Технология психологического сопровождения первоклассников
методическая разработка (1 класс) по теме
В данной технологии описывается работа школьного психолога с 1 классами (сроки реализации). Педагог-психолог обеспечивает психологическое сопровождение на этапе адаптации детей к школе. Технология содержит диагностический инструментарий, развивающие занятия, рекомендации для родителей и педагогов (в Приложениях).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_psihologicheskogo_soprovozhdeniya_pervoklassnikov.doc | 52 КБ |
prilozhenie_1.zip | 11.83 КБ |
prilozhenie_2.zip | 11.39 КБ |
prilozhenie_3.zip | 12.23 КБ |
Предварительный просмотр:
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПЕРВОКЛАССНИКОВ, НАПРАВЛЕННОЕ НА СОДЕЙСТВИЕ БЛАГОПРИЯТНОЙ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА К НОВОМУ ВИДУ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Содержание работы с 1 классами
- Первичное обследование детей, диагностика готовности к школе (месяцы: сентябрь-ноябрь).
Исследование развития речи, мышления, памяти, моторики, внимания, изучение мотивационной, эмоционально-волевой, коммуникативной сфер.
Составление сравнительных диаграмм 1-х классов.
Авторский диагностический инструментарий для первичного обследование первоклассников, изучения психологической готовности к обучению в школе, определения уровня адаптации к школе (сентябрь-октябрь) см. в Приложении 1.
- Исследование адаптации детей к школе (сентябрь-октябрь).
Методы:
- Результаты первичного обследования
- Беседа с учащимся
- Анкетирование родителей (Авторская методика в Приложении 2)
- Наблюдение за поведением детей на уроке и во внеурочной деятельности.
Делается вывод об адаптации. Факторы, способствующие дезадаптации указаваются в картах.
Составляются сравнительные диаграммы 1-х классов.
- Проводится групповая консультация для родителей по преодолению трудностей ребят в период адаптации к школе.
- Курс психологических развивающих занятий (в течение года), с октября
ЦЕЛЬ: способствовать благоприятной адаптации ребенка к школе.
ЗАДАЧИ:
- развивать коммуникативные навыки, навыки групповой (парной) работы, способствовать сплочению коллектива,
- формировать общеучебные навыки,
- расширять представления об окружающем мире,
- развивать пространственную ориентировку, творческое мышление, внимание, память, речь, воображение,
- развивать мотивационную сферу,
- формировать произвольное поведение и произвольность психических процессов.
- Рекомендации учителю (сентябрь-октябрь).
Учителям учеников со средним и низким уровнем адаптации рекомендуется:
- Развивать познавательные процессы, речь, моторику.
- Расширять кругозор, прививать любознательность, формировать учебную мотивацию, видение жизненных перспектив.
- Формировать социально-нравственное поведение (осознание новой социальной роли ученика, выполнение обязанностей, диктуемых этой ролью, ответственное отношение к учебе, соблюдение правил поведения).
- Развивать навыки общения со сверстниками и взрослыми.
- Развивать личностные компоненты познавательной деятельности (активность, самостоятельность, произвольность психических процессов); формировать учебные умения и навыки (ориентироваться в задании, планировать работу, выполнять в соответствии с указаниями, осуществлять самоконтроль и самооценку).
- Учитывать темп деятельности, особенности нервной системы, соматическое здоровье детей, предупреждать психофизические перегрузки, эмоциональные срывы, создавать климат психологического комфорта в школе, обеспечивать успешность учебной деятельности.
6. Рациональная организация окружающей школьной среды:
- рациональная организация учебного процесса и режима учебной нагрузки [Жданова Л.А. и др. Система медико-педагогического сопровождения детей при адаптации к школе, стр. 12];
- оптимизация физического воспитания [там же, стр. 17];
- формирование психологического комфорта в школе [там же, стр. 19].
