Программа психологического сопровождения первоклассников, разработала Коротеева М. А.
рабочая программа (1 класс) по теме

Коротеева Марина Анатольевна

Данная программа представляет систему работы педагога-психолога в работе с первоклассниками в период изучения психологической готовности  обучающихся к школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Человек вырастает по мере того        

 как растут его цели.

Ф.Шиллер

Цель программы:

  • Создание социально-психологических условий для успешной адаптации первоклассников в ситуации школьного обучения.

Задачи:

  • Развитие позитивной «Я – концепции» детей, устойчивой самооценки;
  • Создание условий, обеспечивающих наличие низкого уровня школьной тревожности;
  • Адаптация учебной программы, образовательных технологий к возрастным и личностным возможностям детей с целью обеспечения условий для формирования устойчивой учебной мотивации.

Для реализации поставленной цели необходимо реализация II -х этапов работы:

  1. этап работы включает следующее:
  • Реализация учителями начальных классов курса «Введение в школьную жизнь». Авторы: Г. А. Цукерман, К. Н, Поливанова.

Цель курса:

Помочь ребенку построить содержательный образ « настоящего школьника».

  • Психологическое исследование готовности учащихся к обучению в школе, которая состоит из трех сфер: личностной, интеллектуальной, волевой.

Цель психологического исследования:

Выявление условий организации индивидуального подхода к учащимся в учебно-воспитательном процессе.

Выявление детей, не готовых к школьному обучению.

  1. Реализация психологического курса «Формирование готовности к самореализации»; 1 класс « Я открываю свои тайны».

Цель курса:

  • Развитие эмоциональной регуляции поведения детей, помощь детям в адаптации к школе, повышение уверенности в себе.

Задачи:

  • Обеспечить успешную адаптацию к школе и преемственность при переходе от одного возрастного периода к другому;
  • Поддерживать и развивать познавательную активность детей, снимать утомление, негативные эмоциональные состояния и их проявления, связанные со школой;
  • Готовить учащихся к выполнению высокого спектра социальных ролей;
  • Развивать у детей творческие способности, способствовать их разнообразному самовыражению;

Содержание I этапа работы:

В последнее время задача подготовки детей к школьному обучению занимает одно из важных мест в развитии представлений психологической науки.

Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения, и воспитания во многом определяются тем, насколько верно учитывается уровень подготовленности детей к школьному обучению.

Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Психологическая готовность ребенка к школьному обучению - это один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства.

 I этап работы реализовывали в со- деятельности учителя начальных классов и психологи.

За основу деятельности учителей начальных классов был взят Курс «Введение в школьную жизнь». Авторы: Г. А. Цукерман, К. Н, Поливанова.

Для психологической помощи учащимся в первые дни ребенка в школе работа психологов была направлена на:

  • снятие мышечных зажимов, эмоционального напряжения, повышения работоспособности.
  • пробуждение активности ребенка, его сообразительности, ловкости, быстроты реакции.
  • развитие воображения, фантазии, переключение внимания, развитие памяти, наглядно – образного мышления.

Основные методы работы:

  • психофизиологические упражнения и игры;
  • подвижные игры и игры, развивающие;
  • психогимнастика;
  • техники и приемы саморегуляции.

                Перечисленные игры, упражнения использовались как на переменах, на прогулках, так и во время организованных занятиях.

        Предлагаемый пакет упражнений, гимнастик , игр представлен в Приложении №1.

        Первые два дня работы психолога и педагога с учащимися направлены на создание благоприятной эмоциональной среды и организацию первичных форм общения.

План со – деятельности психолога и педагога в организации проведения занятий:

  • Выделение целей деятельности для поведения занятий, с их временной регуляцией. (5-6 мин).
  • Работа педагога с учащимися. ( 15мин).
  • Работа психолога с учащимися ( 15 мин.)

Циклограмма со - деятельности педагога и психолога по адаптации ребенка к школе.

Занятие №1.


Объект деятельности.

Временной

аспект


Виды деятельности


Приложения

Психолог

10мин

Знакомство.

" Круг общения".

Педагог

7 мин.

"Редкие имена".

"Словарь русских имен".

Психолог

5 мин

Снятие мышечных зажимов, эмоционального напряжения, повышения работоспособности.

Гимнастика. Третий комплекс.

Педагог

5мин

Работа учащихся по группам, название групп.

Психолог

3 мин

Игра на развитие коммуникативных навыков

Игра "Паравозики".

На I этапе работы проводится психологическое исследование готовности учащихся обучению в школе.

Цель:

  • понимание особенностей психологического развития детей с целью определения индивидуального подхода к ним в учебно-воспитательном процессе.
  • выявление детей, не готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости.
  • разработка программы обучения  первоклассников педагогами в соответствии с их «зоной ближайшего развития», что позволит каждому ребенку развиваться в оптимальном для него режиме.

На сегодняшний день общепризнанно, что готовность к школьному обучению - многокомпонентное образование. Структура психологической готовности включает в себя следующие сферы:

Личностная готовность к обучению к школе:

Личностная готовность включает в себя следующее: принятие новой социальной позиции – положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей.

