Рабочая программ и КТП по курсу Жизненные навыки 1-4 класс
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Наталья Андреевна Баранова

Рабочая программа по курсу Жизненные навыки Кривцовой С.В

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rpzhn_daty_-_kopiya.docx91.16 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Средняя общеобразовательная школа №8 города Волхова»

  «Согласовано»                        «Проверено»                              «Утверждаю»

  РуководительМО               Заместитель директора         Директор МОБУ СОШ№8

  ________/Белякова О.Л     по УВР                                    г. Волхова

Протокол №______               _________/Кокарева Е.И/     __________/Романов А.Ю/

От «___»_________2014     От «___»___________2014     Приказ №302-ОД

                                                                                               От «___»___________2014

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ЖИЗНЕННЫЕ НАВЫКИ»

Барановой Натальи Андреевны

(педагог дополнительного образования)

Курс рассчитан для детей 6-11 лет на четыре года обучения:

(первый год обучения)

Принята на заседании

педагогического совета

«___»___________2014г

2014 – 2018 учебный год

СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

 ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

« Жизненные навыки»

        

1. Пояснительная записка………………………………………………………...3

2. Общая характеристика курса……………………………………………….....6

3. Описание места курса в учебном плане………………………………………8

4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного курса……………8

5. Личностные и метапредметные результаты освоения конкретного учебного курса………………………………………………….…………………………….8

6. Содержание курса……………………………………………………………....9

7. Организационные условия реализации……………………………………...11

8. Календарно-тематическое планирование……………………………………13

Пояснительная записка.

Рабочая программа внеурочной деятельности «Жизненные навыки. Уроки психологии в начальной школе»  составлялась на базе психологического центра «Генезис», под ред.  С. В. Кривцовой,  2002 г., Генезис, Москва.

В содержании начального образования до сих пор существует определенный дисбаланс межу развитием рационального и эмоционального интеллекта, последнему уделяется недостаточно внимания. По сути, эмоциональный интеллект детей, их социальная компетентность не являются объектами направленного развития в рамках школьного обучения, так как традиционно считается, что место этим проблемам-в семейном воспитании. В стабильном обществе социальные и жизненные навыки естественным образом транслируются ребенку семьей или формируется в процессе наблюдения за поведением взрослых.

Такие критерии развития личности, как социальная интегрированность, самостоятельность и достоинство, нельзя направленно формировать. Эти человеческие качества появляются сами собой вследствие успешного решения личностью определенных жизненных задач. Программа «Жизненные навыки» интересна уже тем, что формирует жизненные задачи возраста знакомит с ними детей и родителей, предлагает обсудить ценности и принципы, лежащие в основе выбора «правильного» способа решения той или иной задачи, и, наконец, предполагает наиболее адекватные способы решения. Эта программа-первая ступень систематической работы по предупреждению противоправного и асоциального поведения, которую обязательно должна проводить школа.

Под руководством ведущего-психолога дети в течение всей начальной школы, опираясь на собственный опыт переживаний и размышлений, постигают логику человеческих чувств и учатся жизненным навыкам. Новизной данной работы является не только систематическое следование логике эмоций в содержании занятий, но также использование этой логики как основы для выбора тем и навыков.

Содержанием программы стали не высшие психические функции, а чувства, потребности, переживания и пристрастия, — то есть субъективный мир человеческой души. В основе программы лежит уважение к субъективному миру чувств и потребностей ребенка. Курс учит серьезно относиться к своим и чужим чувствам, понимать этот особый мир.

Данная программа ориентирована на социально-личностное развитие ребенка. Программный материал предусматривает переход от формирования у детей представления о мире человеческих эмоций и своих личностных особенностях - к развитию социальных и межличностных отношений, нравственно-этических норм. А для этого необходимо:

  • создать в рамках образовательного учреждения психологически безопасное место, где чувства и потребности ребенка будут иметь первостепенное значение;
  • дать возможность детям пережить опыт безусловного принятия со стороны взрослого ведущего и научить детей позитивно воспринимать сверстников и самих себя;
  • создать возможность получения детьми нетравматического опыта самопознания и познакомить их с некоторыми законами логики чувств и навыками, развивающими эмоциональный интеллект;
  • передать ценности уважительного и серьезного отношения к своим и чужим чувствам.

Цель программы – развитие эмоционального интеллекта, формирование умения младших школьников адекватно взаимодействовать со сверстниками, учителями и родителями.

Задачи программы:

  • познакомить младших школьников с миром человеческих эмоций;
  • развивать эмпатию как понимание чувств других людей и сопереживание им;
  • формировать навыки самоанализа, адекватной самооценки;
  • формировать умение учитывать позицию другого человека, его точку зрения;
  • формировать понимание ценности отношений в жизни человека;
  • развивать навыки конструктивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми;
  • формировать умение работать в коллективе;
  • воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.

Общая характеристика курса.