Оздоровительные мероприятия:
- мероприятия, направленные на уменьшение эмоционального напряжения, улучшение деятельности центральной нервной системы [Жданова Л.А. и др. Система медико-педагогического сопровождения детей при адаптации к школе, стр. 21];
- мероприятия, направленные на снятие зрительного утомления [там же, стр. 21];
- мероприятия для уменьшения статического напряжения опорно-двигательного аппарата [там же, стр. 23];
- мероприятия, повышающие защитные силы организма (массаж биологически активных точек, рациональное питание и фитопрофилактика (по рекомендациям врача)) [там же, стр. 24].
+ Учителям: «Полезные упражнения на уроке» [релаксационные, на произвольность, коммуникативные].
7. Индивидуальная коррекция нарушений здоровья, возникающих в период адаптации см. в книге Ждановой Л.А. и др. Система медико-педагогического сопровождения детей при адаптации к школе, стр. 30.
- Рекомендации родителям (индивидуальные, сентябрь-октябрь).
Родителям учеников со средним и низким уровнем адаптации рекомендуется:
а) упражнения на развитие познавательных процессов, мелкой моторики, речи; развитие волевой сферы (Папка с рекомендациями);
б) развивать самостоятельность при выполнении заданий;
в) чаще расспрашивать впечатления ребенка о школе;
г) учить правилам взаимоотношений с одноклассниками;
д) внимательно следить за приспособлением ребенка к новому режиму, за тем, как справляется с учебной нагрузкой;
е) формировать познавательный интерес, развивать учебную мотивацию.
- II полугодие (февраль):
Оценка классным руководителем эмоционально-поведенческих реакций учащихся.
Анкетирование родителей «Учебные затруднения» (Авторская методика в Приложении 3), оценка симптомов пограничных нервно-психических расстройств.
Занесение результатов в карты 1-ков.
- Индивидуальные рекомендации учителям и родителям по результатам диагностики.
- Конец года (май): изучение словесно-логического мышления («Исключение лишнего»), Анкета Лускановой по мотивации.
Медицинское изучение течения адаптации с помощью анкеты для родителей. Занесение результатов в карты 1-ков.
Ознакомление классных руководителей 1 классов с результатами диагностики мотивации и уровнем развития мышления, адаптации учащихся. Рекомендации.
Предварительный просмотр:
Приложение 1
Авторская методика
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ ДЛЯ ПЕРВИЧНОГО ОБСЛЕДОВАНИЕ ПЕРВОКЛАССНИКОВ, ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ, ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ АДАПТАЦИИ К ШКОЛЕ.
(сентябрь-октябрь)
КРИТЕРИИ ГОТОВНОСТИ
+ физический
Диагностика интеллектуальной сферы
- «Исключение лишнего» (вербально-логическое мышление, запас знаний об окружающем мире)
10 заданий, зачитывает психолог.
0-4 низкий уровень
5-7 средний уровень
8-10 высокий уровень
- «Изучение гибкости построения графического образа» (наглядно-образное мышление, гибкость мышления, воображение, зрительное восприятие) [Обработка: Родительские собрания 1 класс, стр. 177].
- «10 слов», «10 картинок» (слуховая и зрительная памяти)
10 слов
0-2 низкий
3-4 средний
5-10 высокий
10 картинок
0-4 низкий
5-6 средний
7-10 высокий
- «Проставь значки» (распределение внимания, переключение, сосредоточенность; скорость и легкость обучаемости)
0-29 баллов – низкий
30-42 балла – средний
43-48 баллов – высокий
- Рисунки, прописи (мелкая моторика)
- «Рассказ по картинкам» (связная речь, словарный запас); «Изменение существительных по числам» (грамматический строй речи, словоизменение); характеристика речи первоклассника (критерии); звуковой строй.
- Теппинг-тест Ильина (индивидуально-типологические особенности: темп и работоспособность) [Обработка: Родительские собрания 1 класс, стр. 172].
- Беседа с учащимся (запас знаний об окружающем мире).