Чтобы ребенок успешно учился он, прежде всего, должен стремиться к новой школьной жизни, к «серьезным» занятиям, «ответственным» поручениям. На появление такого желания влияет отношение близких взрослых к учению, как к важной содержательной деятельности, гораздо более значимой, чем игра дошкольника. Влияет и отношение других детей, сама возможность подняться на новую возрастную ступень в глазах младших и сравняться в положении со старшими. Стремление ребенка занять новое социальное положение ведет к образованию его внутренней позиции.

Л.И. Божович характеризует это как центральное личностное новообразование, характеризующее личность ребенка в целом. Именно оно и определяет поведение и деятельность ребенка, и всю систему его отношений к действительности, к самому себе и окружающим людям. Образ жизни школьника в качестве человека, занимающегося в общественном месте общественно значимым и общественно оцениваемым делом, осознается ребенком как адекватный для него путь к взрослости - он отвечает сформировавшемуся в игре мотиву «стать взрослым и реально осуществлять его функции» (Д.Б.Эльконин).

Интеллектуальная готовность к обучению к школе:

Данный компонент готовности предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Ребенок должен владеть планомерным и расчлененным восприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенными формами мышления и основными логическими операциями, смысловым запоминанием. Однако, в основном, мышление ребенка остается образным, опирающимся на реальные действия с предметами, их заместителями.

Интеллектуальная готовность также предполагает формирование у ребенка начальных умений в области учебной деятельности, в частности, умение выделять учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности. Обобщая, можно говорить, что развитие интеллектуальной готовности к обучению в школе предполагает: 

  • Способность постижения основных признаков и связей между явлениями, способность воспроизвести образец;
  • Логическое запоминание;
  • Интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий;
  • Овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию и применению символов;
  • Развитие тонких движений руки и зрительно- двигательных координаций.

Эмоционально -волевая готовность к обучению к школе:

Уже в дошкольном возрасте ребенок оказывается перед необходимостью преодоления возникающих трудностей и подчинения своих действий поставленной цели. Это приводит к тому, что он начинает сознательно контролировать себя, управлять своими внутренними и внешними действиями, своими познавательными процессами и поведением в целом.

Л.С.Выготский считал волевое поведение социальным, а источник развития детской воли усматривал во взаимоотношениях ребенка с окружающим миром. При этом ведущую роль в социальной обусловленности воли отводил его речевому общению с взрослыми. В генетическом плане Л.С.Выготский рассматривал волю как стадию овладения собственными процессами поведения.

К началу школьного обучения у ребенка должна быть достигнута сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость, на фоне котрой и возможно развитие и протекание учебной деятельности.

Для исследования психологической готовности учащихся к обучению в школе нами были использованы следующие психологические диагностики:

  1. для изучения личностной готовности учащихся к школе были использованы методики «Беседа по Нежновой».

а) Е.К .Вархатова, Н.В. Дятко ,Е.В. Сазонова «Да и Нет».

Цель:

  • Исследование сформированности произвольности у учащихся, развитие общей осведомленности, развитие речи.

б) Е. К .Вархатова, Н.В. Дятко ,Е.В. Сазонова « Последовательные цепочки».

Цель:

  • Исследование сформированности у ребенка причинно-следственных, пространственно - временных, логических связей, а также развитие монологической речи.
  1. для изучения интеллектуальной готовности учащихся к школе использовалась методика Д.Б. Эльконин, А.П. Венгер «Рисунок человека».

Цель:

  • Исследование особенности развития наглядно-образного мышления.
  1. для исследования эмоционально - волевой готовности учащихся к обучению в школе нами были использованы методики Д.Б. Эльконин, А.П. Венгер «Образец и правило», Е.К .Вархатова, Н.В. Дятко ,Е.В. Сазонова " Нелепицы".

Цель:

  • исследование уровня произвольности и организации действий, умения ориентироваться на систему условий задачи.
  • установление эмоционального контакта с ребенком.

Используемые психологические диагностики представлены в Приложении №2.

Содержание II этапа работы:

Для реализации программы 1 класса «Я открываю свои тайны» используются следующие методы работы. 

Введение:

Начало школьной жизни - серьезное испытание для большинства детей, приходящих в первый класс. Они должны привыкать к новому коллективу, к новым социальный требованиям, особенно сложно перестроится тем учащимся, которые еще эмоционально не готовы к роли "школьника4', - для них период адаптации может быть травмирующим. Изменяется вся жизнь ребенка: все подчиняется учебе, школе, школьным делам, заботам. Период адаптации - это очень сложный период, прежде всего тем, что школа с первых же дней ставит перед ребенком целый ряд задач, которые необходимо решить школьнику. В психологической литературе существует множество определений адаптации, мы остановимся на следующем.

Адаптация - это приспособление строение и функции организма, его органов и клеток к условиям среды, направленное на сохранение гоиеостаза. ( Си. Словарь практического психолога. МинскХарвест 7997 г.).

Адаптация социальная - это константный процесс психодинамического приспособления индивида к условиям социальной среды, обществам, микро обществам в социуме- это также и результат самого процесса социоадаптации.( См. 8.8 .Юрчук Современный словарь по психологии).