Программа  «Жизненные навыки»  проводиться в рамках внеурочной деятельности в начальной школе. Проблема формирования психологически здоровой личности в условиях обучения в общеобразовательной школе в настоящее время является очень актуальной, т.к.учебные нагрузки, несоответствие между внешними требованиями и психофизиологическими возможностями учащихся, слабая функциональная готовность к школе, отсутствие учебной мотивации приводят к тому, что школа для многих детей становится источником стресса. Программа занятий направлена на формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников, т.к. способствует развитию интереса ребёнка к познанию собственных возможностей, учит находить пути и способы преодоления трудностей, способствует установлению атмосферы дружелюбия, формирует коммуникативные навыки, учит умению распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей.

Главный акцент в программе ставится  на развитие эмоционального интеллекта ребенка, который включает в себя  чувства, потребности, переживания и пристрастия, - то есть субъективный мир человеческой души.  Программа  формулирует жизненные задачи возраста, знакомит с ними детей и родителей, предлагает обсудить ценности и принципы, лежащие в основе выбора «правильного» способа решения той или иной задачи и предполагает наиболее адекватные способы решения.  В рамках программы происходит решение не столько познавательных, сколько личностных задач младших школьников.

Чувства и эмоции ребенка ставятся на первый план, в ходе прохождения данной программы формируются навыки общения, умения понимать и распознавать свои чувства. На основе теории жизненных задач детей строится содержание кружка, постепенно дети знакомятся с необходимой информацией, которая им поможет в последствие в решении жизненных реальных ситуаций.

Описание места курса в рабочем плане.

Курс «Жизненные навыки» изучается с 1 по 4 класс в рамках внеурочной деятельности. Программа рассчитана на один час в неделю – в 1 классе 33 часа, во 2, 3 и 4 классе 34 часа. Общий объём отведенного времени составляет 135 часов.

Описание ценностных ориентиров.

Ценность чувств – признание ценности своих и чужих чувств и эмоций, что реализуется в общении с людьми.

Ценность безопасности – основывается на осознании принятия людей такими, какие они есть, с их проблемами, чувствами и эмоциями.

Ценность дружбы. Дружба одна из основных сфер человеческой жизни, без которой невозможно решить свои жизненные задачи.

Ценность толерантности проявляется в способности принять другого человека, понять его и наладить контакт.

Ценность ответственности – проявление одного из важных человеческих качеств, которое помогает осуществить свои жизненные задачи.

Личностные и метапредметные результаты освоения конкретного учебного курса:

  • реалистично оценивать себя, адекватно оценивать ситуацию;
  • слушать и слышать собеседника;
  • понимать сверстников, взрослых и оказывать им поддержку;
  • понимать собственные чувства, выражать их адекватным образом;
  • отстаивать собственные права, свою точку зрения;
  • преодолевать трудности, решать проблемные ситуации, оказывать помощь другим и принимать помощь самому;
  • брать на себя ответственность;
  • навыков сотрудничества;
  • навыков саморегуляции;

Содержание курса.

На протяжении всех четырех лет, переплетаясь, звучит несколько основных тем:

  • Принятие себя, теплые чувства и уважительное внимание к Собственному. Кто я и что отличает меня от других, что для меня важно? Эта тема ведет к формированию сильного Я, хорошему пониманию Собственного и готовности к внутреннему диалогу, дружественному отношению к себе самому.
  •  Мир людей: праздники и ответственность, чувства, хорошее и плохое, ценное и не ценное, радостное, пугающее, вызывающее гнев. Эти темы позволяют лучше ориентироваться в мире человеческих проблем,в том числе собственных чувств. Позволяет эмоционально чувствовать и яснее понимать мир.
  • Мы: я и другие. Как жить с людьми? Как быть другом, как вести себя в конфликте? Эти темы ведут к пониманию ценности отношений в жизни человека, учат ухаживать за отношениями и получать от них больше радости.
  • Уважение к другим. Способность видеть то, что нас отличает друг от

друга, уважать эти отличия и принимать других как других. Эта тема не о любви и дружбе, а о разрешении другим быть другими, об уважении непонятного и признании права на инаковость,все эти способности у взрослого человека могут быть названы диалогическими установками личности.

Основные темы программы

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

1 класс

«Я – особенный»

Поддерживающая,

подбадривающая

программа для тех, кто только что пришел в школу. Цель – не потерять себя, помнить о хорошем в себе.

«"Нравится – не нравится" каждый день»

Программа о  радостном и о том, что вызывает раздражение и злость. Как находить  «нравится» в том, что делать нужно.

«Дружба»

О навыках общения и нормального общежития.

«Я и другой»

Мир начинается

с меня»

Первые шаги к пониманию толерантности. Другие люди могут

быть не похожими  на меня.

2 класс

«Ответственность»

Мы вновь разбираемся в том, что и почему делать

нужно, ведь жизнь

не сводится к удовольствиям.

«Гнев – это

нормально»

Учимся контролировать и укрощать гнев, снимать стресс и успокаиваться.

«Страшно–не

страшно»

Изучаем  свои

страхи и пытаемся их приручить.

Тренируем смелость.

«Толерантность»

Говорим о чужаках и «белых воронах», учимся принимать непонятное и пугающее в мире людей.

3 класс

«Дом моей души:

забота о теле –

забота о себе»

Предваряем актуальную в будущем тему взаимоотношения полов и учимся уважать тело и заботиться о нем, формируем

философское отношение к телу.

