Психология. Рабочая программа по курсу "Жизненные навыки" для 3 класса
рабочая программа (3 класс) на тему
Рабочая программа по курсу "Жизненные навыки" для 3 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_k_kursu_zhiznennye_navyki_3_klass.docx | 31.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Цель курса «Жизненные навыки»: формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников через создание условий для их успешной адаптации к школьной жизни.
Задачи:
1.Мотивировать детей к самопознанию и познанию других людей. Пробудить интерес к внутреннему миру другого человека.
2. Учить детей распознавать эмоциональные состояния по мимике, жестам, голосу, понимать чувства другого человека.
3.Формировать адекватную установку в отношении школьных трудностей -установку преодоления.
4.Развивать социальные и коммуникативные умения , необходимые для установления межличностных отношений друг с другом и учителем.
5.Повышать уровень самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения. Формировать терпимость к мнению собеседника.
6.Корректировать у детей нежелательные черты характера и поведения.
Программа курса представляет собой систему групповых занятий, которые включают элементы тренинга, социопсихологические игры, элементы психогимнастики, сказкотерапии, арттерапии, групповые дискуссии.
Рабочая программа разработана на основе авторской программы Хухлаевой О.В. «Тропинка к своему Я; уроки психологии в начальной школе» М., 2011 год, имеет базовый уровень.
Программа курса «Жизненные навыки» во 3 классе рассчитана на 34 занятия в год (1 занятие в неделю).
Общая характеристика курса.
Программа «Жизненные навыки» задумана как сквозной курс, рассчитанный на обучение детей с первого по одиннадцатый класс. Уроки психологии, разработанные О. В. Хухлаевой, не единственный представленный на рынке педагогических программ курс с подобным названием. Среди пособий такого типа можно выделить три отличающихся направления.
Первое-академическое. К нему относятся, в частности, учебники представляющие собой свод академических знаний об одном из разделов структурной психологии. Эти знания представлены как ещё один академический предмет и имеют такое же отношение к собственным проблемам младшего школьника, как знания о природоведении или истории.
Второе направление-адаптационное. В таких программах собраны практические рекомендации и знания, помогающие ребёнку успешно «вписаться» в образовательный процесс, внимательно слушать, правильно писать, вовремя отдыхать и т.д.
Третье направление, к которому принадлежит данная программа-помогающее ребёнку получить представление о своих индивидуальных способностях и возможностях, ориентирующее в решении личностных задач этого возраста.
Ценностные ориентиры содержания курса.
• Ценность добра – осознание себя как части мира.
• Осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).
• Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
• Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.
• Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.
• Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду.
• Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
Воспитательные результаты.
Получение школьниками опыта:
- в определении индивидуальных особенностей сверстников;
- в определении своих собственных достоинств и недостатков;
- обсуждения возникающих проблем;
- определения своих чувств и чувств сверстников;
- сопереживания окружающим людям;
- положительного отношения к себе и к сверстникам;
- в утверждении ценности фантазии в глазах ребёнка;
- в формировании сотрудничества со сверстниками.
Содержание курса.
Тема 1. Я — фантазер (8 занятий).
Я – третьеклассник. Кого можно назвать фантазером? Я умею фантазировать! Мои сны. Я умею сочинять! Мои мечты. Фантазии и ложь.
Тема 2. Я и моя школа (6 занятий).
Я и моя школа. Что такое лень? Я и мой учитель. Как справляться с «Немогучками».
Тема 3. Я и мои родители (4 занятия).
Я и мои родители. Я умею просить прощение. Почему родители наказывают детей?
Тема 4. Я и мои друзья (9 занятий)
Настоящий друг. Умею ли я дружить? Трудности в отношениях с друзьями. Ссора и драка.
Тема 5. Что такое сотрудничество?(7 занятий)
Что такое сотрудничество? Я умею понимать другого. Я умею договариваться с людьми. Мы умеем действовать сообща. Что такое коллективная работа?
Всего 34 занятия.