Особенность психологии ребенка младшего школьного возраста заключается в том, что он еще мало осознает свои переживания и далеко не всегда может понять их причины; на трудности в школе ребенок чаще всего отвечает эмоциональными , реакциями - гневом, страхом, обидой.

Положительные эмоции, которые ребенок испытывает при общении со сверстниками, во многом формируют его поведение, облегчают адаптацию к школе. Кроме этого огромную роль играют на начальном этапе адаптации, это взаимоотношения учитель - ученик, отношения, определяющие в значительной степени психологическую адаптацию ребенка к школе, чтобы ребенок мог сознательно регулировать свое поведение, его нужно научить адекватно выражать свои эмоции, находить выход из сложных ситуаций.

Успешность процесса адаптации во многом определяется состоянием здоровья ребенка, «школьный стресс», «школьный шок», «школьный страх».

Стресс - это состояние психического напряжения, психической обструкции, которая возникает в психике субъекта в процессе его активности. ( См. 8.8. .Юрчук Современный словарь по психологии).

Страх - это аффективно чувственная эмоция, которая возникает в обстоятельствах превентивности - угрозы - боязни, за свою социальную или же биологическую экзистенцию ( См. 8.8. Юрчук Современный словарь по психологии).

В зависимости от состояния здоровья адаптация к школе, к изменившимся условиям жизни может протекать по разному. Выделяются группы детей:

  • С "легкой адаптацией";
  • Адаптация "средней" тяжести;
  • "Тяжелая" адаптация.

При легкой адаптации состояние напряженности функциональных систем организма ребенка компенсируется в течение первой четверти.

При адаптации средней тяжести нарушения самочувствия и здоровья более выражены и могут наблюдаться в течение первого полугодия.

У части детей адаптация к школе проходит тяжело. При этом значительные нарушения в состоянии здоровья нарастают от начала к концу года. (См. Под редакцией Дубровиной "Обучение детей 6-летнего возраста в детском саду и школе". Опыт физиологического и гигиенического исследований").

Младший школьный возраст - это период активного формирования произвольности, развития внутреннего плана действий, начинает развиваться способность к рефлексии, поэтому именно на этом этапе ребенок может успешно овладевать средствами и способами анализа своего поведения и поведения других людей.

 В следствии этого работа психолога в 1-ом классе направлена на стабилизацию эмоционально - волевой сферы, а также помощь школьникам в адаптации к школе.

Предлагаемый курс направлен на формирование эмоциональной стабильности и положительной самооценки у учащихся.

Цель:

  • Развитие эмоциональной регуляции поведения детей, помощь детям в адаптации к школе, повышение уверенности в себе.

Задачи:

  • Обеспечить успешную адаптацию к школе и преемственность при переходе от одного возрастного периода к другому;
  • Поддерживать и развивать познавательную активность детей, снимать утомление, негативные эмоциональные состояния и их проявления, связанные со школой;
  • Готовить учащихся к выполнению высокого спектра социальных ролей;
  • Развивать у детей творческие способности, способствовать их разнообразному самовыражению;
  • Через развития самопознания и самооценки ребенка развивать самоуправление, самоорганизацию, саморазвитие личности детей.

Основные методы работы:

  • Имитационные и ролевые игры;
  • Психогимнастика;
  • Элементы групповой дискуссии;
  • Техники и приемы саморегуляции.

Временная организация занятий:

Предлагаемая программа рассчитана на то, что занятия проводятся 1 раз в неделю. Программа рассчитана на работу в группе из 10- 12 человек, поэтому рекомендуется делить учебный класс на подгруппы. Занятия включают в себя элементы социально -психологического тренинга, поэтому проводить занятия лучше в специальном помещении, в котором участники могут свободно располагаться и передвигаться.

Оборудование и оснащение кабинета:

Для того, чтобы проводить занятия психологу необходимо иметь следующее:

  • Магнитофон;
  • Аудиокассеты с музыкой для релаксации;
  • Палас или ковер;
  • Мягкая игрушка;
  • Краски, карандаши, фломастеры - каждому ребенку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология психологического сопровождения первоклассников

В данной технологии описывается работа школьного психолога с 1 классами (сроки реализации). Педагог-психолог обеспечивает психологическое сопровождение на этапе адаптации детей к школе. Технология сод...

Психологическое сопровождение первоклассников в период адаптации

Психологическое сопровождение первоклассников в период адаптации....

Психологическое сопровождение первоклассников на этапе адаптации

Одним из главных направлений работы школьного психолога в начальной школе является помощь ученику-первокласснику в освоении учебной деятельности в период адаптации...

Технология психологического сопровождения первоклассников

Сталкиваясь с проблемой адаптации первоклассников, школьный психолог, зачастую испытывает  трудности в организации этой деятельности. В итоге всё остаётся на уровне диагностики и общих рекомендац...

Коррекционно-развивающая программа психологического сопровождения детей с ОВЗ «Психологическая коррекция» 1-4 класс

Цель коррекционно-развивающей программы: формирование психологического базиса для полноценного развития личности ребенка, создание зоны ближайшего развития для преодоления недостатков интеллектуальной...