«Праздники.

Ценности и

радости»

Серьезный разговор о хорошем, о ценностях и о том, как ухаживать за ними.

«Отношения

с другими»

Многочисленные

конфликты и проблемы в отношениях с друзьями:

справедливость и дружелюбие как способ хорошо жить вместе.

«Отношения

с собой. Мое

достояние»

Вновь звучит тема индивидуальности: мое собственное, не похожее на других Я, мои ценности и то,

что для меня важно.

4 класс

«Собственность: Я и мое»

Показываем детям разнообразие проблем, связанных с собственностью, неоднозначность этой темы.

«Печальная сторона жизни»

Помогаем детям осознать смысл печали и ее ценность.

«Мальчики и девочки»

Прослеживаем возрастные изменения мальчиков и девочек. Расширяем представления о мужском и женском мире.

«Жизненные навыки»

Актуализируем знания, полученные за 4 года изучения курса

Организационные условия реализации программы

Программа рассчитана на учащихся 6–11 лет.  Состав группы – 10–15 человек. Занятия проводятся 1 раз в неделю,  продолжительность занятия – 40 минут. Длительность программы – 4 года.  

Программа разработана и структурирована таким образом, что одна тема занимает время одной учебной четверти.

Групповая работа должна проводиться в достаточно просторном, хорошо проветренном помещении, в интерьере комнаты  должны преобладать спокойные неяркие цвета.

Материальное обеспечение реализации программы можно разделить на две группы:

● Материалы и инструменты для самостоятельного творчества каждого ребенка.

● Все необходимое для создания совместных творческих проектов (например — ватман для общего рисунка), а также выполнения некоторых упражнений. Сюда же относятся аудио и видеозаписи, необходимые для просмотра на уроках. Очевидно, что предполагается наличие аудио и видеоаппаратуры. Крайне необходим фотоаппарат или услуги фотографа хотя бы дважды за год, чтобы сфотографировать крупным планом лица участников группы и позднее, во второй четверти, сделать крупным планом портреты учителей и сотрудников школы для «Олицетворенных часов». Качество проведения программы, ее технологичность зависят от наличия всех перечисленных технических средств, поэтому следует стремиться к их приобретению в полном объеме.

Календарно-тематический план курса.

№ п.п

Дата

Тема урока

Содержание

Виды контроля

Кол.-во

часов

Домашнее задание

план.

факт.

1А,Б,В классы «Я- особенный»

1

Знакомство

Участники группы знакомятся друг с другом и вместе с ведущим принимают правила группы, которые будут действовать все время занятий.

групповой

1 час

1 час

2

Что такое чувства?

Дети упражняются в умении осознавать собственные чувства

групповой

1 час

1 час

3

Делимся чувствами

Учимся делиться чувствами. Это помогает прояснить недоразумения и предотвращать конфликты между людьми

групповой

1 час

1 час

4

Делимся чувствами (продолжение)

Каждый участник группы учится осознавать, где у него «живет» то или иное чувство, а также как оно называется

групповой

1 час

1 час

Вместе с родителями подготовиться к созданию портрета-коллажа: вырезать несколько картинок из журналов, которые ребенок ассоциирует с собой, поговорить с ним об этом.

5

Я такой разный

Ребята получают возможность поделиться своими представлениями о себе с другими; на этом занятии они могут заметить, что у людей есть разные стороны, и это в порядке вещей.

групповой

1 час

1 час

6

Я- особенный

Ребята получают возможность показать, что у каждого есть таланты и способности, которые делают его особенным, не похожим на других.

групповой

1 час

1 час

«Нравится- не нравится» каждый день

7

Что мне нравится

Дети вспоминают, что им доставляет радость, что им нравится делать в жизни

групповой

1 час

1 час

Вместе с родителями провести исследование на тему: «Сколько «нравится» в моей неделе?»

8

Какое бывает время (на то, что мне нравится)

Ребята осознают, что время-важное условие для того, чтобы почувствовать, нравится им что-то или нет. Дети на опыте ощущают, сколько длится минута, учатся соизмерять внутреннее время с внешним.

групповой

1 час

1 час

Родителям вместе с ребенком прочитать «Сказку о потерянном времени» Е. Шварца. Для тех, кто не сделал проект «сколько «нравится» в моей неделе»-доделать.

9

Время-пространство для встреч

Как найти «нравится» в том, что все равно делать необходимо?

групповой

1 час

1 час

Предложить вместе с родителями прочитать повесть Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Каждому ребенку принести одну свою фотографию

10

Ценности

Участники группы знакомятся с понятием «ценности», обнаруживают связь между ценностями и временем.

групповой

1 час

1 час

Вместе с родителями начать исследовательский проект «Ценности моей семьи» Нарисовать или описать , на что с удовольствием тратит время мама (папа, бабушка, брат), что нам нравится делать вместе, на что ребенок тратит время с удовольствием

11

Что мне нравится

Участники группы учатся выражать свой гнев в отношении того, что им не нравится, обсуждают различия между гневом и агрессивным поведением

групповой

1 час

1 час

Закончить проект «Ценности моей семьи»

12

Нравится не нравится

Обобщающее занятие, на котором дети учатся рассматривать ситуации в целом, упорядочивать, уравновешивать «нравится» и «не нравится»

групповой

1 час

1 час

«Дружба»

13

О дружбе и друзьях

Ребята начинают знакомится с точкой зрения друг друга на дружбу и на то, какие бывают друзья, учатся навыку присоединения к группе.