Диагностика мотивационной сферы
- «Определение мотивов учения» [Обработка: Родительские собрания 1 класс, стр. 147].
- Беседа с учащимся
- Рисунок «Что мне нравится в школе» [Обработка в ж-ле Школьный психолог].
- Анкета для родителей
Диагностика коммуникативной сферы
- Рисунок «Я и мои друзья»
- Беседа с учащимся
- Анкета для родителей
- Наблюдение классного руководителя, психолога
Диагностика эмоционально-волевой сферы
- Анкета для родителей (произвольность психических процессов, впечатления от школы)
- Рисунки «Моя семья» (взаимодействие ребенок-родитель, отношение в семье к ребенку, тревожность)
- «Несуществующее животное» (агрессия, тревожность)
- Диагностика школьной тревожности (Прихожан) (взаимоотношения с учителем, с учениками, родителями, отношение к учебной деятельности в школе, дома)
- Наблюдение классного руководителя (авторы критериев: 1) Эксакусто. 2) Ермолаева) (произвольность психических процессов и поведения, эмоциональная сфера).
- Оценивание родителями своего ребенка
Диагностика физической готовности
- Анкета для родителей (самочувствие, состояние здоровья ребенка после поступления в школу).
- Медицинская карта (психологическая и физическая готовность)
↓
По результатам обследования делается вывод об уровне адаптации
учащегося к школе.
Сроки: сентябрь-ноябрь.
Рисунки: «Моя семья», «Несуществующее животное», «Я и мои друзья», «Что мне нравится в школе», «Дорисовывание» (в продленке, на уроках или после уроков).
ПЛАН ОБСЛЕДОВАНИЯ
Беседа с учащимся | 10 мин |
«10 слов» | 3 мин |
«Проставь значки» | 2 мин |
«10 картинок» | 3 мин |
Теппинг-тест Ильина | 1 мин |
«Исключение лишнего» | 4 мин |
«Мотивы учения» | 3 мин |
«Рассказ по картинке» «Изменение по числам» | 4 мин |
ИТОГО: | 30 мин |
ФЕВРАЛЬ
- Оценка классным руководителем эмоционально-поведенческих реакций учащихся: снижение настроения (депрессия), социальные контакты, познавательная деятельность, дисциплина, агрессия, гнев, страх, двигательная активность. Успеваемость: матем., чтение, письмо.
- Анкетирование родителей «Учебные затруднения», оценка симптомов пограничных нервно-психических расстройств.
МАЙ
- Анкета Лускановой по мотивации.
- «Исключение лишнего» (изучение словесно-логического мышления).
- Медицинское изучение течения адаптации с помощью анкеты для родителей. См. медицинскую карту.
Предварительный просмотр:
Приложение 2
Авторская методика
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
(октябрь)
ФИ ученика_______________________________________________ Класс ______
1. Охотно ли идет ребенок в школу?
- охотно, с радостью
- без особой охоты
- неохотно
2. Наблюдается ли желание учиться (интерес к учебе)? __________________
3. Вполне ли приспособился к школьному режиму? Принимает ли как должное новый распорядок?
- в основном, да
- не совсем
- пока нет
4. Каков преобладающий эмоциональный характер впечатлений от школы?
- в основном положительные впечатления
- положительных и отрицательных примерно поровну
- в основном отрицательные впечатления
5. Характер отношений с друзьями.
Много ли в классе друзей?_____________________________
Часто ли ребенок жалуется на товарищей по классу, обижается на них?
- такого практически не бывает
- бывает, но редко
- довольно часто
Укажите причины конфликтов____________________________________________________
_______________________________________________________________________________
Особенности поведения вашего ребенка (нужное подчеркнуть)
- Предпочитает быть в одиночестве.
- Конфликтует с детьми, часто дерется, кричит.
- Не умеет поддержать игру.
- Плачет. Тревожится. Очень ждет родителей, мало контактирует с детьми.
- Находится в толпе сверстников.
