Девиантное поведение
статья по теме

Миронова Татьяна Александровна

О девиантном поведении школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Основными видами нарушения поведения у обучающихся выделяют: девиантное поведение и аддиктивное.

Девиантное поведение- это поступки ( действия  индивида), не соответствующие ожиданиям и нормам, которые фактически сложились  или официально установлены в данном обществе.

      Понятие о норме как социально детерминированной модели, в соответствии с которой строится либо должно строиться индивидуальное или групповое поведение, имеет ключевое значение, так как норма выступает в качестве основного критерия анализа и классификации поведения человека. В специальной литературе под нормой понимается не только какое-то общее правило, но и реально существующий тип массового процесса. Норма - это мера полезного и поэтому типичного функционирования человека. Норма поведения, как правило, включает несколько аспектов:

1) правило (предписание), выступающее как долженствование;

2) объективное поведение и деятельность человека;

3) субъективное представление о сущем и должном.

Поведение - совокупность реакций человека на внешние и внутренние раздражители, которые характеризуются наибольшей репрезентативностью, то есть типичностью, оптимальностью, полезностью, физической и психической нормальностью. И наоборот, ненормальное, или отклоняющееся, поведение не соответствует социальным, общественным, нравственным требованиям и является нерепрезентативным, т.е. нетипичным, неодобренным, вредным, осуждаемым и поэтому подлежащим педагогической профилактике.

  Такое поведение транслируют подростки, которые воспитывались в социуме с ослабленным нормативным контролем. Часто девиантное поведение служит средством самоутверждения, формой протеста против кажущейся или  действительно существующей несправедливости  взрослых.

Причины девиантного поведения.

 Девиантное поведение связано не с гибелью нервных клеток мозга, а с их неправильным функционированием, изменением « режима» деятельности. То, что они в этих случаях не умирают ( нет их атрофии, некроза), делает реальной задачу устранения дисфункции,- приведения режима нервной деятельности в норму, а значит- налаживания функции.

   Врачи-психоневрологи иногда считают, что негрубые формы отклонённого поведения являются одним из видов минимальной мозговой  дисфункции. При этом выделяют  два типа:  гипердинамию и гиподинамию ( условно можно сказать, что гипердинамия –это чрезмерная активность, а гиподинамия- недостаточная).  И то и другое указывает на слабость нервных процессов, так как действия ребёнка не достигают своей цели. Чрезмерно активный ребёнок действует беспорядочно, берётся за всё, но, не заканчивая одно дело, принимается за другое, хватает всё  подряд. Ему быстро надоедают игрушки, даже те, которые он очень хотел иметь. Возбуждаясь, он становится неуправляемым, кричит, убегает, отмахивается от взрослых.

     Недостаточно активный ребёнок, напротив, ни к чему не проявляет явного интереса, не откликается на игру, не добивается своего, отказывается от развлечений, не радуется явно новым игрушкам, эмоционально бедно реагирует  на книги, телепередачи. Он не сопротивляется  вмешательству взрослых, но не выполняет  до конца их просьбы.  Внимание такого ребёнка рассеяно, память снижена. В отличие  от других детей, которые внешне  тоже малоактивны, но живут своей внутренней жизнью, эти дети не  имеют настоящих увлечений, так как  не  в состоянии ни на чём сосредоточиться.

   Что лежит   в основе такого формирования психики детей, с нейропсихологической точки зрения? Для ответа на этот вопрос следует вспомнить, что основными зонами, которые определяют патологию мышления, сознания, памяти, эмоций, а следовательно и поведения, являются фронтально лобно- глубинные дисфункции. Следовательно, причину того, что у ребёнка девиантное поведение, следует искать именно в недостаточности  взаимодействия этих зон мозга.

Что делать?

Профилактика девиантного поведения.

Ранняя профилактика включает:

- изучение индивидуально-психологических  особенностей личности с момента поступления ребёнка в образовательное учреждение;

- выделение группы детей, поведение которых настораживает отклонением от общепринятых  мер;

-наблюдение за формированием характера ребёнка- подростка.