групповой

1 час

1 час

14

Такие разные друзья

Ребята обсуждают проблему одиночества и отверженности; учатся видеть разницу между «побыть одному» и «быть одиноким»

групповой

1 час

1 час

15

Знакомство

Обсуждаются разные способы знакомства, а так же вопрос о том, почему, даже если мы все делаем правильно, с нами иногда не хотят знакомится. Навыки: умение представлять себя при знакомстве; умение начать разговор; умение закончить разговор; умение реагировать на неудачу; умение принять отказ

групповой

1 час

1 час

16-17

Что мешает дружбе

Какое поведение разрушает дружбу? Актуализируются позитивные формы дружеского поведения.

групповой

2 час

2час

18

Что мешает дружбе

Просить прощения если ты кого-то обидел, или плохо себя вел-это нормально.

групповой

1 час

1 час

19

Просим прощения

Ребята с помощью ведущего осознают, что каждый человек нуждается в том, чтобы помогать другим и принимать помощь самому.

групповой

1 час

1 час

20

Помогаем сами и принимаем помощь

Детям дается возможность почувствовать, что многие вещи лучше всего делать вместе и что каждый должен выполнять свою часть работы.

групповой

1 час

1 час

Вместе с родителями. Подарок кому-то из членов группы

21

Я член команды, на меня можно положиться

Вспоминается все, чему научились, подводим итоги темы. Организуется процедура дарения и получения чистосердечного дара.

групповой

1 час

1 час

«Я и другой. Мир начинается с меня»

22

Прощальное

Создаются условия для того, чтобы дети приобрели собственный опыт восприятия инакости другого, «человека который отличается от меня»

групповой

1 час

1 час

Расспросить родителей, был ли в их жизни опыт, когда они сначала не принимали кого-то, а потом поняли, что этот человек-хороший.

23

Я и Другой, не похожий на меня

Ребята получают возможность посопереживать человеку, оказавшемуся в ситуации неприятия не похожими на него; вспомнить как они сами переживали; понять, что значит не принимать другого

групповой

1 час

1 час

24

Другой не значит плохой

Ребята получают возможность заметить внутреннее психологическое сходство между людьми, которые внешне могут различаться, пережить чувство общности с членами группы

групповой

1 час

1 час

25

Мы похожи

Обсуждаются вопросы: какими качествами должен обладать миротворец; что бывает когда люди не знают как устанавливать мир.

групповой

1 час

1 час

26

Мы миротворцы

Еще раз интегрируются черты сходства и различия между людьми, на собственном опыте осознается тот факт, что разнообразное и общее не противоречат друг другу.

групповой

1 час

1 час

27

Мы разные,-и это здорово!

Дать начальное представление об ответственности; помочь понять, что существуют разные виды ответственности; дать ребятам понять, что «могу» и «делаю» - это не одно и то же.

групповой

1 час

1 час

28

Могу и делаю

Дать детям представление о том, как принятие ответственности за что-либо влияет на людей; научить детей принимать на себя разные виды ответственности.

групповой

1 час

1 час

29

Ответственность: шаг за шагом.

Снизить тревожность, которая часто возникает у детей, когда они берут на себя ответственность за какое-либо дело; ознакомить детей со способом выполнения сложных поручений.

групповой

1 час

1 час

30

Ответственность в школе.

Дать возможность каждому ребенку почувствовать, как почетно иметь обязанности.

групповой

1 час

1 час

31

Я в ответе за свой выбор.

Помочь детям осознать, что в своей повседневной жизни они часто сами выбирают, как поступить; познакомить детей с понятием ответственности за свой выбор.

групповой

1 час

1 час

№ п.п

Дата

Тема урока

Содержание

Виды контроля

Кол.-во

часов

Домашнее задание

план.

факт.

1Гкласс «Я- особенный»

1

Знакомство

Участники группы знакомятся друг с другом и вместе с ведущим принимают правила группы, которые будут действовать все время занятий.

групповой

1 час

1 час

2

Что такое чувства?

Дети упражняются в умении осознавать собственные чувства

групповой

1 час

1 час

3

Делимся чувствами

Учимся делиться чувствами. Это помогает прояснить недоразумения и предотвращать конфликты между людьми

групповой

1 час

1 час

4

Делимся чувствами (продолжение)

Каждый участник группы учится осознавать, где у него «живет» то или иное чувство, а также как оно называется

групповой

1 час

1 час

Вместе с родителями подготовиться к созданию портрета-коллажа: вырезать несколько картинок из журналов, которые ребенок ассоциирует с собой, поговорить с ним об этом.

5

Я такой разный

Ребята получают возможность поделиться своими представлениями о себе с другими; на этом занятии они могут заметить, что у людей есть разные стороны, и это в порядке вещей.

