Образовательная программа Развитие психомоторных и сенсорных процессов
рабочая программа на тему
Современные требования общества к развитию данной категории детей, диктует необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывающего готовность детей к школе, степень тяжести их дефекта, состояние здоровья, индивидуально – типологические особенности. А значит, речь идет о необходимости оказания комплексной дифференцированной помощи детям, направленной на преодоление трудностей овладения программными знаниями, умениями и навыками, что в конечном итоге будет способствовать более успешной адаптации и интеграции их в общество.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Управление образования Администрации Яшкинского района
Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Тутальская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»
Согласовано Утверждаю
Директор школы:__________ Руководитель МО
О.Л. Ракевич Педагогов-психологов
«15» мая 2010 г. (протокол от 15.05.2010 г. № 6)
С.С. Еремина ______________
Образовательная программа
« »
Развитие психомоторных и сенсорных процессов
Автор:
Тарабыкина Ольга Александровна,
педагог-психолог
Яшкинский район 2010г.
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка…………………………………………….3-7
Содержание программы ………………………………………… 8-16
Тематическое планирование 1-4 классы …………………………17-20
Календарное планирование ……………………………………..21-40
Список литературы………………………………………………...41-42
Пояснительная записка
Младший школьный возраст – важнейший период формирования жизненного ресурса ребенка, этап становления его социальности, освоения общественных отношений, обогащения мировосприятия и развития личностных качеств. Особенно значим этот период в жизни детей с ограниченными возможностями здоровья.
Современные требования общества к развитию данной категории детей, диктует необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывающего готовность детей к школе, степень тяжести их дефекта, состояние здоровья, индивидуально – типологические особенности. А значит, речь идет о необходимости оказания комплексной дифференцированной помощи детям, направленной на преодоление трудностей овладения программными знаниями, умениями и навыками, что в конечном итоге будет способствовать более успешной адаптации и интеграции их в общество.
Данная программа курса коррекционных занятий составлена на основе программы Удаловой Э.Я., Метиевой Л.А. «Развитие психомоторных и сенсорных процессов» для учащихся 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
Цель программы:
- на основе создания оптимальных условий познания ребенком окружающего объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков дать правильное многогранное полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации психического развития ребенка и более эффективной социализации его в обществе: обогащение чувственного познавательного опыта на основе формирования умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи, нацеленное на развитие психических процессов памяти, мышления, речи, воображения.
Задачи программы:
- формирование на основе активизации работы всех органов чувств, адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;
- коррекция недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;
- формирование пространственно – временных ориентировок;
- развитие слуховых координаций;
- формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов, цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов;
- совершенствование сенсорно – перцептивной деятельности;
- обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей терминологии;
- исправление недостатков моторики; совершенствование зрительно – двигательной координации;
- формирование точности и целенаправленности движений и действий.
Разделы программы:
- развитие крупной и мелкой моторики; графомоторных навыков;
- тактильно – двигательное восприятие;
- кинестетическое и кинетическое восприятие;
- восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов;
- восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств;
- развитие слухового восприятия и слуховой памяти;
- восприятие пространства;
- восприятие времени.
Сроки реализации программы – 4 года.
Программа рассчитана на 270 часа:
1 класс – 66 часов (2 часа в неделю);
2 класс – 68 часов (2 часа в неделю);
3 класс – 68 часов (2 часа в неделю);
4 класс – 68 часов (2 часа в неделю).
В начале и конце учебного года проводится диагностика психомоторных и сенсорных процессов. Количество индивидуальных и подгрупповых занятий, их соотношение определяет педагог – психолог, исходя из потребностей детей в каждом классе.
Все курсы занятий взаимосвязаны. В основе лежит комплексный подход в решении поставленных задач.
Для проведения коррекционных занятий требуется специально организованная предметно – пространственная развивающая среда:
- функционально ориентированные игрушки и пособия для развития сенсорных функций (строительные конструкторы с комплектом цветных деталей, раскладные пирамидки, плоские и объемные геометрические фигуры разной величины, полоски цветного картона разной длины и ширины, геометрическое лото и др.);
- игрушки и пособия для развития тонкой моторики, спортивный инвентарь для развития крупной моторики (шнуровки, мозаики, мячи, кольцебросы, обручи, сенсорная тропа для ног, массажный коврик и др.);
- оборудование для занятий музыкой, ритмикой, изобразительной деятельностью (магнитофон, звучащие музыкальные инструменты, набор аудио – видеокассет для релаксации, изобразительные материалы и др.);
- разнообразный арсенал техники арттерапии (различные куклы, сюжетные игрушки, элементы одежды и др.). Следует помнить, что любой дидактический материал, в овладении которым ребенок активно включается, оказывает сильное воздействие на растущий организм.
Ожидаемый результат
В результате целенаправленной деятельности на занятиях по развитию психомоторики и сенсорных процессов школьники должны научиться:
- ориентироваться на сенсорные эталоны;
- узнавать предметы по заданным признакам;
- сравнивать предметы по внешним признакам;
- классифицировать предметы по форме, величине, цвету, функциональному назначению;
- составлять сериационные ряды предметов и их изображений по разным признакам;
- практически выделять признаки и свойства объектов и явлений;
- давать полное описание объектов и явлений;
- различать противоположно направленные действия и явления;
- видеть временные рамки своей деятельности;
- определять последовательность событий;
- ориентироваться в пространстве;
- целенаправленно выделять действия по инструкции;
- самопроизвольно согласовывать свои движения и действия;
- опосредовать свою деятельность речью.
Своевременная психолого–педагогическая помощь учащимся начальных классов с нарушением интеллекта является необходимой предпосылкой их успешного обучения и воспитания.
Данная программа может быть адаптирована для учащихся начальных классов общеобразовательных школ, которые имеют проблемы в усвоении учебного материала.
Содержание программы — 1 класс
1. Развитее крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков.
Развитие крупной моторики. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции, педагога (броски в цель, ходьба по «дорожке следов»). Согласованность действий и движений разных частей тела (повороты и броски, наклоны и повороты). Развитие и координация движений кисти рук и пальцев. Пальчиковая гимнастика. Специальные упражнения для удержания письменных принадлежностей. Развитие координации движений руки и глаза (нанизывание бус, завязывание узелков, бантиков). Обводка, штриховка по трафарету. Аппликация, сгибание бумаги.
