Рабочая программ и КТП по курсу Жизненные навыки 1-4 класс
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Рабочая программа по курсу Жизненные навыки Кривцовой С.В
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rpzhn_daty_-_kopiya.docx | 91.16 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Средняя общеобразовательная школа №8 города Волхова»
«Согласовано» «Проверено» «Утверждаю»
РуководительМО Заместитель директора Директор МОБУ СОШ№8
________/Белякова О.Л по УВР г. Волхова
Протокол №______ _________/Кокарева Е.И/ __________/Романов А.Ю/
От «___»_________2014 От «___»___________2014 Приказ №302-ОД
От «___»___________2014
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ЖИЗНЕННЫЕ НАВЫКИ»
Барановой Натальи Андреевны
(педагог дополнительного образования)
Курс рассчитан для детей 6-11 лет на четыре года обучения:
(первый год обучения)
Принята на заседании
педагогического совета
«___»___________2014г
2014 – 2018 учебный год
СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
« Жизненные навыки»
1. Пояснительная записка………………………………………………………...3
2. Общая характеристика курса……………………………………………….....6
3. Описание места курса в учебном плане………………………………………8
4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного курса……………8
5. Личностные и метапредметные результаты освоения конкретного учебного курса………………………………………………….…………………………….8
6. Содержание курса……………………………………………………………....9
7. Организационные условия реализации……………………………………...11
8. Календарно-тематическое планирование……………………………………13
Пояснительная записка.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Жизненные навыки. Уроки психологии в начальной школе» составлялась на базе психологического центра «Генезис», под ред. С. В. Кривцовой, 2002 г., Генезис, Москва.
В содержании начального образования до сих пор существует определенный дисбаланс межу развитием рационального и эмоционального интеллекта, последнему уделяется недостаточно внимания. По сути, эмоциональный интеллект детей, их социальная компетентность не являются объектами направленного развития в рамках школьного обучения, так как традиционно считается, что место этим проблемам-в семейном воспитании. В стабильном обществе социальные и жизненные навыки естественным образом транслируются ребенку семьей или формируется в процессе наблюдения за поведением взрослых.
Такие критерии развития личности, как социальная интегрированность, самостоятельность и достоинство, нельзя направленно формировать. Эти человеческие качества появляются сами собой вследствие успешного решения личностью определенных жизненных задач. Программа «Жизненные навыки» интересна уже тем, что формирует жизненные задачи возраста знакомит с ними детей и родителей, предлагает обсудить ценности и принципы, лежащие в основе выбора «правильного» способа решения той или иной задачи, и, наконец, предполагает наиболее адекватные способы решения. Эта программа-первая ступень систематической работы по предупреждению противоправного и асоциального поведения, которую обязательно должна проводить школа.
Под руководством ведущего-психолога дети в течение всей начальной школы, опираясь на собственный опыт переживаний и размышлений, постигают логику человеческих чувств и учатся жизненным навыкам. Новизной данной работы является не только систематическое следование логике эмоций в содержании занятий, но также использование этой логики как основы для выбора тем и навыков.
Содержанием программы стали не высшие психические функции, а чувства, потребности, переживания и пристрастия, — то есть субъективный мир человеческой души. В основе программы лежит уважение к субъективному миру чувств и потребностей ребенка. Курс учит серьезно относиться к своим и чужим чувствам, понимать этот особый мир.
Данная программа ориентирована на социально-личностное развитие ребенка. Программный материал предусматривает переход от формирования у детей представления о мире человеческих эмоций и своих личностных особенностях - к развитию социальных и межличностных отношений, нравственно-этических норм. А для этого необходимо:
- создать в рамках образовательного учреждения психологически безопасное место, где чувства и потребности ребенка будут иметь первостепенное значение;
- дать возможность детям пережить опыт безусловного принятия со стороны взрослого ведущего и научить детей позитивно воспринимать сверстников и самих себя;
- создать возможность получения детьми нетравматического опыта самопознания и познакомить их с некоторыми законами логики чувств и навыками, развивающими эмоциональный интеллект;
- передать ценности уважительного и серьезного отношения к своим и чужим чувствам.
Цель программы – развитие эмоционального интеллекта, формирование умения младших школьников адекватно взаимодействовать со сверстниками, учителями и родителями.
Задачи программы:
- познакомить младших школьников с миром человеческих эмоций;
- развивать эмпатию как понимание чувств других людей и сопереживание им;
- формировать навыки самоанализа, адекватной самооценки;
- формировать умение учитывать позицию другого человека, его точку зрения;
- формировать понимание ценности отношений в жизни человека;
- развивать навыки конструктивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми;
- формировать умение работать в коллективе;
- воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.
Общая характеристика курса.
Программа «Жизненные навыки» проводиться в рамках внеурочной деятельности в начальной школе. Проблема формирования психологически здоровой личности в условиях обучения в общеобразовательной школе в настоящее время является очень актуальной, т.к.учебные нагрузки, несоответствие между внешними требованиями и психофизиологическими возможностями учащихся, слабая функциональная готовность к школе, отсутствие учебной мотивации приводят к тому, что школа для многих детей становится источником стресса. Программа занятий направлена на формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников, т.к. способствует развитию интереса ребёнка к познанию собственных возможностей, учит находить пути и способы преодоления трудностей, способствует установлению атмосферы дружелюбия, формирует коммуникативные навыки, учит умению распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей.