Календарно-тематическое планирование
№ занятия п/п | № занятия в теме | Тема раздела, занятия | Планируемые результаты | |
Личностные | Метапредметные | |||
1 | 1 | Я-фантазёр. Я-третьеклассник. | Ориентироваться в социальных ролях, положительно относиться к школе, принимать предложения и оценки учителя. | Соотносить результат с целью и оценивать его. (Р) Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. (П) Формулировать своё собственное мнение и позицию. (К) |
2 | 1 | Кого можно назвать фантазёром? | Понимать, что такое фантазия, для чего она нужна человеку. | Осознавать свои телесные ощущения, связанные с напряжением и расслаблением. (Р) Наблюдать, сравнивать по признакам, сопоставлять. (П)Учиться контролировать свою речь и поступки. (К) |
3 | 1 | Я умею фантазировать! | Ориентироваться в нравственном содержании собственных поступков и поступков других людей. | Соотносить результат с целью и оценивать его. (Р) Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. (П) Учиться грамотно задавать вопросы и участвовать в диалоге. (К) |
4 | 1 | Мои сны. | Сопоставлять полученную информацию с имеющимся жизненным опытом | Соотносить результат с целью и оценивать его. (Р) Наблюдать, сравнивать по признакам, сопоставлять. (П)Формулировать своё собственное мнение и позицию. (К) |
5 | 1 | Я умею сочинять! | Развивать творческие способности. | Планировать цели и пути изменения с помощью взрослого. (Р) Обогатить представление о собственных возможностях и способностях. (П) Формулировать своё собственное мнение и позицию. (К) |
6 | 1 | Мои мечты. | Понимать, что такое мечта, зачем она нужна человеку, нужно ли уметь мечтать. | Соотносить результат с целью и оценивать его. (Р) Обогатить представление о собственных возможностях и способностях. (П) Формулировать своё собственное мнение и позицию. (К) |
7 | 1 | Фантазия и ложь. | Понимать, что такое правда, ложь, что любой обман ведёт к определённым, иногда неожиданным для детей последствиям. | Осознавать свою долю ответственности за всё, что с ним происходит. (Р) Наблюдать, сравнивать по признакам, сопоставлять. (П)Учиться контролировать свою речь и поступки. (К) |
8 | 1 | Да здравствует фантазия! | Осознавать ценность умения фантазировать, развитие креативных способностей. | Извлекать необходимую информацию из текста. (Р)Обогатить представление о собственных возможностях и способностях. (П) Формулировать своё собственное мнение и позицию. (К) |
9 | 1 | Я и моя школа. Я и моя школа. | Положительно относиться к школе, ориентироваться на содержательные моменты школьной действительности. | Реалистично строить свои взаимоотношения друг с другом и взрослыми. (Р) Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. (П) Учиться грамотно задавать вопросы и участвовать в диалоге. (К) |
10 | 1 | Что такое лень? | Понимать, что такое лень, как она влияет на человека. | Осознавать свои телесные ощущения, связанные с напряжением и расслаблением. (Р) Наблюдать, сравнивать по признакам, сопоставлять. (П) Учиться контролировать свою речь и поступки. (К) |
11, 12 | 1,2 | Я и мой учитель. | Ориентироваться в социальных ролях, принимать предложения и оценки учителя. | Реалистично строить свои взаимоотношения друг с другом и взрослыми. (Р) Адекватно воспринимать оценку учителя. (П) Осознавать необходимость признания и уважения прав других людей. (К) |
13 | 1 | Как справляться с «Немогучками»? | Адекватно оценивать свои эмоциональные реакции, ориентироваться в нравственной оценке собственных поступков и поступков других людей | Осознавать свои телесные ощущения, связанные с напряжением и расслаблением. (Р) Обогатить представление о собственных возможностях и способностях. (П) Формулировать своё собственное мнение и позицию. (К) |
14 | 1 | Моя школа. | Осознание особенности позиции ученика, учителя. | Реалистично строить свои взаимоотношения друг с другом и взрослыми. (Р) Оценивать правильность выполнения действий и корректировать при необходимости. (П) Учиться грамотно задавать вопросы и участвовать в диалоге. (К) |