2. Тактильно - двигательное восприятие.
Определение на ощупь плоскостных фигур и предметов, их величины. Работа с пластилином (раскатывание). Игры с крупной мозаикой.
3. Кинестетическое и кинетическое развитие.
Формирование ощущений от различных поз и движений тела, верхних и нижних конечностей, головы. Выполнение упражнений по заданию педагога, обозначение, словом по положения различных частей тела. Выразительность движений (имитация повадок зверей, игра на различных музыкальных инструментах).
4. Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов.
Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник) на эмпирическом уровне в процессе выполнения упражнений. Выделение признаков формы; называние основных геометрических фигур. Классификация предметов и их изображений по форме по признаку. Работа с геометрическим конструктором. Сопоставление 2-х предметов контрастных величин по высоте, длине, ширине, толщине; обозначение словом. Различение и выделение основных цветов (красный, желтый, зеленый, синий, черный, белый). Конструирование геометрических фигур и предметов из составляющих частей (2 - 3 детали). Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (2 - 3 детали).
5. Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти.
Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 2-3 деталей, по инструкции педагога). Дифференцированное зрительное восприятие 2-х предметов: нахождение различительных и общих признаков. Определение изменений в предъявленном ряду. Нахождение «лишней» игрушки, картинки. Упражнения для профилактики и коррекции зрения.
6. Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений).
Контрастные температурные ощущения (холодный - горячий). Различение на вкус (кислый, сладкий, горький, соленый). Обозначение, словом собственных ощущений. Запах приятный и неприятный. Различение и сравнение разных предметов по признаку веса (тяжелый - легкий).
7. Развитие слухового восприятия и слуховой памяти.
Различение звуков окружающей среды (стук, стон, звон, гудение, жужжание) и музыкальных звуков. Различение речевых и неречевых звуков. Подражание неречевым и речевым звукам.
8. Восприятие пространства.
Ориентировка на собственном теле: дифференциация правой/левой/руки/ноги/, правой/левой/ части тела. Определение расположения предметов в пространстве (справа - слева, вверх - вниз и др.). Движение в заданном направлении в пространстве (вперед, назад, т.д.). Ориентировка в помещении по инструкции педагога. Ориентировка в линейном ряду (порядок следования). Пространственная ориентировка на листе бумаги (центр, верх,/низ/, правая/левая/ сторона).
9. Восприятие времени.
Сутки. Части суток. Работа с графической моделью «Сутки». Обозначение в речи временных представлений. Последовательность событий (смена времени суток). Вчера, сегодня, завтра. Дни недели.
Содержание программы — 2 класс
1. Развитее крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков.
Обучение целенаправленным действиям и движений по инструкции педагога, состоящей из 2 - 3-х звеньев. Координация движений (игры типа «Тигр», игры с мячом, обручем). Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. Развитие моторики руки, формирование графических навыков. Обводка и рисование по трафарету. Штриховка в разных направлениях. Синхронность работы обеих рук (шнуровка, нанизывание). Работа с ножницами. Аппликация. Графический диктант по показу.
2. Тактильно - двигательное восприятие.
Определение на ощупь предметов с разными свойствами (мягкие, жесткие, холодные, теплые, гладкие, шершавые). Определение на ощупь формы предмета. Работа с пластилином и глиной (твердое и мягкое состояние). Игры со средней мозаикой.
3. Кинестетическое и кинетическое развитие.
Формирование ощущений от статических и динамических движений различных частей тела (верхние и нижние конечности, голова, тело), вербализация ощущений. Игры типа «Зеркало»: копирование поз и движений ведущего. Имитация движений и поз (повадки животных природные явления).
4. Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов.
Формирование набора эталонов геометрических фигур и их вариантов (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, куб, шар), обобщение словом. Группировка предметов по 1-2 признакам (по форме и величине, по цвету и форме). Конструирование предметов из геометрических фигур (2-4 детали – машина, дом, т.д.). Различение основных хорошо знакомых предметов. Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (3 - 4 детали).
5. Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти.
Формирование произвольности зрительно восприятия и развитие зрительной памяти. Определение изменений в предъявленном ряду картинок, игрушек, предметов. Нахождение различий у двух схожих сюжетных картинок. Различение «наложенных» изображений предметов (2-3 изображения). Запоминание 3-4 предметов, игрушек и воспроизведение их в исходной последовательности. Упражнения для профилактики и коррекции зрения.
6. Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений).
Температурные ощущения от теплых, горячих, холодных предметов. Измерение температуры воздуха с помощью градусника. Вкусовые качества (сладкий - горький, сырое - вареное), обозначение словом вкусовых ощущений. Контрастные ароматы (резкий – мягкий, свежий – испорченный). Восприятие чувства тяжести от различных предметов (вата, гвозди, брусок); словесное обозначение барических ощущений. Сравнение трех предметов по весу (тяжелый – средний – легкий).
7. Развитие слухового восприятия и слуховой памяти.
Дифференцировка шумовых и музыкальных инструментов (погремушка, барабан, колокольчик, бубен, гармошка, ложки). Характеристика звуков по громкости и длительности (шумы, музыкальные и речевые звуки). Различение мелодии по характеру (веселая, грустная). Подражание звукам окружающей среды. Различение по голосу знакомых людей.
8. Восприятие пространства.
Ориентировка в помещении, понятие «ближе» - «дальше»; движения в заданном направлении, обозначение словом направления движения. Ориентировка в поле листа (выделение всех углов). Расположение плоскостных и объемных предметов в вертикальном и горизонтальном поле листа. Выражение пространственных отношений между конкретными объектами посредствам предметов. Пространственная ориентировка на поверхности парты.
9. Восприятие времени.
Порядок месяцев в году. Времена года. Работа с графической моделью «Времена года». Изменение времени (сутки, неделя, месяц). Часы, их составляющие (циферблат, стрелки). Определение времени по часам (с точностью до 1 часа).
Содержание программы - 3класс
1. Развитее крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков.
Развитие согласованности движений на разные группы мышц (броски в цель, кольцеброс, игры с мячом, обручем). Обучение целенаправленным действиям по трехзвенной инструкции педагога. Развитие моторики руки. Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. Развитие моторики руки. Совершенствование точности движений (завязывание, развязывание, расстегивание). Обводка контуров изображений предметов и геометрических фигур, дорисовывание незаконченных геометрических фигур. Рисование бордюров. Графический диктант (зрительный и на слух). Вырезание ножницами из бумаги по контуру предметных изображений. Работа в технике «объемной» и «рваной» аппликации.