Главный акцент в программе ставится на развитие эмоционального интеллекта ребенка, который включает в себя чувства, потребности, переживания и пристрастия, - то есть субъективный мир человеческой души. Программа формулирует жизненные задачи возраста, знакомит с ними детей и родителей, предлагает обсудить ценности и принципы, лежащие в основе выбора «правильного» способа решения той или иной задачи и предполагает наиболее адекватные способы решения. В рамках программы происходит решение не столько познавательных, сколько личностных задач младших школьников.
Чувства и эмоции ребенка ставятся на первый план, в ходе прохождения данной программы формируются навыки общения, умения понимать и распознавать свои чувства. На основе теории жизненных задач детей строится содержание кружка, постепенно дети знакомятся с необходимой информацией, которая им поможет в последствие в решении жизненных реальных ситуаций.
Описание места курса в рабочем плане.
Курс «Жизненные навыки» изучается с 1 по 4 класс в рамках внеурочной деятельности. Программа рассчитана на один час в неделю – в 1 классе 33 часа, во 2, 3 и 4 классе 34 часа. Общий объём отведенного времени составляет 135 часов.
Описание ценностных ориентиров.
Ценность чувств – признание ценности своих и чужих чувств и эмоций, что реализуется в общении с людьми.
Ценность безопасности – основывается на осознании принятия людей такими, какие они есть, с их проблемами, чувствами и эмоциями.
Ценность дружбы. Дружба одна из основных сфер человеческой жизни, без которой невозможно решить свои жизненные задачи.
Ценность толерантности проявляется в способности принять другого человека, понять его и наладить контакт.
Ценность ответственности – проявление одного из важных человеческих качеств, которое помогает осуществить свои жизненные задачи.
Личностные и метапредметные результаты освоения конкретного учебного курса:
- реалистично оценивать себя, адекватно оценивать ситуацию;
- слушать и слышать собеседника;
- понимать сверстников, взрослых и оказывать им поддержку;
- понимать собственные чувства, выражать их адекватным образом;
- отстаивать собственные права, свою точку зрения;
- преодолевать трудности, решать проблемные ситуации, оказывать помощь другим и принимать помощь самому;
- брать на себя ответственность;
- навыков сотрудничества;
- навыков саморегуляции;
Содержание курса.
На протяжении всех четырех лет, переплетаясь, звучит несколько основных тем:
- Принятие себя, теплые чувства и уважительное внимание к Собственному. Кто я и что отличает меня от других, что для меня важно? Эта тема ведет к формированию сильного Я, хорошему пониманию Собственного и готовности к внутреннему диалогу, дружественному отношению к себе самому.
- Мир людей: праздники и ответственность, чувства, хорошее и плохое, ценное и не ценное, радостное, пугающее, вызывающее гнев. Эти темы позволяют лучше ориентироваться в мире человеческих проблем,в том числе собственных чувств. Позволяет эмоционально чувствовать и яснее понимать мир.
- Мы: я и другие. Как жить с людьми? Как быть другом, как вести себя в конфликте? Эти темы ведут к пониманию ценности отношений в жизни человека, учат ухаживать за отношениями и получать от них больше радости.
- Уважение к другим. Способность видеть то, что нас отличает друг от
друга, уважать эти отличия и принимать других как других. Эта тема не о любви и дружбе, а о разрешении другим быть другими, об уважении непонятного и признании права на инаковость,—все эти способности у взрослого человека могут быть названы диалогическими установками личности.
Основные темы программы
I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть | |
1 класс | «Я – особенный» Поддерживающая, подбадривающая программа для тех, кто только что пришел в школу. Цель – не потерять себя, помнить о хорошем в себе. | «"Нравится – не нравится" каждый день» Программа о радостном и о том, что вызывает раздражение и злость. Как находить «нравится» в том, что делать нужно. | «Дружба» О навыках общения и нормального общежития. | «Я и другой» Мир начинается с меня» Первые шаги к пониманию толерантности. Другие люди могут быть не похожими на меня. |
2 класс | «Ответственность» Мы вновь разбираемся в том, что и почему делать нужно, ведь жизнь не сводится к удовольствиям. | «Гнев – это нормально» Учимся контролировать и укрощать гнев, снимать стресс и успокаиваться. | «Страшно–не страшно» Изучаем свои страхи и пытаемся их приручить. Тренируем смелость. | «Толерантность» Говорим о чужаках и «белых воронах», учимся принимать непонятное и пугающее в мире людей. |
3 класс | «Дом моей души: забота о теле – забота о себе» Предваряем актуальную в будущем тему взаимоотношения полов и учимся уважать тело и заботиться о нем, формируем философское отношение к телу. | «Праздники. Ценности и радости» Серьезный разговор о хорошем, о ценностях и о том, как ухаживать за ними. | «Отношения с другими» Многочисленные конфликты и проблемы в отношениях с друзьями: справедливость и дружелюбие как способ хорошо жить вместе. | «Отношения с собой. Мое достояние» Вновь звучит тема индивидуальности: мое собственное, не похожее на других Я, мои ценности и то, что для меня важно. |
4 класс | «Собственность: Я и мое» Показываем детям разнообразие проблем, связанных с собственностью, неоднозначность этой темы. | «Печальная сторона жизни» Помогаем детям осознать смысл печали и ее ценность. | «Мальчики и девочки» Прослеживаем возрастные изменения мальчиков и девочек. Расширяем представления о мужском и женском мире. | «Жизненные навыки» Актуализируем знания, полученные за 4 года изучения курса |
Организационные условия реализации программы
Программа рассчитана на учащихся 6–11 лет. Состав группы – 10–15 человек. Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительность занятия – 40 минут. Длительность программы – 4 года.