   Ранняя профилактика вырабатывает предупредительные меры по устранению причин и условий, вызывающих отклонения в поведении и развития детей.

  Период, в котором формируется личность, является сенситивным в отношении воздействия на нервную систему .

    Профилактика девиантного поведение направлена на предупреждение возникновения у подростков более негативных поведенческих качеств: употребления алкоголя, наркотиков, склонности к конфликтам. На данном периоде  становления личности социально- психологическая профилактика рассматривается как социальная помощь подростку. Отклонения в поведении детей и подростков являются сигналом негативного развития личности.

 Для решения этих проблем вырабатывается система мер по профилактике  отклонений в поведении детей и подростков, включающая:

- беседы и проведение опросов с целью установления контакта с детьми и подростками, нуждающимися в социальной помощи.

- комплексные процедуры диагностик по выявлению предрасположенности к отклонениям в поведении;

- изучение семейной атмосферы и окружающей среды.

 Различные подходы в технологии социально-психологической профилактике дают возможность педагогу направить свою деятельность на воспитание подростка, которое осуществляется посредством применения различных видов профилактики: медицинской, психологической, педагогической.

Модель комплексной реабилитации подростков

   Прежде всего таких детей нужно лечить медикаментозно, осуществлять мероприятия, укрепляющие нервную систему. Необходима система  закаливания организма, в которой ведущая роль принадлежит  физическим упражнениям. Физические упражнения  способствуют насыщению мозга кислородом, помогают  справляться  со стрессами. Точнее, они сбрасывают вызванные ими вредные « продукты распада», появляющиеся в результате сложных  биохимических реакций и скапливающиеся в мышцах. Физические упражнения улучшают обмен веществ, аппетит и сон. Ритмичные интерактивные  движения активизируют работу мозга в целом. Наконец, дети с минимальной мозговой дисфункцией нуждаются в специальных  психотерапевтических и развивающе- коррекционных занятиях с психологом  или дефектологом. У чрезмерно  активных детей необходимо воспитывать  навыки самоуправления, вырабатывать выдержку, терпение. У недостаточно активных, напротив- живость реакции , подвижность, активность. И того и другого возможно достичь, по-настоящему заинтересовав ребёнка, подобрав к нему « ключик» и, конечно же, не вешая на него позорных ярлыков. Родители должны стать союзниками своих детей, а не противниками. Со стороны специалистов  к ребёнку с девиантным поведением необходим индивидуальный подход. Ребёнку необходимо чувствовать, что его понимают и считаются с ним как с личностью.

Аддиктивное поведение определяется порочной склонностью, привычкой порабощения при помощи каких-либо веществ: алкоголя, наркотиков, транквилизаторов. В конце концов, аддиктивность приводит к разрыву с прежним кругом общения, миром реальных ощущений и реальных людей с их заботами, надеждами и страданиями.

Причины

Аддиктивность является следствием понимания собственной несостоятельности, хронической неудовлетворённости жизнью, неуверенности в себе. Желание ребёнка любой ценой вернуть уверенность в собственных силах, уважение окружающих приводит, к неадекватной, иногда смертельно опасной форме аддиктивного поведения.

Дети, имеющие аддиктивные формы поведения, наиболее тяжело поддаются психолого- педагогическому воздействию в рамках массовой школы, поскольку становятся такими в результате непоправимой формы педагогической запущенности. Проведение по отношению к ним коррекционных мер усуглубляется необходимостью медицинского  лечения, а зачастую и привлечения к воспитательному процессу правовых органов.

Для  аддиктивного индивидуума отношения с окружающими становится всё более болезненными, сопровождаясь учащением случаев спровоцированного, условного (в наказание) или  абсолютного их отвержения. Подросток часто вовлекается в асоциальные молодёжные группы из-за стремления к бунту. Могут появляться тенденции к самодазохисткому поведению. Как правило, отмечается высокая  степень нарциссизма и переходя от преувеличения собственных достоинств к самоуничижению.