2. Тактильно - двигательное восприятие.
Определение различных свойств и качеств предметов на ощупь (мягкие - жесткие, мелкие - крупные). Восприятие поверхности на ощупь (гладкая, шершавая, колючая, пушистая). Работа с пластилином и глиной (раскатывание, скатывание, вдавливание). Игры с сюжетной мозаикой.
3. Кинестетическое и кинетическое развитие.
Формирование ощущений от статических и динамических поз различных мелких частей лица и тела (глаза, рот, пальцы, т.д.). Выполнение упражнений по заданию педагога, вербализация собственных ощущений. Выразительность движений - имитация животных (походка гуся, зайца, кенгуру, т.д.), инсценирование.
4. Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов.
Соотнесение геометрических фигур с предметами окружающей обстановки. Сравнение и обозначение словом формы 3-4 предметов. Сравнение 2-х объемных геометрических фигур - круга, овала. Комбинирование разных форм из геометрического конструктора. Сравнение и обозначение словом величины разных предметов по двум параметрам (длинный и широкий, узкий и короткий). Сопоставление частей и деталей предмета по величине. Составление сериационных рядов из 4-5 предметов по заданному признаку величины. Цветовой спектр. Цвета теплые и холодные. Составление предмета или целостной конструкции из более мелких деталей.
5. Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти
Совершенствование зрительно - двигательной координации руки и глаза. Рисование бордюров по наглядному образцу. Тренировка зрительной памяти; дидактические игры типа «Сложи такой же узор». Составление картинки из разрезных частей. Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (2 картинки). Сравнение трех предметов, отличающихся незначительными качествами или свойствами. Упражнения для профилактики и коррекции зрения.
6. Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений).
Развитие осязания (теплее - холоднее), определение контрастных температур разных предметов (грелка, утюг, чайник). Различение пищевых запахов и вкусов, их словесное обозначение. Определение различных свойств веществ (сыпучесть, твердость, растворимость, вязкость). Дифференцировка ощущений чувства тяжести (тяжелее - легче); взвешивание на ладони; определение «веса на глаз».
7. Развитие слухового восприятия и слуховой памяти.
Определение направления звука в пространстве (справа - слева - спереди - сзади). Выполнение действий по звуковому сигналу. Различение мелодий по темпу; прослушивание музыкальных произведений. Развитие чувства ритма.
8. Восприятие пространства.
Ориентировка в помещении по инструкции педагога, вербальное обозначение пространственных отношений с использованием предлогов. Развитие пространственного праксиса. Моделирование пространственного расположения мебели в комнате по инструкции педагога. Ориентировка на вертикально расположенном листе бумаги, выделение всех углов. Деление листа на глаз на 2 и 4 рваные части. Пространственная ориентировка на поверхности парты, расположение и перемещение предметов по инструкции педагога.
9. Восприятие времени.
Определение времени по часам. Объемность времени (сутки, неделя, месяц, год). Длительность временных интервалов (1 час, 1 минута, 1 секунда). Времена года, их закономерная смена.
Содержание программы — 4 класс
1. Развитее крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков.
Развитие согласованности движений на разные группы мышц при выполнении упражнений по инструкции педагога. Выполнение целенаправленных действий по трехзвенной инструкции педагога, опосредование в речи своей деятельности. Соотношение движений с поданным звуковым сигналом. Совершенствование точности мелких движений рук. Вычерчивание геометрических фигур, дорисовывание симметричной половины изображения. Графический диктант с усложненным комментированием. Вырезание ножницами «на глаз» изображений предметов.
2. Тактильно - двигательное восприятие.
Определение различных свойств и качеств предметов на ощупь (выпуклый, вогнутый, горячий, деревянный). Закрепление тактильных ощущений при работе с пластилином и глиной. Игры с мелкой мозаикой.
3. Кинестетическое и кинетическое развитие.
Произвольное и по инструкции педагога выполнение движений и поз разных частей тела; вербализация собственных ощущений. Воображаемые действия (вдеть нитку в иголку, Выбросить мяч, наколоть дров, т.д.). Упражнения на расслабление и снятие мышечных зажимов.
4. Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов.
Группировка предметов по самостоятельно выделенным двум признакам; обозначение словом. Сравнение и группировка предметов по заданным параметрам формы, величины, цвета. Составление сериационных рядов по самостоятельно выделенным признакам из 4 - 5 предметов. Использование простых мерок для измерения и сопоставления предметов. Смешение цветов. Определение постоянных цветов (белый снег, зеленый огурец, т.д.). Определение предмета по словесному описанию. Конструирование сложных форм предметов.
5. Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти.
Формирование произвольности зрительного восприятия; дорисовывание незаконченных изображений. Развитие зрительной памяти в процессе рисования по памяти. Запоминание 5 - 6 предметов, изображение и воспроизведение их в исходной последовательности. Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (2 - 3-х предмета, картинок). Профилактика зрения. Гимнастика для глаз.
6. Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений).
Развитие дифференцированных осязательных ощущений (сухое - суше, влажное - мокрое), их словесное обозначение. Измерение температуры с помощью измерительных приборов (градусник для измерения температуры тела, воды, воздуха). Дифференцировка вкусовых ощущений (сладкое - слаще, кислое - кислее). Ароматы (парфюмерные, цветочные, др.). Измерение веса разных предметов на весах. Противоположные качества предметов (чистый - грязный, темный - светлый, вредный - полезный) и противоположные действия, совершаемые с предметами (открыть - закрыть, одеть - раздеть, расстегнуть - застегнуть).
7. Развитие слухового восприятия и слуховой памяти.
Характеристика неречевых, речевых и музыкальных звуков по громкости, длительности, высоте тона. Развитие слухомоторной координации; выполнение упражнений на заданный звук. Определение на слух звучания различных инструментов. Формирование чувства ритма. Различение по голосу ребенка и взрослого.
8. Восприятие пространства.
Ориентировка в помещении и на улице, вербализация пространственных отношений. Выполнение задание педагога, связанных с изменением направление движения; предоставление словарного отчета. Моделирование расположения различных объектов по отношению друг к другу в ближнем и дальнем пространстве. Самостоятельное моделирование пространственных ситуаций (расстановка мебели в кукольной комнате); предоставление словесного отчета. Ориентировка на листе бумаги разного формата (тетрадный, альбомный, ватман) и по-разному расположенного (горизонтально, вертикально, под углом) при выполнении заданий педагога на расположение и перемещение на нем предметов, игрушек.
