ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ
консультация по теме
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
« Экзамен – лат. испытанье; предложенье вопросов, для узнания степени чьих-либо сведений». В.И. Даль. «Экзамен – проверочное испытание по какому-нибудь учебному предмету». С.И. Ожегов
ЭТО ВЫПУСКНЫЕ ЭКЗАМЕНЫ ПО ОТДЕЛЬНЫМ ПРЕДМЕТАМ, КОТОРЫЕ ДОЛЖНЫ СДАВАТЬ ВСЕ ВЫПУСКНИКИ ПОЛНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ. ЕДИНСТВО ЭТИХ ЭКЗАМЕНОВ ОБЕСПЕЧИВАЕТСЯ ТЕМ, ЧТО: А) ИХ РЕЗУЛЬТАТЫ ОДНОВРЕМЕННО УЧИТЫВАЮТСЯ В ШКОЛЬНОМ АТТЕСТАТЕ И ПРИ ПОСТУПЛЕНИИ В ВУЗЫ, Б) ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЭТИХ ЭКЗАМЕНОВ НА ВСЕЙ ТЕРРИТОРИИ РОССИИ ПРИМЕНЯЮТСЯ ОДНОТИПНЫЕ ЗАДАНИЯ И ЕДИНАЯ ШКАЛА ОЦЕНКИ, ПОЗВОЛЯЮЩАЯ СРАВНИВАТЬ ВСЕХ УЧАЩИХСЯ ПО УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ. Единый государственный экзамен –
Психологическая готовность выпускника – это сформированность психических процессов и функций, личностных характеристик и поведенческих навыков, обеспечивающих успешность при сдаче ЕГЭ.
Психологические трудности ЕГЭ Познавательные Личностные Процессуальные
Познавательные трудности: Причины познавательных трудностей : Недостаточный объем знаний Недостаточная сформированность навыков работы с тестовыми заданиями Неспособность гибко оперировать системой учебных понятий предмета Необходимые психические функции Высокая мобильность, переключаемость. Высокий уровень организации деятельности. Высокая и устойчивая работоспособность. Высокий уровень концентрации внимания, произвольности. Четкость и структурированность мышления, комбинаторность Сформированность внутреннего плана действий
Личностные трудности Причины личностных трудностей Недостаток информации о процедуре Отсутствие возможности получить поддержку взрослых Виды личностных трудностей: Повышенный уровень тревоги «Мифология» (нереалистические убеждения и предрассудки о ЕГЭ) Неадекватная самооценка
Процессуальные трудности Причины трудностей: недостаточное знакомство с процедурой экзамена отсутствие четкой стратегии деятельности. Виды трудностей: Трудности, связанные со спецификой фиксирования ответов. Трудности, связанные с ролью взрослого. Трудности, связанные с критериями оценки.
ГОТОВНОСТЬ К ЕГЭ Познавательный компонент (как результат обучения в школе): - Высокая мобильность, переключаемость. - Высокий уровень организации деятельности. - Высокая и устойчивая работоспособность. - Высокий уровень концентрации внимания, произвольности. - Четкость и структурированность мышления, комбинаторность - Сформированность внутреннего плана действий Личностный компонент: - Наличие собственного адекватного мнения о ЕГЭ - Самооценка – умение адекватно оценить свои знания, умения, способности - Самостоятельность мышления и действия, целеустремленность Процессуальный компонент: - Знакомство с процедурой - Навык работы с тестовыми материалами - Умение устанавливать контакты в незнакомой обстановке и с незнакомыми людьми
Психологическое сопровождение подготовки к ЕГЭ будет эффективным, если в нем будут задействованы все субъекты учебного процесса: - учащиеся, - родители, - педагоги
Задачи психологической работы с учащимися : Познавательные трудности Формирование необходимых психических функций с помощью психогимнастических игр и упражнений Личностные трудности Снижение уровня тревоги до оптимального, формирование адекватных установок Процессуальные трудности Помощь в выработке индивидуальной стратегии деятельности и овладении особенностями процедуры ЕГЭ
Формы работы психолога с детьми: Групповые занятия – практикумы Игры – драматизации (овладение процедурой ЕГЭ на симулированном материале) Индивидуальные консультации Формулировка рекомендаций
Пример симулированного материала А1. У кого из литературных персонажей в голове были одни опилки: 1)Карлсон 2) Винни-Пух 3) Гарри Поттер 4) Курочка Ряба А2. Как долго просидел на печи Илья Муромец: 1)До совершеннолетия 2) С первого до одиннадцатого класса 3) Тридцать лет и три года 4) Пока не закончился полевой сезон А3. На каком музыкальном инструменте играл Шерлок Холмс: 1) Гармонь 2) Балалайка 3) Виолончель 4) Скрипка А4. С помощью какого оружия искал себе невесту Иван-царевич: 1) Танк Т-34 2) Лук со стрелами 3) Автомат Калашникова 4) Меч-кладенец
СПИСОК УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ Академия наследников престола: - факультет управления государством – 38 баллов - факультет руководства королями (только для принцесс) – 24 балла Школа чародейства и волшебства: - факультет чёрной и белой магии – 10 баллов - факультет знахарства и шаманства – 12 баллов Университет алхимии и метафизики: - факультет производства золота – 33 балла - факультет абсолютной истины – 39 баллов Высшая школа графоманства: - факультет болтологии – 7 баллов - факультет рифмоплетения – 17 баллов
Возможное содержание групповых занятий: Ознакомление с сущностью, процедурой и спецификой ЕГЭ Осознание индивидуального стиля деятельности и выработка личной стратегии подготовки к ЕГЭ и поведения во время экзамена Освоение простейших релаксационных техник (аутотренинг и т.д.)