- Легко вступает в контакт, адекватно ведет себя.
Сформированы ли у ребенка навыки общения со сверстниками?________________________
(умение поддержать игру; слушать собеседника, не перебивая; действовать совместно с другими; умение уступать и защищаться; умение входить в детское общество и т.д.)
Есть ли у ребенка поведенческие проблемы? (гиперактивный, агрессивный, тревожный, замкнутый, подвержен нервным заболеваниям и др.) _________________________________
- Возникают ли трудности в общении с учителем? Какие? ____________________________
_______________________________________________________________________________
7. Нуждается ли ребенок в Вашей помощи при выполнении учебных заданий?
— не нуждается в помощи
- иногда
- довольно часто
8. Как ребенок преодолевает трудности в работе?
- настойчив в преодолении трудностей
- старается преодолеть сам, но может отступить
- обращается за помощью
- перед трудностями сразу пасует
9. Справляется ли ребенок с учебной нагрузкой без перенапряжения?
- скорее да, чем нет
- скорее нет, чем да
- нет
10. Какие особенности ребенка Вы хотели бы отметить? _______________________________
________________________________________________________________________________
Уважаемые родители!
11. Для более полного суждения о состоянии здоровья вашего ребенка, нам необходимо знать, не появились ли у него перечисленные ниже жалобы после поступления в школу (нужное подчеркнуть): нарушение сна, аппетита, головные боли, боли в животе, недержание мочи, страхи, навязчивые движения (мигание, кусание ногтей и т.д.), заметная неусидчивость, стремление к непослушанию, отказ разговаривать, страх нового, раздражительность, колебания настроения, вялость, стал менее внимательным, другие жалобы _____________________________________________________________
12. Далее в таблице отметьте, пожалуйста, степень выраженности качеств личности вашего ребенка.
Оцениваемые качества личности | да | иногда | нет | не знаю |
хороший | ||||
добрый | ||||
умный | ||||
аккуратный | ||||
послушный | ||||
внимательный | ||||
вежливый | ||||
умелый (способный) | ||||
трудолюбивый | ||||
честный |
Спасибо за ваши ответы
Предварительный просмотр:
Приложение 3
Авторская методика
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
«Учебные затруднения»
(февраль)
Фамилия, имя ребенка________________________________________ Класс_________
Просим Вас искренне ответить на приведенные ниже вопросы. Подчеркните тот вариант, который кажется Вам наиболее подходящим к Вашему ребенку.
- Охотно ли идет ребенок в школу?
--- неохотно
- без особой охоты
- охотно, с радостью
- Вполне ли приспособился к школьному режиму? Принимает ли как должное новый распорядок?
- пока нет
- не совсем
- в основном, да
- Каков преобладающий эмоциональный характер школьных впечатлений?
- в основном отрицательные впечатления
- положительных и отрицательных примерно поровну
- в основном положительные впечатления
- Изменилось ли отношение вашего ребенка к школе за время учебы? Когда именно?__________________________________________________
- Нравится ли ребенку выполнять домашние задания?
- да
- нет
- по-разному (в зависимости от предмета)
- Сколько времени в среднем тратит ребенок ежедневно на выполнение домашних заданий?
- не больше 15-30 минут;
- от 30 минут до часа;
- больше часа.
- Нуждается ли ребенок в Вашей помощи при выполнении домашних заданий?
— довольно часто
- иногда
- не нуждается в помощи
- Как ребенок преодолевает трудности в работе?
- перед трудностями сразу пасует
- обращается за помощью
- старается преодолеть сам, но может отступить
— настойчив в преодолении трудностей
- Справляется ли ребенок с учебной нагрузкой без перенапряжения?
- нет
- скорее нет, чем да
- скорее да, чем нет
- Какими школьными предметами Ваш ребенок интересуется больше всего?__________________________________________________________________________
- По каким предметам домашние задания он делает быстро?________________________
_____________________________________________________________________________
По каким предметам – медленно?________________________________________________
- Отношение ученика к занятиям и их успешность (нужное подчеркнуть)
- неспособен контролировать свою деятельность, нуждается в постоянном контроле взрослых и многократном повторении требований
- с трудом овладевает необходимым объемом знаний
- неусидчив, не доводит дело до конца
- мешает педагогу и (или) детям на занятиях
- другое __________________________________________________
- Речевое развитие (нужное подчеркнуть)
- Речь невнятная. Имеются трудности в звукопроизношении.
- Словарный запас беден.
- Речь грамматически неправильная.
- Малоразговорчив.. Старается говорить односложно.
Другое ________________________________________________
- Особенности познавательной деятельности ребенка (нужное подчеркнуть)
• как ребенок запоминает:
очень хорошо с затруднениями плохо
• как ребенок понимает объяснение:
очень хорошо с затруднениями плохо
- стремится ли ребенок к получению новых знаний:
всегда иногда редко
• как ребенок перестраивается на другой вид деятельности:
легко средне с трудом с большим трудом
- Характер отношений с друзьями.
Много ли в классе друзей?_____________________________
- Часто ли ребенок жалуется на товарищей по классу, обижается на них?
- довольно часто
- бывает, но редко
- такого практически не бывает
Укажите причины конфликтов_____________________________________________________
_______________________________________________________________________________
Конфликты Вашего ребенка с другими детьми решаются им самостоятельно или с помощью взрослых?_____________________________________________________________
- Особенности поведения вашего ребенка
- Предпочитает быть в одиночестве.
- Конфликтует с детьми, часто дерется, кричит.
- Не умеет поддержать игру.
- Плачет. Очень ждет родителей, мало контактирует со взрослыми.
- Находиться в толпе сверстников.
- Легко вступает в контакт, адекватно ведет себя.
- Какие жалобы высказывает ваш ребенок по отношению к учению, к школе?__________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Что вам не нравится в учебной деятельности вашего ребенка в школе? Что создает наибольшие трудности и вызывает беспокойство?_________________________________
_____________________________________________________________________________
Как, по вашему мнению, устранить эти трудности?_________________________________
_____________________________________________________________________________
- Какие дополнительные особенности развития ребенка, его положительные или отрицательные качества Вы хотели бы отметить______________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________Что бы вы хотели изменить в характере вашего ребенка?_____________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Уважаемые родители! Для более полного суждения о состоянии здоровья вашего ребенка нам необходимо знать, не появились ли у него перечисленные ниже жалобы в течение учебного года (нужное подчеркнуть): нарушение сна, аппетита, головные боли, боли в животе, недержание мочи, страхи, навязчивые движения (мигание, кусание ногтей и т.д.), заметная неусидчивость, стремление к непослушанию, отказ разговаривать, страх нового, раздражительность, колебания настроения, вялость, стал менее внимательным, другие жалобы ___________________________________________
Спасибо за ваши ответы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа психологического сопровождения первоклассников, разработала Коротеева М. А.
Данная программа представляет систему работы педагога-психолога в работе с первоклассниками в период изучения психологической готовности обучающихся к школе....
Психологическое сопровождение первоклассников в рамках ФГОС
Результаты с 2010-2014 г.г....
Психологическое сопровождение первоклассников в период адаптации
Психологическое сопровождение первоклассников в период адаптации....
«Комплексная программа психолого-педагогического сопровождения социально-психологической адаптации первоклассников».
Практико-значимый проект....
Психологическое сопровождение первоклассников на этапе адаптации
Одним из главных направлений работы школьного психолога в начальной школе является помощь ученику-первокласснику в освоении учебной деятельности в период адаптации...
Технология психологического сопровождения первоклассников
Сталкиваясь с проблемой адаптации первоклассников, школьный психолог, зачастую испытывает трудности в организации этой деятельности. В итоге всё остаётся на уровне диагностики и общих рекомендац...