9. Восприятие времени.
Определение времени по часам. Длительность различных временных интервалов. Работа с календарем и моделью календарного года. Последовательность основных жизненных событий. Возраст людей. Использование в речи временной терминологии.
Тематическое планирование занятий по развитию психомоторных и сенсорных процессов - 1 класс
№ | Название раздела | Количество часов |
1. | Обследование детей, комплектование групп для коррекционных занятий | 2 |
2. | Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков | 11 |
3. | Тактильно - двигательное восприятие | 4 |
4. | Кинестетическое и кинетическое развитие | 4 |
5. | Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов | 16 |
6. | Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти | 5 |
7. | Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений) | 4 |
8. | Развитие слухового восприятия и слуховой памяти | 5 |
9. | Восприятие пространства | 7 |
10. | Восприятие времени | 6 |
11. | Диагностика учащихся | 2 |
Общее количество часов | 66 |
Тематическое планирование занятий по развитию психомоторных и сенсорных процессов - 2 класс.
№ | Название раздела | Количество часов |
1. | Обследование детей, комплектование групп для коррекционных занятии | 2 |
2. | Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков | 14 |
3. | Тактильно - двигательное восприятие | 4 |
4. | Кинестетическое и кинетическое развитие | 4 |
5. | Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов | 13 |
6. | Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти. | 5 |
7. | Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений) | 5 |
8. | Развитие слухового восприятия и слуховой памяти | 5 |
9. | Восприятие пространства | 7 |
10. 11. | Восприятие времени | 7 |
11. | Диагностика учащихся | 2 |
Общее количество часов | 68 |
Тематическое планирование занятий по развитию психомоторных и сенсорных процессов - 3 класс.
№ | Название раздела | Количество часов |
1. | Обследование вновь принятых детей | 1 |
2. | Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков | 12 |
3. | Тактильно - двигательное восприятие | 5 |
4. | Кинестетическое и кинетическое развитие | 4 |
5. | Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов | 14 |
6. | Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти | 6 |
7. | Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений) | 5 |
8. | Развитие слухового восприятия и слуховой памяти | 5 |
9. | Восприятие пространства | 6 |
10. | Восприятие времени | 8 |
11. | Диагностика учащихся | 2 |
Общее количество часов | 68 |
Тематическое планирование занятий по развитию психомоторных и сенсорных процессов - 4 класс.
№ | Название раздела | Количество часов |
1. 1 | Обследование вновь принятых детей Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков. | 1 |
2. | Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков | 10 |
3. | Тактильно - двигательное восприятие | 5 |
4. | Кинестетическое и кинетическое развитие | 4 |
5. | Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов | 1 |
6. | Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти | 7 |
7. | Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений) | 8 |
8. | Развитие слухового восприятия и слуховой памяти | 6 |
9. | Восприятие пространства | 6 |
10. | Восприятие времени | 7 |
11. | Диагностика учащихся | 2 |
Общее количество часов | 68 |
Развитие психомоторных и сенсорных процессов – 1класс
(календарное планирование)
№ | Темы занятий | Кол-во часов | Дата |
I четверть | |||
1. | Обследование вновь принятых детей | 2 | |
2. | Развитие крупной и мелкой моторики рук; графомоторных навыков | 11 | |
1. | Развитие крупной моторики. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога (бросание в цель). | 1 | |
2. | Развитие крупной моторики. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога (повороты, перестроения). | 1 | |
3. | Формирование чувства равновесия («дорожка следов»). | 1 | |
4. | Развитие согласованности действий и движений разных частей тела (повороты с движениями рук, ходьба с изменением направления, т.д.). | 1 | |
5. | Развитие мелкой моторики пальцев и руки. Пальчиковая гимнастика. | 2 | |
6. | Развитие навыков владения письменными принадлежностями (карандашом, ручкой) | 1 | |
7. | Обводка по трафарету (внутреннему и внешнему) и штриховка. | 1 | |
8. | Развитие координации движений руки и глаза (завязывание, нанизывание). | 1 | |
9. | Работа в технике «рваной аппликации». | 2 | |
10. | Сгибание бумаги. Вырезание прямых полос. | 1 | |
3. | Тактильно – двигательное восприятие | 4 | |
1. | Определение на ощупь величины предмета (большой – маленький – самый маленький). Дидактическая игра «Чудесный мешочек» | 1 | |
2. | Определение на ощупь плоскостных фигур и предметов. | 1 | |
II четверть | |||
3. | Упражнения в раскатывании пластилина. Лепка «Угощение». | 1 | |
4. | Игра с крупной мозаикой. | 1 | |
4. | Кинестетическое и кинетическое развитие | 4 | |
1. | Формирование ощущений от различных поз тела; вербализация собственных ощущений. Дидактическая игра «Море волнуется». | 1 | |
2. | Движения и позы верхних и нижних конечностей (сенсорная тропа для ног, «акробаты», имитация ветра). | 1 | |
3. | Движения и позы головы по показу; вербализация собственных ощущений. | 1 | |
4. | Выразительность движений. Имитация движений (оркестр, повадки зверей). | 1 | |
5. | Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов | 16 | |
1. | Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник). | 2 | |
2. | Выделение формы предмета; обозначение формы предмета словом. | 1 | |
3. | Группировка предметов и их изображений по форме (по показу: круглые, квадратные, прямоугольные, треугольные). | 2 | |
4. | Дидактическая игра «К каждой фигуре подбери предметы, похожие по форме». | 1 | |
5. | Работа с геометрическим конструктором (по показу: крупный, напольный «Лего»). | 1 | |
6. | Дидактическая игра, «Какой фигуры не стало». (3-4) предмета. | 1 | |