Программа разработана и структурирована таким образом, что одна тема занимает время одной учебной четверти.
Групповая работа должна проводиться в достаточно просторном, хорошо проветренном помещении, в интерьере комнаты должны преобладать спокойные неяркие цвета.
Материальное обеспечение реализации программы можно разделить на две группы:
● Материалы и инструменты для самостоятельного творчества каждого ребенка.
● Все необходимое для создания совместных творческих проектов (например — ватман для общего рисунка), а также выполнения некоторых упражнений. Сюда же относятся аудио и видеозаписи, необходимые для просмотра на уроках. Очевидно, что предполагается наличие аудио и видеоаппаратуры. Крайне необходим фотоаппарат или услуги фотографа хотя бы дважды за год, чтобы сфотографировать крупным планом лица участников группы и позднее, во второй четверти, сделать крупным планом портреты учителей и сотрудников школы для «Олицетворенных часов». Качество проведения программы, ее технологичность зависят от наличия всех перечисленных технических средств, поэтому следует стремиться к их приобретению в полном объеме.
Календарно-тематический план курса.
№ п.п | Дата | Тема урока | Содержание | Виды контроля | Кол.-во часов | Домашнее задание | |
план. | факт. | ||||||
1А,Б,В классы «Я- особенный» | |||||||
1 | Знакомство | Участники группы знакомятся друг с другом и вместе с ведущим принимают правила группы, которые будут действовать все время занятий. | групповой | 1 час 1 час | |||
2 | Что такое чувства? | Дети упражняются в умении осознавать собственные чувства | групповой | 1 час 1 час | |||
3 | Делимся чувствами | Учимся делиться чувствами. Это помогает прояснить недоразумения и предотвращать конфликты между людьми | групповой | 1 час 1 час | |||
4 | Делимся чувствами (продолжение) | Каждый участник группы учится осознавать, где у него «живет» то или иное чувство, а также как оно называется | групповой | 1 час 1 час | Вместе с родителями подготовиться к созданию портрета-коллажа: вырезать несколько картинок из журналов, которые ребенок ассоциирует с собой, поговорить с ним об этом. | ||
5 | Я такой разный | Ребята получают возможность поделиться своими представлениями о себе с другими; на этом занятии они могут заметить, что у людей есть разные стороны, и это в порядке вещей. | групповой | 1 час 1 час | |||
6 | Я- особенный | Ребята получают возможность показать, что у каждого есть таланты и способности, которые делают его особенным, не похожим на других. | групповой | 1 час 1 час | |||
«Нравится- не нравится» каждый день | |||||||
7 | Что мне нравится | Дети вспоминают, что им доставляет радость, что им нравится делать в жизни | групповой | 1 час 1 час | Вместе с родителями провести исследование на тему: «Сколько «нравится» в моей неделе?» | ||
8 | Какое бывает время (на то, что мне нравится) | Ребята осознают, что время-важное условие для того, чтобы почувствовать, нравится им что-то или нет. Дети на опыте ощущают, сколько длится минута, учатся соизмерять внутреннее время с внешним. | групповой | 1 час 1 час | Родителям вместе с ребенком прочитать «Сказку о потерянном времени» Е. Шварца. Для тех, кто не сделал проект «сколько «нравится» в моей неделе»-доделать. | ||
9 | Время-пространство для встреч | Как найти «нравится» в том, что все равно делать необходимо? | групповой | 1 час 1 час | Предложить вместе с родителями прочитать повесть Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Каждому ребенку принести одну свою фотографию | ||
10 | Ценности | Участники группы знакомятся с понятием «ценности», обнаруживают связь между ценностями и временем. | групповой | 1 час 1 час | Вместе с родителями начать исследовательский проект «Ценности моей семьи» Нарисовать или описать , на что с удовольствием тратит время мама (папа, бабушка, брат), что нам нравится делать вместе, на что ребенок тратит время с удовольствием | ||
11 | Что мне нравится | Участники группы учатся выражать свой гнев в отношении того, что им не нравится, обсуждают различия между гневом и агрессивным поведением | групповой | 1 час 1 час | Закончить проект «Ценности моей семьи» | ||
12 | Нравится не нравится | Обобщающее занятие, на котором дети учатся рассматривать ситуации в целом, упорядочивать, уравновешивать «нравится» и «не нравится» | групповой | 1 час 1 час | |||
«Дружба» | |||||||
13 | О дружбе и друзьях | Ребята начинают знакомится с точкой зрения друг друга на дружбу и на то, какие бывают друзья, учатся навыку присоединения к группе. | групповой | 1 час 1 час | |||
14 | Такие разные друзья | Ребята обсуждают проблему одиночества и отверженности; учатся видеть разницу между «побыть одному» и «быть одиноким» | групповой | 1 час 1 час | |||
15 | Знакомство | Обсуждаются разные способы знакомства, а так же вопрос о том, почему, даже если мы все делаем правильно, с нами иногда не хотят знакомится. Навыки: умение представлять себя при знакомстве; умение начать разговор; умение закончить разговор; умение реагировать на неудачу; умение принять отказ | групповой | 1 час 1 час | |||
16-17 | Что мешает дружбе | Какое поведение разрушает дружбу? Актуализируются позитивные формы дружеского поведения. | групповой | 2 час 2час | |||