  Группа сверстников может быть центральным фактором асоциального поведения. Потребность упрочить своё положение и быть центральным  фактором асоциального поведения. Потребность упрочить своё положение и быть принятым в среде сверстников нередко способствует непредвиденному соскальзыванием  в аномальные формы поведения. Аддикция  может быть также следствием сильной потребности подростков в лидерстве среди сверстников, когда они не в состоянии приобрести статус лидера иным путём. Аддиктивное поведение становится в таком случае формой  псевдолидерства.

   Аддикция побуждается мотивом достижения эмоционального состояния удовлетворённости, уверенности в себе, которое не было достигнуто иными путями. Состояние хронической  неудовлетворённости, неуверенности исчезает, а деструктивные объекты и действия с ними вновь обещают уверенность и удовольствие. В момент доминирования аддикции подросток  изолируется от общества и может общаться только  с такими   же аддиктами. Близкие остро ощущают « разрушение личности», так как разрушается не только психика, но и здоровье, через  общее пренебрежение к себе, своему организму, личной жизни. Чаще всего именно ограниченный выбор стратегий  выхода из кризиса и неблагополучные семейные условия устанавливают  всю частоту обращения к аддикции, реже психологи отличают низкую переживаемость кратковременных затруднений.

  Можно условно выделить следующие виды аддикции у подростков.

  1. К употреблению химических веществ ( никотин, алкоголь, наркотики).
  2. К пище ( переедание или упорное самоограничение).
  3. К деньгам ( навязчивое накопление или трата).
  4. К определённым типам поведения:

● хобби ( поглощённость поиском предметом коллекционирования);

● к играм ( азартным или компьютерным);

● к Интернету (« зависание» в глобальной информационной сети);

●к экстремальным ситуациям с риском для жизни ( в том числе ряд видов спорта);

● к лидерству ( поиск ситуаций, связанных с переживанием ощущения власти над кем-либо).

5. Эмоциональные зависимости  ( объектом является другой человек);

● сексуальная зависимость;

● романтическая зависимость ( постоянный поиск состояния влюблённости);

● платоническая зависимость ( эксплуатация собственных возвышенных чувств в адрес объекта, заведомо недоступного).

Чтобы выявить обучающихся с нарушением в поседении можно использовать метод рисунок «Человек, дерево, дом» ( проективная методика  исследования личности) ,опросник Басса-Дарки ( ориентирован на диагностику  агрессивных и враждебных реакций), диагностический лист для выявления характера отклонений в поведении ( приложение №1),метод наблюдения.

Методы коррекционной работы.

  1. Игратерапия

Прогноз погоды( с 8 лет)

Цели: Бывают дни, когда дети (да и учителя) чувствуют себя "не в форме". Может быть, их охватывает уныние, обида или злость, и им хочется, чтобы их оставили в покое. Получив право побыть какое-то время в одиночестве, дети легче приходят в нормальное состояние, справляются со своими чувствами и быстрее включаются в жизнь класса. С помощью этого упражнения учитель дает ребенку понять, что он признает за ним право побыть какое-то время необщительным. В это время другие дети учатся уважать такое состояние души у каждого человека.

Материалы: Бумага и восковые мелки.

Инструкция: Иногда каждому из нас бывает необходимо побыть наедине с самим собой. Может быть, вы слишком рано встали и чувствуете себя невыспавшимися, может быть, что-то испортило вам настроение. И тогда вполне нормально, если другие оставят вас на некоторое время в покое, чтобы вы смогли восстановить свое внутреннее равновесие.

Если с вами случится такое, вы можете дать нам понять, что вам хочется побыть в одиночестве, чтобы к вам никто не подходил. Сделать это можно так: вы можете показать одноклассникам свой "прогноз погоды". Тогда всем будет понятно, что на какое-то время, вас нужно оставить в покое.