III четверть | |||
7. | Различие предметов по величине (большой - маленький). | 1 | |
8. | Сравнение 2-х предметов по высоте и длине. | 1 | |
9. | Сравнение 2-х предметов по ширине и толщине. | 1 | |
10. | Моделирование геометрических фигур из составляющих частей по образцу. | 1 | |
11. | Знакомство с основными цветами (красный, желтый, зеленый, синий, белый). | 1 | |
12. | Дидактическая игра «Назови цвет предмета». | 1 | |
13. | Различение и обозначение основных цветов. Дидактическая игра «Угадай, какого цвета нет?» | 1 | |
14. | Конструирование объемных предметов из составных частей (2-3 детали). | 1 | |
15. | Конструирование целого из частей (2-3 детали) на разрезном наглядном материале. | 1 | |
6. | Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти | 5 | |
1. | Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 2-3 деталей, по инструкции педагога). | 1 | |
2. | Нахождение отличительных и общих признаков 2-х предметов, «Сравни предметы». | 1 | |
3. | Дидактическая игра «Какой детали не хватает» (у стола-ножки, у стула-спинки, у ведра-ручки). | 1 | |
4. | Дидактическая игра «Что изменилось» (2-3 предмета) | 1 | |
5. | Упражнение для профилактики и коррекции зрения. | 1 | |
7. | Восприятие особых свойств предметов | 4 | |
1. | Развитие осязания (контрастные температурные ощущения: холодный - горячий); обозначение словом. | 1 | |
2. | Вкусовые ощущения (кислый, сладкий, горький, соленый). Дидактическая игра «Узнай по вкусу». | 1 | |
3. | Развитие обоняния (приятный – неприятный запах). Дидактическая игра «Определи по запаху». | 1 | |
IV четверть | |||
4. | Кинетические ощущения (восприятие чувства тяжести: тяжелый – легкий). Упражнение на сравнение различных предметов по тяжести. | 1 | |
8. | Развитие слухового восприятия и слуховой памяти | 5 | |
1. | Выделение и различение звуков окружающей среды (стон, звон, гудение, жужжание). Дидактическая игра «Узнай на слух». | 2 | |
2. | Различение музыкальных звуков и звуков окружающей среды (шелест листьев, скрип снега, шум шин). Прослушивание музыкальных произведений. | 1 | |
3. | Дидактическая игра «Кто и как голос подает» (имитация крика животных). | 2 | |
9. | Восприятие пространства | 7 | |
1. | Ориентировка на собственном теле (правая/левая/рука/нога). | 2 | |
2. | Движение в заданном направлении в пространстве (вперед, назад, т.д.). | 1 | |
4. | Ориентировка в линейном ряду (крайний предмет, первый, на третьем месте, т.д.). | 2 | |
5. | Ориентировка на листе бумаги (центр, верх, правая/левая/ сторона). | 2 | |
10. | Восприятие времени | 6 | |
1. | Сутки. Части суток (утро, день, вечер, ночь). Упражнения на графической модели «Сутки». | 1 | |
2. | Понятие «сегодня», «завтра», «вчера». | 2 | |
3. | Неделя. Семь соток. Порядок дней недели. | 2 | |
11. | Диагностика учащихся | 2 |
Развитие психомоторных и сенсорных процессов - 2 класс
(календарное планирование)
№ | Темы занятий | Кол-во часов | Дата |
I четверть | |||
1. | Обследование детей; комплектование групп для коррекционных занятий | 2 | |
2. | Развитие крупной и мелкой моторики и графомоторных навыков | 14 | |
1. | Развитие точности движений (метание в цель мячом, стрелами; кольцеброс). | 2 | |
2. | Координация движений (игры с мячом, обручем). | 1 | |
3. | Обучение целенаправленным действиям по двухзвенной инструкции педагога (2 шага вперед – поворот направо, т.д.). | 1 | |
4. | Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. | 2 | |
5. | Упражнения на синхронность работы обеих рук (работа со шнуром, нанизывание бус). | 1 | |
6. | Штриховка в разных направлениях и рисование по трафарету. | 1 | |
7. | Обводка по трафарету орнамента из геометрических фигур. | 1 | |
8. | Развитие координации движений руки и глаза (по инструкции педагога). | 1 | |
9. | Графический диктант (по показу). | 1 | |
10. | Вырезание ножницами из бумаги по шаблону прямоугольных, квадратных, треугольных форм. | 1 | |
11. | Работа в технике «объемной аппликации». | 2 | |
3. | Тактильно – двигательное восприятие | 4 | |
1. | Определение на ощупь предметов с разными свойствами (мягкие, жесткие, холодные, теплые). | 1 | |
2. | Определение на ощупь предметов. Дидактическая игра «Волшебный мешочек». | 1 | |
II четверть | |||
3. | Работа с пластилином и глиной (твердое и мягкое состояние). | 1 | |
4. | Игра со средней мозаикой. | 1 | |
4. | Кинестетическое и кинетическое развитие | 4 | |
1. | Движения и позы верхних и нижних конечностей (упражнения по инструкции педагога). | 1 | |
2. | Движения и позы головы (по инструкции педагога); вербализация собственных ощущений. | ||
3. | Движения и позы всего тела. Дидактическая игра «Зеркало». | 1 | |
4. | Имитация движений и поз (повадки зверей, природных явлений). | 1 | |
5. | Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов | 3 | |
1. | Формирование эталонов объемных геометрических фигур (шар, куб). | 2 | |
2. | Группировка предметов по форме (объемные и плоскостные). | 1 | |
3. | Сравнение 2-3 предметов по высоте и толщине. | 1 | |
4. | Сравнение 2-3 предметов по длине и ширине. | 1 | |
5. | Группировка предметов по форме и величине по инструкции педагога. | 1 | |
6. | Группировка предметов по форме и цвету по инструкции педагога. | 1 | |
7. | Составление сериационных рядов по величине из 3-4 предметов по заданному признаку. | 1 | |
III четверть | |||
8. | Различение цветов и оттенков. Дидактическая игра «Что бывает такого цвета». | 1 | |
9. | Подбор оттенков к основным цветам. Дидактическая игра «Подбери предметы такого же цвета». | 1 | |
10. | Конструирование предметов из геометрических фигур (2- 4 детали). | 1 | |
11. | Выделение из различных частей знакомых предметов (стул – спинка, ножки, сиденье; шкаф – дверцы, стенки, т.д.). | 1 | |
12. | Составление целого из частей (3-4 детали) на разрезном наглядном материале. | 1 | |
6. | Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти | 5 | |
