, связанных с собственностью, неоднозначность этой темы. | «Печальная сторона жизни» Помогаем детям осознать смысл печали и ее ценность. | «Мальчики и девочки» Прослеживаем возрастные изменения мальчиков и девочек. Расширяем представления о мужском и женском мире. | «Жизненные навыки» Актуализируем знания, полученные за 4 года изучения курса |
6. Список используемой литературы
- Жизненные навыки. Уроки психологии в 1 классе./Под ред. С.В.Кривцовой. – М.: Генезис, 2002.
- Жизненные навыки. Уроки психологии во 2 классе./Под ред. С.В.Кривцовой. – М.: Генезис, 2002.
- Жизненные навыки. Уроки психологии в 3 классе./Под ред. С.В.Кривцовой. – М.: Генезис, 2002.
- Жизненные навыки. Уроки психологии в 4 классе./Под ред. С.В.Кривцовой. – М.: Генезис, 2002
- Жизненные навыки. Уроки психологии в 1 классе. Рабочая тетрадь школьника /Под ред. С.В.Кривцовой. – М.: Генезис, 2009
- Жизненные навыки. Уроки психологии во 2 классе. Рабочая тетрадь школьника /Под ред. С.В.Кривцовой. – М.: Генезис, 2009
- Жизненные навыки. Уроки психологии в 3 классе. Рабочая тетрадь школьника /Под ред. С.В.Кривцовой. – М.: Генезис, 2009
- Жизненные навыки. Уроки психологии в 4 классе. Рабочая тетрадь школьника /Под ред. С.В.Кривцовой. – М.: Генезис, 2009
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по курсу "Жизненные навыки" (внеурочная деятельность)
Работа по этой программе может быть организована во 2 классе по внеурочной деятельности...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по формированию навыков осознанного чтения «Первоклассная газета»
Курс внеурочной деятельности «Первоклассная газета»...
Рабочие программы. Уроки психологии "Жизненные навыки" 1-4 класс.
Программа "Жизненные навыки" - развитие эмоционального интеллекта детей. Это означает, что под руководством ведущего-психолога дети в течение всего года, опираясь на соб...
Рабочая программ и КТП по курсу Жизненные навыки 1-4 класс
Рабочая программа по курсу Жизненные навыки Кривцовой С.В...
Психология. Рабочая программа по курсу "Жизненные навыки" для 2 класса
Рабочая программа по курсу "Жизненные навыки" для 2 класса...
Психология. Рабочая программа по курсу "Жизненные навыки" для 3 класса
Рабочая программа по курсу "Жизненные навыки" для 3 класса...
Психология. Рабочая программа по курсу "Жизненные навыки" для 4 класса
Рабочая программа по курсу "Жизненные навыки" для 4 класса...