групповой

1 час

1 час

6

Я- особенный

Ребята получают возможность показать, что у каждого есть таланты и способности, которые делают его особенным, не похожим на других.

групповой

1 час

1 час

«Нравится- не нравится» каждый день

7

4

Что мне нравится

Дети вспоминают, что им доставляет радость, что им нравится делать в жизни

групповой

1 час

1 час

Вместе с родителями провести исследование на тему: «Сколько «нравится» в моей неделе?»

8

Какое бывает время (на то, что мне нравится)

Ребята осознают, что время-важное условие для того, чтобы почувствовать, нравится им что-то или нет. Дети на опыте ощущают, сколько длится минута, учатся соизмерять внутреннее время с внешним.

групповой

1 час

1 час

Родителям вместе с ребенком прочитать «Сказку о потерянном времени» Е. Шварца. Для тех, кто не сделал проект «сколько «нравится» в моей неделе»-доделать.

9

Время-пространство для встреч

Как найти «нравится» в том, что все равно делать необходимо?

групповой

1 час

1 час

Предложить вместе с родителями прочитать повесть Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Каждому ребенку принести одну свою фотографию

10

Ценности

Участники группы знакомятся с понятием «ценности», обнаруживают связь между ценностями и временем.

групповой

1 час

1 час

Вместе с родителями начать исследовательский проект «Ценности моей семьи» Нарисовать или описать , на что с удовольствием тратит время мама (папа, бабушка, брат), что нам нравится делать вместе, на что ребенок тратит время с удовольствием

11

Что мне нравится

Участники группы учатся выражать свой гнев в отношении того, что им не нравится, обсуждают различия между гневом и агрессивным поведением

групповой

1 час

1 час

Закончить проект «Ценности моей семьи»

12

Нравится не нравится

Обобщающее занятие, на котором дети учатся рассматривать ситуации в целом, упорядочивать, уравновешивать «нравится» и «не нравится»

групповой

1 час

1 час

«Дружба»

13

О дружбе и друзьях

Ребята начинают знакомится с точкой зрения друг друга на дружбу и на то, какие бывают друзья, учатся навыку присоединения к группе.

групповой

1 час

1 час

14

Такие разные друзья

Ребята обсуждают проблему одиночества и отверженности; учатся видеть разницу между «побыть одному» и «быть одиноким»

групповой

1 час

1 час

15

Знакомство

Обсуждаются разные способы знакомства, а так же вопрос о том, почему, даже если мы все делаем правильно, с нами иногда не хотят знакомится. Навыки: умение представлять себя при знакомстве; умение начать разговор; умение закончить разговор; умение реагировать на неудачу; умение принять отказ

групповой

1 час

1 час

16-17

Что мешает дружбе

Какое поведение разрушает дружбу? Актуализируются позитивные формы дружеского поведения.

групповой

2 час

2 час

18

Просим прощения

Просить прощения если ты кого-то обидел, или плохо себя вел-это нормально.

групповой

1 час

1 час

19

Помогаем сами и принимаем помощь

Ребята с помощью ведущего осознают, что каждый человек нуждается в том, чтобы помогать другим и принимать помощь самому.

групповой

1 час

1 час

20

Я-член команды, на меня можно положиться

Детям дается возможность почувствовать, что многие вещи лучше всего делать вместе и что каждый должен выполнять свою часть работы.

групповой

1 час

1 час

Вместе с родителями. Подарок кому-то из членов группы

21

Прощальное

Вспоминается все, чему научились, подводим итоги темы. Организуется процедура дарения и получения чистосердечного дара.

групповой

1 час

1 час

«Я и другой. Мир начинается с меня»

22

Я и Другой, не похожий на меня

Создаются условия для того, чтобы дети приобрели собственный опыт восприятия инакости другого, «человека который отличается от меня»

групповой

1 час

1 час

Расспросить родителей, был ли в их жизни опыт, когда они сначала не принимали кого-то, а потом поняли, что этот человек-хороший.

23

Другой-не значит плохой

Ребята получают возможность посопереживать человеку, оказавшемуся в ситуации неприятия не похожими на него; вспомнить как они сами переживали; понять, что значит не принимать другого

групповой

1 час

1 час

24

Мы похожи!

Ребята получают возможность заметить внутреннее психологическое сходство между людьми, которые внешне могут различаться, пережить чувство общности с членами группы

групповой

1 час

1 час

25

Мы миротворцы

Обсуждаются вопросы: какими качествами должен обладать миротворец; что бывает когда люди не знают как устанавливать мир.

групповой

1 час

1 час

26

Мы разные,-и это здорово!

Еще раз интегрируются черты сходства и различия между людьми, на собственном опыте осознается тот факт, что разнообразное и общее не противоречат друг другу.

групповой

1 час

1 час

27

«Могу» и «делаю»

Дать начальное представление об ответственности; помочь понять, что существуют разные виды ответственности; дать ребятам понять, что «могу» и «делаю» - это не одно и то же.

групповой

1 час

1 час

28

Зачем нужна ответственность?

Дать детям представление о том, как принятие ответственности за что-либо влияет на людей; научить детей принимать на себя разные виды ответственности.