Возьмите лист бумаги и восковые мелки и нарисуйте рисунок, который будет соответствовать вашему настроению в таких случаях. Или просто напишите большими раскрашенными буквами слова "Штормовое предупреждение". Таким способом вы можете показать другим, что у вас сейчас "плохая погода", и вас лучше не трогать. Если вы чувствуете, что вам хочется покоя, вы можете положить такой лист перед собой на парту, чтобы все знали об этом. Когда вы почувствуете себя лучше, можете "дать отбой". Для этого нарисуйте небольшую картинку, на которой из-за дождя и туч начинает проглядывать солнце или покажите своим рисунком, что для вас солнце уже светит вовсю.

  1. "Рубка дров( с 8 лет)

Цели: Эта игра помогает развлечься при всеобщей апатии в классе и переключиться на активную деятельность после долгой сидячей работы. Дети смогут прочувствовать свою накопившуюся агрессивную энергию и использовать ее в игре. Кроме того, крик в ходе игры поможет освежить голову и улучшить дыхание. Для игры не потребуется много места.

Инструкция: Кто из вас хоть раз рубил дрова? Кто может показать, как это делается? Как нужно держать топор, в каком положении должны находиться ноги, когда рубишь дрова?

Встаньте так, чтобы вокруг было немного свободного места. Представьте себе, что вам нужно нарубить дрова из нескольких чурок. Покажите мне, какой толщины кусок бревна, который вы хотите разрубить. Поставьте его на пень и поднимите топор высоко над головой. Всякий раз, когда вы с силой опускаете топор, вы можете громко выкрикивать: "Ха!" Затем ставьте следующую чурку перед собой и рубите вновь. Через две минуты пусть каждый скажет мне, сколько чурок он перерубил.

  1. Да и нет ( с 6 лет)

Цели: Эта игра, так же, как и предыдущая, направлена на снятие у детей состояния апатии и усталости, на пробуждение их жизненных сил. Самое замечательное в этой игре то, что в ней задействован только голос. Поэтому игра "Да и нет" может оказаться особенно полезной для тех детей, которые еще не открыли для себя свой собственный голос как важный способ самоутверждения в жизни. Ненастоящий, игровой спор освежает психологический климат в классе и, как правило, снимает напряжение. Начиная эту игру, имейте в виду, что на некоторое время в классе будет жуткий шум и гам.

Материалы: Небольшой колокольчик.

Инструкция: Вспомните на мгновение, как обычно звучит ваш голос. Скорее тихо, скорее громко, скорее средне?

Сейчас вам будет нужно использовать всю мощь своего голоса. Разбейтесь на пары и встаньте друг перед другом. Сейчас вы проведете воображаемый бой словами. Решите, кто из вас будет говорить слово "да", а кто слово "нет". Весь ваш спор будет состоять лишь из этих двух слов. Потом вы будете ими меняться. Вы можете начинать очень тихо, постепенно увеличивая громкость до тех пор, пока один из вас не решит, что громче уже некуда. Пожалуйста, слушайте колокольчик, который я принесла с собой. Услышав его звон, остановитесь, сделайте несколько глубоких вдохов. Обратите при этом внимание на то, как приятно находиться в тишине после такого шума и гама.

Тух-тиби- дух! ( с 6 лет)

Цели: Тух-тиби-дух!" — еще один рецепт снятия негативных настроений и восстановления сил в голове, теле и сердце. В этом ритуале заложен комичный парадокс. Хотя дети должны произносить слово "тух-тиби-дух" сердито, через некоторое время они не могут не смеяться.

Инструкция: Я сообщу вам сейчас особое слово. Это волшебное заклинание против плохого настроения, против обид и разочарований, короче, против всего, что портит настроение. Чтобы это слово подействовало по-настоящему, вам необходимо сделать следующее. Начните ходить по классу, ни с кем не разговаривая. Как только вам захочется поговорить, остановитесь напротив одного из детей, и трижды сердито-сердито произнесите волшебное слово. Это волшебное слово "тух-тиби-дух". В это время другой ученик должен стоять тихо и слушать, как вы произносите волшебное слово, он не должен ничего отвечать. Но если он захочет, он может ответить вам тем же трижды сердито-сердито произнести: "Тух-тиби-дух!". После этого продолжайте прогуливаться по классу. Время от времени останавливайтесь перед кем-нибудь и снова сердито-сердито произносите это волшебное слово. Чтобы оно подействовало, важно говорить его не в пустоту, а определенному человеку, стоящему перед вами.