1. | Формирование навыков зрительного анализа и синтеза предметов, состоящих из 3-4 деталей (по инструкции педагога). | 1 | |
2. | Нахождение отличий на наглядном материале (сравнение 2-х картинок). | 1 | |
3. | Развитие зрительной памяти. Дидактическая игра «Что изменилось» (4-5 предметов). | 1 | |
4. | Различение «наложенных» изображений предметов (2-3 изображения). | 1 | |
5. | Упражнения для профилактики и коррекции зрения. | 1 | |
7. | Восприятие особых свойств предметов | 5 | |
1. | Развитие осязания (температурные ощущения). Приборы измерения температуры (градусник). | 2 | |
2. | Различие вкусовых качеств (сладкое - горькое, сырое – вареное). Дидактическая игра «Узнай на вкус». | 1 | |
3. | Развитие обоняния (контрастные ароматы: резкий – мягкий; пищевые запахи); обозначение словом ощущений. | 1 | |
4. | Восприятие чувства тяжести от разных предметов (вата, гвозди, брусок, т.д.); словесное обозначение барических ощущений. | 1 | |
8. | Развитие слухового восприятия и слуховой памяти | 5 | |
1. | Дифференцировка звуков шумовых и музыкальных инструментов (погремушка, барабан, колокольчик, ложки, гармошки, бубен). | 1 | |
2. | Характеристика звуков по громкости и длительности (шумы, музыкальные и речевые звуки). | 1 | |
3. | Различение мелодии по характеру (веселая, грустная). Прослушивание музыкальных произведений. | 1 | |
IV четверть | |||
4. | Звуковая имитация (подражание звукам окружающей среды) | 1 | |
5. | Дидактическая игра «Кто позвал тебя, скажи» (различение по голосу). | 1 | |
9. | Восприятие пространства | 7 | |
1. | Ориентировка в помещении; движение в заданном направлении; обозначение словом направления движения | 1 | |
2. | Ориентировка в школьном помещении; понятие «дальше» - «ближе». | 1 | |
3. | Ориентировка на листе бумаги (выделение всех углов). | 1 | |
4. | Расположение плоскостных и объемных предметов в вертикальном поле листа. | 1 | |
5. | Расположение плоскостных и объемных предметов в горизонтальном поле листа; словесное обозначение пространственных отношений между предметами. | 1 | |
6. | Пространственная ориентировка на поверхности парты. | 1 | |
7. | Дидактическая игра «Определи положение предмета»; вербализация пространственных отношений с использованием предлогов. | 1 | |
10. | Восприятие времени | 7 | |
1. | Порядок месяцев в году. | 2 | |
2. | Времена года. Работа с графической моделью «Времена года». | 1 | |
3. | Знакомство с часами (циферблат, стрелки). | 1 | |
4. | Меры времени (секунды, минута, час, сутки). | 2 | |
5. | Определение времени по часам. Игры с моделью часов. | 1 | |
11. | Диагностика учащихся | 2 |
Развитие психомоторных и сенсорных процессов – 3 класс
(календарное планирование)
№ | Темы занятий | Кол-во часов | Дата |
1 четверть | |||
1. | Обследование вновь принятых детей. | 1 | |
2. | Развитие крупной и мелкой моторики; графомоторных навыков | 2 | |
1. | Упражнения на развитие меткости (кольцеброс, дартц, «Тигр»). | 2 | |
2. | Развитие согласованности движений на разные группы мышц (по инструкции педагога). | 1 | |
3. | Обучение целенаправленным действиям по двух – трехзвенной инструкции педагога (два шага вперед – поворот направо – один шаг назад, т.д.). | 1 | |
4. | Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. | 1 | |
5. | Совершенствование точности мелких движений рук (завязывание, развязывание, шнуровка, застегивание). | 1 | |
6. | Обводка контуров предметных изображений, штриховка в разных направлениях. | 1 | |
7. | Рисование бордюров по образцу. | 1 | |
8. | Графический диктант (зрительный и на слух). | 1 | |
9. | Вырезание ножницами из бумаги по контуру предметных изображений. | 1 | |
10. | Работа в технике «объемной» и «рваной» аппликации. | 2 | |
3. | Тактильно – двигательное восприятие | 5 | |
1. | Определение предметов на ощупь; выделение разных свойств и качеств (мягкие и жесткие; крупные и мелкие предметы). | 1 | |
2. | Восприятие поверхности на ощупь (гладкая, шершавая, колючая, пушистая). Дидактическая игра «Что бывает …(пушистое)». | 2 | |
3. | Работа с пластилином и глиной (раскатывание, скатывание, вдавливание). Лепка «Овощи». | 2 | |
II четверть | |||
4. | Игры с сюжетной мозаикой. | ||
4. | Кинестетическое и кинетическое развитие | 4 | |
1. | Формирование ощущений от статических и динамических поз различных частей тела (глаза, рот, пальцы); вербализация собственных ощущений. | 2 | |
2. | Выразительность движений (имитация повадок животных, инсценирование школьных событий). | 2 | |
5. | Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов | 4 | |
1. | Сравнение и обозначение словом формы предметов (3-4 предмета). | 2 | |
2. | Понятие «овал». Упражнения в сравнении круга и овала. | 1 | |
3. | Комбинирование разных форм из геометрического конструктора по инструкции. | 1 | |
4. | Сравнение и обозначение словом величины разных предметов по двум параметрам (длинный и широкий, узкий и короткий, т.д.). | 1 | |
5. | Дидактическая игра «Часть и целое». | 1 | |
6. | Составление сериационных рядов по величине из 4-5 предметов. | 1 | |
7. | Группировка предметов по самостоятельно выделенному признаку. | 1 | |
8. | Цветовой спектр. Цвета теплые и холодные. | 2 | |
9. | Составление сериационного ряда 4-5 кругов разной насыщенности одного цвета. | 1 | |
III четверть | |||
10. | Дидактическая игра «Цветик - семицветик». | 1 | |
11. | Название предмета по его отдельным частям. Дорисовывание незаконченных изображений знакомых предметов. | 1 | |
12. | Составление предмета или целой конструкции из мелких деталей (пазлы, напольный «Лего»). | 1 | |
6. | Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти | 6 | |
1. | Совершенствование зрительно-двигательной координации руки и глаза. Рисование бордюров по наглядному образцу. | 1 | |
2. | Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (сравнение 2-х картинок). | 1 | |
3. | Сравнение трех предметов, отличающихся незначительными качествами или свойствами. | 1 | |