15 | 1 | Я и мои родители. Я и мои родители. | Осознавать требования родителей, сопоставлять их со своими возможностями и желаниями. | Реалистично строить свои взаимоотношения друг с другом и взрослыми. (Р) Адекватно воспринимать оценку родителей. (П) Осознавать необходимость признания и уважения прав других людей. (К) |
16 | 1 | Я умею просить прощения. | Адекватно оценивать свои эмоциональные реакции, ориентироваться в нравственной оценке собственных поступков и поступков других людей | Извлекать необходимую информацию из текста. (Р)Обогатить представление о собственных возможностях и способностях. (П) Учиться контролировать свою речь и поступки. (К) |
17 | 1 | Почему родители наказывают детей? | Ориентироваться в социальных ролях, принимать предложения и оценки родителей. | Осознавать свою долю ответственности за всё, что с ним происходит. (Р) Наблюдать, сравнивать по признакам, сопоставлять. (П)Учиться контролировать свою речь и поступки. (К) |
18 | 1 | Я, мама и папа. | Осознавать требования родителей, сопоставлять их со своими возможностями и желаниями. Обучать способам разрешения конфликтов с родителями. Формировать уважительное отношение к родителям. Формировать представление о семейных ценностях. | Учиться делать осознанный выбор в сложных ситуациях. (Р)Учиться наблюдать и осознавать происходящие в самом себе изменения. (П) Осознавать необходимость признания и уважения прав других людей. (К) |
19, 20 | 1,2 | Я и мои друзья. Настоящий друг. | Уметь определять качества настоящего друга. | Реалистично строить свои взаимоотношения друг с другом. (Р) Находить ответы на вопросы в тексте, перерабатывать информацию. (П) Формулировать своё собственное мнение и позицию. (К) |
21,22 | 1,2 | Умею ли я дружить? | Уметь осознавать собственное умение дружить. | Соотносить результат с целью и оценивать его. (Р) Обогатить представление о собственных возможностях и способностях. (П)Ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии. (К) |
23, 24 | 1,2 | Трудности в отношении с друзьями. | Уметь выстраивать межличностные отношения, уметь избегать конфликтные ситуации и находить выходы из спорных ситуаций | Учиться делать осознанный выбор в сложных ситуациях. (Р)Учиться наблюдать и осознавать происходящие в самом себе изменения. (П) Ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии. (К) |
25, 26 | 1,2 | Ссора и драка. | Уметь обсуждать конфликтные ситуации и находить из них выход. | Осознавать свою долю ответственности за всё, что с ним происходит. (Р) Учиться наблюдать и осознавать происходящие в самом себе изменения. (П) Учиться контролировать свою речь и поступки. (К) |
27 | 1 | Дружба. | Устанавливать дружеские взаимоотношения в коллективе, основанные на взаимопомощи и взаимной поддержке. | Извлекать необходимую информацию из текста. (Р)Наблюдать, сравнивать по признакам, сопоставлять. (П)Учиться грамотно задавать вопросы и участвовать в диалоге. (К) |
28 | 1 | Что такое сотрудничество? Что такое сотрудничество? | Понимать, что такое сотрудничество в совместной деятельности. | Извлекать необходимую информацию из текста. (Р)Наблюдать, сравнивать по признакам, сопоставлять. (П)Учиться толерантному отношению к другому мнению. (К) |
29 | 1 | Я умею понимать другого. | Доброжелательно эмоционально-нравственно отзываться на чувства других людей. | Реалистично строить свои взаимоотношения друг с другом и взрослыми. (Р) Обогатить представление о собственных возможностях и способностях. (П)Ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии. (К) |
30 | 1 | Я умею договариваться с людьми. | Приобретать умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество. | Определять и формулировать цель в совместной работе. (Р)Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. (П) Учиться самостоятельно решать проблемы в общении. (К) |
31 | 1 | Мы умеем действовать сообща. | Уметь договариваться со сверстниками в совместной деятельности. | Реалистично строить свои взаимоотношения. (Р) Оценивать правильность выполнения действий и корректировать при необходимости. (П)Ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии. (К) |