групповой

1 час

1 час

29

Ответственность: шаг за шагом.

Снизить тревожность, которая часто возникает у детей, когда они берут на себя ответственность за какое-либо дело; ознакомить детей со способом выполнения сложных поручений.

групповой

1 час

1 час

30

Ответственность в школе.

Дать возможность каждому ребенку почувствовать, как почетно иметь обязанности.

групповой

1 час

1 час

31

Я в ответе за свой выбор

Помочь детям осознать, что в своей повседневной жизни они часто сами выбирают, как поступить; познакомить детей с понятием ответственности за свой выбор.

групповой

1 час

1 час

32

Как мы сами изменили жизнь вокруг.

Дать детям почувствовать, к каким позитивным изменениям в жизни класса привели их усилия.

групповой

1 час

1 час

№ п.п

Дата

Тема урока

Содержание

Виды контроля

Кол.-во

часов

Домашнее задание

план.

факт.

2А,Б,В классы  «Ответственность»

1

Вводное.

Мы снова вместе!

Вспомнить приобретённый в прошлом году опыт работы в группе, принятые правила группового взаимодействия; дать детям возможность вновь почувствовать себя в атмосфере принятия и понимания, поделиться впечатлениями и быть услышанными.

групповой

1 час

1 час

2

«Могу» и «делаю»

Дать детям начальное представление об ответственности; помочь им понять, что существуют разные виды ответственности; дать ребятам возможность осознать, что «могу» и «делаю» - это не одно и то же.

групповой

1 час

1 час

3

Зачем нужна ответственность?

Дать детям представление о том, как принятие ответственности за что-либо влияет на людей; научить детей принимать на себя разные виды ответственности; показать, как осознание собственной ответственности помогает чувствовать себя лучше.

групповой

1 час

1 час

4

Ответственность: шаг за шагом.

Снизить тревожность, которая часто возникает у детей, когда они берут на себя ответственность за какое-то дело; ознакомить детей со способом выполнения сложных поручений.

групповой

1 час

1 час

5

Ответственность в школе

Дать возможность каждому ребёнку почувствовать, как почётно иметь обязанности; помочь детям осознать, каким образом отличается их степень ответственности от степени ответственности взрослых.

групповой

1 час

1 час

6

Я в ответе за свой выбор

Помочь детям осознать, что в своей повседневной жизни они часто сами выбирают, как поступить; познакомить детей с понятием ответственности за свой выбор.

групповой

1 час

1 час

7

Как мы сами изменили жизнь вокруг

Дать детям почувствовать к каким позитивным изменениям в жизни класса привели их усилия; помочь осознать, что они сами сделали это благодаря своему ответственному отношению.

групповой

1 час

1 час

8

Заключительное по теме

Ребята получают возможность еще раз проанализировать свои чувства, связанные с работой по данной теме, прояснить что было недопонято.

групповой

1 час

1 час

9

Гнев – одно из наших чувств

Показать детям, что гнев – одно из чувств, присущих человеку, значение гнева для человека – указывать на то, что ему не нравится; «прожить» некоторые чувства, включая чувство гнева.

групповой

1 час

1 час

10

Мой гнев

Актуализировать опыт детей, связанный с проявлением гнева; дать прочувствовать и осознать, что чувство гнева не надо копить в себе, его можно выражать социально–приемлемыми способами; показать детям один из способов выражения гнева.

групповой

1 час

1 час

11

Сколько у меня гнева?

Показать, что гнев бывает разным и может  проявляться с разной силой; научить детей оценивать силу собственного гнева, искать выходы из ситуаций, вызывающих гнев; помочь детям осознать, что гневом можно управлять.

групповой

1 час

1 час

12

Когда дразнят

Актуализировать опыт детей, связанный с ситуациями «когда меня дразнят», «когда я дразню кого – то», «когда при мне кого-то дразнят»; дать ребятам психологические средства дистанцирования.

групповой

1 час

1 час

13

Почему люди дразнятся?

Помочь детям понять и научиться распознавать в конкретных ситуациях причины, по которым ребята дразнят друг друга.

групповой

1 час

1 час

14

Чтобы не обидеться

Помочь детям научиться более спокойно реагировать на ситуации, когда их дразнят; предложить способы достойного поведения в этих ситуациях.

групповой

1 час

1 час

15

Мы – укротители гнева

Подвести итоги, вспомнить способы, помогающие справляться с гневом, с которыми дети знакомились на занятиях; попрактиковаться в применении некоторых из них.

групповой

1 час

1 час

16

Безопасное место

Создать ощущение безопасности и поддержки на занятиях; дать понять, что страх – чувство, которое испытывают все  люди.

групповой

1 час

1 час

17

Путешествие в страшную сказку

Начать знакомить детей с их собственными страхами; дать возможность пережить страх, прочувствовать его на телесном уровне; помочь детям проанализировать свой опыт..

групповой

1 час

1 час

18

Будем бояться вместе

Дать детям опыт коллективного переживания и взаимной поддержки; показать, что страхи бывают разные и другие люди тоже боятся.

групповой

1 час

1 час

19

Для чего нужен страх?