4. | Тренировка зрительной памяти. Дидактическая игра «Что изменилось». | 1 | |
5. | Дидактическая игра «Повтори узор» («Сделай также»). | 1 | |
6. | Упражнения для профилактики и коррекции зрения. | 1 | |
7. | Восприятие особых свойств предметов | 5 | |
1. | Развитие осязания (теплее – холоднее); словесное обозначение. Определение контрастных температур предметов (грелка, утюг, чайник). | 1 | |
2. | Различение пищевых запахов и вкусов, их словесное обозначение. | 1 | |
3. | Определение различных свойств веществ (твердость, сыпучесть, вязкость, растворимость). | 1 | |
4. | Развитие дифференцированных ощущений чувства тяжести (тяжелее - легче). | 1 | |
5. | Взвешивание на ладони; определение веса «на глаз». | 1 | |
8. | Развитие слухового восприятия и слуховой памяти | 5 | |
1. | Определение направление звука в пространстве (справа – слева – спереди – сзади). Дидактическая игра «Догадайся, откуда звук». | 1 | |
2. | Выполнение действий по звуковому сигналу (поворот головы на определенный градус). Дидактическая игра «Прерванная песня». | 1 | |
3. | Различение музыкальных и речевых звуков по высоте тона. | 1 | |
IV четверть | |||
4. | Различение мелодий по темпу; прослушивание музыкальных отрывков. | 1 | |
5. | Развитие чувства ритма. Дидактическая игра «Мы – барабанщики». | 1 | |
9. | Восприятие пространства | 6 | |
1. | Ориентировка в пространстве (в помещении и на улице); вербализация пространственных отношений с использованием предлогов. | 2 | |
2. | Развитие пространственного праксиса; словесный отчет о выполнении задания. | 1 | |
3. | Дидактическая игра «Куда пойдешь, то найдешь». | 1 | |
4. | Моделирование пространственного расположения мебели в комнате. Дидактическая игра «Обставим комнату». | 1 | |
5. | Деление листа на «глаз» на 2 и 4 равные части. | 1 | |
6. | Расположение предметов в вертикальном и горизонтальном полях листа. | 1 | |
7. | Ориентировка на листе бумаги разного размера, прикрепленном к доске (вертикальное расположение листа). | 2 | |
8. | Расположение предметов и их расположение на поверхности парты. | 1 | |
10. | Восприятие времени | 8 | |
1. | Определение времени по часам. | 2 | |
2. | Длительность временных интервалов (1 секунда, 1 минута, 5 минут, 1 час). | 2 | |
3. | Дидактическая игра «Успей за 1-2-5 минут». | 1 | |
4. | Объемность времени (сутки, неделя, месяц, год). | 1 | |
5. | Времена года, их закономерная смена. Дидактическая игра «Когда это бывает». | 1 | |
11. | Диагностика учащихся | 2 |
Развитие психомоторных и сенсорных процессов – 4 класс
(календарное планирование)
№ | Темы занятий | Кол-во часов | Дата |
1 четверть | |||
1. | Обследование вновь принятых детей | 1 | |
2. | Развитие групповой и мелкой моторики; графомоторных навыков | 10 | |
1. | Развитие согласованности движений на разные группы мышц (по инструкции педагога). | 2 | |
2. | Соотношение движений с поданным звуковым сигналом (один хлопок - бег, два хлопка - бег назад, т.д.). | 1 | |
3. | Выполнение целенаправленных действий по трехзвенной инструкции педагога (поворот направо – два шага вперед – один шаг назад); словесный отчет о выполнении. | 1 | |
4. | Совершенствование точности мелких движений рук (мелкая мозаика, «Лего», соединение колец в цепочку). | 2 | |
5. | Графический диктант с усложненными заданиями. | 1 | |
6. | Вычерчивание геометрических фигур (окружность, квадрат, треугольник). | 1 | |
7. | Дорисовывание симметричной половины изображения. | 1 | |
8. | Вырезание ножницами «на глаз» изображений предметов (елочка, снежинка, яблоко). | 1 | |
3. | Тактильно – двигательное восприятие | 5 | |
1. | Тонкая дифференцировка предметов на ощупь по разным качествам и свойствам (выпуклый, вогнутый, колючий, деревянный, горячий). | 1 | |
2. | Закрепление тактильных ощущений при работе с пластилином и глиной. | 1 | |
3. | Игра «Волшебный мешочек» (с мелкими предметами). | 1 | |
4. | Игры с мелкой мозаикой. | 2 | |
4. | Кинестетическое и кинетическое развитие | 4 | |
1. | Сочетание движений и поз различных частей тела (по инструкции педагога); вербализация поз и действий. | 1 | |
II четверть | |||
2. | Упражнения на расслабление и снятие мышечных зажимов. | 2 | |
3. | Воображаемые действия (вдеть нитку в иголку, подбросить мяч, наколоть дров, прополоскать белье). | 1 | |
5. | Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов | 12 | |
1. | Группировка предметов по самостоятельно выделенным двум признакам; обозначение словом. | 1 | |
2. | Сравнение и группировка предметов по форме, величине и цвету. | 2 | |
3. | Составление сериационных рядов по самостоятельно выделенным признакам из 4-5 предметов. | 1 | |
4. | Использование простых мерок для измерения и сопоставления отдельных параметров предметов (по длине, ширине, высоте). | 1 | |
5. | Цветовой спектр. Смешение цветов (оттенки). | 2 | |
6. | Определение постоянных цветов. Дидактическая игра «Назови цвет». | 1 | |
7. | Конструирование сложных форм предметов («Технический конструктор», мелкие пазлы). | 2 | |
8. | Узнавание предметов по одному элементу. | 1 | |
9. | Узнавание предметов по словесному описанию. Дидактическая игра «Узнай по названию». | 1 | |
III четверть | |||
6. | Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти | 7 | |
я1. | Нахождение отличных и общих признаков на наглядном материале (сравнение 2-3 предметов/сюжетных/картинок). | 2 | |
2. | Нахождение «нелепиц» на картинках. | 1 | |
3. | Дидактическая игра «Лабиринт». | 1 | |
4. | Тренировка зрительной памяти. Дидактическая игра «Нарисуй по памяти». | 1 | |
5. | Профилактика зрения. Гимнастика для глаз. | 2 | |
7. | Восприятие особых свойств предметов | 8 | |
1. | Развитие дифференцированных осязательных ощущений (сухое – влажное – мокрое, т.д.); их словесное обозначение. | 1 | |
2. | Температура. Градусники для измерения температуры тела, воды, воздуха. | 2 | |