32 | 1 | Что такое коллективная работа? | Ценить взаимопомощь и взаимную поддержку сверстников. | Определять и формулировать цель в совместной работе. (Р)Оценивать правильность выполнения действий и корректировать при необходимости. (П) Осознавать необходимость признания и уважения прав других людей. (К) |
33 | 1 | Мы вместе можем… | Уметь адаптироваться к динамично изменяющемуся и развивающемуся миру. | Реалистично строить свои взаимоотношения друг с другом и взрослыми. (Р) Обогатить представление о собственных возможностях и способностях. (П) Учиться контролировать свою речь и поступки. (К) |
34 | 1 | Итоговое занятие. | Актуализировать полученные за год психологические знания. | Осознавать свою долю ответственности за всё, что с ним происходит. (Р) Адекватно воспринимать оценку учителя. (П)Учиться самостоятельно решать проблемы в общении. (К) |
(Р) – регулятивные универсальные учебные действия
(П) –познавательные универсальные учебные действия
(К)-коммуникативные универсальные учебные действия
Планируемые результаты курса «Жизненные навыки» в 3 классе
Личностные | Метапредметные |
Учащиеся должны иметь представление о своих собственных возможностях и способностях, о дружбе, сотрудничестве, взаимопонимании, фантазии, лжи, семейных ценностях, социальных ролях ученика, учителя, родителя. | Учащиеся должны знать особенности человеческих качеств (лень, ложь, отзывчивость), способы разрешения конфликтных ситуаций с окружающими людьми, свою долю ответственности за свои поступки. |
Учащиеся должны уметь доброжелательно эмоционально-нравственно отзываться на чувства других людей, договариваться со сверстниками в совместной деятельности, обсуждать конфликтные ситуации и находить из них выход, адекватно оценивать свои эмоциональные реакции. | Учащиеся должны уметь определять и формулировать цель в своей деятельности, делать осознанный выбор в сложных ситуациях, контролировать свои поступки. |
Учащиеся могут проявлять чувства эмпатии, уважения к окружающим людям. | Учащиеся должны владеть своей речью, эмоциями. |
Материально-техническое обеспечение
Название объектов и средств МТО | Количество | Примечание |
Библиотечный фонд
1.Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе, М. Генезис, 2011год 2.Носов. Н. «Фантазёры» 3.Ларри. Я. «Необыкновенные приключения Карика и Вали» 4. Остер. Г. «Вредные советы» 5. Русская народная сказка «Царевна-Несмеяна» | 1 экземпляр 1 экземпляр 1 экземпляр 1 экземпляр 1 экземпляр |
Печатные пособия
1.Плакаты по основным темам 2.Картинки с изображениями людей | 1 экземпляр для фронтальной работы 1 экземпляр для фронтальной работы |
Учебно-практическое оборудование
1.Небольшой мячик 2.Магниты для доски 3.Фигурка (игрушка) льва, медвежонка 4.Листы ватмана 5.Синие шариковые ручки 6.Цветные карандаши 7.Альбомы для рисования | 1 экземпляр 30 штук 1 экземпляр 30 штук 30 наборов 30 штук |
Оборудование для класса
1.Ученические столы с комплектами стульев 2.Шкафы для хранения дидактических материалов и пособий | Класс-комплект | |
Технические средства обучения | ||
1.Компьютер 2.Интерактивная доска 3.Классная доска 4.Мультимедиа проектор 5.Принтер/сканер | 1 экземпляр 1 экземпляр 1 экземпляр 1 экземпляр 1 экземпляр | |
Экранно-звуковые пособия | ||
1.Аудиозаписи в соответствии с программой обучения | 1 экземпляр |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психология. Рабочая программа по курсу "Жизненные навыки" для 2 класса
Рабочая программа по курсу "Жизненные навыки" для 2 класса...
Психология. Рабочая программа по курсу "Жизненные навыки" для 4 класса
Рабочая программа по курсу "Жизненные навыки" для 4 класса...
Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....
Рабочая программа по чтению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 4 коррекционный класс (8 вида).
Библиографический список Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII...
Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по чтению (3 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по математике 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ
Рабочая программа по математике 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ...