Календарно-тематическое планирование "Развитие психомоторных и сенсорных процессов"
календарно-тематическое планирование (3 класс) по теме
Календарно-тематическое планирование по программе "Развитие психомоторных и сенсорных процессов" для 3-4 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kalendarno-tematicheskoe_planirovanie.docx | 26.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование
3 класс – 68 часов в год, 2 часа в неделю
№ п\п | Название раздела, тематика занятий | Кол-во часов | Дата проведения | Деятельность учащихся | |
План | Факт | ||||
1-2 | Обследование вновь прибывших детей. Формирование групп для коррекционных занятий. | 2 | Выполнение тестовых задач | ||
Формирование сенсорных эталонов цвета, формы, величины, конструирование предметов | |||||
3 | Соотнесение цвета реального предмета с эталоном; учить дифференцировать желтый – оранжевый – коричневый. | 1 | Групповая и индивидуальная работа | ||
4 | Использование цвета для обозначения предметов (развитие предпосылок символической деятельности мышления): дети обозначают фишками определенных цветов предметы в сказке или стихотворении, которые читает учитель. | 1 | Групповая и индивидуальная работа | ||
5 | Соотношение предметов по цвету («Подбери кукле однотонную одежду»). | 1 | Работа в группах | ||
6 | Выбор и группировка предметов на скорость. | 1 | Работа в группах | ||
7-8 | Группировка предметов по самостоятельно выделенному признаку; обозначение словом. Сравнение и группировка предметов по форме, величине и цвету. | 2 | Сравнительный анализ предметов по самостоятельно выделенному признаку | ||
9 | Сравнение и обозначение словом величины разных предметов по двум параметрам (длинный и широкий, узкий и короткий). | 1 | Сравнительный анализ предметов по двум параметрам | ||
10 | «Составь геометрическую фигуру» (из ее частей). | 1 | Работа в группах | ||
11 | Составление сериационных рядов по величине из 4-5 предметов. | 1 | Работа в группах | ||
12 | Дидактическая игра «Цветик-семицветик». | 1 | Работа в группах | ||
13-14 | Выкладывание рядов из чередующихся трех элементов (по цвету, форме, величине). | 2 | Индивидуальная работа | ||
15 | Дидактическая игра «Колумбово яйцо». | 1 | Работа в группах | ||
16-18 | Составление предмета или целостной конструкции из мелких деталей (пазлы, настольный «Лего»). | 3 | Индивидуальная работа | ||
Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков. | |||||
19 | Развитие согласованности движений на разные группы мышц (по инструкции педагога). | 1 | Индивидуальная работа | ||
20-21 | Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. | 2 | Индивидуальная работа | ||
22-23 | Штриховка в разных направлениях и рисование по трафарету. Обводка контуров предметных изображений. | 2 | Индивидуальная работа | ||
24 | Совершенствование точности мелких движений рук (завязывание, развязывание, шнуровка, застегивание). | 1 | Индивидуальная работа | ||
25 | «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем»; «Угадай, кто я?» (по пантомиме). | 1 | Работа в группах | ||
26 | Рисование бордюров по образцу. Дидактическая игра «Расставь значки в фигурах». | 1 | Индивидуальная работа | ||
27-29 | Графический диктант (зрительный и на слух). | 3 | Индивидуальная работа | ||
30-31 | Вырезание ножницами из бумаги по контуру предметных изображений – новогодние снежинки. | 2 | Индивидуальная работа и в группах | ||
32-33 | Работа в технике «объемной» и «рваной» аппликации. | 2 | Работа в группах | ||
Кинестетическое и кинетическое развитие | |||||
34-35 | Выразительность движений (имитация повадок животных, инсценирование школьных событий). | 2 | Работа в группах | ||
Тактильно-двигательное восприятие | |||||
36-37 | Определение на ощупь предметов; выделение разных свойств и качеств (мягкие и жесткие; крупные и мелкие предметы). Дидактическая игра «Волшебный мешочек». | 2 | Работа в группах | ||
38 | Работа с пластилином (раскатывание, скатывание, вдавливание). Лепка «Овощи». | 1 | Индивидуальная работа и в группах | ||
39 | Дидактическая игра «Что бывает………(пушистое)». | 1 | Индивидуальная работа | ||
40-41 | Игры с сюжетной мозаикой. | 2 | Индивидуальная работа и в группах | ||
Развитие слухового восприятия и слуховой памяти | |||||
42 | Развитие чувства ритма. Дидактическая игра «Мы – барабанщики». | 1 | Работа в группах | ||
43 | Различение мелодий по темпу. | 1 | Работа в группах | ||
Развитие восприятия пространства | |||||
44 | Учить ориентироваться на листе бумаги («Рисунок по инструкции», игра «Муха» - ориентация по клеточкам). | 1 | Индивидуальная работа и в группах | ||
45 | Расположение предметов в вертикальном и горизонтальном полях листа. | 1 | Индивидуальная работа | ||
46-47 | Дидактическая игра «Лабиринт». | 2 | Работа в группах | ||
48 | Построение комбинаций из геометрических фигур, конструктора по словесной инструкции. | 1 | Индивидуальная работа и в группах | ||
Восприятие времени | |||||
49 | Дидактическая игра «Расположи по порядку» (времена года, части суток). | 1 | Работа в группах | ||
50 | Лото «Времена года». | 1 | Работа в группах | ||
51-52 | Определение времени по часам. | 2 | Индивидуальная работа | ||
Развитие мыслительных операций | |||||
53 | Дидактическая игра «Назови одним словом» | 1 | Работа в группах | ||
54-55 | «Волшебные картинки» - как геометрические фигуры можно превратить в изображение какого-либо предмета. | 2 | Индивидуальная работа и в группах | ||
56-57 | Дидактическая игра «Четвертый – лишний». | 2 | Работа в группах | ||
58-59 | Коррекция интеллектуального развития (Упражнения «Закончи предложения», «Ленточки»). | 2 | Работа в группах | ||
60-61 | Дидактическая игра «Разрезные картинки». | 2 | Работа в группах | ||
62 | Задания на формирование понимания последовательности событий, изображенных на картинках («Купание куклы», «Утро Сережи», «Лепка снеговика» и др.). | 1 | Решение ситуационных задач | ||
63-64 | Коррекция интеллектуального развития (Упражнение «Твердый – мягкий», игра «Буквенная эстафета») | 2 | Индивидуальная работа и в группах | ||
65 | Упражнения на решение изображенных на картинке ситуаций; оперируя мысленными образами представлениями: «Как мальчику достать мячик?», «Как Саше накормить кролика?», «Помоги ребятам украсить зал». | 1 | Решение ситуационных задач | ||
66 | Формирования умения анализировать сюжеты со скрытым смыслом («В парикмахерской», «У врача», «Во дворе» и др.). | 1 | Решение ситуационных задач | ||
67 | «Кто любит на загадки отгадки находить?» - конкурс загадок. | 1 | Решение задач, загадок | ||
68 | Дидактическая игра «Найди различие и сходство». | 1 | Работа в группах и индивидуально |
Календарно-тематическое планирование
4 класс – 68 часов в год, 2 часа в неделю
№ п\п | Название раздела, тематика занятий | Кол-во часов | Дата проведения | Деятельность учащихся | |
План | Факт | ||||
1-2 | Обследование вновь прибывших детей. Формирование групп для коррекционных занятий. | 2 | Индивидуальная работа | ||
Формирование сенсорных эталонов цвета, формы, величины, конструирование предметов | |||||
3 | Группировка предметов по самостоятельно выделенным двум признакам; обозначение словом. Сравнение и группировка предметов по форме, величине и цвету. | 1 | Сравнительный анализ предметов | ||
4 | Использование простых мерок для измерения и сопоставления отдельных параметров предметов (по длине, ширине, высоте). | 1 | Работа в группах и индивидуально | ||
5 | Составление сериационных рядов по самостоятельно выделенным признакам из 4 – 5 предметов. | 1 | Сравнительный анализ предметов | ||
6 | Группировка предметов сходных цветов различных оттенков | 1 | Сравнительный анализ предметов (индивидуально) | ||
7 | Цветовой спектр. Смешение цветов (оттенки). | 1 | Работа в группах и индивидуально | ||
8 | Определение постоянных цветов. Дидактическая игра «Назови цвет». | 1 | Работа в группах | ||
9-10 | Построение по росту, сравнение величины предметов путем наложения, приложения и зрительного соотнесения. | 2 | Работа в группах | ||
11 | Узнавание предмета по одному элементу. Дидактическая игра «Угадай-ка» | 1 | Работа в группах | ||
12 | Узнавание предмета по словесному описанию. Дидактическая игра «Узнай по описанию». | 1 | Работа в группах | ||
13-14 | Конструирование сложных форм предметов («Технический конструктор», мелкие пазлы). | 2 | Работа в группах | ||
Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков. | |||||
15-16 | Упражнения на координацию и смену движения по команде, сигналу. | 2 | Работа в группах | ||
17 | Дорисовывание симметричной половины изображения. | 1 | Индивидуальная работа | ||
18-19 | Вычерчивание геометрических фигур. Дидактическая игра «Почини коврик». | 2 | Работа в группах | ||
20 | Упражнения «Речь – ритм – движение». | 1 | Индивидуальная работа | ||
21-22 | Графический диктант с усложненными заданиями. | 2 | Индивидуальная работа | ||
23-25 | Совершенствование мелких движений (мелкая мозаика, шнуровка, выкладывание узоров из семян растений) | 3 | Работа в группах | ||
26 | Выполнение целенаправленных действий по трехзвенной инструкции. | 1 | Работа в группах | ||
Кинестетическое и кинетическое развитие | |||||
27-28 | Упражнения на расслабление и снятие мышечных зажимов. Релаксация. | 2 | Работа в группах | ||
29 | Воображаемые действия. Дидактическая игра «Угадай-ка». | 1 | Работа в группах | ||
Тактильно-двигательное восприятие | |||||
30-31 | Тонкая дифференциация предметов на ощупь – игра «Волшебный мешочек» с мелкими предметами. | 2 | Работа в группах | ||
32 | Закрепление тактильных ощущений при работе с глиной и пластилином. | 1 | Работа в группах и индивидуально | ||
33-35 | Игры с мелкой мозаикой. | 3 | Работа в группах | ||
Развитие слухового восприятия и слуховой памяти | |||||
36-37 | Профилактика и коррекция зрения. Гимнастика для глаз. | 2 | Работа в группах | ||
38-39 | Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (сравнение 2-3-х предметных /сюжетных/ картинок). Нахождение «нелепиц» на картинках. | 2 | Работа в группах и индивидуально | ||
40 | Тренировка зрительной памяти. Дидактическая игра « Нарисуй по памяти». | 1 | Работа в группах | ||
41 | Дидактическая игра «Лабиринт с закрытыми глазами» | 1 | Работа в группах | ||
Развитие восприятия пространства | |||||
42-43 | Построение комбинаций из плоскостных или объемных геометрических фигур по инструкции учителя. | 2 | Индивидуальная работа | ||
44 | Определение расположения предметов в ближнем и дальнем пространстве. Моделирование расположения предметов в пространстве; вербализация пространственных отношений | 1 | Работа в группах | ||
45 | Ориентация в помещении с помощью плана-рисунка. | 1 | Работа в группах | ||
46-47 | Дидактическая игра «Лабиринт» | 2 | Работа в группах и индивидуально | ||
48 | Моделирование пространственных ситуаций по инструкции педагога (расстановка мебели в кукольной комнате). | 1 | Решение ситуационных задач | ||
49 | Ориентировка на листе бумаги разного формата (тетрадный, альбомный, ватман) и по-разному расположенного (горизонтально, вертикально, под углом) | 1 | Работа в группах и индивидуально | ||
Восприятие времени | |||||
50 | Определение времени по часам. | 1 | Работа в группах | ||
51-52 | «Расположите по порядку» (времена года, месяцы, дни недели, части суток) – дидактическая игра. | 2 | Работа в группах | ||
53 | Последовательность основных жизненных событий. Игра «Чего не хватает?». | 1 | Работа в группах | ||
54 | Работа с календарем и моделью календарного года. | 1 | Работа в группах | ||
55 | Длительность временных интервалов. Игра «Береги минутку». | 1 | Работа в группах | ||
Развитие мыслительных операций | |||||
56-57 | Дидактические игры «Парные картинки», «Подбери недостающую картинку». | 2 | Работа в группах, решение ситуационных задач | ||
58 | Игры на исключение лишнего предмета (картинки, понятия). | 1 | Работа в группах | ||
59 | Обучение систематизации «Что быстрее?», «Кто старше?», «Кто сильнее?». | 1 | Работа в группах, решение ситуационных задач | ||
60 | Формирование умения устанавливать причинно-следственные связи. | 1 | Решение ситуационных задач | ||
61 | Нахождение в серии сюжетных картинок пропущенного звена. | 1 | Работа в группах, решение ситуационных задач | ||
62 | Таблицы Шульте (с буквами, с числами). | 1 | Выполнение тестов (индивидуально) | ||
63 | Обучение нахождению элементарных аналогий (подбор близких по значению слов). | 1 | Решение ситуационных задач | ||
64 | Формирование понимания скрытого смысла, развитие адекватных реакций на юмор. | 1 | Решение ситуационных задач | ||
65-66 | Дидактические игры «Летает – не летает», «Живое – неживое», «Съедобное – несъедобное». | 2 | Работа в группах | ||
67 | Игра «Шифровка» (написание письма другу с помощью шифра). | 1 | Работа в группах | ||
68 | Обучение отгадыванию и составлению элементарных загадок. | 1 | Работа в группах и индив-но |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа "Развитие психомоторных и сенсорных процессов", 1-4 классы
Современные требования общества к развитию детей, имеющих отклонения в развитии, диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывая степень тяжести их дефекта, сост...
Урок по предмету «Развитие психомоторных и сенсорных процессов" тема " Восприятие особых свойств предмета".
На уроке учащиеся закрепляют умения давать полную характеристику предмета, указывая его поверхность, вкус, запах, цвет. Создаются условия , способствующих формированию навыка сотрудничества, формирова...
Образовательная программа Развитие психомоторных и сенсорных процессов
Современные требования общества к развитию данной категории детей, диктует необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывающего готовность детей к школе, степень тяжести ...
Рабочая программа по предмету "Развитие психомоторных и сенсорных процессов" (2 класс)
Рабочая программа для 2 класса по учебному предмету «Развитие психомоторных и сенсорных процессов» образовательной области «Коррекционные технологии» составлена в соответствии ...
Статья "Использование ИКТ на занятиях игротерапии как средство формирования психомоторных и сенсорных процессов обучающихся с интеллектуальными нарушениями"
Статья предназначена для учителей начальных классов коррекционных школ для детей с ограниченными возможностями здоровья....
Рабочая программа коррекционного курса «Развитие психомоторных и сенсорных процессов» 3 - 4«Б» классов по адаптированной основной общеобразовательной программе
Данная рабочая программа является коррекционной для обучения обучающихся 3-4 классов с умственной отсталостью, составлена с учет...
Презентация к уроку «Развитие психомоторных и сенсорных процессов».
Презентация к уроку «Развитие психомоторных и сенсорных процессов» на тему :Группировка предметов по форме....