3. | Восприятие дифференцированных вкусовых ощущений (сладкий – слаще, кислый – кислее, т.д.); словесное обозначение. | 1 | |
4. | Дифференцированное восприятие ароматов (запах фруктов, цветов, парфюмерии). Дидактическая игра «Угадай предмет по запаху». | 1 | |
5. | Упражнения в измерении веса предметов на весах. | 1 | |
6. | Определение противоположных качеств предметов (чистый – грязный, темный – светлый, вредный – полезный). | 1 | |
7. | Определение противоположных действий, совершаемых с предметами (открыть – закрыть, расстегнуть – застегнуть, одеть – раздеть). | 1 | |
8. | Развитие слухового восприятия и слуховой памяти | 6 | |
1. | Различение звуков по длительности и громкости (неречевых, речевых, музыкальных). | 1 | |
IV четверть | |||
2. | Дифференцировка звуков по громкости и по высоте тона (неречевых, речевых, музыкальных). Дидактическая игра «Определи самый громкий /высокий/звук». | 1 | |
3. | Развитие слухомоторной координации. Дидактическая игра «Запрещенный звук». | 1 | |
4. | Определение на слух звучания различных музыкальных инструментов. Дидактическая игра «Угадай, что звучит». | 1 | |
5. | Формирование чувства ритма. Игровые упражнения. | 1 | |
6. | Дидактическая игра «Угадай по голосу» (ребенок, взрослый, пожилой, измененный голос ребенка). | 1 | |
9. | Восприятие пространства | 6 | |
1. | Ориентировка в помещении и на улице по словесной инструкции. | 1 | |
2. | Определение расположения предметов в ближнем и дальнем пространстве. | 1 | |
3. | Моделирование расположения предметов в пространстве; вербализация пространственных отношений. | 1 | |
4. | Моделирование пространственных ситуаций по инструкции педагога (расстановка мебели в кукольной комнате). | 1 | |
5. | Ориентировка на листе бумаги разного формата (тетрадный, альбомный, ватман) и по-разному расположенного (горизонтально, вертикально, под углом). | 1 | |
10. | Восприятие времени | 7 | |
1. | Определение времени по часам. | 2 | |
2. | Длительность временных интервалов. Дидактическая игра «Береги минутку». | 1 | |
3. | Работа с календарем и моделью календарного года. | 1 | |
4. | Дидактическая игра «Когда это бывает». | 1 | |
5. | Последовательность основных жизненных событий. | 1 | |
6. | Возраст людей. | 1 | |
11. | Диагностика учащихся | 2 |
Список литературы
- Алябьева, Е.А. Психогимнастика в детском саду / Е.А. Алябьева
// Методические материалы в помощь психологам и педагогам. - М. : Изд-во Сфера, 2005. – 87 с.
- Алябьева, Е.А. Психогимнастика в начальной школе / Е.А. Алябьева
// Методические материалы в помощь психологам и педагогам. - М. : Изд-во Сфера, 2003. - 94 с.
- Воронкова, В.В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе /В.В. Воронкова //Книга для учителей. – М. : Из-во Школа – пресс, 1994. – 407 с.
- Вейзман, Н.П. Психомоторика умственно отсталых детей / Н.П. Вейзман. – М. : Из-во Аграф, 1997. – 127 с.
- Гаврина, С.Е. Развиваем руки – чтобы учиться и писать, и красиво рисовать / С.Е. Гаврина, И.Л. Кутявина // Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль : Из-во Акадкмия развития, 2007. – 185 с.
- Гафиатулина, Н.Х. Настольная книга школьного психолога, учителя начальных классов / Н.Х. Гафиатулина, А.В. Роженко //Психологические подсказки. – Ростов- на-Дону : Из-во Феникс, 2009. – 283 с.
- Психокоррекционная и развивающая работа / В.И. Дубровина, А.Д. Андреева, Е.Е. Данилова, Т.В. Вохмянина; под ред. В.И. дубровиной. – М. : Из-во Академия, 2001. – 160 с.
- Удалова, Э.Я. Программа курса коррекционных занятий / Э.Я. Удалова, Л.А. Метиева // Развитие психомоторных и сенсорных процессов для учащихся 1-4 классов специальных (коррекцонных) образовательных учреждений VIII вида. Из-во Коррекционная педагогика, №3(9), 2005.
- Нижегеродцева, Н.В. Психолого – педагогическая готовность ребенка к школе / Н.В. Нижегородцева, В.Д. Шадриков // Пособие для практических психологов, педагогов и родителей. - М. : Из-во Владос, 2001. – 185с.
- Рогов, Е.И. Психология познания. / Е.И. Рогов. – М. : Из-во Владос, 1998. – 289 с.
- Фопель, К. Энергия паузы. /К. Фопель. // Психологические игры и упражнения. – М. : Из-во Генезис, 2001. – 178 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа "Развитие психомоторных и сенсорных процессов", 1-4 классы
Современные требования общества к развитию детей, имеющих отклонения в развитии, диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывая степень тяжести их дефекта, сост...
Календарно-тематическое планирование "Развитие психомоторных и сенсорных процессов"
Календарно-тематическое планирование по программе "Развитие психомоторных и сенсорных процессов" для 3-4 классов...
Урок по предмету «Развитие психомоторных и сенсорных процессов" тема " Восприятие особых свойств предмета".
На уроке учащиеся закрепляют умения давать полную характеристику предмета, указывая его поверхность, вкус, запах, цвет. Создаются условия , способствующих формированию навыка сотрудничества, формирова...
Рабочая программа по предмету "Развитие психомоторных и сенсорных процессов" (2 класс)
Рабочая программа для 2 класса по учебному предмету «Развитие психомоторных и сенсорных процессов» образовательной области «Коррекционные технологии» составлена в соответствии ...
Статья "Использование ИКТ на занятиях игротерапии как средство формирования психомоторных и сенсорных процессов обучающихся с интеллектуальными нарушениями"
Статья предназначена для учителей начальных классов коррекционных школ для детей с ограниченными возможностями здоровья....
Рабочая программа коррекционного курса «Развитие психомоторных и сенсорных процессов» 3 - 4«Б» классов по адаптированной основной общеобразовательной программе
Данная рабочая программа является коррекционной для обучения обучающихся 3-4 классов с умственной отсталостью, составлена с учет...
Презентация к уроку «Развитие психомоторных и сенсорных процессов».
Презентация к уроку «Развитие психомоторных и сенсорных процессов» на тему :Группировка предметов по форме....