Разработка индивидуальной стратегии подготовки: Анализ особенностей учебной деятельности (диагностика, самоанализ, экспертные оценки) Выделение «места наименьшего сопротивления» Разработка адресных рекомендаций для выпускника, родителей, педагогов
Программа групповых занятий по подготовке выпускников к ЕГЭ (М.Ю. Чибисова) Темы занятий: Занятие 1,2 «Что такое Единый государственный экзамен?» Занятие 3 «Индивидуальный способ деятельности» Занятие 4 «Мой учебный стиль» Занятие 5 «Как справиться со стрессом на экзамене?» Занятие 6 «Уверенность на экзамене» Занятие 7 «Моя ответственность на экзамене» Занятие 8 «Сдаём ЕГЭ»
Структура занятий: 1. Разогрев. Настрой на работу. 2. Презентация темы. 3. Информирование. 4. Проигрывание. 5. Рефлексия. Завершение занятия.
Направления работы с родителями: Повышение осведомленности родителей и формирование реалистичной картины экзамена Снижение родительской тревоги
Формы работы с родителями Фронтальные: тематические родительские собрания, практикумы Индивидуальные: консультации (в том числе совместные с выпускником)
Направления работы с педагогами: Обсуждение и коррекция нереалистических установок. Взаимодействие в разработке индивидуальной стратегии подготовки (учитель - эксперт). Ознакомление педагогов с психологической спецификой ЕГЭ в целом и трудностями отдельных групп выпускников. Взаимодействие в поиске эффективных методов формирования необходимых психических функций.
Литература Чибисова М.Ю. Единый государственный экзамен: психологическая подготовка. М., «Генезис», 2004. Чибисова М.Ю. Психологическая подготовка к ЕГЭ. Работа с учащимися, педагогами, родителями. М.,«Генезис», 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
заявление родителей на психологического сопровождение
Я долго думала над бланком заявления от родителей на согласие или отказ на психологическое обследование учащихся. Все требуют, но никто толком не знает. Понимаю как долго и трудно объяснять каждому ро...
Психологическое сопровождение учащихся начальной школы как фактор сохранения психологического здоровья
Отчет психолога...
Психологическое сопровождение учащихся. "Готовность к школе, как психологический феномен."
Для того чтобы ученик ощущал себя в школе комфортно, проводим психологическое сопровождение учащихся, даём информацию родителям об обучении ребёнка планированию своих действий.По результатам мониторин...
Преемственность психолого-педагогического сопровождения обучающихся в детском саду и школе. Психологическое сопровождение учащихся в адаптационный период в соответствии с ФГОС НОО
В данной статье описывается опыт работы по преемственности между детским садом и школой, а так же дальнейшее психологическое сопровождение обучающихся по адаптации к школе. Статья будет полезна для мо...
Тема: Индивидуальный маршрут психологического сопровождения учащихся с ограниченными возможностями здоровья, направленный на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребёнка.
Чтобы знать, чему обучать, и найти наилучшие методы и приемы воспитания и обучения, олигофренопедагогу необходимо знать особенности психики учеников вспомогательной школы, т е. знать психологию умстве...
Рабочая программа. психологического сопровождения учащегося с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР) по курсу «120 уроков психологического развития младших школьников» для обучающихся 1-4 класса.
Позновательно - линостное развитие школьников, на котором формируются умения осуществлять различные умственые действия....
Коррекционно-развивающая программа психологического сопровождения детей с ОВЗ «Психологическая коррекция» 1-4 класс
Цель коррекционно-развивающей программы: формирование психологического базиса для полноценного развития личности ребенка, создание зоны ближайшего развития для преодоления недостатков интеллектуальной...