Дать детям опыт телесного переживания эмоций, в том числе и страха; ознакомить с одним из способов преодоления страха, предоставив ребятам возможность «поговорить» со своим страхом в безопасности; показать, когда и какой страх бывает полезен.

групповой

1 час

1 час

20

Страшно – смешно –не страшно

Показать детям новые способы преодоления страха.

групповой

1 час

1 час

.

21

Фантазии и реальность

Дать детям возможность понять, что фантазия и реальность – это разные вещи; научить различать их; дать опыт совместного переживания страшной фантазии.

групповой

1 час

1 час

22

Школьные страхи

Собрать феноменологию школьных страхов; дать возможность ребятам безопасно поговорить о том, что беспокоит их в школе; дать детям побыть в активной позиции по отношению к собственным страхам.

групповой

1 час

1 час

23

Школьные страхи (продолжение

Позволить и помочь  детям качественно проработать свои школьные страхи, уделить этому достаточное  внимание.

групповой

1 час

1 час

24

Готовимся к настоящему испытанию

Дать детям возможность испытать на практике способы поведения в пугающих ситуациях, поделиться этим опытом друг с другом; способствовать групповой сплочённости ребят, развивать у них умение оказывать помощь друг другу; дать шанс каждому проверить собственную храбрость и умение ориентироваться на факты..

групповой

1 час

1 час

25

Путешествие в пугающее место

Дать детям возможность получить опыт совместного эмоционального переживания; дать возможность применить найденные на протяжении всех занятий по этой теме способы работы со страхом; помочь научиться анализировать сложные эмоциональные ситуации.

групповой

1 час

1 час

26

Страны и границы

Дать детям возможность почувствовать границы своего пространства; помочь увидеть границы чужих пространств; через переживания «нарушения границ» и «уважения к границам» подвести детей к пониманию проблемы «вражды – толерантности» на эмоциональном уровне

групповой

1 час

1 час

27

Вражда или толерантность?

Ввести понятие «толерантность», актуализировав детский опыт переживания состояний вражды, примирения, терпимости;

групповой

1 час

1 час

28

Мы – часть чего-то.

Показать ребятам, что каждому человеку необходимо переживать свою принадлежность к чему-то большему, чем он сам, стремиться быть частью какого-то объединения, общности людей; что принадлежность к тому или иному объединению позволяет нам лучше понимать других.

групповой

1 час

1 час

29

Наши национальные «изюминки».

Кратко ознакомить детей с историей возникновения человеческих рас и национальностей, объяснить, почему люди выглядят по-разному; дать детям возможность осознать, что все люди, несмотря на различия, испытывают одни и те же чувства; показать детям, что, даже не зная языка другого человека, с ним можно договориться..

групповой

1 час

1 час

30

Мы все любим поесть

Дать детям возможность узнать о традициях и особенностях жизни людей какой-то конкретной национальности; осуществить с детьми одну из традиций, объединяющих народы, - совместное угощение.

групповой

1 час

1 час

31

Толерантность – это…

Подвести итоги, вспомнить ключевые моменты занятий по этой теме; дать детям возможность ещё раз осознать главные критерии толерантного отношения к другим, не похожим на нас, людям.

групповой

1 час

1 час

32

Завершающее

Подводим итоги

Вспоминаем всё самое приятное, интересное и полезное, что было за год на занятиях. Рассказывается о том, что слово «до свидания» - это возможность распрощаться без обид или же открыть новую стадию отношений. Ребята  знакомятся с культурой уважительного, бережного прощания.

групповой

1 час

1 час

№ п.п

Дата

Тема урока

Содержание

Виды контроля

Кол.-во

часов

Домашнее задание

план.

факт.

3А, Б, В классы Дом моей души: забота о теле - забота о себе

1

Вводное. Кто я?

Помочь детям вспомнить приобретенный в прошлом году опыт работы в группе, принятые правила группового взаимодействия

комбинированный

1

2

Строим тело

Дать детям возможность выразить свое видение тела, создав тело фантастического существа.

комбинированный

1

3

Как я воспринимаю мир

Обратить внимание детей на то, что воспринимать мир можно разными способами;

комбинированный

1

4

Изучаем руки

Дать детям возможность изучить свою руку, руку другого человека; помочь осознать, что прикосновения бывают разными; показать в безопасной обстановке, как можно обходиться с разными прикосновениями; создать условия для развитие децентрации через «примеривание» на себя роли слепого человека; способствовать развитию комбинированный милосердия и толерантности. Роли слепого человека; способствовать развитию милосердия и толерантности.

комбинированный

1

5

Я умею двигаться

Дать возможность каждому ребёнку почувствовать разные движения своего тела, получить удовольствие от движений, сравнить разные движения.

комбинированный

1

6

Забота о теле – это забота о себе

Ещё раз уточнить жизненную важность заботы о здоровье, обратить внимание детей на связь между здоровьем тела и здоровьем духа; помочь детям более серьёзно и заинтересованно отнестись к поддержанию и развитию своей спортивной формы и хорошего самочувствия.

комбинированный

1

7

Портрет в полный рост

Организовать ребят на поддержку друг другу с помощью создания большого портрета; познакомит ребят со схемой человеческого тела.