  Также в работе с такими детьми необходимо использовать мышечную и дыхательную гимнастику. Песочная терапия и арттерапия помогают успокоить  возбуждённое состояние обучающегося, развивает  мелкую моторику, воображение, любовь к творчеству .

Приложение №1

Диагностический  лист для выявления характера отклонений в поведении

Цель: формирование учителем  заказа школьному психологу исследования показателей уровня социального развития подростков.

Необходимый материал: показатели уровня социальной адаптации социального развития.

Инструкция : « Оцените степень выраженности данных качеств по пятибалльной системе. Причём, 5 баллов- высокая степень проявления, 1 – низкая, 3 балла- средняя степень их проявления».

1.Наличие положительно ориентированных жизненных планов и профессиональных намерений.

2. Степень сознательности и дисциплинированности по отношению к учебной деятельности.

3. Уровень развития полезных знаний, навыков, умений ( спортивных, трудовых, технических и т.д). Разнообразие и глубина полезных интересов.

4. Адекватное отношение к педагогическим воздействиям, оказываемым взрослыми.

5. Коллективистские проявления, способность считаться с коллективными интересами, уважать нормы коллективной жизни.

6. Способность критически, в соответствии с нормами морали и права оценивать поступки окружающих, друзей, сверстников, одноклассников.

7. Самокритичность, наличие навыков самоанализа.

8. Внимательное, чуткое отношение к окружающим, способность к сопереживанию, эмпатии.

9. Волевые качества. Невосприимчивость к дурному влиянию. Способность самостоятельно принимать решения и преодолевать трудности при их выполнении.

10. Культура поведения ( подтянутый внешний вид, аккуратность, культура речи, вежливость).

11. Преодоление и отказ от дурных привычек и форм  асоциального поведения ( употребление алкоголя ,курение, употребление нецензурных выражений).

 Оценка  результатов: подсчитывается  средний арифметический балл, показывающий соотношение уровней социального развития:

1-2,5 балла- социально запушенные дети – 3 группа.

2,6-3,6 балла- педагогически запущенные дети- 2 группа.

3,6-5 баллов – благополучные учащиеся – 1 группа.

 Социальная запущенность школьников, по сравнению с педагогической, характеризуется, прежде всего, более низким уровнем развития профессиональных намерений и ориентации, а также полезных интересов , знаний, навыков, более активным сопротивлением педагогическим требованиям и требованиям коллектива, нежелание считаться с нормами коллективной жизни, затруднением в способности оценивать себя и других.

Источник .Социальный педагог в школе. Автор- составитель Л.Д. Баранова. Волгоград: Учитель, 2009.

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №10 г. Бирюсинска

Доклад

Основные виды нарушения поведения у обучающихся

Педагог- психолог МКОУ СОШ №10

                                        Миронова Т.А.

г. Бирюсинск 2012

Трудный подросток

медицинская

педагогическая

психологическая


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

материалы для педсовета "Девиантное поведение"

ПрезентацияРекомендации для педагоговТекст сообщения к презентации...

Статья на тему «Дети начальной школы с девиантным поведением»

В чем проявляется отклоняющееся поведение? Как правило, в психологических трудностях, эмоциональных расстройствах и, как результат, - нарушениях поведения. ...

Презентация "Девиантное поведение"

Данная презентация раскрывает аспекты отклоняющегося поведения подростков. Она предназначена для родителей....

Профилактика девиантного поведения в младшем школьном возрасте. Понятие и особенности девиантного поведения младших школьников

Как распознать и во время принять меры по предупреждению агрессии у ребенка? Как предотвратить формирование девиантного поведения школьника? профилактика и раннее выявление возможных проблем ребенка -...

Влияние технологии формирования готовности к безопасному поведению на дорогах у младших школьников с девиантным поведением.

Обучение подрастающей смены основам безопасного поведения на дорогах является важнейшей составной частью системы общественной безопасности. Только физически и психически здоровый человек может  м...