18 | Что мешает дружбе | Просить прощения если ты кого-то обидел, или плохо себя вел-это нормально. | групповой | 1 час 1 час | |||
19 | Просим прощения | Ребята с помощью ведущего осознают, что каждый человек нуждается в том, чтобы помогать другим и принимать помощь самому. | групповой | 1 час 1 час | |||
20 | Помогаем сами и принимаем помощь | Детям дается возможность почувствовать, что многие вещи лучше всего делать вместе и что каждый должен выполнять свою часть работы. | групповой | 1 час 1 час | Вместе с родителями. Подарок кому-то из членов группы | ||
21 | Я член команды, на меня можно положиться | Вспоминается все, чему научились, подводим итоги темы. Организуется процедура дарения и получения чистосердечного дара. | групповой | 1 час 1 час | |||
«Я и другой. Мир начинается с меня» | |||||||
22 | Прощальное | Создаются условия для того, чтобы дети приобрели собственный опыт восприятия инакости другого, «человека который отличается от меня» | групповой | 1 час 1 час | Расспросить родителей, был ли в их жизни опыт, когда они сначала не принимали кого-то, а потом поняли, что этот человек-хороший. | ||
23 | Я и Другой, не похожий на меня | Ребята получают возможность посопереживать человеку, оказавшемуся в ситуации неприятия не похожими на него; вспомнить как они сами переживали; понять, что значит не принимать другого | групповой | 1 час 1 час | |||
24 | Другой не значит плохой | Ребята получают возможность заметить внутреннее психологическое сходство между людьми, которые внешне могут различаться, пережить чувство общности с членами группы | групповой | 1 час 1 час | |||
25 | Мы похожи | Обсуждаются вопросы: какими качествами должен обладать миротворец; что бывает когда люди не знают как устанавливать мир. | групповой | 1 час 1 час | |||
26 | Мы миротворцы | Еще раз интегрируются черты сходства и различия между людьми, на собственном опыте осознается тот факт, что разнообразное и общее не противоречат друг другу. | групповой | 1 час 1 час | |||
27 | Мы разные,-и это здорово! | Дать начальное представление об ответственности; помочь понять, что существуют разные виды ответственности; дать ребятам понять, что «могу» и «делаю» - это не одно и то же. | групповой | 1 час 1 час | |||
28 | Могу и делаю | Дать детям представление о том, как принятие ответственности за что-либо влияет на людей; научить детей принимать на себя разные виды ответственности. | групповой | 1 час 1 час | |||
29 | Ответственность: шаг за шагом. | Снизить тревожность, которая часто возникает у детей, когда они берут на себя ответственность за какое-либо дело; ознакомить детей со способом выполнения сложных поручений. | групповой | 1 час 1 час | |||
30 | Ответственность в школе. | Дать возможность каждому ребенку почувствовать, как почетно иметь обязанности. | групповой | 1 час 1 час | |||
31 | Я в ответе за свой выбор. | Помочь детям осознать, что в своей повседневной жизни они часто сами выбирают, как поступить; познакомить детей с понятием ответственности за свой выбор. | групповой | 1 час 1 час |
№ п.п | Дата | Тема урока | Содержание | Виды контроля | Кол.-во часов | Домашнее задание | ||
план. | факт. | |||||||
1Гкласс «Я- особенный» | ||||||||
1 | Знакомство | Участники группы знакомятся друг с другом и вместе с ведущим принимают правила группы, которые будут действовать все время занятий. | групповой | 1 час 1 час | ||||
2 | Что такое чувства? | Дети упражняются в умении осознавать собственные чувства | групповой | 1 час 1 час | ||||
3 | Делимся чувствами | Учимся делиться чувствами. Это помогает прояснить недоразумения и предотвращать конфликты между людьми | групповой | 1 час 1 час | ||||
4 | Делимся чувствами (продолжение) | Каждый участник группы учится осознавать, где у него «живет» то или иное чувство, а также как оно называется | групповой | 1 час 1 час | Вместе с родителями подготовиться к созданию портрета-коллажа: вырезать несколько картинок из журналов, которые ребенок ассоциирует с собой, поговорить с ним об этом. | |||
5 | Я такой разный | Ребята получают возможность поделиться своими представлениями о себе с другими; на этом занятии они могут заметить, что у людей есть разные стороны, и это в порядке вещей. | групповой | 1 час 1 час | ||||
6 | Я- особенный | Ребята получают возможность показать, что у каждого есть таланты и способности, которые делают его особенным, не похожим на других. | групповой | 1 час 1 час | ||||
«Нравится- не нравится» каждый день | ||||||||
7 | 4 | Что мне нравится | Дети вспоминают, что им доставляет радость, что им нравится делать в жизни | групповой | 1 час 1 час | Вместе с родителями провести исследование на тему: «Сколько «нравится» в моей неделе?» | ||
8 | Какое бывает время (на то, что мне нравится) | Ребята осознают, что время-важное условие для того, чтобы почувствовать, нравится им что-то или нет. Дети на опыте ощущают, сколько длится минута, учатся соизмерять внутреннее время с внешним. | групповой | 1 час 1 час | Родителям вместе с ребенком прочитать «Сказку о потерянном времени» Е. Шварца. Для тех, кто не сделал проект «сколько «нравится» в моей неделе»-доделать. | |||
9 | Время-пространство для встреч | Как найти «нравится» в том, что все равно делать необходимо? | групповой | 1 час 1 час | Предложить вместе с родителями прочитать повесть Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Каждому ребенку принести одну свою фотографию | |||
10 | Ценности | Участники группы знакомятся с понятием «ценности», обнаруживают связь между ценностями и временем. | групповой | 1 час 1 час | Вместе с родителями начать исследовательский проект «Ценности моей семьи» Нарисовать или описать , на что с удовольствием тратит время мама (папа, бабушка, брат), что нам нравится делать вместе, на что ребенок тратит время с удовольствием | |||
11 | Что мне нравится | Участники группы учатся выражать свой гнев в отношении того, что им не нравится, обсуждают различия между гневом и агрессивным поведением | групповой | 1 час 1 час | Закончить проект «Ценности моей семьи» | |||
12 | Нравится не нравится | Обобщающее занятие, на котором дети учатся рассматривать ситуации в целом, упорядочивать, уравновешивать «нравится» и «не нравится» | групповой | 1 час 1 час | ||||
«Дружба» | ||||||||
13 | О дружбе и друзьях | Ребята начинают знакомится с точкой зрения друг друга на дружбу и на то, какие бывают друзья, учатся навыку присоединения к группе. | групповой | 1 час 1 час | ||||
14 | Такие разные друзья | Ребята обсуждают проблему одиночества и отверженности; учатся видеть разницу между «побыть одному» и «быть одиноким» | групповой | 1 час 1 час | ||||
15 | Знакомство | Обсуждаются разные способы знакомства, а так же вопрос о том, почему, даже если мы все делаем правильно, с нами иногда не хотят знакомится. Навыки: умение представлять себя при знакомстве; умение начать разговор; умение закончить разговор; умение реагировать на неудачу; умение принять отказ | групповой | 1 час 1 час | ||||
16-17 | Что мешает дружбе | Какое поведение разрушает дружбу? Актуализируются позитивные формы дружеского поведения. | групповой | 2 час 2 час | ||||
18 | Просим прощения | Просить прощения если ты кого-то обидел, или плохо себя вел-это нормально. | групповой | 1 час 1 час | ||||
19 | Помогаем сами и принимаем помощь | Ребята с помощью ведущего осознают, что каждый человек нуждается в том, чтобы помогать другим и принимать помощь самому. | групповой | 1 час 1 час | ||||
20 | Я-член команды, на меня можно положиться | Детям дается возможность почувствовать, что многие вещи лучше всего делать вместе и что каждый должен выполнять свою часть работы. | групповой | 1 час 1 час | Вместе с родителями. Подарок кому-то из членов группы | |||
21 | Прощальное | Вспоминается все, чему научились, подводим итоги темы. Организуется процедура дарения и получения чистосердечного дара. | групповой | 1 час 1 час | ||||
«Я и другой. Мир начинается с меня» | ||||||||
22 | Я и Другой, не похожий на меня | Создаются условия для того, чтобы дети приобрели собственный опыт восприятия инакости другого, «человека который отличается от меня» | групповой | 1 час 1 час | Расспросить родителей, был ли в их жизни опыт, когда они сначала не принимали кого-то, а потом поняли, что этот человек-хороший. | |||
23 | Другой-не значит плохой | Ребята получают возможность посопереживать человеку, оказавшемуся в ситуации неприятия не похожими на него; вспомнить как они сами переживали; понять, что значит не принимать другого | групповой | 1 час 1 час | ||||
24 | Мы похожи! | Ребята получают возможность заметить внутреннее психологическое сходство между людьми, которые внешне могут различаться, пережить чувство общности с членами группы | групповой | 1 час 1 час | ||||
25 | Мы миротворцы | Обсуждаются вопросы: какими качествами должен обладать миротворец; что бывает когда люди не знают как устанавливать мир. | групповой | 1 час 1 час | ||||
26 | Мы разные,-и это здорово! | Еще раз интегрируются черты сходства и различия между людьми, на собственном опыте осознается тот факт, что разнообразное и общее не противоречат друг другу. | групповой | 1 час 1 час | ||||
27 | «Могу» и «делаю» | Дать начальное представление об ответственности; помочь понять, что существуют разные виды ответственности; дать ребятам понять, что «могу» и «делаю» - это не одно и то же. | групповой | 1 час 1 час | ||||
28 | Зачем нужна ответственность? | Дать детям представление о том, как принятие ответственности за что-либо влияет на людей; научить детей принимать на себя разные виды ответственности. | групповой | 1 час 1 час | ||||
29 | Ответственность: шаг за шагом. | Снизить тревожность, которая часто возникает у детей, когда они берут на себя ответственность за какое-либо дело; ознакомить детей со способом выполнения сложных поручений. | групповой | 1 час 1 час | ||||
30 | Ответственность в школе. | Дать возможность каждому ребенку почувствовать, как почетно иметь обязанности. | групповой | 1 час 1 час | ||||
31 | Я в ответе за свой выбор | Помочь детям осознать, что в своей повседневной жизни они часто сами выбирают, как поступить; познакомить детей с понятием ответственности за свой выбор. | групповой | 1 час 1 час | ||||
32 | Как мы сами изменили жизнь вокруг. | Дать детям почувствовать, к каким позитивным изменениям в жизни класса привели их усилия. | групповой | 1 час 1 час |
№ п.п | Дата | Тема урока | Содержание | Виды контроля | Кол.-во часов | Домашнее задание | ||
план. | факт. | |||||||
2А,Б,В классы «Ответственность» | ||||||||
1 | Вводное. Мы снова вместе! | Вспомнить приобретённый в прошлом году опыт работы в группе, принятые правила группового взаимодействия; дать детям возможность вновь почувствовать себя в атмосфере принятия и понимания, поделиться впечатлениями и быть услышанными. | групповой | 1 час 1 час | ||||
2 | «Могу» и «делаю» | Дать детям начальное представление об ответственности; помочь им понять, что существуют разные виды ответственности; дать ребятам возможность осознать, что «могу» и «делаю» - это не одно и то же. | групповой | 1 час 1 час | ||||
3 | Зачем нужна ответственность? | Дать детям представление о том, как принятие ответственности за что-либо влияет на людей; научить детей принимать на себя разные виды ответственности; показать, как осознание собственной ответственности помогает чувствовать себя лучше. | групповой | 1 час 1 час | ||||
4 | Ответственность: шаг за шагом. | Снизить тревожность, которая часто возникает у детей, когда они берут на себя ответственность за какое-то дело; ознакомить детей со способом выполнения сложных поручений. | групповой | 1 час 1 час | ||||
5 | Ответственность в школе | Дать возможность каждому ребёнку почувствовать, как почётно иметь обязанности; помочь детям осознать, каким образом отличается их степень ответственности от степени ответственности взрослых. | групповой | 1 час 1 час | ||||
6 | Я в ответе за свой выбор | Помочь детям осознать, что в своей повседневной жизни они часто сами выбирают, как поступить; познакомить детей с понятием ответственности за свой выбор. | групповой | 1 час 1 час | ||||
7 | Как мы сами изменили жизнь вокруг | Дать детям почувствовать к каким позитивным изменениям в жизни класса привели их усилия; помочь осознать, что они сами сделали это благодаря своему ответственному отношению. | групповой | 1 час 1 час | ||||
8 | Заключительное по теме | Ребята получают возможность еще раз проанализировать свои чувства, связанные с работой по данной теме, прояснить что было недопонято. | групповой | 1 час 1 час | ||||
9 | Гнев – одно из наших чувств | Показать детям, что гнев – одно из чувств, присущих человеку, значение гнева для человека – указывать на то, что ему не нравится; «прожить» некоторые чувства, включая чувство гнева. | групповой | 1 час 1 час | ||||
10 | Мой гнев | Актуализировать опыт детей, связанный с проявлением гнева; дать прочувствовать и осознать, что чувство гнева не надо копить в себе, его можно выражать социально–приемлемыми способами; показать детям один из способов выражения гнева. | групповой | 1 час 1 час | ||||
11 | Сколько у меня гнева? | Показать, что гнев бывает разным и может проявляться с разной силой; научить детей оценивать силу собственного гнева, искать выходы из ситуаций, вызывающих гнев; помочь детям осознать, что гневом можно управлять. | групповой | 1 час 1 час | ||||
12 | Когда дразнят | Актуализировать опыт детей, связанный с ситуациями «когда меня дразнят», «когда я дразню кого – то», «когда при мне кого-то дразнят»; дать ребятам психологические средства дистанцирования. | групповой | 1 час 1 час | ||||
13 | Почему люди дразнятся? | Помочь детям понять и научиться распознавать в конкретных ситуациях причины, по которым ребята дразнят друг друга. | групповой | 1 час 1 час | ||||
14 | Чтобы не обидеться | Помочь детям научиться более спокойно реагировать на ситуации, когда их дразнят; предложить способы достойного поведения в этих ситуациях. | групповой | 1 час 1 час | ||||
15 | Мы – укротители гнева | Подвести итоги, вспомнить способы, помогающие справляться с гневом, с которыми дети знакомились на занятиях; попрактиковаться в применении некоторых из них. | групповой | 1 час 1 час | ||||
16 | Безопасное место | Создать ощущение безопасности и поддержки на занятиях; дать понять, что страх – чувство, которое испытывают все люди. | групповой | 1 час 1 час | ||||
17 | Путешествие в страшную сказку | Начать знакомить детей с их собственными страхами; дать возможность пережить страх, прочувствовать его на телесном уровне; помочь детям проанализировать свой опыт.. | групповой | 1 час 1 час | ||||
18 | Будем бояться вместе | Дать детям опыт коллективного переживания и взаимной поддержки; показать, что страхи бывают разные и другие люди тоже боятся. | групповой | 1 час 1 час | ||||
19 | Для чего нужен страх? | Дать детям опыт телесного переживания эмоций, в том числе и страха; ознакомить с одним из способов преодоления страха, предоставив ребятам возможность «поговорить» со своим страхом в безопасности; показать, когда и какой страх бывает полезен. | групповой | 1 час 1 час | ||||
20 | Страшно – смешно –не страшно | Показать детям новые способы преодоления страха. | групповой | 1 час 1 час | . | |||
21 | Фантазии и реальность | Дать детям возможность понять, что фантазия и реальность – это разные вещи; научить различать их; дать опыт совместного переживания страшной фантазии. | групповой | 1 час 1 час | ||||
22 | Школьные страхи | Собрать феноменологию школьных страхов; дать возможность ребятам безопасно поговорить о том, что беспокоит их в школе; дать детям побыть в активной позиции по отношению к собственным страхам. | групповой | 1 час 1 час | ||||
23 | Школьные страхи (продолжение | Позволить и помочь детям качественно проработать свои школьные страхи, уделить этому достаточное внимание. | групповой | 1 час 1 час | ||||
24 | Готовимся к настоящему испытанию | Дать детям возможность испытать на практике способы поведения в пугающих ситуациях, поделиться этим опытом друг с другом; способствовать групповой сплочённости ребят, развивать у них умение оказывать помощь друг другу; дать шанс каждому проверить собственную храбрость и умение ориентироваться на факты.. | групповой | 1 час 1 час | ||||
25 | Путешествие в пугающее место | Дать детям возможность получить опыт совместного эмоционального переживания; дать возможность применить найденные на протяжении всех занятий по этой теме способы работы со страхом; помочь научиться анализировать сложные эмоциональные ситуации. | групповой | 1 час 1 час | ||||
26 | Страны и границы | Дать детям возможность почувствовать границы своего пространства; помочь увидеть границы чужих пространств; через переживания «нарушения границ» и «уважения к границам» подвести детей к пониманию проблемы «вражды – толерантности» на эмоциональном уровне | групповой | 1 час 1 час | ||||
27 | Вражда или толерантность? | Ввести понятие «толерантность», актуализировав детский опыт переживания состояний вражды, примирения, терпимости; | групповой | 1 час 1 час | ||||
28 | Мы – часть чего-то. | Показать ребятам, что каждому человеку необходимо переживать свою принадлежность к чему-то большему, чем он сам, стремиться быть частью какого-то объединения, общности людей; что принадлежность к тому или иному объединению позволяет нам лучше понимать других. | групповой | 1 час 1 час | ||||
29 | Наши национальные «изюминки». | Кратко ознакомить детей с историей возникновения человеческих рас и национальностей, объяснить, почему люди выглядят по-разному; дать детям возможность осознать, что все люди, несмотря на различия, испытывают одни и те же чувства; показать детям, что, даже не зная языка другого человека, с ним можно договориться.. | групповой | 1 час 1 час | ||||
30 | Мы все любим поесть | Дать детям возможность узнать о традициях и особенностях жизни людей какой-то конкретной национальности; осуществить с детьми одну из традиций, объединяющих народы, - совместное угощение. | групповой | 1 час 1 час | ||||
31 | Толерантность – это… | Подвести итоги, вспомнить ключевые моменты занятий по этой теме; дать детям возможность ещё раз осознать главные критерии толерантного отношения к другим, не похожим на нас, людям. | групповой | 1 час 1 час | ||||
32 | Завершающее Подводим итоги | Вспоминаем всё самое приятное, интересное и полезное, что было за год на занятиях. Рассказывается о том, что слово «до свидания» - это возможность распрощаться без обид или же открыть новую стадию отношений. Ребята знакомятся с культурой уважительного, бережного прощания. | групповой | 1 час 1 час |
№ п.п | Дата | Тема урока | Содержание | Виды контроля | Кол.-во часов | Домашнее задание | ||
план. | факт. | |||||||
3А, Б, В классы Дом моей души: забота о теле - забота о себе | ||||||||
1 | Вводное. Кто я? | Помочь детям вспомнить приобретенный в прошлом году опыт работы в группе, принятые правила группового взаимодействия | комбинированный | 1 | ||||
2 | Строим тело | Дать детям возможность выразить свое видение тела, создав тело фантастического существа. | комбинированный | 1 | ||||
3 | Как я воспринимаю мир | Обратить внимание детей на то, что воспринимать мир можно разными способами; | комбинированный | 1 | ||||
4 | Изучаем руки | Дать детям возможность изучить свою руку, руку другого человека; помочь осознать, что прикосновения бывают разными; показать в безопасной обстановке, как можно обходиться с разными прикосновениями; создать условия для развитие децентрации через «примеривание» на себя роли слепого человека; способствовать развитию комбинированный милосердия и толерантности. Роли слепого человека; способствовать развитию милосердия и толерантности. | комбинированный | 1 | ||||
5 | Я умею двигаться | Дать возможность каждому ребёнку почувствовать разные движения своего тела, получить удовольствие от движений, сравнить разные движения. | комбинированный | 1 | ||||
6 | Забота о теле – это забота о себе | Ещё раз уточнить жизненную важность заботы о здоровье, обратить внимание детей на связь между здоровьем тела и здоровьем духа; помочь детям более серьёзно и заинтересованно отнестись к поддержанию и развитию своей спортивной формы и хорошего самочувствия. | комбинированный | 1 | ||||
7 | Портрет в полный рост | Организовать ребят на поддержку друг другу с помощью создания большого портрета; познакомит ребят со схемой человеческого тела. | комбинированный | 1 | ||||
8 | Заключительное по теме | Ребята получают возможность еще раз проанализировать свои чувства, связанные с работой по данной теме, прояснить что было недопонято. | комбинированный | 1 | ||||
9 | Любимый праздник | Помочь детям увидеть, что ощущение праздника, представления о празднике могут различаться у детей и взрослых, а также у разных детей между собой. Научить детей отличать праздничное настроение от любого другого. | комбинированный | 1 | ||||
10 | Как просто делать подарки! | Показать детям, что праздник можно создавать самому, а делать подарки – искусство, требующее прежде всего фантазии, а не денег. | комбинированный | 1 | ||||
11 | Дорога к празднику | Дать детям понять и почувствовать на собственном опыте, что праздник, праздничное настроение может возникнуть и при совсем не праздничных обстоятельствах, что можно самому создать себе праздник. | комбинированный | 1 | ||||
12 | Праздник ожидания праздника | Научить детей проявлять терпение в ожидании радостного события. | комбинированный | 1 | ||||
13 | Бесконечный праздник | Показать детям ценность праздника, его отличие от будней. | комбинированный | 1 | ||||
14 | Радости и ценности | Обратить внимание детей на разнообразие ценностей, развивать в детях толерантность к ценностям других. | комбинированный | 1 | ||||
15 | Я готовлюсь к празднику | Показать детям, что ритуалы празднования – это уважение к ценностям других. | комбинированный | 1 | ||||
Отношения с другими | ||||||||
16 | Карта отношений | Дать возможность каждому ребёнку почувствовать, что он, как и каждый человек, включен в систему отношений, что он может активно действовать внутри неё и исследовать её. | комбинированный | 1 | ||||
17 | Отношения, которые мне нравятся | Показать детям, что отношения могут нравиться или не нравиться; прояснить ценности в отношениях для каждого. | комбинированный | 1 | ||||
18 | Что я знаю о другом | Дать детям возможность встать на позицию другого человека, проявить эмпатию. | комбинированный | 1 | ||||
19 | Планеты и орбиты | Дать понять, что отношения бывают разными, помочь детям научиться распознавать эти отношения, увидеть реальные отношения в классе в этот момент времени. | комбинированный | 1 | ||||
20 | Планеты и орбиты (продолжение) | Дать возможность всем детям увидеть реальные отношения в классе в этот момент времени. | комбинированный | 1 | ||||
21 | Взаимодействие | Дать детям возможность получить разный опыт взаимодействия, понять, как важно знать, что у другого человека есть свои интересы, потребности, желания. | комбинированный | 1 | ||||
22 | Путешествие на космическом корабле. Подготовка к полёту. | Отработать умение договариваться, учитывая интересы других людей. | комбинированный | 1 | ||||
23 | Полёт на космическом корабле | Дать детям возможность получить опыт проживания конфликтной ситуации в безопасном структурированном пространстве. | комбинированный | 1 | ||||
24 | Как мы летали на космическом корабле (анализ путешествия) | Потренировать децентрацию, выход в метапозицию в конфликтной ситуации; помочь научиться распознавать интересы других сторон конфликта. | комбинированный | 1 | ||||
25 | Такие разные отношения | Подвести итоги размышлений о взаимоотношениях, поговорить об ответственности каждого за то, что происходит в отношениях. | комбинированный | 1 | ||||
26 | Моё достояние | Ввести понятие «достояние», помочь детям осознать, что важно для каждого из них, чего они хотят. | комбинированный | 1 | ||||
27 | Кто я? | Дать возможность почувствовать, что в разных ситуациях человек выступает в разных ролях. | комбинированный | 1 | ||||
28 | Мой стиль | Дать представление об индивидуальном стиле, о том, что входит в это понятие. | комбинированный | 1 | ||||
29 | Я глазами других | Дать детям возможность посмотреть на себя глазами других. | комбинированный | 1 | ||||
30 | Уважение к чужому достоянию | Научить детей видеть и уважать чужое достояние. | комбинированный | 1 | ||||
31 | Сильные качества личности как достояние каждого из нас | Вместе с ребятами обратиться к сильным сторонам личности каждого, помочь найти, осознать и сформулировать качества, которые достойны уважения. | комбинированный | 1 | ||||
32 | Завершающее Подводим итоги | Вспоминаем всё самое приятное, интересное и полезное, что было за год на занятиях. Рассказывается о том, что слово «до свидания» - это возможность распрощаться без обид или же открыть новую стадию отношений. Ребята знакомятся с культурой уважительного, бережного прощания. | комбинированный | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по технологии "Модульный курс информатика и ИКТ" 3 класс
С ипользованием компьютера....
Рабочая программа внеурочной деятельности по курс «Уроки правильного общения» 3 класс
Программа разработана на основе- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения ;- авторской программы «Этика: азбука добра», И.С.Хомякова, В....
Психология. Рабочая программа по курсу "Жизненные навыки" для 2 класса
Рабочая программа по курсу "Жизненные навыки" для 2 класса...
Психология. Рабочая программа по курсу "Жизненные навыки" для 3 класса
Рабочая программа по курсу "Жизненные навыки" для 3 класса...
Психология. Рабочая программа по курсу "Жизненные навыки" для 4 класса
Рабочая программа по курсу "Жизненные навыки" для 4 класса...
Рабочая программа по внеурочной деятельности курса " В мире книг" 4 класс.
Пояснительная записка Рабочая программа по курсу «В мире книг» для 1-4 классов общеобразовательной школы составлена на основании авторской программы Л.А.Ефрос...
Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Весёлая математика» для 3 класса
Рабочая программа по курсу «Весёлая математика» составлена на основе следующих документов:· Федеральный закон «Об образов...