комбинированный

1

8

Заключительное по теме

Ребята получают возможность еще раз проанализировать свои чувства, связанные с работой по данной теме, прояснить что было недопонято.

комбинированный

1

9

Любимый праздник

Помочь детям увидеть, что ощущение праздника, представления о празднике могут различаться у детей и взрослых, а также у разных детей между собой. Научить детей отличать праздничное настроение от любого другого.

комбинированный

1

10

Как просто делать подарки!

Показать детям, что праздник можно создавать самому, а делать подарки – искусство, требующее прежде всего фантазии, а не денег.

комбинированный

1

11

Дорога к празднику

Дать детям понять и почувствовать на собственном опыте, что праздник, праздничное настроение может возникнуть и при совсем не праздничных обстоятельствах, что можно самому создать себе праздник.

комбинированный

1

12

Праздник ожидания праздника

Научить детей проявлять терпение в ожидании радостного события.

комбинированный

1

13

Бесконечный праздник

Показать детям ценность праздника, его отличие от будней.

комбинированный

1

14

Радости и ценности

Обратить внимание детей на разнообразие ценностей, развивать в детях толерантность к ценностям других.

комбинированный

1

15

Я готовлюсь к празднику

Показать детям, что ритуалы празднования – это уважение к ценностям других.

комбинированный

1

Отношения с другими

16

Карта отношений

Дать возможность каждому ребёнку почувствовать, что он, как и каждый человек, включен в систему отношений, что он может активно действовать внутри неё и исследовать её.

комбинированный

1

17

Отношения, которые мне нравятся

Показать детям, что отношения могут нравиться или не нравиться; прояснить ценности в отношениях для каждого.

комбинированный

1

18

Что я знаю о другом

Дать детям возможность встать на позицию другого человека, проявить эмпатию.

комбинированный

1

19

Планеты и орбиты

Дать понять, что отношения бывают разными, помочь детям научиться распознавать эти отношения, увидеть реальные отношения в классе в этот момент времени.

комбинированный

1

20

Планеты и орбиты (продолжение)

Дать возможность всем детям увидеть реальные отношения в классе в этот момент времени.

комбинированный

1

21

Взаимодействие

Дать детям возможность получить разный опыт взаимодействия, понять, как важно знать, что у другого человека есть свои интересы, потребности, желания.

комбинированный

1

22

Путешествие на космическом корабле. Подготовка к полёту.

Отработать умение договариваться, учитывая интересы других людей.

комбинированный

1

23

Полёт на космическом корабле

Дать детям возможность получить опыт проживания конфликтной ситуации в безопасном структурированном пространстве.

комбинированный

1

24

Как мы летали на космическом корабле (анализ путешествия)

Потренировать децентрацию, выход в метапозицию в конфликтной ситуации; помочь научиться распознавать интересы других сторон конфликта.

комбинированный

1

25

Такие разные отношения

Подвести итоги размышлений о взаимоотношениях, поговорить об ответственности каждого за то, что происходит в отношениях.

комбинированный

1

26

Моё достояние

Ввести понятие «достояние», помочь детям осознать, что важно для каждого из них, чего они хотят.

комбинированный

1

27

Кто я?

Дать возможность почувствовать, что в разных ситуациях человек выступает в разных ролях.

комбинированный

1

28

Мой стиль

Дать представление об индивидуальном стиле, о том, что входит в это понятие.

комбинированный

1

29

Я глазами других

Дать детям возможность посмотреть на себя глазами других.

комбинированный

1

30

Уважение к чужому достоянию

Научить детей видеть и уважать чужое достояние.

комбинированный

1

31

Сильные качества личности как достояние каждого из нас

Вместе с ребятами обратиться к сильным сторонам личности каждого, помочь найти, осознать и сформулировать качества, которые достойны уважения.

комбинированный

1

32

Завершающее

Подводим итоги

Вспоминаем всё самое приятное, интересное и полезное, что было за год на занятиях. Рассказывается о том, что слово «до свидания» - это возможность распрощаться без обид или же открыть новую стадию отношений. Ребята  знакомятся с культурой уважительного, бережного прощания.

комбинированный

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности по курс «Уроки правильного общения» 3 класс

Программа разработана на основе- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения ;- авторской программы «Этика: азбука добра», И.С.Хомякова, В....

Психология. Рабочая программа по курсу "Жизненные навыки" для 2 класса

Рабочая программа по курсу "Жизненные навыки" для 2 класса...

Психология. Рабочая программа по курсу "Жизненные навыки" для 3 класса

Рабочая программа по курсу "Жизненные навыки" для 3 класса...

Психология. Рабочая программа по курсу "Жизненные навыки" для 4 класса

Рабочая программа по курсу "Жизненные навыки" для 4 класса...

Рабочая программа по внеурочной деятельности курса " В мире книг" 4 класс.

Пояснительная записка      Рабочая программа по курсу «В мире книг» для 1-4 классов общеобразовательной школы составлена на основании авторской программы Л.А.Ефрос...

Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Весёлая математика» для 3 класса

Рабочая программа по курсу «Весёлая математика»  составлена на основе  следующих документов:·        Федеральный закон «Об образов...